Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

20.11.2006 09:33Андрей Мошонкин: «ЖКХ ожидает финансовое оздоровление»

Интервью Министра ЖКХ Нижегородской области программе «Действующие лица» ННТВ

Чем холоднее становится на улице, тем актуальнее звучат вопросы, связанные с качеством подготовки жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду. На вопросы том, как подготовлено жилищно-коммунальное хозяйство к зиме, что сделано и как будем зимовать, отвечает министр ЖКХ Нижегородской области Андрей МОШОНКИН.

- Часть весны и лето все предприятия ЖКХ готовились к предстоящему отопительному сезону. Сейчас можно подвести итоги и отметить, что подготовились мы неплохо. Об этом свидетельствуют конкретные цифры. Так, водопроводных сетей заменено на 13 процентов больше, чем запланировано, тепловых - на 17 процентов больше. Важно, что много заменено и капитально отремонтировано магистральных тепловых сетей. Очевидно, что изношенная магистральная сеть – это головная боль в отопительный период.

Если брать жилой фонд, то капитальный и текущий ремонт выполнен на одном миллионе квадратных метров кровель.

- А это много или мало?

- Это больше, чем в прошлом году, на 27 процентов и больше, чем в 2004-м, на 60 процентов. По нормативу мы должны были отремонтировать 970 тысяч квадратных метров. Так что в этом году объем ремонтных работ превысил установленные нормативы.

- Да, но если я правильно понимаю, то потребность в увеличении количества ремонтов у нас пока безгранична в силу изношенности жилищно-коммунального хозяйства?

 

- Конечно, все познается в сравнении. Ни для кого не секрет, что были годы, когда ремонт кровель, внутренних и внешних инженерных сетей, сетей тепло- и водоснабжения практически не осуществлялся. И потребность в ремонте сегодня действительно существенно выше, но с чего-то нужно начинать. Думаю, что при такой положительной динамике лет через 5 мы все-таки выйдем на нормативный ремонт, а это очень важно.

- Когда вы заступили на пост министра ЖКХ Нижегородской области, ситуация с дежурными диспетчерскими службами складывалась не слишком удачно. Как обстоят дела сегодня?

- На тот момент (в апреле) дежурные диспетчерские службы  функционировали лишь в 23 муниципальных образованиях. А при посещении этих районов стало ясно, что название «Дежурная диспетчерская» не соответствует существу. Сегодня 47 муниципальных образований имеют полноценные дежурные диспетчерские службы. И правительство Нижегородской области взяло на себя обязательство снабдить их оборудованием за счет средств областного бюджета. Речь идет о компьютерной и бытовой технике, создании комфортных условий для работы.

- За окном зима, и первый снегопад уже прошел. Как обстоят дела со снегоуборочной техникой?

- Потребность Нижегородской области в снегоуборочной технике составляет порядка 4700 единиц. Подготовлено около трех тысяч. Много это или мало? Я считаю, что если бы действительно вся эта техника была подготовлена, то зимой с уборкой снега мы бы справились. Однако по результатам осенних выездных проверок видно, что реально готово примерно 60 процентов от названного количества. Вся остальная техника, муниципальная, больше напоминает металлолом. В такой ситуации  муниципалитеты вынуждены, не имея средств на закупку новой техники, заключать договоры на уборку снега, очистку дорог с организациями, обслуживающими федеральные и областные дороги. А потому, когда районы отчитываются о готовности техники, они сознательно разбивают ее на две категории: техника, которая принадлежит муниципальным предприятиям, и техника, которая по договору будет участвовать в уборке территорий от снега со стороны предприятий, обслуживающих федеральные дороги.

Что делать? Проблему нехватки снегоуборочной техники в одиночку муниципальным предприятиям не решить. Надо использовать лизинговую схему. Ее разработкой сейчас и занимаются в министерстве ЖКХ.

- Осенью много говорили о том, что для наведения порядка на территории области была использована новая форма работы. Речь идет о привлечении компании «Геокосмос», когда с ее помощью изучали наличие или отсутствие свалок в районах. Вообще для нас эта ситуация достаточно экзотическая, когда для поиска свалок используются высокие технологии. Насколько оправдала себя такая методика?

- Я бы хотел уточнить. Не для этого мы привлекали компанию «Геокосмос». Для того чтобы зафиксировать несанкционированные свалки, необязательно прибегать к космическим технологиям. Для этого еженедельно проводились облеты территорий на вертолете. Часть зафиксированных свалок уже ликвидирована. А вот  с помощью компании «Геокосмос» прежде всего мы определяли объем тела полигона в Игумново. Конечно, существует проект, согласно которому полигон имеет определенную площадь и объем. Однако проектная документация - это одно, а фактическое состояние дел – другое. Вот компания  «Геокосмос» путем лазерного сканирования с воздуха определила  реальный объем тела полигона, который оказался на 30 процентов больше, чем по проектной документации. Лазерное сканирование позволяет определить не только тело полигона, но и то, сколько твердых бытовых отходов было завезено за конкретный промежуток времени. Для этого сканирование производили дважды. Первое - по определению границ и первоначального объема и второе – по истечению двух месяцев. В результате при помощи математической модели, с учетом технологии захоронения твердых бытовых отходов, можно сказать, сколько за два месяца составил прирост тела полигона по объему. А дальше большой простор для  различного рода анализов. Существуют документы, по которым видно, сколько завозится ТБО организациями, эксплуатирующими полигон. Можно сравнить. Ведь на полигон иногда  завозят отходы, которые идут без документов, за утилизацию которых не заплачено, если таковые были, то разница благодаря сравнительному анализу сразу видна. Может быть и обратная ситуация, когда ТБО не довозят до полигона, а сваливают в лесу. Предположим, условно по документам за какой-то период было складировано на полигоне  100 тысяч тонн. Мы определяем, а сколько за этот период составил прирост тела полигона реально, и получаем всего лишь 70 тысяч тонн. Это значит, что 30 тысяч тонн до полигона не довезли. А где они?

Такими технологиями можно определить параметры, которые иными способами определить очень сложно, а порой и невозможно.

- Наряду с такими точными и высокими технологиями есть какие-то простые методы, благодаря которым все-таки мусор  у нас начали убирать?

- Убирать начали. И небольшой прогресс есть. Особенно заметен он был в результате весенних мероприятий. А дальше началась текущая работа, когда надо свято соблюдать график вывоза ТБО с мест их первоначального складирования. Соблюдается он не всегда и не везде. Возникает необходимость по контролю за графиком вывоза мусора. Думаю, что самый эффективный способ контроля  - это платить перевозчику отходов не за то, что он забрал их, а за то, что он привез их на полигон.  

- «Финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса». Вот так сурово звучит проект федерального закона, в реализации которого мы собираемся участвовать. Что подразумевается под этим законом?

- Правительство РФ планирует принять закон о финансовом оздоровлении жилищно-коммунального комплекса, на сегодняшний день существует его проект. Основной вопрос, о котором пойдет речь в законе списывать или нет просроченные дебиторские задолженности жилищно-коммунальных предприятий. Для примера задолженность за поставленные жилищно-коммунальные услуги перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 1 января 2006 года составляла 4,5 миллиарда рублей, в том числе задолженность населения - 2 миллиарда рублей. Это колоссальные суммы. Часть из этих денег уже никогда никто не вернет. Это задолженности, сформированные в течение последних  5, а то и 10 лет, а значит, относятся к срокам за пределами исковой давности, который составляет 3 года. Списать их можно только в судебном порядке.

Я считаю, что если мы говорим о предприятиях, то ту задолженность, которую никто и никогда не вернет, безусловно, нужно списывать, потому что с 1 января 2009 года с нее придется платить НДС. А откуда? Если же мы говорим о задолженности населения, то списывать ее можно только при определенных условиях, иначе теряется всякий стимул своевременной оплаты за ЖКУ.

Вообще закон о финансовом оздоровлении касается не только вопроса о списании дебиторской задолженности. В нем есть еще масса направлений, касающихся жилищно-коммунального комплекса. В частности, организации новой структуры управления жилищно-коммунальным комплексом. Сейчас за организацию ЖКХ на местах отвечают органы местного самоуправления. На мой взгляд, явно не хватает общего контроля над этой работой со стороны правительства региона. Внедрение новых подходов к оптимальному решению тех или иных задач, единая научно-техническая политика, единая форма отчетности всех предприятий - эти задачи необходимо решать на региональном уровне.

- А как состыковать ваше желание централизовать решение всех проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве со 131-м ФЗ, который был направлен на то, чтобы дать как можно больше свободы в принятии решений муниципалитетам? Означает ли это, что с ФЗ немного перестарались?

- Комментарии по 131-му ФЗ сознательно давать не хочу. Однако считаю, что в какой-то степени этот закон ЖКХ даже навредил. Примеров, здесь масса. Когда в поселковом образовании, в котором 100 человек, выбирают орган исполнительной, законодательной власти, при этом появляется МУП, в поселке устанавливают свои тарифы, все это, конечно, интересно с теоретической точки зрения, а на практике получается, что денег нет, содержать то, что уже имеет поселковое образование, не на что и т.д. Так что здесь доходить до абсурда, на мой взгляд, не стоит.

Мы не хотим забирать обратно все полномочия, речь идет о каких-то концептуальных вещах: едином подходе к решению задач, единой ресурсосберегающей программе, которая бы охватывала всю область, создание генерального плана теплоснабжения области. Это задачи, которые невозможно решить на уровне муниципальных образований.

- Андрей Николаевич, вернемся к конкурсу на самый благоустроенный район области?

- Конкурс проходил по трем социально-экономическим группам. В каждой определено по три победителя. Всего 9 районов-призеров. Призовой фонд составлял 90 миллионов рублей. За 1-е место вручалось 15 миллионов рублей, за 2-е - 10, за 3-е – 5.

- На ваш взгляд, справедливо, что те районы,  в которых и так с благоустройством все хорошо, еще премировали?

- Не во всех районах, которые названы победителями, прежде с благоустройством было все хорошо. Например, среди победителей есть Вадский, Шатковский, Перевозский, Сосновскй районы. Более того, среди критериев, по которым определялись лучшие, был такой показатель: сколько средств было потрачено на одну душу населения в текущем году в плане благоустройства. Так что думаю, что результаты конкурса достаточно объективны.

- Согласна, помогать нужно тому, кто хочет и может работать. Спасибо, и будем надеяться, что благодаря тому, как министерство ЖКХ подготовило область к зиме, мы перезимуем без эксцессов.  

Дата создания страницы: 20.11.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet