Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Опыт внедрения автоматизированной информационной системы сельского административного образования

 

В настоящий момент актуальность и достоверность данных похозяйственного учета имеет достаточно большое значение. На основе данных книг похозяйственного учета собираются различные виды налогов с населения, проводится социально-экономическое планирование  и т.д. В связи с этим можно сформулировать новый взгляд на похозяйственный учет, который раскрывается в следующем:

    1.Трансформация его в инструмент «территориального учета» позволяющего:
  • повысить собираемость собственных доходов;
  • иметь достоверные данные для социально-экономического планирования;
  • аргументировано, основываясь на реальных количественных данных принимать управленческие решения.

  • 2.Это инструмент для выполнения делегированных полномочий:
  • первичный воинский учет (пункт 10 статьи 154 № 122-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 766 от 14 декабря 2005 года);
  • ЗАГС (статья 17 № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 года передача полномочий ЗАГС субъектам РФ с возможностью делегирования их органам МСУ).

  • 3.Это механизм для взаимодействия с:
  • межрайонной инспекцией ФНС;
  • ПВС УВД муниципального района;
  • органами социальной защиты субъекта РФ;
  • регистрационной палатой, земельным комитетом, ГИБДД.

  • 4.Основа для муниципальной статистики.

Цель внедрения

      Основной целью автоматизации процесса ведения похозяйственного учета является создание комплексной системы, обеспечивающей решение следующих задач:

  • комплексное ведение похозяйственного учета на уровне поселений и консолидацию необходимых данных на уровне муниципального района, а также на уровне субъекта  на основе использования единого информационного, методологического и правового пространства;
  •   регулярное получение актуальной информации, позволяющей эффективно решать задачи мобилизации налоговых доходов муниципальных образований, поддержки решений в финансово-экономическом блоке управления муниципальными районами, формирования необходимой статистической отчетности.

Этапы внедрения

Процесс внедрение начался с того, что в августе 2006 года управление информатизации Пензенской области заключило с ООО «Группой компаний «Парус»  государственный контракт о передаче неисключительных имущественных прав на использование программного продукта «Автоматизированная информационная система сельского административного образования (АИС САО)».

Одним из условий контракта являлось то, что программное обеспечение передавалось управлению информатизации Пензенской области для установки и использования конечными пользователями, которыми являлись сельские и районные администрации области.

На следующей стадии внедрения системы всем главам районов и сельских администрации рекомендовалось назначить ответственных лиц за внедрение и за непосредственную работу (внесением данных) с АИС САО (в управление информатизации были предоставлены все копии приказов).

После того, как ответственные лица были назначены, в районах необходимо было выбрать место для обучения. Во многих районах это были классы по информатики среднеобразовательных школ. Обучение производилось сотрудниками ООО «Группа компаний «Парус», т.к. это являлось одним из условий контракта.

Списки обучаемых составлялись на основе приказов о назначении ответственных по работе с системой АИС САО.

По окончанию процесса обучения,  каждому специалисту на его рабочее место устанавливался модуль «Похозяйственная книга» с первичными данными (название улиц соответствующего населенного пункта, например).  После чего, ответственные сотрудники непосредственно приступали к внесению данных похозяйственного учета в систему на местах.

Следующим этапом явилось то, что необходимо было назначить лиц ответственных за сбор, интеграцию данных похозяйственного учета и подготовку аналитических отчетов средствами OLAP-модуля в Правительстве области (это специалисты управления экономики области).  

В то время, когда в сельских и районных администрациях специалистами вносились данные похозяйственного учета, управлением информатизации был разработан Регламент организации работ по сбору и предоставлению информации в систему АИС САО. Данный Регламент был разослан в администрации всех муниципальных районов области с рекомендацией разработать свои регламенты на основе предоставленного.

Проблемы  внедрения АИС САО

   В процессе внедрения возникало немало проблем, к ним можно отнести следующее:

  • Проблема недостаточной компьютерной грамотности специалистов сельских администраций, сюда относится неумение пользоваться такими носителями информации, как RW-дисками, Flash-картами (работают только с дискетами). Такая ситуация наблюдалась во  многих администрациях как сельских, так и районных.

Для решения данной проблемы в настоящий момент закуплена компьютерная техника, организуется компьютерный класс в Центре переподготовки и повышения квалификаций сотрудников Правительства Пензенской области, в котором будут проводиться курсы повышения компьютерной грамотности всех ответственных лиц за работу с АИС САО, проявивших желание;

  • Проблема, которая может привести к потере информации - вирусы. По собранным в процессе обучения данным, на рабочих местах специалистов сельских администраций установлены антивирусные программы с устаревшими базами, просроченными лицензионными ключами, либо не   установлено вообще.

Для решения данной проблемы всем главам районных и сельских администраций было рекомендовано приобрести средства антивирусной защиты.

  • Недостаточная оснащенность сельских администраций компьютерной техникой (рабочее место у многих на двоих с бухгалтером), как следствие, медленное внесение данных в систему.

Для решения данной проблемы главам сельских и районных администраций

рекомендовали приобрести недостающее количество компьютерной техники.

Архитектура системы

В результате внедрения мы получили 3-х уровневую систему.

Первый уровень представляет собой большое количество, а именно 359 книг похозяйственного учета сельских администраций.

Затем следует второй уровень системы, которой включает в себя 27 реестров похозяйственного (территориального) учета. Данные реестры находятся на уровне администраций муниципальных районов.

И третий уровень представляет собой реестр похозяйственного (территориального) учета на уровне Правительства области вместе с OLAP-модулем, который предназначен генерации отчетов и графического представления информации.

Интеграция системы

Информация, предоставляемая системой АИС САО, может быть интегрирована в региональную информационно-аналитическую систему  (РИАС), Ситуационный центр Губернатора, а также отображаться в геоинформационной  системе.

Дальнейшее функционирование системы

Для дальнейшего нормального функционирования системы необходимо решить ряд вопросов:

  • нарушение федерального закона от 27 июля 2007 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • отсутствие нормативно-правовой базы для внедрения автоматизированных информационных систем вообще;
  • отсутствие межведомственного взаимодействия (налоговая служба, органы статистики не пронимают данные в той форме, которая выгружается из АИС САО);
  • отсутствие организационной структуры в Правительстве области.
Дата создания страницы: 20.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008