Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства

Отчет Губернатора о результатах деятельности Правительства Нижегородской области в 2015 году

docСкачать  (3988 Kb)

1. Оценка итогов развития региона

2. Обеспечение устойчивого развития экономики

2.1. Содействие импортозамещению

2.2. Стимулирование модернизации и технологического развития экономики

2.3. Поддержка инновационного развития экономики

2.4. Развитие агропромышленного комплекса

2.5. Развитие малого и среднего бизнеса

2.6. Развитие энергетической и транспортной инфраструктуры

3. Обеспечение социальной стабильности

3.1. Поддержка занятости населения

3.2. Адресная социальная поддержка

3.3. Поддержка граждан с ограниченными возможностями

3.4. Развитие здравоохранения

3.5. Создание условий для здорового образа жизни

3.6. Развитие образования, включая дошкольное

3.7. Развитие культуры

3.8. Обеспечение граждан доступным жильем

3.9. Обеспечение безопасности проживания

4. Эффективность региональной исполнительной власти

4.1. Исполнение бюджета

4.2. Оптимизация бюджетных расходов

4.3. Итоги реализации госпрограмм Нижегородской области за 2015 год. Привлечение в область федеральных средств

4.4. Взаимодействие с органами местного самоуправления

4.5. Взаимодействие с региональным сообществом

4.6. Взаимодействие с Законодательным Собранием Нижегородской области

5. Заключение

 

1. Оценка итогов развития региона

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд2.JPG

 

Основной задачей в прошлом году было обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе. Был принят соответствующий план действий, который рассчитан на три года – с 2015-го по 2017-й. Он направлен на объединение усилий федеральных и областных органов исполнительной власти по решению проблемных вопросов, возникающих в связи с неблагоприятной экономической конъюнктурой.

Объем дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета, которую удалось за 2015 год привлечь в рамках реализации этого плана, составил более 1,2 миллиарда рублей. Эти средства, прежде всего, были направлены на дополнительную поддержку сельского хозяйства, принимались дополнительные меры в сфере занятости, лекарственного обеспечения населения и другие мероприятия.

Вместе с тем реализация этого плана не исчерпывает всей деятельности Правительства области. Второй важной задачей было выполнение «майских» Указов Президента России. По большинству целевых показателей плановые значения на прошедший год достигнуты. Существенные средства областного бюджета (более 42 миллиардов рублей) были направлены на обеспечение установленного уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, общая численность которых в области составляет около 117 тысяч человек.

Третьей задачей Правительство области видело в сохранении стратегически важных направлений регулирования экономики и социального развития, несмотря на те коррективы, которые вносят быстро меняющиеся внешние условия.

К ним относятся стимулирование инвестиций и инноваций, снятие инфраструктурных ограничений, непрерывное образование, формирование здорового образа жизни и реализация творческого потенциала нижегородцев.

Внешние условия оставались жесткими. Анализировалось финансово-экономическое состояние предприятий.

В обработке темпы роста выручки уступали темпам роста себестоимости произведенных товаров. Для того, чтобы сохранить уровень рентабельности производства, предприятия оптимизировали свои затраты.

По расчетам, их коммерческие и управленческие расходы были сокращены за год на 19%.

Однако, если этот результат можно оценить как положительный эффект, то другие следствия носят негативный характер: это снижение инвестиционной активности предприятий, переток свободных средств в финансовые инструменты (займы, депозиты и др.), замедление роста заработной платы.

Все эти процессы в условиях нестабильности неизбежны и являются реакцией хозяйствующих субъектов на ухудшение экономической конъюнктуры. 

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд3.JPG

 

Тем не менее, в том числе и за счет антикризисных мер поддержки, в основном секторе экономики удалось не только сохранить, но и нарастить показатели.

По итогам 2015 года индекс промышленного производства составил 102,4%. Это даже выше, чем год назад (за 2014 год прирост был в пределах 1%). В текущем году прослеживается закрепление этих тенденций: в 1 квартале 2016 года прирост составил уже 3,1% к соответствующему периоду предыдущего года.

Вторым важным итогом является положительная динамика в агропромышленном секторе: прирост в сопоставимых ценах по сельскохозяйственному производству 2,2%, по выпуску продуктов питания – 4,2% к уровню 2014 года.

Что касается такой крупной отрасли, как торговля, то ее динамика была обусловлена изменениями потребительского спроса. В связи с высокими банковскими ставками (20-30%) объемы кредитования населения за 2015 год уменьшились почти на 30%, что, безусловно, сказалось на объемах розничного товарооборота.

В совокупности со снижением реальных доходов населения это привело к 15%-ному сокращению розницы в сопоставимых ценах.

В течение прошлого года Центробанк снижал ключевую ставку, теперь она составляет 11%, и уже в текущем году статистика фиксирует компенсационный рост кредитования: за январь-март более 130% по физическим лицам и около 112% по предприятиям. В связи с этим ожидается оживление и потребительского, и инвестиционного спроса. Это уже происходит: за 1 квартал 2016 года темп роста розничного товарооборота составил 102,2% (2 место в ПФО и 10 – в РФ).

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд4.JPG

 

Также в 2015 году была четко выстроена работа в сфере занятости населения – основного фактора, влияющего на социальную стабильность. Здесь Правительство региона действовало в тесном контакте и с федерацией, и с работодателями.

В результате область удерживает свои лидерские позиции по минимальному уровню официально зарегистрированной безработицы (1 место – в ПФО, 5 место – в России), а по уровню общей безработицы (по методологии МОТ) – поднялась в рейтинге субъектов на 2 позиции по сравнению с 2014 годом и занимает 13 место.

Среднедушевые доходы населения за прошлый год выросли на 10,5% в номинальном выражении. В 2015 году были сохранены все виды соцподдержки и усилена адресность ее предоставления. По предварительным данным Росстата, Нижегородская область даже улучшила позиции в российском рейтинге, поднявшись с 9 места в 2014 году на 6-е в 2015-м по доле населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума.

Вместе с тем высокий уровень инфляции (в среднегодовом исчислении она составила по региону 115,5% и практически в 2 раза превысила уровень 2014 года - 108,5%) привел в итоге к снижению реальных доходов населения на 4,7%.

Конечно, использовались все доступные инструменты по сдерживанию инфляции, но основные регуляторы в этой сфере находятся на федеральном уровне.

Кратко обозначены основные итоги развития региона и направления Правительства области. Обращает на себя внимание тот факт, что в период неблагоприятной экономической конъюнктуры замедляется и бюджетная отдача от экономики.

В связи с этим все решения принимались в условиях ограниченных ресурсов на основе приоритизации финансирования мероприятий.

2. Обеспечение устойчивого развития экономики

2.1. Содействие импортозамещению

В условиях санкций одним из основных направлений экономической политики Правительства региона стало содействие импортозамещению.

Проекты, направленные на производство продукции, не имеющей аналогов не только в России, но и в мире, поддерживались и раньше. Потому что в итоге, это работает на развитие технологий, на конкурентоспособность экономики. Эта деятельность имеет реальную отдачу. Например, при поддержке областного бюджета было реализовано несколько приоритетных инвестпроектов Выксунского металлургического завода, и теперь именно «Объединенная металлургическая компания», куда «ВМЗ» входит, выигрывает тендеры на трубы большого диаметра по «северному потоку». А сам завод в 2015 году признан Минпромторгом России лучшим экспортёром среди предприятий черной металлургии, поскольку выпускаемая им продукция – высокого качества и надежности, отвечающая мировым стандартам.

Также в 2015 году, когда на федеральном уровне была разработана программа по импортозамещению, появились новые направления в действиях Правительства области. Прежде всего, проведена масштабная инвентаризация производственной и технологической базы нижегородских предприятий, в том числе по перечню продукции, доля импорта которой имеет критические значения для отечественной экономики. Вся информация о возможностях местных предприятий была направлена в федеральные министерства.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд5.JPG

 

В результате, наши организации включены в федеральные отраслевые планы импортозамещения по 28 технологическим направлениям, в том числе в таких отраслях как авиационная, автомобильная и радиоэлектронная промышленности.

Всего в программе импортозамещения оборонно-промышленного комплекса участвуют 25 предприятий; еще 24 – являются участниками дорожной карты «Газпрома» по выпуску продукции для нефтегазодобычи.

Помимо этого, совместно с Минпромторгом России оказывается содействие нижегородским предприятиям в получении прямой финансовой помощи из фонда развития промышленности. Это новый инструмент поддержки, который в первую очередь направлен на импортозамещение: в течение 2015 года в фонд было подано 20 заявок.

В прошлом году поддержка оказана инвестиционным проектам двух предприятий:

  • «Дробмаш» получил льготный заем (274 миллиона рублей под 5% годовых) на разработку и вывод на рынок новых видов техники;
  • и «Русполимет» сумел привлечь долгосрочный кредит банка «ВТБ» под предоставленную государственную гарантию Федерации на сумму 3,6 миллиарда рублей на реализацию проекта по производству высоколегированной стали и изделий из нее для высокотехнологичных отраслей промышленности. А также получил субсидию из средств фонда на компенсацию ставки по кредиту.

2.2. Стимулирование модернизации и технологического развития экономики

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд6.JPG

 

Также на региональном уровне продолжается стимулирование процессов модернизации и технологического развития в экономике. В 2015 году поддержку Правительства области получали приоритетные инвестиционные и инновационные проекты. В общей сложности это 30 предприятий, которым были предоставлены налоговые льготы в размере более 2 миллиардов рублей, и 54 миллиона рублей были направлены на компенсацию процентной ставки по коммерческим кредитам.

Следует отметить, что в прошлом году статус приоритетных получили сразу 9 проектов (6 инвестиционных и 3 инновационных).  При этом акцент делался на отрасли, которые в наибольшей степени нуждаются в поддержке, поскольку, несмотря на существенное влияние кризиса, эти предприятия продолжают реализацию своих инвестиционных программ.

Так, поддержаны проекты ГАЗа, Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтеза, Гидромаша, Транспневматики.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд7.JPG

 

Что касается бюджетной эффективности мер поддержки инвестиционной деятельности, то по конкретным проектам, ее не может не быть, поскольку она изначально закладывается в соглашение. И если инвестор не выполняет условий, то оно расторгается. Исключение составил как раз 2015 год, когда ввиду кризиса приостановилась обязательность этого требования. За прошлый год данных пока нет, а по 2014 году известно, что при поддержке в 1,5 миллиарда рублей бюджетная эффективность составила 3,6 миллиарда рублей, то есть каждый бюджетный рубль принес почти 2,5 рубля налоговой отдачи. 

Проводить оценку эффективности работы регионального Правительства по соотношению объема инвестиций и ВРП не совсем корректно, поскольку слишком многие факторы влияют на этот показатель помимо прямой финансовой поддержки регионального правительства. В частности, большое значение имеет создаваемый инвестиционный климат, не говоря о макроэкономических факторах.

Действительно, наблюдается некоторое снижение этого показателя: по итогам 2014 года – 27,2%, в 2015 году – по оценке Правительства области – 25% (официальной статистики пока еще нет).

Об общих внешних обстоятельствах, влияющих на замедление инвестиционной активности, уже было отмечено выше, но для региона это совпало еще и с завершением целого ряда крупнейших инвестпроектов, которые, кстати, в свое время были признаны приоритетными.

Всё познается в сравнении: среди крупных индустриальных регионов Нижегородская область – в пятерке лидеров; в Москве, например, этот показатель составляет 12%, в Санкт-Петербурге – 19,7%.

2.3. Поддержка инновационного развития экономики

Что касается общей концепции инновационного развития.

Такая концепция с горизонтом до 2020 года уже есть (утверждена в 2013 году постановлением Правительства области), и разработана она была на основе аналогичного российского документа.

Концепций можно придумать много, но суть будет одна. Бизнес должен понять, что успеха можно добиться только придумывая что-то новое, опережая других. А власть должна создать среду, в которой это было бы комфортно делать.

Помимо поддержки приоритетных проектов, о которой было сказано ранее, в области создаются другие условия.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд8.JPG

 

В Нижегородской области два мощных инновационных кластера – саровский и в сфере автомобилестроения и нефтехимии. Их развитие поддерживается из федерального и областного бюджетов, в 2015 году – помощь составила порядка 100 миллионов рублей.

Уже созданы управляющие компании кластеров, инжиниринговые центры с уникальным оборудованием, обеспечивается участие резидентов в международных мероприятиях, поскольку очевидно, что региональная инновационная система должна быть открытой по отношению к мировым процессам создания и использования нововведений.

Кроме того, в 2016 году Федеральное Правительство планирует выделение бюджетных средств на поддержку территориальных инновационных кластеров, и регион обязательно будет участвовать в конкурсе.

Помимо этого, в области создана инфраструктура выращивания инновационного бизнеса – от идеи до выхода на рынок, а это и есть коммерциализация. Свидетельством высокого уровня организации работы является тот факт, что в прошлом году Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор (НИБИ) стал официальным представителем Федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Увеличивается и количество резидентов технопарков «Анкудиновка» и «Саров» – в общей сложности, вместе с НИБИ, более 100 компаний одномоментно размещаются на их площадях.

В области действует центр развития экспортного потенциала, который помогает предприятиям выйти на зарубежные рынки. В 2015 году более 400 субъектов малого и среднего бизнеса получили государственную поддержку через этот центр, 367 предприятий уже осуществляют экспортную деятельность. Как правило, они имеют хорошие заделы по усовершенствованию своей продукции, и выход на экспорт только повышает эффективность их деятельности и способствует дальнейшему развитию.

Кроме того, модернизируется региональная правовая база по индустриальным паркам. Так, в прошлом году был принят закон «О промышленной политике в Нижегородской области» в новой редакции, которая предусматривает поддержку индустриальных парков: как управляющих компаний, так и резидентов.

При этом потенциальный получатель помощи, а в соответствии с законом это может быть и компенсация процентной ставки по кредитам, и прямое субсидирование развития инфраструктуры парка, должен соответствовать определенным требованиям. И, прежде всего, должен инвестировать в свое развитие. Сейчас разрабатывается «Дорожная карта» по созданию на территории области сети индустриальных парков дополнительно к существующим.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд9.JPG

 

Большое внимание уделяется развитию системы непрерывного образования.

В 2015 году начали работу 4 многофункциональных центра профессиональных компетенций (всего их 7). Региональная инфраструктура подготовки квалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики пополнилась еще 5-ю ресурсными центрами, теперь их
23 (один открыт в 2016 году). Здесь Правительство области работает на паритетной основе с такими работодателями, как «Росатом», Концерн «Алмаз-Антей», «Русские машины», «Объединенная металлургическая компания», зарубежные компании «Либхерр», «Даниэли» и другие. Подготовка осуществляется на принципах дуального обучения.

Наконец, осуществляется поддержка творчески мыслящих людей. Например, в рамках ежегодных конкурсов на присуждение областных премий и грантов в сфере науки и техники. При этом средства направляются на защиту интеллектуальной собственности, продвижение на рынок высокотехнологичных продуктов и другие цели поддержки инновационной активности.

Также продолжается сотрудничество с Российским фондом фундаментальных исследований по финансированию научных разработок по проблемам, представляющим интерес для региона. Создаются условия для самореализации талантливой молодежи: в 2015 году более 350 человек – аспирантов, студентов и школьников, получали стипендии из областного бюджета по 14 номинациям, кроме того, было выделено около 7 миллионов рублей на выплаты именных стипендий.

Таким образом, концепция инновационного развития не только построена, но и реализуется полным ходом.

2.4. Развитие агропромышленного комплекса

Вся поддержка агропромышленного комплекса области направлена на импортозамещение, поскольку ее целью является повышение уровня самообеспечения региона основными видами продовольствия.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд10.JPG

 

По итогам 2015 года плановые значения, установленные в государственной программе по развитию агропромышленного комплекса, выполнены. Основные параметры: по молоку – это 74%, мясу – 42%, а по таким продуктам как зерно (102%), яйцо (140,7%) и картофель (122,2%) объемы производства превышают объемы потребления.

В рамках импортозамещения в АПК реализуются 12 крупных проектов с инвестициями в основной капитал около 12 миллиардов рублей, направленных на увеличение объемов производства сельхозпродукции и продуктов питания за счет строительства новых и модернизации существующих предприятий.

Некоторые из них завершены и введены в эксплуатацию уже в 2015 году.

Так, в Вадском районе построен современный свинокомплекс на 180 тысяч голов (проект имеет статус приоритетного). И хотя выход на полную мощность планируется в течение 2016 года, уже по итогам прошлого, согласно данным статистики, в регионе произошел почти 30% рост производства мяса свиней. К 2017 году аналогичный комплекс планируется построить в Большемурашкинском районе.

Два введенных объекта, в Шахунском и Дальнеконстантиновском районах, относятся к молочному животноводству, их общая мощность – 1100 голов дойного стада.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд11.JPG

 

Программа развития молочного животноводства рассчитана на период 2014-2017 годов, всего в ней принимают участие 14 предприятий, осуществляющих строительство комплексов общей мощностью более 6 тысяч голов дойного стада.

Также, начиная с 2015 года, реализуется программа развития мясного скотоводства – в отчетном году введено 3 объекта на 700 голов; в 2017 году общее поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород, которое на сегодня насчитывает чуть более 7 тысяч, будет доведено до 10,5 тысяч голов, что позволит почти в 2 раза к уровню 2014 года увеличить производство мяса.

Объем субсидий, предоставленных в прошедшем году предприятиям отрасли на возмещение части затрат, составил 1,4 миллиарда рублей, в том числе более 1 миллиарда рублей – из областного бюджета.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд12.JPG

 

Поддержка растениеводства насчитывает около 10 различных направлений, основными из которых являются несвязанная поддержка, предоставляемая в расчете на 1 гектар посевной площади, помощь элитному семеноводству и в закупке семян, а также возмещение части страхового взноса по страхованию посевов. Кроме того, с 2015 года реализуется программа развития овощеводства защищенного грунта, в рамках которой тепличным комплексам возмещается часть затрат на приобретение энергоносителей.

Общий объем поддержки растениеводства в 2015 году составил более 600 миллионов рублей, в том числе из регионального бюджета – более 170 миллионов рублей.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд13.JPG

 

В развитии Агропрома задействованы значительные финансовые ресурсы, в том числе кредитные, поэтому более 40% общего объема бюджетной поддержки было направлено на компенсацию процентной ставки по коммерческим кредитам. Это 1,7 миллиарда рублей, в том числе из областного бюджета более 550 миллионов рублей. Это позволило сельхозпроизводителям привлечь в 2015 году 11,3 миллиарда рублей кредитов.

Также при поддержке областного бюджета сельхозпроизводителями приобретено 534 единицы новой техники различного назначения.

2.5. Развитие малого и среднего бизнеса

Безусловно, в 2015 году продолжалась целенаправленная поддержка малого и среднего предпринимательства. Общий объем субсидирования составил 620 миллионов рублей, более половины при этом составляют привлеченные средства федерального бюджета.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд14.JPG

 

Прямая финансовая поддержка осуществлялась по трем направлениям: на начало собственного дела, на компенсацию процентной ставки по коммерческим кредитам, и основная часть – на субсидирование затрат по приобретению оборудования в целях создания, развития и модернизации производства.

Были поддержаны программы развития малого бизнеса 14 муниципалитетов.

В результате в 2015 году помощь получили 452 субъекта малого и среднего предпринимательства, сохранено более 5,5 тысяч рабочих мест. Привлечено более 1,9 миллиарда рублей инвестиционных средств. В целом за 2014-2015 годы получатели поддержки перечислили налогов в бюджет более 2 миллиардов рублей.

В прошлом году в регионе была реализована налоговая новация – для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах и применяющих упрощенную систему налогообложения, была установлена нулевая налоговая ставка.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд15.JPG

 

Большим спросом малого бизнеса пользуются услуги агентства по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства, которое ежегодно наращивает их объем.

Так, в 2015 году Агентством выдано поручительств по кредитам на сумму около 720 миллионов рублей и микрозаймов на сумму почти 150 миллионов рублей. Для сравнения: например, в 2013 году эти суммы находились на уровне 500 миллионов и 70 миллионов рублей соответственно.

Кроме того, в области действуют 10 бизнес-инкубаторов (один из которых открылся в апреле 2016 года в г. Городец).

В 2015 году их услугами воспользовались более 500 субъектов малого и среднего предпринимательства. На их территориях размещены более 120 предприятий. Площади предоставляются по льготной арендной ставке – от 15% до 60% от базовой ставки в зависимости от года пребывания в инкубаторе.

Несмотря на неблагоприятные экономические условия, регион входит в тройку лучших субъектов России по инвестициям в основной капитал и в десятку – по обороту предприятий малого бизнеса.

2.6. Развитие энергетической и транспортной инфраструктуры

Важное значение для поступательного движения области имеет развитие поддерживающих секторов ее экономики – это энергетика и транспорт.

В энергетике Правительство области взаимодействует с предприятиями естественных монополий в рамках заключенных соглашений, добиваясь включения ими в свои инвестиционные программы приоритетных для региона объектов.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд16.JPG

 

Так, по 2015 году выделяются два крупных проекта. Во-первых, завершено строительство и введена в эксплуатацию высоковольтная линия от Костромской ГРЭС, обеспечивающая для нижегородского энергоузла надежное электроснабжение и возможность увеличения потребления.

Во-вторых, введены в эксплуатацию две газотурбинные установки на Новогорьковской ТЭЦ, что позволило на четверть (на 24,7%) увеличить собственную генерацию электроэнергии.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд17.JPG

 

Кроме того, в рамках сотрудничества с «Газпромом» в 2015 году продолжалась реализация сразу нескольких инвестиционных проектов по строительству газопроводов высокого и низкого давления в Нижнем Новгороде и в районах (в Балахнинском, Арзамасском, Сосновском и г.о.Семеновский).

Также в рамках адресной инвестиционной программы закончено строительство объектов газификации в Краснобаковском, Сергачском, Кулебакском районах и городском округе город Первомайск.

Всего за счет всех источников финансирования в 2015 году построено и введено в эксплуатацию более 690 километров газовых сетей и газифицировано 11 тысяч 400 квартир и домовладений.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд18.JPG

 

Что касается развития транспортной инфраструктуры, то оно осуществлялось по нескольким направлениям.

Прежде всего, это метро в Нижнем Новгороде – продление линии метрополитена до станции «Стрелка» в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу 2018 года. За два последних года на этот проект из федерального бюджета поступило 2,4 миллиарда рублей.

Строительно-монтажные работы ведутся в соответствии с графиком на четырех площадках.

Также два крупных проекта реализуются в международном аэропорту «Нижний Новгород». По проекту реконструкции взлетно-посадочной полосы государственным заказчиком является Федеральное агентство воздушного транспорта. Бюджет составляет 7,3 миллиарда рублей, основная часть приходится на федеральный бюджет – 5,4 миллиарда рублей, софинансирование из областного бюджета составляет 712,6 миллиона рублей. Лимит 2015 года составил 2,8 миллиарда рублей. Уже разработан проект, получена положительная государственная экспертиза, и с августа 2015 года начались работы на объекте. Срок ввода в эксплуатацию – 2017 год.

Второй проект – по строительству пассажирского терминала – осуществляется за счет внебюджетных средств.

В 2015 году первая очередь уже введена в эксплуатацию сначала для внутренних воздушных линий, а начиная со 2 полугодия 2016 года – и для международных.

Правительство Нижегородской области поддерживает региональные авиаперевозки в пределах ПФО: в 2015 году количество перевезенных пассажиров составило 5,8 тысячи человек, объем финансирования из областного бюджета – более 33 миллионов рублей.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд19.JPG

 

В рамках развития автомобильного транспорта продолжался перевод подвижного состава на энергоэффективные и экологически чистые виды топлива. Было закуплено 220 автобусов, работающих на метане.

На это было направлено более 550 миллионов рублей, в том числе субсидия федерального бюджета составила более 450 миллионов рублей. Сейчас уже 30% автобусов, функционирующих на регулярных маршрутах Нижегородской области, используют газомоторное топливо.

Помимо этого, в прошлом году продолжалось строительство дорог к населенным пунктам, не обеспеченным постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных трасс. Построено и введено в эксплуатацию 19 километров дорог, объем финансирования составил 340 миллионов рублей из областного и 100 миллионов рублей из федерального бюджета.

Кроме того, муниципалитетам на строительство дорог местного значения были предоставлены субсидии регионального дорожного фонда в размере более 250 миллионов рублей, в результате построено 11 километров дорожного полотна.

Также в 2015 году отремонтированы около 250 километров дорог и более 430 погонных метров искусственных сооружений. На содержание и ремонт автодорог направлено около 4 миллиардов рублей, из которых 3,6 миллиарда – средства регионального дорожного фонда.

В приоритетном порядке продолжалась реализация двух крупных инфраструктурных проектов. На строительство южного обхода Нижнего Новгорода в 2015 году на эти цели было направлено 2,7 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета 1,7 миллиарда рублей. По участку протяженностью 14,7 километров движение планируется открыть в середине 2016 года.

Опережающими темпами осуществляются работы на строительстве моста через Волгу. В 2015 году на строительство объекта было направлено 3,5 миллиарда рублей, из них средства федерального бюджета – 1,4 миллиарда рублей. Пустить движение по мосту планируется в 2017 году.

3. Обеспечение социальной стабильности

Безусловно, особого внимания заслуживает социальная сфера.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд20.JPG

 

3.1. Поддержка занятости населения

Одной из приоритетных задач здесь была поддержка занятости населения и недопущение резкого роста безработицы. На её решение было направлено более 1 миллиарда рублей (на 15% больше, чем в 2014 году). В результате было трудоустроено более 70 тысяч человек, проведена 201 ярмарка вакансий и учебных рабочих мест, в ресурсных центрах подготовки кадров обучено более 2 тысяч человек. Содействие в самозанятости получили 1,2 тысячи безработных граждан, из них 322 человека открыли собственное дело.

В оплачиваемых общественных работах были заняты 3,5 тысячи безработных граждан; временно трудоустроены в свободное от учебы время 14 тысяч несовершеннолетних подростков.

Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда позволили не допустить возникновения социальной напряженности и сохранить занятость порядка 14 тысяч сотрудников предприятий, в основном автопрома, находящихся под риском увольнения. Господдержка оказана 25-ти предприятиям, в первую очередь, группы газ.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд21.JPG

 

В результате уровень безработицы в области в 2015 году составил 0,62%, что в 2 раза ниже среднероссийского (1,3%).

3.2. Адресная социальная поддержка

Социальная поддержка населения также является приоритетом Правительства.

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию и ограниченность бюджетных средств, в минувшем году были сохранены все соцвыплаты, которые осуществлялись в 2014 году, и даже введена одна новая – единовременное пособие при усыновлении ребенка. За год это пособие получили 174 семьи на сумму 20,4 миллиона рублей.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд22.JPG

 

Особое внимание уделяется многодетным и малоимущим семьям (23 социальных пособия семьям с детьми). В минувшем году на их поддержку было выделено из областного бюджета 2 миллиарда рублей, получателями стали около 187 тысяч человек.

Также в 2015 году была упрощена процедура назначения поддержки малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это позволило увеличить число семей-получателей помощи с 5,5 тысяч в 2014 году до 17,6 тысяч в прошлом.

Продолжались и ежемесячные выплаты на третьего ребенка. В 2015 году ее размер составил 6 тысяч 486 рублей, количество получателей данной выплаты – 7,8 тысяч человек.

А 7 тысячам человек предоставлена единовременная выплата в размере 10 тысяч рублей за счет средств регионального материнского (семейного) капитала на первоочередные нужды.

3.3. Поддержка граждан с ограниченными возможностями

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд23.JPG

 

Отдельный комплекс мер предназначен для поддержки граждан с ограниченными возможностями. Общая численность людей пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание, составляет более 1 миллиона человек в год.

Меры поддержки направлены, прежде всего, на реабилитацию, которая позволяет инвалидам достичь оптимального уровня самостоятельности и жизнедеятельности. За год реабилитационные услуги оказаны более 47 тысячам человек.

Продолжается формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

В минувшем году за счет средств областного бюджета адаптировано 11 учреждений социальной защиты населения. В 2016 году на эти цели планируется привлечь порядка 60 миллионов рублей федеральных средств.

Вопросы занятости данной категории решаются на основе мониторинга их потребностей в трудоустройстве или открытии собственного дела.

С 2012 года в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации для инвалидов создаются специально оборудованные рабочие места. Всего уже открыто 1227 таких рабочих мест, в том числе в 2015 году 323.

По квоте, в соответствии с областным законом, за 2015 год трудоустроено 288 инвалидов.

3.4. Развитие здравоохранения

Особое внимание Правительство уделяет укреплению здоровья жителей области.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд24.JPG

 

Среди результатов работы по развитию системы здравоохранения, прежде всего, следует отметить увеличение на 20% по сравнению с 2014 годом объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи: ее получили более 20 тысяч человек, в том числе почти 3 тысячи детей. При этом значительно расширился диапазон видов оказываемой помощи – теперь 94% пациентов могут пройти лечение, не выезжая за пределы области.

Впервые в истории нижегородской неонатальной кардиохирургии выполнено лечение сложнейшего врожденного порока сердца у 6 новорожденных детей.

Нижегородским кардиоцентром получена лицензия на трансплантацию сердца. Сейчас ведется подготовка к первой операции.

В больнице №33 внедрен современный способ лечения диабетической стопы, позволяющий снизить число ампутаций, а в Нижегородском онкологическом диспансере - радиохирургическое лечение («кибер-нож») опухолей головного мозга. Введенный в прошлом году в эксплуатацию консультативно-диагностический центр при онкодиспансере, рассчитанный на 500 посещений в смену, играет значимую роль в своевременности установления диагноза.

Наращиваются и объемы профилактических мероприятий. Охват диспансеризацией детей и подростков увеличен в 2 раза к уровню 2014 года, всего осмотрено более 1 миллиона 100 тысяч взрослых и детей. В центрах здоровья основам здорового образа жизни обучено свыше 93 тысяч человек.

Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в 2015 году профинансировано почти на 2,7 миллиарда рублей из федерального и областного бюджетов; своим правом на получение помощи воспользовалось более 100 тысяч человек.

Особое внимание уделяется совершенствованию службы родовспоможения. В области действуют 15 перинатальных центров, два из них введены в эксплуатацию в прошедшем году: в Дзержинске на 150 мест (общая сумма финансирования составляет более 1 миллиарда рублей) и центр на базе родильного дома №7 в Нижнем Новгороде на 200 мест.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд25.JPG

 

Эффективность проводимой работы находит отражение в положительной динамике целевых показателей, установленных «майскими» Указами Президента России.

Так, снизились по отношению к уровню 2014 года значения всех показателей смертности. При этом по двум параметрам уже достигнуты целевые значения на 2018 год: это смертность от туберкулеза и младенческая смертность.

3.5. Создание условий для здорового образа жизни

Улучшению демографических показателей способствует и работа по созданию условий для здорового образа жизни.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд26.JPG

 

В настоящее время почти треть (31,4%) нижегородцев регулярно занимаются физической культурой и спортом. Десять лет назад – это было только 8,4%.

В 2015 году в рамках государственно-частного партнерства построены физкультурно-оздоровительные комплексы в Арзамасском и Починковском районах, а также ледовые дворцы в Сеченовском и Навашинском районах. В текущем году планируется ввести в эксплуатацию ФОК в Городецком районе.

Всего в регионе открыт 31 комплекс (28 из них - в районах). Средняя ежедневная загрузка каждого из них составляет около тысячи человек. В 2015 году в секциях ФОКов занимались более 22 тысяч ребят. По сравнению с 2014 годом на 20% увеличилось число пенсионеров и на 39% – число инвалидов, посещающих данные центры.

Полным ходом идет подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу. Строится стадион, современные гостиницы, три из них уже введены в эксплуатацию в 2015 году. Начал работу новый терминал аэропорта «Нижний Новгород».

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд27.JPG

 

В области сохраняются позитивные демографические тенденции. За десять лет (2015 год к 2005 году) смертность населения сократилась на 22%, рождаемость увеличилась на 38,2%. Продолжительность жизни населения по сравнению с 2005 годом увеличилась на 6,8 года.

3.6. Развитие образования, включая дошкольное

Еще одним актуальным направлением деятельности регионального Правительства является совершенствование системы образования.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд28.JPG

 

В прошлом году первоочередной задачей являлась ликвидация к 2016 году очередности в дошкольных учреждениях. С ней Правительство области успешно справилось – все дети в возрасте от трёх до семи лет могут ходить в детские садики. На решение данной проблемы за год было потрачено почти 1,3 миллиарда рублей и создано около 2 тысяч новых мест, в том числе большая часть – в 12 построенных новых детских садах. Всего за последние три года было создано 13,7 тысяч мест.

В этом году перед Правительством региона стоит следующая очень важная задача – это решение школьных проблем.

В Нижегородской области разработана государственная программа на 10 лет по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. В ее рамках планируется построить 98 новых объектов, в том числе 73 школы, что позволит ликвидировать вторую смену обучения.

Уже направлена заявка в Минобрнауки России на 2016 год для предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходов, возникающих при реализации программы.

3.7. Развитие культуры

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд29.JPG

 

Еще одна сфера внимания – развитие культуры, сохранение культурно-исторического наследия области.

Так, в 2015 году завершено строительство научно-культурного центра Музея-заповедника Пушкина в селе большое Болдино, который был торжественно открыт и введен в эксплуатацию 5 июня.

Большое внимание уделялось модернизации культурно-досуговых учреждений в сельской местности: введены в эксплуатацию дома культуры в поселке Фролищи Володарского района и селе новоселки Вачского района, начато строительство центра культурного развития в Первомайске, проведена реконструкция дома культуры в большом Мурашкино.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд30.JPG

 

Важным событием прошедшего года стало проведение года литературы.

Правительство области выступило инициатором проведения новой акции: литературная ночь, которая впервые прошла не только в Нижегородской области, но и в России. Помимо этого, организовано около 7 тысяч конкурсных мероприятий, проведены литературные фестивали, Всероссийский пушкинский праздник поэзии и слет молодых литераторов в пушкинском Болдино.

В прошлом году открылся новый государственный музей – технический. Он уникален тем, что все экспонаты в нем являются работающими. Для индустриального региона, каким является Нижегородская область, это действительно очень важно и будет способствовать повышению интереса молодежи к техническому образованию.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд31.JPG

 

И, конечно же, главным событием года стало празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В его рамках прошли тематические концертные программы, фестивали, конкурсы, выставки, театральные постановки, всероссийские общественно-политические акции.

Проведен парад Победы, в котором приняли участие более 1200 человек и около 50 единиц военной техники; во всероссийской акции "Бессмертный полк" участвовало более 6 тысяч человек. В Никольской башне Нижегородского кремля был открыт зал памяти и выставка «Помни войну!», а также выставка из фондов художественного музея «Живи и помни».

Всего в регионе состоялось более 1000 акций и проектов, в которых приняли участие более 100 тысяч человек.

Всем ветеранам были вручены юбилейные медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», более 70 тысяч человек получили денежные выплаты.

В целом, ни один ветеран войны, труженик тыла не остался без внимания, и, без сомнения, им и далее будет оказываться всесторонняя поддержка.

3.8. Обеспечение граждан доступным жильем

Конечно, одной из приоритетных задач Правительства области остается повышение доступности жилья.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд32.JPG

 

С 2014 года регион принимает участие в программе «Жилье для российской семьи».

Ее участники имеют возможность приобретать жилье по фиксированной цене, не превышающей 35 тысяч рублей за 1 квадратный метр, и льготной ипотеке. В 2015 году расширился перечень категорий граждан, имеющих право стать участниками программы, с 4 до 13. На конец года ее участниками стали более 3 тысяч семей, заключено порядка 800 договоров участия в долевом строительстве.

По итогам 2015 года Нижегородская область стала лидером по вводу в эксплуатацию жилья в рамках программы среди субъектов Российской Федерации (объем ввода - 20,8 тыс.квадратных метров жилья).

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд33.JPG

 

Также Правительство региона продолжает поддерживать в решении жилищных вопросов отдельные категории граждан. В 2015 году около 70 миллионов рублей были направлены работникам бюджетной сферы, более 600 миллионов рублей – молодым специалистам на погашение кредитов на приобретение жилья и транспортных средств, 73 миллиона рублей – на улучшение жилищных условий молодым семьям.

Важной остается задача поддержки многодетных семей. За год 60 таких семей улучшили жилищные условия (за счет всех источников); предоставлены около 500 участков для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, в 2015 году обеспечены жильём: 250 детей-сирот; 251 ветеран Великой Отечественной войны; 68 инвалидов и ветеранов боевых действий.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд34.JPG

 

Продолжается работа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В целях расселения в 2015 году было введено в эксплуатацию 160 многоквартирных домов, переселено более 4,2 тысячи граждан.

Также в прошлом году проведен капитальный ремонт в 215 многоквартирных домах на сумму более 480 миллионов рублей (за счет средств из всех источников финансирования), в том числе почти на 190 миллионов рублей из средств фонда содействия реформированию ЖКХ.

3.9. Обеспечение безопасности проживания

Обязательная составляющая деятельности Правительства – мероприятия по обеспечению безопасности населения.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд35.JPG

 

В 2015 году утвержден план мероприятий по реализации стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. В регионе реализован комплекс мер по профилактике экстремизма, что позволило не допустить политических и социальных конфликтов, межнациональной и межконфессиональной напряженности.

В целом на профилактику преступлений в 2015 году из областного и местных бюджетов было выделено около 300 миллионов рублей, что на 25% больше 2014 года.

По итогам года уровень преступности (1261 в расчете на 100 тысяч населения) у нас на 23% ниже среднероссийского и на 17% – окружного уровня.

Отмечается сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений, противодеяний экономической направленности, а также связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В Нижнем Новгороде реализуется проект «Безопасный город» (общей стоимостью около 1 миллиарда рублей). В его рамках создана система видеонаблюдения (более 600 камер), установлено более 230 пультов экстренной связи «гражданин – полиция», 150 стационарных и 64 передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.

Особое внимание уделяется мониторингу пожарной безопасности в лесах. Благодаря действующей системе обнаружения пожаров в 2015 году удалось не допустить крупных возгораний.

В то же время в прошлом году значительно (в 2 раза) перевыполнен план по воспроизводству лесов: работы по посадке молодняка и уходу за ним проводились на площади более 14 тысяч гектаров. За год расчищено более 1,5 тысяч гектаров горельников, образовавшихся в результате пожаров 2010 года.

 4. Эффективность региональной исполнительной власти

Заключительную часть своего отчета, посвященную, как всегда, вопросам повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, мне хотелось бы начать с исполнения бюджета.

4.1. Исполнение бюджета

В 2015 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, удалось сохранить положительную динамику по основным бюджетным показателям.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд36.JPG

 

Доходы консолидированного бюджета области составили 152,9 миллиарда рублей, что на 2,4% выше уровня прошлого года. Рост в основном сложился за счет налога на прибыль организаций, налогов на имущество и на совокупный доход.

Расходы консолидированного бюджета возросли на 1,8% и составили 163,9 миллиарда рублей. Сохранилась их социальная направленность: на финансирование сферы было направлено 106,9 миллиарда рублей или 65,2% в общих расходах.

Дефицит консолидированного бюджета сложился в размере 11 миллиардов рублей.

Государственный долг области составил 73,7 миллиарда рублей. При этом долговая нагрузка на бюджет снизилась с 63,4% до 60,6%.  В течение года структура госдолга постоянно оптимизировалась, что позволило минимизировать риски наступления «пиков платежей» и уменьшить расходы на его обслуживание.

Привлечение бюджетных кредитов со льготной ставкой 0,1% позволило рефинансировать кредиты коммерческих банков и сократить расходы на обслуживание долга на 877,7 миллиона рублей.

В целом при исполнении бюджета были соблюдены все необходимые требования бюджетного кодекса по предельному объему дефицита, государственного долга и расходам на его обслуживание.

4.2. Оптимизация бюджетных расходов

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд37.JPG

 

Повышение эффективности бюджетных расходов достигается и за счет реализации контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. В течение года было проведено свыше 1100 торгов на общую сумму 34,1 миллиарда рублей.

Продолжается практика осуществления централизованных совместных закупок социально-значимой продукции (продукты питания, уголь). Они позволяют сэкономить бюджетные средства за счет формирования единых лотов с оптовым уровнем объемов поставок.

Всего экономия, достигнутая за счет снижения цены при проведении конкурентных закупок, составила 930 миллионов рублей.

Кроме этого, проводилась экспертиза сметной документации объектов строительства. Формировались рекомендуемые предельные цены на продукцию для государственных нужд области. В результате этой работы стоимость госзаказа снижена на 564 миллиона рублей.

4.3. Итоги реализации госпрограмм Нижегородской области за 2015 год. Привлечение в область федеральных средств

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд38.JPG

 

В 2015 году почти все расходы областного бюджета (90%) были распределены по госпрограммам.

Профинансированы 24 программы на сумму 106,6 миллиарда рублей.

С 2015 года реализуется адресная инвестиционная программа Нижегородской области, в рамках которой осуществляются все капитальные расходы из областного бюджета. В прошедшем году был профинансирован 121 объект, из которых по 47 объектам завершено строительство, реконструкция и капитальный ремонт. Объем финансирования программы в 2015 году за счет всех источников составил 13 миллиардов рублей, в том числе 6,7 миллиарда рублей - из федерального бюджета.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд39.JPG

 

Всего из федерального бюджета в рамках федеральных государственных и целевых программ привлечено 38,8 миллиарда рублей. Большая часть из этих средств была направлена на развитие транспортной инфраструктуры, модернизацию промышленности, социальную поддержку граждан, помощь производителям сельхозпродукции, на строительство стадиона к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году.

4.4. Взаимодействие с органами местного самоуправления

По традиции работа Правительства области строилась на тесной связи с органами местного самоуправления.

Формат остался прежним: проведено 7 совещаний с главами ОМСУ по актуальным для всех вопросам, организованы 36 выездов в муниципалитеты и 34 личные встречи.

Органы исполнительной власти по курируемым вопросам также очень плотно работают с муниципалитетами, и, прежде всего, в рамках реализации программ развития производительных сил.

Совместно осуществляется весь комплекс работ по сопровождению инвестиционных проектов, по решению конкретных вопросов, возникающих в ходе их реализации. В течение 2015 года на территориях области шла реализация более 1,5 тысяч проектов и мероприятий программ развития производительных сил.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд40.JPG

 

За год в их рамках в экономику области было привлечено 82,4 миллиарда рублей инвестиций, или более половины (52%) от общего объема инвестиций в реальный сектор экономики в целом по региону. Создано более 8 тысяч постоянных рабочих мест, из которых более 1 тысячи – в моногородах.

Развитие моногородов – это отдельный аспект совместной работы Правительства области и органов местного самоуправления, направленной на диверсификацию их экономики и обеспечение стабильности. В целом за прошлый год в экономику моногородов было привлечено порядка 6,5 миллиарда рублей инвестиций, из них 1,6 миллиарда рублей - бюджетные средства.

Они направлялись, в первую очередь, на развитие инфраструктуры, поддержку малого бизнеса, снятие напряженности на рынке труда, создание и модернизацию производств и другие мероприятия. Основной итог – стабильная ситуация на всех монотерриториях.

Уровень безработицы во всех моногородах ниже среднероссийского уровня.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд41.JPG

 

Продолжена реализация проекта по поддержке местных инициатив. В 2015 году его участниками стали 50 районов и городских округов. Было реализовано 255 инициатив на сумму 293 миллиона рублей, в том числе областная субсидия составила 150 миллионов рублей.

Деньги были вложены в наиболее важные для населения объекты жизнедеятельности, к числу которых традиционно относится улично-дорожная сеть, благоустройство территорий (в т.ч. места отдыха, детские и спортивные площадки), ремонт и оборудование муниципальных учреждений спорта, культуры и досуга, объектов водоснабжения (ремонт колодцев, водопроводных сетей).

4.5. Взаимодействие с региональным сообществом

Продолжается совершенствование взаимодействия с региональным сообществом.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд42.JPG

 

Важно, что развивается инфраструктура доступа граждан к государственным и муниципальным услугам, в том числе в электронной форме. Обновлена навигация нижегородского портала государственных и муниципальных услуг, его мобильная версия. В 2015 году портал посетило
1,5 миллиона человек, что на 115 тысяч человек больше, чем за предыдущий год.

Охват населения сетью многофункциональных центров, работающих по принципу «одного окна», составляет более 90%. На завершение работ по созданию сети МФЦ в регионе в 2014-2015 годах были привлечены федеральные средства в размере более 114 миллионов рублей. В результате в 2015 году центрами было оказано почти 1,5 миллиона услуг, для сравнения в 2013 году – 28 тысяч услуг.

Регулярно проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

В 2015 году удовлетворенность граждан составила 87% при целевом показателе - не менее 90% к 2018 году.

Растет интерес и к официальным представительствам органов исполнительной власти в сети интернет. Так, например, посещаемость официального сайта Правительства Нижегородской области в 2015 году составила более 1 миллиона человек, что в 2 раза выше результатов 2014 года.

F:\!Презентация_2015_ФИНАЛ\Слайд43.JPG

 

Большое значение придается диалогу с жителями области. Продолжена практика телеконсультаций в режиме «on-line», тематических горячих телефонных и интернет-линий, прямых теле- и радиоэфиров, личных встреч.

Всего в прошедшем году в адрес Правительства области поступило 43,4 тысячи обращений граждан.

Продолжается взаимодействие с некоммерческими общественными организациями.

Для поддержки социально ориентированных НКО было выделено 23 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета 16,8 миллиона рублей. Это позволило поддержать 72 проекта.

Финансовую поддержку в рамках государственной программы по гармонизации межнациональных отношений получили 25 организаций на реализацию проектов и программ в сфере укрепления гражданского единства.

В целом, межконфессиональная и межнациональная ситуация в области остается спокойной.

По данным социологического исследования уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составляет 72%.

Продолжалась работа по противодействию коррупции.

Было принято около 100 нормативных правовых актов в этой сфере, проведена антикоррупционная экспертиза свыше 1100 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, действовал Межведомственный антикоррупционный совет при Губернаторе и аналогичные советы при главах администраций городских округов и районов.

Продолжал работать специализированный раздел на официальном сайте Правительства, в том числе интернет-приемная, проводились «горячие линии», оказывалось информационное содействие средствам массовой информации в освещении принимаемых антикоррупционных мер.

4.6. Взаимодействие с Законодательным Собранием Нижегородской области

Как и прежде, Правительство активно сотрудничало с Законодательным Собранием.

В 2015 году из 206 законов Нижегородской области, принятых Заксобранием, 149 внесено на рассмотрение Губернатором. Это и законы в сфере социальной поддержки населения, и по налоговым преференциям субъектам малого предпринимательства, и многие другие акты, необходимые для практической реализации экономической и социальной политики.

Отдельного внимания заслуживает активная поддержка депутатов в решении важных вопросов социально-экономического развития области.

5. Заключение

В заключение, о задачах текущего года.

В начале отчета был скорректирован региональный план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в соответствии с планируемыми мерами дополнительной поддержки федерального Правительства.

Как правило, ее распределение осуществляется на конкурсной основе, поэтому надо четко отработать своевременное предоставление всех необходимых документов, чтобы ее получить.

Также федеральным планом предусмотрены и структурные меры. В частности, по развитию в регионах инфраструктуры поддержки экспорта, развития малого предпринимательства. Здесь предстоит выстроить эффективное взаимодействие с соответствующими федеральными организациями («Российский экспортный центр», «Корпорация «МСП»).

Необходимо оказать максимальное содействие в привлечении нижегородским бизнесом ресурсов фондов развития промышленности и содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, поскольку объем предоставляемой ими поддержки планируется увеличить в текущем году.

Кроме того, в социальной сфере, помимо реализации государственных программ и выполнения установленных «майскими» Указами Президента России индикаторов, усилия также будут сосредоточены на привлечении дополнительной федеральной помощи.

Правительство региона будет наращивать объем участия в программе «Жилье для российской семьи», активнее использовать потенциал привлечения федеральных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, расселение аварийного фонда, стимулирование частных инвестиций в модернизацию ЖКХ.

Не останутся без внимания и вопросы лекарственного обеспечения, организации отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижения напряженности на рынке труда и многие другие.

Таким образом, год будет не менее насыщенный, чем предыдущий.

Безусловно, исполнительная и законодательная власть, а также местное самоуправление, как всегда, будут работать слаженно, используя конструктивный подход к решению любых проблемных вопросов.

Дата создания страницы: 26.05.2016
Дата модификации страницы: 02.06.2016