Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Информационные обучающие системы

«Информационная обучающая система «Начертательная геометрия в графических информационных средах»

Основное назначение информационной обучающей системы «Начертательная геометрия на базе графических информационных технологий» – индивидуальное обучение пользователей с возможностью тестирования.  Система также предназначена для сопровождения учебного процесса по дисциплине «Начертательная геометрия», для обеспечения дистанционного обучения и для организации самостоятельной работы студентов.

Информационная обучающая система «Начертательная геометрия на базе графических информационных технологий» включает теоретический и практический материал с заданиями и упражнениями, которые выполняются в среде пакетов AutoCAD, Autodesk Inventor и 3ds max, глоссарий, полезные ссылки в Интернете по данной теме, тестирование по разделам и всему курсу.

Весь учебный материал структурирован по темам. Темы снабжены графическим материалом и видеофрагментами, что помогает пользователю более эффективно познавать изучаемый предмет.

Все типы информации в системе выделены в отдельные функции. Благодаря этому пользователь имеет возможность четко определить необходимую информацию, а не обрабатывать весь ее поток. Подобное решение проблемы информационного доступа делает систему глубоко интерактивной, благодаря чему у пользователя складывается впечатление "диалога" с системой. Функции системы описаны в таблице 1.

Таблица 1

Функция

Назначение

1.

Тема

Выбор темы пользователем для последующего изучения

2.

Иллюстрации

Просмотр рисунка сопровождающего тему курса

3.

Примеры

Закрепляющий материал по пройденной теме

4.

Анимация

Анимационный фрагмент к теме

5.

Тест

Индивидуальное тестирование по пройденному курса

 

После запуска системы  перед пользователем открывается заставка, после которой происходит переход на Главную страницу системы, на которой содержатся кнопки перехода на соответствующие разделы системы: «Обучающий курс», «Примеры», «Задания», «Тесты», «Литература», «Интернет-ссылки».

Выбрав интересующий раздел, пользователь переходит на рабочий интерфейс, где экран разделен на две части: в левой части находится перечень тем для изучения (тему можно выбрать в любой момент), справа находится основной блок, содержащий текстовую и графическую информацию, а так же  анимационные ролики. Например, тема Классификация поверхностей содержит определение поверхности, пояснения, уравнение поверхности, а так же чертёж, трехмерную модель поверхности и анимационный фрагмент её образования.

Раздел “Примеры” включает закрепление пройденных тем на конкретных примерах. Примеры содержат подробную пошаговую инструкцию к выполнению, что максимально облегчает освоение материала. Также данный раздел включает в себя видео-уроки. Просматривая урок вы можете перевести его на любую позицию, остановить и возобновить воспроизведение снова.

В разделе “Задания” представлены задания для самостоятельного выполнения. Задания содержат чертежи в формате .DWF, готовые 3d-модели, фото и видеофрагменты, что максимально облегчает понимание материала.

В разделе «Тесты» находится перечень тем по курсу  «Начертательная геометрия», темы можно выбрать в любой момент, справа же находится непосредственно сами тесты. Пользователь поочерёдно отвечает на все вопросы. После чего, нажав кнопку «РЕЗУЛЬТАТ», пользователь видит окно с анимированной картинкой, показывающей результат. Существует кнопка  «ОЧИСТИТЬ», которая очищает все выбранные ответы и даёт возможность пройти тест заново.

В разделах “Интернет” и “Литература” представлены соответственно списки сайтов (можно сразу выйти на указанные адреса) и учебников, которые могут пригодиться пользователю.

Дизайнерское решение информационной системы продиктовано темой проекта. Внимание пользователя должно быть сосредоточено непосредственно на ознакомлении с текстовым материалом. Графические и видео фрагменты в данном случае выступают как вспомогательные средства ознакомления, и помогают пользователю более легко воспринять изучаемый материал.

Информационная система создана на базе Internet технологий: HTML, JavaScript и VBScript. Выбор именно этой технологии основан на возможности достаточно быстрой и простой модификации системы, добавления новых разделов, обновления уже имеющейся информации.

Для создания анимационных фрагментов и трёхмерных моделей использовался программный пакет 3ds max - мощный редактор для работы с трехмерными моделями, создания фотореалистичных сцен и материалов; AutoCAD – для создания и редактирования трехмерных моделей; Adobe Photoshop - для обработки графики; Corel Draw  - для создания чертежей;  Fine Reader – для обработки текстовой информации; Adobe Premier – для обработки уже готовых видео данных.

Объем системы –350 мб.

Информационная обучающая система
«Параметрическое моделирование в Autodesk Inventor»

Информационная обучающая система «Параметрическое моделирование в Autodesk Inventor» представляет собой теоретический учебный курс по разделам моделирования, а также практические занятия и упражнения, способствующие более глубокому и быстрому усвоению материала.

Autodesk Inventor - это готовое решение для комплекса задач всего цикла конструкторской подготовки производства; оптимальные инструменты для специализированных производств (тонколистовое проектирование, проектирование сварных конструкций, прокладка технологических трубопроводов и гидропневмосистем, разработка электронных устройств и их компоновка в сборке); моделирование нагрузок и оптимизация конструкции изделия; постоянное расширение спектра решаемых задач в области машиностроительных производств.

 

Система состоит из 6 разделов: введение, теория, упражнения, тесты, поиск, ссылки.

·         Введение - основные понятия, основные правила.

·         Теория – теоретический курс для работы с Autodesk Inventor .

·         Упражнения – виртуальные ролики, и 2 полных примера по созданию сборок (10  виртуальных роликов).

·         Тесты – тесты по пройденному материалу ( 40 вопросов).

·         Поиск – поиск по ключевым словам.

·         Ссылки – Интернет ресурсы.

Для удобства в  информационной обучающей системе существуют дополнительные возможности:

·         ссылки – ссылки по конкретной тематике на ресурсы в Интернете;

·         загрузка файлов упражнений в соответствующий программный продукт, напрямую из обучающей системы;

·         печать страниц напрямую из системы.

Объем ИОС «Параметрическое моделирование в Autodesk Inventor» - 400Mb.

Потенциальными  пользователями  системы  являются студенты, обучающиеся по специальностям “Техническое моделирование”, преподаватели (курсы повышения квалификации),  а также рядовые пользователи.

Весь учебный материал структурирован по темам, главам и параграфам. Все они снабжены графическим материалом и анимированными иллюстрациями, что помогает пользователю более эффективно познавать изучаемый предмет. Дизайнерское решение информационной системы продиктовано темой проекта. В целом выбранная цветовая гамма создает положительный психологический фон, что способствует изучению материала.

Информационная обучающая система «Параметрическое моделирование в Autodesk Inventor» выполнена при использовании html-технологий, языка программирования Java Script, Flash технологии. Выбор именно этих технологий основан: на возможности достаточно быстрой и простой модификации системы, добавления новых разделов, обновления уже имеющейся информации. Также данные технологии обеспечивают защиту прав владельцев текстовой и графической информации от несанкционированного копирования.

Кроме технологии Flash исполненной в пакете Macromedia Flash MX 2004 для создания ИОС, использовались: Adobe Photoshop CS для обработки графики, Corel Graphics Suite 12.Для создания анимационной заставки, виртуальных роликов и практических занятий использовался программный пакет 3D Studio Max 7.0

Легкий интерфейс, хорошо структурированное, большое по объему информационное наполнение, наглядность представления основных данных обеспечивают успешное использование разработанной ИОС.

Информационные обучающие системы по курсу «Компьютерный дизайн»

С 2000 года в НГТУ для студентов, обучающихся по направлению «Информационные системы и технологии», преподается курс «Компьютерный дизайн». Программа данного курса предусматривает изучение теоретических основ дизайна (законы композиция, пропорции, свет и цвет, архитектура шрифта и т.д.), а также освоение современных информационных технологий, предназначенных для реализации любых дизайнерских проектов от создания оригинал-макетов полиграфической продукции, разработки дизайна информационных систем и Web-сайтов (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe PageMaker; Corel Draw, Corel PhotoPaint; QuarkXPress) до разработки виртуальных моделей интерьеров, архитектурных сооружений, ландшафтов (3ds max, Autodesk Architectural Desktop  и др.).

По дисциплине «Компьютерный дизайн» предусмотрены лекционные и лабораторные занятия, используется тестирование. Для организации самостоятельной работы студентов создан ряд информационных обучающих систем (ИОС) по основным разделам курса, обязательно включающие в себя теоретический материал, практические занятия и тестирование. Каждая из представленных ИОС представляет собой интерактивный мультимедийный учебник на СD с большим объемом различной графической информации.

1.      ИОС «Основы дизайна»

Теоретический материал содержит 5 разделов: законы композиции, свет и цвет, пространство, золотое сечение и формообразование. Практическая часть представлена упражнениями (18 на каждый раздел теории) и 15-ю интерактивными викторинами (например, в викторине по теме «Законы композиции» предлагается из находящихся на экране объектов составить правильную композицию в режиме реального времени, если это удается, то викторина продолжается). Тестирование предусматривает случайную выборку 20 вопросов из 60 существующих в системе. Также в ИОС включена информация по дизайнерским конкурсам. Объем ИОС «Основы дизайна» - 70 Mb.

2. ИОС «Компьютерный дизайн»

Основной задачей системы является обучения основам дизайна в различных областях с применением новых информационных технологий. Теоретический материал содержит разделы:

·         основы дизайна - введение в курс дизайна, этимология понятия, история дизайна, тенденции развития, креатив в дизайне, эстетика и т.д.;

·         разделы дизайна – этимология и описание современных видов дизайна: графический, промышленный, веб-дизайн и т.д;

·         направления - направления в дизайне и искусстве: живопись, интерьеры и т.д.;

·         психология - человеческие особенности восприятия цвета, формы, объема, элементов дизайна;

·         эргономика - применение законов эргономики к выполнению дизайнерских решений;

·         конкурс – представлено 11 конкурсов, проводимые в мире и в России по различным разделам дизайна;

·         галерея - примеры удачных дизайнерских решений в наружной и полиграфической рекламе, интерьера и экстерьера.

Практика:

·         дизайн интерьера - дизайн интерьера современной квартиры на примере кухни, гостевого и хозяйского санузла в программе 3dsmax 7 (рассматриваются все этапы от утверждения технического задания до финальной визуализации);

·         проектирование выставочного стенда - дизайн выставочного стенда Международного банка для выставки AutoMoscow MotorShow 2004 в программе 3dsmax 7;

·         макетирование буклета - дизайн корпоративного буклета для крупной нижегородской компании;

·         создание логотипа - различные этапы создания логотипа.

Система также содержит информационная строку:

·         глоссарий -  словарь терминов по теме «Дизайн»;

·         полезные ссылки – 39 динамических ссылок на Internet дизайн ресурсы;

·         что почитать – 85 книг с аннотацией и ISBN-номером для быстрого поиска в Internet-каталогах.

Всего в ИОС «Компьютерный дизайн»: текста (порядка 700 стр.), фотографий, рисунков (400), виртуальных роликов (4), звуковое сопровождение; объем – 22 Mb.

3. ИОС «Компьютерный дизайн средствами Corel Draw»

Целью создания данной системы является обучение основам компьютерного цветообразования, композиции, векторной графики и владению программным продуктом (ПП)  Corel Draw. Теоретический материал включает следующие разделы:

·         особенности векторной графики;

·         цветовые модели;

·         графические форматы;

·         основы работы в Corel Draw;

·         векторные объекты;

·         редактирование;

·         эффекты;

·         3-х мерная графика;

·         растровая графика.

В практической части пошагово описываются решения конкретных задач по созданию и редактированию изображений с помощью Corel Draw. Раздел содержит 18 упражнений,  в каждом из которых  иллюстрируется работа интрумента или эффекта. Тестирование можно пройти как по отдельному пункту учебного курса, так и по всему курсу в целом. В ходе тестирования необходимо ответить на некоторое количество вопросов. После ответов на все вопросы выставляется итоговая оценка от 2 до 5.

Всего в системе: текста (порядка 500 стр.), фотографий, рисунков, схем (1200 рис.), анимированных иллюстраций (25 ил.). Объем данной ИОС– 75 Mb.

4. ИОС «Компьютерный дизайн средствами Adobe Photoshop. Основной курс»

Целью создания данной системы является обучение основам компьютерного цветообразования, композиции, растровой графики и владению ПП Adobe Photoshop. Теоретический материал включает следующие разделы:

·         растровая и векторная графика;

·         типы растровых изображений;

·         цветовые модели;

·         растровые форматы;

·         калибровка и цвет;

·         сканирование;

·         интерфейс Adobe Photoshop.

Практическая часть представлена 25 упражнениями с пошаговым выполнением задания по освоению ПП Adobe Photoshop. Тестирование предусматривает случайную выборку 25 вопросов из 50 существующих в системе. Имеется раздел, позволяющий быстро, наглядно и в интерактивной форме ознакомиться с интерфейсом Adobe Photoshop.

Всего в системе: текста (порядка 300 стр.), фотографий, рисунков, схем (500 рис.), анимированных иллюстраций (5 ил.). Объем ИОС «Компьютерный дизайн средствами Adobe Photoshop. Основной курс» – 75 Mb.

5. ИОС « Компьютерный дизайн средствами Adobe Photoshop. Фильтры и эффекты»

Целью создания данной системы является обучение профессиональным навыкам работы c растровой графикой в среде Adobe Photoshop, секретам цифровой фотографии и ее обработки. Теоретический материал включает следующие разделы:

·         введение;

·         определение понятия;

·         фильтры поставляемые с Photoshop – общий обзор фильтров;

·         фильтры и оперативная память;

·         как работают фильтры – математические операции и вычисления;

·         фильтры и цвета переднего плана и фона;

·         фильтры и прозрачные слои;

·         фильтры и выделенные области;

·         фильтры и цветовые режимы;

·         предварительный просмотр результатов действия фильтров;

·         стандартные фильтры;

·         обращение с фильтрами;

·         комбинирование фильтров;

·         фильтрация каналов;

·         фильтрация альфа-каналов;

·         фильтрация в слой-маске;

·         создание фильтров.

Практическая часть представлена 42 упражнениями с пошаговым выполнением задания по темам:

·         текстовые эффекты (15)

·         текстуры (10)

·         имитация природных явлений (8)

·         создание рамок (3)

·         имитация объема в Photoshop

В ИОС предусмотрено тестирование по основам работы и стандартным фильтрам.

Всего в системе: текста (порядка 112 стр.), фотографий, рисунков, схем (350 рис.). Объем ИОС «Компьютерный дизайн средствами Adobe Photoshop. Фильтры и эффекты» – 64 Mb.

6. ИОС «Настольно-издательское дело в Adobe Page Maker и QuarkXPress»

Основной задачей системы является обучение работе с ПП Adobe Page Maker и QuarkXPress, а также навыкам создания оригинал-макетов многостраничных публикаций и его допечатной подготовки. ИОС служит методическим пособием для студентов специальностей «Информационные технологии в образовании». Теоретическая часть системы включает разделы:

·         история полиграфии

·         исследование рынка ПО

·         дизайн полиграфической продукции

·         допечатная подготовка

 

 

Page Maker

 

·         создание новой публикации

·         настройка программы

·         работа с текстом

·         стили

·         графические объекты и цвет

·         сборка объемной публикации

·         печать

QuarkXPress

В практической части поэтапно рассматривается разработка оригинал-макета методического пособия с конкретными характеристиками, рекомендуемыми для студентов. Для более наглядного обучения в ИОС используются видео-уроки, выполненные с помощью ПП CamStudio.

Всего в системе: текста (порядка 115 стр.), фотографий, рисунков, схем (124). Объем ИОС «Настольно-издательское дело в Adobe Page Maker и QuarkXPress» – 400 Mb.

Во всех вышеперечисленных информационных обучающих системах существуют дополнительные возможности:

·         глоссарий – словарь терминов, расположенных в алфавитном порядке, имеющий возможность перехода по терминам в соответствующий раздел системы;

·         всплывающие подсказки;

·         ссылки – динамические ссылки по конкретной тематике в Интернете;

·         загрузка файлов упражнений в соответствующий ПП напрямую из обучающей системы;

·         печать страниц напрямую из системы.

Все ИОС имеют оригинальный дизайн, удобный пользовательский интерфейс и навигацию.

Технологической средой создания данных мультимедийных приложений была выбрана технология Macromedia Flash MX со встроенным языком программирования Action Script. В качестве дополнительного программного обеспечения использовались пакеты фирм Adobe и Corel (для подготовки упражнений, разработки дизайна ИОС и т.д.), 3ds max (подготовка упражнений для ИОС «Компьютерный дизайн» и «Основы дизайна»), HTML, MS Office и др.

Информационные обучающие системы по курсу «Компьютерный дизайн» на данный момент используются в учебном процессе, а также могут быть использованы для обеспечения дистанционного и индивидуального обучения. Потенциальными пользователями системы являются студенты, преподаватели, дизайнеры, архитекторы, художники и т.д., т.е. все те, чей род деятельности находится в области компьютерного дизайна.

Стоит напомнить, что любая информационная система – это система работы с информацией, которая является основой этих разработок. Информационное наполнение вышеперечисленных систем не только масштабно по объему, но и по содержанию. Этот уникальный материал, собранный из многочисленных литературных, Интернет-источников и, конечно, методических наработок кафедры «Графические информационные системы» НГТУ, прошел апробацию в учебном процессе. Информационные обучающие системы, созданные силами студентов (в качестве выпускных работ бакалавров и дипломных работ) и преподавателей кафедры ГИС НГТУ, представляют собой готовый продукт, который может конкурировать на рынке обучающих систем.

Информационная обучающая система «АРХИТЕКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
В AUTODESK ARCHITECTURAL DESKTOP»

Информационная обучающая система «Архитектурное моделирование в Autodesk Architectural Desktop» представляет собой теоретический учебный курс по разделам архитектуры и строительства, а также практические занятия и задания, способствующие более глубокому и быстрому усвоению материала.

Теоретический материал курса содержит 11 разделов:

  •          общие понятия о здании - основные понятия, основные правила, естественные основы, здания и требования к ним, нагрузки и воздействия: их классификация, основные положения проектирования жилых и общественных зданий, основные конструктивные элементы зданий.
  •          несущий остов здания –  конструктивные системы зданий, Обеспечение устойчивости и пространственной жесткости зданий.
  •          основания и фундаменты – виды грунтов и их свойства, ленточные фундаменты, столбчатые фундаменты, сплошной фундамент, свайные фундаменты.
  •          стены –  требования, классификация.
  •          колонны и балки – определения, понятия; подкрановые и обвязочные балки.
  •          раскосы и фермы – стропильные и подстропильные балки и фермы, привязка колонн к разбивочным осям здания.
  •          окна – классификация, назначение, виды.
  •          двери – определения, понятия.
  •          перегородки – определения, понятия.
  •          лестница – определения, понятия.
  •          крыша – определения, понятия.
  • Практическая часть представлена 16-ю упражнениями, выполняемыми в Autodesk Architectural Desktop и VIZ Reder, и 10-ю анимационными роликами.

    Еще одной частью обучающей системы является раздел проверки знаний, под названием «Задания и пример». Раздел содержит 8 практических заданий, при чем проектирование первого задания полностью продемонстрировано аниационными роликами. Остальные задания дают возможность самостоятельно смоделировать здания различной степени сложности.

    Для удобства в  информационной обучающей системе существуют дополнительные возможности:

    ·         Словарь терминов – это глоссарий слов, расположенных в алфавитном порядке;

    ·         Ссылки – ссылки по конкретной тематике на ресурсы в Интернете;

    ·         Нормативные документы –  это информация по основным ГОСТам и СНиПам относящиеся к промышленному и гражданскому строительству.

    Потенциальными  пользователями  системы  являются профильные студенты, обучающиеся данной дисциплине по специальности "информационные системы и технологии" (специализация “Информационная поддержка жизненного цикла инфраструктуры”), а также организации и частные лица, связанные по роду деятельности с этой областью, преподаватели (курсы повышения квалификации),  а также рядовые пользователи.

    Весь учебный материал структурирован по темам, главам и параграфам. Все они снабжены графическим материалом и анимированными иллюстрациями, что помогает пользователю более эффективно познавать изучаемый предмет.

    Информационная  обучающая система " Архитектурное моделирование в Autodesk Architectural Desktop " включает в себя весь набор необходимых функций, имеет проработанную структуру, интерфейс, навигацию.

    Информационная обучающая система «PLAN TRACER»

    Система предназначена для организаций, занимающихся технической инвентаризацией недвижимого имущества, а также для организаций и частных лиц, связанных по роду деятельности с этой областью. В данной системе предусмотрена возможность непосредственного изучения материала курса, разбитого по темам дисциплины. Каждая тема курса сопровождается графическими пояснениями к действиям, интерфейсу и т.д.

    Информационная обучающая система (ИОС) позволяет быстро находить необходимые сведения с помощью грамотно построенного интерфейса и системы поиска. Также ИОС дает возможность ознакомиться с  обучающим курсом пошаговым просмотром системы.

    Информационная обучающая система "PlanTracer", представляет собой электронный учебный курс. С ее помощью можно как самостоятельно изучить данную дисциплину, так и при помощи преподавателя.

    Весь учебный материал структурирован по темам. Темы снабжены графическим материалом, что помогает пользователю более эффективно познавать изучаемый предмет.

    Дизайнерское решение информационной системы продиктовано темой проекта. Внимание пользователя должно быть сосредоточено непосредственно на ознакомлении с текстовым материалом. Графические фрагменты в данном случае выступают как, вспомогательные средства ознакомления. Исходя из тех же причин, цветовое решение способствует лучшему восприятию информации пользователем, так как не переключает внимание пользователя на элементы дизайна системы. В целом выбранная цветовая гамма создает положительный психологический фон, что способствует изучению материала.

    Информационная обучающая система "PlanTracer"  выполнена при использовании Internet-технологии. Выбор именно этой технологии основан: на возможности достаточно быстрой и простой модификации системы; добавления новых разделов; обновления уже имеющейся информации. А также возможностью интеграции системы с глобальной сетью Интернет для представления данной информационной системы, как системы дистанционного обучения.

    Кроме технологии HTML при выполнении дипломного проекта, использовались графический пакет: Adobe Photoshop 8.0 для обработки графики, а так же Macromedia Flash Professional для создания анимационной заставки.

    Система включает в себя весь набор необходимых функций, имеет проработанную структуру, интерфейс, навигацию, систему самостоятельного тестирования и поиск. Данные (графика, текст), использованные в системе, позволяют пользователю наиболее эффективно изучать предмет.

    Информационная обучающая система "PlanTracer" содержит около 795 рисунков, 1 анимационную заставку и 499 страниц HTML.

    Обучение анимационному моделированию в  3DS MAX 8 (HAIR AND FUR)

    Основой системы Hair and Fur (Волосы и шерсть) в 3dsmax 8 является одноименный модификатор. Он применяется к объектам, на которых требуется нарастить волосяной покров - сеткам (meshes) или сплайнам (splines). В случае сетки можно применить модификатор и к подобъектам. Если применяется к сплайнам, волосы будут расти между сплайнами. Важно, чтобы сплайны были расположены по порядку, так как номера сплайнов используется модификатором для вычисления промежуточных направляющих. Узнать номер (ID) сплайна можно в свитке Selection. Также необходимо проверить, чтобы начальные вершины всех сплайнов находились в местах, где будут корни волос.

    Можно копировать модификатор с одного объекта на другой, но для этого нужно, чтобы исходный и целевой объекты максимально соответствовали друг другу, иначе промежуточные направляющие исказятся. При копировании автоматически настраивается масштаб волос, т.е. при копировании на такой же объект, но меньшего размера, волосы пропорционально уменьшатся.

    Ряд параметров модификатора контролируется при помощи растровых либо процедурных карт. Если вы применили карту к параметру, не являющемуся цветом (например плотность Density), модификатор будет использовать ее как черно-белую текстуру, умноженную на величину параметра (0.0-100.0)

    После применения Hair and Fur к сетке или сплайну, волосы появляются в окнах проекции как красные линии, а в эффектах визуализации автоматически появляется эффект Hair and Fur Render Effect, параметры которого управляют качеством визуализируемых изображений “шерстяных” объектов. В интерфейсе модификатора настраивается количество волос, длина, толщина и цветовые характеристики. Визуализировать полученный результат можно только в неортогональных окнах проекции (Камера и Перспектива). Для большего эффекта создается несколько источников света с режимом отбрасывания теней (тип теней нужно оставить Shadow Map по умолчанию). Если пользовательских источников света в сцене не будет, система будет использовать свой собственный всенаправленный источник, который теней не отбрасывает.

    Чтобы применить эффект волосяного покрова только к части объекта высокого разрешения, предлагается скопировать этот объект, стереть лишнюю геометрию, уменьшить разрешение (например модификатором MultiRes) и получить таким образом объект низкого разрешения – прокси-объект. Если исходный объект будет двигаться, прокси-объект связывается с ним. Модификатор Hair and Fur применяется к прокси-объекту, а сам объект скрывается. Волосы остаются видны при визуализации.

    При анимации объекта или просто изменении положения система интерактивно деформирует волосы и отображает анимацию в окне проекции в реальном времени. Форма прически изменяется под действием сил ветра, гравитации или любых других, созданных пользователем.

    Модификатор предоставляет доступ к подобъектам – граням, полигонам и элементам и позволяет применить эффект волосяного покрова только к выделенным.

    Можно смоделировать траву, шерсть или прическу на основе пользовательских сплайнов. Промежуточные сплайны будут представлять собой нечто среднее между оригинальными. Эти промежуточные направляющие в свою очередь тоже можно конвертировать в сплайны или сетки и редактировать вручную, а потом на этой основе опять создавать волосы. Возможности редактирования безграничны: в параметрах модификатора настраивается количество волос (до миллиона), задается число сегментов у каждого волоса (от 1 до 150) для повышения гладкости промежуточных направляющих.

    Регулируется прозрачность волос путем визуализации определенного числа проходов со случайно выбранными значениями для прозрачности в каждом проходе. Потом результаты объединяются и получается натуральный “воздушный” эффект прически. При увеличении числа проходов, время рендеринга пропорционально увеличивается. Изображение наилучшего качества можно получить при использовании метода визуализации MR Prim и визуализатора Mental Ray. Плотность волосяного покрова определяется либо числом (не рекомендуется), либо текстурной картой, которая позволяет уменьшить количество видимых волос в определенной области. Также регулируется масштаб прически, толщина волоса у корня и на кончике, величина обрезки (процент от общей длины волоса), цвет волос у корня и на концах, яркость и цветовой тон, степень отражения света (насколько блестящими будут выглядеть волосы), степень хаотичности направлений у корня волоса и на кончиках (например для создания травы, колеблющейся от ветра), “кудрявость” и целый ряд динамических параметров – сила гравитации, мягкость и упругость.

    Подводя итог, можно сказать, что с помощью системы Hair and Fur пользователи  пакета 3ds max 8 могут создавать потрясающие по реалистичности эффекты.

     

    Дата создания страницы: 09.06.2006
    Дата модификации страницы: 20.06.2008