Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Реализация региональных проектов и программ информатизации в сфере культуры в рамках «Электронной России» (Центры правовой информации)

В своём обращении к участникам V Международной конференции "Право и Интернет", проведенной Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в 2003 г. Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура сказал: «Общество знаний, которое мы стремимся создать, должно быть всеобъемлющим. Сегодня на пути его создания встречается множество препятствий экономического, образовательного, социального и технического характера. Многие из этих препятствий находятся вне досягаемости ЮНЕСКО или не подвластны ей. И, тем не менее, самое трудно преодолимое из них - расширяющаяся пропасть между избытком знания и недостатком знания, является на сегодняшний день одной из главных забот ЮНЕСКО.

Реализуя Программу «Информация для всех», мы стремимся к достижению всеобщего согласия с общими принципами создания общества знаний. В дополнение к этому мы пытаемся расширить возможности людей по получению знаний через доступ к самым различным источникам и средствам извлечения информации; облегчаем проведение научных исследований, обмен информацией и культурным наследием; помогаем использовать ИКТ для создания соответствующей инфраструктуры, систем управления и вовлечения широкого числа участников в этот процесс».

Выступая на заседании президиума Государственного совета в Нижнем Новгороде 16 февраля 2006 года Президент России Владимир Путин, сообщил, что «На сегодняшний день потребности ведомств в вычислительной технике в основном удовлетворены. Компьютеры имеют чиновники практически всех уровней. Созданы также и локальные компьютерные сети. Однако техническая оснащенность пока что мало повлияла на качество управления. Ведомства по-прежнему дублируют действия друг друга, медленно снижают административные издержки и остаются закрытыми для граждан. Зачастую чиновники монопольно распоряжаются базами данных, которые обязаны быть общедоступными и изначально создаются для нужд людей. Они должны делать деятельность всех органов власти – и региональных, и федеральных, и местных – прозрачными. ... Предметом особой заботы региональной и местной власти должна стать подготовка граждан к внедрению высоких технологий, а также просветительская деятельность, формирующая общественную потребность в их развитии».

За заявленными Президентом в 2005 г. послании к Федеральному Собранию положениями о том, что государство должно обеспечить право граждан на объективную информацию, и что это важнейший политический вопрос, связанный с действием в государственной политике принципов свободы и справедливости, а также реализуемыми в стране национальными проектами в области, в первую очередь, образования и здравоохранения, последовало заявление о необходимости развития и совершенствования политики доступа к государственной информации, являющейся общественным достоянием.

Если проанализировать выступления руководителей России и  ЮНЕСКО, то можно заметить общую тенденцию. Информационные технологии, инфраструктура информационного общества важны, но не критичны. Без  качественных информационных ресурсов/контента и человеческих ресурсов, способных к самореализации в условиях информационного общества ИКТ не решают главного для государства вопроса – повышения эффективности управления, не приводят в формированию экономики знаний, и не формируют устойчивой связи «электронное государство – электронный гражданин». Но при этом простое наращивание объема «железа» и каналов связи ещё более усугубляет т.н. «цифровой разрыв».

 Возвращаясь к заявленной теме можно сказать, что ЮНЕСКО уделяет в последнее время очень большое внимание проблемам формирования и сохранения культурного наследия в условиях информационного общества/общества знаний. Культурное наследие в широком смысле -  это  языки и культурно-религиозные традиции,  это философские школы, литература, искусство, обычаи и обряды, это объекты материальной и нематериальной культуры.

С одной стороны, развитие информационных технологий негативно влияет в первую очередь на сохранение и развитие языков, отдавая предпочтение одному - двум «титульным». С другой, позволяет оцифровав материальный – книгу, картину, архитектурный или природный памятник, зафиксировав нематериальный объект, обеспечить его сохранность на протяжении веков, а также свободный, неограниченный во времени, пространстве и по кругу лиц доступ к нему.

Понимание этого вектора развития информационного общества/общества знаний, как правильного, приходит постепенно и в мировое информационное сообщество. От Женевы до Туниса в документах Всемирного саммита по информационному обществу качественно и количественно поменялся понятийный аппарат, всё более ориентируясь на идеологию общества знаний и его главного создателя и потребителя – человека. В том числе и на его культурную составляющую.

Приятно, что и Россия внесла в это дело свою достойную лепту, проведя в мае 2005 г. в Санкт-Петербурге Международную конференцию «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу» http://www.ifap.ru/wsis/index.htm .

Даже простое перечисление направлений работы конференции и разделов её итогового документа http://confifap.cpic.ru/conf2005/rus/info/str_166.html говорит само за себя:

1.    Политика, стратегии и программы развития информационного общества/общества знаний

2.    Исследования в сфере развития информационного общества и общества знаний

3.    Развитие человеческого потенциала для общества знаний

4.    Образование в обществе знаний

5.    Наука и инновации в обществе знаний

6.    Культурное разнообразие в обществе знаний

7.    Всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием

8.    Развитие коммуникаций и свобода выражения мнений

9.    Партнерство и сотрудничество заинтересованных сторон. Роль неправительственных организаций в информационном обществе

10. Деловая среда для общества знаний

11. Политика оцифровки и сохранения культурного и научного наследия

В 2003 году ЮНЕСКО приняла Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, которая 20 апреля 2006 года вступила в силу. В соответствии с этим документом, нематериальное культурное наследие -это устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия,  исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Статья 6 также недавно принятой ЮНЕСКО Всеобщей декларации о культурном разнообразии, говорит о том, что, обеспечивая свободное распространение идей словесным и изобразительным путем, следует добиваться, чтобы все культуры могли быть объектом самовыражения и распространения. «Залогом культурного разнообразия является свобода выражения мнений, плюрализм средств информации, многоязычие, равный доступ к возможностям для художественного творчества, к научно-техническим знаниям, в том числе в цифровой форме, и обеспечение всем культурам доступа к средствам выражения и распространения идей».

После этого перечисления событий, высказываний и фактов можно и не  задать вопрос о том, какое отношение проводимая в Нижнем Новгороде V Межрегиональная конференция «Новые информационные технологии – инструмент повышения эффективности управления», целью которой является создание условий для обмена передовым опытом в сфере использования современных информационных технологий для повышения эффективности управления в различных сферах деятельности, имеет к политике ЮНЕСКО и словам её руководителя.

Становление идеологии и политики ЮНЕСКО

В апреле 2002 г. в Париже Межправительственный совет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» рассмотрел на своем заседании вопрос о подготовке Хартии о сохранении цифрового наследия.

Документ был подготовлен для ЮНЕСКО Европейской комиссией по вопросам сохранения и доступа. В документе были изложены следующие узловые проблемы.

Значительная часть мировых информационных ресурсов имеет цифровую форму и хранится в самых разных форматах. Это тексты, базы данных, звукозаписи, фильмы, изображения и т. д. Перед учреждениями культуры, или как их еще называю «институтами памяти», на которые традиционно возлагаются задачи сбора, хранения культурного наследия и обеспечения доступа к нему, а также перед учреждениями образования и науки, встает весьма непростой и насущный уже сегодня вопрос: какие из оцифрованных материалов должны быть сохранены для будущих поколений и каким образом их следует отбирать и сохранять?

С появлением цифровых СМИ образовалась новая сложная среда. Обновились не только сами средства массовой информации, но коренным образом изменились содержание и средства их распространения. И здесь перед государством и обществом возникает проблема, информацию каких электронных СМИ хранить и каким образом?

В связи с этим возникла необходимость срочно определить четкие рамки, позволяющие облегчить усилия по сбору, классификации и сохранению новых элементов культурного наследия. Исходя из этого, ЮНЕСКО приступила к разработке руководящих принципов, определению задач и ответственности в области цифрового наследия, которые должны лечь в основу Хартии о сохранении цифрового наследия.

Одним из узловых вопросов проблемы сохранения цифрового наследия является необходимость адаптации либо расширения правовых рамок, применимых для новой цифровой среды.

Эти и многие другие проблемы, поднятые в Хартии вызывают целый ряд вопросов, касающихся российской действительности.

29 мая 2002 г. на заседании Научно-технического совета Министерства Российской Федерации по связи и информации был рассмотрен вопрос «О проекте хартии о сохранении цифрового наследия», в подготовке которого принимали участие и представители Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Решением НТС Минсвязи России вопрос о сохранении цифрового наследия был признан важным и актуальным для России, требующим комплексного подхода. Также предложено обратить внимание Правительства России на необходимость решения проблем цифрового наследия в рамках ФЦП "Электронная Россия". Было принято решение просить уполномоченные федеральные органы и организации создать представительную комиссию специалистов для подготовки концептуальных предложений по сохранению цифрового наследия.

Для максимально широкого доступа к хартии о сохранении цифрового наследия Российский комитет разместил этот и другие документы на своём сайте www.ifap.ru

Помимо разработки хартии о сохранении цифрового наследия ЮНЕСКО имеет в своем арсенале еще ряд проектов, направленных на построение глобального информационного общества и обеспечение сохранности цифрового наследия. ЮНЕСКО разработаны и приняты "Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству". Этот документ направлен на поиск консенсуса по ряду общих принципов, способствующих развитию, сохранению и распространению информации на всех языках с использованием всех алфавитов. Документ помогает выработать консенсус по вопросам о равноправном и широком доступе к информационным сетям и информации. В рекомендации особо подчеркнута необходимость проведения анализа указанных вопросов в постоянном режиме на международном уровне.

В 2004 году ЮНЕСКО опубликовала Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием - документ, который поможет официальным органам разных стран в создании системы доступа граждан к официальной информации. Руководящие принципы были утверждены на прошедшей 4-6 мая 2004 года III сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Основные положения этого документа совпадают с разработанным Россией в рамках Программы ПЦПИ http://www.ifap.ru/projects/pcpi.htm и www.pcpi.ru   механизмом реализации принципа всеобщего доступа к официальной информации, подтверждая правильность курса, избранного в этой области нашей страной.

Становление идеология и политика Европы

В 2000 году Европейским Союзом в отношении культуры была поставлена цель создания Европейского культурного пространства (European Cultural Area) посредством выдвижения на передний план единого европейского культурного наследия, стимулирования плодотворного международного сотрудничества в этой области.

По мнению европейских экспертов первым шагом при формировании ECA должна стать оцифровка –  необходимое действие на пути создания контента, который станет фундаментом электронной Европы. Это жизненно необходимая деятельность по сохранению коллективного культурного наследия Европы, по предоставлению гражданам доступа к наследию, по повышению качества образования и туризма и по развитию электронного контента (eContent). Огромное значение, которое придается отцифровке, отражено в Плане действий по созданию электронной Европы (eEurope 2002 Action Plan), подписанном странами-членами Европейского Союза на Совете Европы в Фейра в июне 2000 года.

Одной из целей Плана действий является стимулирование создания европейского контента и обеспечения доступа к нему через глобальные сети для того, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые цифровыми технологиями. Одним из специфических мероприятий, определенных совместно странами-членами Европейского Союза и Комиссией Европейского сообщества, является создание механизма координации программ отцифровки в рамках Европейского Союза.

Представители и эксперты стран-членов Европейского Союза собрались в Лунде (Швеция) 4 апреля 2001 года, чтобы определить, как запустить эти механизмы, обсудить связанные с этим проблемы, а также определить способы поддержки координации, обеспечивающие устойчивое развитие. Совещание в Лунде установило, что европейское культурное и научное наследие является уникальным народным достоянием, составляющим коллективную пополняющуюся память разнообразных европейских сообществ и обеспечивающим базис знания, необходимого для развития контентных индустрий в устойчивом обществе, основанном на знании.

Участники совещания согласились с тем, что отцифровка является ключевым механизмом использования уникального европейского наследия и поддержки культурного разнообразия, образования и развития контентных индустрий. Однако, хотя страны-члены Европейского Союза поддерживают инвестициями обеспечение доступа к своему культурному наследию, до сих пор существуют многочисленные препятствия на пути достижения краткосрочного и долгосрочного успеха этих инициатив. Эти препятствия состоят в многообразии методов отцифровки; в рисках, связанных с использованием несоответствующих технологий и несоответствующих стандартов; в требованиях, связанных с долгосрочным сохранением и обеспечением доступа к отцифрованным объектам; в отсутствии последовательности в подходах к правам на интеллектуальную собственность (IPR); в отсутствии согласования программ по культуре с программами по новым технологиям.

Совещание в Лунде пришло к выводу, что эти препятствия можно преодолеть и достигнуть целей, поставленных в Плане действий eEurope, если страны-члены Европейского Союза:

·         Организуют непрерывную деятельность форума по координации

·         Поддержат разработку европейской точки зрения на политику и программы оцифровки

·         Разовьют механизм распространения положительного опыта и последовательного развития навыков и умений.

·         Будут сотрудничать в проектах обеспечения доступа к оцифрованному культурному и научному наследию Европы.

В то же время, участники совещания согласились с тем, что Комиссия Европейского Сообщества может способствовать достижению целей eEurope, поддерживая координацию, стимулируя создание центров компетентности, поощряя разработку стандартов, организуя разработку общей точки зрения на европейский контент, помогая странам-членам Европейского Союза улучшить доступ граждан к электронному наследию путем повышения качества контента и развития моделей стимулирования предприятий, занимающихся электронной культурой.

Выводы, сделанные на этом совещании, были далее переработаны и составили Принципы Лунда и проект плана действий для достижения поставленных целей.

Второе совещание представителей стран-членов Европейского Союза проводилось под эгидой Президентства Бельгии в Европейском Союзе в Брюсселе 17 июля 2001 г. На этом совещании обсуждались многочисленные темы, очерченные на предыдущих совещаниях и появившиеся в ходе дальнейшей работы, а именно:

  •   Поддержка политики и программ развития;
  •   Идентификация стандартов и основных направлений поддержки лучших разработок и взаимодействия;
  •   Брюссельская структура качества (Brussels Quality Framework) - определение критериев качества ВЕБ-сайтов, предоставляющих доступ к ресурсам по культуре;
  •   Национальные программы поддержки обучения и развития навыков работы с технологиями.
  • Основным результатом брюссельского совещания был консенсус в отношении критериев качества сайтов, которые являются ключевыми для поддержки доверия пользователей и стимулируют создание высококачественных сайтов организациями, хранящими культурное наследие, для организации доступа к своим коллекциям.

    В этом контексте был выработан широкий спектр различных программ и инициатив, среди них – программа IST (Технологии информационного общества), План мероприятий «Электронная Европа», а также Программа «Электронный контент» по созданию европейских информационных ресурсов по культуре и науке и обеспечению доступа к ним.

    В 2005 году Европа перешла от реализации Плана действий «Электронная Европа 2005»  к Стратегии «Информация 2010», принятой в июне с.г. За три года европейские эксперты пришли к пониманию того, что главным предметом информационной политики является контент и его основной потребитель и создатель – человек, а механическое развитие информационной инфраструктуры не приведет к созданию глобального информационного обществе и тем более общества знаний. Более того, простое увеличение объемов «железа» и каналов связи еще более усугубит т.н. «цифровой разрыв».

    Конкретным механизмом реализации Лундских принципов является проект Европейской комиссии MINERVA (MInisterial NEtwoRk for Valorising Activities in digitisation – Сетевое взаимодействие Министерств культуры стран-членов ЕС для координации, усиления и оценки деятельности по оцифровке культурного и научного наследия), выполнявшийся в 5-й рамочной программе.

    В 6-й рамочной программе было решено продолжить эту деятельность в рамках проекта MINERVA PLUS, с привлечением стран, вступающих в Европейский Союз в 2004 г., а также России и Израиля. Проект MINERVA PLUS направлен на расширение существующих тематических сетей министерств культуры европейских стран для продвижения Лундских принципов в станах-участницах; для обсуждения, координации и гармонизации деятельности по оцифровке культурного и научного наследия; для создания согласованной общеевропейской платформы, рекомендаций и методик оцифровки, стандартов и мета-данных, долговременного доступа и сохранения информации по культуре и науке, решения проблем многоязычия, решения правовых вопросов.

    Задачей проекта является координация национальных программ, а деятельность по проекту базируется на принципе встроенности в национальную деятельность по оцифровке.

    Проект стартовал 1 января 2004 года и был рассчитан на 1,5 года с предполагаемым расширением до конца 2005. Европейским координатором проекта является Министерство культуры Италии. Минкультуры России является полноправным участником проекта MINERVA PLUS.

    В России предлагается использовать проект MINERVA PLUS как катализатор и модель организации широкой деятельности по оцифровке культурного и научного наследия в России. Участие в проекте MINERVA PLUS дает возможность:

    выработать предложения для формулирования российской государственной политики по оцифровке культурного и научного наследия, гармонизированной с общеевропейской политикой;

    разработать план действий по оцифровке, реализация которого приведет к созданию в России высококачественных информационных ресурсов по культуре и науке и обеспечению широкого доступа к ним, будет способствовать включению российских ресурсов в общеевропейское информационное пространство, облегчит предоставление доступа к общеевропейским информационным ресурсам гражданам России.

    Для решения этих задач предлагается объединить усилия различных министерств и ведомств, других российских и международных программ и проектов при активном участии Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

    Работы по перечисленным выше направлениям планируется организовать в рамках рабочих групп, в состав которых должны войти ведущие специалисты российских министерств, ведомств, учреждений культуры, науки и бизнеса. Для организации политической поддержки, развития и продвижения деятельности по оцифровке культурного и научного наследия России предлагается создать Стратегический Совет из наиболее влиятельных представителей Федерального собрания, министерств и ведомств России, учреждений культуры, науки и образования, региональных администраций, технологических компаний, международных и общественных организаций, благотворительных фондов и пр.

    Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмин был приглашен участвовать в работе Группы национальных представителей. Координатором работ по проекту MINERVA PLUS является Центр ПИК, являющийся главным организатором международной конференции EVA в России http://www.minervaplus.ru  

    Американский опыт

    Сегодня не очень популярно ссылаться на американский опыт. Тем не менее, одним из источников, давших колоссальный импульс появлению этого проекта стал сайт, разработанный коллективом Библиотеки Конгресса  США «Встреча на границах». Идея сайта состояла в открытии коллекций библиотеки, как русских, так и американских, посвященных освоению России и Америки.

    Кропотливая работа по оцифровке громадных коллекций Библиотеки Конгресса стала доступной не только американским ученым, но и русским исследователям, так как сайт сразу же создавался на двух языках. Материалы его представлены в виде коллекций – книжных, изобразительных, аудио и видео.

    Позднее в эту работу включились и российские архивисты, музейщики и библиотекари. Часть российских коллекций, оцифрованная на средства Библиотеки конгресса США также вывешена на портале.

    Не говоря о научном и культурном значении этого ресурса, отметим, что сайт оказался очень полезен и библиотекарям и школьным учителям. Однако, структуризация по коллекциям, чрезвычайно удобная для архивистов, музейщиков и научных работников, затрудняет поиск и использование контента для библиотекарей и преподавателей, работающих на муниципальном уровне, особенно на селе. К тому же материалов оказалось так много, что потребовалось создание управляющего сайта, в котором источники были ориентированы на национальные образовательные стандарты.  Так появился ресурс «Память Америки».

    Знакомство с этими ресурсами не может не вызвать желания иметь в России подобный, но основанный уже не на ресурсах Библиотеки Конгресса, а на собственных.

    Так появился проект «Моя история», который изначально предполагал создание зеркального портала «Встречи на границах», а также привлечение к оцифровке культурного наследия волонтёров из числа молодёжи. Идея возникла в недрах Федерации Интернет Образования, которая к тому времени обладала техническими, финансовыми ресурсами, ресурсами добровольческими, а также сетью преподавателей-методистов.

    В силу ряда как объективных, так и субъективных причин, проект претерпел ряд трансформаций и выродился в два мероприятия: Российско-Американскую конференцию учителей историков, работающих с электронными ресурсами, и в летний российско-американский лагерь, где дети сообща осваивали историю походов Ермака.

    Мероприятия эти были, конечно, полезны, и были бы полезны гораздо больше, если бы стали постоянно действующими. Тем не менее, этот опыт позволил сделать несколько выводов, а также апробировать и оценить некоторые методики, как удачные или неудачные с точки зрения их дальнейшего применения в развитии проекта.

    Флагманский проект Московского Бюро ЮНЕСКО
    «Помните о будущем»

    В рамках ежегодной международной конференции EVA2004 Москва в Государственной Третьяковской галерее 3 декабря 2004г. было организовано заседание Круглого стола Бюро ЮНЕСКО в Москве для обсуждения  результатов и перспектив развития флагманского проекта «Помните о будущем». В заседании участвовало около 50 специалистов из музеев, библиотек, архивов, университетов, научно-исследовательских институтов, технологических фирм, занимающихся изучением, разработкой и внедрением информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры.

    С вступительным словом выступил Филипп Кео, директор Бюро ЮНЕСКО в Москве. Флагманский проект «Помните о будущем», его цели, задачи и достигнутые результаты представила Тамара Носенко, менеджер проекта.

    Все выступавшие отметили важность и своевременность проекта, его заметную роль в деле сохранения документального наследия России, в том числе, той его части, которая находится под угрозой исчезновения. Было отмечено, что в России пока не сформулирована государственная политика по сохранению документального наследия и предоставлению долговременного доступа к нему. Сохранение  культурного наследия не относится к числу государственных приоритетов. Внимание ЮНЕСКО и институтов памяти к этой проблеме и реализация конкретных проектов по сохранению документального наследия, по мнению участников встречи, поможет привлечь внимание государственных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, гражданского общества, стимулировать разработку и реализацию программ и проектов по сохранению культурного наследия.

    Было отмечено, что документальное наследие России хранится не только в архивных учреждениях, но также в музеях, библиотеках, университетах, научно-исследовательских институтах. В соответствии с российским законодательством все учреждения, хранящие документальное наследие, независимо от ведомственной принадлежности, обязаны регистрировать свои документальные фонды в Государственной архивной службе и описывать документы в соответствии с архивным стандартом описания. На практике этого в большинстве случаев не происходит. Государственная программа по оцифровке и сохранению культурного наследия  не разработана не только для архивных учреждений, но и для музеев. Только в библиотечной сфере реализуется программа сохранения библиотечных фондов, в рамках которой планомерно осуществляется оцифровка редких книг и манускриптов, хранящихся в библиотеках России. Но и эта программа финансируется недостаточно. В связи с этим, участники круглого стола отмечали, что Флагманский проект ЮНЕСКО «Помните о будущем», не должен ограничиваться только коллекциями, хранящимися в архивных учреждениях, но распространить свою деятельность на музеи и другие учреждения, хранящие документальное наследие.

    Определенная часть документального наследия, в первую очередь, аудио, видео и фото коллекции,  находятся под угрозой полного исчезновения. Если сейчас не предпринять значительных усилий по оцифровке этих коллекций, через несколько лет они просто перестанут существовать. В связи с этим, участники круглого стола, подчеркивая важность уже реализованного проекта Бюро ЮНЕСКО в Москве и Гостелерадиофонда, привлекли внимание флагманского проекта ЮНЕСКО «Помните о будущем» к аудио коллекции, хранящейся в Государственном литературном музее и составляющей более 10 000 единиц хранения.

    Важная роль Флагманского проекта ЮНЕСКО «Помните о будущем» состояла в том, чтобы привлечь внимание федеральных и региональных государственных структур к проблеме сохранения документального наследия России, привлечь общество и бизнес-структуры к решению этой проблемы. В связи с этим участники Круглого стола предложили обратить внимание на наследие Марии Тенишевой (1867—1929), общественного деятеля начала 20 века., коллекционера, мецената, художника-эмальера. М.К. Тенишева основала художественную студию в Петербурге (1894), рисовальную школу (1896) и Музей русской старины (1898) в Смоленске, художественно-промышленные мастерские в своём имении Талашкино (1893), ставшем одним из центров художественной жизни 1890—1910-х гг. Наследие М.К. Тенишевой, более 11 тыс. предметов, разбросано по всему миру, из них более 4 тыс. единиц  хранится в музее Талашкино Смоленской области. Часть этой коллекции составляет фото архив, находящийся под угрозой исчезновения. По мнению экспертов оцифровка наследия М.К. Тенишевой и разработка серии электронных изданий, публикаций в Интернет будет иметь большое социальное значение для Смоленского региона и для России, т.к. деятельность Тенишевой в начале 20 века является моделью возрождения русской культуры и демократического социального развития через культуру и образование.  Поддержка бюро ЮНЕСКО в Москве в части оцифровки и представления фотоархива как пилотного проекта по объединению и сохранению наследия М.К. Тенишевой с привлечением к проекту с этапа планирования администрации Смоленской области, фонда Тенишевой, общественности г. Смоленска, бизнес-структур может послужить моделью сотрудничества и катализатором деятельности по оцифровке и сохранению документального наследия в российских регионах.

    Представляется, что Флагманский проект ЮНЕСКО «Помните о будущем» может послужить стимулом для объединения усилий различных учреждений культуры для сохранения документального наследия и предоставления долговременного доступа к нему. При реализации конкретных проектов по оцифровке документального наследия следует обратить внимание на выбор стандартов и форматов хранения и представления оцифрованных документов. Для хранения необходимо  подбирать форматы без компрессии как можно более высокого разрешения, таким образом, чтобы в будущем, в связи с появлением новых технологий и форматов, было возможно перевести оцифрованные документы на новые технологические платформы без потерь. Для публикации необходимо выбирать форматы, исключающие несанкционированное копирование, что и было сделано в уже реализованных проектах ЮНЕСКО. Кроме собственно оцифровки необходимо обратить особое внимание на стандарты описания оцифрованных документов, метаданные и поисково-справочный аппарат, обеспечивающий полный и точный поиск информации.

    По мнению экспертов публикация оцифрованного документального наследия в рамках Флагманского проекта ЮНЕСКО «Помните о будущем» в виде электронных изданий на CD-ROM, DVD-ROM и в Интернет должна быть адресной, ориентированной на конечного пользователя. Участники круглого стола предлагают обратить особое внимание на способы представления информации в электронных изданиях проекта.

    Особенно было подчеркнуто, что для достижения наибольшего социально-культурного эффекта от деятельности Флагманского проекта ЮНЕСКО, электронные издания, созданные в рамках проекта, необходимо продвигать и пропагандировать. Для этого предлагается больше опираться на структуры, связанные со сферой образования, в частности, на Федерацию Интернет-образования и Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Кроме этого, при реализации конкретных направлений проекта ЮНЕСКО «Помните о будущем» предлагалось использовать силы студентов Федерации Интернет-образования и других волонтеров, что позволит сократить стоимость выполнения работ.

    Наконец, необходимо использовать Флагманский проект ЮНЕСКО «Помните о будущем» для повышения правовой культуры в России.  Для этого необходимо размещать на электронных изданиях всю информацию о держателях прав на контент издания или его части, о правах пользователя электронного издания и регистрировать электронные издания в Федеральном депозитарии электронных изданий «Информрегистр».

    Региональные проекты, поддержанные Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

    Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в рамках реализации Хартии о сохранении цифрового наследия и других документов ЮНЕСКО также проводился ряд мероприятий, разрабатывались и реализовывались проекты и программы.

    Архангельская область

    Одним из ярких примеров стал проект "Явить миру Сийское сокровище". Антониево-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее". Русский Север - уникальная историческая и духовная территория нашего Отечества. Его культурное пространство, исторически сложившись, не остается неизменным. Оно развивается и закрепляется в материальных объектах и исторической памяти людей. Этому значительно способствуют духовные центры, важнейшими из которых на Севере всегда были монастыри. Они расположены в прекрасных уголках природы, где творения человеческих рук органично сливались с местным ландшафтом. Испокон веков русские монастыри были хранителями культуры, книжности, духовности.

    Особенно велика роль монастырей в деле сохранении памятников древней письменности. Именно в них на протяжении ряда столетий до XVII века был сосредоточен почти весь книжный фонд Русского государства, а сами монастыри являлись основными очагами просвещения. Самым известным на Русском Севере после Соловецкой обители был и остается Антониево-Сийский монастырь, основанный в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В XVII-XVIII веках монастырь стал влиятельным церковно-административным и крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Его знаменитая библиотека формировалась на протяжении нескольких столетий и начало ей положил сам преподобный Антоний.

    На всю Россию известны имена сийских книжников: основателя обители - Антония (XVI век), игумена Феодосия, стяжавшего себе славу замечательного переписчика книг (XVII век), первого архимандрита монастыря Никодима (конец XVII - начало XVIII веков) - создателя выдающегося памятника древнерусской культуры "Сийского иконописного подлинника". Среди именитых вкладчиков в монастырскую библиотеку - царь Иван Грозный и сын его, Иоанн, первый российский патриарх Филарет, казначей патриаршего двора, а ранее - постриженик Сийского монастыря, старец Паисий.

    Благодаря усилиям древних книжников и современных исследователей до нас дошли выдающиеся памятники русского искусства: знаменитое пергаменное Сийское Евангелие XIV века, Евангелие-апракос XVII века, дар старца Паисия, на 954 больших листах с 2.500 цветными миниатюрами и изображениями на целых страницах, "Житие Антония Сийского" XVII века с 150 цветными миниатюрами и многие другие. Кроме того, в монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20.000 единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д.

    Изучение Антониево-Сийского монастыря как центра духовной и книжной культуры Двинского края началось в XVIII веке. Определенный этап в научном освоении книжного богатства обители связан с деятельностью архангельских историков-краеведов, В.Крестинина и А.Фомина, работавших по программе Российской академии наук. Со второй четверти XIX века, в связи с расширением собирательской и археографической деятельности, Академия начала систематическое изучение библиотеки монастыря. В 1903 г. весь архив монастыря - около 17.000 бумаг и рукописные книги - был передан в Архангельское древлехранилище, которое создавалось в течение 1887-1917 гг., когда действовала особая комиссия по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии. Над описанием архива и библиотеки работали выдающиеся местные ученые: И.М. Сибирцев, А.В. Кириллов, В.П. Челмогорский, П.А. Павловский, А.В. Теремицкий.

    В 1922 году большая часть этого собрания была перевезена в Дом книги им. М.В. Ломоносова (ныне Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова), где была составлена опись рукописных книг Антониево-Сийского монастыря (621 экз.). В 1927 году рукописи были переданы из Архангельска в Археографическую комиссию в Ленинграде. В настоящее время библиотека и архив монастыря рассредоточены в разных хранилищах страны. Фондодержателями являются: Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, Центральный государственный архив древних актов, Государственный исторический музей, Архангельский государственный архив Архангельской области, Архангельский областной краеведческий музей, Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова и др.

    В 1992 году после передачи Русской православной церкви началось возрождение Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Возрождены традиции его богослужебной, духовно-просветительской, социально-благотворительной и миссионерской деятельности. По древней традиции в монастыре вновь формируется монастырская библиотека, создана иконописная мастерская, активно ведется восстановление храмов. Монастырь вновь является центром духовного просвещения Архангельской епархии. По инициативе и при его активном участии уже несколько лет проводятся Иоанновские образовательные чтения, монастырь выпускает газету "Духовный сеятель", журнал "Сийский хронограф", издает книги.

    Монастырь на протяжении целого ряда лет активно сотрудничает с Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова в области книгообмена, исследовательской деятельности по истории книжной культуры, создания краеведческих информационных ресурсов, духовного образования и просвещения. Важным этапом в развитии сотрудничества стал поддержанный Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» совместный проект библиотеки и монастыря, основной целью которого, является создание ценного информационного ресурса, посвященного истории и сегодняшней деятельности Антониево-Сийской обители и ее знаменитой библиотеки, а также предоставление условий для обеспечения доступа к этой информации удаленным пользователям.

    В рамках проекта в цифровой форме воссоздаются фрагменты уникального книжного собрания, памятники, имеющие национальное и мировое значение. Параллельно проводится комплекс мероприятий по реставрации и консервации оригиналов, что сохранит их для нынешнего и будущих поколений пользователей. Будет также проведена работа по изучению и описанию истории создания библиотеки, по выявлению современных владельцев отдельных частей монастырского собрания.

    Уже сейчас создан электронный каталог на распределенный фонд библиотеки. Проект будет содействовать обмену опытом и знаниями между заинтересованными организациями в области создания и сохранения цифрового наследия. Его реализация сыграет положительную роль в процессе создания единого информационного и культурного пространства России.

    Проект отвечает основным целям ЮНЕСКО в сфере международной информационной политики:

    ·       способствовать и расширять доступ к информации, являющейся общественным достоянием посредством упорядочения, оцифровки и сохранения информации;

    ·       способствовать производству местной информации и содействовать улучшению доступа к местному знанию.

    Основные направления деятельности по проекту

    1. Сохранение культурного наследия

    ·       Перевод в цифровую форму книжных памятников, имеющих национальное значение;

    ·       Создание компьютерной версии рукописного памятника, имеющего мировое значение (CD или DVD);

    ·       Изучение физического состояния наиболее ценных документов коллекции;

    ·       Проведение комплекса мероприятий по их реставрации и консервации;

    ·       Создание страховых копий книжных памятников.

    2. Расширение доступа к информации

    ·       Создание сайта http://siya.aonb.ru, посвященного истории и современной деятельности Антониево-Сийского монастыря (История монастыря в архивных документах, судьбах известных духовных лиц - строители, игумены, постриженники, иконописцы, вкладчики, ссыльные, знаменитые книжники; история монастырской библиотеки и архива; Электронный каталог рукописной библиотеки; Электронная библиотека; Видеоряд: картины, литогравюры, открытки, фотографии, карты; Библиографический указатель; Деятельность монастыря после его возрождения; Оцифрованная иллюстративная выставка монастыря; Информация о сотрудничестве монастыря и АОНБ; Информация для паломников);

    ·       Создание электронного каталога на распределенный фонд библиотеки Антониево-Сийского монастыря, "привязка" электронного каталога к блоку информации Свода Законов Российской Империи (Спецсвязь ФСО России), касающемуся проблем религии, культуры и духовности;

    ·       Создание электронной библиотеки, посвященной монастырю и размещение ее в сети Интернет, в том числе с использованием возможностей электронных каталогов, созданных в рамках Проекта "ЛИБНЕТ";

    ·       Создание цифрового ресурса Антониево-Сийского монастыря, как памятника архитектуры в формате 3D.

    3. Научно-исследовательская деятельность

    ·       Выявление современных владельцев отдельных частей монастырского книжного собрания (АОНБ);

    ·       Исследование фондов научных библиотек г. Архангельска на предмет наличия в них книг Антониево-Сийской библиотеки (АОНБ, ГААО, АОКМ, РНБ);

    ·       Подготовка научного сборника "Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности" (АОНБ);

    ·       Подготовка и издание библиографического указателя "Антониев-Сийский монастырь" (АОНБ);

    ·       Написание научных работ, посвященных истории монастыря, истории библиотеки монастыря, палеографическому изучению рукописных документов Сийской библиотеки (Свято-Тихоновский богословский институт, Поморский государственный университет);

    ·       Участие в научных конференциях с докладами, посвященными истории монастыря.

    4. Просветительская и информационная деятельность

    ·       Публикации статей в прессе, в т.ч. в православных журналах и газетах;

    ·       Подготовка обзоров и лекций по истории Антониево-Сийского монастыря;

    ·       Издание рекламной продукции о проекте.

    5. Обучение

    ·       Обучение специалистов - участников проекта современным технологиям в области оцифровки документов;

    ·       Содействие обмену опытом и знаниями между заинтересованными организациями в области создания и сохранения цифрового наследия.

    Партнеры Проекта

    ·       Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова

    ·       Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь

    ·       Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"

    Потенциальные партнеры Проекта

    ·       Архангельский областной краеведческий музей

    ·       Государственный архив Архангельской области

    ·       Свято-Тихоновский богословский институт (Москва, филиал в Архангельске)

    ·       Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    ·       Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

    ·       Федеральное агентство по культуре и кинематографии

    ·       Федеральное архивное агентство

    ·       Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

    ·       Бюро ЮНЕСКО в Москве

    ·       Библиотека Российской Академии наук (Санкт-Петербург)

    ·       Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)

    ·       Центр ЛИБНЕТ

    ·       Центр техники ввода и архивации документов ЗАО "ПроСофт-М" (Москва)

    ·       Спецсвязь ФСО России

    Смоленская область

    У Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» традиционно сложились давние партнерские отношения со Смоленской областью. Фактически регион стал базовой площадкой не только по реализации известной в стране и за рубежом Общероссийской программы по созданию сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек, но и многих других проектов, подпадающих под мандат Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

    В том числе и учитывая рекомендации Флагманского проекта ЮНЕСКО «Помните о будущем» в части наследия Марии Тенишевой смоляне разработали и реализовали у себя проект «Красная книга культуры Смоленщины».

    В апреле 2005 года в рамках международной конференции «Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием» прошла презентация этого проекта.

    В рамках Программы «Красная книга культуры Смоленщины»  в регионе началась реальная координация действующих государственных программ и проектов информатизации, формирования национального цифрового культурного контента, сохранения цифрового наследия, обеспечения доступа к информационным ресурсам по культуре и образованию, формированию информационной культуры личности в молодежной среде через волонтерское движение

    Программа направлена на интеграцию ресурсов системы образования и сферы культуры, на развитие взаимодействия между органами государственной власти, учреждениями образования, культуры, коммуникации и информации, волонтерскими организациями. В ходе реализации Программы планируется, с одной стороны, привлечь волонтерский потенциал школьников и студентов для оказания помощи организациям наследия (музеям, архивам и библиотекам) в области создания электронных ресурсов по культуре Смоленщины и, с другой стороны, стимулировать использование мультимедиа ресурсов по культуре в образовательном процессе в школах и ВУЗах региона.

    Для успешной реализации Программы в Смоленской области есть ряд предпосылок:

    -           большой опыт региона в решении проблем организации предоставления гражданам государственной информации;

    -           обладание большим культурным потенциалом, наследием, сохранение которого является высочайшим долгом современников перед потомками;

    -           наличие широкой информационно-телекоммуникационной сети  центров правовой и деловой информации на базе библиотек и учебных заведений области, оборудованных  техническими средствами обработки и передачи информации (всего – 210, включая центры в органах государственной власти и органах местного самоуправления);

    -           готовность Смоленской областной универсальной библиотеки и Смоленского областного государственного музея-заповедника (наличие квалифицированных кадров, базовой информационно-телекоммуникационной сети, опыта работы по оцифровке культурного наследия) к созданию на своей базе региональных центров по оцифровке культурного наследия;

    -           сохранение системы школьных музеев (176 школьных музеев, 135 краеведческих уголков), которые могут стать важными опорными пунктами для организации волонтерской работы;

    -           активное включение краеведения в образовательный процесс. Смоленская область – одна из немногих в Российской Федерации, где разработано и рекомендовано к использованию в школьном образовании значительное количество учебников по краеведению;

    В рамках областной целевой программы «Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы реализуется 2 проекта, направленных на организацию доступа граждан к официальной, правовой, деловой информации, а также к культурному контенту. 

    Один из проектов - создание сети электронных центров деловой и правовой информации на базе областных и муниципальных библиотек, научных и учебных заведений, организаций. В 2003 году создан ресурсный  центр деловой и правовой информации в Смоленской областной универсальной библиотеке. В 2004 году открыты центры деловой и правовой информации в Вяземской, Гагаринской, Ершичской, Угранской и Темкинской библиотеках, ресурсный центр деловой и правовой информации в Смоленском промышленно-экономическом колледже. Всего до конца 2007 года планируется создать в городах и районах области 45 центров на базе библиотек и  45 центров на базе учебных заведений.

    Еще один проект «Электронной Смоленщины» — «Создание объединенной информационно-телекоммуникационной сети музеев Смоленской области» организует виртуальное присутствие богатейших фондов Смоленских музеев в международной сети Интернет. Для этого запланировано обеспечение музеев компьютерной и цифровой техникой, с помощью которой организуется оцифровка культурного наследия Смоленщины и доступ к ней граждан России и всего мирового сообщества. В 2004 году компьютерную технику получили «Историко-архитектурный комплекс «Теремок», Дорогобужский, Краснинский, Сафоновский муниципальные музеи, а также музей-усадьба М.И.Глинки в Новоспасском.

    Ежегодно Администрацией области организуются мероприятия – выставки, конкурсы, олимпиады, способствующие внедрению новых информационных технологий во все сферы деятельности, в т.ч. в образование и культуру. Конкурс по WEB-дизайну в сети Интернет ежегодно привлекает волонтеров из числа учащейся молодежи для создания проектов, направленных на сохранение богатого культурного наследия Смоленщины. В мае 2005 года одним из победителей конкурса стал Смоленский промышленно-экономический колледж с проектом «Взгляд из прошлого»: Смоленская областная универсальная библиотека предоставила колледжу для оцифровки 2 уникальных фотоальбома видов г.Смоленска конца 19-начала 20 века. Объявлена тематика конкурсных работ на следующий год «Наш вклад в «Красную книгу культуры Смоленщины».

    На официальном Интернет сервере Администрации Смоленской области размещена электронная версия «Книги Памяти» воинов, погибших и захороненных на территории Смоленской области, содержащая 160 000 записей.  Поиск данных занимает секунды. Активное участие в создании электронной версии принимали волонтеры - учащиеся профессионального лицея № 6 г.Смоленска.

    Перечисленные факторы позволяют Смоленщине вновь выступить в качестве передового региона в области обеспечения доступа к информации, создания общедоступных информационных ресурсов по культуре и образованию; отработать схему взаимодействия между учреждениями культуры, образования, органами государственной власти для сохранения разрушающегося наследия, его оцифровки и использования в целях образования и воспитания подрастающего поколения.

    Основные цели реализации Программы:

    -        формирование и сохранение регионального цифрового культурологического контента как части национального;

    -        сохранение в электронном виде  архивных, библиотечных и музейных фондов, находящихся в критическом состоянии;

    -        обеспечение доступа к информационным ресурсам по культуре и образованию, включение их в образовательный процесс;

    -        воспитание бережного отношения и повышение интереса к родной культуре в молодом поколении;

    -        развитие молодежного волонтерского движения, усиление его нравственной и образовательной составляющей;

    -        формирование информационной культуры личности.

    Задачи Программы:

    -      создание организационной структуры реализации программы, включающей формирование Регионального Совета Программы и Координационного комитета Программы;

    -      создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры реализации Программы, включающей:

    -      региональные центры по оцифровке культурного наследия на базе Смоленского музея-заповедника и Смоленской областной универсальной библиотеки, обеспеченные специализированным компьютерным и программным обеспечением для оцифровки  уникальных памятников истории и культуры, находящихся в фондах хранения и экспозициях;

    -      мобильные (передвижные) центры оцифровки объектов истории и культуры с минимальной обеспеченностью техническими средствами (цифровой фотоаппарат, сканер, компьютер (ноутбук), принтер) для временного использования волонтерами из школ, учреждений начального профессионального образования; колледжей, высших учебных заведений;

    -      центры подготовки контента на базе районных музеев и библиотек для организации работы волонтеров по размещению оцифрованного контента в сети Интернет; 

    -      центры экспертизы контента для контроля за качеством оцифровки и содержанием размещаемого в сети Интернет материала;

    -      Интернет-портал «Красная книга культуры Смоленщины»;

    -      организация привлечения к деятельности по созданию цифрового культурного наследия волонтеров из числа учащейся молодежи, разработка мероприятий, повышающих мотивацию участия молодежи в Программе;

    -      создание пунктов свободного доступа населения к информации по культуре на базе музеев и библиотек области.

    Программа даст явное преимущество и для системы образования, и для учреждений культуры, она позволит существенную часть необходимого финансирования получить, используя уже имеющиеся ресурсы: компьютерную технику и телекоммуникации системы образования, выделяемые средства на переподготовку педагогов.

    Руководство Программой осуществляется Региональным Советом Программы и Координационным комитетом Программы.

    Региональный Совет Программы формируется из числа авторитетных деятелей культуры, представителей органов исполнительной и законодательной власти области, представителей бизнес-структур (меценатов);

    Функции  Регионального Совета Программы:

    -      представительство;

    -      утверждение стратегии развития программы на очередной год;

    -      утверждение итогового отчета реализации программы за год.

    Координационный комитет Программы формируется из представителей Администрации Смоленской области, Смоленского государственного музея заповедника, Смоленской областной универсальной библиотеки, учреждений образования Смоленской области, других участников программы.

    Функции Координационного Совета Программы: 

    -      разработка стратегии и тактики развития и реализации Программы на год;

    -      координация выполнения Программы по выбранным направлениям;

    -      разработка конкурсных номинаций в рамках Программы;                       

    -      организация привлечения волонтеров;

    -      разработка качественных и технических требований к конечному продукту;

    -      экспертная оценка;

    -      организация мероприятий в рамках Программы.

    В Координационном комитете Программы формируется  несколько секций по направлениям реализации Программы.

    Состав Регионального Совета Программы и Координационного комитета Программы утверждается распоряжением Администрации Смоленской области.

    Разработана Схема формирования контента «Красной книги культуры Смоленщины». В соответствии с этой схемой контент формируется из неофициальных и официальных источников.

    В число неофициальных источников входят:

    -      школьные, ведомственные  и  частные музеи;

    -      частные архивы и коллекции;

    -      школы искусств;

    -      другие источники.

    В число официальных источников входят:

    -      Смоленский государственный музей-заповедник и другие областные музеи: экспозиция, фонд, выставочная деятельность, новости, реклама, события;

    -      Смоленская областная универсальная библиотека: редкий фонд, выставочная деятельность, новости, реклама, события;

    -      муниципальные музеи,  библиотеки: краеведческая информация, события, новости,  выставочная деятельность;

    -      Областной методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы;

    -      СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»;

    -      образование: региональные компоненты в области истории, культуры, религии;

    -      специалисты: творческие работы, исследования, публикации.

    Оцифровка культурного наследия осуществляется:

    -      в региональных            центрах на базе Смоленской областной универсальной библиотеки и Смоленского государственного музея-заповедника, характеризующихся наличием квалифицированных кадров, базовой информационно-телекоммуникационной сети, опытом работы по оцифровке культурного наследия;

    -      в мобильных (передвижных) центрах по оцифровке для временного использования волонтерами из школ, учреждений начального профессионального образования; колледжей, высших учебных заведений.

    Для организации работы волонтеров по размещению оцифрованного культурного наследия в сети Интернет на базе районных музеев и библиотек создаются центры подготовки контента. 

    Для контроля за качеством оцифровки и содержанием размещаемого в сети Интернет материала создаются  Центры экспертизы контента.

    Оцифрованный материал по «Красной книге культуры Смоленщины» размещается в сети Интернет и  на мультимедийных CD-дисках.

    Для объединения в единой базе данных оцифрованных материалов по культуре и размещения их в сети Интернет для доступа населения, необходима разработка Интернет-портала «Красная книга культуры Смоленщины», в том числе:

    -      разработка интуитивно-понятного интерфейса и гибкой системы навигации (ссылки, поиск, интерактивная карта);

    -      разработка единого стилевого решения портала;

    -      разработка централизованной автоматизированной системы администрирования;

    -      разработка автоматизированной системы удаленного сопровождения виртуального представительства (учреждение культуры, туризм, творческий союз);

    -      разработка автоматизированной, многоуровневой, новостной системы (центр – районы) с удаленным администрированием;

    -      разработка информационно – поисковой системы;

    -      разработка автоматизированной системы подготовки и размещения информации на портале (типовые шаблоны);

    -      разработка системы автоматизированной подготовки и формирования виртуальных выставок;

    -      разработка автоматизированной, многоуровневой (область – район), многопрофильной (по категориям – памятники, архитектура, история и т.д.) интерактивной карты региона.

    -      размещение портала в сети Интернет-Интранет.

    Очень важным элементом в реализации Программы является организация волонтерского движения. В области также разработана Схема организации волонтерского движения.

    В соответствии с этой схемой:

    -                     волонтеры из числа учащихся общеобразовательных учебных заведений работают по программе «Красная книга культуры Смоленщины в рамках:

    -        курса «Основы информатики и вычислительной техники»;

    -        региональных дисциплин;

    -        оцифровки краеведческого материала для регионального компонента учебного плана образовательных учреждений Смоленской области;

    -        кружковой работы;

    -        школьных, региональных, областных конкурсов, олимпиад;

    -        межшкольного УПК;

    -        практики;

    -        музейной деятельности;

    -                     волонтеры из числа учащихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования работают по программе «Красная книга культуры Смоленщины в рамках:

    -        курсов по информационным технологиям;

    -        специальных дисциплин;

    -        региональных, областных конкурсов, олимпиад;

    -        практики по специальности;

    -        музейной деятельности.

    И все волонтеры работают в - центрах по оцифровке, центрах по подготовке контента. Центры по подготовке контента и мобильные центры по оцифровке организуются на базе муниципальных музеев и библиотек. Также предлагается организовать работу волонтеров при поддержке Центров занятости населения, совместив программы Центров занятости населения по переобучению с работой по оцифровке культурного контента.

    Для повышения мотивации участия школьников в рамках Программы предполагается организовать:

    -                     выдачу сертификатов школьникам и студентам, свидетельствующих о работе  по проекту «Красная книга культуры Смоленщины»;

    -                     проведение конкурса среди школьников по созданию мультимедийных краеведческих проектов в рамках проекта «Красная книга культуры Смоленщины». По решению педагогического совета школы победителям конкурса может быть засчитан экзамен по выбору (история Смоленщины, литература Смоленщины, география Смоленщины или информатика);

    -                     предоставление льгот лицам, участвующим в проекте «Красная книга культуры Смоленщины», в размере 50 процентов при посещении учреждений культуры Смоленской области.

    Подготовка кадров для работы по программе «Красная книга культуры Смоленщины, в том числе  обучение работе со средствами ввода и вывода графической информации, работе с программным обеспечением по обработке графического материала для создания цифрового контента, изучение основ web - дизайна для создания мультимедиа ресурсов по культурному наследию организуется:

    -                     на базе средних и высших учебных заведений, имеющих необходимую учебно-материальную базу (Смоленский гуманитарный университете, Смоленский промышленно-экономический колледж, и т.д.);

    -                     непосредственно в музеях, архивах и библиотеках с привлечением преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений;

    -                     на базе региональных центров по оцифровке в Смоленской областной универсальной библиотеке и Смоленском областном государственном музее-заповеднике;

    -                     в рамках школьного курса «ОИВТ»;

    -                     в рамках курсов по информационным технологиям в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

    -                     на базе Центров занятости населения.

     

    Программу предполагается реализовать в четыре этапа.

    Первый этап (2005 год). Формирование организационной структуры Программы: Регионального Совета Программы и координационного комитета Программы. Разработка механизма формирования контента  программы, системы взаимодействия между органами государственной власти, учреждениями образования, культуры, коммуникации и информации, волонтерскими организациями. Разработка информационно-коммуникационной среды Программы – Интернет/Интранет-портала, обеспечивающего доступ к электронным ресурсам по культуре и образованию, освещающего волонтерское движение в области культуры. Организация привлечения волонтеров. Организация подготовки кадров для работы по Программе. Поэтапное формирование регионального мультимедиа фонда, аккумулирующего культурное наследие в цифровом виде.

    Второй этап (2006-2007 гг.) Создание региональных центров по оцифровке культурного наследия на базе Смоленского музея-заповедника и Смоленской областной универсальной библиотеки. Создание мобильных (передвижных) центров по оцифровке, центров по подготовке контента на базе районных библиотек и музеев, центров по экспертизе контента. Запуск  Интернет/Интранет-портала «КККС» с подключением к удаленному администрированию. Отработка системы взаимодействия организаций-участников Программы. Поэтапное формирование регионального мультимедиа фонда, аккумулирующего культурное наследие в цифровом виде. Организация привлечения волонтеров. Организация пунктов открытого доступа к цифровому наследию на базе центров деловой и правовой информации в  музеях, районных и сельских библиотеках. Создание мультимедиа площадок в учреждениях образования для использования мультимедиа ресурсов по культуре в учебном процессе. Организация  конкурса среди школьников по созданию мультимедийных краеведческих проектов в рамках проекта «Красная книга культуры Смоленщины».

    Республика Калмыкия.

    22 – 23 марта 2006 г. в Национальной библиотеке им. А.М. Амур-Санана обсуждалась концепция проекта «Наследие калмыцкого народа». Проект разрабатывается в рамках подготовки к 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав российского государства и предусматривает создание регионального электронного ресурса научного, образовательного, исторического и культурного наследия Республики Калмыкия, как части российского контента.

    Фактически новый калмыцкий информационный проект может стать региональной моделью реализуемого под эгидой Минэкономразвития России в рамках ФЦП «Электронная Россия» проекта «Формированию открытых баз данных информационных ресурсов в области образования, науки, культуры».

    В реализации проекта принимают участие Министерство культуры и информационных коммуникаций, Министерство территориального развития, Комитет по делам архивов, Центр правительственной связи, Управления информационных ресурсов, Калмыцкое региональное отделение фонда «Новые перспективы», Национальная библиотека им. А.М. Амур-Санана РК, Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, Калмыцкий государственный университет.

    22 марта Председатель правительства Республики Калмыкия Анатолий Козачко поддержал проект «Наследие калмыцкого народа»  и заявил, что правительство Республики Калмыкия окажет поддержку в его реализации.

    Связующие звенья.

    Представляется, что всем нам следует понять, что для того, чтобы решить проблемы формирования и сохранения культурного наследия в условиях информационного общества/общества знаний простого изложения и даже квалифицированного толкования международных документов и глубокого изучения позитивного опыта реализации этих документов «на земле» будет явно недостаточно.

    Нужны какие-то связующие звенья – гвозди, шурупы, скобы, клей, цемент –  которые смогут связать все элементы информационного общества/общества знаний в единый механизм – устойчивый и подвижный.

    Реализуя в России мандат Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» отечественные специалисты при поддержке зарубежных коллег разработали, создали, поддерживают и намерены далее развивать эти связующие звенья.

    Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях

    Информационное общество/общество знаний, важнейший принцип которого - "равные возможности доступа к сокровищам культуры и образования для всех", - становится реальностью. Однако для многих стран и регионов этот принцип - всего лишь прекрасная декларация, труднодостижимый идеал. Необходимо воплотить этот принцип на практике, причем не просто создать условия для доступа, а подготовить человека к жизни и работе в информационном обществе, когда успех в жизни обусловлены оперативным использованием в процессе труда максимально полной, надежной и качественной информации, а результатами труда всё чаще становится сама информация, технологии и средства её создания, распространения и хранения.

    За решение этой задачи в рамках Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" взялись специалисты одного из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке России центров по развитию науки и образования в сфере культуры - Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В Университете был создан Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса (НИИ ИТ СС) http://nii.art.kemerovonet.ru   Деятельность Института направлена на реализацию двух разделов Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" - "Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации" и "Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций".

    Название Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" было осмыслено в Институте как "информация для нас" и "информация о нас". "Информация для нас" - отражает первое приоритетное направление работы Института - подготовку различных групп населения в области поиска, анализа и использования информации как важнейшего жизненного ресурса. Такая подготовка позволяет сформировать особую грань культуры современного человека - информационную культуру. Человек, обладающий должным уровнем информационной культуры, может независимо от своего места жительства получить доступ к сокровищницам Эрмитажа и Лувра, Русского музея и Прадо, обратиться к информационным ресурсам крупнейших российских и зарубежных библиотек и информационных центров.

    Тезис "информация о нас" предполагает, что жители отдаленного региона, каким является Кузбасс, являются не только потребителями информации, но и ее создателями. Новые информационные технологии, и, прежде всего, Интернет, открывают невиданные ранее возможности для превращения региональной информации во всеобщее достояние, обогащения мировой культурной палитры за счет уникального колорита отдельных регионов.

    Для интеграции жителей Кузбасса в глобальное информационное общество сотрудниками Института проведен широкий комплекс исследований. Их результатом стала разработка концепции и инструментария для формирования информационной культуры личности. В составе инструментария - учебный курс "Основы информационной культуры личности", методики создания разнообразных информационных продуктов, тесты, позволяющие оценить уровень информационной культуры личности. Все эти материалы стали доступны широкому кругу читателей благодаря выходу в свет книги сотрудников Института "Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях".

    В десятках школ, лицеев, гимназий, колледжей Кузбасса юные граждане по инициативе и при активной поддержке сотрудников Института изучают курс "Основы информационной культуры личности". Этот курс вводит учащихся в мир информации, дает навыки работы с новыми информационными технологиями, является основой их успешного обучения, начиная со школьной скамьи и на протяжении всей жизни. Программа данного курса получила широкую известность и одобрение в России. Занятия по информационной культуре проводятся не только для учащихся и студентов, но и для библиотекарей, учителей, преподавателей, аспирантов.

    В школьных, детских, юношеских, вузовских, публичных, научных библиотеках Кузбасса сотрудники Института внедряют технологию информационного обучения различных категорий читателей. Ведется подготовка библиотекарей психолого-педагогическим основам информационного обучения. За последние три года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру. Впервые в России было организовано обучение новой специальности - учителя основ информационной культуры.

    В Институте хорошо понимают необходимость живой связи теории с практикой. Постоянный диалог ученых-теоретиков и практиков, реальных потребителей информации обеспечивается в ходе проведения конференций и семинаров. В 11 форумах, посвященных проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе, приняли участие тысячи специалистов из разных регионов России и ближнего зарубежья. Доброй традицией стало ежегодное проведение Дней Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе. В 2003 году их участниками стали около тысячи человек из 25 регионов России и Казахстана. Важным результатом этого фестиваля явилось усиление общественного интереса к Программе, обсуждение широкого круга проблем, связанных с организацией информационного образования, расширение круга организаций, заинтересованных во внедрении результатов деятельности НИИ ИТ СС в практику работы образовательных учреждений Кемеровской области.

    Деятельность Института не ограничивается масштабами Кузбасса. Сотрудники института поддерживают деловые контакты со многими научными и информационными центрами России и зарубежья. Развитие такого сотрудничества создает благоприятную основу для социально-экономического развития Кузбасса, содействует его интеграции в глобальное информационное пространство, открывает возможности приобщения каждого сибиряка к мировым информационным ресурсам и сокровищам отечественной и зарубежной культуры.

    Сотрудниками Института опубликовано свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок, значительная часть которых получила высокую оценку в профессиональных кругах. "Кемеровский проект" - как часто называют деятельность Института - один из самых ярких примеров успешного продвижения Программы "Информация для всех" в России. Благодаря созданию НИИ ИТ СС Кемеровская область стала признанным российским лидером в формировании информационной культуры.

    Разработанная в России на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств концепция информационной культуры получила безоговорочное признание на III сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" (Париж, 4-6 мая 2004 г.) Совет рекомендовал ЮНЕСКО взять предложенную Россией концепцию на вооружение в качестве одного из приоритетных направлений Программы и бюджета на 2006-2007 гг.

    Медиаобразование

    Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно поддерживает и продвигает во всем мире концепцию медиаобразования (Media Education). Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля - телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета в самореализации.

    Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и "пожизненного" образования".

    Позиция ЮНЕСКО нашла отклик среди ведущих российских экспертов в области образования. В 1991 году профессор Александр Шариков опубликовал одну из первых в России медиаобразовательных программ для средних учебных заведений. В 1995-1998 годах под руководством профессора, заведующего лаборатории экранных искусств Российской академии образования Юрия Усова был создан цикл медиаобразовательных программ. В 1998 году профессор Российской Академии образования Людмила Зазнобина разработала первый в России проект стандарта по медиаобразованию для средних школ.

    В 2001-2005 годах группа медиапедагогов из Таганрогского государственного педагогического института опубликовала ряд монографий, учебных пособий и сборник учебных программ по медиаобразованию для вузов. Развитие медиаобразования стало главной задачей Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

    Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" также активно поддерживает национальные проекты в области медиаобразования, в частности инициативу Таганрогского государственного педагогического института по открытию и регистрации новой вузовской специализации "Медиаобразование" (03.13.30), по которой с сентября 2002 года осуществляется набор студентов.

    В 2004 году Российский комитет совместно с Южно-Уральским центром медиаобразования провел в Челябинске Межрегиональный круглый стол "Медиаобразование: проблемы и перспективы". Участники круглого стола обсудили понятийный аппарат и концепцию медиаобразования, образовательные стандарты в этой области; наметили пути объединения усилий общероссийских и региональных средств массовой информации по освещению проблем медиаобразования и т.д. Согласно позиции участников круглого стола, медиаобразование - это один из способов формирования национальной информационной и образовательной политики, развития медиакультуры личности и становления гражданского общества.

    В итоговый документ круглого стола вошли предложения ввести специальность "Медиаобразование" с квалификацией "Медиапедагог" для университетов и педагогических вузов России; разработать план реализации "Российского модуля медиаобразования" (его контуры были предложены в 2003 году профессорами Ясеном Засурским и Еленой Вартановой из МГУ) и его моделей в различных регионах России; создать банк данных о формах и методах медиаобразовательной деятельности с целью анализа и обобщения соответствующего опыта; инициировать создание "Энциклопедии медиакультуры" с привлечением ведущих экспертов в области медиапедагогов; организовать регулярный выпуск профессионального журнала.

    Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" приложил усилия для того, чтобы эти рекомендации воплотились в жизнь. Так с 2005 года начал издаваться первый в России журнал, посвященный педагогическим проблемам обучения детей, молодежи и взрослых средствами и на материале массовой коммуникации, под названием "Медиаобразование". Все номера журнала доступны на ресурсе http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm ,  а информация о проекте «Медиаобразование» на ресурсе Роскома http://www.ifap.ru/projects/mediaed.htm .

    В сентябре 2005 года Роском "ИДВ" совместно с Краснодарской краевой юношеской библиотекой при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по образованию, представительства Детского фонда ООН (UNICEF) в России, Департамента культуры Краснодарского края, Национального фонда подготовки кадров, Российской школьной библиотечной ассоциации, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России провел конференцию "Через библиотеки - к будущему". В рамках конференции прошла секция "Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика", на которой был представлен CD "Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика", выпущенный при поддержке Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Таганрогского государственного педагогического института, куда вошли монографии, учебные пособия и статьи медиаобразовательной тематики (авторы - Александр Федоров, Алексей Демидов, Надежда Альварес и др.), важные документы медиапедагогической направленности, материалы медиаобразовательных конференций.

    В планы Роскома "ИДВ" входит начало работы над первой в России медиаэнциклопедией, к созданию которой будут привлечены ведущие специалисты в области теории и истории массовой коммуникации и медиаобразования; продолжится поддержка выпуска профессионального журнала "Медиаобразование"; продвижение новой вузовской специальности - "Медиаобразование", - в рамках которой можно будет готовить профессиональных медиапедагогов для вузов и школ страны. К настоящему моменту Российскому комитету Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", редакции журнала "Медиаобразование" и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России в рамках совместных проектов удалось сплотить лучших медиапедагогов России, обозначив ключевые задачи развития и внедрения медиапедагогики в России на ближайшие годы.

    e-Citizen – Электронный гражданин

    3 февраля 2006 года в Москве прошла Международная конференция «e-Citizen – Электронный гражданин», организованная Российским представительством Фонда European Computer Driving Licence (ECDL) и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Основной целью конференции была организация дискуссии представителей региональных администраций, руководителей программ информатизации регионов, сотрудников ведомств, занимающихся вопросами распространения информационных технологий в социальной сфере по вопросам построения информационного общества, неотъемлемой частью которого являются компетентные в ИКТ граждане.

    В рамках конференции были затронуты вопросы смены ориентиров и переход от чисто инфраструктурного взгляда на проблему информатизации к комплексному, ставящему на первое место пользователя. В ходе конференции прозвучали доклады европейских экспертов и сотрудников российского офиса ECDL, Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, ряда других экспертов.

    «Неизбежное внедрение во все сферы жизни новых информационно-коммуникационных технологий диктует новую стратегию повышения компьютерной компетенции широких слоев населения во всем мире, - отметил Координатор проекта по странам Восточной Европы ECDL Джулиан Сеймур, - Реализуемые во многих странах государственные инициативы в области информатизации позволяют предоставить всем, независимо от пола, возраста, социального положения и физических возможностей доступ к информационным ресурсам, расширить мобильность учащихся и преподавательского состава, привлечь население к взаимодействию с органами государственной власти через Интернет. В этой связи особую важность приобретает вопрос массовой подготовки пользователей персональных компьютеров, решить который призвана международная программа «Электронный гражданин», разработанная экспертами международного Фонда ECDL».

    «Сейчас в рамках процесса информатизации одними из наиболее актуальных вопросов являются проблемы, связанные с построением эффективного, прозрачного в своей деятельности и современного Электронного государства. Несомненно, что одной из ее наиболее важных составляющих является Электронный гражданин, чьи знания и компетенция должны соответствовать современным образовательным стандартам. Это позволит реализовать право граждан на доступ к информации и повысить востребованность информационных ресурсов и сервисов», - развила эту мысль начальник отдела новой экономики Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития России Ирина Задирако.

    Заключение

    Предлагая вниманию нижегородских коллег такой объемный документ, автор исходил из следующей цели. Получив его и даже не имея возможности выйти в Сеть для доступа к более полной и подробной информации по заданной теме, любой специалист на любом уровне сможет самостоятельно подобрать из изложенного здесь опыта и знаний и сложить, как из кусочков разноцветного стекла, своё мозаичное панно - для области, для города, для села, для школы, для библиотеки, для вуза.

    Успехов всем нам!

    Дата создания страницы: 08.06.2006
    Дата модификации страницы: 20.06.2008