Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

08.08.2007 11:44Пресс-конференция Губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева в формате заседания «Клуба главных редакторов». Тема: «Итоги 2 лет работы на посту Губернатора»

В.П. Шанцев:

8 августа исполняется ровно два года с того дня, как я был  наделен полномочиями губернатора Нижегородской области. С 9 августа я приступил к работе. Правда, еще 8-го успел съездить на футбол. Тогда, если вы помните, «Локомотив» выиграл 7:0. Я воспринял, это хороший знак: есть потенциал, и можно добиваться высоких результатов.

Первые недели показали, что нужно сделать две вещи. Во-первых, принимать экстренные, авральные меры для того, чтобы поправить финансовую ситуацию 2005 года. Во-вторых, формировать правительство и заниматься разработкой планов на 2006 год на среднесрочную перспективу и на долгосрочную перспективу.

Самое главное, что меня беспокоило – это то, что первое полугодие было плохо выполнено по налогам. Бюджет рвался на два с лишним миллиарда рублей при общем объеме около 40 млрд. руб., бюджет второго полугодия ждало такое же невыполнение. Таким образом, была четкая, понятная база – около 35 млрд. рублей доходов. По мнению многих специалистов, этого было достаточно для того, чтобы работать дальше. Безусловно, я с этим мнением согласиться не мог, потому что если не выполнять основной закон области, то о чем вообще можно было говорить. 

Весь август и, половину сентября я занимался тем, что анализировал и рассматривал все возможные варианты выполнения основного закона. Потом подключились члены правительства, которых я назначил, специалисты,  и мы разработали такие мероприятия, которые нам надо было реализовать до конца года, чтобы выйти хотя бы  на  запланированный  рубеж. Мы реализовали эти мероприятия. Удалось  даже сделать несколько больше, нежели мы предполагали, дали сверх утвержденного бюджета еще 600 млн. рублей.

По сути дела, в 2005 году область по всем показателям отставала от среднероссийского уровня  где-то  в разы, где-то на десятки процентов. Больше всего, конечно, беспокоило то, что темпы роста промышленности, в том числе, перерабатывающих отраслей, которые являются основными, главными налогоплательщиками Нижегородской области, были примерно в два раза ниже  среднероссийских темпов.

Кроме того,  как таковых перспектив не было по той простой причине, что объем инвестиций в экономику по первому полугодию снижался по сравнению с предыдущим, 2004 годом. Если отстает экономика - темпы строительства, темпы роста товарооборота, платных услуг то, естественно, нечего ждать и от анализа социальных показателей: зарплаты, среднедушевых доходов. Очень много было предприятий, которые работали  в убыток. Самое главное, что сальдированный результат всей финансовой деятельности предприятий был существенно ниже, чем в среднем по России, и он не рос: по сравнению с 2004 годом он находился на уровне 100,4%.  Сальдированный результат – это основной налог на прибыль, и надо было понять, что делать?

Мы создали 27 рабочих групп, заключили соглашение с одной из ведущих консалтинговых фирм России – «Стратегика» с тем, чтобы изучить ситуацию во всех основных отраслях, сделать выводы и спланировать нашу работу на 2006 год и на перспективу. В результате появилась Стратегия развития до 2020 года с разбивкой на три срока: 2005 – 2010, 2010-2015, 2015 – 2020 гг. И это не потому, что мы соскучились по пятилеткам, а потому, что срок полномочий губернатора – 5 лет.  Мои полномочия истекают в августе 2010 года. Именно в это время я должен отчитаться за свой первый губернаторский срок и представить свои аргументы по всему, что было сделано.

Мы утвердили Стратегию на всех уровнях власти, провели презентацию в Минэкономразвития и получили одобрение. Сегодня наша стратегия является одной из лучших, и к нам очень часто приезжают за опытом из других регионов. Самое главное, что мы получили поддержку нашего бизнеса, предприятий, руководителей.

Стратегия получилась, ее показатели очень амбициозные. Мы должны в 9 раз увеличить заработную плату, в 7,5 раз - среднедушевые доходы. Валовой региональный продукт должен расти  не менее 8% в год, темпы роста объемов в основных отраслях должны быть также не менее 8%. Исходя из этого, мы составили прогноз социально-экономического развития на 2006 год, и бюджет 2006 года. Итоги 2006 года теперь всем известны, понятны.  Комплекс мер мы разрабатывали на предприятиях, а не сидя у себя в кабинетах, смотрели, чем можно помочь. Многие не просили даже финансов, просили административной, властной поддержки, просили снять некие барьеры, чем мы  и занимались.

Результаты 2006 года показывают, что мы добились стабилизации. Выполнили все то, что  наметили, и темпы развития в основных отраслях получились несколько выше, чем  планировалось. Это дало свой результат и с точки зрения бюджетной обеспеченности, мы увеличили ее практически  в 1,5 раза за один год, твердо выполнили свои обязательства перед 52 районами. Такого еще никогда не было, чтобы в регионе выплатили все субсидии, субвенции, дотации, и профинансировали абсолютно все расходные обязательства, не снижая социальных выплат и не ущемляя никаких статей расходов.

Одновременно с этим мы создавали базу для 2007 года, потому что главной целью было не просто существовать, но и иметь бюджет развития, потому что та материальная база, которая определяет качество, уровень жизни населения, создавалась во многих районах еще в 30-е, 40-е, 50-е, кое-где – 60-70-е годы. Очень много было недостроев,  начатых в 80-е  и в 90-е годы. Не то, чтобы многие проблемы сложились в чье-либо правление, эти проблемы существуют уже 40-50 лет. Были совершенно другие требования к жизни, были совершенно другие параметры, стандарты жизни, и когда все изменилось, конечно, по многим позициям произошел провал.

Отталкиваясь от результатов 2006 года, мы спланировали программу развития на 2007 год  в сумме 5,8 млрд. рублей. Подчеркиваю, что в предыдущие годы она была на уровне 200 млн. руб. По таким отраслям, как здравоохранение, культура, физкультура и спорт,  средства на развитие были направлены в 40, 50 раз больше, чем давали в предыдущие годы.

За один 2007 год во многих отраслях делается столько, сколько не сделано за все предыдущие годы. Такие темпы сегодня просто необходимы. Например, в образовании больше 4-х объектов в год  в области никогда не реконструировали и не пускали. В 2007 году мы будем иметь 40 объектов образования – реконструированных или вновь отстроенных. В здравоохранении – 20 объектов, в  спорте – 20 , в культуре – 17 и так далее. Программа развития в некоторых районах в два с лишним раза превышает их собственный бюджет, который они тратят непосредственно на свою деятельность.

У нас сегодня сложилось полное понимание со всеми главами местного самоуправления, которые четко отреагировали на наше желание передать Губернатору и Правительству стратегические полномочия. Честно скажу, что поначалу было боязно,  что все начнут открывать рот и ждать, пока им туда чего-то положат. Но я убедился, что большинство людей имеют серьезный опыт работы и  подготовку, а теперь поставлена новая задача по  созданию программ по выведению каждого района на самоокупаемость.  Такие программы  мы утверждаем  в сентябре. Я уже проехал все трудные районы с тем, чтобы каждый район своей налоговой базой обеспечивал свои собственные расходы, и плюс 10% доходов должны идти на развитие.

Результаты первого полугодия 2007 года показывают, что темпы у нас еще выше, чем  в 2006 году. Это демонстрируется и в промышленности, и в строительстве, и в торговле, и в сфере платных услуг. Особенно радует то, что изменилась ситуация по качественным показателям  жизненного уровня. Впервые в 2006 году мы сломали тенденцию, когда соотношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму уменьшалось каждый год. Оно выросло в 2006 году с 2,2 до 2,41. Хотя стандарт сегодня по России – 3,1 – 3,3. Это говорит о том, что каждый работающий в среднем по прожиточному минимуму обеспечивает себя и еще двух человек – кого-то из родителей и ребенка или двух детей. Конечно, в такой пропорции жить сложно. В Москве, например, это отношение уходит далеко за 7. В 2006 году уже получили рост, а в 2007 году планируем рост до 2,7, и дальше это будет развиваться в зависимости от роста средней заработной платы и среднедушевых доходов.

В 2007 году  мы  впервые вышли на превышение темпов роста заработной платы по отношению к среднему уровню по России. Если говорить по источникам роста то, прежде всего, это анализ налогооблагаемой базы, ужесточение налоговой дисциплины, оценка экономической деятельности предприятий в области прибыли.

Я могу сказать, что только в первом полугодии общий сальдированный финансовый результат вырос в 1,6 раза, количество убыточных предприятий каждый месяц сокращается очень серьезно. Одновременно с этим начали работать и инвестиционные проекты небольшой длительности. Каких-то серьезных, трудных проектов за это время реализовать  нельзя, они откладываются до 2008, 2009, 2010, 2011, а по некоторым проектам и до 2012 г., но чем раньше начнешь, тем больше отдачи получишь на финише.

Инвестиционный процесс  пошел, основные инвестиции, российские, растут более высокими темпами, чем в среднем по России. Что касается иностранных инвестиций, то международный рейтинг Нижегородской области раскручивать  очень трудно. Область долгое время была  закрыта для посещения иностранцев, но мы  пошли на такие затраты  времени и денег, побывали везде, где только можно, и сегодня нам верят. В 2,2 раза за первое полугодие выросли иностранные инвестиции в основной капитал Нижегородской области. Эта работа еще в самом начале, и мы ее будем продолжать, но, вместе с тем, инвестиции – это главный регулятор экономики, рынка. Если есть потребительский спрос, приходят. Если нет потребительского спроса, производство умирает, и все перетекает в другое место. Поэтому  направление работы инвестиционного совета – одно из самых главных направлений.

Если говорить о других вопросах, которыми мы занимаемся, то их очень много, потому что многие функции местного самоуправления трудно реализуются, если нет координации федеральных структур, если нет общей концепции, общей стратегии. Например, ситуация с бытовым мусором. Первое время на меня это производило  удручающее впечатление. Первый анализ, проведенный по моей просьбе, обнаружил  более тысячи несанкционированных свалок мусора  с объемом более миллиона кубов. Надо было начинать жесткую административную и в то же время  перспективную работу.

Мы отработали концепцию, каким образом нам улучшить материальную базу, решить проблему сбора, утилизации мусора. Мы заключили контракт с фирмой «FAUN» и организовали производство мусоровозов. Сегодня они обеспечивают и Нижний Новгород, и Городец, и Арзамас. И одновременно с этим мы подписали контракт с фирмой «Otto»,  выпускающей контейнеры европейского уровня. Теперь встает вопрос, как от простой дисциплины перейти вообще к кардинальному улучшению ситуации. 1 августа, по моему распоряжению, объявлен международный конкурс на концепцию и оператора, который будет заниматься  сбором, транспортировкой и утилизацией мусора.  Интерес уже проявили серьезные европейские компании, которые имеют большой опыт.

Например, в Саксонии в 1992 году была ровно такая же ситуация – около тысячи несанкционированных свалок. Но они разработали концепцию, освоили  технологические процессы и производство той же самой техники. На сегодняшний день у них три полигона, и в 2009 году они планируют оставить один полигон. Несанкционированных свалок у них нет. В Нижегородской области сегодня только санкционированных полигонов 241, причем все они далеко не технологичны, поэтому надо определить географию, определить технологию, определить оператора, найти деньги.

Я так  подробно об этом говорю,  потому что пришлось заниматься и уличным освещением,  дворовым освещением, жилищно-коммунальной реформой, хотя эти полномочия не находились в перечне полномочий, которыми меня наделяли в августе 2005 года. То же самое по земельному ресурсу: он практически не работал. Только по заключенным договорам аренды земли мы имели недоимку более 500 млн. руб., и это при наших небольших доходах. Сегодня, когда мы провели реформу, включились в этот процесс, наши неналоговые доходы увеличились в 3 раза в 2006 году, к 2008 году мы планируем поднять их еще в 2,5 раза. Это вопрос для нас очевидный, и мы дальше будем углублять эту тему, потому что земля долгое время не входит в оборот. Мы считаем, что это очень серьезный этап, и здесь нам мешает и целый ряд федеральных законов, которые разорвали технологию выделения земельных участков, сделали ее крайне сложной, особенно в области жилищного строительства.

Если говорить о темпах жилищного строительства, то здесь мы тоже сделали шаг вперед, особенно в первом полугодии 2007 года – практически в 2 раза увеличили объемы строительства по сравнению с первым полугодием 2006 года, хотя в целом по году у нас будет рост, конечно, не в 2,2 раза, а  порядка 27%.

Темпы жилищного строительства в перспективе, и меня это беспокоит, очень зависят от выделения земельных ресурсов. Надо выделить участок, поставить его на кадастровый учет, надо подписать инвестиционное соглашение, договор землепользования, проектировать, а потом только строить. Мы столкнулись с таким явлением, что строят, вообще не имея никаких документов. Мы твердо настроены не нарушать никаких законов, не подводить никого, а давать тот пакет документов, который можно оспорить в любом арбитражном суде, даже в Страсбургском, если кому-то захочется.

Мы выделяем средства и на внутридворовое, и на уличное освещение, но ходят такие разговоры, что больше внимания уделяется селу, нежели Нижнему Новгороду. Но я вас убеждаю, никаких оснований для этого нет по одной простой причине: темп роста доходов у Нижнего Новгорода в 2005 году  по отношению к 2004 году был 15%, а в 2004 году к 2003-му – всего 11%.  Наша работа в течение нескольких месяцев дала прибавку и в областной бюджет, и в городской, так что пропорция, методика работает. В 2006 году этот рост  произошел на уровне 30%, а на 2007 год мы уже в плановом порядке запланировали Нижнему Новгороду 26%, а на 2008 – 34%. Кроме того, наши выплаты, которые мы делаем, понимая важность столицы, ее обустройства по различным направлениям деятельности, возросли в разы. Тот же самый метромост находится на балансе города. Город выделяет в этом году на строительство метромоста 150 млн. руб., а мы 380 млн. руб., и федерация - 270 млн. руб., то есть область понимает важность этого объекта.

То же самое касается многих других вопросов – улучшения работы автотранспорта в  Нижнем Новгороде. 850 автобусов уже закуплено,  в этом году  мы заканчиваем эту программу. Восстанавливаются все те маршруты, которые работали в советское время, и с тем же самым интервалом. В августе, максимум – в сентябре, мы закончим эту программу, и автобусов будет больше, чем в самое лучшее советское время.

Я бы мог назвать программы и по уличному и по дворовому освещению.  На ремонт дорог в прошлом году мы выделили порядка 130 млн. рублей. Я твердо убежден, что наша областная власть должна уделять столичному городу самое пристальное внимание.

Мы иногда спорим с мэром, но это профессиональные споры – это споры людей, которые хотят сделать дело, и я не вижу здесь ничего плохого.   В последний раз мы вместе с Вадимом Евгеньевич читали бюджет на 2008 год, он убедился, что бюджет у города хороший, и пошел работать. Проблем никаких нет, и то же самое – по всем остальным вопросам. Я часто очень и себя критикую, и своих подчиненных критикую. Нас так учил Юрий Михайлович Лужков: «Мы тебя похвалить найдем где, а когда работаешь – вкалывай, ищи проблемы, критикуй». Критика – это двигатель прогресса. Я когда кого-то покритикую, все сразу спрашивают, когда я его уволю или когда он уйдет? Я считаю, что это совершенно не имеет под собой никаких оснований.

Если говорить о задачах, то сегодня меня тревожит недостаточный рост уровня обеспечения жизни нашего населения, недостаточно локализованная тенденция роста преступности. По основным показателям эту тенденцию переломили:  рост преступности  снижается, но он все равно есть.  Есть и объективные, и субъективные причины, мы этим занимаемся вместе с прокуратурой, ГУВД, другими нашими силовыми структурами.

Мы надеемся, что  существенно поправим ситуацию по заработной плате. В 2009 году твердо намерены выйти на среднероссийский уровень заработной платы, то же самое по среднедушевым доходам, по бюджетной обеспеченности. В этом году мы планируем получить в бюджет  70 млрд. руб.  Я вам называл цифру, с которой мы начинали, -  35 млрд. рублей. Получается удвоение за 2006 и 2007 годы. На сегодняшнем заседании правительства я поставил задачу, чтобы мы в 2010 году имели бюджет в 150 млрд. руб.

Ответы на вопросы журналистов

Дмитрий Анисимов, т/к ННТВ

1. В настоящее время регион по темпам строительства опередил даже столицу, на днях в первом чтении принят важнейший закон «О жилищном строительстве». Значит ли это, что мы находимся на пороге нового этапа, который даст абсолютно новые возможности для решения извечного «квартирного вопроса»?

В.П.Шанцев:

Объем этой задачи огромный. По сути дела, многие города должны быть подвержены полной реконструкции, конечно, с сохранением исторического облика, того, что оставили нам предыдущие поколения.  Задача - дать каждому россиянину доступное комфортное жилье. Никто не должен жить без удобств, никто не должен бегать на пятый этаж без лифта. Я не буду характеризовать, что такое комфортное жилье.

Некоторые хотят свернуть эту задачу до чистой статистики и до решения вопросов по статистическим показателям. По статистическим показателям у нас ветхого и аварийного фонда наберется всего тысяч 300. Мы эту задачу, конечно же, можем решить быстро, но если оценить оставшийся фонд, который не является по сегодняшним инструкциям и правилам ветхим и аварийным, то  цифра получится на порядок больше. Если там нет водопровода, канализации, все на улице, если там проводка идет поверху, если там такие розетки, что  завтра может произойти пожар, это какой фонд? Мы считаем, что только в Нижнем Новгороде такого фонда более 1 млн. кв. м, а это значит, что для переселения его жильцов надо построить 1,5 млн. кв. м жилья, а это требует более 40 млрд. руб. капитальных вложений.

Таких денег в бюджете нет, не было и никогда не будет, поэтому нужно подключать механизмы, которые хорошо себя рекомендовали во многих регионах, в том числе – в Москве. Схема простая - мы для этого внесли закон о жилищной политике в Законодательное Собрание, он будет принят во втором чтении, и мы начнем по нему работать, с тем, чтобы четко были выстроены отношения. И тогда  вместо 15 тыс. участников этой программы, которые по сегодняшним показателям только и могут к ней относиться, у нас будет 156 тыс. участников. Вот наш шаг в этой проблеме.  Мы считаем, что эту задачу можно решить до 2012 года, имея в виду, что земельные участки выделяются по конкурсу, по аукциону. Победитель выплачивает нам в бюджет деньги по методике, которая утверждена на уровне правительства РФ, и мы на эти деньги строим жилье для переселения жителей из ветхих домов, переселяем, на месте ветхих домов строим новые, комфортные дома. И эта волна начинает работать, это для нас очевидно.

Продемонстрировали это московские компании, которых сейчас ругают, а они единственные сейчас показали, что они чего-то хотят. Та же компания «СУ-155», которая пришла к нам, построила первые два дома для того, чтобы переселить жителей из ветхих домов, и только потом строить там другие стартовые дома для отселения людей из ветхого фонда и строить коммерческое жилье. Конечно, вы понимаете, что ни один инвестор просто так ничего делать не будет.  Мы сегодня не должны пугаться коммерческого жилья. Вот все говорят, что у нас  самое дорогое жилье, в Нижнем Новгороде – 52 тыс. рублей.  Я отвечаю, что если бы оно было еще дороже, для того, у кого нет денег, было бы лучше, потому что мы с инвестора по методике берем 20% от стоимости жилья, и чем больше мы получим денег, тем больше мы построим на это жилья для переселения из ветхого фонда.

 Такая схема будет в разы увеличивать  объемы строительства, в том числе, и по малоэтажному строительству. Мы действительно планируем производить такого  жилья 300 тыс. кв. метров, но нам сейчас важно найти для него потребителей  по социальной ипотеке. Мы твердо знаем, что у нас 156 тыс. участников, и нам надо им построить дома. Но мы должны знать каждого пофамильно и должны знать, откуда он возьмет деньги.

Елена Борисова, «Вести –Приволжье»

2. Вам как Губернатору придется обеспечивать стабильность в регионе на предстоящих выборах в Госдуму. С одной стороны, Вам придется  соблюдать политкорректность по отношению к другим партиям, с другой, -  отстаивать партийные интересы «Единой России». Вы готовы к этим испытаниям?

Как Вы относитесь к предложениям, которые касаются карьерного роста?

В.П. Шанцев:

Вопрос очень интересный. Я действительно читаю много различных статей, которые политтехнологи нижегородского региона очень часто публикуют, и иногда просто не понятно, откуда у них такие выводы.

На самом деле я действительно один из создателей партии «Единая Россия», я в числе десяти человек подписал документ, что мы являемся инициаторами создания партии. Я твердо убежден, что я поступил правильно по одной простой причине: я в этой партии вижу единомышленников, тех, кто сегодня делает дело. Это главные врачи, директора школ, руководители предприятий, общественных организаций.

Я чувствую, что ритм политической жизни Нижегородской области нормальный.  Люди начинают думать о том, как бороться с проблемами. Если в начале нашей деятельности самыми тревожными проблемами были низкие зарплаты, пенсии, то сегодня это благоустройство, грязь, подготовка жилых домов к осенне-зимнему сезону и так далее. Мне такое настроение нравится.  В своей работе, и в  выборах в партии, и вообще в организации выборов в Нижегородской области я думаю придерживаться этого принципа. У меня есть и своя человеческая позиция, кого я должен поддерживать, кого нет, кого я должен агитировать, кого не должен. Есть мои функции как губернатора по организации самого процесса выборов. Я этот закон твердо знаю, так как занимаюсь этим не первый раз. Выборный закон в Нижегородской области будет соблюден от «А до Я».

Что касается планов в части карьерного роста, то я давно к этому отношусь весьма и весьма скептически. Работая в Москве, я все время наблюдал, как провожали Юрия Михайловича Лужкова. Иногда в очень нетактичной форме, ссылаясь на здоровье, на возраст. Наверное, в судьбе крупного руководителя всегда есть группа людей, которые хотят от него избавиться по той простой причине, что  их интересы  часто расходятся с интересами региона.

Поэтому я не удивился, что меня с первого дня работы начали «повышать», но вот понижать - не понижали. То вице-премьером, то первым вице-премьером, то еще куда-нибудь. На самом деле, я  хочу сказать, что никаких предложений мне не поступало и никаких планов карьерного роста у меня нет. Я считаю, что тот объем работы, та должность, которая есть у меня, это хорошая площадка к моему сегодняшнему состоянию. И проблемы и задачи, которые передо мной сегодня стоят, это серьезный кусок работы на завершение моей производственной деятельности. Если мне это удастся, я буду этому рад.

Александр Пичугин,  ГТРК «Кремль»

3. Если сравнивать прошедшие два года, то первый год был скорее оценочным, стартовым,  а второй год - более результативным.  Какие для Вас сюрпризы преподнес второй год, что не оправдало Ваши прогнозы и, наоборот, что превзошло Ваши ожидания?

В.П.Шанцев:

Если говорить о приятных сюрпризах, то мы ожидали выполнения плановых показателей, но такого роста сверх плана не прогнозировали.  Мы были очень обрадованы, что семя, которое мы посеяли, упало на благодатную почву. Хорошо, что сегодня механизм заработал, и это меня радует.

В то же время очень трудно решать сегодня вопросы землеустройства: выделения земельных площадок, межевания, постановки на кадастровый учет. Особенно трудно это решать в Нижнем Новгороде. Сегодня  я вынужден перейти на еженедельный режим отчетности по вопросу, сколько площадок выделено под жилищное строительство, сколько под строительство торговых центров, гостиниц. Взять, например, театр оперы и балета имени А.С. Пушкина. Приняли решение начать проектировку, выбрали земельный участок, на котором сейчас  находится ресторан. Но для ресторана можно найти другое место, договориться с владельцами. Мы обратились в город, рассмотрели вопрос на инвестсовете. От города получили отказ, что нельзя парк разрушать. Вот ресторан может там быть, а театр на месте ресторана быть не может. Выясняем дальше вопрос и оказывается, что этот парк уже отдан в аренду на 49 лет и там предполагается построить еще пять ресторанов. 

Посмотрите, какое сейчас развитие в Москве, там вся земля регулируется правительством Москвы. У нас же все это происходит труднее. Что у нас, земли меньше, чем в Москве?! Да вы знаете, сколько этой земли бурьяном заросло! Придите туда, а окажется, что там уже сидит какой-то инвестор с бумажкой. Я повторюсь, что на сегодня это главная проблема. Во всех других местах, в районных центрах, это решается быстрее.

Елена Беляева, газета  «Земля Нижегородская»

4. Нижегородская область находится в числе отстающих регионов ПФО по сельхозпроизводству. А Вы поставили задачу иметь в регионе 90% продукции собственного сельскохозяйственного производства.  Что Вы видите главным на этом пути, и пригодятся ли Вам такие смелые проекты, как например, завод по производству мраморной говядины?

В.П.Шанцев:

Мне все эти модные проекты напоминают ситуацию, когда мы пытаемся списать у кого-то, вроде у него много написано, а у нас мало. Я уже был на ферме, где одним из наших инвесторов производится мясная порода. И у него был вопрос: «Валерий Павлинович, когда будут покупать мраморную говядину? Я даже не знаю, куда ее девать». Можно открыть еще 20 ферм, где производят мраморную говядину, но вопрос: куда ее продать? Нам бы простую говядину произвести и продать.

Вы же видите, как мы сегодня серьезно ведем работу с торговыми сетями. Сегодня даже не рост производства ограничивает развитие сельского хозяйства, а сбыт. Потому что многие не могут продать свой продукт. Сельское хозяйство – это, пожалуй, единственная отрасль, в которой нельзя ничего спланировать, потому что они начинают работать, не имея представления, куда и каким образом будет осуществляться сбыт произведенной продукции. Мы сейчас выстраиваем системы взаимодействия.

С зерном выстроили: с розничной, с оптовой сетями, хлебозаводами, мукомолами. Уже в прошлом году мы обеспечивали себя полностью товарным зерном. Мукой тоже можем обеспечить себя полностью. Запустили Володарский комбинат, который долго до этого стоял.

 

Многие виды продукции к нам едут из других регионов, потому что наши торговые сети не берут нашу продукцию. Есть и объективные причины: крупные торговые сети требуют соответствующие маркировки, упаковки, объемы, регулярность поставок и теперь установили входные бонусы.   Еще есть отсрочка платежей. Я разбирался с хлебом, оказалось, что отсрочка платежей за хлеб составляет 30 дней. Им сегодня привезли, они сегодня же продали, а платят только через 30 дней. Я спрашиваю, почему так. А они отвечают, что у них такой порядок в бухгалтерии. После моего нажима отсрочка сократилась до семи дней. Все наши вздохнули с облегчением.

В сельское хозяйство должны приходить серьезные инвесторы, которые занимаются этим бизнесом. Должны выстраиваться так называемые вертикально интегрированные цепочки. Мясокомбинат, мукомольный завод должны вкладываться в сырье и так далее. Сегодня промышленные предприятия , которые уже повысили свой финансовый сальдированный результат, начали возвращаться по собственной инициативе к своим подсобным хозяйствам. Например, завод «Гидромаш» опять берет свой колхоз, ставит его на ноги, потому что они понимают, что бизнес у всех должен быть диверсифицирован.

Сегодня ко мне приходит инвестор, хочет строить завод по производству молочных смесей. Это 2 млрд. рублей, очень серьезное производство. Конечно, мы ему будем помогать.

Ольга Морозова, газета «Ведомости»

5. Когда  четко определится инвестор, который будет реконструировать международный аэропорт «Нижний Новгород»? Какими будут условия вложения средств - допэмиссия акций, передача аэропорта в управление инвестору?

В.П.Шанцев:

Очень много было различных встреч и желающих поучаствовать,  все очень хорошо воспринимали проект. Все говорили, что прекрасная идея, хороший проект. Быстрее всех откликнулся аэропорт «Внуково», компания, которая управляет этим аэропортом, и Правительство Москвы, которое является владельцем «Внуково» и одним из основных инвесторов. В последний раз этот вопрос слушался на заседании Правительства Москвы 31 июля, и наш аэропорт включен в стратегию развития деятельности Правительства и компаний-операторов, которые занимаются этим в Москве, Иванове, Калуге.

 Планируются инвестиции порядка 12 млрд. рублей. Схема, скорее всего, будет по выпуску акций. У нижегородского правительства сейчас 100% акций нижегородского аэропорта. Я уже не один такой проект сделал и неоднократно заявлял, что мне абсолютно все равно, какой пакет акций останется у правительства Нижегородской области. Главное, чтобы все остальные акции находились в руках человека, который сделает аэропорт таким, каким мы его себе представляем: по объему пассажирских перевозок не 300 тысяч человек, а 3 млн. в год. Это тот рост, который очевиден. И если сегодня у нас прибыль от аэропорта «Нижний Новгород» составляет 12 млн. рублей, то она будет существенно выше.

Кроме того,  должна быть другая инфраструктура, вокзальный комплекс, гостиничный, комплекс техобслуживания, взлетно-посадочная полоса должна быть приведена в порядок. Предполагается, что компания, которая оперирует на рынке грузовых перевозок, тоже разместится на этой площадке. Практика совмещения на одной площадке в большом объеме пассажирских и грузовых перевозок сложна, но в небольших объемах это нормально. Сейчас над созданием концепции трудится рабочая группа, а сама концепция будет рассмотрена в ближайшее время. Года за три все это можно будет реализовать.

Татьяна Салахетдинова , газета  «КоммерсантЪ НН»

6. На какой стадии сейчас находятся переговоры с автоконцерном  «Пежо-Ситроен»? Есть ли какие-то подвижки в этом направлении? Есть ли еще предложения по созданию  сборочных производств на территории Нижегородской области?

В.П. Шанцев:

Мы действительно встречались несколько раз с компанией «Пежо-Ситроен», они сделали нам презентацию своего проекта. Проект хороший: он начинается с выпуска 80 тысяч автомобилей в год и выходит на объемы до 210 тысяч автомобилей ежегодно. Это значит, что концерн, в отличие от многих других, приходит на нашу российскую землю с твердым намерением заняться локализацией и производством автокомпонентов в  большем объеме.

Все предыдущие проекты, которые я видел, как раз демонстрируют обратное.  Я особо не жалею, что еще до меня многие прошли мимо нас, потому что их объемы от 30 до 60 тысяч автомобилей в год, это как раз объемы, которые будут  «под отвертку». Прибавочная стоимость от сборки составляет 17% от стоимости автомобиля – прибыль не большая. Эти процессы наиболее поддаются автоматизации, следовательно, рабочих мест будет немного. Вся сборка, которая разместилась в последнее время в России, составляет 387 тысяч автомобилей в год. Мы особенно не будем здесь страдать, потому что у нас только планы «ГАЗа» - 300 тысяч автомобилей в год:  200 тысяч грузовых и 100 тысяч легковых – это перспектива 2011 года. 

Плюс еще заложили капсулу и подписано постановление правительства по «Объединенным транспортным технологиям», которые предполагают развивать мощности до 260 тысяч автомобилей в год. Главным образом, это Шевроле Ланос – самая продаваемая модель в России на сегодняшний день. Поэтому суммарно, в перспективе, в Нижегородской области будет выпускаться 560 тысяч автомобилей ежегодно.

 

Что касается «Пежо», то мы им предложили на выбор три площадки в дзержинском промузле, обеспеченные полностью энергоресурсами, транспортной инфраструктурой, трудовыми ресурсами. Мы решаем все вопросы подвода инженерных коммуникаций. Концерн имеет планы определиться с этой площадкой в октябре 2007 года. Нижегородская область – признанный автомобильный кластер, имеющий все необходимые ресурсы и квалификацию.

Игорь Поняев, газета «Нижегородские новости»

7. Какой из уже реализованных в минувшие два года инвестиционных проектов Вы считаете наиболее значимым, и какой из проектов станет наиболее значимым в ближайшие годы?

В.П. Шанцев:

Есть проекты, которые создают новые возможности, новые производительные силы, новую налогооблагаемую базу. Конечно, здесь наиболее предпочтительные инвестиционные проекты, по которым уже заключили инвестиционные соглашения и договоры. Это крупные проекты. Например, строительство нового завода по нефтепереработке. Он предполагает порядка $1 млрд. инвестиций и около 2 млрд. рублей новых налоговых отчислений.

 Второй проект мы заложили 30 мая – это «Стан 5000» на Выксунском металлургическом заводе. Капитальные вложения в него примерно такие же, и где-то 50-60 млрд. рублей составит годовой оборот. Это налоговая база порядка 2-2,5 млрд.рублей.

Также можно отметить проект по строительству завода в г. Кстово по производству ПВХ. Первая очередь – 330 тысяч тонн ПВХ в год, вторая – 500 тысяч тонн. А всего сегодня в России выпускается 630 тысяч тонн ПВХ ежегодно. Оборот составит около 60 млрд. рублей, и опять около 2 млрд. рублей  -налогооблагаемая база в год.

Кроме того,  в этом году заканчивается реализация проекта, стартовавшего в 2005 на Выксунском металлургическом заводе, - нового прокатного производства. Это производство будет выпускать 1 млн. 600 тысяч прокатных труб. И таких крупных проектов уже набралось где-то с десяток. На инвестсовете в общей сложности нами утверждено более 900 проектов с общей капитализацией  535 млрд. рублей и созданием около 77 тысяч рабочих мест.

Если говорить о социальных приоритетах, то удалось сдвинуть с мертвой точки работы по метромосту. Он был забыт, ничего не делалось. В 2007 году мы резко увеличили финансирование строительства метромоста, добились федерального финансирования, город поднапрягли. Осталось сделать всего два пролета моста, работы с которыми будут завершены в 2008 году. Далее мы начнем работы по подходам, по объезду. Сейчас стоит задача в 2009 году пустить автомобильную часть моста, а в 2010 году – пустить и метро.  При хорошем финансировании это реально. Я таких строек в Москве прошел несколько и знаю, что это такое.

Второй важный социальный объект и для города, и для области – это южный обход. Тоже стройка была мертвой до прошлого года. В 2006 году мы серьезно занялись этим направлением: выделили свое финансирование, добились федерального, бюджетный кредит дали строителям. И сегодня мы выходим на завершение первого  пускового комплекса второй очереди. В 2008 году реально запустить второй пусковой комплекс. Это даст нам возможность уже в 2008 году пустить транспорт по обходу с выходом на Казанское шоссе. К 2010 году мы имеем возможность запустить и первый пусковой комплекс третьей очереди с тем, чтобы выйти на магистраль, которая идет через промышленную зону города Кстово. По этой второй нитке транспорт будет иметь возможность выходить на Казанское шоссе, полностью минуя Нижний Новгород.

Одновременно с этим мы серьезно думаем над северным обходом. Для этого объявлен конкурс, определена компания-оператор, которая занимается сегодня созданием частного государственного партнерства. Мы понимаем, что на два обхода нам бюджетных денег в полном объеме никто не даст, а ждать еще 20 лет невозможно.

Также мы рассмотрели возможность строительства временного моста в районе Большое Козино с тем, чтобы на тот период, пока не решен вопрос с Чебоксарским гидроузлом, иметь возможность пропускать там транспорт. Есть хорошее решение, его общая стоимость около 600 млн. рублей. Можно все работы сделать за год. 

Роза Магасумова, ИА «ИТАР ТАСС»

8. В какой стадии находится газификация региона:  сколько жилья газифицировано, когда ее планируется завершить?  Какие меры намерено предпринимать Правительство области  для поддержки малоимущих граждан при подключении газа к домам именно  в области?  Намерено ли Правительство использовать систему кредитов?

В.П.Шанцев:

Сегодня в Нижегородской области уровень газификации составляет 74%. В сельской местности – 40%. Из 51 района у нас газифицировано 44, а 7 северных районов нет. Есть программа синхронизации, подписанная совместно с «Газпромом». Она рассчитана на строительство нового газопровода «Починки - Грязевец» для того, чтобы дать нам техническую возможность по целому ряду районов выйти на те населенные пункты, которые не имеют газ.

В этом году мы газифицировали до 16 тысяч домостроений. Согласно программе мы должны ежегодно до 2009 года газифицировать от 16 до 25 тысяч строений.

Нам не удалось решить вопрос газификации северных районов Нижегородской области по той простой причине, что там нет потребления.  И никто не будет прокапывать туда магистральные газопроводы, если мощность, которая позволяет пропустить этот провод, никем не потребляется. Поэтому мы сейчас и делаем программу развития каждого северного района, чтобы решить проблему каким-либо другим способом. Например, сейчас уже есть технологии брикетирования, гранулирования. И вместо того, чтобы туда вести газ, можно построить нормальные котельные. Мы хотим там развивать деревопереработку. Это по сути дела будет для нас «дармовое» топливо. Также есть технология сжиженного газа, когда на любой поселок ставится большой контейнер. Это как обычный баллон, только на всю деревню. Этот газ можно использовать на приготовление пищи, а отапливаться можно с помощью брикетов. 

Дата создания страницы: 08.08.2007
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet