Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

21.02.2007 15:57Интервью министра поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Правительства Нижегородской области Василия Казакова программе «Деньги»

Нужны ли Нижнему Новгороду мини-отели или ставка сделана на крупные отели 3-4 звезды?

Прежде всего, давайте определимся с понятием «мини-отель» или «малая гостиница». В Системе классификации гостиниц и других средств размещения, утвержденной Федеральным агентством по туризму, средством размещения считается помещение, имеющие не менее 5 номеров и используемое для временного проживания туристов. Существует бальная система оценки гостиниц и других средств размещения различной категории с количеством номеров менее 50. Таким образом, можно сделать вывод о том, что малая гостиница – это помещение, используемое для временного проживания туристов с номерным фондом от 5 до 50 номеров.

С каждым годом Нижний Новгород все больше становится похожим на современный деловой центр, растет деловая активность, ширятся экономические связи. Необходимым атрибутом подобного делового центра является развитая инфраструктура размещения класса 4-5*.

На сегодняшний день в Нижнем Новгороде работают только две гостиницы категории 4*: это «Волна» и «Александровский сад» на 198 и 49 номеров соответственно. Очевидно, что этого недостаточно: спрос значительно превышает предложение. Таким образом, можно совершенно определенно утверждать, что нужны крупные отели, предлагающие широкий спектр бизнес-услуг.

Привлекаемые благоприятным инвестиционным климатом, в Нижегородскую область приходят крупные игроки на рынке гостиничных услуг (например, международная цепь гостиниц «Кемпински», московская компания «Heliopark Group»).

Однако нужно помнить, что в Нижегородскую область едут не только с профессиональными целями. Ежегодный туристский поток это 500 тыс. российских туристов и порядка 40 тыс. иностранных граждан (данные 2005 года). По прогнозам уже в 2011 году регион посетит 1 млн. 400 тыс. россиян и около 100 тыс. иностранцев.

Одним из главных факторов, сдерживающим массовый въездной туристский поток, является инфраструктура размещения. В Нижегородской области, как в целом по России, основной проблемой является недостаток классифицированных средств размещения туристского класса (2-3*), ветхость имеющейся материальной базы. Поэтому вопрос развития современной инфраструктуры размещения, как важной составляющей конкурентоспособной туриндустрии, является в среднесрочной перспективе крайне актуальным.

Для справки: по данным 2005 года обеспеченность гостиничными местами в Нижнем Новгороде составляет 2,4 единицы на 1000 жителей. К примеру, аналогичный среднеевропейский показатель составляет 14 койко-мест на 1000 жителей, в Москве обеспеченность гостиничными местами – 10 койко-мест на 1000 жителей.

К вопросу о необходимости малых гостиниц. Несмотря на приход сетей, которые не могут удовлетворить всех разнообразных требований туристов из-за некоторой обезличенности, стандартизированности обслуживания, развитие малых гостиниц актуально в силу их уникальности и неповторимости. Малые гостиницы легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу «дома вдали от дома». Кроме того, малые гостиницы, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем гостиницы аналогичного класса. Все это позволяет этим формам гостиничного бизнеса занять прочное положение на рынке разных стран, в том числе и России. Таким образом, появление малых гостиниц – ответ на возникший у туристов спрос на малые формы и домашний уют.

Задачи преобразования Нижегородской области в крупный туристский центр особенно актуальны с учетом роста туристского рынка и обеспечения современных стандартов качества туристского обслуживания и требуют расширения, модернизации и реструктуризации гостиничной базы города. Одним из перспективных подходов в этом направлении является создание в регионе сети малых гостиниц, которые дополняя крупные и средние гостиницы, формируют деловую и туристскую привлекательность Нижегородской области, способствуют развитию малого бизнеса, созданию новых рабочих мест в сфере услуг, росту поступлений в бюджеты всех уровней. Именно такие гостиницы (категории 2-3*) в зарубежной практике работают как массовые гостиничные предприятия и особенно популярны на Западе.

Кому, на Ваш взгляд, легче открывать отель в городе – крупной компании или маленькому семейному предприятию?

Совершенно очевидно, что крупные компании, решившие заняться гостиничным бизнесом, в качестве второстепенного вида деятельности, имеют более широкие финансовые и организационные возможности для открытия средней или большой по вместимости гостиницы.

Небольшому семейному предприятию в таком случае легче занять свою нишу в сегменте малой гостиницы.

На Ваш взгляд, требует ли эксплуатация небольшой гостиницы каких-либо особых познаний в маркетинге и менеджменте?

Безусловно, как и любой другой, гостиничный бизнес имеет свою характерную специфику. Управление гостиничным предприятием требует определенных навыков и знаний в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом.

Специфика малых гостиниц  в том, что, имея небольшую вместимость, гостиница соответственно, имеет небольшие объемы продаж. Кроме того, в структуре оборота такой гостиницы существенно возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объеме закупок ей трудно добиваться оптимальных цен на расходные материалы (моющие средства, например), услуги прачечной и т.д.

Большие трудности возникают у малых гостиниц в кадровой сфере, работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель оставался рентабельным. Таким образом, малой гостинице трудно повышать эффективность, применяя метод сокращения расходов. С другой стороны в условиях конкуренции она не может увеличивать цену на проживание. Для сокращения расходов малая гостиница имеет только один путь – объединиться с себе подобными с целью осуществления оптовых покупок по приемлемым ценам, проведения совместных рекламных кампаний на целевых потребительских рынках, маркетинговых исследований, и, конечно, использовать другие пути сокращения расходов. В Москве малые гостиницы уже сделали первые шаги по этой дороге, создав собственную ассоциацию.

 

Бизнес мини-гостиниц сродни сдаче квартир, поэтому часто хозяева работают полуподпольно. Как Вам кажется, стоит ли им дешифроваться или нет?

На сегодняшний день в Нижегородской области малые гостиницы пока еще не получили массового распространения. Ситуация, когда малые гостиницы работают  полуподпольно, характерна больше для регионов с большим сезонным туристским потоком, например, для Краснодарского края.

Наша задача – изучив опыт других регионов, создать благоприятные правовые и экономические условия для легальной работы малых гостиниц, как наиболее выгодной.

Какие документы требуются предпринимателям, решившим инвестировать в мини-отель?

Все, что инвестору необходимо сделать на первом этапе реализации проекта - это направить заявку в министерство инвестиционной политики, специально созданное в структуре Правительства Нижегородской области. После этого сотрудники министерства собирают инвестору весь необходимый комплект документов: технические условия на инженерное обеспечение, условия по пожарной охране, экологии; уточняются данные по земельному участку и многие другие вопросы.

Все параметры заявленного инвестиционного проекта рассматриваются на заседаниях Инвестиционного совета при Губернаторе области. При положительном решении Инвестиционного совета оформляется комплект разрешительных документов: подписывается акт выбора участка, и, после необходимых процедур, оформляются права на землю, подписывается Инвестиционное соглашение с Правительством области и выдается разрешение на проектирование и строительство.

Кроме того, министерство поддержки и развития малого предпринимательства в рамках программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах» планирует реализацию комплекса мероприятий по кредитно-финансовой поддержке инвесторов, привлекающих заемные средства на создание и развитие объектов туристской инфраструктуры (например, современный транспорт для перевозки туристов, сервисные туристские комплексы на основных автомагистралях области, гостинично-туристские комплексы, кемпинги, объекты общественного питания). Кредитно-финансовая поддержка будет осуществляться в форме льготного кредитования в виде возмещения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

Уже сегодня мы приглашаем предпринимателей принять участие в программе льготного кредитования в рамках реализации проекта создания музейно-туристского комплекса «Город мастеров» в г. Городце. На территории комплекса планируется размещение кафе или ресторана, мини-гостиницы и оздоровительного комплекса.

По вопросам сотрудничества инвесторы могут обращаться в отдел развития туризма и народно-художественных промыслов министерства поддержки и развития малого предпринимательства (тел. 37-32-76, 30-32-06).

Дата создания страницы: 21.02.2007
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet