Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Законодательное регулирование инновационных процессов на основе информационных технологий

 

Прежде чем говорить о направлениях и содержании правового регулирования инновационных процессов на базе информационных технологий, надо постараться понять в какой ситуации находится страна и каково ее место в мире. Сегодня Россия находится на подъеме, и это заметно по многим направлениям жизни российского общества. Но это не означает, что проблем становится меньше. Вопрос в том, как найти каждому то место и роль, которые позволят получить наибольший социально значимый эффект.

Жизнь каждого государства, в том числе и России, определяется рядом условий и факторов, которые необходимо учитывать при решении проблем управления. Это достаточно сложные условия, связанные с тем, что общество в целом переживает переход к информационному состоянию, этап новой глобализации на основе широкого применения новых технологий, сильно влияющих на преобразование многих институтов государства, государственной власти, механизмов управления. Распространение получает взгляд на вредность институтов государственной власти, внедряются тезисы о противостоянии государства и человека. На лицо не понимание того, что государственные институты также продукт развития гражданского общества и они, с одной стороны, не могут быть проигнорированы, а с другой - подвержены естественным изменениям одновременно с другими механизмами самоорганизации общества в целом.

Обсуждая проблемы развития государственной власти как политической системы управления, классики девятнадцатого и начала двадцатого столетия предвидели свертывание политического окраса управления делами общества и государства и усиления приоритета ее административной роли. Административной не в смысле произвольной функции бюрократизма. Администрации и административной работы в смысле управления на основе необходимой информированности, глубокого учета и просчета возможных вариантов решений, донесения информации до исполнителей и общества. В целом - речь о переходе к новым методам управления на основе знаний, владения ситуацией.

Адаптация механизмов управления к новым условиям, когда потоки информации становятся важнее, чем потоки финансов[1], когда один мир умирает, а другой еще только формируется, проходит непросто. Большая ответственность ложится на правовую систему, которая призвана обеспечить сохранение сущности правового, демократического и социального государства в этот переходный период, одновременно и сама перестраиваясь как главный регулятор общественных отношений. Это крайне важно для создания условий формирования нового человека, сохранения его как творца и носителя нового этапа земной цивилизации. Правовое пространство расширяется под влиянием формирования мирового информационного пространства. И в этой связи не мало проблем, как для национального, так и для международного права.

Необходимы меры правового и организационного характера в Российской Федерации, направленные на обеспечение условий наиболее безболезненного перехода к широким масштабам информатизации общества и перестройки институтов управления под воздействием двух направлений совершенствования российского законодательства. Имеются в виду мероприятия по созданию нормативной основы информатизации и мероприятия по административной реформе, которая должна обеспечить адекватность системы управления с учетом возможностей информатизации на всех уровнях работы органов исполнительной власти. Такая же синхронность должна быть обеспечена и на уровне местного самоуправления.

Отношения, связанные с использованием информационных систем, баз данных, с решением проблем интеллектуальной собственности применительно к информационным программам, информационным ресурсам, регулируют Федеральные законы «Об информации, информационных технологий и защите информации», «О персональных данных» и, включающая ряд норм, часть IV ГК.

Однако состояние правовой основы формирования и использования информационных ресурсов является проблемой. Опыт в этой области в субъектах РФ накоплен большой, и важно не приостановить укрепление этого вида ресурса управления и нацелить его на максимальное использование в процессах реализации национальных проектов в социальной сфере. Именно здесь создаются условия, позволяющие раскрыть потенциал человека, населения, как субъектов самоорганизации социальных процессов, как носителей прав и обязанностей субъектов гражданского общества.

Переход к новому этапу информатизации связан с изменением отношения к информации как ресурсу управления. Здесь наиболее важная задача связана с переходом к использованию электронного документа и формированием системы электронного документооборота в каждом органе государственной власти. В отношениях между этими органами и этих органов с юридическими лицами, с гражданами и их общественными организациями. ФЦП «Электронная Россия» может быть реализована на федеральном, региональном уровнях, на уровне территориального управления только при этом условии. Но именно этой стороне дела до сих пор уделяется наименьшее внимание нашего законодателя. Таким образом, возникают вопросы о правовых режимах документированной информации в системе государственного и муниципального управления, о концепции правового регулирования информационного взаимодействия органов управления между собой по горизонтали и вертикали системы власти и со всеми иными субъектами, реализующими свои права в контакте с органами власти, реализующими свою роль в формировании гражданского и информационного современного общества.



[1] Явед Акбар «Новые центры силы в эпоху глобализации» По материалам проекта РОСБАЛТА «Мировые интеллектуалы в Санкт-Петербурге» 2006-2007.\ (ж. «Смысл. Общественно-политический проект». №1.2007. с. 116-117.); Э Уэбстер. Теории информационного общества. М. 2004.

Дата создания страницы: 20.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008