Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

06.06.2003 15:44"Вадим Соболев: - Наша главная задача - заставить платить долги"

ВЕСНОЙ текущего года нижегородская общественность с некоторым удивлением обнаружила, что область стоит на пороге грандиозного финансового скандала. В течение нескольких месяцев общественность была взбудоражена муссируемыми в СМИ заявлениями о дефолте области по внешнему долгу и даже о прогнозируемом снижении кредитного рейтинга всей Российской Федерации. О том, что же происходило в марте-апреле на финансовом небосклоне области, наш корреспондент беседует с одним из главных участников решения проблемы Еврозайма — министром финансов Нижегородской области Вадимом Соболевым.

      Вадим Викторович, вы работаете в правительстве области с сентября 2001 года. Скажите, что побудило Вас бросить успешную московскую карьеру, "сесть" на не самый благополучный в финансовом отношении регион и начать разгребать местные завалы?

— Это очень напоминает мне вопрос, который следственная комиссия задавала женам декабристов: что побудило вас ехать в Тобольск, Иркутск и так далее? Несколько странно слышать такой вопрос от нижегородца. Нижегородская область — великолепный регион с точки зрения финансового и экономического потенциала Это я заявляю совершенно откровенно. И занимать здесь должность, имеющую для региона серьезное значение, я почитаю за честь. Не хочу обижать другие регионы, но у Нижнего Новгорода особый размах.

Если говорить совсем честно, то об истинных масштабах того, что предстоит "разгребать", я поначалу не знал. Но у меня в жизни часто происходило так: если куда-то зовут хорошие люди, мне не очень-то важно, что там будет и как будет. Для меня очень важен принцип командности, общего духа, надежного плеча.

А проблемы, стоящие перед Нижегородской областью, действительно оказались довольно крупными. Если область — это большой организм, то его кровеносная система — финансовая отрасль — заблокирована многочисленными тромбами-долгами. Огромная часть моего рабочего времени уходит на решение долговых вопросов, и это, конечно, плохо.

— В чем же причины такого финансового статуса региона? Как получилось, что флагман оборонной промышленности страны, регион с развитой экономической инфраструктурой опустился до положения вечного должника?

В этом вопросе уже содержится ответ. Нижний действительно был флагманом оборонной промышленности в те годы, когда этой отрасли придавалось ключевое значение. В течение последнего десятилетия некоторые почему-то решили, что наши отношения с внешним миром складываются идиллически, врагов у нас нет и оборонные заводы не нужны. С моей точки зрения, решение приостановить государственный оборонный заказ было преступным. Мало того, что огромное количество рабочих и служащих оказалось незанятым, но и с точки зрения геополитики страна потеряла значительную долю влияния. А наш регион лишился возможности зарабатывать: ведь вооружения — это товар, может быть, даже номер один, если не брать в расчет хлеб и мясо.

- Пожалуй, самый тяжелый наш долг на сегодня — выплаты по Еврозайму. Давайте сделаем небольшой экскурс в историю этого кредита?

 

— Не секрет, что в эпоху реформ их авторы стараются использовать по максимуму все существующие передовые возможности. В 1996-1997 годах, когда только-только стали выстраиваться нормальные международные финансовые отношения, были выделены европейские займы Москве и Санкт-Петербургу. Не нужно быть слишком догадливым, чтобы понять, что третьим в списке заемщиков должен был стать Нижний Новгород.

— Буквально по принципу "дают — бери", без какой бы то ни было программы расходования?

— Да. Появилась возможность, которой завтра могло уже не быть — отказались бы кредиторы или деньги взял бы кто-то другой. Видимо, логика берущей стороны была такова: сначала возьмем, а потом заставим здесь всех написать бизнес-планы по освоению средств. Но так не бывает! Когда деньги уже на руках у власти, те, кто приближен к власти, никогда не будут составлять никаких бизнес-планов. Распределение средств было бессистемным, кто-то за их счет решал социальные проблемы, кто-то — политические.

Я меньше всего хочу бросаться упреками и обвинениями, потому что точно не знаю, как бы сам поступил в той ситуации. В тот момент Президент Ельцин жесточайшим образом ставил перед регионами задачу рассчитаться с бюджетниками по зарплате. Слишком велик был соблазн: вот тут огромные долги, а вот тут — живые деньги при отсутствии первоочередных проектов. И было принято решение закрыть долги. С этого момента снежный ком Еврозайма начал расти. Как говорят англичане, "easy come, easy go" — легко пришло, легко ушло. Деньги были получены, что называется, "на реформы"

- Неужели все 100 миллионов долларов были потрачены столь бездарно?

Есть ряд проектов, внутри которых эти средства были освоены грамотно. Например, развитие производства на Павловском автобусном заводе, строительство легкого самолета "Гжель" на "Соколе", пошив пальто на фабрике "Маяк" или расширение ассортимента на Саровском предприятии "Титан". А вот с городом Нижний Новгород воз никли проблемы — грандиозные проекта "Чистая вода" и "Ветхий фонд" оказались нерентабельными.

Я бы хотел подчеркнуть один момент. Еврозайм и ряд других займов привели к формированию среди нижегородской элиты специфического менталитета: я беру и не отдаю и мне за это ничего не будет, более того —" еще и завтра возьму, а если власть попытается что-то против этого возразить, то у меня есть рабочие, есть газеты и ряд других "дубин", которые можно использовать. Лично мне этот "эффект" не нравится больше всего.

Первые переговоры, которые я в качестве министра вел с руководителями местные предприятий, меня попросту шокировали, Со мной разговаривали так, как будто я прошу явно не то, что нужно. На заседании Законодательного собрания запросто мог встать депутат и открытым текстом заявить: "А почему это мы должны этот долг отдавать? Иностранцы-буржуи — они и так богатые, а у нас денег нет. Почему мы должны за них отдуваться?" Поэтому заставить платить долги — это сейчас одна из генеральных задач нижегородских финансистов, политиков, а может быть, даже и психиатров...

— .Каковы были действия Вашего министерства в столь непростой ситуации?

Напомню, что после первой реструктуризации мы должны были выдать держателям евробондов 119 миллионов долларов плюс около 30 миллионов долларов по купонным платежам. К апрелю ситуация стала пиковой, и мы рассматривали два базовых варианта дальнейших действий. Первый — рефинансирование долга за счет кредитов, займов и ссуд, второй — выпуск собственного облигационного займа. Увы, но отношение крупных банков и финансовых компаний к региону оказалось таким, что выгодных кредитов нам никто не предложил. Все предложения описывались формулой "мало денег — много процентов", поскольку банки видели за областью огромное количество долгов и не видели готовности исполнительной и законодательной власти включать в бюджет весьма немалые суммы на погашение этих долгов.

Руководство области обращалось к Правительству, губернатор докладывал ситуацию лично Президенту. В итоге от Правительства был получен ответ следующего содержания:

в связи с тем, что заем был привлечен областью самостоятельно и без гарантий Правительства РФ, бремя погашения целиком ложится на бюджет области. И тогда мы решили выйти на прямые переговоры с держателями еврооблигаций, чтобы договориться о платежах, но не в таком объеме и не по такому графику, как было предложено первоначально. Ведь в ходе первой реструктуризации 1999 года самые тяжелые платежи были назначены именно на 2003-2004 годы.

Но кто реально является держателем этих облигаций, нам известно не было. И для того, чтобы понять, кто они, мы стали произносить страшное слово "дефолт". Раз произнесли, другой... И вот тут, вопреки восточной мудрости "Сколько ни говори "халва" — слаще не станет", кредиторам стало горько. Начались звонки, вопросы, и уже к концу марта нам объясняли, что в итоге дефолта Нижегородской области понизится кредитный рейтинг России, что вторая реструктуризация будет куда кабальней, чем первая. Мы же предлагали в ходе переговоров составить новый, разумный и обоснованный график платежей и неукоснительно его выполнять. К началу апреля Минфин России согласился с нашей точкой зрения, за что я глубоко благодарен и министру, и особенно заместителю министра Белле Златкис за то, что они в нашу проблему вникли достаточно глубоко.

— В итоге область все же получила кредит Сбербанка. На каких условиях?

— Мы получили 700 миллионов рублей на длительный срок по средней ставке 13 процентов годовых. Я абсолютно ответственно утверждаю, что получить где бы то ни было еще кредит на таких условиях было просто невозможно. Так был решен вопрос с первым траншем. При этом и во властной среде, и в прессе постоянно возникали дискуссии на тему, хорошо это или плохо. Меня эти разговоры очень удивляли. Но дело даже не в реакции на принятое решение. 4 октября нам предстоит очередная выплата, приблизительно в таком же объеме. Самое важное, что необходимо нам всем понять, — отдавать долг надо не за счет кредитов, а из своих карманов. И уже сейчас нам предстоит решить, сколько конкретно мы готовы заплатить в текущем году. Я считаю, что в течение года область в состоянии платить 5-6 процентов от собственных доходов, то есть от 700 миллионов до 1 миллиарда рублей. Более того — если бы мы решились платить больше, это создало бы нам определенные проблемы в течение двух ближайших лет, но дало бы огромные плюсы на будущее.

Первое: долги — это мертвые средства, они не работают на благо области, а лишь требуют выплаты процентов. Второе: с такими долгами мы имеем плохую кредитную историю и не можем привлекать новые средства на инвестиционные проекты. И третье, едва ли не самое главное: готовится решение о выбросе на рынок пенсионных денег .в объеме около 1 триллиона рублей. Сумма этих средств во много раз превышает все то, что мы сегодня пытаемся собрать. Понятно, что эти средства будут размещаться с участием частных компаний, и не где-нибудь, а в регионах. И те регионы, которые не успеют создать требуемый набор финансовых инструментов, в первую очередь – расчистить долговую поляну, будут лишь наблюдать за своими более успешными соседями.

Беседу вел Дмитрий Токман

"Российская газета - Приволжье"

№109 6июня 2003г.

 

Дата создания страницы: 06.06.2003
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet