Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Выявление логических закономерностей в данных для повышения эффективности процессов обучения персонала

Учебный процесс, как и любая производственная деятельность, требует управления и координации действий участников этого процесса: преподавателей, обучающихся, разработчиков методик обучения. Мониторинг качества обучения на предприятии является одной из важных составляющих эффективности учебного процесса. Оценка качества образования необходима не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательного процесса в организации, но и для осмысления и формулирования целей развития конкретной методики обучения. Решение проблемы управления качеством образования показывает необходимость создания на предприятии автоматизированной системы для анализа качества процесса обучения, которая будет позволять производить контроль учебного процесса по существующим дисциплинам, а также будет охватывать мониторинг методик обучения в масштабах нескольких групп персонала за период всего курса обучения.

На данный момент существуют различные подходы позволяющие оценить эффективность обучения персонала организации. Например, подход, основанный на расчете коэффициента возврата на инвестиции (ROI). Сущность подхода заключается в расчете общих затрат на  обучение и сравнении их с денежным эквивалентом полученных компанией выгод. Для этого необходимо перевести показатели производительности труда, качества работы и работоспособности сотрудников в денежное выражение. Возможность такого преобразования определяет область применимости метода.

Для оценки качества обучения персонала и выбора наиболее эффективной методики обучения предлагается использовать средства интеллектуального анализа данных, позволяющие выявить внутреннюю структуру взаимосвязи между параметрами процесса обучения и его результатом. Объектом процесса обучения на различных уровнях анализа можно считать отдельного обучающегося или группу обучающихся. Обучаемые взаимодействуют с элементами процесса: слушают лекции, выполняют практические задания и т.д. Результатом взаимодействия персонала с элементами процесса должно в идеальном случае являться повышение уровня знаний и умений. Для оценки эффективности применяемой методики выделяются группы сотрудников прошедших и не прошедших обучение соответственно. В каждой группе выделяются сотрудники, уровень знаний которых повысился в результате обучения, остался неизменным или понизился. На основе полученных данных строится таблица сопряженности признаков размера , для которой рассчитывается степень связи между признаками. Аналогичный анализ проводится и для других применяемых в данной организации методик обучения персонала. На основе сравнения степени связи между признаками, формируется заключение в пользу той или иной методики обучения. Посредством методов интеллектуального анализа из исходной выборки выделяются наиболее значимые атрибуты процесса обучения. Для отобранных атрибутов формируются логические правила, на основании которых происходит оценка текущего состояния обучения и анализ перспектив дальнейшего применения исследуемой методики. Логические правила допускают простую интерпретацию аналитиком и поэтому могут быть использованы для формирования дескриптивных моделей, описывающих предметную область используемой методики обучения.

Предложенный подход анализа качества учебного процесса и эффективности применяемых методик позволяет оперативно произвести коррекцию методик преподавания, изменить содержание или последовательность изложения учебного материала и т.д. Наряду с этим представленный анализ позволяет получить объективную оценку работы преподавателя.

Дата создания страницы: 21.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008