Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Электронный архив информационно-графических ресурсов

Одной из наиболее сложных проблем для многих предприятий является создание и ведение архивов документов, представленных как в электронном, так и бумажном виде. В качестве архивных материалов выступают архивные и вновь разработанные электронные 3D-модели, 2D-чертежи, конструкторско-технологическая документация, извещения об изменениях, документация для заказчика и от партнеров, субподрядчиков и т.п. Реализация электронного архива возможна за счет использования программных средств управления данными об изделии (Product Data Management - PDM), являющихся составной частью интегрированного информационного пространства (ИИС) технологий информационной поддержки жизненного цикла (ЖЦ) изделий (ИПИ-технологий).

В основе PDM-системы лежит представление инженерных данных об изделии древовидным или сетевым графом. Вершинами графа являются компоненты изделия, либо связанные с ними бизнес-процессы и используемые ресурсы. С вершинами графа могут быть связаны документы и характеристики объектов (изделий, процессов, ресурсов, документов).

На современном рынке существуют многочисленные интегрированные и автономные PDM-системы, хотя приемлемой методики их выбора на данный момент не разработано. Известно, что целью PDM-системы является обеспечение полноты, целостности и актуальности информации об изделии и доступность ее всем участникам жизненного цикла изделия в соответствии с имеющимися у них правами. Для достижения этой цели из шестнадцати функций PDM-системы применительно к электронным архивам должны выполняться, по крайней мере, три:

·         хранение различных документов;

·         поиск объектов баз данных;

·         генерация отчетов.

Назначением разработанной информационной системы (ИС) «Электронный архив информационно-графических ресурсов» является сбор информации о дипломных работах студентов кафедры ГИС в интегрированной базе данных, обеспечение ее актуализации и использования в процессе научно-исследовательской и учебно-методической деятельности.

При разработке данной ИС в качестве технологической платформы использована компьютерная система управления данными о машиностроительном изделии PDM STEP Suite (PSS). В ее основе лежит международный стандарт ISO 10303 (STEP), определяющий схему (модель) данных в базе данных (БД), набор информационных объектов и их атрибутов, необходимых для описания изделия. PSS определяет интерфейс доступа к данным: через текстовый обменный файл или программный интерфейс (API). БД может содержать информацию:

·        об изделии и его компонентах;

·        о структуре;

·        о вариантах конфигурации изделия и входимости компонентов в различные изделия;

·        о технологии изготовления;

·        геометрические модели различных типов и/или электронные образы бумажных документов (чертежей);

·        данные об организационной структуре предприятия и соподчиненности ее элементов, ролях и полномочиях людей;

·        данные о процессе разработки: статусах, присвоенных результатам работы, проведенных изменениях.

Кроме того БД может содержать ассоциированные с элементами изделия документы, а сами элементы могут иметь набор функциональных или технических характеристик, измеряемых в различных единицах.

PSS представляет собой трехуровневую информационную систему, состоящую из сервера СУБД (Oracle Server 8.i), сервера приложений (Oracle Client 8.i & PSSOraSrv) и клиентского модуля (PSS). Клиентский модуль обеспечивает диалоговое взаимодействие с БД через сервер приложений. Трехуровневая архитектура обеспечивает эффективное распределение вычислительной нагрузки при одновременной работе большого числа пользователей.

Пользователь работает с БД, представляя ее в виде дерева изделия (или пересекающегося семейства деревьев), ветви которого декомпозируются на сборочные единицы (узлы), агрегаты и отдельные детали.

С элементами дерева связаны документы, характеристики и присвоенные им статусы.

Система PSS может хранить данные, необходимые для подготовки электронных публикаций (интерактивных электронных технических руководств на изделие), и взаимодействовать с системой автоматизированной подготовки электронных руководств. В этом случае обеспечивается централизованное управление всеми данными проекта.

В отличие от большинства других систем, уровень доступа определяется не для класса (типа) информационных объектов, а для конкретного информационного объекта, что обеспечивает большую гибкость при организации параллельного проектирования.

В системе имеется встроенный двухуровневый программный интерфейс удаленного доступа, низший уровень которого соответствует спецификации международного стандарта ISO 10303-22 SDAI (Standard Data Access Interface), а высший включает в себя набор высокоуровневых функций доступа к данным из разрабатываемых приложений.

Разработанная ИС позволяет реализовать следующие функции:

·        регистрацию и учет поступающих документов;

·        ввод комплектов электронных документов по разделам в соответствии со структурой архива;

·        поддержку версий документов;

·        управление структурой и физическим размещением данных для записи в архив электронных комплектов документов;

·        поиск проектов и их частей, включенных документов по тематике и другим регистрационным атрибутам описания проектов;

·        выполнение заказов на создание копий документов.

В качестве исходных данных для разработанной ИС использованы информационные ресурсы с компакт-дисков дипломных работ студентов кафедры ГИС. Материал полностью переработан, отформатирован и приведен к необходимым стандартам.

На первом этапе проектирования ИС в соответствии с поставленной задачей были определенны ее необходимые функции. Далее была разработана общая структура системы (структура категорий, организационная структура, типы документов, статусы и назначены роли).

На последнем этапе подготовленные исходные данные, с помощью архиватора WinRAR и программного продукты PSS, были объединены в общую систему, соответственно разработанной структуре.

ИС позволяет управлять различными справочниками и классификаторами изделий. Справочники строятся при помощи объекта «Категория». Под категорией понимается объект, назначением которого является объединение изделий в группу по какому-либо признаку. Для организации электронного архива кафедры ГИС в качестве категорий использованы названия групп, с вложенными в них категориями студентов.

Для категорий студентов в качестве наименования используются фамилия, имя и отчество, а для обозначения используется номер зачетной книжки студента, что обеспечивает необходимую уникальность обозначения. При занесении документа в электронный архив запрашивается уникальное обозначение документа. Обозначение используется в базе данных для однозначной идентификации объекта. В качестве обозначения документа предлагается использовать следующий код: {номер зачетной книжки студента, выполнивший данную работу} {разделитель (точка)} {код предмета} {разделитель (точка)} {порядковый номер работы}. Порядковый номер работы является необязательной частью кода.

Для электронного архива кафедры ГИС в организационную структуру включены преподаватели. Роль сотрудника обеспечивает доступ сотрудникам к данным в соответствующем контексте.

Контекст в структуре архива служит для удобства представления информации. В качестве контекста выступает тот или иной предмет.

Типы документов обозначают тип работы студента (дипломная работа, презентация, пояснительная записка и т.д.).

Статусы предлагается использовать в качестве оценок – после внедрения документа в БД преподаватель присваивает статус этой работе.

Вышеописанная структура базы данных исключает потерю и неумышленную порчу документов, хранящихся в электронном архиве, вследствие неумелого обращения, а также обеспечивает удобный поиск по всем атрибутам документов.

Чтобы запустить программу электронного архива необходимо:

1.Отработать цепочку Пуск -> Программы -> PDM STEP Suite -> PDM модуль, или дважды щелкнуть по иконке PDM модуль на рабочем столе.

2.В окне «Установка соединения с БД» в поле со списком «Пользователь» выбрать свою фамилию и инициалы (если они уже существуют), или написать их самостоятельно, при входе в систему первый раз.

3.В поле «Пароль» ввести свой пароль, который назначается системным администратором. В дальнейшем, в целях безопасности, возможно изменить пароль.

4.В поле со списком «Подключение» указывается база данных, с которой необходимо установить соединение. Значение по умолчанию - Ist.

5.После нажатия кнопки «ОК» появляется окно модуля PDM.

Предусмотрена возможность занесения дипломной работы студента (презентации, пояснительной записки, технического задания, рецензии, титульного листа) в электронный архив. Для этого необходимо:

1.Распахнуть дерево «Папки», щелкнув на плюсе, рядом со значком папки.

2.Распахнуть папку с названием соответствующего предмета.

3.Распахнуть категорию с названием группы, щелкнув по плюсу, и выбрать студента, работу которого необходимо занести в электронный архив.

Для корректной работы ИС необходима установка следующего программного обеспечения:

­ Сервер

Операционная система Windows 2000 и выше;

СУБД Oracle 8i и выше;

Система управления электронным документооборотом PSS.

­ Клиент

Операционная система Windows 2000 и выше;

Архиватор WinRAR.

­ Аппаратное обеспечение электронного архива

Разработка подсистемы долгосрочного хранения представляется достаточно сложной проблемой. Это связано с большими объемами электронной информации, включая информационно-графический контент. В качестве устройств долговременного хранения могут быть использованы роботизированные CD-DVD библиотеки под управлением специализированного программного обеспечения. Система долгосрочного хранения является одной из важнейших во всей структуре электронного архива.

Роботизированная CD-DVD библиотека под управлением специализированного программного обеспечения является высокотехнологичным накопителем информации. CD и DVD диски в настоящее время - самые надежные и развивающиеся носители, позволяющие иметь удельную стоимость хранения единичного объема на порядок ниже по отношению к HDD и Raid - массивам. Кроме того, применяемые носители менее критичны к условиям эксплуатации (магнитные поля, температура и т. д.), не требуют перемагничивания и прочих процедур, необходимых при обслуживании жестких дисков.

Время хранения информации по оценкам разных экспертов от 50 до 100 лет. Все носители размещены в одном корпусе и при помощи специализированного программного обеспечения объединены в один локальный или сетевой ресурс сверхбольшого объема, администрируемый по правам пользователей и позволяющий обращаться к нему как в «файл-серверном» режиме, так и через вышестоящую программную надстройку (СУБД, систему автоматизации и т.д.). При обращении к тому или иному файлу робот, размещенный внутри корпуса, извлекает носитель и вставляет его в привод. Далее, через SCSI - интерфейс, осуществляется его передача на управляющий компьютер и, при помощи программного обеспечения (ПО), файл отдается в сеть.

Роботизированные библиотеки позволяют:

·        разместить в одном корпусе от 120 до 600 CD-DVD носителей; В зависимости от модели, число дисков может быть 135, 300, 400 или 600. Каждый диск размещается в отдельном слоте внутри корпуса библиотеки. Особенностями накопителей предлагаемого модельного ряда в организации размещения носителей являются:

­ использование технологии «No Tuch», заключающейся в том, что каждый носитель хранится в отдельном пластиковом конверте, исключающем механическое прикосновение к диску и, как следствие, не допускаются повреждения, влияющие на работоспособность системы;

­ возможность подключения дисков через mail-slot (по одному отдельно хранимому диску) или при помощи дополнительных магазинов. Каждый дополнительный магазин содержит по 15 дисков, необходимость постоянной работы с которыми отсутствует. Магазины могут храниться отдельно (вне корпуса библиотеки и подключаться при необходимости). Важной особенностью подключения магазинов является отсутствие необходимости выключать или перезагружать систему.

·        представить весь массив носителей в виде локального или сетевого ресурса;

·        организовать доступ к хранимой информации, как к сетевому ресурсу.

·        организовать запись на CD и DVD - носители при увеличении объемов информации (пополнении архива);

·        повышать производительность системы (модульность устройств позволяет наращивать число приводов);

·        переходить на новые, постоянно развивающиеся технологии. Приводы указанного стандарта читают CD, DVD - 2.6, DVD-4.7. При появлении новых стандартов, библиотека не «устаревает»;

·        увеличивать объемы хранимой информации.

Задача создания подсистемы долгосрочного хранения подразумевает высокую надежность системы и большое время наработки на отказ.

Дата создания страницы: 21.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008