Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

03.08.2016 16:20Сектор госмасштаба

Чуть более полугода прошло с того момента, как Игорь Норенков возглавил министерство экономики и конкурентной политики региона.

Но, по сути дела, это уже отнюдь не то ведомство, что было ранее — и по поставленным перед ним задачам, и по названию.

Министр «от сохи»

- Игорь Николаевич, в первую очередь нам бы очень хотелось нового министра представить нашим читателям. Например, каких экономических взглядов вы придерживаетесь?

-На самом-то деле, я министр «от сохи» - то есть не из научного сообщества. Наверное, я не всегда могу оперировать теми или иными экономическими теориями. Свою чиновничью деятельность начал с министерства предпринимательства — с реального сектора экономики. В общем-то я сейчас тем же самым занимаюсь Только в масштабе всей экономики региона.

В рамках работы над стратегией и прогнозом развития Нижегородской области на ближайшую перспективу мы работаем не только с муниципальными образованиями, но и с конкретными предприятиями. Пытаемся вникнуть в их планы развития, интересуемся, какую продукцию они планируют выпускать. Так что моя экономическая теория — это работа. Если хочешь чего-то изменить в лучшую сторону, нельзя просто теоретизировать — нужно работать. Вникать во все проблемы и каждый день пытаться достичь какого-то, хоть маленького, результата.

Инновационный «якорь»

- В чем на ваш взгляд особенный путь экономического развития нашего региона? И как вы используете его в своей работе?

- У нас нет ни нефти, ни газа. Львиную долю дает обрабатывающая отрасль. Чтобы она не испытывала проблем с кадрами, в последние годы в регионе активно открываются ресурсные центры.

К тому же, Нижегородская область имеет достаточно большое количество предприятий оборонно-промышленного комплекса. Очень неплохое наследство, которое досталось нам с советских времен. И это ещё одно конкурентное преимущество региона.

Да и на уровне выпуска инновационной продукцией мы неплохо выглядим на фоне других российских регионов. Сейчас это направление у нас — якорное, и его надо развивать. Нижегородская область одной из первых начала строить бизнес-инкубаторы. И надо сказать, что они работают очень продуктивно.

Другая тема — венчурное финансирование. Основы закладывались примерно около 10 лет назад, и сейчас этот инструмент также эффективно функционирует. Мы — одни из лучших в стране в данном аспекте. Во всяком случае, по венчурному фонду срывов в финансировании проектов не было. Вот наши «фишки», наши конкурентные преимущества.

Госпрограммы «оцифрованы»

- Что нового появилось в деятельности министерства с вашим приходом, как изменились планы стратегического планирования?

-Если говорить о структурных изменениях, то этот процесс был инициирован губернатором. Связан он с оптимизацией управления в целом. Министерство экономики — не первое и не последнее подразделение правительства, которое было модернизировано. Я считаю, был выбран самый оптимальный вариант структурной реорганизации.

В обновленное министерство, по сути, влился департамент по регулированию контрактной системы в сфере закупок, который я возглавлял с 2013 года до начала нынешнего. Эта структура зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, там работали истинные профессионалы. Именно она дала толчок к централизации процесса закупок в регионе.

Теперь нормативное обеспечение контрактной системы осталось за министерством экономики, а организация закупочного процесса полностью ушла в государственные учреждения. При этом те функции, которые минэкономики исполняло до этого, оно так и продолжает исполнять.

Что касается планирования... Все задачи остались прежними, стратегию мы не корректировали. У нас «оцифрованы» все государственные программы, которые работают в регионе. Количество госпрограмм при этом увеличилось. Сейчас очень важно как можно плотнее соединить процессы программного планирования расходов всех органов исполнительной власти с процессом организации закупочной деятельности.

Кстати, с 2014 года Нижегородская область принимала участие в пилотном проекте агентства стратегических инициатив, связанном с развитием конкуренции на региональном уровне. Федеральная антимонопольная служба высоко оценила нашу работу в этом направлении — по итогам прошлого года Нижегородская область заняла второе место в стране, пропустив вперед только Воронежскую область.

Проект нуждается в цене

- Очень актуальна в условиях кризисных явлений в экономике проблема экономии бюджетных средств. Как в этом направлении работаете? Каковы механизмы, инструменты этой работы?

-Главное — определение цены заявленного проекта. Министерство непосредственно участвует в данном процессе. По федеральному законодательству изначальную цену закупки формирует заказчик. Но по нашему региональному, а оно у нас в некотором смысле уникальное, минэкономки непосредственно участвует в анализе действий при формировании начальной цены — мы выдаем заказчику предельную рекомендуемую стоимость.

Вместе с ним,  а когда это необходимо то и в помощь ему, мы проводим работу по мониторингу рынка за тем, чтобы определение начальной цены имело открытый и объективный характер.

А ещё нам, порой, приходиться вмешиваться в расчет еще на этапе планирования программ. Тут, возможно, нет жесткого подхода, но мы с помощью анализа проведённого министерством хотим помочь оптимизировать будущие расходы.

Кроме того, задача министерства следить за ходом работ на практически всех объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Мэров — на обучение

- Еще одна вотчина минэкономики — развитие территорий и моногородов в частности...

- В области есть программа развития производительных сил по всем территориям.В том числе существует и индивидуальный подход к моногородам. Мы разработали собственную программу по этим территориям.В ней в частности речь идёт о приоритетном праве участвовать в различных программах господдержки из средств регионального бюджета. А вот из федерального бюджета у нас поддержку получило только Павлово — на развитие инфраструктурного проекта. Они его, кстати, успешно реализовали.

Вместе с тем, работа по привлечению федеральных средств продолжается. В этом году у Выксы есть шанс получить федеральную поддержку на инфраструктурный проект (модернизация и реконструкция сетей водоотведения), необходимый для реализации новых инвестиционных проектов по диверсификации экономики этого моногорода. 

Мы постоянно мониторим ситуацию по моногородам. Она остаётся в нормальном русле. Так, например, стал ниже, чем в целом по стране процент безработных во всех моногородах (максимальный  в Заволжье  1,01%, а в среднем по России – 1,3%).

Фонд развития моногородов предложил еще дин вид поддержки — обучение. У нас уже сформированы соответствующие команды. В их состав входят мэр города, представитель правительства Нижегородской области в ранге не ниже министра или его заместителя, представитель крупного инвестора, осуществляющего свой проект а территории района. Всего человек 5-6. Заниматься они будут проходить в Сколково.

Результат обучения— не сдача экзамена, а защита конкретного проекта, который на данной монотерритории может претендовать на поддержку.

Источник: Нижегородская правда, 2 августа 2016 №77

Дата создания страницы: 03.08.2016
Дата модификации страницы: 04.08.2016
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet