Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

18.09.2006 12:49Министр инвестиционной политики Нижегородской области Дмитрий Сватковский: «Регион в качестве приоритетной рассматривает отрасль производства автокомпонентов»

Интервью министра информационному агентству «Интерфакс»

Министерство инвестиционной политики в структуре правительства Нижегородской области появилось год назад. Как Вы оцениваете работу министерства за прошедший год?

Наше министерство было создано для формирования единой политики привлечения инвестиций в регион. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поставил перед региональным правительством задачу создать Инвестиционный совет, на котором будут рассматриваться инвестпроекты и решаться вопросы предоставления земельных участков под эти проекты. В связи с этим, естественно, возник вопрос, кто будет готовить комплект документов для инвестора, в том числе и конечный документ - распоряжение о предоставлении земельного участка. Такой структурой в правительстве Нижегородской области стало министерство инвестполитики.

На сегодняшний день у нас в работе находится около 500 заявок на выделение земельных участков для реализации инвестпроектов. Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области начал свою работу с февраля 2006 года и за это время было принято более 230 решений о предоставлении земельных участков с общим заявленным объемом инвестиций около 120 млрд. рублей. Конечно, эти деньги поступят в бюджет области не сегодня, а в ближайшие 2-3 года по мере реализации инвестиционных проектов, но мы уже можем прогнозировать влияние этих инвестиций на внутренний региональный продукт.

Кроме того, инвестсовет за время своего существования принял решение о присвоении статуса «приоритетный» 19 инвестпроектам.

Можно ли говорить о каких-то приоритетных отраслях, в которые инвесторы готовы вкладывать средства?

После назначения Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области, естественно, возник вопрос об анализе существующего положения дел в регионе и создании плана действий на перспективу. Такой анализ был произведен, и в результате родилась стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Это достаточно долгосрочная для нас перспектива, но мы должны были понимать, к каким результатам должны стремиться, и как мы будем добиваться поставленных к 2020 году целей.

В стратегии выделены несколько приоритетных отраслей в экономике региона – это металлургия, автомобилестроение, машиностроение и IT-технологии. Бурный рост автомобилестроения и приход многих иностранных инвесторов в Россию дает нам возможность на базе традиционного кластера создать производство автокомпонентов. Вслед за такими автопроизводителями как Toyota, Nissan и Volkswagen, заявивших о создании сборочных производств на территории нашей страны, придут производители автокомпонентов. Мы будем развивать уже существующее производство автокомпонентов и усиливать его созданием совместных предприятий с иностранными производителями.

Мы ожидаем, что основные производители автокомпонентов будут базироваться именно в Нижегородской области, имеющей преимущества с точки зрения логистики и наличия квалифицированной рабочей силы. Таким образом, производство автокомпонентов и автомобилестроение в целом является главной отраслью для региона.

Конечно, мы не сбрасываем со счетов металлургию, машиностроение, другие отрасли, а просто акцентируем внимание на автомобилестроении, которое является быстрорастущим сегментом рынка.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки под застройку должны выделяться на конкурсной основе. Не возникнут ли в последующем проблемы у инвесторов, получивших земельные участки на основании решений инвестсовета Нижегородской области?

Что касается предоставления земельных участков без проведения торгов, то на сегодня таким правом могут обладать религиозные организации для строительства сооружений религиозного характера, лица, у которых были изъяты земельные участки, находившиеся в их собственности. Без торгов могут предоставляться на праве аренды земельные участки для строительства объектов производственного назначения лицам, которыми на основании соглашения с местными властями уже были выполнены работы по планировке территории и подготовки проектной документации.

Кроме того, сейчас некоторые участки не осваиваются по следующей причине: строительные организации получили земельные участки до вступления в силу Градостроительного кодекса, они уже подвели все коммуникации и провели другую подготовительную работу, но коль скоро участки на торги не выставлялись, то они считаются как бы незаконно приобретенными. Этот вопрос тоже надо решить на законодательном уровне в ближайшее время.

Расскажите о крупных инвестпроектах, которые планируется в ближайшем будущем реализовать на территории Нижегородской области.

В ближайшее время международная автомобильная компания Venture Corporation планирует начать строительство завода в Дзержинске. Они практически уже купили земельный участок и существующую инфраструктуру под строительство завода. Предполагаемый объем инвестиций в проект составляет $120 млн. В Дзержинске планируется собирать линейку легковых моделей машин бизнес-класса, эконом-класса под маркой Brillians плюс мини-траки. Планируемый объем выпуска - до 60 тыс. машин в год. На полную мощность Venture планирует выйти к 2010 году.

К нашему региону проявляли интерес украинская корпорация «Богдан», PSA Peugeot Citroen рассматривает наш регион как место размещения сборочного производства. Какие площадки предлагает этим компаниям область для размещения?

Действительно, компания «Богдан» прорабатывает возможность создания своего производства на территории Нижегородской области и достаточно плотно консультируется по этому поводу с правительством Нижегородской области. Что касается компании Peugeot Citroen, есть контакты с областным правительством, но пока официальных заявлений о реализации проекта от этой компании не поступало.

Однако в ближайшее время пройдет конкурс на размещение сборочного производства автомобилей в г.Бор (Нижегородская область), где давно сформирована площадка под такого рода строительство. Пока рано говорить о поданных заявках на участие в конкурсе, но требования к соискателям очень серьезные. В частности, минимальный объем инвестиции в этот проект, согласно условиям конкурса, составит около $100 млн. Мы узнаем, кто его выиграл и кто будет строить там завод 18 октября.

Кроме того, в настоящее время правительство занимается проблемой выбора земельных участков для крупных инвесторов, которые планируют разместить производство в Нижегородской области. К этим площадкам есть несколько ключевых требований – наличие рядом магистрали, транспортной развязки, инженерных коммуникаций и возможность энергоснабжения. Мы прорабатываем на сегодняшний день 6 таких участков. Основной проблемой подготовки этих площадок является перевод земли из одной категории в другую в основном это перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений.

Мы планируем, что в ближайшие полгода мы закончим подготовку 6 крупнейших площадок под производства. Заявители у нас есть, самая главная задача – подготовить земельный участок. Это участки на основной магистрали М7 (Москва – Нижний Новгород), это южный объезд Нижнего Новгорода и дорога на Казань. Мы принципиально не хотели бы располагать новые производства на территории самого Нижнего Новгорода в связи тем, что в городе и так уже «напряженное движение». Это нецелесообразно, и не хотелось бы повторять ошибок Москвы и Санкт-Петербурга, в которых производства исторически расположены в центре. Мы считаем, что они должны находиться за пределами Нижнего Новгорода.

В Нижегородской области существует дефицит электроэнергии. Есть ли инвестиционные проекты в области электроэнергетики, которые планируется реализовывать в регионе?

В ближайшем будущем планируется заключить соглашение о совместной деятельности между Нижегородской областью и РАО «ЕЭС России». Это будет совместная программа по строительству теплосетей и энергосетей в регионе. Мероприятия программы будут направлены на повышение надежности энергоснабжения потребителей, увеличение пропускной способности сетей, недопущение возникновения дефицита мощностей в условиях стремительного роста электропотребления в Нижегородской области.

В частности, планируется строительство ЛЭП 500, соединяющей ОАО «Костромская ГРЭС» и подстанцию «Нижегородская». Этим мы к 2010 – 2011 году ликвидируем дефицит электроэнергии в Нижнем Новгороде.

Также совместно с Федеральным агентством по атомной энергии РФ изучается возможность строительства на севере Нижегородской области двухблочной электростанции по проекту «АЭС-2006» суммарной электрической мощностью 2400-2600 МВт. Реализация этого проекта позволила бы полностью снять вопрос энергодефицита и создала бы необходимые предпосылки социально-экономического развития области. Сейчас проект находится в стадии переговоров о включении в план строительства АЭС с Федеральным агентством и пока рано говорить о сроках и объемах строительства.

Также мы заинтересованы в альтернативных источниках энергии. Под альтернативными источниками, во-первых, я понимаю новые технологии, во-вторых, это могут быть независимые от РАО «ЕЭС России» инвесторы, которые сегодня готовы вкладывать в энергетику свои собственные средства. Таких предложений много, потому что данный рынок услуг достаточно перспективен. Мы ведем переговоры с большим количеством иностранных инвесторов, которые заинтересованы в энергетике.

В настоящее время блок нижегородского правительства по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям разрабатывает генеральный план размещения котельных, трансформаторных подстанций и точек подключения для будущих проектов. Я думаю, что к концу года генплан будет закончен, и мы четко будем понимать, где у нас «белые пятна», то есть проблемы, которые надо решать в ближайшем будущем.

В какой стадии реализации находится совместный с РЖД проект строительства транспортно-логистического узла на территории Нижегородской области?

В мае в ходе визита президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина было заключено соглашение между РЖД и Нижегородской областью. Мне было поручено возглавить рабочую группу для разработки концепции транспортно-логистического центра на территории области. Рабочая группа была создана, и мы разработали концепцию, которую представители ГЖД презентовали руководству РЖД, у которого она получила одобрение. Разработанная концепция предусматривает создание на территории Нижегородской области на среднесрочном этапе межрегионального интермодального (железнодорожно-автомобильного) транспортно-логистического центра и на долгосрочном этапе – международного (национального) мультимодального транспортно-логистического узла.

На сегодняшний день мы переходим к более четкой и понятной работе. В качестве участка для реализации проекта по созданию интермодального транспортно-логистического центра выбран грузовой двор станции Доскино ГЖД. Рассматриваемый участок находится на расстоянии 1,5 км от действующей федеральной дороги М 7 «Волга» на участке южного обхода Нижнего Новгорода.

Сейчас мы занимаемся сбором информации и обработкой данных для того, чтобы разработать программу реализации проекта, обозначить требования к земельным площадям, схему управления, юридической форму существования, финансовый план. Я думаю, что план мероприятий по реализации данного проекта мы разработаем до ноября.

Дата создания страницы: 18.09.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet