Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

05.12.2008 10:46Комментарий министра топливно-энергетического комплекса Валерия Ульянова по вопросу формирования цен на автомобильный бензин в Нижегородской области

Нижегородская область, как и все остальные 82 субъекта Российской Федерации, столкнулась с тем, что на свободном рынке страны стоимость автобензина снижается значительно медленнее падения мировых цен на нефть.

Согласно действующему законодательству вопросы установления и расследований фактов злоупотребления доминирующим положением со стороны коммерческих организаций, в том числе ООО "Лукойл-Волганефтепродукт» в установлении монопольно высокой цены на дизельное топливо и автобензин, а также в создании дискриминационных условий для покупателей отнесены к компетенции Федеральной антимонопольной службы Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 № 331.

Так, согласно ст.6 Федерального закона «О защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» установлено, что Федеральной антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Пунктом 5.3.6. ФАС наделена полномочиями по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями.

Правом регулировать цены на автобензин и дизельное топливо или каким-либо иным образом контролировать деятельность коммерческих организаций в сфере ценообразования на данные товары органы исполнительной власти субъектов РФ в настоящий момент не наделены, в том числе и министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.

В соответствии с Положением о министерстве топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 22.09.2005 № 225, к основным полномочиям министерства отнесены:
- рассмотрение вопросов размещения и строительства крупных объектов топливно-энергетического комплекса на территории Нижегородской области;
- осуществление научно-технической политики в области топливно-энергетического комплекса;
- руководство разработкой годовых, среднесрочных и долгосрочных программ развития газификации и газоснабжения;
- участие в разработке перспективных схем развития электро-, тепло-, газоснабжения и газификации Нижегородской области;
- участие в государственном регулировании инвестиционного процесса в топливно-энергетическом комплексе;
- разработка и принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию министерства;
- осуществление функций, связанных с реализацией государственной политики энергосбережения и энергоэффективности в области производства и использования топливно-энергетических ресурсов;
- иные.

Поэтому вмешательство министерства топливно-энергетического комплекса Нижегородской области в деятельность компаний по продаже дизельного топлива и автобензина будет нарушением Конституции РФ и федеральных законов.

В целях упорядочения системы сбыта нефтепродуктов на региональном рынке и развития конкурентной среды в Правительстве области разработана концепция размещения автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области, включающих в себя не только современное и экологически безопасное оборудование, но и целый ряд дополнительных услуг. Данная концепция утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2008 года № 33.

В созданный при Губернаторе Нижегородской области инвестиционный совет, основной задачей которого является активизация работы по привлечению инвестиций в экономику региона, обеспечение проведения последовательной и скоординированной политики в сфере инвестиционной деятельности, поступило порядка 120 заявок на реализацию инвестиционных проектов по строительству автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области, из них 80 поступило в 2008 году. В разрезе заявителей:

от ООО «Ойл-Оптима 7» поступило 20 % заявок
ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 12 %
ООО «Аванта-НН» 10 %
ООО «Волга-Петролеум и К» 5 %
ЗАО «Пассажирнефтьсервис» 5 %

Остальное приходится на долю заявителей (их порядка 20 организаций), которые подавали от 2 до 4 заявок, т.е. доля каждого не превышала 2-3%.

Розничная цена российского бензина в последние месяцы снизилась гораздо меньше, чем мировая цена нефти. Это обстоятельство, отличающее наш рынок от западного, вызвало немало пересудов и среди политиков, и среди потребителей. Конечно, нам кажется ненормальным, когда в экспортирующей России цена на бензин выше, чем в импортирующих нефть США. Но дело в том, что цена на бензин –это во многом вопрос налоговой надбавки к цене на топливо. По оценкам Минфина в США в цене на бензин заложено 20% налогов, а в России в цене бензина около 60% налогов. Существующая в нашей стране экспортная пошлина на нефть является причиной принципиально иного механизма формирования стоимости нефти, добываемой внутри страны, по сравнению с ценой нефти в мире, устанавливаемой на торгах. То, что на мировой бирже нефть не готовы в определенный момент покупать дороже определенного уровня цены, совсем не означает, что добыча нашей нефти внутри страны становится дешевле с точки зрения затрат на добычу, налога на добычу полезных ископаемых, экспортной пошлины, других сборов и затрат.

Теперь о цене. По данным Росстата цены на автомобильный бензин в среднем по России за неделю с 10 по 16 ноября снизились на 1,4 %. Средняя по стране потребительская цена бензина марок А-76, Аи-80 и аналогичных им подешевела в среднем с 19,47 руб/л до 19,16 руб./л, марок Аи-92, Аи-93 и аналогичных им – с 22,34 руб/л до 22,01 руб/л, марок АИ-95 и выше – с 24,67 руб/л до 24,43 руб/л. Средняя цена на дизельное топливо снизилась с 23,35 руб/л до 23,0 руб/л. В Нижегородской области на заправках того же Лукойла цена 92 бензина составляет 21,7 руб/л, 80 – 19,3 руб/л., дизельное топливо стоит 23,10 руб/л. Хочу отметить, что на АЗС Лукойла во Владимирской области все виды топлива стоят на 20 копеек дороже, чем у нас. Так что завидовать нечему. При этом нужно понимать, что можно найти топливо на разных заводах России по разной цене, цена может быть существенно ниже, но и уровень качества топлива будет пропорционально ниже.

Хотелось бы дополнительно высказаться про заправки, выделяющиеся низкими ценами. Хотел бы предостеречь потребителей от использования дешевого топлива. Сейчас при разнице в цене литра бензина Аи-92 и Аи-95 в несколько рублей, под давлением необходимости снижать цены и уменьшать свою прибыль, очень велик соблазн у недобросовестных игроков схитрить и разными методами повысить октановое число бензина. Лучше уж обращаться к тем АЗС, качество топлива которых гарантировано.
Дата создания страницы: 05.12.2008
Дата модификации страницы: 05.12.2008
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet