Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Использование современных компьютерных технологий в интересах социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения (из опыта работы тифлоинформационного центра ННГУ)

В условиях глобальной информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене - оперативного доступа к необходимой информации, ее обработки и представления результатов своей информационной деятельности. Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуальные формы представления информации.

Эффективным средством решения информационных проблем инвалидов по зрению могут служить компьютерные тифлотехнологии, которые базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (например, MS Word, Internet Explorer и т.д.). В результате инвалиды по зрению получают эффективный инструмент свободного самостоятельного доступа к общественной информационной среде. Массовое распространение и значительное удешевление компьютерной техники делает использование компьютерных тифлотехнологий еще более актуальным.

Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, глубокие изменения в социальной сфере и структуре занятости в общественном производстве в настоящее время стали определяющими факторами потребности людей в повышении профессиональной квалификации. В этих условиях одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и социальной интеграции инвалидов становится получение полноценного профессионального образования. Это в полной мере относится и к инвалидам по зрению. Анализ мирового опыта показывает, что наиболее эффективные и экономически целесообразные пути профессиональной самореализации лиц с глубокими нарушениями зрения лежат в сфере высококвалифицированного труда, а значит, требуют высокого образовательного уровня. Это подтверждают и современные тенденции в сфере образовательной и трудовой деятельности инвалидов по зрению в России: кризис традиционной системы трудоустройства слепых, в которой доминировал неквалифицированный ручной труд, с одной стороны; усиление активности молодежи с нарушением зрения в области получения высшего и среднего профессионального образования - с другой.

Необходимым условием успешности образовательной и дальнейшей профессиональной деятельности незрячих и слабовидящих является возможность свободного оперативного информационного обмена, а, следовательно, и освоение компьютерных тифлотехнологий как инструмента его обеспечения.

Для разработки и внедрения в учебный процесс лиц с ограниченными возможностями по зрению современных компьютерных технологий в Нижегородском государственном университете им.Н.И.Лобачевского в 1999 году был создан тифлоинформационный центр - первый в России университетский специализированный компьютерный центр для инвалидов по зрению.

Основной целью деятельности центра является создание для инвалидов по зрению благоприятных условий в процессе получения высшего образования и профессиональной подготовки, создание им широкой сферы информационных связей, определяющих возможность активного участия в общественной и производственной деятельности и, тем самым, обеспечение конкурентоспособности этой группы молодежи на рынке высококвалифицированного труда и успешной интеграции в общество.

Тифлоинформационный центр организован в структуре ведущего подразделения ННГУ в области компьютерных технологий - управления информатизации. Это обеспечивает тифлоцентру эффективный доступ к техническим и информационным ресурсам университета (в том числе постоянный доступ в Интернет), рабочее взаимодействие с преподавательским составом в области обучения компьютерным технологиям, высокий уровень технического обслуживания.

С другой стороны, тифлоцентр тесно сотрудничает с факультетом социальных наук (в качестве базовой определена кафедра общей социологии и социальной работы), что позволяет решать задачи по социальной адаптации инвалидов по зрению, привлекая к этой работе преподавательский состав и студентов факультета. При этом студенты, будущие социальные работники, на практике знакомятся с проблемами и возможностями незрячих сверстников и приобретают навыки оказания им действенной помощи.

Тифлоцентр располагает комплексом технических и программных средств, обеспечивающих полноценное использование компьютерных тифлотехнологий (четыре компьютерных рабочих места для слепых и слабовидящих пользователей, имеющих постоянное подключение к Интернет и оборудованных устройствами рельефно-точечного вывода и специализированным программным обеспечением; сканеры; принтеры для обычной и рельефно-точечной печати и др.).

Тифлоинформационный центр служит базой для оказания разносторонней поддержки образовательного процесса инвалидов по зрению, обучающихся в высших учебных заведениях и средних учебных заведениях Нижнего Новгорода. Деятельность центра направлена не на создание для них привилегированных условий обучения, а на устранение специфических трудностей, обусловленных недостатком или отсутствием зрения. Оказываемая незрячим и слабовидящим студентам поддержка значительно повышает самостоятельность их учебной деятельности, обеспечивает независимость от посторонней помощи, нацеливает студентов на полное выполнение требований образовательного процесса.

Большое место в работе тифлоцентра занимает обучение студентов, инвалидов по зрению, использованию компьютерных тифлотехнологий. У студентов закладываются основы компьютерных знаний, формируются необходимые навыки работы на пользовательском уровне и умение применять тифлоинформационные технологии в своем основном учебном процессе.

Обучение ведется на основе собственных методических разработок и учебных программ. Работа на компьютере пользователей с нарушенным зрением имеет ряд существенных особенностей и требует специального подхода при обучении. На сегодняшний день методических разработок в этой области имеется очень мало. Кроме того, динамичное развитие компьютерных тифлотехнологий требует для успешного их внедрения в учебный процесс постоянного методического сопровождения.

Одно из важнейших направлений деятельности тифлоцентра - информационная поддержка процесса обучения студентов с нарушенным зрением, заключающаяся в поиске и предоставлении учебной информации в доступной и удобной для незрячих и слабовидящих форме. Для этого используются самые разные средства: имеющаяся рельефно-точечная и звуковая литература, различные электронные библиотеки и Интернет-ресурсы, электронные материалы учебных заведений (методические пособия, научные публикации и т.д.), сканирование плоскопечатных материалов, преобразование электронной формы представления в более удобный для конкретного студента вид (распечатка учебных материалов рельефно-точечным или укрупненным шрифтом и т.д.).

Одной из задач Центра является оказание помощи студентам в оформлении и распечатке рефератов, курсовых и дипломных работ. Текст работ студенты самостоятельно готовят на компьютере, однако их внешнее оформление нередко вызывает затруднения у незрячих студентов. Для облегчения выполнения этой работы без визуального контроля сотрудниками центра разработана специальная компьютерная программа. Также разработаны и внедрены в практическую деятельность программы для подготовки текстов для рельефно-точечной печати.

Многие студенты - инвалиды по зрению активно используют ресурсы тифлоцентра для самостоятельной работы. По отзывам пользователей, их привлекают комфортные условия работы, обеспечиваемые высококачественной техникой, недоступной для индивидуального пользования, доступ в Интернет, а также возможность обратиться в процессе работы за помощью к квалифицированным специалистам.

Тифлоинформационный центр совместно с общественными организациями инвалидов по зрению ведет активную проектную деятельность, направленную на разностороннюю реабилитацию и социальную адаптацию незрячей учащейся молодежи в масштабах Приволжского федерального округа. За восемь лет на базе тифлоцентра при поддержке различных благотворительных фондов реализовано более десяти социальных проектов.

Компьютерные тифлотехнологии также служат важным инструментальным средством этой работы. Использование тифлокомпьютерных рабочих мест обеспечивает возможность активного участия незрячих специалистов на всех этапах проектной деятельности, начиная с разработки проекта и заканчивая подготовкой отчетности. В частности, к реализации проектов регулярно привлекаются незрячие и слабовидящие студенты, что создает им возможность получить некоторый опыт профессиональной деятельности. Кроме того, компьютерная техника широко применяется в работе с целевой аудиторией (инвалидами по зрению), обеспечивая предоставление в доступной форме всей проектной информации, являющейся как средством (информационные сообщения и т.п.), так и результатом (учебно-методические пособия и т.п.) реализации проекта.

Инвалиды по зрению обучаются на интегрированной основе в различных вузах Нижнего Новгорода, при этом тифлоцентр ННГУ оказывает им разностороннюю поддержку: ведет методическую, учебную и консультативную работу в целях обеспечения самостоятельного применения компьютерных тифлотехнологий в учебном процессе; оказывает практическую помощь в информационном обмене (предоставление необходимой информации в доступной форме и оформление печатных работ незрячих студентов); предоставляет возможность использования современной тифлотехнической базы; в партнерстве с общественными организациями инвалидов по зрению ведет проектную деятельность, направленную на разностороннюю реабилитацию незрячей учащейся молодежи.

Результаты работы тифлоцентра убедительно показывают, что внедрение современных компьютерных тифлоинформационных технологий в учебную и профессиональную деятельность инвалидов по зрению является ключевым моментом для создания им равных возможностей при получении образования и успешной профессиональной реабилитации. По оценкам экспертов, сочетание интегрированного обучения инвалидов по зрению в вузах с централизованной организацией необходимой поддержки является наиболее эффективной в плане социальной интеграции формой их профессионального образования.

Дата создания страницы: 21.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008