Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
V межрегиональной научно-практической конференции «Новые информационные технологии – инструмент повышения эффективности управления»
Нижний Новгород, Кремль
24 мая 2006г.

Организатор конференции  - аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области.

Соорганизаторами конференции выступили Министерство экономического развития и торговли РФ, аппарат Полномочного представителя Президента в Приволжском Федеральном округе, комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ в партнерстве с национальным оператором дальней связи ОАО «Ростелеком», ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, ЗАО «Корпорация ЮНИ».

В конференции приняли участие более 500 человек, среди них руководители и специалисты федеральных, региональных и муниципальных органов управления из различных регионов РФ, заинтересованных предприятий и организаций.

В рамках пленарных и секционных заседаний заслушано около 90 докладов и сообщений.

С докладами выступили представители Аппарата Полномочного Представителя Президента в ПФО, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по информационным технологиям РФ, Правительства Нижегородской области, ведущие специалисты предприятий и организаций РФ в сфере информатизации.

Доклады были рассмотрены по направлениям:

·   Информационные и коммуникационные технологии как инструмент государственного и муниципального управления;

·   телекоммуникации и связь;

·   информационная безопасность;

·   информатизация в сфере культуры;

·   информационная поддержка жизненного цикла изделий и инфраструктуры в промышленности и строительстве;

·   информационные технологии в обучении.

На конференции была организована работа стендовой экспозиции, на которой были представлены стенды Правительства Нижегородской области, ведущих ВУЗов Нижегородской области, предприятий Нижегородской области, имеющих передовые ИТ-разработки и внедрения, ведущих ИТ-компаний, работающих в России.

Конференция проводилась с целью демонстрации реального применения информационных и коммуникационных технологий в управлении различными сферами деятельности, их роли как инструмента реформирования отношений между гражданином, государством, бизнесом. Участниками рассматривались задачи информатизации органов власти федерального, регионального, муниципального уровней, сфер образования, культуры, промышленности.

На конференции участниками отмечено, что внедрение ИКТ должно быть составной частью единой государственной политики как инструмента развития, реформирования государственного и общественного устройства.

По итогам конференции сделан вывод, что ИКТ являются главным механизмом, с помощью которого можно изменять госуправление, информатизация должна идти в рамках и в соответствии с единой государственной политикой, в целях реализации административной реформы.

В связи с этим участниками решено, что в настоящее время требуется выстраивание четкой государственной политики в сфере информатизации, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, выработка единых рекомендаций к построению электронного государства, развитию государственного управления на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий с учетом преобразований, проводимых в рамках административной реформы.

Стандарты решений должны вырабатываться на самом высоком уровне (на федеральном) и доводиться в виде рекомендаций до регионального и муниципального уровней.

Это позволит направить работу всех участников информатизации в едином русле, что будет отвечать принципам и требованиям административных преобразований для повышения качества государственного управления.

Для российских предприятий проблема эффективного использования информационных и коммуникационных технологий как средства кардинального повышения качества и конкурентоспособности наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках исключительно актуальна.

Ряд передовых отечественных предприятий выполнил комплекс работ по созданию и внедрению программно-технических решений, реализующих ИПИ-технологии. Результаты выполненных работ обеспечивают электронное сопровождение экспортных контрактов на поставку вооружений и военной техники. Ведутся работы по созданию отечественной нормативной базы в области ИПИ-технологий, а также работы по подготовке и переподготовке кадров.

 

Секция 1: Информационные и коммуникационные технологии как инструмент государственного и муниципального управления

Цель проведения секции - создание условий для обмена передовым опытом в сфере использования современных информационных технологий для повышения эффективности государственного и муниципального управления, построения «электронного правительства», межрегионального взаимодействия программы развития информационных технологий «Цифровой город». На секции преимущественно обсуждались ИТ-проекты социальной направленности, реализуемые органами власти: создание систем персонального учета населения, «Социальная карта» и др.

По итогам проведения секции участники, руководствуясь собственным опытом, а также, учитывая представленные на конференции доклады, проведённые дискуссии, сделали вывод, что:

  • Основные принципы создания электронного государства - использование ИКТ в госуправлении для соблюдения прав граждан, достижения открытости, прозрачности государства, и, как следствие, повышение эффективности госуправления и конкурентоспособности страны.
  • В электронном государстве необходимо создавать аналогичную «бумажному государству» инфраструктуру, главное назначение которой – обеспечение надежности и достоверности электронных форм взаимодействия.
  • Создание электронного государства невозможно без соответствующей технологической инфраструктуры. Однако это не может быть главным и единственным элементом. Создание инфраструктуры должно быть подчинено принципам и требованиям административных преобразований для повышения качества государственного управления.
  • Необходимо считать приоритетными направлениями работы по региональной информатизации:

-          Создание и развитие региональных учетных систем, т.е. систем, обеспечивающих ведение юридически значимого электронного административного учёта сведений.

-          Обеспечение прав граждан на доступ к информации органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления.

-          Создание системы аудита информационных процессов, т.е. системы получения и оценки объективных данных о текущем состоянии информационных процессов и систем в региональном управлении.

  • Необходимо ввести обязательный внешний по отношению к ведомствам аудит государственных информационных систем, которые затрагивают права граждан.
  • Решение задачи автоматизации межведомственного информационного взаимодействия - задачи технического и технологического обеспечения беспрепятственного межведомственного информационного обмена.
  • Необходимо разработать единые методологические принципы к мониторингу, анализу и прогнозированию основных социально-экономических индикаторов и единые стандарты построения соответствующих информационно-аналитических систем региональных органов власти.

·         Важно предоставить органам местного самоуправления интерактивную площадку для распространения муниципальной информации с помощью современных телекоммуникационных и информационных технологий, что позволит максимально эффективно использовать в повседневной деятельности новые информационные возможности. Функционирование Интернет-агентства «Цифровой город» в России полностью соответствует потребностям органов местного самоуправления в расширении информационного поля муниципалитетов.

  • Необходимо содействовать формированию благоприятного общественного мнения к действиям органов местного самоуправления.
  • -  Необходимо одобрить внедрение проектов по созданию системы обеспечения социально-экономической информацией органов местного самоуправления как одно из перспективных направлений информатизации на муниципальном уровне.

По итогам проведения секции участниками было решено поддержать предложение аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в ПФО в целях организации профессионального взаимодействия госслужащих, ответственных за развитие информационно-коммуникационных технологий в регионах РФ, входящих в ПФО, разработки согласованной политики внедрения и использования современных информационных технологий, успешной реализации ФЦП «Электронная Россия» создать окружной совет по информационно-коммуникационным технологиям при Полномочном Представителе Президента РФ в ПФО.

 

Секция 2 «Телекоммуникации и связь»

На секции «Телекоммуникации и связь» были рассмотрены актуальные вопросы развития телекоммуникационных и информационных технологий и создания на их основе широкополосных мультисервисных сетей.

В работе конференции активное участие приняли руководители и специалисты в сфере телекоммуникаций и информационных технологий Приволжского федерального округа, г.Москвы, С-Петербурга и других регионов России.

В ходе работы секции участники познакомились со стратегией развития ведущих компаний, предоставляющих услуги связи в Нижегородском регионе: ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Ростелеком», ФГУП «Почта России». Эти доклады представляют значительный интерес в связи с поставленной Правительством Нижегородской области задачей обеспечения электронного документооборота области. В ходе обсуждения наметились возможные пути решения поставленной задачи. Интерес вызвал опыт телефонизации домов малоэтажной застройки, с привлечением денежных средств жителей и местного бюджета.

За «круглым столом» обсуждались:

-    проблемы построения и эксплуатации сетей широкополосного беспроводного доступа по технологиям Wi-Max и Wi-Fi;

-    технологии построения широкополосных мультисервисных сетей для телевизионного вещания и интерактивных услуг;

-    были представлены решения IP-телефонии для бизнеса.

Особый интерес вызвал доклад о построении специализированных сетей радиосвязи на основе оборудования стандарта TETRA, а также проект построения системы диспетчеризации транспорта на технологической базе системы «АСУ Навигация (GPS/GSM-GPRS)».

В работе секции приняли участие более 80 специалистов, которые познакомились с новыми разработками в области связи, и обменялись опытом работы.

 

Секция 3 «Информационная безопасность»

Заслушав и обсудив выступления, прозвучавшие на секции «Информационная безопасность», участники секции рекомендуют:

1.    Руководителям органов исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и руководящих документов ФСТЭК России:

-предусмотреть создание в структуре названных органов подразделений (штатных специалистов) по защите информации;

-предусмотреть повышение квалификации специалистов по защите информации;

-предусмотреть проведение необходимых мероприятий по выполнению Указа Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» № 611 от 12 мая 2004г.;

-принять меры по проведению аттестации объектов информатизации, предназначенных для обработки информации, составляющей государственную тайну и конфиденциальной информации. При принятии решения о проведении аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности конфиденциальной информации исходить из экономической целесообразности, т.к. стоимость данных работ достаточно высока.

2.    Руководителям органов местного самоуправления разработать свои нормативные, распорядительные документы по защите информации с учетом требований Руководящих документов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России.

3.    Крупнейшим российским поставщикам услуг Internet - рассмотреть вопрос о создании единого общероссийского координирующего центра, призванного решать проблемы (в том числе – информационной безопасности) российского сегмента глобальной сети Internet. Содействовать развитию неформального объединения поставщиков услуг на уровне технических специалистов.

4.    Специалистам, занимающимся вопросами обеспечения информационной безопасности, изучить вопросы, рассматриваемые на данной конференции (материалы опубликованы на официальном сайте Нижегородской области).

 

Секция 4 «Информатизация в сфере культуры»

На секции рассмотрены доклады о реализации региональных проектов и программ информатизации в сфере культуры в рамках «Электронной России», о внедрении информационных технологий для сохранения культурного и исторического наследия и др.

Секция проводилась на базе Нижегородской государственной областной библиотеки им.В.И.Ленина.

По итогам проведения секции участники, учитывая представленные на конференции доклады, проведённые дискуссии, сделали вывод, что:

·   Одним из ведущих направлений правовых реформ в России является правовое просвещение и информационно-правовое обеспечение населения.

·   Одним из главных приоритетов политики Российской Федерации в области информационно-правового обеспечения является создание механизмов предоставления населению широкого общественного доступа к официальным документам и иной правовой и деловой информации.

·   В настоящее время необходима четко сформулированная государственная политика в сфере создания и использования информационных ресурсов в сфере культуры, обеспечения доступа населения к культурному наследию.

·   Целесообразно предложить министерству культуры РФ оказать поддержку региональным библиотечным сообществам в процессе информатизации общедоступных библиотек, в т.ч. в обеспечении дорогостоящими программными средствами, специализированными автоматизированными информационными библиотечными программами.

·   Разделы, связанные с культурным наследием и современной культурой, целесообразно ввести в состав ФЦП «Электронная Россия».

·   Важно организовать всеобщее обучение работников культуры информационно-коммуникационным технологиям, связанным с информатизацией культуры.

·   Необходимо организовать встречу представителей региональной и муниципальной власти Нижегородской области с целью демонстрации передовых внедрений в библиотеках Нижегородской области.

 

Секция 5 «Информационная поддержка жизненного цикла изделий и инфраструктуры в промышленности и строительстве»

В рамках работы секции продемонстрированы решения и реализованные  проекты по внедрению перспективных технологий для промышленности, в т.ч. информационных технологий поддержки жизненного цикла  наукоемкой продукции, по созданию систем автоматизированного проектирования и др.

Необходимость внедрения информационных технологий:

·   Большая длительность процессов конструирования и технологической подготовки производства из-за высокой доли ручной работы, выполняемой по бумажной технологии при КТПП.

·   Неэффективное взаимодействие конструкторов и технологов вследствие бумажно-ориентированного технического документооборота с присущими ему большими затратами времени на прохождение информации.

·   Отсутствие единой информационной среды и возможности совместной работы пользователей.

·   Сокращение сроков разработки новых изделий и, соответственно, уменьшение времени выхода продукции на рынок путем внедрения сквозных технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий.

·   Максимальная автоматизация конструирования и технологической подготовки производства.

·   Интеграция новых информационных технологий и существующей системы   конструирования и технологической подготовки производства;.

·   Концентрация доступных людских,  финансовых и материальных ресурсов  на жизненно важных для предприятия направлениях, в первую очередь, на конструкторско-технологической подготовке производства.

Цель усовершенствований:

-    Перевод существующих процессов на полное электронное описание изделия в едином информационном пространстве.

-    Обеспечение сокращения длительности цикла "проектирование – подготовка – производство" на 50%  и более, а также снижение затрат при изготовлении опытных образцов и проведении натурных испытаний.

-    Повышение качества продукции (проектов) за счёт использования сертифицированных инструментов проектирования и стандартизированных средств разра­ботки и рабочих мест.

-    Повышение инвестиционной привлекательности предприятия.

Позитивные факторы:

-  Развитый комплекс технических средств вычислительной техники и  сетевой телекоммуникационной сети предприятия.

-  Освоение передовых технологий CAD/CAM/CAE/PDM.

-  Примеры успешной реализации проектов на высоком техническом уровне.

-  Наличие опытных специалистов.

Проблемы внедрения информационных технологий:

·         Существующее программное обеспечение для автоматизации производства базируется на различном системном и прикладном программном обеспечении. Во многих отраслях производства не существует на федеральном и региональных уровнях разработанного ПО, удовлетворяющего в полном объеме требованиям и задачам управления.

·         Внедрение комплексных систем на крупном предприятии наталкивается на финансовые проблемы, а также на ряд проблем организационного и технического характера, специфичных для каждого предприятия.

·         Минусы внедрения современных программных продуктов обычно состоят в том, что внедрение комплекса может потребовать отказа от уже существующих на предприятии систем и тем самым предприятие окажется тесно связанным с единственным поставщиком выбранного решения.

·         Внедрение любой системы в масштабах предприятия всегда затрагивает интересы различных подразделений, а интеграция же в рамках единой системы конструкторских, технологических и управленческих данных неизбежно приводит к конфликтам этих интересов.

·         Внедрение новых технологий, даже внутри предприятия, очень часто вызывает жесточайшее сопротивление сотрудников, работающих с уже существующими системами. Здесь может прослеживаться и нежелание перемен и стремление сохранить устраивающий многих руководителей, пусть даже неэффективный, но привычный способ работы.

·         При внедрении систем подобного уровня, предприятия сталкиваются с необходимостью выработки собственных стандартов, методик и инструкций. Здесь, в отличие от внедрения САПР, копирование чужого опыта по ряду причин практически невозможно из-за различий в специфике работы, а коллеги, уже прошедшие этот путь, не стремятся делиться информацией.

·         Не решен вопрос автоматизации таких этапов  как маркетинг, реализация и утилизация. Не решен вопрос создания КИС путём объединения всех информационных потоков на базе таких архиважных модулей как: маркетинг, производство, финансы, бухгалтерия.

По итогам проведения секции участники, учитывая представленные на конференции доклады, проведённые дискуссии и специализированные выставки, сделали вывод, что:

·         Применение ИПИ-технологий позволяет кардинально решить проблему обеспечения качества и конкурентоспособности наукоемкой  продукции на основе значительного снижения стоимости процессов ее разработки, производства и эксплуатации.

·         Необходимо считать внедрение ИПИ-технологий на предприятиях средством кардинального повышения качества и конкурентоспособности производимой наукоемкой продукции.

·         Необходимо разработать методику обоснования и расчета экономической эффективности внедрения информационных технологий и, в частности, САПР. Методики позволят высшему руководству предприятия оценить финансовую привлекательность проектов IT 

·         Целесообразно разработать и реализовать комплекс мероприятий по методическому и информационному обеспечению разработчиков и потребителей ИПИ-технологий.

·         Интенсификация работ по созданию и вводу в действие стандартов в области ИПИ-технологий – одна из первоочередных задач развития ИПИ-технологий в промышленности.

·         Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности разработки программных мероприятий по внедрению ИПИ-технологий на ведущих предприятиях Нижегородской области.

·         Важно активизировать работу по использованию геоинформационных систем в промышленности и строительстве.

·         Реализация проекта создания технопарка в Нижегородской области в сфере информационных технологий – новая стратегия развития индустрии информационных технологий.

 

Секция «Информатизация в обучении»

Цель проведения секции - распространение передового опыта применения информационных и коммуникационных технологий в сфере образования, демонстрация роли информационных и коммуникационных технологий в повышении качества образовательного процесса.

Секция проводилась на базе Нижегородского государственного технического университета.

На секции прозвучали доклады представителей Нижегородского государственного технического университета, Ивановского государственного энергетического университета, Удмуртского института государственного управления,  Нижегородского лицея №38, ПК «Аквариус».

По итогам проведения секции участники, учитывая представленные на конференции доклады, проведённые дискуссии, сделали вывод, что:

·   Необходимо активизировать вовлечение ведущих ВУЗов России в реализацию ФЦП «Электронная Россия».

·   Необходимо расширять технические и методические возможности образовательных учреждений как для обучения и контроля знаний, так и для организации системы постоянного обновления информационной базы слушателей.

·   Важно шире использовать современные телекоммуникационные связи, возможности Интернет. В системе образовательных учреждений могут быть предприняты коллективные шаги  по созданию методических, информационных дополнений к уже имеющимся программам профессиональной переподготовки, созданию вариантов обучающих программ, в зависимости от уровня подготовки слушателей. Все виды программного совершенствования при этом должны быть направлены на активизацию мыслительной деятельности, а не только передачу определенной суммы знаний.

·   Необходимо методическое обеспечение мониторинга качества и эффективности электронных обучающих систем. Для совместного обсуждения проблем дистанционного обучения возможна организация межакадемического семинара или совета по дистанционному обучению, а также методических советов по внедрению ЭОС в учебных учреждениях, региональных академиях государственной службы и их  филиалах.

·   Важно активизировать использование новых информационных технологий в обучении предметам общеобразовательного цикла.

·   Необходимо организовать всеобъемлющее обучение информационным технологиям для преподавателей учебных учреждений.

 

 

Дата создания страницы: 09.06.2006
Дата модификации страницы: 20.06.2008