Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Особенности переходного периода на ОАО «Павловский автобус» в создании ИС управления производством

Переходные периоды в автоматизации процессов.                                          

Состояние дел в области ИТ:

До недавнего времени промышленные предприятия были брошены на самовыживание. Практически ни какие инвестиции не вкладывались в промышленные предприятия, тем более в информационные технологии. Подобная ситуация была и на нашем предприятии. Состояние автоматизации процессов предприятия по состоянию на средину 2001 года соответствовало 1990 годам. Особенно это касалось процессов планирования производства, планирования производственных затрат, учета фактической себестоимости производимой продукции.

Использовалось множество дублирующих друг друга локальных баз, содержащих составы изделий, норма и нормативы. Из-за большой трудоемкости программирования и синхронизации этих баз данных, информация в них со временем различалась и пользователи (производственники, экономисты и бухгалтеры) все больше и больше времени тратили для выверки информации.

С ростом требований рынка выпускать больше и разнообразнее продукции возрастали:

·      объем производства,

·      требования к «прозрачности» информации, скорости ее получения.

при этом возрастал объем аналитических разрезов информации, требовалось все большая ее детализация, в том числе и для представления управляющей компании.

Программистам требовалось чаще вмешиваться во множество разнообразных баз данных для изменения их структуры; увеличивался объем выверки данных, содержащихся в разнообразных базах данных. Что приводило к большим трудностям при выверке и сверки данных, так как увеличиваются внутренние информационные связи между базами данных. Те процессы, механизмы и способы обработки информации по планированию и учету продукции не могли обеспечить необходимую быстроту выдачи и разрезы аналитической информации, много дублирующих процессов по работе с информацией.

Что предпринято:

Расширение модельного ряда, увеличение товарного выпуска на первом этапе привело большим проблемам: простои в производстве; неритмичность поставок; увеличение запасов, как на складах, так и в производстве; в планировании производства; диспетчеризации; по планированию бюджета; учета производственной себестоимости.

Реализация таких проектов как

·      реструктуризация предприятия,

·      внедрения ресурсосберегающих технологий, 

·      производственная система TPS “Бережливое производство”.

позволило значительно в значительной мере решить проблемы, с которыми столкнулось предприятие: сократились запасы в два раза, увеличили темп производства на 20%, сократили простои в 1,5 – 2 раза. Но доля простоев из-за неритмичной работы основного производства не изменилась. Проблемы планирования производства еще более остро обозначились. Необходимо повысить эффективность управления производством через решение проблем в этой области. Необходимо автоматизировать процессы управления. Одним из общепризнанных методов повышения эффективности производства является его полнофункциональная автоматизация на основе стандарта MRP II.

Необходимым условием для этого является наличие комплексного электронного состава изделий с технологическими нормами и нормативами, маршрутами их изготовления. Специалисты Информационной службы предприятия, начиная с 2002 года, проводят обследования процессов существующих и вновь рождающихся на предприятии. В результате в 2003 года появилась стратегическая линия развития ИС предприятия– поэтапное построение ИС (компонентный подход), а не комплексное.

Этот путь оказался предпочтительным не только из-за недостатка средств, но и по причине:

·      отсутствия понимания, что и как хотим перестроить,

·      компонентный подход был интересен с той точки зрения, что можно проблемы решать практически независимо друг от друга.

Стратегия развития ИС заключалась:

·      в проработке основных бизнес-процессов предприятия,

·      в определении цели, задач и периметра автоматизации процессов,

·      в описании моделей «как есть», «как должно быть»,

·      в выборе решения автоматизации - «лучшее в своем классе» и максимально покрывающее модель «как должно быть».

Было определено десять основных процессов:

1.       Конструкторско-технологический, который включает в себя дизайн, конструирование изделия, разработку конструкторской документации, маршрутизация, нормирование, технологическая подготовка производства.

2.       Снабжение (Закупки, взаимоотношение с поставщиками, поставки, складской учет)

3.       Основное производство. Планирование (вплоть до сменных заданий), диспетчеризация, оптимизация производственных процессов.

4.       Сбыт (учет готовой продукции, взаимоотношение с покупателями).

5.       Документооборот.

6.       Экономическое планирование.

7.       Фискальная отчетность (Российский бухгалтерский учет, МСФО, отчетность в управляющую компанию).

8.       Управление персоналом.

9.       Бюджетирование.

10.   Управление качеством.

Самой главной задачей, которую необходимо было решить в первую очередь для всех этих процессов, стала организация единой электронной базы данных по нормативной справочной информации (НСИ), отработка процесса пополнения НСИ в электронном виде.

Проект НБД-SQL как переходный период к проекту Управление производством.

Весной 2002 года справочник НСИ в электронном виде существовал, но содержал информацию только по одной модели, а предприятие выпускал пять базовых моделей в более чем 30 вариантах исполнения.

Проблема учета фактической себестоимости выпускаемой продукции, определения незавершенного производства в разрезе видов моделей в заделах и прочее была значительной, т.к. все расчеты строились на одной, давно устаревшей модели.

Службами информационных технологий была разработана идея создания ИС НБД-SQL:

·      единая база данных по составам изделий, цеховым маршрутам изготовления, материальным нормам, трудовым нормативам, материалам, и другой справочной информации;

·      работать в этом продукте должны непосредственно сами пользователи;

·      вносить изменения, дополнения информации те службы, которые за это отвечают, а пользоваться информацией должны все заинтересованные службы;

·      изменения должны отслеживаться системой.

С января 2005 года на предприятии рассчитывается нормативная себестоимость выпускаемой продукции по двадцати восьми «базовым» модификациям.

Конструкторы и технологи работают в ИС НБД-SQL  постоянно по мере необходимости. Для экономических расчетов используется НБД-ФОТО – срез БД на конец месяца.

По состоянию на январь 2006 года ИС НБД-SQL охватывает всех участников процесса порождаемых нормативно-справочную информацию (ОГК, ОГТ) и первоочередных пользователей НСИ – службы которые планируют, закупают, производят, обслуживают.

 

Эффект от создания ИС НБД-SQL

Сейчас в ИС НБД-SQL подключено 155 пользователей.

В экономическом блоке ИС НБД-SQL работает более 50 пользователей (20 активных), формируется порядка 350 документов в день, 10 справочников, 40 электронных отчетов.

Создание ИС НБД-SQL позволило предприятию:

 

1.Сократить время расчета

 

Было

Стало

Нормативной себестоимости

25-20 числа след. За отчетным

10-12 числа след. За отчетным

Цены на любое изделие

3 дней

2 часа

Согласование цены закупок

5 дней

1 день

Формирование отгрузочных документов на запасные части

3 часа

30 минут

Расчет фактической себестоимости через распределение отклонений

2-3 дня

30 минут

2.Сумма отклонений на единицу продукции за счет более точного расчета нормативной себестоимости в относительных величинах сократилось на 30%, тем самым сократилось время, необходимое для отработки вопросов по причинам  отклонений,

5-6 дней

2-3 дня

3. Формировать в электронном виде документы по товарному выпуску цехов, тем самым сократилось число ошибок, неизбежных при бумажной технологии. Информация на утро следующего дня поступает в электронном виде экономистам и бухгалтерам предприятия, что сокращает время обработки этой информации для учета.

Общая экономия чел/часов, затрачиваемых на эти процессы, составила порядка 2 500 ч/час, что снизила стоимость этих процессов порядка на 150 000 рублей в месяц.

Задачи сегодняшнего дня

Решение проблемы создания электронной нормативной справочной информации позволило вплотную подойти к проблеме повышения эффективности производства через полнофункциональную автоматизацию на основе стандарта MRP II.

Необходимо себестоимость, пусть даже нормативную, считать на производственном составе изделия. Зачастую в производстве изделие отличается от Конструкторско-Технологического Состава Изделия (КТСИ), т.к. он постоянно не, сколько изменяется конструктивно, а, сколько технологически из-за оптимизации, направленной на улучшения производственных процессов и качественных характеристик изделия. Одновременно в изначальной идее КТСИ заложены варианты исполнения на уровне ДСЕ и материалов.

В БД ИС НБД-SQL содержится только 28 базовых модификаций, а выпускаем 1200 машин в месяц на основе  в среднем на 10-12 базовых модификаций. Необходимо, и мы к этому приступили, продумать, как организовать процесс формирования производственного состава изделия.

Производственный состав изделия необходим, как и описания технологического процесса производства (цех-список, нормы, маршруты), при планировании производственной программы для предприятия в целом, так и для каждого цеха в отдельности (вплоть до сменных заданий).

Это один из элементов управления производством известного как MRP II (Manufacturing resource planning).

Так что службам ИТ совместно со специалистами предприятия предстоит достаточно нелегкий, но интересный путь «назад в будущее»!

 

Дата создания страницы: 08.06.2006
Дата модификации страницы: 20.06.2008