Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

02.04.2008 15:032 апреля Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обратился с посланием Законодательному Собранию Нижегородской области

ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В.П.ШАНЦЕВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые нижегородцы!

Послание Губернатора Законодательному собранию – это форма подведения итогов нашей совместной работы за прошедший год и определения задач на ближайшую перспективу.

Страна вступила в новый этап своего развития. Состоялись выборы, которые стали во многом определяющими. Результаты, показанные Нижегородской областью, наглядно продемонстрировали отношение населения к власти, к нашей работе: реализуемые в регионе проекты и программы нашли понимание и отклик у жителей.

Подавляющее число нижегородцев поддержали сохранение стабильного курса развития государства, проводимого Владимиром Владимировичем Путиным.

Динамика участия нижегородцев в голосовании свидетельствует о том, что в области с каждым годом растет количество политически активных людей, сознательных граждан, и растет доверие населения к действующей власти.

 

Сохранение политического курса и общего экономического вектора развития России обеспечило стабильность в развитии ее регионов.

Качественно новой характеристикой стартовой позиции 2008 года является благоприятное для области формирование на федеральном уровне приоритетов внутренней политики.

В Концепции долгосрочного развития России целевым для государственной экономической политики выступает инновационный сценарий.

Это коренным образом меняет внешние условия (а они являются определяющими) для нашего региона, поскольку становятся сонаправленными с нашими стратегическими ориентирами.

Вы знаете, что с 2006 года, в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области, развитие научно-образовательного комплекса и инноваций является одним из трех стратегических фокусов, на которых сосредоточены действия Правительства.

Понятно, что внешние условия не изменятся мгновенно. Это будет процесс развития уже существующих и создания новых механизмов и институтов поддержки «новой экономики» - экономики знаний – и развитие человеческого капитала.

Наша совместная задача – добиться максимально выгодного использования этих изменений для реализации конкурентных преимуществ Нижегородской области, которые именно в этой сфере и находятся.

В соответствии с Концепцией долгосрочного развития России, реализация инновационного сценария повышает вероятность формирования зоны опережающего развития Поволжского макрорегиона, в который вместе с Самарской областью, республиками Татарстан и Башкортостан входит и наш регион.

При этом считаю, что его роль может быть существенно расширена по сравнению с той, которая отводится ему Федерацией в пространственном развитии России.

Мы будем участвовать не только в формировании Поволжского кластера автомобильных производств и производств автокомпонентов. У региона есть уникальные возможности по развитию российского судостроения, авиационного производства, атомной и ядерной энергетики, радиоэлектроники и производства электронной компонентной базы нового поколения.

Нижегородская область уже сегодня является одним из российских лидеров в производстве экспортоориентированного наукоемкого программного обеспечения. И это при том, что Россия в целом является практически чистым импортером информационных технологий.

Научно-технический потенциал нашего региона дает возможность формирования опережающего технологического задела, обеспечивающего создание на стыке различных областей знаний прорывных технологий.

Причем речь идет не только о производственных, но, например, и о высоких медицинских и био- технологиях.

Кроме этого, у нас есть намерение и реальная возможность развития Нижегородской агломерации как одного из важнейших элементов транспортно-логистической системы России по всем видам транспорта, включая воздушный и водный.

Для того чтобы обеспечить повышение значимости Нижегородской области в развитии России, нам необходимо поддерживать динамику ее развития на высоком уровне.

Итоги 2007 года свидетельствуют о продолжающемся экономическом росте, обеспечивающем стратегические параметры развития:

-экономический рост (по валовому региональному продукту) оценивается нашими экономистами на уровне 108%;

- индекс промышленного производства составил более 108%;

- темп роста инвестиций в основной капитал – более 116%;

- темп роста реальной заработной платы – около 114%;

- и реальных доходов населения - свыше 111%.

По совокупности двух последних лет мы выше среднероссийского уровня по темпам развития основного сектора экономики – промышленного производства. Почти 18% прироста у нас против 10% по Российской Федерации.

Нижегородская область обгоняет Россию по темпам ввода жилья – более 140% против почти 139%. Особенно ощутимый перевес при этом достигнут в 2007 году (127% против 119%). Также темп роста розничной торговли составил 36% за два года против 31% в Российской Федерации.

Мы существенно продвинулись в динамике бюджетной обеспеченности населения области: она выросла в 2 раза к уровню 2005 года. И мы на год раньше, чем планировали, преодолели рубеж среднего уровня по данному показателю в Приволжском Федеральном округе.

Поддержание в дальнейшей перспективе опережающих темпов развития – сложная задача, которая требует новых источников экономического роста.

Для такого крупного индустриального региона, как наш (по объему отгрузки обрабатывающих производств мы занимаем 1 место в Приволжском округе и 6 – в России), главным фактором конкурентоспособности экономики является технологическое перевооружение.

Эта многоаспектная и масштабная задача требует колоссальных инвестиций; поиска готовых или разработки новых технических и технологических решений; повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

При этом максимального эффекта здесь можно добиться только, параллельно развивая на должном современном уровне сектора экономики, формирующие производственную инфраструктуру – энергетику, транспорт, логистику.

Решение этой двуединой задачи – технологического перевооружения и создания соответствующей инфраструктуры – и определяет приоритеты нашей экономической политики.

Первый из них – повышение инвестиционной привлекательности области.

Одним из значимых результатов совместной работы Правительства и Законодательного Собрания стало присвоение нашему региону рейтинговым агентством «Эксперт» статуса территории с минимальными законодательными рисками для инвестора.

У нас создана четко регламентированная система быстрого принятия решений по инвестиционным проектам, которая позволит нарастить объем инвестиций по ним в ближайшие 3 года до 400 миллиардов рублей.

В рамках областного закона по поддержке инвестиционной деятельности, только в 2007 году статус приоритетных получили 13 крупных проектов нижегородских предприятий, направленные на модернизацию производственных мощностей. Общий объем финансирования составит более 17 миллиардов рублей.

Подтверждением эффективности работы по повышению инвестиционной привлекательности является появление в области в 2007 году крупных иностранных инвесторов, создающих здесь новые высокотехнологичные производства.

Это – итальянский автомобильный концерн Ивеко; швейцарская компания Либхерр, выпускающая строительную технику; бельгийская химическая компания Солвей; французская компания Валео – известный производитель автокомпонентов; финская компания Стора Энсо, специализирующаяся на целлюлозно-бумажном производстве, и другие.

В итоге в 2007 году значительно выросло поступление прямых иностранных инвестиций, темп роста которых увеличился почти в 3 раза к уровню 2006 года.

В дальнейшем наша инвестиционная политика будет сосредоточена на формировании инвестиционных территорий под реализацию крупномасштабных комплексных инфраструктурных проектов: технопарков, промышленных кластеров, индустриально-логистических парков и так далее.

И эта работа уже началась.

Мы приступили к созданию на территориях Кстовского района и города Дзержинска химического кластера, целью которого является максимальная переработка непосредственно в нашем регионе продукции строящегося завода по производству поливинилхлорида. Это совместный проект акционерного общества «Сибур» и бельгийской компании «Солвей».

На территориях городов Нижнего Новгорода и Дзержинска создается кластер автомобилестроения и автокомпонентов. Здесь будут размещены автосборочные производства – уже строится завод дорожной техники «Либхерр», – а также производства автокомпонентов, создание которых предусматривает совместный проект «Группы ГАЗ» и канадской компании «Магна».

Реализация подобных крупномасштабных проектов требует консолидации финансов на основе частно-государственного партнерства.

Наша работа сегодня направлена на привлечение федеральных средств через Инвестиционный фонд и Банк развития, а также – на привлечение частного капитала. По такой схеме планируется реализация ряда крупных проектов, в том числе:

– строительство северного обхода Нижнего Новгорода с мостовым переходом через Волгу;

– проект «Борская пойма», предусматривающий создание нового делового и рекреационного центра, а также индустриального парка;

– «Разработка Белбажского месторождения каменной соли», которая обеспечит необходимыми природными ресурсами наши химические производства.

Стимулируя инвестиционные процессы, мы не обойдемся без помощи законодателей.

Например, при работе с крупными инвесторами мы столкнулись с проблемой отсутствия достаточного количества земельных участков с инженерной подготовкой, что сдерживает динамику инвестиций.

Поэтому Правительство намерено выступить с инициативой внесения изменений в закон Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» с тем, чтобы:

- во-первых, предусмотреть в качестве одной из мер поддержки осуществление инженерной подготовки земельных участков за счет средств областного бюджета, на первоначальном этапе – по объектам агропромышленного комплекса;

- во-вторых, внести корректировку в определение сроков начала предоставления льгот.

Сегодня государственная поддержка оказывается с момента заключения инвестиционного соглашения. Инвестор, заключив его сроком, скажем, на 5 лет, 2-3 года из них тратит на оформление земли и проектные работы. Соответственно, в этот период он не может полноценно ею воспользоваться. Поэтому, чтобы расширить возможности инвестора, считаю целесообразным передвинуть срок предоставления льгот на момент начала воплощения проекта «в жизнь».

При реализации инфраструктурных проектов, имеющих линейно-протяженную структуру (газо- и нефтепроводы, линии электропередач, коммунальные сети, автомобильные дороги) возникает проблема отсутствия четкой процедуры установления публичных сервитутов.

Необходимо сформировать нормативную базу в этой сфере, чтобы, с одной стороны, упростить и ускорить процесс их установления, с другой – защитить землевладельцев и землепользователей от необоснованных действий по установлению сервитутов. А также определить порядок возмещения возникающих в связи с этим убытков.

Еще одна инициатива заключается в предложении предусмотреть в региональном законодательстве эффективный механизм резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд с целью реализации запланированного развития территорий.

Это тонкая и сложная работа, в которой мы надеемся на поддержку Законодательного собрания.

Ключевым направлением региональной экономической политики, которая должна обеспечить рост конкурентоспособности экономики, является развитие инновационной деятельности.

Оптимальное решение этой задачи заключается в обеспечении такого уровня инновационной активности и продуктивности, который бы позволил эффективно осуществлять технологическое обновление экономики региона. А также – обеспечивал положительный баланс внешнеторгового оборота области за счет растущего экспорта уникальных технологий, оборудования и научно-исследовательских услуг.

Реально воплощенные инновации – это результат взаимодействия научно-образовательного комплекса, который создает новые прикладные знания, осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и бизнеса, который внедряет эти разработки в производство.

Поэтому развитие инноваций должно строиться, в первую очередь, на поддержке фундаментальной и прикладной науки, стимулировании инновационной активности бизнеса и создании инфраструктуры для коммерциализации научных разработок в виде технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.

В этой сфере у нас уже есть определенные успешные решения.

Принят областной закон «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники». По итогам проведенного конкурса в 2007 году 19 победителей получили гранты на общую сумму 950 тысяч рублей.

Кроме того, в прошлом году заключено Соглашение между Правительством области и Российским фондом фундаментальных исследований о проведении в 2007-2010 годах совместного (регионального) конкурса проектов. В его рамках, на выплату грантов в 2008 году запланировано 30 миллионов рублей из областного и федерального бюджетов.

В настоящее время осуществляются два крупных проекта по созданию технопарков. А именно – технико-внедренческого Открытого технопарка в поселке Сатис на базе Федерального ядерного центра и технопарка информационных технологий «Анкудиновка». Отмечу, что они создаются при софинансировании из федерального бюджета и будут иметь статус международных, поскольку их резидентами собираются стать крупнейшие транснациональные корпорации.

В 2007 году начал работу «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» для предприятий малого бизнеса. 8 инновационно активных предприятий там уже размещено, и по шести из них в 2008 году планируется выход на рынок.

Создан региональный венчурный фонд инвестиций в наукоемкие малые предприятия с общим капиталом 280 миллионов рублей. Из них половина – средства частных инвесторов, привлеченных управляющей компанией Фонда, половина – бюджетные средства при паритетном участии федерального и областного бюджета.

По итогам 2007 года доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки нижегородских предприятий составила 2%. Это на сегодня среднероссийский уровень, но нас такая ситуация устроить не может.

Понятно, что все вышеназванные проекты еще не заработали на всю свою потенциальную возможность и эффект от них еще впереди.

В структуре финансирования научно-исследовательских работ подавляющая часть приходится на бюджетные средства и менее 35% - на внебюджетные источники, то есть на частный бизнес. Для сравнения, в развитых странах доля частных инвестиций составляет около 70%.

Исходя из этого, надо заинтересовать частный бизнес в использовании новых материалов и технологий, а следовательно, в их финансировании.

Наряду с федеральными мерами, которые планируются в этом направлении, необходимо на региональном уровне, во-первых, расширить государственную поддержку внедрения инноваций в части субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным для выпуска инновационной продукции. Во-вторых, разработать новые меры господдержки, например, по долевому участию регионального бюджета в финансировании сертификации инновационной продукции по соответствующим международным стандартам безопасности и качества.

Также необходимо разработать областную программу поддержки экспорта уникальных нижегородских технологий и инновационной продукции.

Кроме того надо создать Совет по технологиям, в рамках которого заинтересованные стороны, то есть власть, наука, бизнес и администрация технопарков, могли бы вырабатывать совместный оптимальный план действий по трансферу инновационных разработок, учитывая имеющиеся возможности и потребности. И определяли бы необходимость, целесообразность и эффективность мер государственной поддержки.

Уверен, что и Законодательное Собрание должно участвовать в этом Совете, чтобы «чувствовать момент» и заблаговременно формировать соответствующее региональное законодательное поле. Развитие инноваций – основной наш приоритет, и здесь нам нужны полное взаимопонимание и слаженность действий.

 

Необходимость обеспечения опережающих темпов экономического развития области определяет региональную политику по развитию поддерживающих секторов экономики.

Особенно остро стоит вопрос энергообеспечения. На начало 2008 года дефицит генерирующих мощностей составил 2 гВт, или 53% фактического электропотребления. Это значительно тормозит экономический рост. Учитывая стратегические планы развития региона, в ближайшие 5-7 лет дополнительная потребность в электрических мощностях практически удвоится (возрастет еще на 1,5-2 гВт).

Для решения данной проблемы в области планируется строительство двух крупных генерирующих источников – парогазовой теплоэлектроцентрали мощностью 900 мегаватт и атомной электростанции мощностью от двух с половиной до трех с половиной гВт. Этот вопрос уже согласован с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Росатомом. Оба проекта включены в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

Кроме того, в рамках Соглашения с РАО «ЕЭС России» разработана инвестиционная программа по строительству и реконструкции магистральных электрических сетей (220-500 кВ) на период до 2012 года. Объем финансирования составит более 17 миллиардов рублей.

Аналогичная ситуация по газоснабжению. По оценкам специалистов, к 2015 году ориентировочная потребность в газе будет в 2 раза превышать пропускную способность существующих сетей.

В связи с этим, в рамках Соглашения с компанией «Газпром», начато строительство новых газопроводов параллельно действующим транспортным магистралям и техническое перевооружение объектов транспорта газа.

Не менее важным для нас на сегодняшний день вопросом является развитие транспортной системы области. Нашей основной целью в этой сфере является создание транспортных развязок Нижегородского мегаполиса и превращение его в крупнейший транспортный узел России.

Здесь мы уже реализуем несколько крупных проектов:

1) южный и северный автомобильные обходы Нижнего Новгорода;

2) проекты, направленные на увеличение пропускной способности и эффективности сообщения железнодорожного транспорта на участке Москва-Нижний Новгород. В том числе – строительство высокоскоростной магистрали с участием японских специалистов;

3) модернизация международного аэропорта «Нижний Новгород», доведение его до уровня современных европейских требований.

Также в настоящее время реализуется проект дорожного обхода городов Балахны и Заволжье. Совместно с соседними регионами мы участвуем в строительстве моста через Оку в районе Навашино.

В ближайшие наши планы входит строительство еще одного моста через Волгу в районе Подновья, по которому уже начаты проектные работы.

Кроме того, в Приволжской столице активно идет развитие метрополитена.

В 2007 году объем инвестиций в дорожное строительство составил почти 3 миллиарда рублей. В 2008 году мы планируем увеличить финансирование в 1,5 раза.

В настоящее время, на основе реализуемой схемы развития транспортных магистралей, разрабатывается концепция формирования индустриально-логистического комплекса Нижегородской области, которая включает также оптимизацию таможенной инфраструктуры региона.

Данная концепция основана на кластерном принципе пространственного развития территории.

Индустриально-логистический комплекс будет сконцентрирован в трех основных функциональных зонах:

- первая – в районе поселка Доскино. Она будет включать в себя логистический парк с центром таможенного оформления и специализированный авиационно-терминальный комплекс.

Формирование этой зоны обусловлено развитием на прилегающих к ней территориях химического кластера, а также кластера автомобилестроения и производства автокомпонентов;

- вторая зона будет располагаться в районе поселка Большое Козино и будет включать терминально-логистический комплекс с грузовым речным портом и территорию кластера производства строительных материалов;

- третья зона будет находиться в районе города Кстово, где расположится комплекс товаров народного потребления.

Реализация этой концепции позволит вывести из городской черты Нижнего Новгорода основные грузопотоки железнодорожного и автомобильного транспорта и соответствующую логистическую инфраструктуру.

Это улучшит экологическую обстановку в областном центре и высвободит значительные земельные участки под градостроительное развитие.

Кроме того, создание на территории области одного из базовых терминалов корпоративной транспортно-логистической сети Российской железной дороги будет способствовать привлечению дополнительных грузопотоков и формированию сети дистрибуционных центров российских и зарубежных грузовладельцев.

И наконец, данная логистическая система в совокупности с развитием специализированных обслуживающих компаний позволит существенно повысить конкурентоспособность промышленных предприятий региона на основе применения современных технологий материально-технического снабжения.

Сегодня, в условиях усиления конкуренции, которое неизбежно вызовет вступление России во Всемирную торговую организацию, а также при существующем энергодефиците дальнейшее развитие экономики области зависит от того, насколько успешно будет решаться задача повышения эффективности использования ресурсов. В первую очередь, энергетических.

В настоящее время подготовлена и внесена на рассмотрение в Законодательное Собрание новая редакция регионального закона об энергосбережении. Считаю первостепенной задачей – принять его в ближайшее время.

У нас должен быть реальный механизм стимулирования создания и внедрения энергоэффективных технологий. А также – государственной поддержки производства альтернативных, в первую очередь, возобновляемых, источников топливно-энергетических ресурсов.

Приоритетным направлением остается реализация проектов энергоресурсосбережения в теплоэнергетике и в жилищно-коммунальном хозяйстве области.

Здесь уже идет работа по ряду направлений. Проводится реконструкция систем уличного освещения в городах и поселках, модернизация распределительных тепловых сетей. Разработана программа перевода котельных в северных районах на использование отходов деревообработки.

Потери ресурсов связаны с высокой степенью износа инженерной коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Необходимые финансовые ресурсы мы намерены привлекать из федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Потенциальный резерв области на ближайшие годы составляет более 6 миллиардов рублей.

Кроме того, региональным Правительством разработана концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс Нижегородской области», которая предусматривает использование частных инвестиций и ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Проблеме повышения ресурсоэффективности экономики созвучна задача снижения антропогенной нагрузки и внедрения природосберегающих технологий.

Скажу только о двух значимых направлениях работы Правительства в этой сфере.

Одно из них – реализация положений Киотского протокола в рамках Соглашения между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Нижегородской области.

В 2007 году были высажены хвойные деревья на площади 2,5 тысячи гектаров. Эта работа будет продолжена и в текущем году: Киотские леса будут созданы еще на площади 4 тысячи гектаров.

Второе направление заключается в организации системной работы по внедрению комплексной переработки твёрдых бытовых отходов. Готовить специалистов в данной сфере планируется при поддержке Евросоюза.

В настоящее время Правительство разрабатывает программу по сокращению числа полигонов и по переходу на новые технологии переработки отходов. В течение ближайших 3-5 лет их количество должно сократиться с 240 до 7.

В частности, мы объявили международный конкурс на право участия в реализации проекта по утилизации полигона Игумново. Инвестор, который по итогам конкурса будет допущен к его эксплуатации, должен будет в течение двух лет выполнить рекультивацию. А также – осуществить строительство новых площадок по технологии, которая будет впервые применена на территории региона, и установить комплекс механо-биологической переработки отходов.

На сегодняшний момент частные компании, которые специализируются на переработке мусора, уже инвестировали в эту сферу около 300 миллионов рублей. В 2008 году планируется привлечь около 1 миллиарда.

Кроме того, заключен ряд соглашений с крупнейшими европейскими компаниями по переработке твёрдых бытовых отходов, такими как Фаун, Ремондис и Отто. Основная их цель – обеспечение муниципальных образований необходимым оборудованием по сбору и утилизации мусора. Принципиальным станет отказ от сжигания отходов в пользу механико-биологического способа обработки.

Серьезнейшей проблемой при вступлении в ВТО станет вопрос конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Недавний всплеск цен на продовольствие на мировых рынках убедительно доказал, как важно заниматься сельским хозяйством на собственной территории, чтобы не допускать инфляционных потрясений и обеспечить продовольственную безопасность.

Сегодня мы вынуждены констатировать, что сельхозпроизводство региона не успевает за растущим потребительским спросом, и областной рынок сильно зависит от внешней конъюнктуры.

Область обеспечена мясом собственного производства всего лишь на 45-50%, а молоком – на 60-70%. А, например, в 1995 году производилось 70% от объемов потребления мяса и 85% –молока.

В принятой областной целевой программе по развитию агропромышленного комплекса поставлена задача обеспечить к 2012 году полуторакратный рост объемов сельхозпроизводства относительно 2007 года. А также выход не менее чем на 70-процентный уровень удовлетворения потребностей региона за счет собственной продукции.

Самые большие задачи по росту производства стоят перед теми сельхозпредприятиями, где динамика должна быть обеспечена за счет интенсификации производства, повышения продуктивности.

При этом, вводя интенсивные методы хозяйствования, нельзя забывать о том, что и в будущем земля должна будет кормить область. Поэтому сегодня мы увеличиваем масштабы использования ресурсосберегающих технологий.

В результате целенаправленной работы за год площади, на которых они применяются, увеличились в 1,5 раза. В дальнейшем темпы необходимо не только поддерживать, но и наращивать.

Мощным импульсом развития сельского хозяйства стала реализация в регионе приоритетного национального проекта. В его рамках, в 2006-2007 годах были проведены масштабные работы по строительству и реконструкции 60 животноводческих комплексов. На большинстве из них работы уже завершены.

Значительно улучшилась материально-техническая база предприятий. Важно, что у них появляется больше собственных ресурсов для развития производства, в том числе, благодаря проводимой реструктуризации хозяйств.

На эти цели в рамках национального проекта поступают большие средства. Финансирование из федерального бюджета в 2007 году было увеличено в 1,5 раза и составило около 850 миллионов рублей. Из областного бюджета было направлено около 2 миллиардов.

Большое развитие получила практика кредитования на селе. В 2007 году было привлечено льготных кредитов на сумму более 8 миллиардов рублей. Это на 20% больше, чем в 2006 году.

Важным фактором развития сельхозпредприятий является обеспечение их необходимыми энергоресурсами. Потребность каждого предприятия в дополнительных мощностях для развития производства исчисляется сотнями киловатт-часов.

Перед нами стоит задача выйти на баланс интересов энергетиков и сельхозпроизводителей, поскольку речь идет о продовольственной безопасности региона.

Необходимым условием развития сельхозпроизводства является создание современной высокотехнологичной инфраструктуры по транспортировке, хранению и переработке сельхозпродукции.

Сегодня наша область в значительной степени зависит от частного сектора, где производится от трети до половины основных видов животноводческой продукции. Однако на протяжении последних лет показатели в данном секторе неуклонно падают.

Исключение составляют фермерские хозяйства. Но фермерство пока не получило широкого распространения в регионе, и его доля в сельхозпроизводстве сейчас составляет менее двух процентов.

Предоставленная в рамках национального проекта дополнительная возможность получать льготный кредит на развитие собственного хозяйства – значима для каждой отдельно взятой семьи. Средний размер кредитов у тех, кто этим воспользовался, составляет порядка 150 тысяч рублей. Однако из каждых 100 личных подсобных хозяйств только 3 брали кредит. Поэтому на производстве в масштабах области результат пока не ощутим.

Мы должны обеспечить сельскому населению благоприятные исходные условия для производства сельхозпродукции, то есть доступность качественных семян, молодняка.

И особо следует уделить внимание возможности ее сбыта. Она должна беспрепятственно поступать на рынки области, а крестьяне – иметь ощутимый дополнительный доход. Надо сделать так, чтобы продовольственные рынки предоставляли дополнительные возможности доступа на прилавки продукции местного производства.

Мы отмечаем, что различные потребительские кооперативы создаются более активно, чем это планировалось 2 года назад. Однако говорить о прорыве пока не приходится. Снабженческо-сбытовые кооперативы, например, пока образованы по одному на 3-4 района. Далеко не каждый район имеет стационарный заготовительный пункт. Поэтому к закупке произведенной населением продукции должны активно подключаться сельхозорганизации и перерабатывающие предприятия.

Считаю целесообразным органам местного самоуправления предусмотреть в бюджетах средства на субсидирование личных подсобных хозяйств за сдачу молока и мяса.

Но и всех этих мер в совокупности будет недостаточно, если не обеспечить устойчивое развитие села, создания там условий для комфортного проживания людей.

Только в 2007 году на инфраструктурные проекты для села (в основном газо- и водоснабжение, сельские дороги) из областного бюджета было выделено 769 миллионов рублей, это в 3 раза больше, чем в 2006 году.

Правительство будет и дальше поддерживать развитие газификации и водоснабжения сельских территорий, строительство дорог, жилищное строительство на селе, прежде всего для специалистов сельского хозяйства и бюджетной сферы, привлекать молодежь, чтобы решить кадровые проблемы.

Из вышесказанного понятно, что в развитии экономики региона, мы «делаем ставку» на инновации, инвестиции и инфраструктуру.

Именно о них, прежде всего, говорил Дмитрий Анатольевич Медведев на форуме в Красноярске, когда обозначил 4 своеобразных «и», на которых необходимо сконцентрироваться в ближайшие годы.

Четвертой составляющей он назвал институты, в первую очередь, государственные, социальные. По словам Дмитрия Медведева, основной задачей, без которой немыслимо решение всех остальных, является реализация программы социального развития в нашей стране.

А это значит, что такая задача ставится перед каждым регионом.

На повышение качества жизни населения региона ориентирована бюджетная политика Правительства Нижегородской области.

В 2007 году, благодаря экономическому росту, достигнут значительный результат в динамике бюджетной обеспеченности. Темп роста к уровню 2006 года составил 137%. Относительно 2005 года обеспеченность увеличилась почти в 2 раза: с 11,8 до 23,8 тысяч рублей на человека.

В рейтинге регионов Приволжского Федерального округа по этому показателю область в 2007 году переместилась с 10-го на 5 место. При этом впервые был превышен средний по округу уровень обеспеченности.

В 2007 году в консолидированный бюджет области получено доходов в сумме более 80 миллиардов рублей, в том числе, свыше 19 миллиардов поступили дополнительно к первоначальному прогнозу.

Соответственно, расходы областного бюджета полностью обеспечены поступающими собственными доходами.

На протяжении всего года областной бюджет не допускал образования задолженности не только по оплате труда, но и по всем социальным статьям. Своевременно и в полном объеме исполнялись обязательства региона в части субсидий на поддержку сельхозпроизводства, межбюджетных трансфертов.

В 2008 году и на перспективу до 2010 года наша бюджетная политика будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета и повышение эффективности расходов.

Повышению устойчивости бюджетной системы региона будет способствовать совершенствование среднесрочного и внедрение долгосрочного финансового планирования.

Для создания условий самостоятельного исполнения муниципальными образованиями своих полномочий планируется использовать стимулирующие механизмы, а также меры, направленные на повышение бюджетной дисциплины.

Значительные резервы роста бюджетного обеспечения региональных полномочий заключены в оптимизации бюджетных расходов и ликвидации неэффективных. По нашим оценкам, например, сейчас объем неэффективных расходов в сфере образования составляет порядка 1 миллиарда рублей в год, в сфере здравоохранения – около 900 миллионов рублей.

Они, безусловно, должны быть ликвидированы. Сделать это можно за счет ускорения реструктуризации сети бюджетных учреждений, оптимизации структуры должностей и внедрения прогрессивных систем нормирования и оплаты труда.

Мы планируем провести инвентаризацию перечня бюджетных услуг, внедрить стандарты их качества и систему оценки потребности в них населения. А также – перейти на систему формирования государственных заданий или заказа на оказание бюджетной услуги.

На пути повышения эффективности власти и управления необходимо повысить качество принимаемых областных целевых программ в их увязке с выбранными стратегическими направлениями развития области, обеспечить экономическую эффективность и социальную результативность программно-целевого расходования бюджетных средств.

На реализацию 43 областных целевых программ в прошлом году было направлено более 10 миллиардов рублей, что почти в 10 раз больше, чем в 2006 году.

Государственные инвестиции в рамках программы развития социальной и инженерной инфраструктуры, по сравнению с 2006 годом, выросли в 6 раз – до 7 миллиардов. В 2007 году были построены 245 объектов и 69 – реконструированы. В районы области направляются инвестиции, по объему сопоставимые с годовыми бюджетами самих территорий.

Объем программы на 2008 год за счет всех источников финансирования составляет около 19 миллиардов рублей, в том числе из областного бюджета – свыше 12 миллиардов.

Решение масштабных задач развития области предъявляет новые требования к содержанию социальной политики. Это должна быть политика развития человеческого капитала.

На расширенном заседании Государственного совета Владимир Владимирович Путин отметил, что «развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный проект».

Эффективность региональной социальной политики, в конечном счете, измеряется привлекательностью области для проживания. Мы должны стремиться к тому, чтобы у наших людей не было потребности уезжать отсюда, а сюда стремились бы ехать квалифицированные рабочие и специалисты.

В этой связи следует отметить, что Нижегородская область в последние годы вошла в число регионов с устойчивым положительным сальдо миграции. Коэффициент миграционного прироста у нас выше, чем в среднем по стране.

Однако поток уезжающих из области все еще остается большим и сокращается очень медленно. В 2007 году область покинула 31 тысяча человек (всего лишь на 2% меньше, чем в 2006 году).

И, надо полагать, в этом потоке в основном были молодые, энергичные, перспективные специалисты. Те, кто нам сегодня очень здесь нужен, чтобы развивать экономику. Те, кого можно отнести к среднему классу – опорной и базовой группе граждан для позитивного развития общества.

Вопрос формирования среднего класса является на сегодняшний день очень актуальным. Не случайно одним из центральных пунктов долгосрочной стратегии страны является задача повышения доли среднего класса в структуре населения к 2020 году до 60-70 процентов, тогда как на сегодняшний момент она оценивается на уровне 20 процентов.

Задача, поставленная в масштабе страны, – это и задача региона. Причем для нас она более сложная, поскольку, по нашим оценкам, к среднему классу сейчас можно отнести не более 10 процентов населения области.

Следовательно, восходящая социальная мобильность у нас должна быть существенно выше российской. Поэтому мы ставим задачи ускоренного, по сравнению с Россией, роста доходов населения, создания условий доступности качественного образования, иных социальных услуг, существенный рост обеспеченности жильем.

По темпам роста доходов населения и темпам роста зарплаты мы уже сейчас начинаем опережать Россию. В 2007 году у нас доходы в действующих ценах увеличились на 25% по сравнению с 2006 годом, а в среднем по стране – почти на 23%. Зарплата выросла более чем на 27%, тогда как в России – на 26,7%. Однако этих темпов недостаточно, чтобы выйти на среднероссийский уровень оплаты труда.

Тем более, недостаточно в контексте задачи формирования среднего класса.

Всем нам известно, что хороший уровень образования и высокий профессионализм пока не являются гарантией того, что человек будет получать за свой труд достойную зарплату. Поэтому задача роста зарплаты в бюджетной сфере относится к числу первоочередных.

На ее решение направлена разработанная и утвержденная постановлением регионального Правительства Концепция повышения средней заработной платы работников бюджетной сферы до среднеобластного уровня.

Так, в 2008 году ставка 1 разряда Единой тарифной сетки для учреждений бюджетной сферы области повышена на 23%. В 2009 году минимальный размер оплаты труда будет доведен до 4 тысяч рублей.

При этом важно выстроить систему оплаты труда так, чтобы стимулировать и учреждения, и работающих в них специалистов на повышение качества оказываемых населению услуг. Сделать это возможно за счет введения прогрессивных методов оплаты труда.

Мы должны осуществить переход к отраслевой системе, которая будет учитывать квалификацию и профессиональный уровень работников бюджетной сферы.

Это повысит их заинтересованность в результатах труда и, как следствие, обеспечит более высокое качество предоставляемых услуг.

Также планируется поэтапный переход к одноканальному финансированию в здравоохранении и нормативно-подушевому – в образовании. В этом случае будет производиться оценка результатов деятельности учреждений бюджетной сферы, что тоже будет способствовать повышению качества услуг.

Тогда в бюджетных отчетах мы, в первую очередь, будем видеть не проценты исполнения доходов и расходов, а достигнутые результаты по снижению уровня заболеваемости, повышению образовательного уровня учащихся.

В этой связи хочу снова сослаться на выступление Дмитрия Анатольевича Медведева в Красноярске. По его словам, «главным объектом современной политики социального развития» должны стать «не конкретные отрасли социальной сферы, а каждый гражданин, каждая отдельная семья».

Как вы знаете, 2008 год объявлен в стране Годом семьи. Поддержка этого общественного института является важнейшей частью региональной социальной политики. В Нижегородской области разработан комплекс мер и мероприятий, направленных на повышение престижа семьи и семейного образа жизни, укрепление базовых семейных ценностей.

За последние годы в области много делалось для решения этих проблем. У нас действует один из лучших региональных законов в отношении многодетных семей.

Принята повышенная 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг. Мы одни из немногих регионов, где для матерей, воспитавших 5 и более детей и имеющих награды за материнские заслуги, дополнительно к пенсии предусмотрена ежемесячная выплата из средств областного бюджета, которая введена с 2007 года.

В области получают развитие семейные формы устройства детей-сирот. Только за 2007 год число детей, находящихся на воспитании в приемных семьях увеличилось почти в 10 раз (с 47 до 416).

Все это тем более важно в свете существующей демографической проблемы.

Сегодня в стране сложилась ситуация, которую Владимир Владимирович Путин назвал «позорной». Каждый второй мужчина «не имеет шансов дожить до 60 лет, а граждан России все еще становится меньше». В связи с этим в масштабах страны поставлена задача к 2020 году сократить уровень смертности в 1,5 раза. А среднюю продолжительность жизни увеличить до 75 лет.

Наша область относится к числу территорий с более высоким, чем в среднем по стране, процентом пожилого и старого населения.

Как следствие в регионе наблюдается более высокая, чем в среднем по России, смертность населения и более низкий уровень рождаемости.

Итоги 2007 года позволяют утверждать, что тенденция улучшения демографической ситуации в области, определенно, существует. За год число умерших сократилось почти на 4,5%, а число родившихся увеличилось на 7%.

Кроме того, в области растет число семей, имеющих более одного ребенка. В 2007 году среди новорожденных детей 40% были уже вторыми, третьими детьми в семье, тогда как, по данным органов соцзащиты, в 2002 году семей с одним ребенком было 73%.

Особенно хочется отметить явные позитивные изменения в демографической ситуации в сельской местности. В семьях сельчан в 2007 году детей родилось на 10,5% больше, чем в предыдущем году, смертность сократилась на 5,6%.

На коренное преобразование существующих в регионе демографических тенденций направлена также принятая в 2007 году концепция демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года. В ее рамках мы ставим задачу преодоления уже к 2010 году негативных показателей воспроизводства населения.

Безусловно, неотъемлемыми составляющими благополучия каждого человека, каждой семьи являются доступное, непрерывное образование, качественная медицинская помощь, комфортное жилье. Поэтому хотелось бы подробнее остановиться именно на этих важнейших направлениях.

По общему признанию, нижегородская система профессионального образования – одна из лучших в стране. И это действительно так. Но в свете долгосрочной стратегии развития страны встает вопрос: насколько она адекватна задаче формирования среднего класса?

Важнейшим его атрибутом является профессиональная состоятельность человека. Однако приходится признать, что многие выпускники наших вузов вынуждены дополнительно терять годы, прежде чем начать восхождение по профессиональной лестнице, только потому, что не могут найти работу по своей специальности.

Несоответствие направлений вузовской подготовки структуре экономики сегодня очевидно. И создается оно в основном за счет платного сектора. У нас сейчас из 180 тысяч студентов 80 тысяч обучаются по специальностям экономики и управления.

Но много ли коммерческих вузов готовят технических специалистов для наших предприятий? В результате, предприятиям не хватает профессиональных кадров, а выпускники идут работать менеджерами по продажам, а попросту говоря, - продавцами.

Мы обязаны общими усилиями найти выход из этой ситуации. Но решать проблему применительно к вузам существенно сложнее, чем, например, в начальном и среднем звене профессионального образования.

Хотя и в подготовке квалифицированных рабочих кадров существуют трудности. Их дефицит уже в ближайшем будущем может стать сдерживающим моментом экономического роста в регионе.

Но в данном секторе образовательной системы в наших руках больше рычагов управления. Министерство образования, ориентируясь на потребности регионального рынка труда, ежегодно корректирует объемы и профили подготовки.

Необходимо, чтобы крупные предприятия выступали заказчиками подготовки специалистов и инициировали обучение, например, на принципах частно-государственного партнерства.

Успешным примером такого подхода является проект «Рабочие нового поколения», который реализуется при поддержке компании «Базовый элемент». Его участники - Учебный центр «ГАЗа» и ряд профучилищ области.

Этот опыт можно было бы распространить и на систему высшего профессионального образования.

Особая роль в образовательной системе принадлежит школе. Именно на этом этапе происходит не только формирование системы знаний человека, но и закладываются основы его мировоззрения.

Сегодня очень важно, чтобы школа восстановила свой высокий образовательный и воспитательный потенциал.

Формально равная доступность школьного образования должна стать фактической. Практику репетиторства для освоения школьного курса надо свести к минимуму. Ученики должны получать необходимые знания непосредственно в школе и выходить из ее стен креативными, уверенными в себе, способными в дальнейшем освоить и развивать профессиональные знания и умения.

Эту задачу надо решать так же настойчиво, как сегодня мы решаем вопросы совершенствования материальной базы образовательных учреждений.

Расходы бюджета на образование возросли в 2,5 раза. Только за один 2007 год в строй введено 29 объектов. Столько раньше вводилось за 4 года. Кроме того, в текущем году запланировано строительство 21-го объекта. А показатель оснащения школ техническими средствами, компьютерной техникой несравним с тем, что было еще 3-4 года назад.

Условия для развития инновационной деятельности, создаваемые сегодня в образовательных учреждениях – гарантия конкурентоспособности их выпускникам.

Конечно, большой вклад сюда внесла реализация приоритетного национального проекта «Образование». Но и область делает много в этом направлении. Губернаторские гранты лучшим педагогам, распространение национального проекта на сферу дошкольного образования, а затем и на дополнительное – это вклад региона в развитие образовательных услуг для населения.

Национальный проект в сфере здравоохранения также привнес значимые позитивные изменения в качество жизни нижегородцев. Более 500 единиц дорогостоящего оборудования и санитарного автотранспорта, трехкратный рост оснащенности муниципальных учреждений – это весомый вклад проекта в жизненно важную сферу региона.

Наши врачи получили возможность оказывать медицинскую помощь высочайшего уровня. Недавно областные кардиохирурги провели уникальную операцию по имплантации сердечного электрокардиостимулятора только что родившемуся ребенку с нарушениями сердечной деятельности.

У областной медицины появились реальные шансы возродить славу школы нашего знаменитого земляка, выдающегося хирурга – академика Бориса Алексеевича Королёва.

Дополнительные возможности предоставляет областная целевая программа, направленная на совершенствование кардиохирургической помощи.

Она предусматривает использование новых эффективных методов хирургии, создание условий для внедрения стандартов высокотехнологической медицинской помощи, подготовку кадров соответствующего уровня.

Большое значение для региона имеет происходящее качественное улучшение службы родовспоможения, возрождение системы диспансеризации населения. Обнаружение заболеваемости или ее угрозы на ранней стадии позволит сохранить десятки тысяч жизней детей и людей в трудоспособном возрасте.

В области ведется активная работа по созданию условий для мотивации к ведению здорового образа жизни.

На протяжении десятилетий в области не было масштабного строительства спортивных объектов. А те, что были построены 20-30 лет назад, сегодня не отвечают современным требованиям.

В ближайшие годы ситуация в корне изменится.

Только за прошедший год в области построено 7 объектов физической культуры и спорта, в том числе спорткомплекс «Новое поколение» в Нижнем Новгороде, каток в городе Бор, физкультурно-оздоровительный комплекс в Сергаче. В феврале открылся ФОК в Городце. А на 2008 год запланировано строительство и реконструкция 21 объекта.

Меры по созданию условий для занятий физкультурой направлены, прежде всего, на поддержку активной части населения, за которыми будущее области – детей, молодежи, людей среднего возраста.

Но мы не должны забывать и о людях старшего поколения. А также тех, кто в силу различных причин оказался в сложной жизненной ситуации, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе и своей семье приемлемые условия жизни.

В 2007 году совместно с Законодательным Собранием проведена большая работа. Подготовлена нормативная база для установления почетного звания «Ветеран труда Нижегородской области». С 2008 года оно введено и уже присвоено более 80 тысячам нижегородцев.

Социальную поддержку в той или иной форме получает почти каждый третий житель области, и ее объемы увеличиваются одновременно с ростом адресности, что делает работу в этом направлении более эффективной.

Приоритетным для нас является вопрос, в каких условиях живут сегодня жители области, и как они будут жить завтра.

В 2007 году введено в эксплуатацию более 1 миллиона квадратных метров жилья, что на 27% больше, чем в 2006-ом.

Но это всего лишь уровень 1993 года. Таким большим был спад жилищного строительства в предшествующем десятилетии. Поэтому мы планируем в будущем развивать строительство еще более высокими темпами.

В 2008 году Адресной программой запланировано на треть увеличить ввод жилья (построить 1 350 тысяч квадратных метров).

В рамках областной целевой программы будем решать проблему долгостроев.

Кроме того, будут наращиваться объемы многоэтажного строительства в городах области, осваиваться под застройку новые земельные участки. Необходимо обеспечить опережающее развитие инженерной инфраструктуры, чтобы застройщик приходил уже на готовые территории. В районах дальнейшее развитие получит малоэтажная застройка. Соответственно, надо будет развивать и транспортную инфраструктуру.

Серьезной проблемой на сегодня и важнейшей задачей на ближайшую перспективу является обеспечение доступности жилья.

По нынешним ценам на рынке, житель области со средними доходами, чтобы купить, например, небольшую 40-метровую квартиру, должен собирать на нее средства в течение 15-20 лет, отказавшись от всех расходов.

Считаем, что существенно снизить себестоимость жилья позволит переход к комплексному освоению земельных участков под жилищное строительство. Также мы будем развивать «социальную ипотеку», системы льготного и ипотечного кредитования населения.

Продолжается ликвидация ветхого фонда. В 2007 году по сравнению с предыдущим годом число переселенных из ветхого фонда выросло почти в 3 раза. В 2008 году их число должно вырасти еще более чем в 7 раз.

Обеспечение жильем молодых семей в 2007 году увеличилось в 1,4 раза. На 2008 год запланирован рост еще в 2,3 раза. Господдержка молодых семей в 2007 году выросла почти в 2 раза и составила свыше 336 миллионов рублей.

 

Реально оценить работу власти по обеспечению потребностей населения в социальных услугах могут только сами жители области.

Поэтому Правительство должно разработать и внедрить систему оценки населением качества предоставляемых услуг – в сферах образования, медицины, культуры, спорта, жилищно-коммунального хозяйства. Данная система должна стать обязательным атрибутом управления эффективностью органов власти.

Развивающаяся сегодня практика взаимодействия власти и общества свидетельствует о том, что на этом пути существуют значимые резервы для повышения качества жизни и снятия социальной напряженности.

«Горячие» телефонные линии, телемосты с участием руководителей области, личные приемы граждан, в том числе выездные, не просто делают органы власти доступнее для населения, а позволяют своевременно решать многие проблемы жизнедеятельности региона.

И что особенно важно, - содействуют задаче воспитания гражданской ответственности за происходящие в области процессы. Не случайно вектор обращений граждан начал смещаться с вопросов личного характера в направлении проблем общества, региона в целом. Все чаще речь идет о благоустройстве территорий, экологической безопасности, эффективности работы органов власти и местного самоуправления.

Необходимо отметить роль общественных и религиозных организаций в обеспечении социального благополучия региона. Сегодня они не просто являются проводниками в вопросах взаимодействия власти и общества, а частично берут на себя решение социальных проблем, в том числе по предоставлению некоторых социальных услуг.

Граждане и общественные организации все чаще сами выступают с инициативами и предложениями о путях решения общественно-значимых вопросов. Например, членами Общественной палаты подготовлены и направлены в Правительство конкретные предложения по развитию транспортной сети, агропромышленного комплекса, научно-производственного потенциала, повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Решение стратегических задач развития региона требует обеспечить нормальные условия труда, учёбы и отдыха людей, в том числе их безопасность. Это налагает большую ответственность на органы правопорядка, систему гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Впервые за последние 4 года в регионе отмечено снижение на 2,5% числа зарегистрированных преступлений. Сократилась уличная преступность, на треть меньше стало преступлений с применением огнестрельного оружия. Увеличилось число раскрытых преступлений.

Активизирована деятельность по противодействию организованной преступности. В результате больше выявлено преступлений экономической направленности, связанных с незаконным оборотом оружия и наркотиков.

На решение последней проблемы направлена областная целевая программа, содержащая комплексные меры профилактики и противодействия злоупотреблению наркотиками, борьбы с их распространением.

Обеспечено выполнение государственных задач по защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов. По результатам проведенных проверок пресечено 52 преступных посягательства.

Большое значение для развития региона имеет антикоррупционная деятельность.

Законопроект о противодействии коррупции, разработанный и внесенный Правительством и принятый Законодательным Собранием призван стать основой для создания в области эффективной антикоррупционной системы.

Он предусматривает согласованные действия органов власти всех уровней в этом направлении. Необходимо установить жесткий контроль за повсеместным внедрением стандартов и регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Чтобы обеспечить решение перечисленных задач, в 2008 году на правоохранительную длительность будет направлено свыше 2 миллиардов рублей, что почти на 20% больше, чем в 2007 году.

Необходимым условием реализации амбициозных стратегических планов развития России и Нижегородской области является обеспечение возможности активным и инициативным людям позитивно влиять на окружающую их действительность.

Во многом решение всех вышеперечисленных задач по развитию региона зависит от органов местного самоуправления.

Расширение полномочий органов МСУ является принципиальной позицией государства при проведении реформы местного самоуправления и направлено на повышение вовлеченности населения в управление развитием территорий.

В течение последних двух лет была проделана большая работа по созданию соответствующей законодательной базы и устойчивой экономической основы.

В настоящее время в области полностью сформирована система местного самоуправления.

С 1 января 2008 года все 662 муниципальных образования Нижегородской области осуществляют в полном объеме свои полномочия, определенные Федеральным законодательством.

В ходе проведения реформы перечень вопросов местного значения увеличился более чем на 40%.

О росте самостоятельности муниципальных образований говорит тот факт, что количество поселений, полностью или частично передавших исполнение своих полномочий на районный уровень, в 2007 году сократилось в сравнении с 2006 годом более чем в два раза.

Поселения стремятся, и у них появилась такая возможность, своими силами решать вопросы местного значения.

Правительство области считает необходимым проводить дальнейшую работу по поддержке местного самоуправления.

С 1 июня 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». На его основании принят соответствующий областной закон.

В основу отбора муниципальных служащих впервые был положен конкурс.

А раз в три года все работники муниципалитетов должны будут проходить аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности.

Кроме того, законом области размер денежного содержания служащего поставлен в зависимость от статуса муниципального образования, численности его населения, эффективности работы муниципальных чиновников и средней заработной платы по району.

Также Правительством разработана целевая программа «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Нижегородской области на 2008-2010 годы», направленная на формирование организационной основы местного самоуправления области.

На реализацию мероприятий программы будет направлено 584 миллиона рублей, при этом более 70% средств – из областного бюджета.

В 2008 году объем финансовой поддержки городских и районных бюджетов составит 18 миллиардов рублей, что почти в 2 раза превышает уровень 2006 года.

При этом дотации областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности доведены до уровня свыше 5 миллиардов .

Отраслевыми министерствами Правительства области разрабатываются и реализуются целевые программы, направленные на укрепление экономической основы местного самоуправления: строительство дорог; развитие базы жилищного строительства, социальной и инженерной инфраструктуры территорий; решение социальных вопросов.

При этом стратегической задачей муниципальных образований остается развитие экономики территорий. Рост экономического потенциала муниципалитетов должен стимулироваться за счет конкуренции и малого бизнеса.

В связи с этим, необходимо активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества и финансов, вовлекать предпринимателей и частный бизнес для предоставления социальных услуг населению, используя с этой целью концессионные соглашения.

Внедрение этой практики может стать одним из механизмов, позволяющих более эффективно эксплуатировать объекты коммунальной инфраструктуры, автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры.

А также объекты, используемые для осуществления медицинской деятельности, организации отдыха граждан, образования, культуры и спорта.

Хочу отметить, что 2007 год стал, на мой взгляд, прорывным в территориальном развитии области: был осуществлен огромный задел для развития городов и районов – разработаны среднесрочные программы развития производительных сил каждой территории.

Теперь мы знаем их потенциал, где и какие существуют проблемы, где и какая нужна помощь.

Итогом реализации программ должно стать достижение каждым районом уровня финансовой самообеспеченности, когда собственных доходов хватает не только на финансирование текущих полномочий, но и для дальнейшего развития.

Тем не менее, сама жизнь показывает, что существующее административно-территориальное деление на муниципальные районы громоздко и не всегда экономически обосновано. Сегодня внутренние потенциалы территорий слишком различаются между собой. Возможно, надо пересмотреть границы некоторых районов с целью их укрупнения.

Считаю данный вопрос актуальным и важным. Но хотел бы подчеркнуть, что его решение требует очень серьезной и кропотливой проработки. Здесь необходимо учитывать специфику каждой территории. Поэтому в ближайшее время будет сформирована рабочая группа, в которую я предлагаю войти и депутатам Законодательного Собрания.

Для построения эффективной структуры управления муниципальными образованиями и повышения ответственности должностных лиц на местах при осуществлении ими своих полномочий требует решения еще одна проблема – отсутствие единого порядка формирования органов местного самоуправления. Где-то главы избираются напрямую населением, где-то – назначаются по контракту местными депутатами.

Считаю, что сегодня назрела необходимость применения единой схемы. Нам нужно укрепить четкую вертикаль исполнительной власти при усилении участия населения через представительные органы в решении местных проблем.

 

Эффективная государственная власть – необходимое условие сбалансированного развития региона соответственно выбранному стратегическому направлению.

На 2007 год Правительство поставило задачи оптимизации работы органов исполнительной власти области и совершенствования действующей системы контроля.

В целях устранения избыточных и дублирующих функций была проведена их ревизия, и каждая функция закреплена за конкретным человеком или группой работников.

Были регламентированы меры ответственности должностных лиц всех уровней, повышены требования к исполнительской дисциплине госслужащих и ответственности в вопросах разработки и исполнения нормативных документов. В результате региональные органы власти стали более работоспособными.

В этой связи хотелось бы отметить плодотворное взаимодействие Правительства Нижегородской области и Законодательного собрания. В 2007 году в результате совместной работы принято 205 законов Нижегородской области (2006 г – 166).

Принят комплекс законов, направленных на совершенствование системы управления: о Правительстве, о государственном надзоре в сфере благоустройства, о дополнительных гарантиях права граждан на обращение в органы власти и другие.

Кроме того, «заработали» такие необходимые для жизни региона и его территорий нормативные акты как законы о бюджетном процессе; о грантах в сфере науки и техники; о розничных рынках и ярмарках; об объектах культурного наследия; об учреждении звания «Ветеран труда».

В 2008 году планируется разработка ряда не менее значимых законопроектов.

Но главный акцент необходимо сделать на усовершенствовании регионального законодательства и анализе многочисленных уже принятых и действующих законов области.

Это позволит своевременно готовить поправки и реагировать на изменения в социально-экономической жизни региона и успешно внедрять в жизнь новые механизмы и формы реализации властных полномочий органами государственной власти области.

С целью повышения эффективности нашего сотрудничества с депутатами Законодательного Собрания мы планируем развивать такую форму взаимодействия, как «Правительственный час». Убежден, что такие встречи станут регулярными и позволят решать многие вопросы на стадии их подготовки и обсуждения. Так, в 2007 году «нулевое» чтение проекта закона «Об областном бюджете на 2008 год» позволило его принять уже в сентябре.

 

В заключение мне еще раз хотелось бы подчеркнуть значимость сегодняшнего момента как начала предстоящих качественных изменений в развитии нашего региона.

Мы получили мощное представительство в Государственной Думе Российской Федерации для отстаивания своих интересов. В последнее время у нас сложились хорошие рабочие взаимоотношения региональных органов исполнительной власти с Законодательным Собранием области.

Я считаю, что такая расстановка сил, при грамотном подходе к их использованию, дает нам всем уникальную возможность для результативной работы по продвижению вперед Нижегородской области.

Спасибо за внимание!

Дата создания страницы: 02.04.2008
Дата модификации страницы: 15.04.2008
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet