Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

24.06.2016 18:00Программный подход

Нужны новые полигоны, чтобы не утонуть в собственном мусоре

Ежедневно в каждой нижегородской квартире собирается и выносится в контейнер примерно один целлофановый пакет мусора. Приезжает мусоровоз, забирает скопившийся мусор и увозит его — или на современные комплексы утилизации твердых коммунальных отходов, или на обычные свалки. В первом случае есть гарантия, что окружающая среда не загрязняется, что после сортировки вторичное сырье пойдет на переработку. Во втором мы имеем дурно пахнущие территории, которые приносят огромный вред природе, всем нам.

В Нижегородской области принята областная программа обращения с твердыми коммунальными отходами. О ходе ее реализации, а также решении других проблемных экологических вопросов мы попросили рассказать первого заместителя министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Наталью МОЧАЛИНУ.

— Наталья Николаевна, наша область одна из первых в России начала системно решать вопросы сбора и утилизации мусора. Как идет этот процесс?

— В настоящее время на территории Нижегородской области введены в эксплуатацию три межмуниципальных комплекса утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО): в Дзержинске, Городецком и Балахнинском районах, где уже есть действующие мусоросортировочные линии. Построен комплекс в Богородском районе. Кроме того, запланировано строительство мусоросортировочного комплекса на территории действующего современного полигона по утилизации отходов МАГ-1 за счет средств инвестора. В стадии строительства находятся полигоны в Выксе и Кстове. Планируется создание межмуниципальных комплексов утилизации ТКО в Арзамасском, Сергачском, Уренском районах. Если говорить про раздельный сбор мусора, то с экономической и экологической точек зрения здесь важны масштаб и мощности. Проблему невозможно решить, просто поставив контейнеры. Это связано и с человеческим фактором (кто-то может случайно перепутать контейнеры), и с несовершенством системы деления на несколько фракций (бумага, металл и пластик). Например, пластик делится на виды, и не все пригодны для вторичной переработки и последующего использования. Таким образом, решить вопрос вторичной сортировки возможно только благодаря мусоросортировочной линии полигона.

В Нижегородской области уже есть опыт по внедрению такой системы — пилотный проект компании “РЕМОНДИС Дзержинск”. В Дзержинске в 2013 году были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора, и параллельно проводилась разъяснительная работа с населением. Данный проект помог выявить несовершенства в законодательстве и пересмотреть действующие нормативные документы. Тогда ввести систему раздельного сбора отходов на территории региона не получилось именно в связи с отсутствием возможности вторичного сортирования отходов: не было мусоросортировочных линий. А осуществлять вторичную сортировку во дворах — нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Сейчас минэкологии Нижегородской области совместно с потенциальным инвестором прорабатывает вопрос внедрения раздельного сбора отходов в Нижнем Новгороде в соответствии со всеми требованиями природоохранного законодательства. Надеюсь, что внедрение системы начнется в ближайшие два года.

Разъяснительная работа с населением — один из главных факторов успеха работы по внедрению раздельного сбора отходов. Минэкологии ведет ее в течение последних четырех лет. Это различные мероприятия — от издания брошюр и листовок, рекламных видеороликов до уличных акций “ПЕРЕрождение отходов” по сбору макулатуры, пластиковых бутылок, сломанной бытовой и офисной техники, батареек и алюминиевых банок. Только в прошлом году в подобных акциях приняли участие тысячи нижегородцев, на переработку отправили четыре тонны макулатуры, примерно по сто килограммов ПЭТ-бутылок и батареек, а также более двухсот единиц различной сломанной техники.

— Эксперты говорят о том, что стало больше несанкционированных свалок. С чем это связано? Что предпринимает министерство, чтобы наказать тех, кто не выполняет требования закона?

— Одна из основных задач в сфере обращения с отходами — это пресечение возникновения несанкционированных свалок. Ее нельзя решить без изменения законодательства, поэтому в течение 2015 года министерство вместе с депутатами Законодательного собрания работало над подготовкой соответствующих изменений. Новый порядок отдает предпочтение заключению трехсторонних договоров между отходообразователем, компанией-перевозчиком отходов и полигоном, по которым перевозчик отходов получает деньги за работу только после предоставления документов о размещении мусора на полигоне. Также компании-перевозчики теперь будут обязаны оборудовать свои транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволит контролировать потоки отходов. Нововведения никак не скажутся на работе добросовестных перевозчиков, соблюдающих требования экологического законодательства, которые действовали и ранее. Новое положение о порядке сбора и вывоза отходов невыгодно только недобросовестным компаниям.

Если говорить в цифрах, то рост числа выявленных несанкционированных свалок связан в первую очередь с усилением контрольно-надзорных мероприятий в сфере экологии. Так, в 2015 году было проведено более 2100 надзорных мероприятий, в то время как в 2014 году — на треть меньше. При выявлении стихийных свалок министерство направляет информацию органам местного самоуправления, задача которых — незамедлительно организовать работы по их ликвидации.

 — Одна из экологических проблем Нижнего Новгорода — ситуация с малыми реками...

— Для улучшения состояния городских малых рек необходимо решить вопросы отвода ливневых стоков и образования на берегах стихийных свалок бытовых отходов. Здесь муниципальным властям стоит более тщательно подходить к градостроительной политике и при проектировании новых районов обращать внимание на влияние антропогенного фактора на расположенные вблизи водные объекты.

— Автотранспорт является мощным загрязняющим фактором. Какая работа проводится, чтобы снизить негативное влияние автомобилей на окружающую среду?

— Мы считаем, что снижение влияния выбросов от автомобилей на окружающую среду возможно за счет разгрузки автодорог и уменьшения стояния автотранспортных средств на светофоре. Строятся объездные дороги вокруг Нижнего Новгорода, второй Борский мост, которые разгрузят магистрали и позволят уменьшить негативное влияние на окружающую среду. Улучшение качества топлива автомобилей также может снизить негативное воздействие. Правительство ведет работу по переводу муниципального транспорта на газомоторное топливо. Уже сейчас более 30% муниципального транспорта переведено на газ, а к 2020 году его будет уже половина.

— Высокоскоростная магистраль Москва—Казань пройдет по территории областного центра. Это будет дополнительной нагрузкой на окружающую среду. Какие компенсационные меры будут предприняты?

— Если говорить о федеральном проекте строительства высокоскоростной магистрали Москва—Казань, то с точки зрения влияния на экологическую обстановку она имеет больше плюсов, чем минусов. Проектировщики говорят о развитии транспортной инфраструктуры, внедрении современного энергоэффективного и экологичного подвижного состава, а также возможности разгрузить основные направления железной дороги и автомобильных дорог за счет переключения части пассажиропотока.

В настоящее время компания “Скоростные магистрали” ведет инженерные изыскания с целью разработки проектной документации для строительства ВСМ. Также продолжается работа по отображению планируемого объекта федерального значения, каким является ВСМ, в схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений. В настоящее время на территории Нижегородской области данная работа не завершена.

В любом случае проект строительства высокоскоростной магистрали пройдет все необходимые экспертизы. Кроме того, его обсуждение состоится на общественных слушаниях, где все желающие могут высказать обоснованную точку зрения.

 

Источник: «Курс Н» № 22 от 24 июня 2016 г.

Дата создания страницы: 24.06.2016
Дата модификации страницы: 27.06.2016
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet