Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Актуальные проблемы развития информационно-образовательной среды в условиях информатизации школы

В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые  задачи и приоритеты. Одной из ведущих идей этого документа является создание новых методик, учебных материалов нового поколения, новых способов управления образовательным процессом во всех образовательных учреждениях по уровням и сферам образования на основе всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация образовательного учреждения (ОУ) - это процесс включения школы в информационную инфраструктуру общества, освоение и использование ею в полной мере информационных ресурсов общества, т.е. переход школы в новое качество.

Можно утверждать, что на сегодняшний день уровень использования информационных технологий в сфере управления школой отстает от общих темпов информатизации образования. Это положение предопределяет необходимость комплексного решения проблемы внедрения информационных технологий в школу и предъявляет повышенные требования к уровню квалификации педагогических и руководящих кадров.

Мы рассматриваем информационно-образовательную среду ОУ как важный фактор, обеспечивающий необходимое качество образования и предоставляющий необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса. Употребляя термин «информационная» образовательная среда, мы, тем самым, подчеркиваем значение современных информационных технологий как основного средства ее развития. Основным критерием качества информационно-образовательной среды является обеспечение образовательными возможностями всех субъектов образовательного процесса. Важнейшей характеристикой информационно-образовательной среды является ее интегративность и целостность.  Информационно-образовательная среда учебного учреждения должна реализовать:

­       интегрирующую функцию, т.е. создание «пространства возможностей» для всех участников образовательного процесса; объединение усилий педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед современной школой; создание единой системы информационного обеспечения в учреждении.

­        дифференцирующую функцию, т.е. создание таких микросред («ниш»), которые позволят: каждому учителю - построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства; учащемуся – иметь возможность для развития и самореализации  творческого потенциала; администратору образовательного учреждения – своевременно получать необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

В качестве основных характеристик информационного наполнения среды  нами выделены:

­       доступность информационных ресурсов и удобство их использования;

­       системность, содержательность и полнота информации, достаточные для принятия управленческих решений;

­       точность, качество, достоверность информации, необходимые для отражения реального состояния объекта;

­       надежность, т.е. защита информации от несанкционированного доступа, искажения;

­       актуальность, своевременность, практическая ценность информации, т.е. обеспечение ее ценности в момент использования.

Информационная образовательная среда ОУ является функциональным пространственным объединением информационных  субъектов образования: администрации, учителей, родителей, вышестоящих организаций, других учебных заведений и т.д.

Информационно-образовательная среда учреждения позволяет эффективно осваивать новые технологии, в свою очередь и информационно-коммуникационные технологии становятся главным фактором влияния на качество и содержание  среды. В самом общем виде единое информационное пространство образовательного учреждения представляет собой комплексную систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса. Для создания информационно-образовательной среды ОУ необходимо системное видение роли ИКТ в рамках информатизации образовательного учреждения, которое предполагает реализацию взаимосвязанных направлений-модулей.

Отметим, что в процессе развития информационно-образовательной среды в ОУ возникает ряд проблем, наиболее актуальными из которых являются:

·   формирование ИКТ-компетентности педагогического коллектива,

·   разработка методики применения ИКТ в образовательном процессе,

·   приобретение лицензионного системного и прикладного программного обеспечения (ПО), формирование школьной медиатеки.

В настоящее время для многих ОУ последний вопрос является наиболее болезненным: не секрет, что в учебном процессе часто используется нелицензионное программное обеспечение. Сложилась противоречивая ситуация, когда использование нелицензионного программного обеспечения, с одной стороны, не допустимо, но с другой стороны, школы, имеющие на балансе 20-30 компьютеров, не в состоянии купить программные средства и обеспечить учебный процесс, выполнив те требования к подготовке учащихся, которые заложены в Стандарте образования. Для разрешения указанных противоречий сейчас разрабатывается проект «Свободно распространяемое программное обеспечение для образования в России» (СПООР), идет активная дискуссия о необходимости создания альтернативного свободно распространяемого ПО. Предполагается, что его стоимость будет на порядок ниже стоимости коммерческого программного обеспечения.

Необходимо избежать ошибок прошлого, когда на рубеже 80-х годов уже  делались попытки разработки отечественных компьютеров (Корветов, Агатов, Квантов, БК, УКНЦ, Микрош и пр.). Тогда техническая и программная несовместимость внесла много проблем в процесс внедрения курса информатики в общеобразовательный план школы. Сегодня эти компьютеры уже давно сняты с производства, и практически все школы оснащены РС-компьютерами. Естественно, вместе с этими компьютерами в школы пришли операционная система Windows и MS Office. В условиях, когда актуальным вопросом становится информатизация школ и создание единого информационного образовательного пространства, остается открытым вопрос – так ли необходимо тратить средства, которых системе образования и так выделяется недостаточно, на создание отечественного ПО и какая будет от этого эффективность. Данная проблема может рассматриваться с разных точек зрения.

Аргументы - «против»:

·        Свободно распространяемое программное обеспечение будет иметь свою себестоимость, включающую все затраты на создание системы центров по разработке программ, сетевых методических центров, проведение комплекса мероприятий по информированию работников образования, сбору информации, публикации методических пособий, подготовке учителей информатики и других пользователей и т.д. Пакет лицензионного коммерческого ПО на 1 компьютер (операционная система и офис) стоит по оптовым ценам около 4,5 тыс. рублей. Остается вопрос - будет ли себестоимость свободно распространяемого ПО ниже коммерческой.

·        На рынке появятся разные фирмы, а также другие монополисты, которые за определенную плату будут предлагать «пакет готовых решений» и диктовать свои цены. Как это отразится на общем состоянии дел – тоже не совсем ясно.

·        Разработка (или доработка) программного обеспечения, его опытная эксплуатация, решение вопросов совместимости с уже имеющимся ПО потребует временных ресурсов, которых у школы нет, - а решение необходимо принимать уже сегодня.

·        Большая часть педагогов уже прошла обучение на разных курсах повышения квалификации в области ИКТ («Обучение для будущего», «Поколение.ru» и др.), созданы методические рекомендации, пособия, банк программных средств для компьютерного сопровождения уроков. Если за основу будет взят Linux, то эта система в современном ее варианте достаточно сложна для пользователя. Необходимо организовывать курсы для учителей, адаптировать имеющиеся методические материалы.

·        Необходимо будет решить вопрос: как быть с языками программирования (Basic, VBasic, Pascal, Delphi)? Их все равно придется покупать.

·        Нет однозначного ответа, выдержит ли конкуренцию отечественное ПО с программными средствами Microsoft.

·        Какой смысл создавать для школы программное обеспечение, если после ее окончания школьникам придется работать на коммерческом ПО.

Напрашивается вывод, что реализация проекта СПООР добавит еще больше проблем и вопросов, отвлечет силы, средства и внимание системы образования от более насущных проблем.

Аргументы – «за»:

  • С введением проекта СПООР не придется тратить сотни миллионов долларов на покупку ПО зарубежных фирм. Бюджетные ассигнования будут тратиться на поддержку отечественных производителей, будут созданы новые рабочие места.
  • Школа, оставаясь в правовом поле, получит русифицированное программное обеспечение, возможность устанавливать и копировать его на компьютеры в необходимом количестве.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости разработки проекта СПООР.

Проект СПООР, конечно, нужен российской системе образования, только реализация его не должна проходить в спорах и спешке. В системе образования массовые эксперименты устраивать опасно, нужны продуманные, осмотрительные решения. Необходимо создать несколько экспериментальных площадок, опробовать на них проект, подсчитать затраты, трудоемкость, эффективность. И только потом принимать решение. Ведь отказались же мы от проекта 12-летнего образования.

Работы можно вести параллельно по двум направлениям:

  • На сегодняшний момент, когда в школах идет процесс информатизации ОУ, целесообразнее решать вопрос о приобретении системного программного обеспечения по льготным ценам. Возможности для скидки можно найти: это и скидка на оптовые поставки, скидка на прикладное ПО устаревших версий, корпоративная скидка, абонементное обслуживание и т.д. Тем более, такой опыт приобретения лицензионного ПО есть.
  • Относительно создания отечественного свободно распространяемого ПО необходимо организовать несколько экспериментальных площадок, составить список оптимально необходимого ПО для выполнения школой требований Стандарта образования, провести мероприятия по разработке (или доработке)  ПО  и апробации его на этих площадках.

Необходимо также все силы и внимание направить на:

- разработку методики и технологии использования ИКТ учителями-предметниками,

- повышение эффективности использования ИКТ в образовательном процессе,

- определение политики использования образовательных ресурсов Интернет,

- развитие дистанционных форм обучения, развитие системы центров ДО,

- создание  автоматизированных систем  управления ОУ,

- решение вопросов об обеспечении школ антивирусными программами,  а также инструментальными и программными средствами, обеспечивающими исключение доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания,

- развитие единого информационного образовательного пространства, о котором говорилось выше.

Мы сейчас входим в открытое мировое информационное пространство. Это значит, что информационно-коммуникационные технологии становятся не только средством, но и средой для информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества. И общение в этой среде должно идти на едином языке.

Дата создания страницы: 21.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008