Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

09.06.2003 15:38"Обеспечение эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства, при обязательной социальной защищенности населения – суть реформы ЖКХ"

Обеспечение эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства, при обязательной социальной защищенности населения – суть реформы ЖКХ

Тезисы выступления министра строительства и ЖКХ Лимаренко В.И. на заседании ОЗС 10 июня 2003 г.

Обеспечение эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства, при обязательной социальной защищенности населения – суть реформы ЖКХ

Процесс преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Нижегородской области идет в полном соответствии с политикой Правительства РФ.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и органы местного самоуправления реализуют государственные и региональные программы, направленные на развитие ЖКХ. Жители области в этом процессе являются главными заинтересованными лицами. От того, насколько население будет заинтересовано в преобразованиях, зависит успех реформы. Именно поэтому, все преобразования, проводимые в ЖКХ, носят ярко выраженный социальный характер,

Суть преобразований - не повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а действия, по стабилизации финансово-экономического состояния отрасли и обеспечению на этой основе эффективной работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, при непременном осуществлении мер социальной защиты населения.

По состоянию на 1 апреля 2003 года все муниципальные образования области довели уровень платежей населения до 90%, а Арзамасский, Богородский, Борский, Кулебакский, Перевозский и г.Арзамас перешли на полное возмещение затрат и в среднем по области этот показатель составляет 91%. Переход на федеральный стандарт позволил предприятиям жилищно-коммунального хозяйства осуществлять текущий расчет с поставщиками энергоресурсов, избежать возможных отключений, обеспечил прохождение отопительного сезона с минимальной аварийностью, а также создал условия для инвестиционной привлекательности отрасли.

При этом для части населения оплата увеличилась, для части населения осталась на прежнем уровне, а у многих семей оплата даже уменьшилась.

Таким образом, решен вопрос о справедливом перераспределении расходов по оплате ЖКХ по социальным группам населения-

При изменении платежей населения за жилищно-коммунальные услуги была активизирована работа по предоставлению семьям с низкими доходами субсидий на их оплату.

В области второй год при расчете величины субсидии применяется дифференцированная шкала доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи. В 2002 году её пределы составляли от 9% до 18%. На 2003 год в связи с заметным ростом ставок оплаты за ЖКУ для населения установлена дифференциация от 5% до 18% (при федеральном стандарте 22%) для районов с 90%-м уровнем платежей населения. Для районов, которые перешли на 100% оплату она более льготная - от 4 до 18%.

На 1 мая текущего года численность субсидируемого населения в области возросла до 25.2% от общего количества семей области, за соответствующий период прошлого года субсидии получали 8.5% населения.

За четыре месяца текущего года начислено субсидий на оплату ЖКУ на сумму - 410,0 млн.рублей, из них 170 млн.руб. г.Н.Новгород.

Для сравнения за четыре месяца 2002 года начислено субсидий на сумму 72,0 млн.руб,.

В законе "О бюджете Нижегородской области на 2003 год" на субсидии предусмотрено 720 млн. руб., из которых 265 млн.руб. предусмотрено межбюджетными отношениями г.Н.Новгороду.

Из федерального Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг область получила в 2002 году 33,8 миллиона рублей. В этом году мы предполагаем, что эта сумма несколько возрастет.

Область участвует в Российском эксперименте по внедрению системы персонифицированных социальных счетов. Реализуется создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые, перечисляются субсидии, а в дальнейшем будут направляться и все виды социальной помощи. Модель перехода на адресное субсидирование и персональные социальные счета уже внедрена в двух муниципальных образованиях: г. Арзамасе и Борском районе.

Предварительные итоги носят позитивный характер. Опасения в том, что население получив деньги со своих счетов, не оплатит жилищно-коммунальные услуги, оказались напрасными. При этом собираемость платежей с населения за ЖКУ не снизилась, количество неплательщиков не увеличилось.

В 2003 году и в дальнейшем основная задача отрасли - выйти на наполненный платеж и создать такие экономические условия для предприятий ЖКХ, которые позволят на 1 рубль произведенных затрат получить 1 рубль возмещения, то есть получить баланс доходов и расходов.

Для анализа финансово-экономических показателей и принятия мер по оптимизации затрат предприятий Минстрой разработал нормативную базу по формированию муниципального жилищно-коммунального бюджета. Муниципальный  жилищно-коммунальный бюджет - это финансово-экономический план жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования.

Муниципальный жилищно-коммунальный бюджет формируется с целью достижения баланса доходов и расходов отрасли ЖКХ на территории муниципального образования, в том числе по расчетным периодам, обеспечения текущих платежей поставщикам жилищно-коммунальных услуг, а также для построения межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами городов, районов области и оценки параметров бюджетного финансирования при формировании консолидированного бюджета по жилищно-коммунальному хозяйству.

Подготовка жилищно-коммунального бюджета области позволит более корректно провести работу по формированию бюджета области на 2004 год в части финансирования ЖКХ, а также даст возможность проводить более точный анализ финансово-экономического состояния ЖКХ районов и городов с последующим принятием соответствующих мер.

Для стабилизации финансового состояния отрасли завершается внедрение "Единой информационной системы управления расчетными операциями в ЖКХ".

Создание этой системы позволит обеспечить прозрачность прохождения финансовых, потоков от потребителей к поставщику услуг, взаимосвязь расчетных операций в ЖКХ с системой персональных социальных счетов и адресного субсидирования населения. Филиалы этой системы уже открыты более, чем в тридцати районах области и охватывают около 60% жилищного фонда области; В 2003 году планируется развернуть эту систему во всех муниципальных образованиях области.

Жилищно-коммунальное хозяйство Нижегородской области является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Областной и местный бюджеты несут значительные расходы по содержанию ЖКХ и оплате за потребленные энергоресурсы, а огромный потенциал энергосбережения в должной мере не используется. В связи с повышением цен на энергоносители проблема энергосбережения становится не только экономической, но и социальной, так как население не способно оплачивать коммунальные услуги в полном объеме.

Одним из важных направлений реально позволяющим уменьшить затраты при производстве видов услуг, является реализация   комплекса энергосберегающих мероприятий, которая приводит к реальному сокращению энергопотребления на 10-20 процентов с эквивалентным сокращением затрат на эти нужды, как из бюджетов, так и собственных расходов граждан.

Правительством области принят ряд нормативных документов, которыми:

- утверждена областная комиссия по отбору проектов по энергоресурсосбережению в ЖКХ и определен порядок и критерии отбора энергосберегающих проектов;

- установлено, что экономия" полученная в результате реализации энергосберегающего проекта, остается у предприятия на срок окупаемости проекта, но не более трех лет;

- предоставлена возможность администрациям районов (городов) области, государственным и муниципальным предприятиям получить кредитные ресурсы и возмещение части процентной ставки по целевым кредитам из областного бюджета (50% заемщик и 50% областной бюджет) на реализацию проектов прошедших отбор на областной комиссии по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В областном бюджете 2003 года предусмотрены средства в размере 9,5 млн. рублей на компенсацию  учетной ставки ЦБ по кредитам коммерческих банков, выдаваемым на реализацию энергоресурсосберегающих проектов. Этот механизм позволяет привлечь от 100 до 150 млн. рублей денежных кредитных ресурсов.

Во исполнение этих постановлений Правительства областной комиссией по отбору проектов по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве в 2002-2003 годах принято и рекомендовано к реализации 50 инвестиционных проектов (по 21 муниципальному образованию) в разрезе 10 целевых областных инвестиционных программ. (Модернизация котельных, в том числе с переводом их на более экономичный вид топлива и современные способы его сжигания; Газовый счетчик; Индивидуальный тепловой пункт на объектах социальной сферы; Установка частотно-регулируемых электроприводов и др.).

Из одобренных проектов 22 находится в стадии реализации, 4 проекта завершены. Финансирование реконструкции и строительства объектов ЖКХ идет за счет собственных средств и кредитных ресурсов.

Одним из факторов, влияющих на эффективность работы предприятий ЖКХ и повышение качества услуг населению, является профессиональный уровень работников отрасли. В свою очередь, этот уровень зависит от размеров оплаты труда.

Среднемесячная заработная плата работников жилищно-коммунального хозяйства за 2002 год составила 2808 руб., при чем ставка рабочего первого разряда в большинстве районов не превышала 600 рублей.

Задолженность по заработной плате работникам отрасли по состоянию на 10.05.2003 составила 106,4 млн.руб. В крупных городах области задолженность составляет около 1,5 мес." лишь в Кулебакском, Арзамасском и Бутурлинском районах она достигает 2,5 мес. На сегодняшний день отсутствует задолженность в Володарском, Лукояновском, Павловском и Сеченовском районах.

В 20 городах и районах области в соответствии с ранее подписанным Соглашением между Министроем Нижегородской области и органами местного самоуправления тарифная ставка рабочего первого разряда доведена до 1000 руб., и это составляет около 75% охвата работающих отрасли.

Сохраняется положительная тенденция сокращения сроков задолженности по выплате заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, где максимальная задолженность составляла б месяцев.

В таких районах, как Гагинский, Городецкий, Лысковский, Краснобаковский, Починковский, г.Дзержинске тарифная ставка рабочего первого разряда составляет 1000 руб. и задолженность не превышает 1,5 месяцев, либо отсутствует (Володарский район).

 

Дата создания страницы: 09.06.2003
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet