Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Итоговый документ

25 апреля 2007 года в г.Н.Новгороде на Нижегородской Ярмарке прошла шестая межрегиональная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии – инструмент повышения эффективности управления».

Цель проведения конференции - распространение передового опыта в сфере использования современных информационных технологий для повышения эффективности управления в различных областях деятельности, продвижение успешно действующих инновационных программ и проектов  информатизации.

Организатор конференции - Правительство Нижегородской области.

В работе конференции приняли участие более 700 человек, среди которых руководители и специалисты федеральных органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления различных регионов РФ, заинтересованных предприятий и организаций.

В рамках конференции была организована работа пленарного заседания и секций:

  • информационные технологии как инструмент государственного и муниципального управления;
  • информационная безопасность региона;
  • телекоммуникации и связь;
  • геоинформационные технологии в управлении регионом;
  • юридические аспекты применения IT- технологий в управлении;
  • корпоративные информационные системы в управлении;
  • информатизация в сфере культуры;
  • информационные технологии в образовании и обучении;
  • информационные технологии в государственном и муниципальном заказе.

В ходе работы конференции заслушано более 100 докладов и сообщений.

С докладами выступили заместитель Министра информационных технологий и связи РФ, заместитель Министра информатизации и связи Республики Татарстан по телекоммуникациям,  представители Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ, управления Федеральной антимонопольной службы, института государства и права  РАН, института развития свободы информации, программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России, Правительства Республики Мордовия, Администрации Президента Чувашской  Республики,  Правительства Ульяновской области, Правительства Пензенской области, Правительства Нижегородской области, ведущие специалисты предприятий и организаций РФ в сфере информатизации.

На организованной стендовой экспозиции были представлены стенды Правительства Нижегородской области, ведущих ВУЗов Нижегородской области, предприятий Нижегородской области, имеющих передовые ИТ-разработки и внедрения, ведущих ИТ-компаний, работающих в России.

Во время работы теле-приемной Губернатора и Правительства задать вопросы специалистам смогли не только посетители выставки, но и жители 4 районов (Богородский, Володарский, Балахнинский и Городецкий районы), на территории которых внедрены элементы региональной сети публичных центров правовой информации Нижегородской области. Были развернуты рабочие места работников приемной Губернатора и Правительства Нижегородской области и юристов для осуществления приема граждан по различным вопросам.

Было задано более 40 вопросов по следующим направлениям: социальная защита, образование, здравоохранение, транспорт и связь, и, наибольшее количество, юриспруденция (земельные отношения, лесопользование и другие).

Все вопросы, на которые не были получены ответы во время проведения теле-приемной, поставлены на контроль. Розданы поручения ответственным исполнителям и на данный момент проводится работа по подготовке ответов.

Организация такого общения граждан и специалистов органов исполнительной власти – перспективный проект, направленный на достижение открытости деятельности органов власти.

Основной акцент при проведении конференции был сделан на освещении хода информатизации в контексте административной реформы, использовании информационных технологий при реализации национальных проектов, решении проблем законодательного обеспечения информатизации, реализации мероприятий по информационной безопасности.

Отмечено, что с помощью применения информационных и коммуникационных технологий достигается повышение оперативности принятия управленческих решений и соответственно – увеличивается эффективность управления.

Определены проблемы несовершенности правовой основы формирования и использования информационных ресурсов, отсутствия норм и механизмов, которые могли бы обеспечить исполнение органами государственной власти нормативных правовых актов о праве граждан на доступ к информации государства.

Особое внимание участники конференции уделили вопросу обеспечения информационной безопасности.

Конференция показала также возрастающий интерес к использованию современных информационных технологий в образовательном процессе, в сфере сохранения культурного и исторического наследия России.

Ряд передовых отечественных предприятий представил новейшие разработки в сфере телекоммуникаций и связи, геоинформационных систем, ИПИ-технологий, ERP-систем.

Секция 1: Информационные технологии как инструмент государственного и муниципального управления

Участниками секции отмечено, что повышение эффективности государственного и муниципального управления за счет применения информационных технологий является одним из самых динамично развивающихся процессов на территории РФ.

В ходе работы были заслушаны доклады об имеющемся опыте в Нижегородской области, в других регионах России. Фирмами и организациями–участниками были представлены свои решения в области информатизации процесса управления.

Сделаны выводы о серьезных достижениях данного направления и необходимости дальнейшего развития.

Однако при обсуждении перспектив развития замечено, что в России сегодня отсутствует единый подход к повышению информационной культуры граждан, государственных и муниципальных служащих. И эта проблема является одной из самых острых. Назрела необходимость разработки национального стандарта знаний пользователей, необходимо объединить фрагментарные инициативы в единую государственную политику.

Участниками указано также на наличие проблемы межведомственного взаимодействия.

В целях накопления опыта (положительного и отрицательного) регионов РФ по реализации проектов информатизации предложено рассмотреть возможность организации встреч руководителей служб информатизации для обсуждения хода реализации того или иного проекта.

Секция 2: Юридические аспекты применения IT-технологий в управлении

Целью проведения секции являлось рассмотрение вопроса нормативно-правового обеспечения сферы применения информационных технологий в управлении.

Участниками представлены доклады на темы законодательного регулирования инновационных процессов в сфере информатизации, состояния нормативно-правовой базы в сфере информатизации Нижегородской области, открытости органов власти и другие.

По итогам работы отмечено, что:

  • наряду с произошедшими в 2006 году качественными изменениями законодательства в сфере информатизации на федеральном уровне (Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», Концепция региональной информатизации до 2010 года, новая редакция ФЦП «Электронная Россия»), на уровне регионов законодательная база остается достаточно бессистемной. Важно, что именно в субъектах РФ накоплен большой опыт в области формирования и использования информационных ресурсов. Каждый день органы власти в регионах на практике сталкиваются с указанными проблемами и должны проявлять инициативу по их решению;
  • наименьшее внимание законодателей уделяется проблеме перехода к использованию электронного документа и формирования системы электронного документооборота в каждом органе власти, в отношениях между этими органами и этих органов с юридическими лицами, с гражданами и их общественными организациями. ФЦП «Электронная Россия» может быть реализована на федеральном, региональном уровнях, на уровне территориального управления только при этом условии;

В результате обсуждения участники секции пришли к выводу – необходимы инициативы и предложения регионов, согласованное общее решение проблемы. В России в виду особенностей социально-экономического развития и уровня правовой культуры не только в частных коммерческих и некоммерческих структурах, но даже в государственных и муниципальных учреждениях не исключается использование контрафактного программного обеспечения. В этих условиях правовая чистота внедряемых технических решений может стать серьезным аргументом в пользу свободного программного обеспечения и программного обеспечения с открытым кодом. Для учреждений государственного и муниципального управления, а также социокультурных учреждений следует обеспечить не только организационные и финансовые, но также правовые возможности оптимального выбора среди программных продуктов, распространяемых на различных условиях.

Секция 3: Телекоммуникации и связь

В процессе работы секции «Телекоммуникации и связь» был заслушан ряд интересных докладов по применению новых телекоммуникационных технологий, а также обсуждены проблемы их использования с целью повышения эффективности управления регионом.

Были обозначены возможные пути решения задач, стоящих перед Правительством Нижегородской области в этой сфере:

  • создание сети передачи данных в интересах органов исполнительной власти;
  • возможности использования беспроводного широкополосного доступа (WiMax);
  • практическое применение сети подвижной радиосвязи стандарта TETRA;
  • создание сети пунктов коллективного доступа;
  • развитие мультисервисных сетей на базе передовых технологий (SDH, DWDM, GigabitEthernet).

Секция 4: Информационная безопасность

На заседании секции участники заслушали и обсудили выступления по следующим направлениям: основные задачи в области информационных систем и их безопасность, координация работ по защите информации в Приволжском федеральном округе, аттестация объектов информатизации, основные пути решения проблем информационной безопасности.

По итогам работы сформированы рекомендации:

    1.Руководителям органов исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и руководящих документов ФСТЭК России:
  • предусмотреть создание в структуре названных органов подразделений (штатных специалистов) по защите информации;
  • предусмотреть регулярное повышение квалификации специалистов по защите информации;
  • предусмотреть проведение необходимых мероприятий по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 года № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена»;
  • принять меры по проведению аттестации объектов информатизации, предназначенных для обработки информации, составляющей государственную тайну, и конфиденциальной информации;
  • при принятии решения о проведении аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации ориентироваться на нижегородские компании.

  • 2.Руководителям органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области, организаций и предприятий, получающих доступ к персональным данным, обеспечить их конфиденциальность, для чего принять необходимые организационные и технические меры в соответствии с нормативно-правовыми документами по защите информации.
    3.При организации технической защиты конфиденциальной информации использовать сертифицированные, в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов по защите информации, средства защиты.
    4.Органам по аттестации, осуществляющим свою деятельность на территории Нижегородской области, рассмотреть возможность снижения стоимости аттестационных мероприятий для органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области.
    5.Специалистам, занимающимся вопросами обеспечения информационной безопасности, изучить вопросы, рассматриваемые на данной конференции (материалы опубликованы на официальном сайте Нижегородской области).

Секция 5: Геоинформационные технологии в управлении

Участниками секции были рассмотрены основные направления развития ГИС-систем в Нижегородской области и сделаны следующие выводы:

  • необходимо создание первичной информации (картографические цифровые карты), которая будет являться основой создания любой ГИС;
  • следует разработать механизм информационного обмена между владельцами ГИС на базе единого информационного сервера и организовать доступ к накопленной информации всем заинтересованным органам. Определить ответственный орган за реализацию данного механизма, ответственность за наполняемость ГИС органов исполнительной власти;
  • необходимо более широкое использование потенциала информационных ресурсов Государственного земельного кадастра и Государственного кадастра недвижимости для управления земельными ресурсами и объектами недвижимости на территории Нижегородской области;
  • из-за значительной стоимости работ по созданию цифровых карт требуется заключение Соглашения с Роскартографией по паритету и необходимости участия Правительства Нижегородской области в финансировании создания информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в органах местного самоуправления;
  • важно создание цифровых карт на территории муниципальных образований осуществлять на паритете с Правительством Нижегородской области.

Секция 6: Корпоративные информационные системы в управлении

В ходе работы секции рассмотрены возможности применения информационных систем для организации эффективного управления современной компанией, комплексной автоматизации российских предприятий, построения системы процессно-ориентированного управления предприятием.

Продемонстрированы результаты внедрения современных технологий в промышленность: сквозной цикл производства изделия как результат внедрения ИПИ-технологий, семейство систем управления производственным оборудованием, практическая реализация взаимодействия различных систем с целью построения единого информационного пространства предприятия.

Слушателями секции отмечено, что ряд нижегородских организаций (ОКБМ, НИИС, «Теплообменник», НГТУ и другие) являются лидерами в России по уровню комплексной информатизации промышленности, в особенности – по направлению информационной поддержки жизненного цикла изделий (ИПИ-технологии). Значительную роль  в развитии данного направления играет целенаправленная и последовательная организационная и координирующая работа министерства промышленности и инноваций Нижегородской области и Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.

Однако выяснено, что уровень охвата предприятий и объемы работ в целом по комплексной информатизации промышленности недостаточны. Пока отстает от ИПИ-технологий направление информационной поддержки  жизненного цикла инфраструктуры (ИПИН-технологии), обеспечивающее конкурентоспособность в строительстве и развитии инфраструктуры.

Недостаточен уровень переподготовки кадров по ИПИ- и ИПИН-технологиям. В государственных образовательных стандартах (ГОС) 2-го поколения, действующих сейчас, эта тематика практически не отражена.

Участниками секции рекомендовано:

  • в связи со значительным ростом строительства и инфраструктуры Нижегородской области усилить уровень, темпы и объемы работ по информационной поддержке жизненного цикла инфраструктуры, разработать региональную программу на 2008-2010 годы и создать региональный сайт по ИПИН-технологиям;
  • продолжить региональную программу по ИПИ-технологиям на 2008-2010 годы;
  • для усиления координации работ и увеличения объемов работ по ИПИ- и ИПИН-технологиям, особенно в области подготовки и переподготовки кадров, в соответствии с предложением Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей возложить функции регионального центра по ИПИ- и ИПИН-технологиям на Нижегородский областной центр новых информационных технологий НГТУ;
  • предусмотреть в ГОСах 3-го поколения по всем направлениям техники и технологий значительный рост компетенций по ИПИ- и ИПИН-технологиям как в общеобразовательных, так и в специальных дисциплинах. В частности, поддержать рекомендации Научно-методического Совета Федерального агентства по образованию РФ по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике по инновационной стратегии  комплексной информатизации общепрофессиональной геометро-графической подготовки на принципах ИПИ- и ИПИН-технологий, как одной из основ профессионального технического образования.

Секция 7: Информатизация в сфере культуры

Рассмотрены доклады о внедрении новых информационных технологий в сфере культуры, о реализации региональных проектов по информатизации музеев, о перспективах развития информационных коммуникационных технологий в сфере культуры.

По итогам проведения секции участники сделали вывод, что:

  • проблемным остается вопрос создания полноценной информации о деятельности объектов культуры. Необходимо облегчить путь предоставления и получения информации о деятельности библиотек, музеев, театров, выставок, галерей и других, сэкономить время, ресурсы, материалы. На сегодняшний момент созданы публичные центры правовой информации, сайты некоторых библиотек. Объединяющим шагом в данном направлении планируется создание Интернет-сайта комитета по культуре Нижегородской области;
  • требуется обеспечить учреждениям и организациям культуры помощь в изучении и внедрении новых технологий и методов обработки информации.

Секция 8: Информационные технологии в образовании и обучении

На заседании секции был заслушан 21 доклад о необходимости использования новых информационных технологий в образовательном процессе. Приведены примеры данного использования.

В ходе работы обсуждена одобренная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Сделан вывод об отставании уровня использования информационных технологий в сфере управления школой от общих темпов информатизации образования. В результате обсуждения отмечено, что в процессе развития информационно-образовательной среды возникает ряд проблем, наиболее актуальными из которых являются:

  • формирование ИКТ-компетентности педагогического коллектива;
  • разработка методики применения ИКТ в образовательном процессе;
  • приобретение лицензионного системного и прикладного программного обеспечения.

Секция 9: Информационные технологии в государственном и муниципальном заказе

В ходе работы секции участниками были рассмотрены проблемы и направления информатизации государственного и муниципального заказа.

Наряду с общим согласием необходимости внедрения новых информационных технологий, как на региональном, так и на муниципальном уровне при размещении заказов, было отмечено, что наиболее острым и актуальным остается вопрос информатизации муниципального управления в целом. Выявлены следующие проблемы:

  • проблема формирования информационных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (муниципальных информационных ресурсов);
  • проблема использования государственных информационных ресурсов, как в интересах органов местного самоуправления, так и в интересах других пользователей (органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения).
  • Для решения указанных проблем необходимо определить:
  • состав муниципальных пользователей, которым передаются информационные ресурсы или предоставляется доступ к информационным ресурсам;
  • состав, порядок и условия использования информационных ресурсов, предоставляемых муниципальным пользователям;
  • перечень требующих решения программно-технических, телекоммуникационных и организационных проблем.

Участники конференции провели плодотворную работу, обсудили ситуацию в сфере использования современных информационных технологий в различных областях деятельности, выявили проблемы, сформулировали рекомендации по их решению.

В результате обмена опытом, совместных решений обозначены принципы единого подхода к управлению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Дата создания страницы: 21.06.2007
Дата модификации страницы: 20.06.2011