Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

14.09.2006 11:0912 и 13 сентября в Нижнем Новгороде с официальным визитом находился Вице-премьер Правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

Два рабочих дня – 12 и 13 сентября, проведенных министром обороны России Сергеем Ивановым в Нижнем Новгороде, оказались чрезвычайно насыщенными и продуктивными. Вместе с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым министр обороны провел на Нижегородской ярмарке выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по вопросам развития высокоскоростного судостроения, посетил ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе авиастроительный завод «Сокол», где провел совещание о ходе выполнения государственного оборонного заказа на 2006 год, а также объявил о начале строительства многофункционального спортивного центра на улице Мончегорской за счет средств благотворительного фонда спортивных программ «Новое Поколение».

Выбор Нижнего Новгорода как места проведения 12 сентября Морской коллегии при Правительстве РФ вполне логичен и обоснован. Главная тема коллегии – «О мерах по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов – катамаранов скегового типа на воздушной подушке и экранопланов» - как нельзя тесно связана именно с нижегородской землей. Больше того – само российское высокоскоростное судостроение, основанное на использовании аэродинамической силы низколетящего воздушного крыла для движения судов, зародилось именно здесь, в Нижегородской области, в ЦКБ имени Ростислава Алексеева. Само понятие – экраноплан – также пошло с нижегородской земли. Поэтому, Сергей Иванов откровенно признался, что вопрос о месте проведения коллегии на эту тему даже не стоял:

- Другого места для обсуждения вопроса развития скоростного судостроения и быть не может. Кроме как в Нижний Новгород нам ехать было некуда.

Другое дело, что потенциал скоростного флота сегодня в России почти не используется. Об этом министр обороны С.Иванов говорил, уже открывая заседание коллегии. А в том, что этот потенциал весьма серьезен и существенен, министр еще раз наглядно убедился, осмотрев вместе с нижегородским губернатором В.Шанцевым развернутую на ярмарке экспозицию предприятий оборонного комплекса региона, в частности стенды ЦКБ «Лазурит», ЦКБ имени Алексеева, судостроительного завода «Волга», КБ «Вымпел» - признанных лидеров российского высокоскоростного судостроения.

В свое время государство инвестировало в развитие этого направления серьезные финансовые ресурсы: суда скегового типа и экранопланы разрабатывались для нужд министерства обороны, Военно-морского флота. Многие помнят, как и в гражданском флоте вездесущие «Ракеты» и «Кометы» практически беспрерывно сновали по нашим рекам. Но как только государство перестало дотировать этот вид транспорта, то в условиях рыночной экономики скоростные речные перевозки не выдержали конкуренции с транспортом автомобильным и железнодорожным. Очевидно, что последние выигрывают в скорости, вместимости, мобильности, стоимости перевозок (руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин в своем докладе привел такую цифру: реальная стоимость использования высокоскоростного судна в течение часа в расчете на одного человека составляет 10 долларов). Опять же железная дорога и автотранспорт не требуют строительства дорогостоящих портов и причалов, и зима им не помеха. В результате ситуация в скоростных водных перевозках сложилась удручающая. В период с 1957 по 2005 год в стране в общей сложности было построено 1600 судов на воздушных крыльях или подушке, но сегодня из них эксплуатируются всего 200 единиц. И это по всей огромной России!

Чтобы отрасль окончательно не умерла, и государство не растеряло накопленный столь мощный интеллектуальный потенциал и уникальные технические разработки, выход – один. А, вернее, два – вернуться к дотированию государством грузо- и пассажироперевозок на социально-значимых маршрутах (к примеру, Санкт-Петербург – Калининград, дальневосточные направления и т.д.), а также реформировать отрасль с учетом интересов коммерческих структур, чтобы увеличить количество заказчиков со стороны частного капитала. Валерий Шанцев отметил, что в этом направлении нашими корабелами ведется активная работа – сегодня разработаны скеговые суда-паромы (скега – это ограждение воздушной подушки) на принципе экранопланов, способные перевозить груз в несколько сот и даже тысяч тонн. Такие скоростные паромы уже вызвали интерес у ряда коммерческих структур, занимающихся перевозками, что дает надежду на заказы с их стороны.

Со стороны же государства шаги по поддержке и развитию отрасли будут следующими. Уже в нынешнем году в Правительство России будет внесена концепция Федеральной целевой программы «Развитие судостроительной промышленности на период 2008-2015 годы». В ней будет выделена специальная подпрограмма по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения. В рамках этой подпрограммы и пойдет финансирования из федерального бюджета на поддержку и развитие отрасли. Уже сейчас федеральные Минобороны, Минтранс и МЧС прорабатывают вопрос о возможности поставок за рубеж экранопланов водоизмещением до 50 тонн и, в случае положительного решения, в Правительство РФ будут внесены согласованные предложения по снятию существующих экспортных ограничений на эти поставки.

Но не только высокоскоростное судостроение было в центре внимания министра обороны России Сергея Иванова во время его визита в Нижний Новгород. Он сразу отметил, что Нижегородская область входит в число шести ведущих регионов России по производству продукции военного назначения, и потому с интересом знакомился с продукцией, потенциалом и проблемами предприятий нижегородской оборонки. На заводе имени Фрунзе министр обороны вместе с губернатором Валерием Шанцевым побывали в цехе монтажа печатных плат и осмотрели радиолокационную технику, в Объединенном конструкторском бюро машиностроения имени Африкантова посмотрели работу научно-исследовательского испытательного комплекса атомной техники, на Горьковском атозаводе побывали в цехе окончательной продукции, а на авиастроительном заводе «Сокол» Сергей Иванов с Валерием Шанцевым посмотрели, как идет сборка самолетов (кстати, в  это время там заканчивалась сборка учебно-боевого тренировочного самолета МиГ-29 по заказу Алжира).

Именно на базе завода «Сокол» министр обороны России провел совещание с руководством области и директорами нижегородских предприятий ОПК по вопросу хода выполнения государственного оборонного заказа на 2006 год, в том числе предприятиями и организациями Нижегородской области, и о мерах по повышению его эффективности.

В принципе, ситуация в оборонной отрасли в целом в нашем регионе уже начала меняться в лучшую сторону. Так, губернатор Валерий Шанцев отметил, что по итогам 2005 года оборонный заказ на предприятиях Нижегородской области увеличился на 30 процентов, а объемы произведенной продукции «оборонки» выросли на 26 процентов. Каковы дальнейшие перспективы? Министр обороны доложил, что принята Федеральная целевая программа «Развитие оборонного комплекса РФ до 2010 года и в перспективе до 2015 года» и государство в последние годы неуклонно увеличивает финансирование «оборонки». В результате, если на развитие и реформирование оборонно-промышленного комплекса страны в 2006 году федеральный бюджет выделил 9,2 млрд. рублей, то в 2007 году – уже 13,9 млрд. рублей. С учетом же всех отраслевых Федеральных целевых программ оборонно-промышленный комплекс страны в 2007 году получит около 100 миллиардов рублей! Причем, порядка 70 процентов из этой грандиозной суммы целевым образом будут направлены на капитальные вложения. Министр обороны подчеркнул, что главная задача будет состоять в рациональном и эффективном использовании этих средств.

Что же касается непосредственно Нижегородской области, то, по словам Сергея Иванова, наш регион по гособоронзаказу в 2007 году получит 13 млрд. рублей, что на 30-35 процентов больше уровня года нынешнего.

Среди основных проблем, которые должны решать регионы для поддержки и развития «оборонки», министр выделил необходимость развития диверсификации производства на оборонных предприятиях, более активного перехода на выпуск продукции двойного и гражданского назначения (в качестве положительного примера С.Иванов привел здесь завод им. Фрунзе, где уже сегодня 90 процентов выпускаемой продукции – гражданского назначения), а также организацию подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса (во многих регионах проблема нехватки таких кадров стоит чрезвычайно остро). Что касается последнего вопроса, то министр обороны не преминул отметить, что Нижегородская область являет собой как раз положительный пример в работе по развитию профессионально-технического обучения.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил, что этого удалось добиться благодаря тому, что в регионе удалось сохранить всю систему профессионально-технического обучения. Предприятия передали свои ПТУ на баланс области, региональный бюджет выделяет порядка 100 миллионов рублей в рамках специальной областной программы развития профтехобразования, эти деньги идут на заработную плату педагогов и обеспечение материальной части учебного процесса, само же обучение проходит на базе предприятий.

А для того, чтобы будущие нижегородские авиа-, судо- и машиностроители были крепки и здоровы, днем ранее -12 сентября - Сергей Иванов вручил Валерию Шанцеву проектную документацию на строительство нового многофункционального спортивного зала в Автозаводском районе на улице Мончегорской (он будет строиться за счет средств благотворительного Фонда спортивных программ «Новое Поколение», в котором министр обороны возглавляет попечительский совет), пообещав, что ровно через 9 месяцев («как и положено в природе») этот спортивный объект будет сдан под ключ. Помимо этого, вручая от имени фонда спортивный инвентарь ряду детско-юношеских школ города и области, Сергей Иванов сказал в адрес нижегородского губернатора особые слова благодарности за то, что тот взял курс на строительство по всему региону новых физкультурно-оздоровительных комплексов (первый из них уже достраивается в Сергаче):

- Знаю, что Валерий Павлинович предпринимает много шагов для развития в области физкультуры и спорта, так что наш стадион станет скромным подспорьем в этом направлении. Здоровье и спортивный образ жизни являются верными помощниками и в труде, и в обороне. И мы будем этому всячески способствовать и развивать.

Дата создания страницы: 14.09.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet