Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Информатизация

Паспорт информатизации Нижегородской области на 2005 год

1.Общая характеристика состояния информатизации региона

  • Наличие региональной организационной основы и нормативно-правовой базы развития информатизации в регионе.

Региональная организационная основа:

1. Управление информатизации аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области.

Основные задачи управления:

-     реализация государственной политики в сфере информатизации, координация деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам информатизации, в том числе по вопросам формирования и использования информационных ресурсов Нижегородской области, а также организация доступа к информационным ресурсам; координация деятельности органов исполнительной власти в рамках ФЦП «Электронная Россия».

2. Комитет информационных технологий и связи:

Комитет является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области в сфере информационных технологий, электросвязи, почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания и радиовещания.

Нормативно-правовая база развития информатизации в регионе:

Закон Нижегородской области «Об информатизации и информационных ресурсах Нижегородской области»

Принят Законодательным Собранием Нижегородской области в первом чтении (12.2005 г. № 674)

«О внедрении системы персонального учета населения»

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 19.07.2005 №631-р

«Об утверждении плана мероприятий по информатизации органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области, и органов местного самоуправления Нижегородской области на 2006 год»

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 17 июня 2005 года №466-р

 «Об информатизации органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области, и органов местного самоуправления Нижегородской области на 2005 год».

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 29.10.2004 №1220-р

 «О формировании объединенного (корпоративного) Интранет-сайта органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления»

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 09.06.2004 №636-р

 «О мерах по унификации электронной почты»

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 07.12.2004 года №1388-р

 «Об утверждении Концепции электронного правительства Нижегородской области»

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 03.06.2004 №304-р

 «О совершенствовании работы по регистрации (учету) избирателей, участников референдума в Нижегородской области с изменениями, внесенными: распоряжением Губернатора Нижегородской области от 09.07.2004 № 782-р

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 29.03.2004 №296-р

 «Об утверждении Положений о межведомственной комиссии по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области, и об экспертном совете по проблемам информатизации»

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 29.03.2004 №153-р

Об участии в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" на территории Нижегородской области в 2003 - 2010 годах

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 25.02.2003 №108-р

 «О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области»

Постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 №351

 «О внедрении системы электронного документооборота»

Распоряжение Губернатора 23.09.2003 №995-р

 «О локальной сети»

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 01.07.2002 №351-р

 «Об участии Нижегородской области в создании автоматизированной системы «Государственный регистр населения»

Распоряжение Законодательного Собрания Нижегородской области от 19.03.2001 №72-р/418-р

  • Состояние работ по информатизации основных сфер жизнедеятельности региона. Наиболее значимые проекты формирования инфраструктуры информатизации, реализованные в регионе.
  •     Социальная сфера.

В области создана и функционирует информационная система «Социальная помощь». В каждом территориальном органе социальной защиты населения создана персонифицированная БД «Социальная помощь». На основе этих баз данных в департаменте социальной защиты населения, труда и занятости формируется областная база данных, что позволяет на основании сводных данных проводить анализ нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и учет граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, учет льгот и льготных категорий граждан, учет потребности граждан в социальной поддержке. В комплексе также реализована информационная поддержка принятия управленческих решений.

В Нижегородской области (совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Администрацией г.Н.Новгорода) ведется работа по созданию элементов системы персонального учета населения в Нижегородской области. До конца 2005 года будут созданы элементы персонального учета населения на базе органов ЗАГС г.Н.Новгорода и области (62 объекта), сельских административных образований трех районов области (38 объектов), паспортных столов ЖЭО трех районов области (7 объектов) и двух районов г.Н.Новгорода (20 объектов), разработаны в тестовом режиме объединяющий модуль и региональный портал СПУН.

Также в области реализуются следующие проекты в области социальной защиты:


- Разработка технического проекта «Создание социального регистра Нижегородской области» в рамках проекта «Создание системы персонального учета населения Нижегородской области»;
- Обеспечение актуализации и формирование баз данных категорий граждан, имеющих право на получение государственной поддержки за счет средств федерального и местного бюджетов;
- Организация межотраслевого обмена реестрами льготных категорий граждан в электронном виде;
- Осуществление поэтапного внедрения автоматизированной подсистемы по назначению и расчету субсидий на жилищно-коммунальные услуги;
- Создание реестра категорий граждан, имеющих право на льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
  • Образование.

Подготовка по специальности «информационные технологии» ведется в Нижегородском государственном университете, Нижегородском государственном техническом университете, Саровском физико-техническом институте, Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, Нижегородском коммерческом институте, в ряде филиалов негосударственных ВУЗов. По специальностям, относящимся к сфере  информационных технологий,  в 2004 г. принято свыше 1300 студентов.

В Нижегородской области по специальностям, относящимся к  информационным  технологиям, ведется обучение в 15 учреждениях среднего профессионального образования. Предмет «информатика» преподается практически во всех учреждениях общего, среднего и высшего профессионального образования.

На протяжении последних 3 лет в Нижегородской области действует региональная программа «Создание единой образовательной информационной среды Нижегородской области в 2002-2005 гг.» В рамках данной программы осуществляется поставка компьютерной техники в городские и сельские школы, детские дома, библиотеки, учреждения НПО за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов. В период 2002-2004гг. поставлено современной компьютерной техники на сумму 154,3 млн. руб. (75-федеральный бюджет, 51 - областной, 28,3-муниципальный). Закуплено для системы образования: компьютеров-6445, принтеров-1081, модемов-212, проекторов-328, ИБП-317, сетевого оборудования- 140.

В регионе уделяется большое внимание обучению преподавателей. В период 2002-2005гг. в университетском центре ННГУ по программе Intel «Обучение для будущего» прошли переподготовку более 2000 школьных учителей в области новых информационных технологий. В Нижегородском центре "Федерация Интернет-образования" при Нижегородском институте развития образования прошли подготовку по использованию современных информационных технологий более 2000 учителей и руководителей сферы образования.

В период действия программы "Создание единой образовательной  информационной среды Нижегородской области в 2002-2005 гг." удалось довести соотношение количества учеников средней школы на один современный компьютер до 55 чел. (на начало действия программы это соотношение было 770 человек на компьютер). В октябре 2005 года в г.Н. Новгороде открыт первый в России Интернет-клуб "Intel".

  • Здравоохранение.

В Нижегородской области разработаны оригинальные методики комплексной оценки и мониторинга деятельности лечебно-профилактических учреждений на основе компьютерных технологий. Одним из главных результатов информатизации здравоохранения области явилось участие в разработке и внедрении методики интегральной оценки уровня социально-экономического развития региона, обеспечивающего оперативное управление системой народно-хозяйственной и социальной сферы в регионе; предложен ряд организационных подходов к интеграции автоматизированных систем и баз данных, используемых в здравоохранении региона, для создания мониторинга здоровья населения. К ним относятся средства программного обеспечения по автоматизации статистического учета и отчетности амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, «Флюоротека», «Учет психоневрологических больных», «Учет инфекционной заболеваемости», «Заболеваемость с ВУТ», «Медстат»; персонифицированные регистры населения: «Сахарный диабет», «Канцер-регистр», «Регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС», «Врожденные аномалии развития» и другие. Все эти программные средства позволили заложить основу для создания полицевого учета населения области и проведения дальнейших разработок по формированию «Электронного паспорта пациента». Значительное место в этом ряду занимают «Социально-гигиенический мониторинг», а также «Система управления базами данных Нижегородского областного комитета государственной статистики». Отдельную группу автоматизированных систем представляют собой средства программного обеспечения и базы данных о ресурсах здравоохранения и сведения, характеризующие их деятельность. К ним относятся автоматизированные системы по учету кадров «Кадры лечебно-профилактического учреждения», «Кадры врачей Нижегородской области», «Квалификационное тестирование», «Вакансии врачебных кадров» (эксплуатируется в отделе кадров департамента здравоохранения Нижегородской области), «Автотранспорт лечебно-профилактических учреждений» (строительный отдел кадров департамента здравоохранения Нижегородской области), «Учет средств программного обеспечения, вычислительной техники и кадров отделов (групп) АСУ» и другие. Медицинским информационно-аналитическим центром разработаны и используются автоматизированные системы сбора и обработки информации регионального уровня – «Система оперативного информирования и административного регулирования здравоохранения Нижегородской области», «Экспресс-анализ эффективности использования коечного фонда», «Учет движения бланков листков временной нетрудоспособности» и другие информационные системы.

Совместно с ТФ ОМС разработан ряд нормативных документов по организации электронного обмена между ЛПУ и ТФ ОМС (электронные реестры на оплату медицинских услуг), которые положили основу единства информационных технологий системы ОМС. Внедрение новых методов информационно-технологического обеспечения здравоохранения раскрывает новые возможности совершенствования взаимодействия органов управления и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, ТФ ОМС, Нижегородского областного комитета по статистике и других организаций в создании единого информационного пространства по охране здоровья населения Нижегородской области. С целью реализации телемедицинских программ на базе службы информационного обеспечения управления Нижегородской областной клинической больницы им.Н.А.Семашко организована работа регионального телемедицинского центра. Получили свое развитие новые телекоммуникационные технологии: в 41 центральной районной больнице (83,7% от общего числа) стали активно использовать электронную почту.

В Нижегородской области внедрена в практическую деятельность система электронного обмена по оплате медицинских услуг ЛПУ, участвующих в системе ОМС; 16 октября 2003 года Законодательным Собранием Нижегородской области принят Закон «Об утверждении областной целевой программы «Информатизация здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования  Нижегородской области на 2003-2005 года»», которая предусматривает финансирование мероприятий по информатизации на общую сумму 46 126 тысяч рублей; утверждено «Положение об отделе (группе) АСУ в лечебно-профилактических учреждениях Нижегородской области», на базе областного Бюро медицинской статистики создан Медицинский информационно-аналитический центр кадров департамента здравоохранения Нижегородской области (МИАЦ).

  • Культура.

В 2004 году в рамках информатизации библиотек региона для общедоступных библиотек приобретено более 150 ед. компьютерной техники, 50 ед. копировально-множительной техники на общую сумму более 3.5 млн. рублей. В настоящее время практически 1,5 млн. пользователям библиотек региона предоставлена возможность пользоваться качественно новыми библиотечными услугами районных централизованных библиотечных систем: поиск необходимой информации в ресурсах Интернет (через центральные библиотеки в каждом районе и городе региона и отдельные библиотеки, также подключенные к Интернет), работа с библиотечными документами на электронных носителях, электронная почта, ксерокопирование необходимых материалов и др. Библиотеки Нижегородской области участвуют в ряде региональных сетевых проектов по внедрению ИКТ.

-  Создание единой региональной сети ПЦПИ (публичных центров правовой информации) на базе центральных библиотек городов и районов Нижегородской области. В настоящее время в библиотеках Нижегородской области созданы 30 секторов информации (для органов местного самоуправления), 12 центров правовой информации, всем Центральным районным библиотекам (ЦРБ) предоставлены на бесплатной основе ИПС «Консультант плюс». Организация единой региональной сети ПЦПИ на базе центральных библиотек районов и городов Нижегородской области в течение 2005-2007 годов предполагает поэтапное создание ПЦПИ на базе Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки и 48 ЦРБ, взаимодействующих с ресурсным правовым ПЦПИ.
-  Создание модельных компьютерных библиотек в сельской местности. Проект осуществлен в 2003г. совместно с Межрегиональной Ассоциацией деловых библиотек и благотворительным фондом «Открытая Россия» в Чкаловском и Дальнеконстантиновском районах. Кроме укрепления материально- технической базы библиотек созданы новые структурные подразделения – компьютерные залы (3 АРМ, подключение к Интернет, электронная почта, электронные информационные ресурсы). Общие затраты по проекту составили более 2 млн. руб. С 2003 года осуществляется сетевой проект по созданию сельских информационных центров в сельских библиотеках Нижегородской области, направленный на обеспечение широкого доступа сельских жителей к наиболее значимой социальной информации на основе новых информационных технологий. В течение 2003-2005 года участниками проекта стали 18 сельских библиотек Арзамасского, Богородского, Борского, Шахунского, Уренского, Вадского, Павловского, Первомайского, Семеновского, Сокольского, Сергачского, Воскресенского, Краснооктябрьского, Чкаловского, Варнавинского, Гагинского, Бутурлинского, Перевозского районов. Общие затраты по проекту составили почти 1млн. руб.
-  «Создание информационно-компьютерных центров «Окно в Россию» в детских библиотеках на селе».  Проект реализуется в рамках областной межотраслевой программы «Детское чтение: 2004-2008 годы». Он направлен на создание необходимых условий по обеспечению детям и молодежи, проживающим в сельской местности, открытого доступа к информационным ресурсам об истории и сегодняшнем развитии России, Нижегородского края. В 2004-2005 годах проект реализован в 8 детских библиотеках сельской местности. Финансовые затраты на реализацию проекта составили около 500 тыс. рублей.

В Нижегородской государственной научной универсальной библиотеке им. В.И.Ленина создана локальная компьютерная сеть (70 рабочих мест), функционирует Интернет-зал (10 рабочих мест). В настоящее время помимо ведения электронных каталогов создаются полнотекстовые базы данных редких и ценных изданий. Создана корпоративная «Нижегородская библиотечная сеть», которая объединила информационные ресурсы НГОУНБ, библиотек ведущих вузов г.Н.Новгорода, Белгородской областной библиотеки. Сайт НГОУНБ им.В.И.Ленина активно посещается пользователями Интернет. В Нижегородской областной детской библиотеке локальная компьютерная сеть объединяет 40 ПК, более 10 лет успешно работает информационно-компьютерный зал «Радуга». Создан свой сайт в Интернете, ИКТ используются в позиционировании лучшей литературы среди читателей–детей: создаются тематические диски, электронные презентации с постоянной демонстрацией в отделах обслуживания читателей. В Нижегородской государственной областной специальной библиотеке для слепых созданы АРМ для незрячего специалиста, пользователя центра тиражирования изданий для слепых.

Нижегородская область занимает лидирующее место среди регионов России по числу библиотек, внедривших информационные компьютерные технологии в основные процессы своей деятельности (всего 190 библиотек, в т.ч. 100% всех центральных и центральных детских библиотек муниципальных районов и городов области). Всего в библиотеках 525 ед. ПК, более 600 ед. копировально-множительной техники.

50 библиотек области имеют доступ к Интернет. Объем электронных каталогов библиотек Нижегородской области составляет 350 тыс. записей.

Благодаря областной программе «Развитие музейного дела Нижегородской области на 2003-2005 годы» сеть государственных музеев региона (22) и муниципальных музеев (20) оснащены необходимой компьютерной техникой (всего 101ед.), две трети государственных музеев подключены к Интернет. В Нижегородском государственном художественном музее, государственном литературно- мемориальном и природном музее – заповеднике А.С.Пушкина «Болдино», государственном литературно-мемориальном музее А.М.Горького, Нижегородском государственном историко-архитектурном музее- заповеднике, Арзамасском литературно- мемориальном музее А.П.Гайдара, Павловском и Семеновском историко-художественных музеях созданы свои сайты в Интернете. В рамках российского проекта «Три века русского искусства» в Нижегородском государственном художественном музее создан информационный киоск с сенсорным управлением. В настоящее время он используется для демонстрации дисков с информацией о музее и проходящих в нем выставках. Музей принимает участие в международном проекте Канадской информационной сети по культурному наследию (CHIN) «Горизонты. Русско-канадский пейзаж». Создана «Виртуальная галерея нижегородских художников». Ведется работа по созданию электронных баз данных по каталогизации, хранению, реставрации, осуществляется ввод данных по коллекциям музея.

Также в области реализуются проекты:


- Поддержка и развитие Нижегородской корпоративной библиотечной сети;
- Создание единого сводного электронного каталога информационных библиотечных ресурсов;
- Информатизация государственных архивных учреждений Нижегородской области в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 гг.)».

Архивная служба Нижегородской области почти полностью компьютеризирована, по программе «Сохранение архивных фондов Нижегородской области» дополнительно привлечено 500 тыс. рублей из областного и 300 тыс. рублей из федерального бюджета.

В Нижегородской области с 2003 года реализуется Проект «КиберПочт@» - создание для населения широкой сети пунктов коллективного доступа (ПКД) в Интернет на базе существующих отделений почтовой связи.

Проект осуществляется в рамках ФЦП «Электронная Россия» и охватывает всю территорию РФ. ПКД – это специально оборудованные в отделениях почтовой связи рабочие места, предназначенные для клиентов и оснащенные современным персональным компьютером с выходом в сеть Интернет, а также дополнительными устройствами: принтер, звуковые колонки. Таким образом, в результате реализации проекта население Нижегородской области будет иметь возможность интегрироваться в мировое сообщество пользователей глобальной сети Интернет.

В течение 2005 года в Нижегородской области в рамках данной программы в 279 отделениях почтовой связи организованы 379 рабочих мест с доступом в Интернет, в том числе 175 рабочих мест в 80 почтовых отделениях Нижнего Новгорода. Это составит около 30% от количества отделений связи, а к 2010 году в планах Почты России установить ПКД в каждом отделении почтовой связи.

  • Природопользование и экология.

В Нижегородской области идет активное использование ИКТ в управлении природопользованием для повышения эффективности управленческих решений в сфере природопользования. Одно из решений – создание геоинформационной системы (ГИС) управления информации и мониторинга: материал по мониторингу состояния окружающей среды и данным комплексного кадастра природных ресурсов Нижегородской области обобщен в тематические слои ГИС. После обработки и анализа всего потока экологической геоинформации, поступающей в Комитет, данные в удобном для потребителей виде представлены на ГИС-сервере и служат для разработки соответствующих направлений в системе региональных экологических мероприятий, начиная с задач местного уровня до определения экологической политики целого региона, решения многих социально-экологических проблем региона, обеспечения широкого круга потребителей экологической информацией.

Геоинформационный сервер создан для реализации следующих целей:


1.      Предоставление свободного доступа заинтересованным лицам (население, организации, структуры управления) к общим разделам геоинформационной системы комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области с целью получения комплексных данных об экологическом состоянии окружающей природной среды Нижегородской области;
2.      Предоставление различных степеней доступа к части разделов ГИС-сервера в зависимости от статуса получателя информации;
3.      Обеспечение открытости деятельности органов власти Нижегородской области;
4.      Обеспечение органов власти Нижегородской области при подготовке и принятии управленческих решений в области экологии и природопользования путем предоставления им выборочных данных, либо результатов анализа интегрированных данных об экологическом состоянии окружающей природной среды Нижегородской области, содержащихся на ГИС-сервере, в виде, запрошенном получателем;
5.      Предоставление возможности по сопоставлению и анализу комплексной природно-ресурсной, социально-экономической и экологической информации о территории Нижегородской области на базе информации, расположенной на ГИС-сервере;
6.      Информационное обеспечение подготовки необходимых рекомендаций и ограничений режимов природопользования, а также оценки комплексной экологической ситуации на реальный момент времени и для конкретной территории по просьбам органов власти, заинтересованных лиц или организаций;
7.      Информационное обеспечение разработки экологических программ отдельных территорий Нижегородской области;
8.      Подготовка материалов и анализ имеющейся на ГИС-сервере информации для оценки воздействия хозяйственных мероприятий на окружающую среду и др.

Проект «Создание геоинформационной системы управления информации и мониторинга» занял второе место среди региональных проектов в рамках конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ» (2005 г.).

Комитет гражданской защиты и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Нижегородской области осуществляет работы по созданию ГИС-сервера по статистике и прогнозированию аварийных и чрезвычайных ситуаций Нижегородской области. Также в Нижегородской области созданы элементы автоматизированной системы управления чрезвычайными ситуациями: сформированы базы данных создания материального резерва на предупреждение и ликвидацию ЧС, внедряется автоматизированная информационно-поисковая система страхового фонда документации по предупреждению и ликвидации ЧС, развивается система космического мониторинга весеннего половодья и пожароопасного периода.

  • ЖКХ

- В рамках федеральной целевой программы "Жилище" ведется разработка электронной базы данных "Ликвидация аварийного и ветхого жилого фонда на территории Нижегородской области";

- Идет внедрение автоматизированных систем "Объекты капитального строительства за счет средств областного бюджета" и "Данные предприятий строительных материалов и стройиндустрии Нижегородской области, месторождений минерального сырья для производства строительных материалов на территории Нижегородской области, развитие базы стройиндустрии области".

  • Информатизация органов власти и органов местного самоуправления

Органы власти участвуют в федеральных или реализуют собственные целевые программы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в регионе. Успешно реализуются проекты по внедрению комплексных государственных информационных систем управления ресурсами, интеграции информационных ресурсов, внедрению электронных административных регламентов и систем электронного документооборота:

- В Нижегородской области ведется работа по внедрению единой системы электронного документооборота «Кодекс: документооборот», охватывающей органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления. В областном законодательном собрании, Федеральном Арбитражном суде Волго-Вятского округа также внедряется система электронного документооборота «Кодекс: документооборот». Органы власти, не охваченные единой системой, используют для автоматизации документооборота собственные разработки или приобретают системы. Автоматизированы рабочие места канцелярий, приемных, отделов контроля, кадровых служб, рабочих мест юристов и помощников руководителей. Связь с органами власти, необъединенными в локальную сеть, осуществляется через Интернет посредством агента обмена. К системе подключены все органы местного самоуправления области районного уровня (51 объект).

- Идет внедрение в органы власти городов и районов области ПК «Казначейская система исполнения бюджета». Органы власти области используют электронную цифровую подпись в рамках ПК «Казначейская система исполнения бюджета». Использование электронной цифровой подписи в органах госвласти расширяется - идет подготовительная работа по внедрению электронной цифровой подписи в единую систему электронного документооборота органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления: в 2005 году в рамках проекта внедряются 260 электронных цифровых подписей в систему электронного документооборота органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления (до конца 2005 года будут подведены итоги конкурса по выбору исполнителя для внедрения электронной цифровой подписи).

- В области ведется работа по созданию элементов системы персонального учета населения в Нижегородской области для построения эффективной системы межведомственного взаимодействия.
- Идет реализация проекта «Построение защищенной корпоративной сети органов государственной власти Нижегородской области», проводятся мероприятия по обеспечению информационной безопасности.
- Проводится систематическая подготовка кадров органов власти в сфере информатизации.
- Реализуется проект «Развитие информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Нижегородской области (ИАС "Аналитика")». Система содержит около 10 тысяч показателей экономической, финансовой, налоговой таможенной отчетности и обеспечивает автоматизацию аналитических и прогнозных расчетов. Создана информационная система «Центральное хранилище статистических данных», до конца 2005 года будет обеспечен доступ к системе органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.
- Реализуется проект «Создание сервера геоинформационной системы органов государственной власти». Прорабатываются вопросы создания единой геоинформационной системы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
- Все органы власти области в своей деятельности используют автоматические системы учета для ведения ведомственного учета.

  • Производственная сфера.

В Нижегородской области представлены все виды доступа в Интернет, начиная от удобной и дешевой услуги «Интернет для всех», которой может воспользоваться любая организация Нижегородской области, до строительства распределенной корпоративной сети клиента, объединяющей несколько удаленных друг от друга сегментов.

83% крупных и средних предприятий и организаций  Нижегородской области имеют в наличии вычислительную технику и используют информационные технологии. По состоянию на 1 января 2005 года на обследованных предприятиях (3169 крупных и средних предприятий и организаций  Нижегородской области) парк ПК составил 126923 единицы, из которых 16,2%  приобретены в 2004 году.

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) собственного производства в фактических ценах (без НДС и акцизов) предприятиями и организациями, использовавшими информационные технологии, составил  209,2 млрд. рублей, оказано услуг на 147 млрд. рублей.  

Затраты  на информационные технологии составили 3626,4 млн. рублей, из них приобретено вычислительной техники (включая установку и наладку) на сумму 1763,2 млн. рублей, на оплату услуг электросвязи израсходовано 1014,2 млн. рублей, приобретение программных средств - 414,0, оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИТ – 294,6, обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных технологий – 20,8,  на прочие затраты – 119,6 млн. рублей.

Также по данным на 01.01.2005г., 1558  предприятий используют электронную почту, 495 - выделенные каналы связи. Число организаций, имеющих  Web-сайты в сети Интернет, составило 464 единицы.

На базе ведущего предприятия области в сфере коммуникаций - ОАО «ВолгаТелеком» - реализован ряд проектов, которые направлены на обеспечение доступа предприятий к ИКТ. Это строительство Интеллектуальной сети связи, совместный с УФНС и ЗАО «Удостоверяющий центр» проект «Электронная цифровая подпись» и другие. Для улучшения качества обслуживания клиентов существующие отделения электросвязи преобразуются в современные Сервис-центры.

Все предприятия области используют программные комплексы от автоматизации бухгалтерии, логистики, до сложных ИПИ-технологий. Для российских предприятий проблема эффективного использования ИПИ-технологий как средства кардинального повышения качества и конкурентоспособности наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках исключительно актуальна. Для предприятий-экспортеров наукоемкой продукции, в первую очередь военной техники,  применение ИПИ-технологий – обязательное условие сохранения  и расширения  сектора продаж  на внешнем рынке. Ряд передовых отечественных предприятий выполнил комплекс работ по созданию и внедрению программно-технических решений, реализующих ИПИ-технологии. Результаты выполненных работ обеспечивают электронное сопровождение экспортных контрактов на поставку вооружений и военной техники. Ведутся работы по созданию отечественной нормативной базы в области ИПИ-технологий, а также работы по подготовке и переподготовке кадров. Ряд предприятий внедряют комплекс CAD/CAM/CAE/PDM, то есть автоматизированные системы проектирования и конструирования, технологической подготовки производства и управления   инженерными данными. Традиционно наиболее развитой сферой информатизации на предприятиях являются системы автоматизированного проектирования. Нижегородская промышленность была пионером САПР в стране и сейчас демонстрирует примеры успешного внедрения ИПИ-технологии на предприятиях промышленности области различных отраслей.

Полученный в оборонной промышленности опыт применения ИПИ-технологий для решения проблем повышения качества и конкурентоспособности наукоемкой продукции начинает применяться и в гражданских отраслях промышленности: атомной энергетике, автомобильной, станкостроительной и химической отраслях промышленности.

  • Непроизводственная сфера, банковский сектор.

В настоящее время в Нижегородской области начата работа по совершенствованию системы информационного обеспечения размещения государственного и муниципального заказа в рамках работы Минэкономразвития России по созданию Единой информационной системы госзакупок.

В настоящее время официальный Интернет-сайт Нижегородской области является официальным Интернет-источником опубликования материалов о проводимых органами исполнительной власти конкурсах (раздел «Конкурсы, объявления»), а также об итогах конкурсов. До конца 2005 года в Нижегородской области будет создан портал государственных закупок, который будет объединять информацию о проводимых органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления закупках.

В Нижегородской области существует ряд электронных торговых площадок: http://auction.nn.ru/, http://btu.ru/, http://www.trade.nnov.ru/, http://www.nnx.ru/, в Интернет-пространстве Нижегородской области работают более 300 Интернет-магазинов.

Ряд банков области предоставляют клиентам услугу Интернет-банкинг, открытие счета онлайн, получение форм для заполнения для пользования услугами банков, граждане могут производить оплату коммунальных услуг с использованием сети Интернет.

В настоящее время Волго-Вятским банком Сбербанка РФ создана сеть, связывающая в единое телекоммуникационное пространство подразделения банка. Основным оператором связи для ВВБ на территории г.Н.Новгорода является ЗАО «Нижегородские информационные сети». В рамках долгосрочного сотрудничества с ЗАО «НИС» банк построил систему телекоммуникаций на базе современных оптоволоконных и сетевых технологий. Возможности сети позволяют удовлетворить текущие потребности банка в передаче информации и послужить основой для внедрения новых технологий. В настоящее время 97 подразделений банка объединяются оптической сетью протяженностью около 180 км, по которой организована передача данных со скоростями 10 Мбит/с (Ethernet), 100 Мбит/с (Fast Ethernet)и 155 Мбит/с (АТМ).

В почтамтах УФПС Нижегородской области реализуется  пилотный проект «Внедрение Технологии электронного документооборота в процессе организации выплаты и доставки пенсий.

Внедрение новой Технологии электронного документооборота позволяет снизить трудозатраты и повысить уровень автоматизации процесса доставки пенсий и пособий федерального и областного уровня, и за счет этого оказывать пенсионерам и Пенсионному фонду качественно новый вид услуги.

Пилотный проект «Внедрение Технологии электронного документооборота в процессе организации доставки пенсий» реализуется в Нижегородской области соответствии с графиком, согласованным с Пенсионным Фондом России. По состоянию на 01.12.05г. на Технологию электронного документооборота переведено двадцать районов, в которых проживает более половины всех обслуживаемых Почтой пенсионеров области. Перевод на новую технологию оставшейся части завершится в 1 квартале 2006 года.

В Нижегородской области реализуется пилотный проект «Создание системы обслуживания банковских пластиковых карт на базе отделений почтовой связи УФПС Нижегородской области.

Цель проекта – дальнейшее развитие спектра услуг, оказываемых почтой. В ходе проекта сформирована сеть обслуживания пластиковых карт девяти банков региона, в том числе установлено 11 банкоматов. В результате проведенной работы Почта предоставила клиентам банков качественно новый вид обслуживания – возможность круглосуточного получения наличных денег по пластиковым картам в банкоматах отделений почтовой связи.

  • Состояние работ по информатизации муниципальных образований.

Органы местного самоуправления Нижегородской области существенно различаются по уровню информатизации.  Информационно-технические службы функционируют в 40% районных администраций. 50% районных администраций недостаточно оснащены компьютерной техникой, что связано, прежде всего, с отсутствием возможности финансирования данного направления расходов. В 30% районных администраций отсутствуют локальные вычислительные сети, в 25% – отсутствует доступ к сети Интернет. Большинство районных администраций использует устаревшее системное и офисное программное обеспечение.

Органы исполнительной власти области реализуют ряд проектов в сфере информатизации в участием органов местного самоуправления:


1.      Создание единой системы электронного документооборота в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления Нижегородской области. Системой охвачены все органы местного самоуправления;
2.      Подключение органов местного самоуправления к корпоративной локальной сети органов исполнительной власти по каналам «ГАС-Выборы»;
3.      Совершенствование системы обмена электронной почтой между органами власти и местного самоуправления: определена схема получения электронной почты органами местного самоуправления с использованием каналов связи и передачи информации системы ГАС «Выборы»; разработаны соответствующие регламенты и порядок подключения к единому почтовому серверу.
4.      Поддержка и развитие  корпоративного Интранет-ресурса в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления Нижегородской области;
5.      Внедрение электронной цифровой подписи для единой системы электронного документооборота в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления Нижегородской области. В 2006 году ЭЦП будет внедрена во все органы местного самоуправления;
6.      Создание программно-технического комплекса системы персонального учета населения Нижегородской области. В 2006 году примерно в 30% районов области будут созданы компоненты системы.
7.      Развитие информационной системы казначейского исполнения бюджета. 100% районов области охвачены системой.
8.      Разработка программного обеспечения для органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
9.      Разработка и внедрение в органы местного самоуправления программного обеспечения по автоматизации подготовки и сбора данных по учету численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе; по учету организаций, ведущих воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе;
10.   Подготовка кадров органов власти в сфере информатизации.

  • Социально-экономические результаты применения ИКТ в регионе.

В органах управления областью созданы элементы ситуационного центра.

Достигнуто качественное улучшение системы управления в области социальной защиты населения.

В Нижегородской области 100%-ная компьютеризация школ. Соотношение количества учеников средней школы на один современный компьютер – примерно 55 чел.

Создана эффективная система мониторинга здоровья населения.

Расширена возможность пользования качественно новыми библиотечными услугами районных централизованных библиотечных систем.

Улучшена ситуация с оснащенностью сети государственных музеев региона и муниципальных музеев необходимой компьютерной техникой, две трети государственных музеев подключены к Интернет и т.д.

  • Финансирование и бюджетная политика администрации региона в сфере ИКТ.

Создание, развитие и обеспечение функционирования информационных систем, ресурсов и технологий органов исполнительной власти на данном этапе осуществляется в рамках плана мероприятий по информатизации органов исполнительной власти, утверждаемого Губернатором Нижегородской области. Приоритеты и порядок финансирования проектов определяются по результатам оценки возможного экономического эффекта и социальной значимости их реализации.

Ежегодно увеличивается объем средств, привлекаемых из федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ. Привлекаются средства внебюджетных источников (около 7% от общего объема средств).

  • Степень обеспечения доступа граждан к государственным информационным ресурсам, создание условий для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества.

В Нижегородской области создаются условия для построения эффективного взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества. Для этих целей в области органами исполнительной власти реализуются следующие проекты:


- развитие официального Интернет-портала Нижегородской области www.government.nnov.ru; В рамках портала работает Интернет-приемная Губернатора Нижегородской области; 
-     Развитие инвестиционного портала Нижегородской области http://www.invest-partner.nnov.ru/.
-     Создание публичных центров правовой информации на базе районных библиотек.
-     Разрабатывается технический проект «Социальная карта» в рамках создания в Нижегородской области системы персонального учета населения, «Социальный регистр населения».
-     Внедрение информационной системы «Портал государственных закупок органов исполнительной и муниципальной власти Нижегородской области;
и другие.
  • Оценка состояния работ по обеспечению информационной безопасности региона.

Решение задачи обеспечения информационной безопасности при внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти предусматривает ряд различных мероприятий, в т.ч.:


- создание защищённой корпоративной сети органов государственной власти Нижегородской области.
- подключение органов местного самоуправления к создаваемой защищенной корпоративной сети органов государственной власти;
- внедрение электронной цифровой подписи в органы госвласти и органы местного самоуправления;
- защита информации конфиденциального характера в органах государственной власти Нижегородской области.

Одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению информационной безопасности является защита информации конфиденциального характера в органах государственной власти Нижегородской области.

В целях реализации данного направления создана нормативная база для обоснованного проведения мероприятий по защите конфиденциальной информации в органах государственной власти Нижегородской области (Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 24.09.2004 №1096-р «Об утверждении Временного перечня сведений конфиденциального характера, используемых в работе органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области»; Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 24.09.2004 №1097-р «Об утверждении Положения о порядке обращения со сведениями конфиденциального характера в органах государственной власти Нижегородской области, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области»).

Органы власти области используют электронную цифровую подпись в рамках ПК «Казначейская система исполнения бюджета». Использование электронной цифровой подписи в органах госвласти расширяется - идет подготовительная работа по внедрению электронной цифровой подписи в единую систему электронного документооборота органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления.

  • Взаимодействие по вопросам информатизации региона с федеральными органами государственной власти, с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления.

Информатизация Нижегородской области проходит в рамках федеральных целевых программ. Реализация проектов по внедрению информационно-коммуникационных технологий ведется в Нижегородской области в соответствии с Соглашением о сотрудничестве по развитию информационных технологий и связи между Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и Правительством Нижегородской области (подписано в 2005 году) и Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия» между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительством Нижегородской области (подписано в 2003 году). Нижегородская область выступает опорной зоной для внедрения приоритетных проектов в рамках федеральных программ, а также признана правительством РФ одним из приоритетных регионов для создания инновационно-технологического парка.

Органы исполнительной власти области реализуют ряд проектов с участием органов местного самоуправления (см. выше.).

  • Приоритетные направления информатизации региона на ближайшую перспективу.

Разработка комплексной программы информатизации Нижегородской области на 2006-2010гг. «Электронное Правительство» и ряда нормативно-правовых документов, регламентирующих использование информационных технологий на территории области.

Создание и развитие региональных учетных систем, т.е. систем, обеспечивающих ведение юридически значимого электронного административного учёта  сведений о субъектах, их административных статусах, правах, обязанностях и совершенных ими действиях, а также об объектах, в т.ч.:


-          персонального учета населения, включая осуществление проектов, предназначенных для создания системы адресного предоставления социальной помощи, услуг ЖКХ  и иных государственных и муниципальных услуг;
-          реестров/регистров юридических лиц, лицензий, разрешений, прав, договоров, соглашений;  систем кадастрового учёта объектов недвижимости, государственных закупок продукции и услуг.

Обеспечение прав граждан на доступ к информации органов исполнительной власти Нижегородской области органов местного самоуправления.

  • Трудности и проблемы развития информатизации региона и возможные пути их решения.

-        недостаточное развитие нормативно-правовой базы РФ и региона по применению информационно-коммуникационных технологий для решения управленческих задач. В настоящее время в области формируется региональная нормативная база в сфере информатизации: разработан и принят областным законодательным собранием в первом чтении законопроект Нижегородской области «Об информатизации и информационных ресурсах Нижегородской области», идет разработка других нормативных правовых документов;


-        разобщенность существующих информационных систем, недостаточное развитие локальных сетей – в области идет реализация проектов, направленных на межведомственное взаимодействие, проводится комплекс работ по созданию защищенной корпоративной сети органов исполнительной власти Нижегородской области;
-        межведомственные барьеры, затрудняющие обмен и использование данных, обусловленные действующим законодательством (например, при осуществлении обмена персональными данными);
-        недостаточная подготовка кадров для использования ИКТ – реализуются специальные программы и проекты подготовки кадров;
-        организационные сложности при проведении мероприятий информатизации в органах местного самоуправления, обусловленные законодательными, финансовыми, кадровыми и имидживыми проблемами в области информатизации.
  • Предложения региона по повышению эффективности государственной политики в сфере ИКТ на региональном уровне. Какие нормативные правовые и нормативно-технические акты в сфере ИКТ должны быть разработаны в первую очередь на федеральном уровне для существенного ускорения работ на региональном и муниципальном уровне?

Некоторые вопросы, связанные с региональной информатизацией, не могут быть урегулированы в настоящее время на региональном уровне в связи с тем, что в настоящее время отсутствует ряд крайне важных федеральных законов, принятие которых предусмотрено действующим законодательством: о персональных данных или информации персонального характера, о праве на информацию, об электронном документе, о государственных информационных ресурсах и другие.

  • Другая информация, характеризующая использование информационных технологий в регионе, например, результаты участия региона в конкурсах на лучший проект в сфере ИКТ и т.п.

Итоги конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ-2005»

Нижегородская область заняла первое место в итоговой интегральной номинации конкурса - "Лучший регион в сфере ИКТ" во второй группе регионов - с уровнем развития выше среднего.

По итогам конкурса региональных проектов Нижегородской области присвоено второе место в номинации «Использование ИКТ для взаимодействия государства и общества» (проект «Создание экологического геоинформационного сервера Нижегородской области», разработчик проекта - комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области).

Также Нижегородской области присвоены следующие места по номинациям:


- 15 место по номинации  «ИКТ и качество государственного управления».
- 13 место по номинации  «Использование ИКТ для взаимодействия государства и общества» (в 2003 году – 23 место по номинации «Доступность ИКТ»).
- 13 место по номинации «Институты общественной поддержки развития информационного общества».
- 15 место по номинации «ИКТ в социальной сфере» (в 2003 году по номинациям «ИКТ в культуре» – 16 место, «ИКТ в медицине» – 23 место, ИКТ в образовании – 29 место). Представленный в данной номинации региональный проект «Социальная помощь» занял 11 место (разработчик проекта - департамент социальной защиты, труда и занятости Нижегородской области).
- 10 место в номинации «ИКТ в бизнесе».
- 4 место по номинации «Человеческий капитал» (5 место в 2003 году).
- 17 место в номинации «Деловая среда».
- 7 место в номинации «Развитие ИКТ-сектора».

2. Общие сведения о регионе

2.1. Административно-территориальное деление

Тип административно-территориальной единицы

Количество

районов

48

городов областного подчинения

4

2.2. Общая площадь (тыс. кв. км)

76.7

2.3. Количество муниципальных образований в регионе

662

2.4. Население (тыс. чел.)

Общая

численность

Плотность

(чел./кв. км)

% городского

населения

Трудоспособное

население

Среднедушевой денежный доход в месяц

(руб.)

3445,3

45,0

78.4%

2117,4

5250

2.5. Экономика и финансы

2.5.1. Валовой региональный продукт – ВРП (млн. руб.)

ВРП

270740 (1)

в том числе, созданный:

 

- в информационной сфере

 

- в сфере связи

6242,4

2.5.2. Бюджет региона (млн. руб.), 2005г.

Консолидированный бюджет региона,

33 998

  в том числе:

 

- региональный

20 950

- муниципальный

13 048

2.5.3. Основные отрасли хозяйства региона

Отрасль

Валовой выпуск продукции

(млн. руб.), 2004г.

Промышленность

227499,2(2)

Торговля

28778,4 (1)

Транспорт и связь

59250,4

Строительство

20650,1

Сельское хозяйство

23852,9(2)

(1) – оценка Министерства экономики Нижегородской области;

(2) – предварительные данные статистики.

2.5.4. Объём налоговых поступлений в региональный бюджет от ИКТ

 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

(прогноз)

Общий объём налоговых поступлений

-

-

-

в том числе:      в сфере связи

-

-

-

                          в сфере ИТ

-

-

-

2.6. Реквизиты Администрации региона (Аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области)

Почтовый адрес

603082, г.Н.Новгород, Кремль, корпус 1

Телефон

(8312)19-72-18

Факс

 

E-mail

belov@agp.kreml.nnov.ru

http://www

www.government.nnov.ru

Глава региона

Официальная должность

(Губернатор, Глава администрации или др.)

Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства Нижегородской области

Ф.И.О.

Шанцев Валерий Павлинович

Телефон

(8312) 19-73-00

Факс

(8312) 39-00-48

E-mail

official@gubernator.kreml.nnov.ru

http://www

www.government.nnov.ru

 

3. Организация работ по информатизации региона

3.1. Представитель руководства региона, курирующий работы по информатизации региона

Ф.И.О.

Белов Леонид Александрович

Должность

Руководитель аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области

Телефон

(8312)19-72-18

Факс

(8312)19-72-18

E-mail

belov@agp.kreml.nnov.ru

 

Ф.И.О.

Лимаренко Валерий Игоревич

Должность

Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству

Телефон

(8312)11-69-35

Факс

(8312)11-69-35

E-mail

official@str.kreml.nnov.ru

3.2. Структурное подразделение (орган) по информатизации региона

Наименование

Управление информатизации аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области

Ф.И.О. руководителя

Богдалова Майя Камильевна

Телефон

(8312)33-09-60

Факс

(8312)37-33-57

E-mail

bogdalova@inform.kreml.nnov.ru

 

Наименование

Комитет информационных технологий и связи Нижегородской области

Ф.И.О. руководителя

Плетнев Петр Михайлович

Телефон

(8312)78-04-33

Факс

(8312)78-04-33

E-mail

kits@pbox.nnov.ru

3.3. Наличие Концепции информатизации региона

Имеется (номер, дата, название нормативного акта об утверждении). Ведётся разработка. Отсутствует.

«О концепции создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области», утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2002 г. N 145

«Концепция создания электронного правительства Нижегородской области», утверждена распоряжением Правительства Нижегородской области от 03 июня 2004 г. №304-р

3.4. Наличие Программы информатизации региона

Имеется (название, номер и дата нормативного акта об утверждении). Ведётся разработка. Отсутствует.

Ведется разработка

3.5. Участие региона в реализации мероприятий Федеральных целевых программ в сфере ИКТ

№ и наименование мероприятия и Программы

Выполняемая работа

Документ, подтверждающий участие в ФЦП

1. ФЦП «Электронная Россия»

Создание экоинформационного ГИС-сервера.

Договор от 19.08.05 г. № ЭР-РК.06.10 "О финансировании в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу"

Создание системы персонального учета населения Нижегородской области

ДОГОВОР № ЭР - РК.06.10

о финансировании в рамках федеральной целевой программы "Электронная

Россия (2002-2010 годы)" инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу от 19 августа 2005г.

Реализация на территории Нижегородской области проекта «Киберпочта»

-

Создание портала государственных закупок органов исполнительной и муниципальной власти в Нижегородской области

Протокол согласования объемов работ в рамках реализации в 2005г. проекта «Развитие информационной системы «Портал государственных закупок»

2. ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды»

Развитие единой образовательной среды в Нижегородской области

-

3. ФЦП «Культура России» (2001-2005)

Сохранение Архивного фонда Нижегородской области

Государственный контракт №118 от 20.09.2004г. На выполнение работ в рамках подпрограммы «Архивы России» ФЦП «Культура России (2001-2005гг.)» на 2004г.;

Государственный контракт №09-115/137 от 08.09.2004г. По построению ЛВС для комитета по делам архивов Нижегородской области и ГУ УАНО в рамках подпрограммы «Архивы России» ФЦП «Культура России (2001-2005гг.)».

3.6. Перечень организаций, участвующих в работах по информатизации региона (по программам информатизации)



п/п


Полное наименование,
реквизиты


Ведомственная принадлежность
(организационно-правовая форма, страна)


Выполняемые работы
по информатизации региона

1

2

3

4

1.

ОАО «Центр компьютерных разработок»

ОАО, Россия

Внедрение системы электронного документооборота

2.

ЗАО «Прогноз»

ЗАО, Россия

Создание информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Нижегородской области

3.

Центр геоинформационных исследований Института географии Российской академии наук (ЦГИ ИГ РАН)

Россия

Создание экоинформационного ГИС-сервера

4.

ЗАО ИВЦ Инсофт

ЗАО, Россия

Создание системы персонального учета населения  Нижегородской области

5.

ООО «Бюджетные Финансовые Технологии»

ООО, Россия

Создание программного комплекса для формирования системы управления бюджетным процессом и автоматизации финансово-казначейских расчетов Министерства финансов Нижегородской области

6.

Открытая библиотечная корпорация «Либер»

Россия

Создание сети публичных центров правовой информации на базе библиотек районов Нижегородской области

7.

УСП «Компьюлинк»

Россия

Создание и внедрение в Нижегородской области информационной системы «Портал государственных закупок органов исполнительной и муниципальной власти»

 

4. Перечень действующих законодательных и нормативных актов региона, имеющих  ключевое значение для развития информатизации региона

Наименование документа

№ и дата принятия.

Кем принят

Закон Нижегородской области «Об информатизации и информационных ресурсах Нижегородской области»

 

«О внедрении системы персонального учета населения»

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 19.07.2005  №631-р

«Об утверждении плана мероприятий по информатизации органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области, и органов местного самоуправления Нижегородской области на 2006 год»

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 17.06.2005  №466-р

 «Об информатизации органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области, и органов местного самоуправления Нижегородской области на 2005 год».

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 29.10.2004 №1220-р

 «О формировании объединенного (корпоративного) Интранет-сайта органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления»

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 09.06.2004 №636-р

 «О мерах по унификации электронной почты»

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 7 декабря 2004 года №1388-р

 «Об утверждении Концепции электронного правительства Нижегородской области»

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 03.06.2004 N304-р

 «О совершенствовании работы по регистрации (учету) избирателей, участников референдума в Нижегородской области с изменениями, внесенными: распоряжением Губернатора Нижегородской области от 09.07.2004 № 782-р

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 29.03.2004 №296-р

 «Об утверждении Положений о межведомственной комиссии по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области, и об экспертном совете по проблемам информатизации»

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 29.03.2004 N153-р

Об участии в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" на территории Нижегородской области в 2003 - 2010 годах

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 25.02.2003 N108-р

 «О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области»

Постановление Правительства Нижегородской области от 2.12.2003 N351

 «О внедрении системы электронного документооборота»

Распоряжение Губернатора 23.09.2003 года №995-р

 «О локальной сети»

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 1.7.2002 N351-р

 «Об участии Нижегородской области в создании автоматизированной системы «Государственный регистр населения»

Распоряжение Законодательного Собрания Нижегородской области от 19.3.2001 N72-р/418-р

 

7. Программно-техническое, телекоммуникационное и информационное обеспечение

7.1. Информатизация органов власти региона

Уровень органов власти

Кол-во органов власти

Численность основного персонала

Кол-во органов власти,
имеющих АИС

Кол-во АИС
по основной деятельности

Кол-во ЭВМ

Кол-во ЛВС

Кол-во, органов власти, имеющих подразделения по информатизации

всего

в т. ч.  ПЭВМ

всего

в т.ч. взаимос
вязанные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Федеральные

6

-

-

-

-

-

-

-

-

Региональные (органы исполнительной власти)

36

2268

6

10

2127

2107

17

 

17

Муниципальные

51

5269

-

-

1413

1397

37

-

17

7.2. Количество ЭВМ в регионе (шт.)

Всего,

 

      в том числе,  ПЭВМ

126923*

* - по кругу обследованных в 2005 году предприятий Нижегородской области (обследованием охвачено 3169 крупных и средних предприятий и организаций  Нижегородской области).

7.3. Используемые операционные системы

7.3.1. Компьютерные

Тип общесистемного программного обеспечения

Доля отдельных типов, %

MS DOS

-

MS Windows

98

Unix

Менее 1

Linux

Менее 1

Другие

1

7.3.2. Сетевые

Тип общесистемного программного обеспечения

Доля отдельных типов, %

Windows

85

Linux (Unix - системы)

15

7.3.3. Доля (%) органов власти и бюджетных учреждений, подключенных к сети Интернет

Органы власти

100%

Бюджетные учреждения

70%

7.4. Наличие административной региональной компьютерной сети в регионе

Наличие сети (да, нет)

Количество пользователей

да

-

7.5. Наличие ВОЛС в регионе

Наличие сети (да, нет)

Протяженность (км)

да

1200

7.6. Информационные ресурсы

7.6.1. Количество информационных ресурсов (баз данных), функционирующих в органах государственной власти и органах местного самоуправления в регионе

Общее количество информационных ресурсов (баз данных),  всего

 

в том числе:

 

    в территориальных подразделениях федеральных органов власти

-

    в региональных органах  управления

62

    в органах местного самоуправления

23

7.6.2. Количество информационных ресурсов (баз данных), функционирующих в органах государственной власти и органах местного самоуправления в регионе по степени доступа

Общедоступные базы данных

8

Базы данных коллективного (межведомственного) пользования

43

Локальные базы данных

15

7.6.3. Наличие основных кадастров и регистров (да, нет)

Земельный кадастр

нет

Кадастр объектов недвижимости

да

Регистр прав на объекты недвижимости

да

Регистр юридических лиц

да

Регистр населения

да

Другие кадастры и регистры

да

7.6.4. Количество объектно-ориентированных баз данных, основным объектом учета которых является:

население

10

юридические лица

14

объекты недвижимости

3

земельные участки

3

другое (указать)

-

7.6.5. Количество баз данных в основных функциональных комплексах

Стратегического развития (аналитические базы данных)

1

Экономика

11

Бюджетно-финансовый

4

Социальная помощь

6

Образование

7

Здравоохранение

7

Культура и искусство

13

ЖКХ

4

Управление имуществом

5

Природные ресурсы и экология

3

7.6.6. Количество документальных баз данных

Общее количество баз данных (всего)

63

в том числе:

 

    базы данных нормативной правовой информации

2

    базы данных научно-технической информации и архивов

13

7.6.7. Наличие региональной системы регистрации информационных ресурсов

Наличие системы регистрации (да, нет)

Количество зарегистрированных в ней информационных ресурсов (баз данных)

Нет, разрабатывается

 

7.6.8. Наличие единой системы классификаторов и словарей (да, нет)

Наличие единой системы (да, нет)

Количество входящих в нее классификаторов и словарей

всего

общероссийских

региональных

да

33

32

1

8. Использование ИКТ населением

8.1.

Количество общественных пунктов доступа граждан к сети Интернет (действующих/создаваемых)

393

8.2.

Общее количество компьютеров в общественных пунктах доступа (шт.)

-

8.3.

Среднее количество пользователей общественных пунктов доступа (чел. в мес.)

Более 10 000

8.4.

Оценка количества “домашних” компьютеров в регионе (шт.)

-

8.5.

Количество пользователей Интернет в регионе (чел.)

400000

8.6.

Количество организаций-операторов, имеющих лицензии на предоставление услуг по передаче данных и телематических услуг

303

8.7.

Охват населения различными формами дистанционного образования (чел.)

Ученики более 1000 школ

8.8.

Сколько человек получили консультации или лечение с использованием методов и средств телемедицины (чел.)

-

8.9.

Количество пользователей мобильной связи (тыс. чел.)

2291902

8.10

Плотность телефонных аппаратов фиксированной электросвязи (ТА/100 чел.)

26,7

8.11.

Количество удостоверяющих центров электронной подписи в регионе

3

8.12.

Количество жителей региона, использующих электронную цифровую подпись при оформлении личных документов (чел.)

-

8.13.

Применение в регионе систем пластиковых (платёжных) карт

+

 

Наименование системы пластиковых (платёжных) карт

Масштаб использования населением пластиковых карт (чел.), по данным на 01.07.2005

1. Union Card

238 960

2. АС Сберкарт

234 376

3. VISA International

228 901

4. MasterCard Int.

151 941

5. STB Card

93 757

6. Золотая Корона

71 297

7. MG Card

17 353

8. Авточип

5 428

9. Саровбизнесбанк

3 591

9. Обеспечение информационной безопасности

 п/п

Тематика мер

по обеспечению безопасности ИТ

Уровень органов управления

Федеральный

Региональный

Муниципальный

1

2

3

4

5

9.1.

Доля (% от общего количества) органов управления, имеющих штатные подразделения по  защите сетей и систем 

-

-

-

9.2.

Доля (% от общего количества) органов управления, имеющих нормативные правовые акты и документы по обработке, хранению и передаче  защищаемой информации

-

-

-

9.3.

Доля (% от общего количества) органов управления, которые имеют «Аттестат соответствия» сети, требованиям НД по защите

-

-

-

9.4.

Доля (% от общего количества) органов управления, которые имеют  защищенные системы информатизации и сети связи от:

-

-

-

 

9.4.1. Угроз поражающих факторов (физических, механических, электромагнитных, информационных)

-

-

-

 

9.4.2. Угроз технических разведок

-

-

-

 

9.4.3. Компьютерных правонарушений

-

-

-

 

9.4.4. Угроз дестабилизирующих факторов (политического, экономического, психологического характера)

-

-

-

9.5.

Доля  типовых  средств защиты  и контроля функционирования сетей и систем  органов управления (% от общего количества применяемых средств защиты)

-

30%

2%

9.6.

Общее количество центров (лабораторий), осуществляющих сертификацию средств связи и информатизации

-

-

-

9.7.

Наличие в регионе типовых рекомендаций по  физической защите зданий, помещений, сооружений и контролируемых зон сетей и систем

+

+

+

9.8.

Доля сетей и систем (% от общего количества), имеющих средства антивирусной защиты

-

90%

60%

10. Реализация принципов «Электронного правительства» в регионе

10.1. Какие из перечисленных ниже услуг органов власти для граждан доступны через Интернет в регионе и, если доступны, то в какой мере?


 п/п

Наименование услуги

Нет такой услуги в Сети

Публикация в Сети информации о порядке обращений

Одностороннее взаимодействие (получение форм)

Двустороннее взаимодействие (заполнение форм, включая идентификацию)

Осуществление услуги полностью через Интернет

10.1.1.

Подача декларации о подоходном налоге с уведомлением

-

+

+

-

-

10.1.2.

Услуги по поиску работы, предоставляемые государственными службами занятости

-

+

-

-

-

10.1.3.

Оформление заявлений на выплаты из социальных фондов

-

-

-

-

-

10.1.4.

Подача заявлений на выдачу персональных документов (паспорт, водительские права и др.)

-

-

-

-

-

10.1.5.

Подача заявлений в милицию (в случае ограбления и т.п.)

-

-

-

-

-

10.1.6.

Регистрация автомашин

-

+

-

-

-

10.1.7.

Подача заявлений на выдачу разрешений на строительные работы

 

+

-

-

-

10.1.8.

Подача заявлений на регистрацию по месту жительства

-

-

-

-

-

10.1.9.

Подача запросов по актам гражданского состояния

-

-

-

-

-

10.1.10.

Другое

-

+

+

-

-

10.2. Какие из перечисленных ниже общественных услуг для хозяйствующих субъектов доступны в сети в регионе и, если доступны, то в какой мере?

п/п

Наименование услуги

Нет такой услуги в сети

Публикация информации в сети

Одностороннее взаимодействие (получение форм)

Двустороннее взаимодействие (заполнение форм, включая идентификацию)

Осуществление услуги полностью

через Интернет

10.2.1.

Выплаты в фонды социального страхования за сотрудников

 

+

-

-

-

10.2.2.

По НДС: декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций и т.д.

 

-

-

-

+

10.2.3.

Регистрация (перерегистрация) новой компании

 

+

-

-

-

10.2.4.

Предоставление информации в статистические органы 

 

-

-

-

-

10.2.5.

Подача таможенных деклараций

 

+

-

-

-

10.2.6.

Получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды, включая отчетность

 

+

-

-

-

10.2.7.

Госзакупки

 

+

-

-

-

10.2.8.

Другие

 

+

-

-

-

10.3. Полнота представления на сайте информации об органах исполнительной власти региона

п/п

Варианты ответов

Графа для заполнения

10.3.1.

Информация отсутствует

 

10.3.2.

Представлены некоторые органы власти

 

10.3.3.

Представлены основные органы власти

 

10.3.4.

Представлена полная информация об органах власти

+

10.4. Доля государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде

Хозяйствующим субъектам

60%

Населению

50%

 

 

Дата создания страницы: 08.08.2006
Дата модификации страницы: 20.06.2011