Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Общество

Развитие экономического потенциала в период индустриализации

Тридцатые годы занимают особое место в истории Нижегородского края. Это был период высоких достижений в промышленном производстве, но эти успехи достигались за счет снижения уровня жизни.

Период индустриализации в Нижегородской губернии отличался большим размахом. Строятся завод фрезерных станков и нефтеперерабатывающий завод в Нижнем, Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, Павловский завод автотракторных инструментов. В 1926 г. в Балахне начинается строительство картонной фабрики, в нескольких километрах от Балахны возводятся корпуса целлюлозно-бумажного комбината. В 1927 году заработал Вахтанский канифольно-скипидарный завод. С пуском этих предприятий страна освобождалась от ввоза из-за границы газетной бумаги, картона, канифоли, необходимой в производстве синтетического каучука, лаков, сургуча.

С самого начала индустриальное развитие предполагалось осуществлять за счет существенного снижения населением потребления. Так, первым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР (принятым в апреле 1929 г.) 77% капитальных вложений, запланированных для Нижегородской области, направлялось в ее тяжелую индустрию и только 23% - в производство предметов потребления. В начале 1930 года заложен Борский стекольный завод, реконструируются "Красное Сормово", "Красная Этна", "Двигатель революции" и другие предприятия.

В 1932 году был сдан в эксплуатацию Нижегородский автозавод, заканчивалось строительство крупного авиационного завода. Большое строительство шло на Черной речке, на месте старой деревни Растяпино, в 40 километрах от Н. Новгорода. Здесь еще в 1920 году начал давать продукцию суперфосфатный цех. В 1925 году началось строительство первого в стране цеха синтеза аммиака. Возникал новый центр химической промышленности. В 1929 году сильно разросшийся рабочий поселок стал носить имя Дзержинского. А еще через год он был преобразован в город.

В это же время коренной технической реконструкции подвергся железнодорожный транспорт. Он был оснащен мощными локомотивами, большегрузными и специальными вагонами. Были построены железнодорожные линии Горький - Балахна, Навашино - Выкса, Навашино - Кулебаки, Кудьма - Павлово, Нижний - Котельнич. Введение последней линии в эксплуатацию открывало новые перспективы для разработки лесных массивов Заволжья.

В крае была ликвидирована безработица. Количество индустриальных и строительных рабочих увеличилось с 165,9 тысяч человек в 1929 году до 279,6 тысяч в 1932 г.

За годы первой пятилетки Нижегородский край выдвинулся на второе место в стране по автомобилестроению, на четвертое - по станкостроению, на второе место по производству бумаги. Однако впечатляющие итоги промышленного развития региона были достигнуты по принципу "любой ценой".

На вторую пятилетку руководством страны была поставлена задача Горьковскому краю сохранить специализацию на транспортном машиностроении, станкостроении и лесной промышленности.

Дата создания страницы: 05.09.2002
Дата модификации страницы: 30.06.2010