Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Новые информационные технологии в образовании и обучении

На современном этапе развития России образование c его неразрывной, органичной связью с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства.

Перед учебными заведениями ставится задача подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих способности к исследовательской работе (что может быть с успехом использовано в модернизации производств и развитии качественно новых направлений) и руководствующихся принципами ресурсосберегающей экономики и минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду. Современное образование ориентировано на подготовку специалистов с высоким уровнем профессионализма, готовых к решению сложных проблем, требующих нестандартных решений, специалистов, нацеленных на самообразование и саморазвитие, имеющих высокий культурный уровень.

Для достижения этой задачи необходима немедленная модернизация образовательных учреждений разных уровней. В России будет создана новая модель образования, ориентированная на ХХI столетие. Об этом на заседании президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике заявил председатель президиума Совета, первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Для создания новой модели образования, ориентированной на ХХI век, потребуется не один год. «Такие задачи не решаются с наскока», – подчеркнул Дмитрий Медведев. Локомотивом реформ должны стать пилотные проекты в сфере образования, осуществляемые в субъектах Федерации. По словам первого вице-премьера, пилотные проекты модернизации образования будут реализовываться в регионах в течение нескольких лет.

Важная часть модернизации образования - использование современных информационных и телекоммуникационных технологий. В Поволжском центре аэрокосмического образования (ПоЦАКО) разрабатываются и успешно внедряются новые образовательные технологии, позволяющие создать условия для научно-исследовательской деятельности старшеклассников и студентов. Педагоги центра организуют творческую деятельность обучаемых по методике проектной групповой деятельности. В работе над проектным заданием молодым исследователям помогает использование ресурсов Интернет, возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь web-сайтам, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет.

Ежегодно на Чтения-конкурсы памяти С.А.Каплана, которые проводятся в этом году уже 10 раз, приезжают старшеклассники и студенты из 20 регионов России. Многие образовательные учреждения активно внедряют опыт ПоЦАКО по использованию проектных технологий организации коллективного сотрудничества для решения научной, социально значимой проблемы.

ПоЦАКО был организован с использованием игровых элементов конкурс научных проектов команд из трех городов РФ с использованием ресурсов Интернет. На сайте ПоЦАКО было размещено задание для команд из Н. Новгорода, Москвы и Казани. Задание разрабатывали ученые из ИПФ РАН, института астрономии РАН, а также сотрудник Европейского космического агентства. Задание было ориентировано на поиск нестандартных путей решения проблемы падения на нашу планету крупного астероида. Район падения и размеры астероида были заданы.

С момента размещения задания на сайте ПоЦАКО все желающие могли присылать свои предложения по решению предложенной проблемы.

С основными командами игроков после получения ими задания работали группы экспертов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары. Всю информацию экспертов в сжатом виде размещали на сайте центра. Таким образом, все желающие могли пользоваться информационной поддержкой, необходимой для решения предложенной проблемы. Проекты команд были размещены на сайте ПоЦАКО для обсуждения.

Сам конкурс команд проводился в on-line режиме. В обсуждении приняли участие команды, члены жюри и болельщики, которые находились во время игры в классах открытого доступа к Интернет. В процессе обсуждения одна команда задавала другой вопросы. Процесс обсуждения строился в форме дискуссии между командами при активном участии ученых.

Дистанционные формы обучения (ДО)

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями-консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

Поволжский центр аэрокосмического образования является учреждением дополнительного образования. Понятие «дополнительное образование» можно раскрывать как процесс и результат личностно-ориентированной деятельности, направленной на освоение социального опыта самостоятельной познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности на основе усвоения систематизированной совокупности знаний, умений и навыков, находящихся за пределами государственных образовательных стандартов. Это образование по выбору, эффективное средство социального, а в последующем и профессионального самоопределения учащихся.

Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно (нежели общеобразовательная школа) к построению и поддержке диалогических, субъект-субъектных отношений. Поскольку здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми как равноправными субъектами, то и поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно в сочетании с дополнительным образованием. Здесь имеет место некий парадокс. То, что в школьные годы бывает дополнительным, по окончании школы вдруг становится основным, базовым. Практически 99% старшеклассников, занимавшихся в научных объединениях ПоЦАКО, выбрали профессию, связанную с тематикой их исследовательской деятельности.

ПоЦАКО является областным центром, одна из главных задач которого поиск и привлечение к творческой исследовательской деятельности школьников и студентов из образовательных учреждений Нижегородской области. Благодаря новой программе компьютеризации сельских школ стало возможной реализация системы дополнительного образования в форме дистанционного обучения. На сайте ПоЦАКО в настоящее время реализуются программы по трем тематическим направлениям. Например, задания по проведению и анализу гидрометеорологических замеров смогут выполнять учащиеся школ, закупивших кабинеты географии на деньги, полученные по национальному проекту. В комплекте кабинетов – небольшие метеостанции с электронными датчиками. Полученные данные помогут Нижегородским ученым при составлении погодной карты региона.

Ресурсы Интернет позволяют оперативно и эффективно оказывать методическую помощь педагогам. На сайте ПоЦАКО постоянно размещаются методические материалы по новым образовательным технологиям, информация о конкурсах, семинарах и конференциях. После семинаров или консультаций учителя просят выслать им новые разработки, презентации, исследовательские работы учащихся и т.д. Педагоги ПоЦАКО размещают эту информацию на сайте, что позволяет пользоваться ею всем желающим.

Интернет устранил или заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры.

Дата создания страницы: 21.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008