Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

06.05.2008 17:11Валерий Шанцев: Нижегородский регион должен стать центром торговли в России

Интервью Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева для информационного агентства «Росбалт-Приволжье» и радио «Русская служба новостей»

 

Вопрос: Валерий Павлинович, одновременно наше интервью транслируется в прямом эфире «Русской службы новостей» в Москве, поэтому первый вопрос о столице. Как в последние годы складываются отношения между Нижегородской областью и Москвой?

В.П.Шанцев: Отношения между Нижегородской областью и Москвой очень дружественные, теплые и взаимовыгодные, о чем свидетельствует подписанное между правительствами Москвы и Нижегородской области соглашение о сотрудничестве в экономической, культурной, образовательной сферах.

Если говорить о количественных показателях, то взаимный товарооборот с 2005 до 2008 годы вырос с 31 млрд. до 38 млрд. и увеличился на 23%. Если говорить о товарах, то мы поставляем в основном грузовые автомобили, изделия из дерева, трубы, овощи. Москва поставляет в Нижегородскую область «переработку»: молочную и колбасную продукцию.

Кроме того, в рамках подписанного соглашения и протокола к соглашению за три года нижегородский международный аэропорт будет приведен в порядок. Сейчас проводим дополнительную эмиссию, даем около 90% акций московскому правительству. В этом году уже будет вложено 2,8 млрд руб., а всего за три года будет вложено 13 млрд руб. В результате в Нижнем Новгороде будет современный международный аэропорт и пассажиропоток увеличится с 300 тысяч до 3 млн. человек.

В Балахне, на родине Кузьмы Минина, по призыву которого нижегородское ополчение освободило Москву, заложен дом Москвы. Это будет место для отдыха туристов и местных жителей. Московское правительство вкладывает в строительство около 300 млн. рублей.

Кроме того, в Нижегородскую область приходит очень много московских фирм, «особенно в сфере производства автокомпонентов, пластмассовых изделия. Считаем, что направление взаимной поддержки очень важно.

Стоит отметить, что 10 мая будет проходить сельскохозяйственная выставка нижегородских сельхозпроизводителей в Юго-Восточном округе Москвы. Мы много участвуем в выставках, которые проходят в Москве. За последнее время только в 17 выставках принимали участие. Москва это центр, где можно показать себя и заключить выгодные контракты. У нас и дальше будет развиваться это взаимовыгодное сотрудничество.

Вопрос: В последнее время идет много разговоров и споров о третьей столице. Нижний Новгород тоже оспаривает пальму первенства. Как вы считаете, Нижний станет общепризнанной третьей столицей?

В.П.Шанцев: Чтобы быть Нижнему Новгороду третьей столицей — нужно много работать. Не зря в 19 веке говорили, что Санкт-Петербург — голова России, Москва — сердце России, а Нижний Новгород — карман России.

 С точки зрения логистики и географического положения Нижегородская область выгодно расположена, но эту возможность необходимо поддерживать. Конечно, современные условия требуют от нас многих усилий. Необходимо создать современную инфраструктуру, построить логистические центры, дороги, гостиницы, офисные и банковские здания.

Я убежден, что Нижегородский регион должен стать центром торговли в России, как это было в конце 19 века, когда на Нижегородской ярмарке формировались мировые цены на зерно, продукты сельскохозяйственного производства, проводились выставки-ярмарки. Нижегородская ярмарка фактически была последней выставкой-ярмаркой в России, где подводились итоги всего года торговли. И сейчас нам необходимо к этому стремиться.

Вопрос: При Вас в Нижегородской области начала активно действовать система привлечения инвестиций, а также поддержки инвестиционных проектов. Кроме того, в регионе создан достаточно эффективный механизм – Инвестиционный совет при Губернаторе. Каковы результаты его деятельности, и каков прирост инвестиций в область в ближайшие годы?

В.П.Шанцев: В нижегородском регионе создана четко регламентированная система быстрого принятия решений по инвестиционным проектам. Созданный в 2006 году инвестиционный совет, работающий в еженедельном режиме, рассмотрел около 1800 заявок. Эффективность работы инвестиционного совета все более и более увеличивается. Если за 2007 год мы рассмотрели порядка 1100 заявок, то уже за 4 месяца текущего года — 700. Общий объем инвестиций — более 700 млрд. рублей.

В 2007 году значительно выросло поступление в область прямых иностранных инвестиций: темп роста составил 2,8 раза к уровню 2006 года.

В рамках областного закона по поддержке инвестиционной деятельности в 2007 году статус приоритетных получили 13 проектов с общим объемом финансирования более 17 млрд. руб. Это крупные проекты нижегородских предприятий, направленные на модернизацию производственных мощностей.

Кроме того, подтверждением эффективности работы по повышению инвестиционной привлекательности региона является появление в области в 2007 году крупных иностранных инвесторов, создающих здесь новые производственные мощности.

В нижегородский регион пришли итальянский автомобильный концерн «Ивеко», швейцарская компания «Либхерр» (строительная техника), бельгийская - «Солвей» (химическое производство), французская - «Валео» (производство автокомпонентов), финская - «Стора Энсо» (целлюлозно-бумажное производство) и другие. Все они являются ведущими производителями в своих отраслях, поэтому вновь создаваемые в области предприятия — это современные высокотехнологичные производства.

Вопрос: Автопроизводители с мировыми именами, такие как Peugeot Citroen, Nissan, Toyota рассматривали Нижегородскую область в качестве территории для размещения производства в России, однако ни одна из этих компаний не выбрала наш регион. Насколько реально появление крупного инвестора-автопроизводителя с мировым именем, готового построить завод в Нижегородской области?

В.П.Шанцев: Нижегородская область — признанный автомобильный кластер. Это первый автомобильный кластер в России, который начал формироваться еще в 30-х годах прошлого века. И поэтому нас очень трудно удивить масштабами и инвестициями в эту отрасль. Если проект не очень серьезный, мы просто не обращаем на него внимание. К нам приходили многие автопроизводители, но мы принимаем только тех, у кого серьезные намерения. Объемы производства автомобилей в 40-50 тыс. в год — нас мало интересуют. Это, как правило, «разборка», обход таможенных постов, и простая сборка у нас автомобилей. Нас же интересуют проекты с глубокой локализацией и объемом выпуска не менее 150 тыс. автомобилей в год.

У нас самый крупный инвестор — «Группа ГАЗ». До 2011 года предприятие будет вкладывать около 1,5 млрд. долларов в постановку новых моделей: Siber, Maxus и целый ряд других. И поэтому нам на фоне «ГАЗа» не гоже заниматься «отверточной» сборкой.

В настоящее время ряд ведущих мировых компаний ведут в области активную работу по организации производства новой высококачественной автомобильной продукции и автокомпонентов. Стоит отметить проект «Савеко» (СП итальянской компании Iveco, принадлежащей концерну Fiat и российской промышленной группы «Самотлор-НН») в городе Семенов Нижегородской области, где уже начато строительство завода по производству в России легких коммерческих автомобилей Iveco Daily. На Павловском автобусном заводе в рамках совместного проекта с бразильской компанией «Marcopolo» будет организовано производство автобусов Real и др.

Только на Борской площадке будет выпускаться 260 тыс. автомобилей марки «Шевроле». С учетом открытия новых производств, к 2011 году в области будет собираться под миллион автомобилей в год.

Стоит сказать, что и Peugeot Citroen рассматривал сборку 210 тысяч автомобилей в год в нашем регионе, но когда они опустили объем выпускаемой продукции до 40, то нам это уже стало просто неинтересно. Поэтому бросаться на любой проект мы не будем. Мы имеем достаточную компетенцию, чтобы этого не делать.

Мы будем идти навстречу инвестору-автопроизводителю только тогда, когда в регионе инвестор намерен открыть и штамповочное, сварочное, и покрасочное производство, и производство двигателей. Тогда будут создаваться рабочие места, и будет прибыль.

Мы твердо убеждены, наш автомобильный кластер заработает в полную мощность даже с учетом того, что в регионе работает «Горьковский автомобильный завод».

Вопрос: Делегация правительства Нижегородской области во главе с Вами в марте успешно презентовала регион на выставке в Каннах. Каковы результаты этого визита? Почему такой ажиотаж вокруг проекта « Globe town» ?

В.П.Шанцев: Нижегородская область не может оставаться на том же уровне в период, когда в Россию идут крупнейшие иностранные инвесторы. Особенно хочется выделить масштабный проект — город в городе Globe town, концепцию которого разрабатывает итальянская компания. Это будет современный город третьего тысячелетия. Сегодня мы уже начинаем его реализацию, готовим проектные решения. В рекреационном проекте заложено порядка 20 млн. квадратных метров площадей, из них 9,5 млн. – жилье с комплексной инфраструктурой. Предусмотрены офисные и банковские помещения, большой парк, культурный центр. «Город в городе» даст новое развитие Нижнему Новгороду и в сочетании с проектами строительства высокоскоростного участка железной дороги, международного аэропорта, северного и южного обходов, трех логистических центров позволит обрести Нижнему Новгороду статус центра дистрибьюции товаров повседневного спроса.

Несмотря на то, что в последнее время много говорится об этом масштабном проекта, все же у него есть противники. Мы много времени уделяем информированию населения. Провели общественные слушания по данному вопросу, градостроительный совет, скоро будет заседать Общественная палата, Законодательное собрание. Людям надо дать возможность познакомиться с проектом, чтобы сделать объективный вывод. Ведь при строительстве Эйфелевой башни в Париже почти все парижане возражали, а теперь этот город никто не мыслит без нее.

Правительство области четко осознает необходимость современного развития региона и сохранения его исторического имиджа. Мы твердо знаем, что должны предоставить нижегородцам современный уровень и качество жизни, а это можно сделать только в новом современном городе. С другой стороны, мы должны сохранить историческую ценность города, а также особенности архитектуры советского периода. Так, в исторической части мы приняли решение не строить здания выше шести этажей. А как обеспечить присутствие у нас крупных транснациональных корпораций, которые будут участвовать в развитии России? Ведь наша страна будет очень мощно развиваться в предстоящие годы, и нам об этом известно, поскольку инвесторы уже идут не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в регионы. Мы хотим выиграть это соревнование.

Регион в рамках работы международной выставки коммерческой недвижимости МИПИМ-2008, которая проходила в Каннах с 11 по 14 марта, заключил соглашения на общую сумму около 500 млн. евро. Мы представили международному сообществу 5 крупнейших проектов в сфере недвижимости. Один из них — Нижегородский технопарк, призванный предоставить молодым ученым возможность продвигать инновационное поле на другом уровне. Кроме того, был представлен спортивно-развлекательный комплекс «Остров» – это комплекс индустрии развлечений и туризма; современный деловой центр «Большие овраги» и жилой квартал повышенной комфортности «Резиденция».

Вопрос: Нижегородская область одна из немногих, где стараются внедрять европейские технологии утилизации мусора. Игумновский полигон ТБО стал уже для нас бельмом на глазу. Можно ли сейчас говорить о сроках реализации данного проекта, объеме инвестиций, и кто из иностранных инвесторов примет участие в реализации проекта по утилизации мусора?

В.П.Шанцев: Через три-четыре года в Нижегородской области появится европейская система сбора, сортировки, транспортировки и утилизации бытового мусора. В регионе планируется создать 7 современных полигонов ТБО и 23 мусороперегрузочные станции вместо 256 свалок мусора. На сегодняшний день порядка 10 городов России уже переходят на эту систему.

Одновременно мы включаем в концепцию вопросы утилизации и переработки строительных, промышленных и медицинских отходов. Надо сказать, что не мы первые эту систему изобрели. Наш регион дружит с землей Саксония. В 1992 году у них было более трехсот свалок мусора. Сегодня уже три, а планируют оставить только одну.

В рамках создания концепции развития системы утилизации и переработки ТБО регион уже реализовал инвестиционный проект с фирмой «Фаун», которая производит современные мусоровозы. На данном этапе такие машины выпускают на территории Нижегородской области – в Арзамасе. Сегодня мы поставляем мусоровозы в Москву, Казань, Уфу, Минск. Реализовали и проект с компанией «Отто», которая производит контейнеры для сбора ботового мусора. Они установлены во всем мире, а теперь производятся и у нас.

Во всем мире мусор сортируют, перерабатывают и на конечной стадии получают продукт, который потом используют в строительстве и сельском хозяйстве. Это выгодный бизнес. Просто у нас всегда считалось, что мусор – это обуза. На самом же деле это не так. Мы мусор либо хороним, либо сжигаем. Если говорить о нашей концепции, то сегодня мы имеем 256 организованных свалок мусора, их нельзя даже назвать полигонами. В том числе, Игумновский полигон ТБО. Эта свалка горит, наверное, с момента создания, хотя она одна из самых молодых и не слишком больших. Игумновский полигон ТБО на протяжении многих лет неграмотно эксплуатировался, поэтому начались проблемы.

Правительство области объявило конкурс для фирм, которые провели бы его рекультивацию, обследование и построили современные сортировочные, биомеханические комплексы. Конкурс пройдет в начале июня. Четыре фирмы уже изъявили желание принять в нем участие.

Вопрос: В ближайшее время начнется строительство крупного логистического центра в Нижнем Новгороде. Насколько этот центр покроет потребности региона в складских помещениях? Какие проблемы позволит решить реализация этого проекта, в частности, поможет ли он разгрузить столицу?

В.П.Шанцев: Нижний Новгород единственный из городов-миллионников, который не имеет кольцевой дороги, и весь коммерческий транспорт в результате идет через центр города. Между тем Нижний Новгород находится в очень выгодном географическом положении — на пересечении двух международных транспортных коридоров.

Правительство области спланировало стратегию развития транспортно-логистического комплекса региона. У нас есть четкое понимание, что именно надо делать. В Нижегородской области  мы планируем построить  три крупнейших логистических центра.

Самый крупный центр будет располагаться в районе международного аэропорта «Нижний Новгород». Инвестиционный совет уже одобрил эту заявку. Инвестиции в проект составят 54 миллиарда рублей, а в качестве инвестора выступит крупнейшая зарубежная компания. Этот центр рассматривается как международный. Место выбрано очень удачно. С возможностью грузовых перевозок будет развиваться и аэропорт. Кроме того, рядом находится река, а со строительством низконапорной плотины улучшится судоходство, железная дорога, автотрасса М7 Нижний Новгород-Москва. Будет построено около 2 миллионов квадратных метров современных складских помещений, и грузооборот предполагается  около 10 миллионов тонн в год. Имеются ввиду и российские и международные перевозки.   

Второй центр логистики будет располагаться в районе села Большое Козино, а третий - в районе города Кстово. Таким образом, мы из Нижнего Новгорода все склады выведем, а масштабы этого строительств, конечно, оттянут на себя и грузопотоки из Москвы, что само по себе очень важно. Москва должна быть немного разгружена  от этой функции, потому что ее функции более важные.  

Вопрос: Вы занимаете активную позицию по улучшению транспортного сообщения через Волгу. Как продвигается реализация проектов по строительству низконапорной плотины у поселка Большое Козино, канатной дороги на Бор. Хочется услышать и что-то оптимистичное о строительстве Метромоста в Нижнем Новгороде.

В.П.Шанцев: Уже в этом году мы намерены закрутить последнюю гайку в металлоконструкциях метромоста в Нижнем Новгороде. Мост соединит заречную часть с нагорной частью города. В 2009 году мы хотим одеть мост одеждой и запустить по нему наземный транспорт, а в 2010 году уже пустить метро. В этом году мы закладываем котлован станции «Горьковская». В этом же году щит начнет «грызть» гору и пойдет с трассой, которая соединит метромост со станцией «Горьковская».

Что касается мостов, то через Волгу у нас один-единственный мост, который построен в 1965 году, рассчитанный на пропускную способность 20 тыс. машин в сутки, сейчас в часы-пик проходит до 45 тыс. автомобилей. Но в 2007 году областное правительство взяло мост на баланс у города. Была проведена реконструкция и расширение на 90 см. Сейчас машины идут со скоростью не 5-6км/ч, а со скоростью60 км/ч.

Кроме того, планируется построить еще три моста через Волгу. Один из них будет построен параллельно Борскому. Сейчас ведутся переговоры и решено, что это будет инвестиционный проект. Четырехполосный метромост будет строиться с перспективой на транспортную инфраструктуру нового города Globe town, куда также надо вести метро. 

Второй мост будет построен в районе Большое Казино и третий — в районе села Подновье, сейчас этот проект на стадии проектирования. В 2009 году мы начнем его строительство, а в 2011 строительство закончим. Эти мосты позволят сделать нам обходы: Южный обход со стороны Казанского шоссе и Северный — с выходом на Кировскую трассу. Одновременно мы будем иметь сообщение между частями города.

Что касается канатной дороги «Нижний Новгород-Бор», то она будет запущена в декабре 2009 года. Канатная дорога будет построена на основе частно-государственного партнерства. Мы заключили соглашение с французской фирмой «Poma». Сейчас идет проектирование. В декабре 2009 года мы запустим канатную дорогу «Нижний Новгород-Бор».

Дорога очень современная, городского типа. 8-местный вагон будет перевозить около тысячи пассажиров в час. Мы как раз посчитали, что у нас около 25 тыс. пассажиров ездит ежедневно в Нижний Новгород с Бора. В результате с помощью канатной дороги мы разгрузим Борский мост и автобусное сообщение.

Вопрос: В Нижегородской области при участии Росатома не так давно состоялась «Ярмарка атомного машиностроения». Тема мирного атома весьма актуальна для нашей области. Какова судьба проекта по созданию на базе недостроенной Горьковской атомной станции парогазовой ТЭЦ? Определено ли место для строительства новой АЭС?

В.П.Шанцев: К проекту строительства парогазовой ТЭЦ в Нижегородской области проявили интерес крупные отечественные и зарубежные компании. Площадка, ранее предназначавшаяся для строительства АЭС, будет использоваться для строительства парогазовой ТЭЦ. Сейчас решаем вопросы с лимитами по газу и с инвестором. Проявили интерес и «Газпром», и «Терра» и компания из Малайзии. Сейчас находимся на стадии проведения конкурса.  Будет построено два блока по 450 мВт. Первый блок будет построен в 2011 году, а второй в 2014 году.

Строительство АЭС в Нижегородской области, так же как и парогазовой ТЭЦ, включено в генеральную схему развития электроэнергетики России. В последнем разговоре Сергей Кириенко пообещал посмотреть и побыстрее решить вопросы выбора места, где будет размещаться АЭС и ускорить сроки проектирования строительства.

Второй кластер в Нижегородской области как раз кластер атомной электроэнергетики. Все разработки в этой отрасли принадлежат нижегородским ученым и конструкторам. Нам важно для себя иметь этот продукт. Строительство такой крупной АЭС на 4 блока по 1150 мВ создаст новые условия для развития области в целом. Сегодня электроэнергетика сдерживает развитие производительных сил, особенно на севере. Либо Уренский район, либо Выксунский промышленный узел будет местом строительства, чтобы не было необходимости в строительстве магистральных сетей на северные территории области, которые нуждаются в развитии.

Вопрос: В связи с новыми планами правительства по освоению территории региона и строительству новых объектов, в частности, застройки Борской поймы, продолжаются ли переговоры относительно подъема уровня Чебоксарского водохранилища?

В.П.Шанцев: Наши планы мы никак не связываем с повышением уровня Чебоксарского водохранилища, по той причине, что судоходство мы можем обеспечить только путем строительства низконапорной плотины в районе поселка Большое Козино.

Критическая ситуация с судоходством, возникшая на участке реки Волги в Нижегородской области, послужила причиной обращения правительства Нижегородской области к Президенту Российской Федерации. В качестве оптимального был предложен проект строительства низконапорного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостовым переходом на Волге выше города Нижнего Новгорода. Это решение было предложено группой ученых-гидротехников, работавших над этим вопросом по заданию Минтранса России в течение целого ряда лет. Проект выгодно отличается показателями высокой экономической эффективности, быстротой реализации и отсутствием масштабных экологических и социальных последствий.

Президент данное предложение поддержал и своими поручениями дал указания Правительству Российской Федерации рассмотреть и решить данную проблему. К сожалению, несмотря на высокую готовность проекта к реализации и существование проработанной схемы государственно-частного партнерства, окончательного решения о сроках проектирования и строительства до сих пор не принято. Минэкономразвития России отдает предпочтение варианту завершения строительства Чебоксарской ГЭС с повышением уровня водохранилища до отметки 68 метров.

Нижегородская область неоднократно высказывалась о своем категорическом несогласии с дальнейшим поднятием уровня водохранилища. Экспертами было отмечено, что в основе проекта завершения строительства Чебоксарского гидроузла, разработанного ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья», лежат технические решения, которые еще в конце прошлого века были признаны несостоятельными, а повышение уровня водохранилища до отметки 68 метров не обеспечивает гарантированного сквозного судоходства по реке Волге.

Нам не грозит затопление, потому, что при паводках уровень у нас доходит до 70 метров. С другой стороны, если поднимется уровень Чебоксарской ГЭС, то все превратиться в застойный пруд, и река не будет течь.

Могу сказать одно, что повышение уровня Чебоксарского водохранилища не помешает реализации проекта Globe town. Строительство Globe town будет вестись из расчетов максимальных паводков. Страшно будет для Марий Эл и Нижнего Новгорода, потому что надо обеспечивать инженерную защиту, которая стоит очень дорого, по нашим расчетам около 45 млрд рублей. В связи с этим встает вопрос, ради чего? Ради производства электроэнергии на Чебоксарской ГЭС? По нашим данным, в результате повышения уровня, производительность электроэнергии увеличится на 250 мВт.

А мы собираемся строить парогазовые ТЭЦ с мощностью 950 мВт, 4 блока АЭС по 1 150 мВт. Мы не сидим и не ждем, пока нам с Чебоксарской ГЭС дадут электроэнергию, а развиваем свою генерацию.

Дата создания страницы: 06.05.2008
Дата модификации страницы: 06.05.2008
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet