Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Автоматизированная система управления муниципальным образованием - инструмент повышения качества оказания государственных услуг

Основой законодательства формирования и использования информационных ресурсов является Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», которым регламентированы нормы в сфере информатизации, формирования, использования и защиты информационных ресурсов.

Многие отраслевые федеральные законы устанавливают необходимость формирования, ведения и использования в пределах отрасли различного назначения государственных кадастров, регистров и реестров.

В настоящее время на территориях муниципальных образований (МО) имеются разнообразные информационные ресурсы. Как правило, эти ресурсы имеют ведомственный характер и не интегрированы между собой. Наиболее актуальным вопросом является организация информационного обмена на муниципальном уровне, так как именно там уполномоченными государственными организациями различных министерств и ведомств осуществляется регистрация и учет основных объектов и субъектов, находящихся на территории МО, формируются первичные информационные ресурсы, необходимые как государственным органам, так и органам местного самоуправления (МСУ) для управления муниципальным образованием.

Основные проблемы существующей информатизации

Весь спектр проблем информатизации деятельности органов МСУ можно разделить на два блока:

  • проблемы формирования информационных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (муниципальных информационных ресурсов).
  • проблемы использования государственных информационных ресурсов, как в интересах органов местного самоуправления, так и в интересах других пользователей (органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения).

Для решения финансовых и социально-экономических проблем развития муниципальных образований необходима комплексная многоплановая информация, включающая взаимоувязанные характеристики земельных и природных ресурсов, элементов градостроительства и территориальной инфраструктуры, сведения о деятельности хозяйствующих субъектов, экологическую и социально-демографическую информацию, топографические планы территорий. Удовлетворить информационные потребности муниципальных органов управления могут только интегрированные системы, объединяющие всю информацию, реализующие согласованную обработку и обмен данными на базе общей телекоммуникационной программно-технической среды.

Задачи оперативного управления базируются, в основном, на текущей информации о состоянии объектов и процессов, источником которой являются функционально-ориентированные системы сбора и обработки информации, т.е. информационные системы ведомственного, отраслевого характера.

Несмотря на то, что информация нужна органам местного самоуправления не только для решения вопросов местного значения, но и для осуществления передаваемых им государственных полномочий, получить такую информацию органам местного самоуправления затруднительно в связи с ведомственной разобщенностью органов государственной власти и управления, находящихся и осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.

В соответствии с исторически сложившейся иерархической структурой управления в настоящее время на территориях муниципальных образований функционируют различные организации, занимающиеся сбором и обработкой информации, а также принадлежащие федеральным, региональным и муниципальным органам исполнительной власти органы регистрации субъектов и объектов территории. Распределение функций между ними не всегда однозначно определено нормативными правовыми актами, не решена проблема регламентации и разграничения прав собственности на муниципальные и государственные информационные ресурсы и системы. В организациях федерального уровня, расположенных на территории муниципальных образований, преобладает ведомственный подход к созданию информационных систем и информационных ресурсов.

Для решения задачи эффективного использования имеющихся информационных ресурсов на уровне МО необходимо определить:

  • состав муниципальных пользователей, которым передаются информационные ресурсы или предоставляется доступ к информационным ресурсам;
  • состав, порядок и условия использования информационных ресурсов, предоставляемых муниципальным пользователям;
  • перечень требующих решения программно-технических, телекоммуникационных и организационных проблем.

В настоящее время порядок и условия предоставления информационных ресурсов пользователям, как правило, не регламентирован. В определенной степени это связано с отсутствием четкой регламентации отнесения информационных ресурсов к категории муниципальных, отсутствием разграничения права собственности на муниципальные и государственные информационные ресурсы. Это приводит к тому, что органы местного самоуправления, формируя те или иные информационные ресурсы, часто ограничивают доступ к ним со стороны других пользователей, в том числе, со стороны территориальных органов, федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Муниципальные информационные ресурсы включают в себя информацию конфиденциального характера, доступ к которой должен быть ограничен (информация персонального характера, информация, составляющая коммерческую тайну и т.д.), и общедоступные информационные ресурсы. В отношении первой группы информационных ресурсов, прежде всего, должны быть решены программно-технические и организационно-правовые вопросы защиты информации от несанкционированного доступа, определены режимы защиты отдельных видов информационных ресурсов и органы, ответственные за обеспечение защиты информации. В настоящее время не решен вопрос категоричности большинства конкретных видов информационных ресурсов. Это приводит к тому, что, с одной стороны, искусственно ограничивается доступ к информационным ресурсам, а, с другой стороны, информационные ресурсы, которые должны быть отнесены к информационным ресурсам с ограниченным доступом, не обеспечиваются соответствующими средствами защиты. В сложившихся условиях проблема защиты информации, в том числе и муниципальных информационных ресурсов, приобретает первостепенное значение.

Особенности муниципальной информатизации

В муниципальной информатизации имеются следующие особенности:

Масштабность задач. Органы местного самоуправления (ОМСУ) решают системную задачу управления территорией в целом. К компетенции органов местного самоуправления отнесены 28 предметов ведения (закон об основах местного самоуправления). Реально же круг вопросов управления, которыми занимаются ОМСУ, насчитывает около 425 позиций. Это не только работа подразделений администрации, но и автоматизация структур жизнеобеспечения территории – расчеты с населением по услугам жилищно-коммунального хозяйства, управление содержанием жилого фонда, жилищные субсидии, учет льготного лекарственного обеспечения и др.

Динамичность задач. С учетом изменений нормативной базы и требованиям по отчетности, муниципальные автоматизированные информационные системы должны существенно модернизироваться каждые 1,5 - 2 года. Это требует использования специального программного инструментария, который должен быть доступен системным администраторам в ОМСУ без обращения к разработчикам.

Ограниченность ресурсов. Еще одна особенность муниципальной информатизации связана с ресурсным обеспечением. Ряд муниципальных образований крупных городов или средних городов в добывающих регионах имеют собственные ресурсы для реализации проектов информатизации. Но в России огромное число МО, в основном относящихся к категории малых и средних городов, которые не обладают достаточными ресурсами для информатизации МО. Однако эффект от муниципальной информатизации будет достигнут тогда, когда произойдет переход от очаговой информатизации муниципальных образований к сплошной информатизации. Эту задачу для большинства МО можно решить, только используя типовые разработки.

Отсутствие подготовленных кадров и обслуживающего персонала.

Отсутствие соответствующей техники.

Основные направления построения автоматизированной
системы местного самоуправления

Информатизация деятельности органов МСУ должна помогать решению генеральной цели муниципального управления - обеспечить устойчивое комплексное развитие муниципального образования и достойную жизнь его жителям.

Основные направления автоматизации органов МСУ заключаются в следующем:

  • обеспечение формирования и эффективного использования муниципальных информационных ресурсов;
  • обеспечение информационной открытости органов местного самоуправления, в том числе удовлетворение запросов на информацию из муниципальных информационных ресурсов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, юридических лиц, общественных и политических организаций и объединений, находящихся на территории муниципального образования;
  • использование новых информационных технологий в деятельности органов МСУ, организация разработки и создания автоматизированной информационной системы;
  • соблюдение в соответствии с государственными нормативными документами требований информационной совместимости муниципальных информационных ресурсов с государственными информационными ресурсами, создаваемыми на территории муниципального образования.

Основными результатами автоматизации органов МСУ являются следующие:

  • повышение качества управленческих решений, принимаемых органами местного самоуправления, за счет улучшения информационного обеспечения их деятельности, получения более полной, достоверной и своевременной информации о социально-экономическом положении и развитии муниципального образования;
  • получение реального экономического эффекта за счет сокращения финансовых и трудовых ресурсов, затрачиваемых на сбор необходимой первичной информации о муниципальном образовании, которая дублирует информацию, имеющуюся у государственных органов власти, находящихся на территории муниципального образования;
  • значительное усовершенствование системы предоставления информации из муниципальных информационных ресурсов гражданам, юридическим лицам, общественным и политическим организациям, обеспечение конституционных прав граждан на доступ к информации.

Процесс управления можно разделить на два уровня – оперативный уровень и уровень принятия решений. Согласно данным уровням в автоматизированной информационной системе МСУ выделено два контура: учетный и аналитический.

Подсистема аналитического контура (подсистема поддержки принятия решений) предназначена для поддержки принятия управленческих решений руководителями местного самоуправления: мониторинг и анализ текущей ситуации (в отрасли, в МО в целом), прогноз развития.

Подсистема поддержки принятия решений имеет два уровня агрегирования информации:

  • отраслевой – агрегированные данные на уровне отрасли муниципального хозяйства, что обеспечивает поддержку принятия решений на уровне руководителей отрасли;
  • интегральный – агрегированные данные на уровне МО, что обеспечивает поддержку принятия решений на уровне руководства МО.

В учетный контур включены следующие учетные подсистемы: общемуниципальная технологическая подсистема, административно-хозяйственная подсистема и отраслевые подсистемы. Каждая подсистема состоит из модулей, предназначенных для автоматизации определенных функций.

Общемуниципальная технологическая подсистема – предназначена для учета общемуниципального информационного ресурса и обеспечивает информационную интеграцию отраслевых муниципальных информационных ресурсов на учетном уровне. Подсистема включает в себя следующие модули: реестр объектов территориального ресурса МО (земля, объекты градостроительной деятельности, системы жизнеобеспечения и т.д.), ведение геоинформационной модели территории МО (цифровая карта территории), реестр населения МО, реестр субъектов хозяйствования (юридические лица и предприниматели без оформления юридических лиц), реестр муниципальных договоров, реестр расходных обязательств.

Административно-хозяйственная подсистема предназначена для автоматизации деятельности структур органа местного самоуправления общей компетенции и состоит из модулей: бюджетный учет финансового органа, финансовое планирование, планирование и финансирование, бюджетный (бухгалтерский) учет, муниципальная служба, управление муниципальным заказом, социально-экономическое планирование, документооборот.

Отраслевые подсистемы – предназначены для автоматизации задач отраслевых структур органов местного самоуправления.

Дата создания страницы: 21.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008