Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Система управления данными в системе менеджмента качества для этапов жизненного цикла изделий: проектирование, производство, испытания, эксплуатация

В НИИИС разработана, внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества (СМК) института на основе требований МС ИСО 9001:2000, которая является неотъемлемой частью общей системы управления научной, производственной и хозяйственной деятельностью предприятия и предназначена для решения следующих основных задач:

·         осуществление эффективного контроля за техническими, организационными и другими факторами, влияющими на качество продукции;

·         предотвращение и устранение любых несоответствий продукции установленным требованиям;

·         обеспечение стабильного уровня качества выпускаемой продукции;

·         установление правил и методов обеспечения качества, соответствующих видам деятельности предприятия и видам (типам) выпускаемой продукции;

·         снижение непроизводительных расходов (потерь) всех видов ресурсов;

·         оптимизация (сокращение) затрат на создание, эксплуатацию, ремонт продукции.

АСУ данными СМК  является одним из видов обеспечения технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий (ИПИ-технологий).

Качество продукции обеспечивается эффективностью функционирования процессов жизненного цикла с учетом их взаимодействия:

·         процесс проектирования и разработки;

·         процесс закупок материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

·         технологическая подготовка производства и процесс изготовления;

·         процесс приемки и эксплуатации.

На выходе каждого процесса накапливается и анализируется информация, оказывающая воздействие на входы как порождающего, так и смежных процессов. Для каждого процесса жизненного цикла разрабатываются автоматизированные системы, формирующие и хранящие  информацию в собственных базах данных.

Использование компьютерных программных средств позволяет осуществлять систематический анализ обобщенных данных из распределенной БД АСУ данными СМК, касающейся функционирования перечисленных процессов, для проведения анализа по :

·         удовлетворенности заказчика;

·         характеристикам и тенденциям процессов жизненного цикла;

·         характеристикам изделий;

·         поставщикам

с целью выработки управляющих воздействий.

Работы по созданию АСУ данными СМК ведутся в НИИИС с 2001 г.

АСУ данными СМК предназначена для автоматизированного учета, хранения и обработки информации, влияющей на функционирование системы менеджмента качества предприятия и на качество выпускаемой продукции.

Цель разработки и внедрения на предприятии автоматизированной системы управления данными в системе менеджмента качества:

·         создание и поддержание в актуальном состоянии электронных архивов данных системы менеджмента качества и нормативной документации;

·         управление данными, необходимыми для анализа эффективности функционирования СМК предприятия;

·         управление данными по анализу неисправностей выпускаемой продукции;

·         учет и анализ затрат на качество для определения эффективности процессов СМК в денежном выражении.

Модули АСУ данными СМК функционируют в ЛВС предприятия на автоматизированных рабочих местах специалистов отдела качества и  отдела технического контроля для ввода и обработки информации, руководителей подразделений предприятия (при необходимости специалистов подразделений) для предоставления информации из баз данных.

Состав АСУ данными СМК
АРМ специалиста отдела качества
Информационно-поисковая система управления документацией СМК (ИПС УД СМК):

·         автоматизация процедур формирования и поддержания в актуальном состоянии электронного архива документов (СТП) СМК;

·         определение актуальности документов СМК на основании статистических данных ИПС УД СМК с целью совершенствования нормативной базы системы качества.

АИС «Внутренние проверки СМК»:

·         автоматизация процедур планирования и подготовки внутренних проверок СМК, разработки плана корректирующих мероприятий;

·         анализ и систематизация информации о результатах проведения проверок СМК;

·         оценка эффективности функционирования СМК института для определения путей ее совершенствования.

АИС «Карты анализа неисправности»:

·         автоматизация процедур сбора, хранения и систематизации информации в электронном виде о неисправностях опытных  образцов, серийной продукции на основании карт анализа неисправности (КАН);

·         анализ накопленной информации с целью выработки корректирующих действий;

·         контроль выполнения мероприятий по результатам анализа неисправностей.

АИС «Учет затрат на качество»:

·         автоматизация процедур сбора, хранения и систематизации информации в электронном виде о затратах на качество;

·         анализ эффективности со стороны руководства, как отдельных процедур, так и СМК в целом, на всех уровнях управления;

·         определение планов распределения ресурсов для оптимизации затрат на качество;

·         оценка динамики затрат на качество (в соотношении с основными экономическими показателями), как в целом по предприятию, так и по отдельным процессам, программам и подразделениям для принятия, при необходимости, своевременных корректирующих действий.

Модуль по предоставлению информации о коррекции КД , ЭД на серийно изготавливаемую продукцию:

·         ведение специалистами отдела качества в электронном виде ежегодного перечня серийно изготавливаемой на предприятии продукции;

·         формирование данных по коррекции КД, ЭД на серийно изготавливаемую продукцию.

АРМ специалиста отдела технического контроля
АИС «Летучий контроль»:

·         автоматизация процедур сбора, хранения и анализа информации в электронном виде о результатах летучего контроля;

·         контроль выполнения мероприятий по результатам летучего контроля;

·         формирование отчетов по результатам летучего контроля для предоставления сведений руководству предприятия.

АИС «Рекламации потребителей»:

·         автоматизация процедур сбора, хранения, систематизации информации в электронном виде о внешних претензиях на изделия, выпускаемые предприятием;

·         контроль выполнения мероприятий по удовлетворению претензий;

·         формирование отчетов по анализу внешних претензий.

АИС «Результаты испытаний»:

·         автоматизированное формирование планов проведения испытаний;

·         автоматизация процедур сбора, хранения, систематизации информации в электронном виде о результатах испытаний опытных образцов и серийной продукции;

·         контроль выполнения мероприятий запланированных по результатам испытаний.

АИС «Разрешения на отклонения от КД»:

·         автоматизация процедур сбора, хранения, систематизации информации в электронном виде по разрешениям на отклонения от КД при производстве;

·         формирование отчетов по анализу причин разрешений на отклонения.

АРМ специалиста службы Главного метролога
АИС «Метрология»:

·         учет средств измерения, использующихся при разработке, производстве и контроле качества продукции на предприятии;

·         контроль за сроками проведения поверки средств измерения, находящихся в эксплуатации на предприятии и аттестации испытательного оборудования.

АРМ руководителя/специалиста подразделения
Модули по предоставлению информации из баз данных автоматизированных информационных систем, входящих в состав АСУ данными СМК.

Представлены выше модули АСУ данными СМК разработаны и находятся в эксплуатации на соответствующих АРМ.

Автоматизированная система управления данными СМК будет развиваться параллельно с совершенствованием системы менеджмента  качества предприятия и способствовать данному процессу, что имеет конечной целью:

·         создание необходимых условий для гарантированного выполнения требований заказчика к качеству продукции;

·         создание необходимых условий для эффективного использования выделяемых предприятию финансовых и других средств;

·         повышение эффективности обеспечения качества продукции  на стадиях ее жизненного цикла для предупреждения отклонений от заданных требований;

·         снижение риска для заказчика при размещении и выполнении заказа;

·         обеспечение репутации предприятия как надежного исполнителя заказов.

Технологии информационной поддержки жизненного цикла изделий рассматриваются в НИИ измерительных систем в качестве критических технологий, обеспечивающих решение основных задач института.

 

Дата создания страницы: 08.06.2006
Дата модификации страницы: 20.06.2008