Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Информатизация – путь к информационному обществу или цифровому неравенству?

 

Информатизация, призванная устранить социальные различия, в реальности часто делает богатых еще богаче, а бедных – еще беднее. С этим сложно поспорить, зная о нынешней ситуации с внедрением информационных технологий в России.

Информационное общество предполагает свободное обращение информации, в том числе и о важных событиях в жизни страны. Информация становится самым ценным ресурсом, доступным, однако, немногим. Огромная часть населения не умеют пользоваться информационными ресурсами, и, значит, не имеют свободы выбора - те, кому за 40, оказались за границами государственных программ обучения основам работы на компьютере и в сети Интернет, и вынуждены полагаться только на свои силы.

По статистике Министерства экономического развития и торговли РФ (исследование «Готовность общества к восприятию компьютерной культуры», результаты которого были озвучены на конференции  «Переход к международным стандартам компьютерной компетенции» в Москве 22 октября 2004 года) знают о возможности использовать компьютер для общения по электронной почте не более трети опрошенных. А сколько из них умеют работать с электронными сообщениями?

Ведомства, занимающиеся информатизацией, считают, что они успешно справились с поставленной задачей и преодолели цифровое неравенство в России. На самом деле, не только не преодолели, но и усугубили. Те, кто умел пользоваться компьютером, оказались в выигрышном положении, по максимуму используя предоставленные государством и частным сектором информационные ресурсы. А те, кто никогда не сидел за клавиатурой, потеряли возможность равного доступа к товарам и услугам. Простой пример: если вы умеете пользоваться услугой on-line бронирования авиабилетов, то вы всегда сможете выбрать самый дешевый тариф или найти билет с огромной скидкой. А вот если вы не умеете пользоваться Интернетом, то таких мест вам уже не достанется, - их разберут те, кто умеет пользоваться информационными ресурсами. Это и есть настоящее цифровое неравенство.

Европа прошла этот путь в конце 90 годов и сменила приоритеты – во главу угла европейские власти поставили знания пользователей. Доступ к информации сегодня это в такой же степени вопрос наличия технических ресурсов и информационного содержания, как и умения ими пользоваться.

 Информатизацией в России занимаются сразу несколько министерств и ведомств, которые не готовы к выработке единых стандартов в области информатизации, и особенно – знаний пользователей.

Объединенной Европе удалось предупредить подобное развитие событий. Под эгидой Международного Фонда ECDL, ведущей мировой организации, призванной повышать компьютерную грамотность населения разных стран мира, была разработана программа e-Citizen – Электронный гражданин. Основная цель программы – преодолеть цифровое неравенство и массово обучить население навыкам работы с компьютером и использования государственной информации, размещенной на Интернет-ресурсах. Сегодня обучение по проекту «Электронный гражданин» проводится в Великобритании, Финляндии, Норвегии, Хорватии, Германии, Франции, Швеции, Италии, Австрии, Румынии, Греции, Венгрии. В 2006 году пилотный проект e-Citizen на русском языке был начат в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Преимущества подобной программы для России очевидны:

  • Программа «Электронный гражданин» позволит населению начать активно использовать возможности получения информации и участия в общественной жизни, предоставленные им администрацией, что будет иметь своим следствием рост социальной активности населения, позволит формировать дополнительные механизмы взаимодействия власти и граждан, а также институты гражданского общества.
  • Многие жители отдаленных районов получат доступ к качественным образовательным услугам с помощью дистанционного обучения, а также увеличат свою мобильность, получив возможность подавать заявки на образовательные и научные гранты через Интернет, что сформирует устойчивую основу для сохранения информационного, экономического, и, в конечном счете, геополитического единства страны, для которой проблема «бегства в города» приобретает угрожающий характер.
  • Государственные структуры смогут более быстро и эффективно обрабатывать запросы и обращения населения, ввиду того, что многие процедуры, сегодня требующие очного присутствия гражданина, будут проводиться через Интернет, существенно возрастет востребованность и поддержка мероприятий Административной реформы со стороны населения.

Выводы: в России сегодня пока нет единого подхода к повышению информационной культуры граждан. Необходимость разработки национального стандарта знаний пользователей давно назрела, и сегодня нужно объединить фрагментарные инициативы в единую государственную политику. В то же время, движение в сторону интеграции с Европой предполагает сопряженность национальных и общемировых стандартов, поэтому пока национальный стандарт не разработан, можно использовать программы, прошедшие апробацию и хорошо зарекомендовавшие себя в системе государственного и муниципального управления в странах Европейского Союза и других государствах мира, таких как «Электронный гражданин».

Дата создания страницы: 20.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2008