Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Единое информационное пространство органов государственной власти на примере федерального округа

I. Метафора единого информационного пространства

Последствия ошибочных решений при управлении территориями как большими социально-экономическими системами (уровень муниципального образования, региона и выше) могут быть болезненными. Вероятность таких ошибок уменьшают применением информационно-аналитических систем (ИАС) поддержки принятия решений, являющихся базой для создания ситуационных центров. Одна из важных функций такого центра - прогнозирование последствий управленческих решений до их принятия.

Ситуационный центр может быть эффективным только при наличии точной, полной и актуальной информации об объекте управления. Для ситуационного центра регионального уровня необходима информация о регионе. Для ситуационного центра уровня федерального округа необходима информация о субъектах федерации, входящих в состав этого округа.

Основной проблемой при создании систем такого типа является поддержание адекватной информационной модели соответствующего административно-территориального образования за счет сбора информации из первоисточников и постоянной актуализации хранилищ данных.

На уровне региона информация должна собираться из муниципальных информационно-аналитических систем (МИАС) и ведомственных информационных систем (в местах, где информация порождается). При этом информация выверяется и интегрируется для аналитической обработки в региональной информационно-аналитической системе органов государственной власти (РИАС ОГВ).

На уровне федерального округа (ФО) информация может собираться и интегрироваться из РИАС ОГВ регионов округа и ведомственных систем федерального уровня (Росстат).

Такой подход обеспечит построение единого информационного пространства органов власти для подачи информации на верхние уровни управленческой иерархии государства с наименьшими искажениями и задержками, с максимальным исключением субъективного влияния на информацию на промежуточных уровнях.

Этот подход соответствует и тенденции укрепления вертикали управления в государстве, т.к. вертикаль управления – это, прежде всего,  информационная вертикаль.

Необходимым условием построения такой иерархической структуры с естественным сопряжением отдельных составляющих является унификация компонент и тщательная проработка вопросов сопряжения.

К сожалению, разработка национальной концепции информатизации на уровне технических решений и стандартов моделей и регламентов информационного взаимодействия, которые позволили бы разным группам разработчиков создавать стыкуемые компоненты, задерживается.

В Федеральной целевой программе “Электронная Россия” уровень федерального округа отсутствует. Информация из регионов по вертикалям подается на федеральный уровень в ведомственные системы.  Решение задач, имеющих межрегиональный и межведомственный

характер и требующих интеграции информации из регионов для комплексного анализа (демография, экология, чрезвычайные ситуации и т.д.),  при таком подходе невозможно. Поэтому выделение в информационной инфраструктуре уровня федерального округа представляется целесообразным и своевременным.

Есть еще один важный аспект проблемы. В случае чрезвычайных ситуаций появляется возможность оперативной подгрузки нужной информации из информационных систем нижних уровней на вышестоящие уровни с целью оперативной аналитической обработки и выработки сценария выхода из сложной ситуации. Здесь наиболее важен межрегиональный аспект. Такой подход может обеспечить рациональное управление территориями и создать поддержку специальным системам при необходимости  доступа к детализированной информации, собранной из первоисточников.

Руководство федерального округа должно иметь возможность:

·   получить любую необходимую информацию по любому субъекту федерации округа, группе субъектов или любой территории в рамках округа,

·   спрогнозировать и проанализировать возможные последствия управленческих решений до их принятия,

·   принять решения и довести их до исполнителей в округе через электронный документооборот.

Это должна обеспечить ИАС ФО - Информационно-аналитическая система федерального округа (база ситуационного центра).

      Собираемая информация в комплексе обрабатывается с использованием современных методик экономического анализа, экономико-математических и статистических методов и моделей и предоставляется руководству округа оперативно по запросам (например, во время совещаний) или по регламенту на регулярной основе через систему электронного документооборота.

Решения (руководящие документы) доводятся до глав администраций помощью системы автоматизированного документооборота.

К открытому сегменту информации ИАС ФО (информационные, аналитические, методические материалы) предоставляется свободный доступ через портал.

Информационно-аналитическая поддержка управления (мониторинг – анализ – прогноз - решение) включает:

·   Мониторинг социально-экономического положения,

·   Анализ изменений показателей социально-экономического положения,

·   Анализ факторов, влияющих на показатели социально-экономического положения,

·   Прогноз изменения показателей социально-экономического положения при воздействии внутренних и внешних факторов,

·   Выработка вариантов сценариев развития, соответствующих рекомендаций и планов мероприятий - перспективных, оперативных и текущих, корректировка планов и программ с учетом прогноза показателей и возможных сценариев развития.

Возможный состав функциональных подсистем стартового комплекса ИАС ФО:

·   ИАС мониторинга и прогноза социально-экономического положения,

·   ИАС мониторинга и прогноза деятельности юридических лиц,

·   ИАС мониторинга и прогноза демографической ситуации (население),

·   ИАС мониторинга ресурсов (финансы, земельно-имущественный комплекс),

·   ИАС мониторинга правовой информации (региональной и центральной),

·   ИАС мониторинга прессы (региональной и центральной),

·   портал как точка защищенного доступа к сервисам ИАС и как электронное представительство ФО в Интернет,

·   корпоративная система автоматизированного документооборота.

Возможно создание единого механизма электронной торговли, электронной биржи и других инфраструктурных компонент межрегионального уровня.

Аналогичные подсистемы входят и в состав РИАС ОГВ.

В ограниченном варианте и составе соответствующие подсистемы должны входить в состав муниципальной информационно-аналитической системы.

Создание ИАС ФО сопряжено с решением важной инфраструктурной задачи – построением единого информационного пространства ФО, возможным только при условии согласования информационных моделей всех трех уровней иерархии информационной инфраструктуры – муниципального, регионального, межрегионального.

Метафора единого информационного пространства применительно к государственному управлению подразумевает возможность анализа ситуации на любой территории без привязки к административным границам. Руководство округа должно видеть информационные портреты регионов в виде гомогенного набора со средствами навигационного поиска  и комплексного анализа информации что возможно только при условии согласования информационных моделей регионов округа. ИАС ФО является метасистемой для РИАС ОГВ, которая в свою очередь является   метасистемой для МИАС.

Наиболее важным компонентом единого информационного пространства органов власти федерального округа является РИАС ОГВ. Именно на уровне региона наиболее сильно проявляются объективные и субъективные проблемы информатизации. Это ставит задачу порождения унифицированной и тиражируемой в субъекты федерации округа  РИАС ОГВ, которая должна быть интегрирующей на уровне субъекта федерации и интегрируемой на уровне федерального округа. Наличие метауровня и потенциальная интеграция РИАС ОГВ в единое информационное пространство федерального округа должны учитываться на этапе проектирования.

Создание единого информационного пространства федерального округа представляется в виде последовательности проектов.

1. Разработка концепции ИАС ФО в иерархической цепочке “федеральный уровень – уровень ФО – уровень РИАС ОГВ субъекта федерации – уровень ведомственных и муниципальных систем в субъекте федерации” (рис.1).

2. Проектирование ИАС ФО, которая должна включать:

·   систему сбора информации (из субъектов федерации округа и из ведомств федерального уровня);

·   систему ведения информационных моделей;

·   систему доступа к данным и аналитической обработки информации;

·   систему корпоративного документооборота, обеспечивающую сквозное взаимодействие аппарата Представителя Президента с администрациями субъектов федерации ФО и подчиненными структурами а также доступ должностных лиц к ИАС ФО в режиме offline.

3.   Проектирование типовой РИАС ОГВ для субъекта федерации, интегрирующей информацию из муниципальных и ведомственных систем и включающей аналогичные подсистемы на уровне региона. Проектирование типовой МИАС.

4.   Организация информационного взаимодействия РИАС ОГВ субъектов Федерации с  ИАС ФО через каналы связи. Организация информационного взаимодействия РИАС ОГВ с МИАС муниципальных образований, входящих в состав субъекта федерации.

5. Разработка и внедрение механизма организации жизненного цикла региональных РИАС ОГВ в рамках единого  информационного пространства органов государственной власти ФО. Речь идет о том, что РИАС ОГВ может рассматриваться только как эволюционирующая система. Нужна технология коллективного в рамках ФО развития семантики информационных моделей региональных систем с синхронизацией состояния для поддержания гомогенности единого информационного пространства. Информационные модели подсистем ИАС ФО должны быть согласованы с информационными моделями региональных РИАС ОГВ. Другими словами, расширение или изменение информационных моделей не должно быть стихийным. Аналогичный механизм должен быть создан и на уровне взаимодействия РИАС ОГВ – МИАС. Технологически это означает необходимость создания механизма синхронизации метаданных (среды взаимодействия) как “по горизонтали” на соответствующих уровнях информационной инфраструктуры, так и “по вертикали” на уровне взаимодействия “система – метасистема”. 

Наиболее важным компонентом единого информационного пространства  является РИАС ОГВ. Именно на уровне региона наиболее сильно проявляются объективные и субъективные проблемы информатизации.

В данном материале приводится опыт создания РИАС ОГВ Ивановской области, исходные позиции разработчиков и примеры решения проблем региональной информатизации. В 1998 году по инициативе и при участии разработчиков РИАС ОГВ между администрациями Ивановской и Костромской областей был заключен договор о координации работ по развертыванию РИАС ОГВ с целью создания модели единого информационного пространства на примере двух областей.

II. Требования к РИАС ОГВ

Разработчики РИАС ОГВ на старте столкнулись с комплексом проблем региональной информатизации. Опыт разработки РИАС ОГВ показал, что отсутствие решения хотя бы одной из них не позволяет получить нужный результат. Очевидно, решение не всех нижеперечисленных проблем находится в компетенции разработчиков, из-за чего иногда приходилось принимать паллиативные решения. 

Для формулирования исходных требований к РИАС ОГВ необходим не только анализ этих проблем, но и тщательный учет интересов и потребностей всех категорий пользователей,  должностных лиц и инстанций, имеющих отношение к развертыванию и эксплуатации РИАС (таблица).

Пользователи, специалисты,

инстанции

Требования к системе

Руководство области

Институциональность механизмов внедрения системы с проработкой правовых, организационных и других проблем, в первую очередь проблем получения информации из ведомственных и муниципальных систем. Защита инвестиций в информатизацию, стабильность технических решений,

соответствие требованиям федерального уровня

Сертифицирующие инстанции

Технологическая платформа государственных информационных систем, допущенная к использованию в органах власти

Финансовые службы региональных администраций

Решение, достаточное в функциональном отношении и приемлемое в плане первоначальных и эксплуатационных затрат

Пользователи – лица, принимающие решения

Наличие достаточного объема и  ретроспективы актуальной информации, возможность оперативного получения  любой нужной информации и прогноза последствий решений. 

Пользователи-аналитики

Возможность извлечения информации через нерегламентированные запросы к системе. Развитые средства навигации и аналитической обработки накопленной информации, интуитивно понятный интерфейс.

Системный персонал, ответственный за администрирование системы и актуализацию хранилищ данных

 

Удобство администрирования, простота поддержания жизненного цикла. Возможность развития системы без участия разработчиков, полное отчуждение разработки. Независимость от используемых лицензионных общесистемных программных средств (операционной системы, сервера баз данных). Простота настройки средств загрузки данных в систему из внешних источников

Независимые разработчики

Открытость интерфейсов и моделей для интеграции разработок в РИАС ОГВ

Тиражирующая инстанция

Наличие полного комплекта эксплуатационной документации по системам РИАС ОГВ

Население региона

Возможность получения открытой информации оперативным способом

Концептуальные проблемы. Ключевой проблемой региональной информатизации является то, что вся информация, необходимая для принятия управленческих решений, в регионе есть, но она разбросана по ведомственным и муниципальным информационным системам, собирается в интересах ведомственной вертикали и в комплексе для анализа в интересах региона  недоступна. Задержка с разработкой национальной концепции информатизации, а соответственно, отсутствие единой технической политики при развертывании ведомственных систем в регионах привели к тому, что информация в них не согласована и не накапливается хронологически в интересах области (что принципиально необходимо для аналитических и прогнозных задач управления регионом). Например, юридическое лицо описано в одном аспекте в ЕГРЮЛ (УМНС), в другом в ЕГРПО (Росстат), в третьем в информационной системе энергосистемы. Ведомственные реестры не связаны технически, технологически, организационно. И по сути полного портрета юридического лица нет. Проблема усугубляется и несогласованными изменениями ведомственных систем.

Аналогичные проблемы имеют место и в части информации с пространственной привязкой. Унифицированной топоосновы для различных ведомств нет. Существуют объективные правовые и организационные проблемы использования геоинформационных систем (ГИС), с которыми сталкиваются все регионы: секретность, лицензирование, сертификация. Основной задачей является создание целостной и непротиворечивой системы  ведения пространственной информации на территории области и муниципальных образований, избежание дублирования работ, и обеспечение возможности совместного использования информации о территории в интересах различных организаций и населения.

Правовые проблемы. Имеет место постоянное изменение условий эксплуатации   (дрейф законодательства, ведомственные инициативы на региональном уровне) вызывающее необходимость адаптации и даже реинжиниринга информационных систем органов власти в регионе. Последний пример – передача функций ведения государственного реестра юридических лиц от регистрационных палат налоговым органам.

Острой правовой проблемой является то, что ведомства, располагающие информационными ресурсами, как правило, имеют ведомственные ограничения на предоставление этих ресурсов даже органам власти региона. Это же можно сказать и о муниципальных информационных системах, доступ к которым определяется законодательством о местном самоуправлении. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации на уровне региона в этом плане не срабатывает, в связи с чем необходимо принятие местного закона, уточняющего федеральный.

Для того, чтобы ведомственные информационные вертикали как-то работали на регион, необходимы целенаправленная политика руководства области и финансирование не только процесса развертывания РИАС ОГВ, но и покрытие затрат ведомств – источников информации на решение проблем региона. Например, в комитете статистики логично создать отдел или группу региональной статистики. Создание и финансирование этой группы - забота областной администрации. Отсутствие финансирования таких работ региональной администрацией не стимулирует ведомства развивать региональный аспект в своей деятельности. При этом страдает эффективность принятия решений не только в регионе, но и в самих ведомствах.

Технологические проблемы. Анализ наличного парка информационных систем в администрациях, их структурах, ведомствах и муниципалитетах показал, что зачастую они базируются на маломощных платформах. Корпоративные информационные технологии используются редко. Особенно это относится к аналитическим системам, в первую очередь к средствам многомерного анализа данных. Очевидно, технологическая независимость государственных информационных систем может быть обеспечена только при использовании отечественных платформ корпоративного уровня.

Кадровые проблемы.  Проблемы здесь связаны не только с дефицитом подготовленных кадров для эксплуатации сложной системы в распределенной среде, но и с поиском механизмов закрепления кадров на работе.

Организационные проблемы. В региональных администрациях нет единого подхода к организации процесса информатизации. Попытки разработать целостную систему силами специалистов самих администраций, как правило, нужного результата не дают из-за высокой сложности системы. Порождается чаще всего неуниверсальное и неотчуждаемое решение. Чаще всего администрации из-за дефицита средств не могут содержать квалифицированных разработчиков РИАС ОГВ в своем составе. Как правило, вместо целостной системы привлеченные внешние по отношению к администрации разработчики предлагают фрагменты, отдельные подсистемы, не связанные между собой. Для того, чтобы развертывание и эксплуатация РИАС ОГВ имели институциональный характер, нужны ясные рекомендации руководству региона по составу и функциям субъектов процесса информатизации.

Нужна унифицированная система с открытыми интерфейсами и моделями, которая позволила бы интегрировать на единой платформе имеющиеся наработки уже на данном этапе. Очевидно, при завершении разработки комплекса стандартов на интерфейсы, регламенты взаимодействия и модели эта проблема упростится.

В интересах руководства информация должна быть:

·   собрана в местах ее возникновения в ведомственных и муниципальных информационных системах;

·   согласована и сохранена в едином хранилище данных;

·   выбрана из хранилища (по запросам либо по регламенту), аналитически обработана и выдана пользователю в удобной для него форме. Под аналитической обработкой понимается выявление тенденций, прогноз показателей, прогноз последствий управленческих решений для снижения риска управленческих ошибок.

Пользователями системы являются лица, принимающие решения – руководство и должностные лица различных уровней служебной иерархии и сотрудники аналитических подразделений. Им должна быть доступна точная информация, описывающая объект управления - регион. К таковой следует отнести информацию:

·   по предприятиям разной формы собственности (юридическим лицам);

·   по населению (физическим лицам);

·   по всем объектам и ресурсам региона, в первую очередь по земельно-имущественному комплексу.

·   по социально-экономическому положению региона.

·   документальную – публикации, законодательные акты и постановления федерального и регионального уровня и т.д.

·   картографическую, если информация имеет пространственную привязку.

       При этом речь идет, как о возможности получать детализированную информацию в режиме навигации (по конкретному, предприятию, элементу кадастра и т.д.), так и о получении агрегированной информации по социальным группам, отраслям промышленности и т.д. для анализа ситуации.

Информация для пользователя должна предоставляться в виде таблиц, и деловой графики. Данные, имеющие пространственную привязку, должны иметь возможность отображения на карте, при необходимости на трехмерной карте с градиентной окраской для передачи значений высотой и цветом.

Пользователь должен иметь два способа доступа к информации:

·   в режиме offline по регламенту. В этом случае нужная информация заранее  автоматически выбирается из хранилища данных, упаковывается в электронный документ, и отправляется во входящую папку пользователя через систему электронного документооборота.

·   оперативно в любой момент информация извлекается из хранилища данных  секретарем или работником информационно-аналитической службы.

Корпоративная система автоматизированного документооборота рассматривается не только как средство автоматизации рутинных функций, но и как важный системообразующий элемент РИАС ОГВ по поддержке слабоструктурированной информации, как среда взаимодействия пользователей с информационно-аналитическими подсистемами в режиме offline.

Анализ проблем региональной информатизации и потребностей пользователей, приведенный выше, позволил сформулировать требования к системе и руководствоваться ими при ее разработке.

Технологические аспекты. Система должна базироваться на доступной и допущенной  технологической базе. Это гарантирует технологическую независимость государственной информационной системы. Технологические решения и архитектура системы должны исключить ревизию проектных решений в обозримом будущем. Это должно не только обеспечить технологическую устойчивость но и защитит инвестиции в информатизацию. Система должна быть адаптивной и эволюционирующей. Это значит, что она должна включать в себя отчуждаемые от разработчиков средства реинжиниринга. Это позволит системе легко стыковаться с потенциальными федеральными системами,  подхватывать другие модели, т.е. семантику других систем. Система должна восприниматься как динамическая, семантически развиваемая по мере появления новых потребностей пользователей (и, соответственно, подключения новых источников информации и модификации информационных моделей). Это позволяет избежать замораживания средств при создании и развитии системы. Система должна быть интегрирующей, способной объединить все ведомственные и муниципальные источники информации в регионе в интересах управления регионом и интегрируемой, т.е. при ее проектировании должно быть учтено наличие метауровня, то, что эта система является единого информационного пространства федерального округа. Базовые технологические платформы (реляционные хранилища данных, базы неструктурированной информации, геоинформационная система, портал доступа из Интернет) должны быть интегрированы. Система  должна обеспечивать дистанционное сопровождение.

Эргономические аспекты. Информация должна извлекаться из хранилища и обрабатываться без участия программистов специалистами-аналитиками с помощью механизма нерегламентированных запросов. Система не должна привязывать пользователя к конкретному рабочему месту (Интранет/Интернет - технология). Интерфейс к системе должен быть интуитивно понятен и доступен непрофессионалу (непрограммисту).

Экономические аспекты. Система должна быть эффективной в отношении цена-возможности, подходить для регионов с депрессивеной экономикой, быть гибкой и масштабируемой, чтобы не замораживать средства, не должна требовать большого коллектива для обслуживания.

III. Архитектура РИАС ОГВ

В состав РИАС ОГВ включаются:

1)      интегрирующее ядро РИАС ОГВ в виде средств ведения и администрирования информационной модели региона;

2)      общесистемные компоненты информационного взаимодействия ядра РИАС с источниками первичной информации – муниципальными и ведомственными;

3)      общесистемные компоненты навигации и доступа к детализированным и агрегированным данным;

4)      общесистемные компоненты аналитической обработки информации (под аналитической обработкой понимается поиск аномальных явлений, выявление точек роста, определение тенденций, прогноз показателей и т.п.);

5)      функциональные подсистемы РИАС ОГВ в виде информационно-аналитических систем (ИАС) по различным направлениям (мониторинг и прогноз социально-экономического положения, состава и деятельности юридических лиц, населения, имущественно-земельного комплекса и т.д.);

6)      общесистемные компоненты  доступа к подсистемам РИАС ОГВ различных групп пользователей, в том числе:

·         подсистема доступа пользователей через корпоративную систему автоматизированного документооборота (КСАД) в режиме offline;

·         подсистема доступа через Интернет-портал, соответствующую концепции «Электронного правительства».

Состав РИАС ОГВ приведен на рисунке 1.

Комплекс информационных хранилищ, поддерживающих информационную модель региона, является платформой, интегрирующей информационно-аналитические приложения (подсистемы). Здесь речь идет не только о подсистемах, включенных в состав РИАС ОГВ, но и любых других разработках, в которых имеется заинтересованность региональных администраций.

Принципиальным условием для развертывания РИАС ОГВ является наличие  региональной коммуникационной среды для наполнения хранилищ данных, доступа должностных лиц к системам и граждан к открытой информации.

Информационное обеспечение информационно-аналитических систем, входящих в состав РИАС, включает.

·   Хранилище данных.

·   Систему классификации и кодирования информации.

·   Операционные метаданные.

·   Навигационные метаданные.

·   Аналитические метаданные.

·   Шаблоны тематических отчетов, необходимых для функционирования информационной системы руководителя.

Рисунок 1. Состав РИАС ОГВ

 

Система классификации и кодирования информации включает в себя классификатор показателей, общестатистические классификаторы и служебные классификаторы хранилища данных.

Операционные метаданные включают сценарии автоматизированного импорта данных, поступающих из организаций – источников в формализованном электронном виде.            Навигационные метаданные - это редактируемый слой описания состава и семантики информационных объектов хранилища, связанных с представлением детализированных данных, для обеспечения функционирования настраиваемого ядра информационно-поисковой системы.            Аналитические метаданные - это редактируемый слой описания состава и семантики информационных измерений многомерной модели хранилища данных. Аналитические метаданные должны полностью описывать информационную модель предметной области, чтобы при изменении требований к составу и смыслу измерений информационной модели модификация системы могла быть выполнена только заменой слоя метаданных, без перепрограммирования программных модулей.

В основе поддержки принятия решений лежат три концепции (рис. 2):

·   гибкая навигация по хранилищу данных с целью генерации нерегламентированных запросов и  представление  результатов в виде различных отчетов,  а также отображение  их через геоинформационный интерфейс на топооснове с реализацией алгоритмов пространственного анализа;

·   многомерный анализ  данных, позволяющий организовать агрегированную   информацию  из хранилища в виде гиперкубической модели и обеспечить  ее удобный просмотр и анализ, включая формирование кросс-табличных отчетов, диаграмм деловой графики, раскрашенных географических карт; при этом в ячейках гиперкуба хранятся числовые значения агрегированных показателей, а измерения позволяют упорядочить данные в соответствии с хронологической, географической и другими классификациями на основе справочников хранилища;

·   поиск зависимостей в  накопленной информации на основе алгоритмов интеллектуального анализа данных.

Рисунок 2. Структура системы поддержки принятия решений на основе Хранилища Данных.

 

Поддержание жизненного цикла РИАС ОГВ

Жизненный цикл программной системы включает не только процедуры авторского сопровождения, но и модификацию системы. Системными событиями, являющимися причиной адаптации или даже реинжиниринга компонент РИАС ОГВ, являются изменения внешних условий (ведомственные инициативы, изменения законодательства), появление новых потребностей пользователей, включение новых функциональных подсистем, разработанных другими коллективами. Система проектируется как адаптивная на всех уровнях – на уровне пользовательского интерфейса, на уровне моделей и алгоритмов, на уровне взаимодействия с источниками информации.

IV. Функциональные подсистемы РИАС ОГВ

ИАС по социально-экономическому положению региона

Система ориентирована на обеспечение органов государственной власти актуальной и достоверной информацией по социально-экономическому положению региона, организацию мониторинга и оценки состояния региона, выявление тенденций и отклонений в его развитии, построение прогнозов. Показатели организованы в виде иерархической структуры, рубриками верхнего уровня которой являются макроэкономические показатели, показатели деятельности отраслей экономики, институциональные преобразования в экономике региона, инвестиции, цены и тарифы, экономическая активность населения, финансы, внешнеэкономическая деятельность, уровень жизни населения, демографические показатели, правонарушения и чрезвычайные ситуации, природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Данная система рассчитана на использование в следующих исполнительных и законодательных органах (департаментах, региональных министерствах, отделах, управлениях). В скобках перечислены функциональные задачи.

·   Управление экономики и прогнозирования (разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов области, разработка и сопровождение областных стратегических программ; подготовка проекта бюджета области).

·   Управление промышленности (финансово-экономический анализ деятельности юридических лиц на основе показателей социально-экономического состояния отрасли и региона в целом).

·   Управление потребительского рынка, цен и услуг (мониторинг цен, информационная поддержка госзаказа).

·   Финансовое управление (информационная поддержка бюджетирования).

·   Управление сельского хозяйства и продовольствия (разработка и сопровождение областных стратегических программ, анализ состояния рынка).

·   Управление министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (контроль за деятельностью предприятий-монополистов на основе показателей социально-экономического состояния отрасли и региона в целом).

·   Комитет по управлению государственным имуществом (информационная поддержка процессов управления государственным имуществом).

·   Управление государственного энергетического надзора (мониторинг процессов энергосбережения в регионе).

·   Департамент топливно-энергетического комплекса (прогнозирование потребности в энергоресурсах).

·   Законодательное собрание (информационно-аналитическая поддержка законотворчества в интересах устойчивого социально-экономического развития региона).

Показатели социально-экономического развития региона могут по установленному регламенту собираться из следующих ведомств (организаций-источников).

·   Областной комитет государственной статистики.

·   Областной комитет по управлению государственным имуществом.

·   Управление внутренних дел области.

·   Управление федерального казначейства.

·   Управление Министерства по налогам и сборам РФ по области.

·   Главное управление Центрального банка РФ по области.

·   Областное управление юстиции.

·   Областное финансовое управление.

·   Департамент федеральной государственной службы занятости населения.

·   Государственный комитет по охране окружающей среды.

·   Областное отделение пенсионного фонда.

·   Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

·   Региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

·   Региональная энергетическая компания (АО "Энерго").

·   Управление "Автодор".

ИАС   по   составу и видам деятельности юридических   лиц   региона

Система ориентирована на обеспечение органов государственной власти и управления актуальной и достоверной информацией по юридическим лицам, зарегистрированным на территории региона, обеспечение в автоматизированном режиме организаций, занимающихся учетом сведений, связанных с деятельностью юридических лиц, актуальной информацией об их составе, обеспечение эффективного информационного взаимодействия между этими организациям, обеспечение органов государственной власти и управления реальными оценками деятельности значимых для региона  (бюджетообразующих, градообразующих) юридических лиц.

Показатели деятельности юридических лиц региона могут по установленному регламенту собираться в систему из следующих источников: 

  •    Управление Министерства по налогам и сборам РФ по области.
  •    Областной комитет государственной статистики.
  •    Областной комитет по управлению государственным имуществом.
  •    Федеральная комиссия по ценным бумагам.
  •    Федеральная антимонопольная служба.
  •    Управление по делам ГО и ЧС.
  •    Департамент федеральной государственной службы занятости населения.
  •    Государственный комитет по охране окружающей среды.
  •    Региональная энергетическая компания (АО "Энерго").
  •    Управление "Автодор".
  • Средства доступа к РИАС ОГВ через портал

    Интегрированной средой доступа к информационно-аналитическим системам РИАС ОГВ и к КСАД является Интернет-портал.

    Портал должен предоставлять возможности мощного защищенного сайта и, кроме того, обеспечивать прозрачный доступ к данным и приложениям со средствами поддержания контента каждой категории должностных лиц.

    Корпоративная система автоматизированного документооборота

    Корпоративная система автоматизированного документооборота (КСАД)   должна быть интегрирована с Интернет-порталом как с точкой защищенного доступа к РИАС ОГВ и с информационно-аналитическими подсистемами в качестве среды доступа пользователей к ним в режиме offline.

    Система должна обеспечивать автоматизацию процессов регистрации документов, автоматизированный контроль над прохождением документов и исполнением поручений, содержащихся в распоряжениях, документах и резолюциях руководства, возможность анализа эффективности деятельности подразделений и исполнительской дисциплины (отчеты, сводки, представления), автоматизацию ведения архива документов, постепенный переход к полной автоматизации документооборота организации, при котором возможно сосуществование как автоматизированного, так и бумажного делопроизводства.

    Другие подсистемы.

    В составе предусмотрены ИАС по населению для анализа и прогноза демографической ситуации и миграционных процессов и ИАС по имущественно-земельному комплексу в увязке с перспективой взаимодействия с  Системой персонального учета населения (СПУН) и информационной вертикалью “Роснедвижимости”. РИАС ОГВ явилась базой для создания ИАС топливно-энергетического баланса Ивановской области и системы расчета тарифов на электроэнергию. Конечной целью этого направления работы является создание ситуационного центра ТЭК региона.

    Дальнейшее развитие работ – увязка РИАС ОГВ с ситуационным центром и создание сервисов электронного правительства.

    V.       Технологические аспекты работы

    Подходящей по составу, функциям и стоимостным показателям платформы для разработки корпоративных систем в распоряжении разработчиков РИАС ОГВ на старте  не было. Учитывая это, коллектив разработал инструментальный комплекс “ИнфоВизор”, который был успешно использован в ряде проектов регионального, отраслевого и федерального уровня и был одним из первых в стране продуктов класса OLAP [1]. Технологический комплекс ИнфоВизор прошел апробацию в Межотраслевом НИИ “Интеграл”. Описание продукта, документация и демонстрационная версия выставлены в Интернет по адресу http://infovisor.ivanovo.ru Состав комплекса приведен на рис. 3. Он покрывает все технологические переходы в РИАС ОГВ, приведенные на рисунке 2.

    В РИАС ОГВ Ивановской области разработчики реализовали корпоративную систему автоматизированного документооборота на платформе Lotus Notes. Корпоративный портал РИАС ОГВ соответственно, создан на базе Domino. Технологическая схема, реализующая схему доступа к структурированной и неструктурированной информации приведена на рисунке 4.

    VI. Муниципальная информационно-аналитическая система

    РИАС ОГВ является метасистемой для Муниципальной информационно-аналитической системы (МИАС). Кооперация муниципальных информационных систем должна представлять собой единое информационное пространство региона. МИАС должна базироваться на всех принципах и технологиях, принятых в РИАС ОГВ, являться точкой сбора и интеграции информации из муниципального образования в интересах метауровня – РИАС ОГВ. Портал администрации муниципального образования разрабатывается как защищенная система и как звено муниципального уровня в мегапортале региона.

    VII.     Типовая тиражируемая РИАС ОГВ

    В 2004 году коллектив разработчиков РИАС ОГВ выиграл тендер Федеральной целевой программы “Электронная Россия” на разработку проекта создания типовой тиражируемой Региональной информационно-аналитической системы органов государственной власти РИАС ОГВ. Прототипом системы была РИАС ОГВ Ивановской области. В 2004 году первая очередь системы (ИАС по социально-экономическому положению и ИАС по юридическим лицам) разработана и установлена в Ивановской, Костромской, Владимирской, Тверской, Калужской областях, подготовлено тиражирование в другие регионы.

    Целью проекта была разработка типового решения проблемы информационной поддержки процессов подготовки и принятия управленческих решений органами государственной власти регионов, включающего:

    ·   типовую тиражируемую РИАС ОГВ как агрегатный набор программных средств, реализующих отдельные подсистемы;

    ·   типовой набор нормативных документов и методических рекомендаций руководству региона по внедрению и организации функционирования РИАС ОГВ и обеспечению доступа к источникам первичной информации.

    Рисунок 3. Состав   комплекса  ИнфоВизор

     

    Рисунок  4. Технологическая схема доступа к информации РИАС ОГВ

    Литература

    1.       С.Д.Коровкин, И.А.Левенец, И.Д.Ратманова, В.А.Старых, Л. В.Щавелёв. Решение проблемы комплексного оперативного анализа информации хранилищ данных // СУБД. - 1997. - № 5-6. - С. 47-51.

    2.       С.Д.Коровкин, Портал как интегрирующая платформа единого информационного пространства органов государственной власти. Интернет-порталы: содержание и технологии” // Сборник научных статей. Вып.2. М.: Просвещение  2004.С. 85-93.

    3.       Коровкин С.Д., Ратманова И.Д., Щавелев Л.В., Левенец И.А., Козырев М.А. Система мониторинга и анализа социально-экономического положения региона // Информационные технологии.- 2004.- № 3.

     

    Дата создания страницы: 07.06.2006
    Дата модификации страницы: 20.06.2008