Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

28.08.2003 11:48Тезисы выступления губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева в Госстрое России на заседании коллегии с повесткой дня: "О состоянии строительства и перспективах развития метрополитена в городах Российской Федерации"

Строительство Нижегородского метрополитена началось в 1977 году. Постановление о строительстве метрополитена в г. Горьком принято Советом министров СССР 15 июля 1977 года.

На сегодняшний день в городе эксплуатируется две линии метрополитена общей протяженностью 17 км с 13-ю станциями.

Нижегородский метрополитен предусматривает свое дальнейшее развитие в четырех направлениях:

- Автозаводское, Сормовское, Мещерское и Горьковское (Нагорная часть).

Каждое направление является дополнением к общей схеме линии метрополитена Нижнего Новгорода и решает транспортную задачу города. Все действующие станции расположены в Заречной части города, поэтому остаются проблемы для населения при поездках в административно-культурный и деловой центр города, расположенный в Нагорной части. Наиважнейшей задачей является задача выхода метрополитена в Нагорную часть. Продление Автозаводской линии метрополитена от ст. "Московская" до "Горьковская" позволит решить задачу и связать Заречную и Нагорную часть города. При условии выхода метро в Нагорную части резко возрастает доля пассажироперевозок, осуществляемых метрополитеном, снижается его убыточность на 30 %, появляется возможность решить острую транспортную проблему, связанную с доставкой пассажиров в административно-культурный центр города из спальных и промышленных районов Заречной части города

В настоящее время действующие линии обслуживают 12,5% пассажиропотоков, при вводе в эксплуатацию только одной "нагорной" станции "Горьковская" доля пассажиров, обслуживаемых метрополитеном, возрастет до 25-30%. Ввод в эксплуатацию метромоста существенно (на 15- 20 %) снизит нагрузку на существующие мосты, которые на сегодняшний день уже не справляются с транспортным потоком. Кроме того, строительство первой в Нагорной части города станции метро "Горьковская" открывает перспективы его дальнейшего развития в этом направлении - это строительство станций "Оперный театр" и "Сенная", а в отдаленном будущем - выход в жилые массивы Нагорной части города.

Вторым важным направлением развития нашего метрополитена является строительство Сормовско-Мещерской линии, особенно ее Мещерского направления. Развитие метро в сторону Сормово и Мещерского озера в перспективе свяжет густонаселенные районы с центром города и между собой. Строительство же станции "Ярмарка" на Мещерском направлении и перенос на нее оборота поездов Сормовской линии позволит восстановить нормальную правостороннюю схему движения поездов на участке от ст. "Московская" до ст. "Буревестник", на котором движение в настоящий момент осуществляется по временной левосторонней схеме. Проблема левостороннего движения на Сормовской линии особенно остро заявит о себе при открытии сквозного движения поездов Автозаводской линии через ст. "Московская" до ст. "Горьковская", в этом случае оборот поездов Сормовской линии на ст. "Московская" станет невозможным. На этом о перспективах развития метрополитена можно закончить.

Оценивая текущее состояние дел со строительством метрополитена, следует отметить, что в связи с ограниченным финансированием из бюджетов всех уровней строительство в последние 3 года велось только на Автозаводско-Горьковской и Сормовской линии метрополитена, В сентябре прошлого года пущена в эксплуатацию станция "Буревестник" Сормовской лилии.

На продлении Автозаводской линии метрополитена до ст. "Горьковская" велось строительство совмещенного моста, в настоящий момент возведены все русловые опоры, и можно начать монтаж пролетного строения. Областной бюджет планирует выделить на строительство моста и линии метрополитена в 2003 году 250 млн. рублей. Это позволит уже в текущем году приступить к монтажу пролетного строения и смонтировать его в первом русловом пролете между опорами №6 и №7. Наиважнейшей задачей по строительству моста и метро сегодня является расширение фронтов работ на берегах, что возможно только при условии расселения жителей из домов, подлежащих сносу и переносу действующего производства Нижегородского комбината хлебопродуктов на вновь построенные площади.

Освоение капитальных вложений по Автозаводской линии на 01.08.2003г. составляет 726,8 млн. рублей, из них профинансировано 609,5 млн. рублей, из средств федерального бюджета выделено 137,1 млн. рублей или 22,4 %, из средств областного и городского бюджетов выделено 472,4 млн. рублей или 77,6 %.

В марте этого года комиссией Госстроя утверждена технологически обоснованная потребность на строительство Нижегородского метрополитена на 2004 год 1 млрд. 200 млн. рублей. B том числе доля Федерального бюджета предусматривается в объеме 240 млн.рублей. На эти средства по Автозаводско-Горьковской линии планируется закончить работы по сооружению тоннелей метро до левобережного портала (0.3 км.), начать монтаж пролетного строения, развернуть работы по сооружению портальных площадок, начать строительство станции "Горьковская", продолжить рабочее проектирование. На 2004 год запланирован, при условии выполнения планов по финансированию, ввод в эксплуатацию пускового участка Мещерской линии от ст. "Московская" до ст. "Ярмарка", что решит вышеназванные технологические проблемы по организации движения поездов и увеличит пассажиропоток на метрополитене.

Должен отметить, что в городе удалось сохранить производственный потенциал для обеспечения строительства метрополитена и метромоста через р. Оку. Практически все вопросы по разработке проектной документации решены.

Таким образом, при очень высокой капиталоемкости строительства метрополитена, основной проблемой является недостаточное финансирование. Правительство Ннжегородской области предлагает принять следующие решения на Федеральном уровне:

1. Передать функции Государственного 3аказчика по метростроению Госстрою России.

2. Откорректировать федеральную "Программу развития метрополитена до 2015 года" с целью придания ей статуса целевой федеральной адресной инвестиционной программы.

3. Восстановить порядок финансирования строительства метрополитена в пропорциях:

- бюджет Субъекта Федерации - 50%

- Федеральный бюджет - 50%

При существующем порядке финансирования из запланированных на 2004 год 1 200 млн. рублей доля субъекта федерации (960млн.рублей) тяжело выполнима. Предельной, но реальной возможностью для области является выделение в 2004 году на метростроение 600 млн. рублей.

Дата создания страницы: 28.08.2003
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet