Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

19.02.2009 15:01Николай Сатаев: «Чтобы справиться с кризисом, надо поддерживать друг друга»

– В эфире ННТВ программа «Действующие лица». Гость студии –министр промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Сатаев, здравствуйте. На правах старого знакомого, а знакомы мы с вами с прошлого тысячелетия, хотел бы задать пару почти личных вопросов. Министром промышленности хорошо, наверно, быть тогда, когда эта самая промышленность на подъеме, ВВП «прет, как на дрожжах». Это картина не сегодняшнего дня. Вам кабинет главы администрации Канавинского района не снится?

– Если сказать откровенно, мне сейчас друзья и знакомые соболезнуют, говорят: «Николай Петрович, ну ты «попал». Но я считаю, что именно в такой ситуации, когда есть определенные трудности, когда мобилизуешь себя, появляется возможность решения конкретных задач, а именно помочь предприятиям, помочь Нижегородской области. А что касается Канавинского района, то, откровенно говоря, немножко больно от того, что там происходит, но это уже отдельная тема…

–В бытность Вашу главой района за Вами закрепилась репутация человека крутого нрава. Вы на новом месте с директорами заводов ведете себя так же жестко или «бронепоезд теперь на запасном пути»?

– Когда я возглавил министерский коллектив, я ни одного человека не уволил, но были моменты, когда налагал различные взыскания. А с директорским корпусом я тоже «миндальничать» не собираюсь. Есть правила игры, есть определенные отношения. Если человек стремится к тому, чтобы «поднять» свое предприятие, дать людям работу – это одно. В этом случае ему будет определенная помощь на всех уровнях, в том числе от Правительства области. А если  видно, что человек пытается каким-то образом увести активы, обанкротить предприятие, то там другой разговор…

– Видно, что настрой у Вас боевой. Это, в общем, радует. Теперь, собственно, о ситуации в промышленности. Показатели 2008 года, несмотря на достаточно  минорную его концовку, в целом оказались все-таки достаточно неплохими, я не ошибаюсь?

– Если оценивать ситуацию по результатам работы в 2008 году, то в ПФО по индексу физического объема в натуральном выражении мы оказались внизу, а что касается показателей в финансовом выражении, то мы заняли первое место. В общем и  целом было выпущено продуктов на  624,4 млрд. руб. Увеличение произошло примерно на 19%, на 67млдр. руб., я  думаю, что это достаточно хороший показатель.

Что касается индекса физического объема, то ситуацию «подкосили» две отрасли: это производство автомобилей и металлургия.

И, конечно, самая главная причина – с июля у нас этот показатель начал снижаться по предприятиям «Группы ГАЗ»: это и сам автомобильный завод, это Павловский автомобильный завод, это смежники, которые насчитывают на территории Нижегородском области порядка 300 предприятий, которые обслуживают «ГАЗ» за пределами области.

– Поскольку Вы сами уже об этом заговорили, давайте поговорим про ГАЗ. Это крупнейшее наше предприятие, с которым в связке работает целый кластер. На сегодняшний день, особенно после того, как на федеральном уровне рассматривались меры поддержки, что можно сказать о перспективах и что именно ГАЗ получит от государства в качестве помощи?

– Мы действительно обеспокоены ситуацией. Она находится под контролем Губернатора Валерия Шанцева. В прошлом году, как Вы знаете, ГАЗ прекратил выпуск «Волг» и перешел на автомобиль «Волга-Сайбер»…

– В общем, не самый удачный момент для перехода получился…

– Да, неудачный момент перехода... Но, с другой стороны, кризис сказался на дилерах, на покупательской способности. Банки сразу же «обрезали» автокредиты, и, естественно, выпуск наших любимых «ГАЗелей», «Соболей» у нас резко снизился, к концу года, конечно, это цифра достигла самого низкого уровня. В общем, это боль наша и, конечно, это сказалось на ситуации в коллективе. Люди стали работать три дня в неделю, многие были отправлены в отпуска. Ситуация достаточно сложная. До сих пор там происходят сокращения. Хочу сказать, что по итогам текущей недели сокращено около 450 человек, а по итогам прошлой недели точно такая же цифра. Вот такой темп сокращений на автомобильном заводе в первом квартале 2009 года. Они планировали сократить 1200 человек, то есть они эту цифру выдерживают. Мы эту ситуацию держим под контролем.

– А как с господдержкой?

Поддержка на федеральном уровне продекларирована, прошло совещание на уровне правительства РФ у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Как раз рассматривались вопросы оказания помощи Горьковскому автомобильному заводу. Во-первых, сначала был проведен анализ ситуации, потом уже намечены принимаемые меры. Для решения проблем ГАЗа необходимо порядка 36 млрд. руб. Как таковых денег не дали…

– ГАЗ в основном, по-моему, просил пролонгировать кредиты?

– Кредиты пролонгировать, да. На первый квартал была определенная договоренность, с участием Губернатора эти договоренности были достигнуты. Пока поступлений нет. Также было принято решение по использованию векселей Горьковского автозавода.

Но самым главным, действенным решением, я считаю, возможность осуществления государственных заказов для всей России именно на продукцию ГАЗа. На данном этапе заказы размещены на 12,5 млрд. руб. от различных министерств и ведомств на ту продукцию, которая есть на ГАЗе.

– Что касается смежников, что касается автомобильного кластера, который, как я сказал, во многом завязан на ГАЗ, поставщики комплектующих в каком положении оказались?

– Ситуация достаточно сложная. «Группа ГАЗ» задолжала этим предприятиям значительные суммы. Особую боль у нас вызывает ситуация с задолженностью перед теми предприятиями, на которых работают инвалиды. Сумма задолжности составляла 200 млн. руб. Она, к счастью, к чести руководства ГАЗа, господина Занозина, еженедельно выплачивается. Это нас радует, то есть определенное понимание достигнуто. 

Что касается многих, то они находятся в достаточно сложной ситуации. Взять, например, предприятия Сосновского района. Там 5 предприятий работают на автозавод… Они работали не на один ГАЗ, но и на ВАЗ, и на КАМАЗ, на другие предприятия,  хотя и там ситуация не такая простая.

Взять ряд предприятий, в частности, наше нижегородское предприятие «Автокомпонент», достаточно серьезное. Руководство предприятия, предчувствуя сложности, закупило оборудование, подписало контракты с зарубежными фирмами «Фиат», «Рено», расширяло рынок сбыта, причем на достаточно высоком уровне качества…

– По поводу ЗМЗ. У нас в последние годы, каждый новый год на федеральном уровне начинается со скандала – газового конфликта Россия-Украина, а в регионе – Горьковский автомобильный и Заволжский моторный. Областные власти могут как-то повлиять на спор, как это принято говорить, двух хозяйствующих субъектов?

– К сожалению, у нас нет рычагов, чтоб изменить ситуацию, мы не можем повлиять напрямую… Консенсус не найден. Акционеры не могут договориться о цене движка, причем в декабре уже автозавод декларировал требования, чтобы стоимость двигателя, который поставляется на Горьковский автозавод, была снижена на 53%, потом эту цифру снизили или повысили, будем так говорить, до 40%, и до сегодняшней минуты ситуация находится на том же уровне. Если вы не поставляете движки по такой цене, говорят на ГАЗе, то мы не будем вам поставлять отливки, которые идут для двигателя.

Но, к чести управляющей компании, управленцев ГАЗа, есть определенные договоренности и в рамках того же «ПАЗа», движки сейчас очень востребованы. Павловский автобусный завод практически стоит. Отсутствие движков – отсутствие двигателей! Потому что пытались здесь найти некий компромисс, поискать двигатели на стороне. Двигатели Минского моторного завода требовали изменения силового агрегата, коробки передач, заднего моста, а это повлекло бы за собой удорожание автобуса на 250 тыс. руб. Потом  говорят, что мы будем ставить двигатели с Ульяновского моторного завода, который  входит в «Группу ГАЗ». Начали ставить, но покупатели не особо рьяно  отнеслись к этой идее и считают, что двигатели ЗМЗ более надежные, причем гарантия на них распространяется на три года.

Мы с исполнительным директором ЗМЗ, Рухани Константином Джавадовичем, буквально несколько минут назад на эту тему говорили, и он сообщил, что они сейчас пытаются сертифицировать этот двигатель, чтобы гарантия составляла 5 лет. Приходится ЗМЗ свои движки ставить на свои машины – автомобили Ульяновского завода. Вот какой здесь клубок проблем.

– Понятно… Мы говорим, «поддержка автопрома». А автопром – это не единое целое, как в советские времена, а отдельные, причем, частные компании. Ситуация подсказывает, спасутся либо все, либо всем будет очень плохо.

– Да, именно таким образом.

– Вы уже по поводу ситуации на ГАЗе говорили о том, что основная проблема – нехватка денег, кредитов. Деньги, кредиты –  это кровь экономики… Понимают ли это банки, и идут ли они навстречу промышленности и реальному сектору экономики?

В конце 2008 года кризис начался с банковской системы. Мы оказывали содействие банкам, чтобы остановить отток средств. Теперь банковского кризиса нет, но банки подняли кредитные ставки. Предприятиям стало сложно кредитоваться. Не будет предприятий, не будет кредитов – не будет и прибыли банков, значит, банки сами могут оказаться в сложном положении. Здесь одно цепляется за другое.

На федеральном уровне в некоторые банки поступила поддержка, размер различный, но я хочу сказать, это достаточно инертный процесс происходил. На сегодняшний день есть определенная договоренность. Мы приглашаем предприятия, банки и между ними находим компромисс, помогаем договориться. Сейчас банкам необходимо повернуться лицом к предприятиям.

– Надеюсь на то, что, в конце концов, на валюте уже наигрались…

– Деньги никогда не бывают лишними, кто-то наигрался, кто-то, может, еще не проникся ситуацией. Но, по крайней мере, банки тоже должны понимать, если они также будут задирать процентную ставку, также будут требовать, условно говоря, залога имущества не только акционеров, но и исполнительных директоров, то это ни к чему хорошему не приведет.

– Все в одной лодке плывут.

– Да, нужно держаться и поддерживать друг друга на солидарном уровне, для того, чтобы выжить в данной ситуации.

– Про автопром мы поговорили. Вы в самом начале программы обмолвились о сложном положении, в котором оказалась металлургия. У нас есть такой гигант, как Выксунский металлургический завод. Как обстоят дела, есть ли заказы, каковы перспективы?

– Буквально неделю назад я был на ВМЗ, изучал ситуацию, анализировал, почему нас Выкса «потянула назад» в 2008 году по индексу физического объема. Но хочу сказать, что все-таки они вышли на уровень роста, выше 100%, но это не спасло ситуацию.

В настоящее время по январю работа ведется в цехах труб большого диаметра, колесный цех работает достаточно неплохо, другие цеха пока «подтягиваются», рабочая сила переведена сюда, есть заказы по трубам большого диаметра – это проект «Норд Стрим», это проект «Средняя Азия- Китай». Здесь мы видим, что, по крайней мере, до сентября, и, в общем-то, до конца года запас есть.

Что касается железнодорожных колес, то, к сожалению, на 2009 год планка у них чуть ниже даже по сравнению с 2008 годом. Это зависит, конечно, от заказчика – ОАО «РЖД». Транспортные перевозки снижены на достаточно высокий процент. Но в целом мы видим, что Выкса работает достаточно устойчиво и есть надежда, что она будет флагманом в металлургии по Нижегородской области.

– Оборонная отрасль. Государственный заказ по ней. Как обстоят дела с ним?

– Я хотел сказать, что с «оборонкой» ситуация не такая простая: к 2008 году у нас были определенные проблемы. Буквально на этой неделе Путин проводил совещание и говорил, что сейчас действительно нужно обращать внимание на «оборонку», особенно повышая качество выпускаемой продукции. Но самая главная проблема, пожалуй, осталась: до сегодняшнего дня не проведены конкурсы по оборонному заказу.

Второй вопрос – это погашение дебиторской задолжности. Мы ситуацию рассматривали. По прямым государственным контрактам министерства обороны заказчики рассчитались полностью. В настоящее время проводится работа по погашению задолженностей между предприятиями-смежниками.

Для осуществления нормальной производственной деятельности предприятий ОПК Правительством  России будет оказываться адресная финансовая и нефинансовая поддержка крупнейшим предприятиям комплекса. Всего в списки оборонных предприятий, которые получат  поддержку на федеральном уровне, вошли 27 предприятий ОПК Нижегородской области. 16 предприятий ОПК получат поддержку на региональном уровне.

Серьезным подспорьем будет то, что министр обороны Сердюков приезжает в Нижегородскую область, на следующей неделе он уже будет здесь и эти вопросы мы будем поднимать.

Мы сейчас обращаемся и в Государственную думу РФ, и в Счетную палату РФ с тем, чтобы они разобрались в ситуации: почему деньги зажимаются, на каком этапе деньги ушли, «зависли»...

– Еще одна отрасль. Если для автопрома и металлургии времена непростые только наступили, то легкая промышленность, по-моему, перманентно в непростой ситуации находится и как бы ее эта волна окончательно не «накрыла»…

– В общем, да, здесь ситуация непростая. Когда я вступил в должность полгода назад, для меня главная проблема была в легкой промышленности. Оказалось, что цены на энергоносители, в частности по электроэнергии, возросли в три раза, с двух рублей с небольшим буквально цена за 1кВт достигла в августе 7 руб. 14 коп.

– Да и уже не скажешь, что во всем виноват Чубайс…

– Да. Мы подробно разбирались с этой ситуацией, проводили совещания, приглашали сбытовую компанию. К счастью, сейчас эта цифра снизилась до 4 с небольшим рублей, но, по крайней мере, пока эта проблема существует. Был сделан перерасчет, но я говорю, конечно, что это и морально, и материально давит на предприятия легкой промышленности.

– Камень на шее…

– Да, камень на шее… Другой вопрос – это заказы. Хочу сказать к чести некоторых банков. Была такая возможность участвовать в оборонзаказе по легкой промышленности. Конкурс провели в декабре. 5% от объема заказа необходимо было проавансировать этим предприятиям, чтобы принять участие в конкурсе. Денег не было, мы обратились к банкам. Они выделили необходимые кредиты, и наши предприятия легкой промышленности смогли  получить заказ.

– Там залоговые платежи были?

– Да. Как раз для участия  в конкурсе. И, по крайней мере, на полгода 2009 года ряд предприятий уже имеет заказ. Мы сейчас декларируем то, чтобы областной государственный заказ размещался именно на нижегородских предприятиях, в том числе, легкой промышленности. Те же валенки, которые выпускаются для наших предприятий жилищно-коммунального хозяйства, дорожных предприятий. Эта наша основная задача.

– Я так понял, не все безнадежно у нас. Ваш прогноз на девятый год?

– Работать, трудиться и друг друга поддерживать.

Если все намеченное будет выполнено теми же темпами, мы должны быть не самыми худшими в округе. Мы должны быть лучшими в ПФО с тем, чтобы наши предприятия служили примером остальным.

Хотелось бы, чтобы некоторые акционеры, собственники перестали «бодаться» и осознали свою ответственность за социальное благополучие в регионе.

Дата создания страницы: 19.02.2009
Дата модификации страницы: 19.02.2009
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet