Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Развитие информационных технологий в лицее №38

Как известно, есть некоторые критерии, определяющие меру развитости информационного общества: наличие компьютеров, существование развитого рынка программного обеспечения и функционирование компьютерных информационных сетей. Современное образовательное учреждение невозможно представить без новейшей компьютерной базы и использования информационных технологий в различных формах образовательного процесса. Компьютер из дополнительного средства обучения превращается в мощный инструмент повышения качества и эффективности образовательного процесса. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» в качестве одной из основных целей образования определяет организацию учебного процесса с учетом достижений современной науки, в том числе в области информатизации жизни общества и развития наукоемких технологий.

В течение многих лет (практически с основания лицея) лицей № 38, находясь в центре инновационной деятельности в городе и области, делает многое для интенсивного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс как для эффективного обучения разным предметам, так и при организации учебно-воспитательного процесса.

Лицей имеет собственный сайт (ntl.nnou.ru). Информатизация образовательного процесса в лицее осуществляется по нескольким направлениям:

- модернизация курса информатики: внедрение современных программ и методик, телекоммуникационных и мультимедийных технологий;

- организация учебно-воспитательного процесса с применением новых информационных технологий, компьютеризация уроков по общеобразовательным предметам (физике, астрономии, химии, истории, литературе) на основе прикладных программных комплексов, соответствующих мировым стандартам, создание сайтов по общеобразовательным предметам (по физике и астрономии www/astronom-ntl.narod.ru);

- использование современных технологий во внеурочной деятельности обучающихся;

- совершенствование управления и делопроизводства с использованием компьютерной техники.

29 педагогов лицея прошли повышение квалификации на курсах корпорации «Интел» «Образование для будущего» при ННГУ им. Н.И. Лобачевского и в Нижегородском региональном центре Федерации Интернет-образования.

В лицее создана современная компьютерная база:

42 компьютера, 9 принтеров, 6 сканеров.

27 компьютеров используются учителями информатики (в двух кабинетах информатики);

4 – учителями физики и астрономии (с помощью компьютеров демонстрируются физические, астрономические явления, презентации учащихся по различным темам, производится расчет результатов лабораторных работ, производится поддержка учебного сайта по физике и астрономии (www.astronom-ntl.narod.ru).

2 – учителями истории (виртуальные экскурсии на сайты музеев городов      России, презентации учащихся, создается виртуальный музей «Лицей – вчера, сегодня, завтра», DVD позволяет демонстрацию видеофильмов, фрагментов);

1 – учителями литературы,

1 – учителями химии,

1 – педагогом- психологом и социальным педагогом,

1- заведующей библиотекой,

5 компьютеров используются для административной работы.37 компьютеров объединены в локальную сеть, что позволяет каждому пользователю осуществлять совместный доступ к отдельному диску (файл-серверу), обмениваться информацией с разных компьютеров, обеспечивает взаимодействие пользователей при работе над общими проектами и, таким образом, способствует более эффективной организации учебного процесса и внеклассной работы по различным предметам. В лицее имеется свой провайдер компании «Сенди», который обеспечивает эффективный доступ к Интернет-ресурсам региона и электронной почте с каждого компьютера. Работает Интернет-клуб под руководством учителя информатики, в котором обучающиеся лицея имеют возможность использовать Интернет для написания учебно-исследовательских работ, участия в телекоммуникационных конкурсах федерального уровня, а в 2005-2006 учебном году самим организовать и проводить телекоммуникационный турнир по предметам естественной образовательной области среди 6 школ Советского района города.

По всем предметам создана и постоянно обновляется видеотека, медиатека.

Главная роль в информатизации учебно-воспитательного процесса отводится курсу информатики.

Специфика лицея состоит в том, что 9-е и 10-е классы формируются из учащихся школ города, имеющих разный уровень подготовки по информатике: от «нулевого» (у пришедших из школ, где информатика не изучалась вообще) до достаточно высокого (из школ, где информатика изучалась со 2-го класса). Задача учителей информатики – дать всем лицеистам не только базовое образование по информатике, но и сформировать у них особый стиль мышления при работе с использованием компьютера, информационную культуру, которая предполагает и интеллектуальную свободу в выборе средств для решения поставленных прикладных задач. Этому способствуют и элективные курсы, введенные в учебный план и обязательные для изучения. Так, в группах 10 и 11 классов НГТУ – это компьютерная графика (преподаватель - ст. преподаватели кафедры «Графические информационные системы» НГТУ Мухина М.Л. и Ширшова И.А.), в группах 10 и 11 классов ННГУ им. Н.И, Лобачевского – основы компьютерных технологий (преподаватель – к.ф-м.н., доцент каф. ИИСиГ ННГУ Кузин С.Г.), в группе 10 класса ВГАВТ – основы компьютерной графики (преподаватель – к.т.н., доцент каф. СМ КК и СМК ВГАВТ Бех Л.П.) Все это позволяет обеспечить преемственность в компьютерной подготовке на различных ступенях образования, помочь учащимся овладеть прикладными программными комплексами, соответствующими мировым стандартам.

 Еще одно важное направление в работе по информатизации учебного процесса в лицее – использование новых информационных технологий в обучении предметам общеобразовательного цикла и прежде всего физики и астрономии. Учителями лицея предлагаются следующие направления применения компьютерной техники на уроках физики и астрономии:

1.       Демонстрация физических явлений и процессов при объяснении нового материала.

2.       Закрепление материала при выполнении учащимися лабораторных и практических работ, обработка результатов эксперимента, проводимого учащимися.

3.       Использование компьютера в качестве физического прибора.

4.       Индивидуальная работа с учащимися по составлению учебных программ и презентаций по различным разделам физики и астрономии.

На уроках обществоведческого цикла (истории, обществоведения, права) и гуманитарного цикла компьютер необходим для выполнения деятельностных проектов разных видов: информационных, игровых, исследовательских, творческих. Это повышает мотивацию учащихся, уровень усвоения материала, стимулирует формирование исследовательских и конструкторских навыков.

Педагоги лицея осознают, что формы учебной деятельности с компьютерной поддержкой необходимо использовать и вне уроков. Ежегодно учащиеся лицея участвуют в телекоммуникационных общероссийских турнирах и олимпиадах по различным предметам. Это стимулирует интерес учащихся к предмету, их активность и самостоятельность, развивает навыки коллективной работы. Так, за три последних года участниками телекоммуникационных викторин по различным предметам стали 360 лицеистов, команды учащихся лицея стали победителями турниров по физике, информатике, биологии и экологии, математике, английскому языку, русскому языку.

Ежегодно команда учащихся 11 классов участвует в областной технической олимпиаде, проводимой техническим университетом. Она проходит в форме деловой игры, предполагающей защиту технических проектов. При подготовке и защите технического проекта необходимо продемонстрировать не только знание основных законов физики, но и умение моделировать физические процессы на компьютере. При подготовке проектов («Автономные источники энергии: литиевые батареи и лазерные двигатели», «Подводный комплекс по транспортировке жидких нефтепродуктов», «Автоматизированная линия по производству фигурного архитектурного стекла» (выданы «Патенты на полезную модель» Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам), «Экологически чистый махомобиль», «Микрочудеса в макромире» (Применение и использование нанотехнологий в технике XXI века)) учащимися использовались компьютерные программы Pascal, 3 D max, Auto Cad, Excel, с помощью которых были выполнены чертежи, таблицы, получены объемные движущиеся изображения объектов.

Модернизация образовательного процесса в лицее включает активное использование компьютерных технологий в управлении и делопроизводстве. Создается информационно-диагностический центр для аналитической и прогностической деятельности в управлении, внедряются информационные технологии в организацию работы лицейской библиотеки.

Инновационная деятельность в лицее по применению информационных технологий носит целостный, системный характер, имеет определенные весомые и значимые результаты. Учителя лицея представляют свой опыт на различных учебно-методических семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-конференциях. Так, Балакин М.А., учитель физики и астрономии, победил в конкурсе на участие в Международной конференции Intel ISEF, которая проходила в США в марте 2003 г., участвовал в Международном педагогическом мастер - классе программы Intel, который проводился в Санкт-Петербурге в сентябре 2003 г.

Учащиеся лицея ежегодно становятся победителями районных, городских и областных олимпиад по информатике (2003-2004 уч.г. – 8 призовых мест в районной олимпиаде, 1 – в областной; 2004-2005 уч.г. – 14 призовых мест в районной олимпиаде, 1 – в областной, 2 – в городской; 2005-2006 уч.г. – 9 призовых мест в районной олимпиаде); региональных олимпиад (так, в этом учебном году 3 лицеиста стали победителями олимпиады по информатике и технологии).

Перспективы работы по использованию информационных технологий:

1. Создание компьютерного класса для работы учителей-предметников.

2. Введение штатной единицы системного администратора, который организовал бы работу локальной сети.

3. Увеличение количества проекторов для развития мультимедийности урока.

 

Дата создания страницы: 09.06.2006
Дата модификации страницы: 20.06.2008