Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Итоговый документ международного форума "Информационные технологии в управлении"

С 23 по 25 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде на Нижегородской Ярмарке прошел международный Форум «Информационные технологии в управлении».

В работе Форума приняли участие более 1000 человек из 36 регионов России, гости из Чехии и Норвегии.  Это руководители и специалисты федеральных, региональных и муниципальных органов власти, заинтересованных предприятий и организаций Нижегородской области и регионов РФ, а также органов власти и представителей бизнеса стран ближнего и дальнего зарубежья.

Цель проведения Форума- распространение передового опыта в сфере использования современных информационных технологий в различных областях деятельности, продвижение успешно действующих инновационных программ и проектов информатизации.

В ходе конгрессной части Форума прошли: пленарное заседание, девять конференций,  круглый стол, две секции. Заслушано более 150 докладов и сообщений.

В экспозиционной части  представлены  выставки: «Информационные технологии и системы», «Образование и карьера» и задействовано 63 экспозиции.

Конференция «Новые информационные технологии - инструмент повышения эффективности управления»

В рамках конференции  работали 6 секций,  круглый стол,  мастер-класс.

Круглый стол «Электронный документооборот».

В работе круглого стола приняли участие представители администраций, законодательных собраний и муниципальных образований Нижегородской области и других регионов России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, служб ДОУ и ИТ ведомств, крупных российских компаний.

На круглом столе прозвучало 10 докладов руководителей и сотрудников аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей региональных органов власти, крупных российских компаний - разработчиков систем электронного документооборота и делопроизводства.

Обсуждение материалов круглого стола показало:

  • В органах государственной власти с точки зрения экономии бюджетных средств, наиболее полного учета российской законодательной и нормативной базы, знания особенностей российского делопроизводства и адаптации разработок к ним, а также с точки зрения информационной и государственной безопасности внедрение системы электронного документооборота (далее-СЭД) целесообразно проводить на базе российских разработок;
  • Для создания полнофункционального электронного документооборота, в первую очередь, необходимо развитие законодательно-нормативной базы;
  • Создание и развитие СЭД должно идти по принципу «вглубь и вширь»: по максимальной автоматизации функций делопроизводства и подключению к ней всех структурных подразделений.

В результате работы круглого стола:

  • Продемонстрированы этапы создания единого электронного документооборота.
  • Произошел обмен опытом между структурами из различных регионов, ответственными за внедрение систем электронного документооборота.

Секция «Информационная безопасность регионов России».

     На заседании секции присутствовало 60 человек. Среди них -представители органов государственной власти, организации и предприятия из различных субъектов Российской Федерации. Заслушано 10 докладов и выступлений.

     Отмечена проблематика отсутствия  во многих органах государственной власти, предприятиях и организациях  подразделений (специалистов), способных организовывать работы по защите информации, осуществлять контроль мер защиты и реагировать на нарушения. На средствах вычислительной техники, участвующих в обработке персональных данных, зачастую используются не сертифицированные средства защиты информации и программное обеспечение.

Для дальнейшего совершенствования системы защиты информации Российской Федерации участники данного заседания рекомендуют:

  1. Руководителям органов исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, руководителям предприятий и организаций:
    - решить вопрос создания подразделения (выделения штатных специалистов) по защите информации;
    - планировать регулярное повышение квалификации специалистов по защите информации;
    - предусмотреть проведение необходимых мероприятий по выполнению Указа Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» № 351 от 17 марта 2008 г.;
    - организовать проведение аттестации объектов информатизации, предназначенных для обработки персональных данных;
  2. Руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий, получающих доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность, для чего принять необходимые организационные и технические меры в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781.
  3. Исключить обработку персональных данных на средствах вычислительной техники, подключенных к сети «Интернет» и использующих не сертифицированные средства защиты информации и программное обеспечение.
  4. При организации технической защиты информационных систем, обрабатывающих персональные данные, использовать сертифицированные в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов по защите информации средства защиты.
  5. Специалистам, занимающимся вопросами обеспечения информационной безопасности, изучить вопросы, рассмотренные на данной конференции (материалы опубликованы на официальном сайте Нижегородской области).

Секция «Телекоммуникации и связь».

В работе секции  активное участие приняли руководители и специалисты в сфере телекоммуникаций и информационных технологий Нижегородской области. Всего в работе секции приняли участие более 50 специалистов.

Участники рассмотрели актуальные вопросы развития телекоммуникационных и информационных технологий:

  • проблемы плавного перехода мобильных операторов на технологию NGN и Wi Max, Wi-Fi;
  • проблемы предоставления услуг 3 play на базе широкополосного доступа;
  • проблема перехода к цифровому телевещанию;
  • проблемы модернизации почтовой связи.

Особый интерес вызвал доклад представителя Радиочастотного центра о развитии цифрового телевидения в Приволжском Федеральном округе и доклад представителя Нижегородского радиотелевизионного передающего центра о реализации областной целевой программы «Нижегородское цифровое телерадиовещание в каждый дом. 1 этап – строительство магистральной сети передачи телерадиосигналов».

Отзывы участников показали, что сложные проблемы получили в определенной мере свои решения для участников секции.

 Секция «Информационные технологии как инструмент государственного и муниципального управления»

Работа секции была посвящена обсуждению вопросов реализации государственной политики в сфере информатизации, использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в реализации национальных проектов, обмену и тиражированию опыта внедрения ИКТ как инструмента государственного и муниципального управления различных регионов РФ.

В работе секции  приняло участие 117 представителей региональных органов государственной власти, местного самоуправления, крупных компаний, работающих в сфере ИКТ. В ходе двухдневного заседания секции было заслушано 20 докладов.

На секции широко  представлен опыт Нижегородской области в сфере информатизации и опыт и перспективы развития других регионов. Специалисты компаний, работающих в данной сфере, презентовали свои программные продукты и наработки.

По каждому из докладов  заданы вопросы со стороны аудитории и получены ответы докладчиков, благодаря чему поднятые выступающими темы раскрыты шире и затронутые проблемы обсуждены участниками секции более детально.

Итоги работы секции показали необходимость развития законодательно-нормативной базы в сфере ИКТ и формирования единого подхода к построению региональных информационных систем.

 Секция «Геоинформационные технологии в градостроительстве»

На секции по актуальным вопросам формирования документов территориального планирования на муниципальном и региональном уровнях заслушаны  и обсуждены 8 докладов, представленных авторами из 4 регионов России.

Работа секции проводилась по 3 направлениям:

  1. Создание цифровых карт на территории муниципальных образований Нижегородской области и формирование Единого информационного  пространства.
  2. Возможности ГИС-технологий в разработке градостроительной документации.
  3. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности(ИСОГД).
Секция отмечает:
  1. Успешное сотрудничество Правительства Нижегородской области с Роскартографией по приведению картографических фондов на территории Нижегородской области в современное состояние и переводу имеющейся картографической информации в цифровой формат.
  2. Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров по развитию градостроительной документации. Отмена лицензирования деятельности по территориальному планированию способствует выходу на рынок как недобросовестных, так и некомпетентных в этой сфере организаций. Отсутствие инструкций и методических указаний в области создания документов территориального планирования.
  3. Необходимость создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в каждом муниципальном образовании в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Секция одобряет:

  1. Создание картографического Интернет-сервера в целях формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов и обеспечение открытой цифровой картографической продукцией органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов РФ.
  2. Применение компьютерных геоинформационных технологий в разработке градостроительной документации, которые позволяют оперативно и объективно анализировать состояние и использование территории и разрабатывать эффективные проектные предложения по её динамике в целях обеспечения устойчивого развития.
  3. Заинтересованность органов государственной власти, органов местного самоуправления в создании в каждом муниципальном образовании информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса.

Секция рекомендует:

  1. Государственным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления продолжить работу по приведению картографических фондов  на территории области в современное состояние и переводу имеющейся картографической  информации в цифровую форму в соответствии с заключенным соглашением с Роскартографией.
  2. Муниципальным органам исполнительной власти активизировать работы, выполняемые в рамках федеральных и региональных целевых программ в области информатизации и подготовки документов территориального планирования. Обратить самое серьезное внимание на своевременное и приоритетное
    финансирование этих программ в полном объеме и усилить контроль за использованием выделенных средств. Муниципальным органам исполнительной власти при проведении конкурсов (тендеров) на разработку документации по территориальному планированию рассмотреть возможность включения требований по созданию документов территориального планирования в виде геоинформационных систем.
  3. Управлению информатизации аппарата Губернатора и Правительства  Нижегородской области создавать условия для широкого распространения и эффективного применения информационных технологий в органах местного самоуправления Нижегородской области во всех сферах градостроительной деятельности.

Секция «Информационные технологии в энергоресурсосбережении»

Тематика секции отражает проблемы организации управления  процессами энергоресурсосбережения на федеральном и региональном уровнях, успешно решать которые возможно лишь с использованием Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

На секции присутствовало 22 человека, заслушано 10 докладов, обсуждены вопросы организационно-правового  и информационного обеспечения  работ по повышению энергоэффективности и обеспечению энергобезопасности на региональном  и муниципальном уровнях.

По результатам обсуждения докладов и состоявшейся дискуссии участники секции приняли следующие  рекомендации:

Считать одной из стратегических задач органов власти - обеспечение энергетической безопасности территории, для чего определить и сформировать управленческую вертикаль органов, ответственных за обеспечение энергетической безопасности, от федерального центра до муниципального уровня.

  1. Правительству РФ, Минпромэнерго России, Федеральному собранию РФ: - Ускорить принятие поправок к ФЗ «Об энергосбережении» и ФЦП «Повышение эффективности энергопотребления в РФ»;
    - Приступить к разработке проекта ФЗ «Об энергобезопасности»;
    - Предусмотреть разработку и принятие единого глоссария терминов и определений, используемых при регулировании правоотношений в области топливно-энергетического комплекса.
  2. Минпромэнерго России: - провести анализ действующих региональных программ по энергоэффективности,  подготовить рекомендации по их унификации,
    - осуществить мониторинг топливно-энергетических балансов (ТЭБ)  регионов, принять меры по стандартизации процедур балансовой работы в субъектах РФ,
    - организовать в регионах РФ наблюдение за реализацией Энергостратегии 2020 и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, используя сеть региональных представительств ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России;
    - разработать типовые рекомендации по составлению региональных программ энергоэффективности и энергобезопасности.
  3. Минобрнауки России:
    - разработать методические рекомендации и принять нормативно-распорядительные акты по введению в учебные программы подведомственных образовательных учреждений курсы и модули, посвященные воспитанию культуры энергобезопасного поведения обучающихся по всем специальностям.
  4. органам государственной власти субъектов РФ и ОМС: - создать межведомственные рабочие группы для координации работ по энергоэффективности, осуществлять деятельность по обеспечению энергобезопасности и повышению энергоэффективности территории на постоянной основе во взаимодействии органов государственной власти, бизнеса, бюджетной сферы, ОМС, общественных организаций, иных заинтересованных учреждений и организаций;
    - разработать, принять и обеспечить выполнение региональных программ по обеспечению энергобезопасности и повышению энергоэффективности,
    - подготовить проекты региональных законодательных актов по обеспечению энергобезопасности и повышению энергоэффективности,
    - принять Регламенты по сбору информации, необходимой и достаточной для управления процессами энергобезопасности и повышения энергоэффективности во всех сферах региональной экономики, в бюджетной сфере, личных домохозяйствах;
    - организовать работы по ежегодному составлению  региональных балансов первичных и вторичных топливно-энергетических ресурсов;
    - разработать и принять организационно-регламентные документы по проведению энергоаудита в различных сферах региональной экономики (например, аудит энергетической эффективности зданий и сооружений);
  5. региональным органам по регулированию тарифов:
    - по согласованию с ФСТ разрешить  фиксацию тарифов на срок реализации инвестиционных проектов в области энергоресурсосбережения, прежде всего, в бюджетной сфере в целях компенсации затрат за счет инвестиционной составляющей тарифов;
  6. органам государственной власти субъектов РФ и ОМС в части ответственных за проведение работ по информатизации и административной реформе:
    - организовать отражение на сайтах органов государственной власти и  ОМС освещение проводимых в субъекте РФ  работ по выполнению государственной функции – обеспечение энергобезопасности и повышение энергоэффективности.
  7. органам  государственной власти  субъектов РФ и ОМС в части    ответственных за работу СМИ:
    -  поддерживать и популяризировать  деятельность в области  обеспечения энергобезопасности и повышения энергоэффективности планомерным PR – сопровождением.
  8. ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России и Центру устойчивого энергетического развития ЮНЕСКО организовать создание  базы данных по решениям в области энергобезопасности и энергоэффективности.

Участники секций рекомендуют сделать проведение секции по обсужденной тематике регулярным мероприятием данного Форума.

Секция «Новые  формы взаимодействия государства и общества».

В работе секции приняли участие более 50 представителей региональных органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений. В рамках секции  заслушано 15 докладов, основное внимание в которых отводилось:

  • опыту создания и развития порталов государственных услуг;
  • развитию мобильных и интерактивных сервисов;
  • опыту обучения граждан основам информационных технологий в рамках региональных программ информатизации в контексте перехода к социальному этапу внедрения информационных технологий в повседневную жизнь граждан.

Для участников мероприятия был организован и проведен мастер-класс, направленный на просветительскую работу с населением в области применения информационных технологий и информированию граждан о региональных программах обучения ИКТ для повышения эффективности работы с созданными электронными ресурсами региона.

В рамках секции проведено награждение коллективов – образовательных площадок реализуемого в Нижегородской области с 2007 года проекта «Электронный гражданин», целью которого является повышение готовности, навыков и мотивации населения по использованию информационных систем и ресурсов через массовое обучение граждан основам информационных технологий. Четырнадцати образовательным учреждениям Нижегородской области вручены Благодарственные письма Правительства Нижегородской области за большой вклад в организацию и проведение обучения населения Нижегородской области в рамках проекта «Электронный гражданин».

Одновременно с секционной работой на стенде «Электронное правительство Нижегородской области» осуществлялось он-лайн тестирование компьютерной грамотности всех желающих, что позволило участникам выставки не только проверить свои знания в области информационных технологий, но и объективно оценить свою готовность к применению ИКТ как в трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Тестирование прошло 45 человек, в том числе сотрудники органов исполнительной власти Нижегородской области и других регионов.

Следует отметить важность решения следующих направлений, обсужденных на секции:

  1. Актуальность использования мобильных порталов услуг.
  2. Востребованность многофункциональных центров.
  3. Необходимость организации информационного взаимодействия между органами власти и населения.
  4. Доведение до граждан информации о новых информационных ресурсах, новых возможностях, появляющихся в результате использования этих ресурсов.
  5. Необходимость обучения населения навыкам использования информационных ресурсов и информационных технологий.
  6. Наличие и состоятельность различных подходов в проведении обучения основам информационных технологий широких кругов населения.
  7. Актуальность развития системы обучения и повышения квалификации в сфере использования информационных технологий государственных служащих.

Конференция «Открытое, свободное и проприетарное программное обеспечение». Проблемы и перспективы»

На конференции работали две секции,  дискуссионный клуб, мастер-класс, полуфинал российской олимпиады «Суперкод».

Секция « Использование решений Мicrosoft»

На секции были рассмотрены решения компании Microsoft, предназначенные для создания внутренних и внешних портальных решений, обсуждались вопросы практического применения данных программных продуктов в различных сферах жизнедеятельности, рассматривался опыт их практического внедрения в органах государственной власти регионов России.

В работе секции принимали участие ведущие специалисты российского представительства компании Microsoft, которые продемонстрировали максимально возможный спектр применения представленных программных продуктов, представители органов государственной власти Ярославля, Волгограда и Нижнего Новгорода, а также  коммерческих организаций.

Секция «Перспективы использования Linux и открытого программного обеспечения в регионах»

В работе секции  приняли участие  ведущие российские компании , занимающиеся разработкой и внедрением Linux и ПО для  Linux, а также представители государственных учреждений Нижнего Новгорода, Нижегородской области , Московской области и Великого Новгорода.

Докладчики  затронули вопросы использования СПО в сферах образования и здравоохранения, обсуждали опыт внедрения открытого ПО в органах исполнительной власти Нижегородской области, перспективы использования СПО-платформы для решения задач муниципальной информатизации, опыт и перспективы использования СПО для построения корпоративных информационных систем.

В ходе работы секции обсуждалась возможность формирования стратегии развития свободного ПО в регионе, внедрение которой направлено на развитие ИТ-индустрии, повышение качества ИТ-образования,  сокращение уровня компьютерного пиратства и уменьшение вероятности оттока квалифицированных кадров .

На мастер-классе по использованию Linux в бизнесе и государственных структурах, собравшем более 50 человек, посетители научились устанавливать и настраивать Mandriva Linux 2008 Spring Free, а также познакомились с основными пользовательскими приложениями Linux.

Дискуссионный клуб «Открытое, свободное и проприетарное программное обеспечение. Проблемы и перспективы».

В рамках дискуссионного клуба по вопросам открытого, свободного и проприетарного программного обеспечения рассматривались и обсуждались основные возможности и преимущества различных видов общесистемного программного обеспечения, а также основные направления их развития и модернизации.

В обсуждении принимали участие представители российского представительства компании Microsoft, ГНУ/Линуксцентр, Mandriva.Ru,  органов государственной власти из различных регионов России и аппарата Полномочного Представителя Президента в Приволжском федеральном округе, а также  бизнес-сообщества.

Дискуссия получилась оживленной и достаточно острой, так как проходила в формате диалога между представителями разработчиков программного обеспечения и непосредственными пользователями этих программных продуктов. При этом формат клуба был построен таким образом, что на обсуждение были вынесены вопросы, касающиеся не только технических аспектов различных программных продуктов, но и затрагивающие общемировые и российские тенденции в сфере информационных технологий.

При всей остроте обсуждаемых вопросов дискуссионный клуб проходил в дружелюбной обстановке. Участники дискуссионного клуба на практике ощутили необходимость проведения подобных мероприятий, так как они позволяют в демократичной обстановке обсудить значительную часть сложных и спорных вопросов, рассказать об имеющихся недостатках и, самое главное, преимуществах своего выбора той или иной технологии.

В рамках Форума и Конференции по СПО прошел полуфинал конкурса "Суперкод", организованный компанией Intel Education и порталом "Тырнет" при поддержке  Правительства Нижегородской области , ГНУ/Линуксцентра и Mandriva.Ru для детей до 16 лет.

На полуфинале конкурса дети создавали мультфильмы и компьютерные игры в среде Scratch. Пять победителей получили от Оргкомитета Форума ценные призы и сертификаты на покупку билетов в Санкт-Петербург, где будет проходить суперфинал конкурса.

Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Телемедицина в системе здравоохранения»

В работе конференции приняли участие представители 19 регионов России, в том числе 10 из 14 регионов Приволжского федерального округа.

Конференция отмечает, что в большинстве регионов округа имеется опыт успешного применения телемедицинских технологий, функционируют 11 телемедицинских центров, 3 из которых были созданы в период 2004-2008 гг.  За этот период удвоился объём телемедицинских услуг в регионах, и в настоящее время ежегодно проводятся около 2500 телемедицинских консультаций и свыше 250 телеобразовательных мероприятий. Регионы округа участвуют в большинстве федеральных проектов в области телемедицины. Получили развитие телемедицинские системы, включающие лечебные учреждения районного звена, которые создаются на основе региональных программ информатизации здравоохранения.

В процессе обмена опытом работы регионов по внедрению телемедицинских технологий и оказанию услуг определились общие подходы к реализации задач по развитию телемедицины, основываясь на которых участники конференции согласились со следующей резолюцией:

  1. Согласиться, что телемедицинские методы являются высокоэффективным инструментом повышения качества и доступности медицинской помощи населению, медицинского образования, повышения квалификации медицинских работников, интеграции информационных систем здравоохранения в единое информационное пространство. 
  2. Согласиться, что телемедицина является современным механизмом адекватного обмена информацией в клинических, образовательных и управленческих целях между регионами, и в связи с этим считать дальнейшее внедрение и развитие телемедицинских технологий одной из приоритетных задач здравоохранения.
  3. Констатировать, что в развитии телемедицинских технологий наряду с успехами сохраняются негативные тенденции, которые объективно тормозят возможность их широкого внедрения. Это отсутствие полноценной нормативной базы, устойчивых механизмов финансирования, единых медико-технологических стандартов, системы подготовки кадров по телемедицине.
  4. Подчеркнуть, что для успешного развития телемедицины в регионах необходимо включение соответствующих разделов в программы информатизации здравоохранения и обратиться к региональным органам законодательной и исполнительной власти с просьбой об оказании организационной и финансовой поддержки телемедицинским проектам, содействии в принятии нормативных документов, регламентирующих телемедицинскую деятельность на уровне субъектов Федерации.
  5. Отметить, что проводимый Секцией телемедицинских технологий комплекс информационных и организационных мероприятий позволил реализовать в 2004-08 гг. ряд межрегиональных мероприятий на основе телемедицинских методов и признать целесообразность поэтапного создания окружной телемедицинской системы, обеспечивающей телеконсультирование, телеобразование, обмен иной медицинской информацией.
  6. Считать приоритетными направлениями интеграции региональных телемедицинских проектов разработку программы развития телемедицины в ПФО, сотрудничество в совершенствовании телемедицинских технологий, развитии телемедицинских услуг и наращивании локальных и региональных информационных сетей.
  7. Рекомендовать региональным телемедицинским центрам акцентировать усилия на:
    - использовании телемедицинских технологий для организационно-технического обеспечения программ высокотехнологичной медицинской помощи в региональных специализированных медицинских учреждениях;
    - развитии межрегиональных проектов в области дистанционного образования;
    - разработке систем дистанционной записи пациентов на консультативный приём в областные и республиканские медицинские учреждения;
    - популяризации и информировании населения и широкой медицинской общественности о возможностях телемедицинских технологий,
    - подготовке кадров для телемедицинских кабинетов и центров.
  8. Просить органы управления здравоохранением регионов, руководителей медицинских организаций создать благоприятные условия для внедрения и развития телемедицины, принимать активное участие в подготовке кадров, обеспечивающих и распространяющих телемедицинские технологии на территории ПФО.
  9. Просить ректоров медицинских вузов включить преподавание телемедицины в программы обучения студентов и врачей на циклах усовершенствования.
  10. Просить Государственную Думу РФ и Минздравсоцразвития РФ об ускорении работы по созданию нормативной, экономической и методологической базы телемедицинской деятельности.

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе»

В работе конференции приняли участие более 70 человек, в том числе представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, руководители и сотрудники органов управления здравоохранением, медицинских информационно-аналитических центров, лечебно-профилактических учреждений, а также компаний, работающих в области информационно-коммуникационных технологий.  Среди участников – 8 докторов и 12 кандидатов наук.

На конференции было представлено и обсуждено 19 докладов, отражающих основные достижения и проблемы в области информатизации здравоохранения.

Участники конференции отмечают, что внедрение и широкое использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), и развитие телемедицины должно являться неотъемлемой частью мероприятий по модернизации здравоохранения, обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи, реализации национальных приоритетов в области охраны здоровья населения. Важное значение для информатизации здравоохранения имеют реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", концепции и мероприятий типовой программы региональной информатизации до 2010 года, в рамках которой в 2008 году запланирована разработка за счет средств федерального бюджета типового тиражируемого решения "Информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи на уровне субъекта РФ с учетом реализации требований по защите персональных данных" и подключение всех государственных и муниципальных медицинских учреждений к сети Интернет, а также создание общероссийского государственного информационного центра.

По результатам обсуждения докладов и состоявшейся дискуссии участники конференции приняли следующие рекомендации:

  • Восстановить на федеральном уровне практику концептуального, комплексного подхода к планированию развития и финансированию информатизации в отрасли при ведущей роли Минздравсоцразвития России и научно-методической поддержке органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
  • Разработку целевых федеральных, ведомственных и территориальных программ в области охраны здоровья населения осуществлять с учетом использования современных информационных и коммуникационных технологий и телемедицины.
  • Подготовить и внести в Правительство РФ предложения о включении в положение о Министерстве здравоохранения и социального развития функций по формированию единой технической политики и координации внедрения ИКТ в отрасли, и создании в министерстве соответствующего структурного подразделения. Создать при министерстве консультативно-методический совет по внедрению ИКТ в отрасли, с включением в его состав наиболее опытных, профессионально компетентных и авторитетных специалистов, представителей регионов России, наиболее продвинутых в области информатизации здравоохранения.
  • Для более рационального и результативного выполнения проектов по внедрению ИКТ в здравоохранение, осуществляемых за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Электронная Россия" и мероприятий региональной информатизации, рассмотреть возможность включения в состав экспертного совета и профильные секции Совета главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации при Мининформсвязи России профессионально компетентных экспертов в области медицинской информатики.
  • Считать наиболее приоритетными задачами разработку нормативно-методической базы для реализации требований федерального закона "О персональных данных", организации в отрасли единой системы электронного документооборота, включая передачу отчетных форм государственного и ведомственного статистического наблюдения, а также работы в области стандартизации и унификации программного обеспечения, единой системы классификации и кодирования информации, форматов и протоколов информационного взаимодействия между субъектами здравоохранения.
  • Разработать и утвердить нормативно-методические рекомендации по расчету нормативов на ИТ-обеспечение и оснащение медицинских учреждений и организаций здравоохранения, и учету расходов на ИКТ при формировании их бюджетов.
  • Разработать и утвердить методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации и обеспечению работы медицинских информационно-аналитических центров, отделов и бюро медицинской статистики, отделов автоматизации (ИТ-подразделений) медицинских учреждений, использованию телемедицинских технологий. Вернуться к практике деятельности Совета директоров МИАЦ.
  • Восстановить отраслевую систему сертификации, экспертизы и регистрации прикладного программного обеспечения. Рассмотреть вопрос о создании (организации) при ЦНИИОИЗ отраслевого фонда тиражируемых программных комплексов, классификаторов, справочников и иных отраслевых информационных ресурсов для учреждений здравоохранения, разработанных за счет бюджетных средств.
  • Минздравсоцразвития России ускорить разработку и внедрение отраслевой системы оплаты труда с учетом необходимости закрепления кадров ИКТ-специалистов в учреждениях и организациях здравоохранения.
  • Рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственные образовательные стандарты и учебные программы последипломной подготовки медицинских и фармацевтических работников в части изучения и освоения ИКТ с целью приведения их в соответствие с современными требованиями.

Секция «Доступ к информации – правовое обеспечение, информационные и человеческие ресурсы»

В рамках секции  работали два круглых стола.

Круглый стол «Доступ к информации для лиц с ограниченными возможностями».

В  работе круглого стола приняли участие эксперты Информационного центра ООН в России,  члены рабочей группы «Друзья Конвенции по правам инвалидов», представители органов власти, государственных организаций и учреждений, общественных объединений, а также ряда нижегородских региональных благотворительных организаций «Инватур», «Верас», «Забота» и др., чья деятельность посвящена проблемам социализации инвалидов.

Большой интерес у участников круглого стола вызвало обсуждение положений Конвенции по правам инвалидов 2007 года. Затрагивались вопросы разработки и принятия этого международного акта, подготовленного в 2006 году и ратифицированного в короткий период 20 государствами мирового сообщества. 

Особое значение участники «круглого стола» уделили рассмотрению 9 главы Конвенции, определяющей необходимость обеспечения доступа к информационным ресурсам  для людей с ограниченными физическими возможностями.

По результатам работы участники мероприятия рекомендуют:

  1. Оргкомитету Международного Форума «Информационные технологии в управлении» и Правительству Нижегородской области:
    - пропагандировать и разъяснять положения Конвенции по правам инвалидов – важнейшего международного акта, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в конце 2006 года и вступающего в силу 3 мая с.г., особенно её 9 главы;
    - поддерживать работу группы «друзей Конвенции по правам инвалидов» в РФ и предложить информационному сообществу и членам российской сети Глобального договора ООН присоединяться к этой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях, расширяя единое информационное поле всеобщего доступа к информационному богатству человечества с включением в него лиц с ограниченными возможностями;
    - обратиться к членам российской сети Глобального договора ООН активизировать работу по защите прав работников – лиц с ограниченными возможностями, шире использовать их трудовой потенциал в деятельности с использованием ИКТ.
  2. Институту развития свободы информации при оценке работы сайтов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве критерия оценки использовать наличие на сайтах механизмов, делающих сайты открытыми для инвалидов по зрению и слуху.
  3. Федеральному Собранию Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации рассмотреть вопрос об ограничении информационных прав инвалидов в связи с вступлением в силу 4-й части Гражданского кодекса Российской Федерации и внести предложение об их устранении.
  4. Минздравсоцразвития России, Общественной палате Российской Федерации, ПРООН в России, РСПП и ТПП шире использовать возможности экспертного сообщества по продвижению знаний о существующей практике по приспособлению сайтов для лиц с ограниченными возможностями в реализации государственных, общественных и частных инициатив.
  5. Правительству Нижегородской области выступить с инициативой о включении в план по реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации положений, касающихся равных прав в реализации положений Стратегии  для лиц с ограниченными возможностями, в том числе путем создания специализированных центров общественного доступа, ориентированных на группы лиц с ограниченными возможностями.
  6. Представителям российского и нижегородского IT-сообщества предложить опираться в своей деятельности на имеющиеся разработки профильных  региональных институтов гражданского общества («Инватур», «Верас», «Забота» и др.) в рассматриваемой области.
  7. В рамках деятельности российской сети Глобального договора ООН, продвигать идею преобразования системы сайтов в открытые, технически и технологически доступные для лиц с ограниченными возможностями  информационные ресурсы.
  8. Всем заинтересованным организациям публиковать на дружественных сайтах ссылки на ресурсы, ориентированные на слабовидящих и слабослышаших. Предложить Агентству социальной информации взять на себя работу по пропаганде данного направления.

Круглый стол  «Духовность, нравственность и право в политике доступа»

Участники «круглого стола» рекомендуют:

  1. Оргкомитету Международного Форума «Информационные технологии в управлении» и Правительству Нижегородской области: - пропагандировать и разъяснять основные положения документов ООН, ЮНЕСКО, России и её регионов по вопросам развития этических императивов, духовности и нравственности в условиях информационного общества;
    - поддержать инициативы Северо-Западного федерального округа по   этико-правовому образованию детей и молодежи, развитию социальной рекламы и социальной информации, проекта «Чистый Интернет» и предложить органам власти, бизнес-сообществу и институтам гражданского общества, информационному сообществу  Нижегородской области присоединяться к участию  в Национальном конкурсе социальной рекламы «Новое пространство России»;
    - обратиться к уполномоченным федеральным органам государственной власти РФ с предложением учесть опыт Нижегородской области по внедрению модели доступа к социально значимой информации через публичные центры правовой информации, созданные на базе публичных библиотек, и поддержать его дальнейшее развитие в регионе и федеральном округе.
  2. Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в рассматриваемый законопроект о доступе населения к информации о деятельности государственных и муниципальных структур действующих моделей организации доступа к правовой, деловой, экологической, с учётом духовно-нравственной компоненты.
  3. Правительству Нижегородской области выступить с инициативой о включении в план по реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации положений, касающихся объединения сетей пунктов коллективного доступа, центров общественного доступа и публичных центров правовой информации в единую общероссийскую сеть, при формировании информационных ресурсов для которой необходимо учитывать наличие профильного культурного,  образовательного, детского контенте с учётом существующих в регионах обычаев, традиций, религиозных предпочтений.
  4. Оргкомитету Оптинского форума и МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» предусмотреть возможность проведения секции «Духовность, нравственность и право в политике доступа» на Нижегородском форуме в 2009 году.
  5. Оргкомитету Оптинского форума учесть результаты работы круглого стола «Духовность, нравственность и право в политике доступа» при подготовке итоговых документов III Оптинского форума.
  6. Структурам, представляющим ведущие конфессии Нижегородской области, Нижегородскому отделению Российского философского общества шире сотрудничать с органами власти Нижегородской области и IT-сообществом региона в выработке современной философии информационного общества с учётом развития духовности и нравственности.

Секция «Право и Интернет».

Цели работы секции предполагали  объединение усилий юристов, специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, интернет-общественности, других заинтересованных лиц для решения вопросов, связанных с особенностями правового регулирования и применения в киберпростанстве.  В работе секции приняли участие 40 человек, заслушано 6 докладов.

Особое внимание  уделено проблеме законодательства о доступе к информации, о качестве использования информационных ресурсов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. 

Секция осветила  проблему  учебных  курсов по информационному праву и подготовке кадров  в области информатизации.

В итоге секция считает, что  в процессе реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» первостепенное значение необходимо уделить:

  1. координации законодательства в этой области;
  2. подготовке и принятию федеральных законов об электронном документе и документообороте;
  3. нормативному закреплению показателей оценки получаемых реальных результатов, а не только затрат и прибыли от использования ИТ и информационных услуг;
  4. разграничению  критериев государственных и частных информационных услуг;
  5. продолжению общественного обсуждения проблем обучения студентов основам информационного права, созданию гарантий реализации  прав пользователей  ресурсами электронных библиотек при защите авторских прав авторов;
  6. расширению фронта доступа граждан к правовой и иной управленческой информации через такие формы как: «одно окно», «центры публичного доступа к правовой информации», «правовые клиники», создаваемые на базе правовых кафедр университетов и других ВУЗов, а также  правовые консультации и разъяснения правоохранительных органов.

Самостоятельное значение имеет вопрос о разграничении форм массового доступа к Интернету, к таким его фрагментам как Рунет, Интранет с учетом задач в области обеспечения информационной безопасности.  Обсуждался и вопрос о возможности организации мониторинга использования ресурсов Интернета по крайней мере в информационном пространстве  российского информационного пространства в целях наилучшего обеспечения потребностей пользователей  в соответствии с их интересами.

Конференция «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

В работе конференции приняли участие более 50 участников, зачитано 19 докладов, представленных 26 авторами, среди которых 5 докторов наук и 9 кандидатов наук. 

Конференция отмечает:

  1. За сравнительно короткое время информационные технологии создали принципиально новые методы и подходы, позволяющие повысить качество обучения и его доступность для широких масс.
  2. Создание автоматизированной информационной системы управления учебными заведениями является условием успешного и эффективного функционирования образовательных учреждений в современных условиях.
  3. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
  4. Все большее применение при обучении государственных и муниципальных служащих находят специализированные программы и компьютерные модели, предполагающие возможность моделирования политических и социально-экономических процессов различного масштаба и более глубоко понимать сущность и особенности управления ими.
  5. Повышается роль обучающих программ при реализации проектов по информатизации органов государственной власти.

Конференция одобряет:

  1. Работы, проводимые образовательными учреждениями в рамках федеральных и региональных целевых программ в области информатизации, по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и управление образовательными учреждениями.
  2. Результаты работы конференции, проведенной на высоком научном уровне и имеющей несомненную практическую значимость.

Круглый стол «Информационно-коммуникационные технологии в управлении проектами»

Круглый стол  проведён с целью обмена опытом и обсуждения наиболее актуальных тем в области проектного менеджмента: управление масштабными проектами и программами, информационные технологии в управлении проектами, создание корпоративных информационных систем управления проектами.

Всего в мероприятии приняло участие около 60 человек. Среди них представители  ведущих нижегородских ВУЗов, крупных промышленных предприятий, государственных структур, инновационных проектно-ориентированных компаний.

На круглом столе представлено  10 докладов по обозначенной тематике.

Основываясь на опыте докладчиков, участники круглого стола признали использование проектно-ориентированного подхода эффективным не только в сфере информационных технологий, но и во всех остальных сферах деятельности.

По итогам проведенного заседания и обсуждения представленных участниками докладов,   принято решение:

  1. Развивать основные направления управления проектами как наиболее эффективную методологию промышленной и инновационной политики Нижегородской области.
  2. Создать Нижегородскую региональную ассоциацию проектных менеджеров для обеспечения профессиональной поддержки, обмена опытом, подготовки и повышения квалификации управленческого персонала и оказания помощи в организации проектных команд для сложных инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых в нижегородском регионе.
    2.1. В рамках проекта по созданию Нижегородской региональной ассоциации проектных менеджеров организовать инициативную рабочую группу, включающую представителей организаций НО, представителей высших учебных заведений, имеющих практический опыт управления проектами.
    2.2. Инициативной рабочей группе разработать и подготовить документацию по структуре ассоциации, Уставу, Положению и дать предложения по перспективному развитию организации, в том числе, по направлениям ее деятельности.

18-я международная научно-практическая конференция по графическим информационным технологиям и системам ( КОГРАФ-2008)

В КОГРАФ-2008 приняло участие более 80 человек из 7 городов России.

Ученые и педагоги ВУЗов России, специалисты предприятий и организаций Нижегородской области, сотрудники администрации Нижнего Новгорода, Министерств образования и науки, промышленности и инноваций, экономики и развития предпринимательства, строительства и ЖКХ Нижегородской области обсуждали вопросы, связанные с разработкой следующих  направлений:

  • информационная поддержка жизненного цикла изделий (ИПИ (PLM) – технологии);
  • информационная поддержка жизненного цикла инфраструктуры (ИПИН (ILM) - технологии;
  • информатизация профессионального образования;
  • информатизация регионального и муниципального управления.

Среди рассмотренных на конференции ключевых вопросов:

  • проблемы формирования и использования информационных ресурсов предприятий и организаций;
  • информационные системы поддержки градостроительной деятельности, в т.ч. создание виртуального Нижнего Новгорода;
  • развитие единой образовательной информационной среды;
  • внедрение ИПИ- и ИПИН-технологий в промышленности и строительстве;

Конференция отмечает:

  • рост уровня информатизации в муниципальном и региональном управлении, в экономико-статистической сфере;
  • рост уровня информатизации в промышленности, градостроительной политике, в строительстве и т.д.;
  • высокий уровень информатизации образования в НГТУ

Основными проблемами в информатизации региона, как и в предыдущие годы, остаются недостаточный уровень финансирования информатизации по сравнению с другими регионами, недостаточный уровень координации и кооперации, недопустимо большой процент контрафактной (пиратской) программной и информационной продукции, малое число сертифицированных и дипломированных специалистов.

Конференция считает, что в регионе для решения всех вышеобозначенных проблем и вопросов есть достаточный научный, промышленный, образовательный, управленческий потенциал и соответствующие заделы во всех сферах деятельности.

Окружная научно-практическая конференция «Организация и методическое обеспечение обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий»

Участниками конференции стали 45 специалистов, ведущих организационную, учебную и методическую работу по обучению незрячих и слабовидящих пользователей компьютера из 17 регионов России.

Основные цели конференции: анализ и обобщение накопленного участниками опыта обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий, обсуждение имеющихся в этой области проблем и путей их решения.

Была отмечена высокая актуальность внедрения компьютерных технологий как средства реабилитации инвалидов по зрению. Грамотное использование этих технологий позволяет в существенной мере компенсировать недостаток или отсутствие зрения в информационной сфере: повышает доступность информационной среды, облегчает обработку информации и представление результатов своей информационной деятельности в общепринятой форме. Решение информационных проблем инвалидов по зрению приобретает особую социальную значимость в связи с развитием процесса информатизации, становясь важнейшим условием обеспечения реальных возможностей их участия в различных сферах социокультурной жизни (включая образование и профессиональную деятельность) наравне с другими членами общества.

Большое внимание было уделено вопросам обучения компьютерной грамотности незрячих и слабовидящих детей при получении общего образования. Участники конференции отметили, что именно школьное обучение должно составить образовательную основу тифлокомпьютеризации. Однако на сегодняшний день этот вопрос не имеет системного решения.

Большое внимание на конференции было уделено обсуждению общих проблем развития образовательных ресурсов в сфере тифлокомпьютеризации. В качестве одной из важнейших проблем в этой области участники конференции определили острый недостаток квалифицированных преподавательских кадров.

Организация обучения незрячих и слабовидящих пользователей также осложняется неразработанностью методической базы. Обучение обеих этих групп пользователей требует специальных (различных для незрячих и слабовидящих) обучающих приемов и методик, простое распространение методов работы, применяемых для зрячих, здесь невозможно.

Серьезным препятствием на пути развития процесса тифлокомпьютеризации и, в частности, его образовательной составляющей является недооценка со стороны государства и общества значения компьютерных тифлотехнологий для разносторонней реабилитации инвалидов по зрению.

Подводя итоги обсуждения, участники конференции отметили, что за последние годы деятельность различных организаций по внедрению компьютерных тифлотехнологий существенно активизировалась. Однако при этом процесс тифлокомпьютеризации в нашей стране носит преимущественно стихийный характер и несмотря на свою социальную значимость, не имеет проработанной стратегии развития и поддержки в области социальной политики. Основной движущей силой тифлокомпьютеризации очень часто служит энтузиазм отдельных людей. Масштабность проблем, которые необходимо решить для полноценного внедрения компьютерных технологий в интересах социальной интеграции инвалидов по зрению, требует привлечения значительно более мощных ресурсов и системного подхода на государственном уровне.

По отзывам участников конференция имела большое практическое значение. Она предоставила возможность заинтересованным специалистам обменяться опытом, проанализировать внедрения компьютерных тифлотехнологий и наметить пути их решения. Конференция способствовала установлению новых и укреплению уже существующих партнерских отношений и творческих контактов между различными организациями и специалистами, работающими в сфере тифлокомпьютеризации.

Дата создания страницы: 19.05.2008
Дата модификации страницы: 19.05.2008