Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Система информационной поддержки принятия решений консорциума «Кодекс» для органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

1. Автоматизированные системы органов власти на современном этапе

Сегодня исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления выполняют самые разнообразные функции. Это функции распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, регулирование вопросов социально-экономического развития территорий и развитие образования, науки и культуры, координация вопросов здравоохранения и социальное обеспечение граждан, регулирование всех видов коммунального обеспечения и работа по ликвидации последствий происшествий и чрезвычайных ситуаций различного характера.

Органы государственной власти различных уровней и органы местного самоуправления давно поняли роль информационных технологий в решении таких задач. Автоматизированные системы, созданные и функционирующие в органах власти, обеспечивают с одной стороны автоматизацию бизнес-процессов, характерных для органов власти, а, с другой стороны, обеспечивают накопление государственных информационных ресурсов для анализа ситуации, принятия мер и планирования социально-экономического развития территорий. По своему назначению автоматизированные системы могут быть разделены на следующие основные группы:

·         Системы электронного документооборота и делопроизводства;

·         Различные функциональные системы учетного характера и административного управления;

·         Cистемы оперативного управления;

·         Специализированные отраслевые системы;

·         Информационно-справочные системы;

·         Системы информационной поддержки принятия решений;

·         Аналитические системы;

·         Системы моделирования и прогнозирования.

По известным объективным причинам за последние 10 лет интенсивно шел процесс компьютеризации и информатизации различных государственных структур. Интенсивно создавались и внедрялись системы электронного документооборота и делопроизводства, что вполне соответствует основным методам управленческой деятельности, свойственным органам власти различных уровней.

Достаточно высокий уровень информатизации был достигнут в создании ведомственных (или отраслевых) информационных систем, предназначенных для автоматизации деятельности отраслевых органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К таким системам можно отнести информационные системы для решения задач кадастрового и другого учета объектов недвижимости, информационные системы органов социального обеспечения и другие подобные специализированные системы.

Не смотря на многие достоинства этих и других подобных информационных систем, на то, что они успешно решают возложенные на них задачи, в вопросах информационного обеспечения управления социально-экономическим развитием территорий остается много нерешенных проблем. С точки зрения информационного обеспечения управления социально-экономическим развитием территорий все эти информационные системы страдают одними и теми же недостатками:

·         Поддерживают прежде всего функции управления, возложенные только на отраслевые исполнительные органы власти субъектов РФ;

·         Программные комплексы этих и других информационных систем не обеспечивают комплексного решения задач управления социально-экономическим развитием территорий;

·         Системы характеризуются дублированием информации одного и того же функционального предназначения;

·         Вследствие информационной разобщенности системы не позволяют производить поиск, отображение и анализ всей совокупности информации, накапливаемой в органе власти. Следовательно, использовать их в качестве систем поддержки принятия решений на уровне управления территориями возможно только частично.

Территориальные исполнительные органы государственной власти, городские и районные органы местного самоуправления занимаются оперативными вопросами обращения граждан по вопросам коммунального хозяйства, отвечают в целом за работу различных городских служб, осуществляют контроль за соблюдением установленных норм предприятиями торговли, участвуют в согласовании инвестиционных проектов, объектов строительства, выделения земельных участков в соответствии с планами развития территорий, ведут работу по учету аварийного жилищного фонда и его расселения, ведут работу с предприятиями, действующими на территории города (района), обеспечивают работу с населением по социальным вопросам, организуют на своем уровне процесс вывоза твердых бытовых отходов и многое другое. Для комплексной автоматизации таких функций нужны различные функциональные системы учетного характера, системы оперативного и административного управления, объединенные общими техническими решениями.

В настоящее время начался переход к большим локальным и региональным вычислительным сетям, которые позволяют создавать большие базы (банки) данных, концентрировать в них государственные информационные ресурсы, необходимые в сфере управления социально-экономическим развитием общества. Это качественно новый этап информатизации, который позволяет создавать комплексные системы, объединенные общими техническими решениями. Он характеризуется созданием различных информационно-справочных систем и систем информационной поддержки принятия решений.

Примерно с 2000 года начали появляться объективные идеи о создании комплексных информационных систем для обеспечения управления социально экономическим развитием территорий. Эти идеи были нацелены прежде всего на решение вопроса об интеграции разрозненных информационных ресурсов на уровне административного района и создания хранилища данных территориального исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Интеграция информационных ресурсов создает условия для создания аналитических систем и систем моделирования и прогнозирования социально-экономической ситуации. В настоящее время в органах государственной власти и местного самоуправления растет уверенность в необходимости таких систем, которые позволят выполнять мониторинг социально-экономического развития общества, осуществлять моделирование и прогнозирование на предстоящий период.

2. Типовые решения «Кодекс»

ОАО «Центр компьютерных разработок» консорциума «Кодекс» (ОАО «ЦКР») занимается автоматизацией органов государственной власти и местного самоуправления с 1991 года. Нам понятны тенденции развития информатизации органов власти и их потребности в комплексной автоматизации. Организации государственного сектора составляют около 80% в списке организаций, где внедрены программные продукты «Кодекс», а территориальная зона охвата включает тринадцать субъектов Российской Федерации.

За время создания и внедрения программного обеспечения в ОАО «ЦКР» накоплен большой опыт работы с органами государственной власти и местного самоуправления по автоматизации функций государственного управления в различных сферах. Это - информационно-правовая поддержка, автоматизация процессов документационного обеспечения управления. Это – автоматизация работы кадровых органов, автоматизация функций сбора и ведения информации, необходимой для управления. Это – информационная поддержка принятия решений и контроль принятых решений. В составе информационных систем, разработанных ОАО «ЦКР» для органов власти насчитывается 11 функциональных систем электронного документооборота и делопроизводства, 13 различных систем учетного характера, оперативного и административного управления и около 10 информационно-справочных систем. С 2004 года разработана и успешно функционирует в территориальных исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга Информационно-аналитическая система, позволяющая собирать, накапливать и анализировать статистическую информацию о социально-экономическом развитии территорий. Таким образом, на основе созданных автоматизированных систем и апробированных технических решений реально можно осуществлять идею комплексной автоматизации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, городских и районных органов местного самоуправления.

В составе автоматизированных систем активно применяются геоинформационные технологии, которые обеспечивают интегрированное представление данных об объектах (субъектах), расположенных на территории органа власти (структурированные данные, местоположение на электронной карте и электронные документы, связанные с объектом). Такие технологии позволяют создавать муниципальные геоинформационные системы (МГИС), которые способны существенно повысить уровень решения задач, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Многофункциональный комплекс информационных систем «Кодекс: e-Government», разработанный ОАО «ЦКР» для автоматизации органов государственной власти, сегодня включает:

·      системы электронного документооборота и делопроизводства «Кодекс: Документооборот»;

·      системы информационной поддержки принятия решений с использованием ГИС-технологий;

·      систему «Управление персоналом»;

·      корпоративные правовые системы «Кодекс»;

·      информационно-справочную систему «Электронный телефонный справочник»;

·      технологии создания web-систем;

·      разработку иных заказных систем.

Внедрение данного комплекса в исполнительных органах государственной власти или органах местного самоуправления позволяет:

·         обеспечить информационную поддержку принятия решений за счет накопления данных, поступающих из различных источников, доступа к актуальной информации, обеспечения её анализа и удобного отображения, в том числе на электронной карте;

·         создать единое информационное пространство для всех подразделений органа власти;

·         унифицировать документационное обеспечение управления;

·         комплексно автоматизировать функции делопроизводства с постепенным переходом на электронный документооборот;

·         автоматизировать кадровое делопроизводство;

·         обеспечить информационно-правовую поддержку всех подразделений и всех сотрудников органа власти;

·         создавать базы данных контактной информации, поддерживать их в актуальном состоянии, быстро получать информацию об организациях и их сотрудниках;

·         создать и вести web-сайт органа власти;

·         автоматизировать иные специальные и справочные функции путем разработки и внедрения заказных систем.

Модульное построение комплекса систем позволяет выполнять поэтапное внедрение с последующим наращиванием автоматизированных функций.

3. Системы информационной поддержки принятия решений

В период с 2001 по 2004 год ОАО «Центр компьютерных разработок» консорциума «Кодекс» осуществил серьезный проект по разработке и внедрению Автоматизированной информационной системы территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (АИС ТО). Это комплекс автоматизированных систем, баз (банков) данных и корпоративных автоматизированных сервисов, обеспечивающих информационную поддержку процессов принятия решений и повышение эффективности управления на основе аккумулирования и анализа информации, получаемой из различных источников и накапливаемой в хранилище данных в процессе управленческой деятельности.

В составе систем информационной поддержки принятия решений сейчас функционирует 20 подсистем, в т.ч. 5 информационно-справочных подсистем,  4 подсистемы централизованной обработки информации и администрирования, 10 функциональных подсистем учетного характера, обеспечивающих сбор, накопление информации по различным направлениям деятельности органов власти и 1 подсистема оперативного управления «Дежурная служба».

Ядром систем информационной поддержки принятия решений является система картографического анализа, реализованная на основе геоинформационных технологий. Она может эффективно использоваться в следующих процессах:

·         анализ информации, поступающей в подразделения дежурной службы о происшествиях и чрезвычайных ситуациях;

·         анализ аварийных ситуаций, связанных с авариями на инженерных коммуникациях;

·         подготовка решений по распоряжению объектами недвижимости;

·         оценка обстановки, подготовка решений и контроль мероприятий по благоустройству территории;

·         анализ состояния социально-экономического развития различных территорий, содержания, строительства и ремонта дорог и т.п.

Системы информационной поддержки принятия решений на сегодняшний день успешно функционируют во всех районных администрациях Санкт-Петербурга и в ряде администраций муниципальных образований, по заказу которых специалистами ОАО «ЦКР» разработано более 100 картографических слоев.

Системы информационной поддержки принятия решений построены по универсальному принципу, позволяющему настраивать их на работу с любыми видами структурированной информации. Это информация о технических характеристиках жилых домов, других зданий и сооружений, информация о зарегистрированном населении, о земельных участках различного предназначения, о договорах аренды на объекты недвижимости, информация социального характера, данные об объектах торговли, аварийных квартирах, происшествиях, объектах строительства и т.д. Системы информационной поддержки принятия решений могут обеспечивать доступ и к структурированной информации по документообороту. Так, например, система картографического анализа позволяет по найденному жилому дому отображать информацию из базы данных писем и обращений граждан. Таким образом эти системы являются мощным инструментом для анализа возникающих проблем и подготовки обоснованных решений.

Кроме Системы картографического анализа к системам информационной поддержки принятия решений относятся:

·         Информационно-справочная система «Весь район», предназначенная для быстрого поиска и отображения основной и связанной информации;

·         Система произвольного поиска, предназначенная для формирования логического запроса на поиск информации, практически любой степени сложности (расширенный поиск);

·         Единый реестр юридических лиц для поиска и отображения регистрационной информации о юридических лицах;

·         Информационно-аналитическая система позволяет формировать любую структуру показателей социально-экономического развития территории, обеспечивает ввод данных, их хранение, различные формы отображения (в том числе в виде рядов за заданный период или графиков), настройку и формирование отчетов. На основе информационно-аналитической системы можно создавать корпоративные системы сбора и анализа показателей.

Системы информационной поддержки принятия решений просты в использовании за счет реализации разработчиком во всех системах типовых функций (функции поиска, отображения и печати) и единого подходами к построению пользовательских интерфейсов. Эти системы обеспечивают также поиск и отображение информации, накапливаемой в процессе функционирования различных систем учетного характера и оперативного управления:

АС «Дежурная служба»;

АС «Учет объектов торговли»;

АС «Учет и контроль инвестиционных проектов»;

АС «Учет аварийных квартир»;

АС «Учет товариществ собственников жилья (ТСЖ)»;

АС «Учет неблагополучных семей»;

АС «Административная комиссия»;

АС «Комиссия по делам несовершеннолетних»;

АС «Учет награждений жителей»;

АС «Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов»;

АС «Учет лиц БОМЖ».

В соответствии с планом в 2006 году ОАО «ЦКР» разрабатывает еще 3 автоматизированные системы для органов власти:

АС «Учет индивидуальных гаражей»;

АС «Учет вывоза твердых бытовых отходов»;

АС «Землепользование».

Среди перечисленных систем особое место занимает АС «Дежурная служба». Она использует несколько видов аппаратного обеспечения и предназначена для приема, хранения и контроля исполнения обращений граждан прежде всего по вопросам коммунального обслуживания. АС «Дежурная служба» обеспечивает ведение электронного журнала обращений и чрезвычайных ситуаций. Система использует накопленную в хранилище данных информацию о жилом фонде и зарегистрированных жителях и взаимодействует с электронной картой. АС «Дежурная служба» позволяет выполнять автоматизированный обмен данными между подразделениями органов власти и организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Широкий спектр программных продуктов и технических решений «Кодекс», наличие опытных и квалифицированных кадров, способных проектировать и создавать сложные автоматизированные системы различного предназначения, позволяют сегодня успешно решать задачи комплексной автоматизации органов власти различных уровней.

Заместитель генерального директора

ОАО «Центр компьютерных разработок»                                                       Л.Е. Орлов

3.05.2006

Презентация

Дата создания страницы: 07.06.2006
Дата модификации страницы: 20.06.2008