Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

12.07.2016 15:00Главное – научить учиться

— Начнем с итогов Единого государственного экзамена. Как справились с ним в этом году нижегородские выпускники?
 
— Предварительные итоги сдачи ЕГЭ (я говорю так, потому что пока еще идут рассмотрения апелляций, и окончательная картина, возможно, несколько изменится) порадовали: из 14 предметов, которые сдавали, по 12 ребята написали работы лучше, чем в 2015 году. Думаю, высчитывать общий средний балл не имеет смысла, но радует, что стали лучше работы по математике, а «двоечников» стало меньше. И русский язык написали очень хорошо — средний уровень работ на восемь баллов выше, чем в прошлом году. Поэтому наш средний уровень будет лучше, чем в среднем по России.
 
Мы несколько лет пытаемся мотивировать ребят и педагогов, чтобы больше налегали на физику. И в этом году число тех, кто выбрал это предмет практически сравнялось с обществознанием (третьим после обязательных математики и русского). Это говорит о том, что больше выпускников стали ориентироваться на технические вузы, что само по себе факт, безусловно, положительный. Ведь если уровень трудоустройства молодых специалистов после технических вузов составляет почти 90%, то самый низкий показатель у тех, кто окончил вузы по специальностям «юриспруденция» и «экономика».

— Удалось ли в этом году избежать неприятных инцидентов?

— Их было в целом не больше, чем в прошлые годы. У Нижегородской области репутация региона, где ЕГЭ «пишут честно». Правда, в этом году прибавилось количество ребят, которые пользовались телефонами: таких в этом году 12 против шести в прошлом. Наказали они в итоге сами себя, потому что по правилам тех, у кого телефон обнаруживают, снимают с экзаменов. 
 
— В борьбе за «честный ЕГЭ» технические средства используются?
 
— Во многих пунктах сдачи ЕГЭ у нас установлены технические средства «глушения» телефонного сигнала, везде ведется видеонаблюдение, и это тоже фактор, страхующий от нарушений. Но все эти не свойственные школе «полицейские» функции появились не от хорошей жизни. При нынешней форме сдачи ЕГЭ ушел такой важный фактор, как поддержка учителя, который знает каждого своего ученика, может его в нужный момент как-то ободрить. А это важно: дети и так в стрессе, пока они привыкают к обстановке, теряется драгоценное время, — вот они и идут на разные уловки.
 
— Но и сама система сдачи ЕГЭ постепенно меняется.
 
— Да, и довольно существенно. Сейчас из заданий по всем предметам полностью убрали тестовую часть, так называемую угадайку. При сдаче многих предметов введены устные задания, за что я лично всегда выступал. А как, скажите, можно сдать экзамен по иностранному языку, не произнеся ни слова? Вновь вернулось в школу и сочинение, без которого, считаю, тоже невозможны испытания по русскому языку и литературе. То есть идет постепенный возврат к здравому смыслу и к тем ценностям, которыми была сильна именно отечественная система образования. 
 
Главное достоинство прежней системы оценки знаний было в том, что она была ориентирована на повышение уровня знаний по всем без исключения предметам. Можно было сетовать на перегрузку детей, на то, что «мне это в жизни никогда не пригодится». Но вспомните, когда в 90-х рухнула советская экономика и люди вынуждены были переориентироваться, менять род деятельности, многим это удалось сделать именно потому, что у них была база в виде багажа школьных знаний по самым разным предметам. А сейчас этого нет. Не секрет, что дети в школе последние два года учат максимум три-четыре предмета — только те, что нужно сдавать. В этом, на мой взгляд, и есть главная проблема нынешней ситуации. 
 
— Недавно обратил внимание на заголовок очередной публикации о ЕГЭ — «Убрать нельзя оставить». Вы бы как в нем расставили знаки препинания?
 
— Думаю, все уже поняли, что, реформируя нашу школу, мы пошли по не совсем правильному пути, потому что нынешняя система разрушает само содержание образования. Понятно, что сразу отказаться от того, что сделано, нельзя, поэтому сейчас происходят постепенные изменения, и они продолжатся, по моей оценке, еще два-три года. Название «Единый государственный экзамен», вероятно, останется как бренд, а суть его радикально поменяется. 
 
Полезные вещи есть и в нынешней системе, и от них не стоит отказываться. Например, безусловный плюс в том, что ребята сдают один раз выпускной экзамен в школе и с этим результатом поступают в вуз. А вот самый большой минус нынешней системы в том, что мы перестали совершенствовать содержание образования — мы его, наоборот, сужаем. Главное же преимущество прежней нашей системы образования как раз и было в том, мы очень хорошо учили разным предметам. Поэтому главное, на мой взгляд, что нужно сделать безотлагательно, — это вернуть средний балл аттестата: вместе с этим показателем тут же появится и мотивация учить все предметы. 
 
— Теперь поговорим о судьбе нынешних выпускников школ. Сложнее или проще им будет поступать в этом году? Ведь много лет подряд говорили о «демографической яме», когда из‑за резкого падения рождаемости в конце 90-х количество выпускников школ сократилось, а вместе с ним — и число мест в учебных заведениях…
 
— Мы в регионе не сталкиваемся с последствиями этого явления, возможно, потому, что ситуацию смягчает приток абитуриентов из других регионов. Но планов снижения приема в нижегородские вузы в этом году пока нет.
 
Хочу отметить еще одну тенденцию: в последние годы в области увеличивается количество поступающих в техникумы: их в прошлом году стало на 2000 больше. Сейчас число учащихся около 40 тысяч, и это число продолжает расти. И это радует. Человек, получивший специальность и научившийся работать руками, вполне может и дальше продолжить образование — для них существуют специальные условия приема в вузы.
 
Очень хорошо зарекомендовала себя и такая форма профессиональной подготовки, как ресурсные центры. Их сейчас в области 23. Вместе с нами, областной властью, предприятия вкладывают огромные средства в оснащение ресурсных центров: установлено самое современное оборудование — такое же, что работает в реальных цехах (а порой еще и современнее). А выпускников работодатели разбирают, извините за сравнение, как горячие пирожки. Поступают на учебу в такие центры с удовольствием — стартовая зарплата прошедшего подготовку молодого специалиста по ряду специальностей — от 40 до 80 тысяч рублей, и гарантия трудоустройства 100%. Выпускники ресурсных центров сегодня востребованы, это направление дальше будет развиваться. Потому-то в нашу область и идут охотно инвесторы, что у нас есть кому работать на новых предприятиях.
 
— А для высшей школы подобная система ресурсных центров существует?
 
— Да, она реализуется через базовые кафедры вузов, которые создаются непосредственно на предприятиях. Это, по сути, тот же ресурсный центр, где целенаправленно готовят специалистов по заказу того или иного предприятия и с учетом его специфики.
 
— А насколько этот подход оправдан? Ведь если, как говорят, в недалеком будущем само понятие «профессия» исчезнет и человек на основе базовых знаний будет в течение жизни несколько раз «переучиваться», то не будет ли такая «узконаправленная» вузовская подготовка тормозом в его дальнейшей карьере?
 
— Главная задача и школы, и вуза — научить учиться. А дальше человек, если он видит цель, найдет нужные ему знания сам. Те, кто видит себя в науке, в исследованиях, будут заниматься творческим трудом, у них другой тип мышления — но таких людей единицы. Большинство же находит себя в прикладной сфере, и для них система «точечной» подготовки безусловное благо. Это та синица в руках, которая у тебя уже есть. А увидишь журавля в небе — что ж, иди за ним, если чувствуешь силы. 
 
— Вернемся к приему вузы. Их число в регионе, как и количество специальностей, в этом году не сократилось?
 
— Пока все остается без изменений. Единственная наша потеря этого года — Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (НИМБ), который не прошел аккредитацию и следовательно не будет осуществлять в этом году прием. Все остальные нижегородские вузы успешно прошли государственную аккредитацию. Так что абитуриенты могут спокойно подавать документы в любой из них.
 
— А тогда как понимать недавнее сообщение о том, что Нижегородский технический университет им. Р. Е. Алексеева лишен аккредитации для подготовки специалистов по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Что произошло?
 
— Идет естественный процесс, в ходе которого вузы избавляются от непрофильных специальностей, и мне кажется, это правильно. В свое время, когда высшая школа переживала тяжелые времена, многим вузам, для того чтобы выжить и обеспечить прием, приходилось открывать новые, порой весьма далекие от основного профиля, специальности. А теперь, когда ситуация изменилась, пришло время привести все в соответствие с нормой. Бояться этого процесса не нужно — никто не закроет направления «машиностроение» или «атомная энергетика» — наоборот, эти профильные направления будут укрепляться, Просто каждый вуз должен заниматься своим делом.
 
— Много разговоров идет и о грядущем объединении вузов. Обсуждались, в частности, планы слияния НГТУ и ННГАСУ, Мининского и Лингвистического университетов. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.
 
— Да, создание так называемых опорных вузов — модная тема. По планам Минобрнауки РФ, число высших учебных заведений в стране должно сократиться на 40%. А объединение вузов — маленькая уловка для того, чтобы достичь этого показателя. Но мне кажется, такое механическое объединение пользы не принесет. Увы, не слишком удачные примеры этого уже есть, например, в Самаре, где объединились строительный и технический вузы. 
 
Если говорить о ситуации у нас в области, то, по моему мнению, Нижегородский государственный технический университет и так вполне самодостаточный, он по факту уже является опорным вузом для региона. А Нижегородский архитектурно-строительный университет от объединения может больше потерять, чем приобрести. К тому же представители строительной отрасли резко возражают против такой перспективы слияния. А вот меры, которые используются для принуждения к этому процессу, мне кажутся некорректными и напоминают шантаж.
 
Что касается планов объединения Мининского университета с лингвистическим, то для него оснований больше. Лингвистический университет — действительно маленький вуз, и сильный партнер ему бы явно не помешал. Но хочу пояснить нашу позицию: региональное министерство не является учредителем этих вузов, поэтому мы в процесс возможного их слияния не вмешиваемся. А учредитель, Минобрнауки РФ, настаивает на абсолютно добровольном характере объединения. Так что посмотрим, удастся ли коллективам уважаемых вузов прийти к соглашению.
 
— В заключение — традиционное пожелание выпускникам, «обдумывающим житье».
 
— Оно очень простое: какой бы путь, какую бы специальность вы ни выбрали, самое главное — получать удовлетворение от своей работы, ощущать себя на своем месте. Если у тебя не угасает стремление работать, совершенствовать свое мастерство, и ты понимаешь, что делаешь что-то важное и нужное, — это и есть показатель того, что карьера удалась. 
 
Источник: Биржа+ Карьера, 12 июля 2016
Дата создания страницы: 12.07.2016
Дата модификации страницы: 12.07.2016
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet