Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Повышение качества профессиональной подготовки кадров специалистов для промышленности посредством инновационно-образовательной технологии

Задачу возрастания валового продукта России по всем отраслям производства невозможно решить без достижения высокого качественного уровня трудового потенциала. Уровень трудового потенциала в сфере промышленного производства прямо связан с качеством подготовки производственного персонала, который за последние 15 лет резко снизился в связи с разрушением системы профтехучилищ.

На восстановление утерянной системы подготовки рабочих, служащих, операторов, диспетчеров и т.п. требуются значительные материально-технические ресурсы и время, которого практически нет.

Для решения задачи необходимо использовать современные информационные технологии, основанные на использовании компьютерных обучающих программ.

Компьютерные инновационно-образовательные технологии базируются на разработке и формировании 2х и 3х-мерных виртуальных пространств и реализации в них интерактивных моделей объектов и процессов с максимальной степенью подобия реальным объектам и процессам, подлежащим изучению.

Методология изучения объектов промышленного производства для категорий лиц непосредственно занятых изготовлением, эксплуатацией и обслуживанием материальных объектов должна обеспечивать последовательно познавательный процесс: знать, уметь и владеть. Такая методика обучения соответствует иерархической структуре модели деятельности человека, в которой:

·         знания занимают верхний уровень познавательного процесса;

·         умения формируются на среднем уровне познавательной деятельности;

·         владения предметом появляются на нижнем уровне модели познавательной деятельности обучаемого в результате практической работы.

При этом методология обретения пользователями знаний, умений и навыков в процессе производства материальных объектов, их эксплуатации и обслуживания должна быть основана на разработке таких программно-образовательных модулей, которые бы были ориентированы на использование всего комплекса природных ресурсов человека – зрения, слуха, осязания, способностей к восприятию учебного материала, с тем, чтобы оптимизировать систему человек-машина и минимизировать влияние «человеческого фактора» на параметры «промышленной безопасности».

Для достижения высокого качества обучения компьютерная программа должна дать полные ответы будущему специалисту на следующие вопросы:

·         Что представляет собой объект или процесс промышленного производства, с которым предстоит работать будущему специалисту?

·         Для чего предназначен изучаемый объект или процесс?

·         Как объект устроен или построен технологический процесс?

·         Как работает объект или как функционирует технологический процесс?

·         Как управляются объекты и изучаемые процессы?

·         Что может произойти с объектом (или управляемым процессом), если работник в своих действиях будет отклоняться от регламентных действий?

·         Что надо делать (или как правильно действовать) в случаях возникновения нештатных ситуация в управляемом объекте или процессе?

К сожалению, большинство существующих компьютерных обучающих программ в системах человек-машина не передают динамизма управления изучаемого объекта или процесса и не обеспечивают требуемого качества знаний. Работники, прошедшие обучение по не интерактивным программам, в начальный период работы с промышленными объектами испытывают чувство недостаточности своих знаний, их отрыв от реальных потребностей. Полученные ими первоначальные знания и умения на высшем и среднем уровнях подготовки разделены во времени, что не способствует быстрому закреплению навыков практической работы на нижнем уровне модели образовательной деятельности.

Интерактивные учебно-инструментальные программно-аппаратные комплексы обучения, тренинга и аттестации производственного персонала, разработанные на основе технологии  виртуальной реальности и мультимедиа приложений, наиболее полно удовлетворяют требованиям повышения качества профессиональной подготовки производственного персонала. Их отличительной особенностью является реализация графических объектов – моделей, адекватно отражающих реально изучаемый объект или процесс. Описание устройств и динамика функционирования изучаемых объектов и процессов производится с помощью аппарата математического моделирования.

Компьютерная программа позволяет поддерживать повседневно высокую эффективность и качество знаний, так как всегда может находиться в ноутбуке в руке.

Построенные по инновационно-образовательной технологии компьютерные программы обеспечивают:

·         снижение стоимости обучения до 60%;

·         снижение времени обучения до 40%;

·         повышение эффективности обучения на 30%;

·         повышение знаний обучаемых и успеваемости на 30%;

·         повышение эффективности и производительности труда на 40%.

Посредством только таких обучающих программ можно поднять уровень трудового потенциала, оптимизировать расстановку кадров в сфере промышленного производства и обеспечить одновременно высокие показатели безопасности труда в промышленности.

Дата создания страницы: 09.06.2006
Дата модификации страницы: 20.06.2008