Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Органы исполнительной власти Нижегородской области

Концепция бюджетной и налоговой политики на 2007 год

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 1 августа 2006 № 244

 

 

Концепция бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области

на 2007 год и на перспективу до 2009 года

(далее - Концепция)

 

1. Основные задачи бюджетной и налоговой политики

на 2007 год и на перспективу до 2009 года

 

Настоящая Концепция подготовлена в соответствии с Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 годах и плане мероприятий по ее реализации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года № 467-р и Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127.

Основной целью бюджетной и налоговой политики Правительства Нижегородской области на 2007-2009 годы является повышение качества жизни населения, в том числе за счет обеспечения граждан области Нижегородской области доступными и качественными бюджетными услугами.

Достижение указанной цели будет осуществляться путем решения задач в отраслях экономики, реализации комплекса мер по обеспечению роста доходов, укреплению финансовой самостоятельности Нижегородской области и повышению эффективности функционирования системы органов исполнительной власти области.

Бюджетная и налоговая политика в 2007 году и на перспективу до 2009 года будет направлена на решение следующих задач:

1. Сохранение и дальнейшее развитие наметившейся тенденции роста доходной базы бюджета за счет:

взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области с хозяйствующими субъектами, направленного на рост предпринимательской инициативы и инвестиционной активности во всех отраслях экономики;

максимального использования возможностей налогового и бюджетного законодательства в рамках предоставленных полномочий в целях дальнейшего роста налогового потенциала Нижегородской области;

повышения эффективности использования административного ресурса;

увеличения отдачи от использования государственного имущества Нижегородской области.

2. Реализация мер, направленных на создание условий для привлечения  инвестиций в экономику Нижегородской области, улучшение инвестиционного климата за счет:

совершенствования процедуры взаимодействия с инвесторами;

активизации работы инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области,

присвоения Нижегородской области кредитного рейтинга.

3. Максимально эффективное управление государственными финансами в рамках проводимой реформы бюджетного процесса, через:

переход к среднесрочному финансовому планированию. Утверждение в составе перспективного финансового плана Нижегородской области на 2007–2009 годы предельных объемов смет субъектов бюджетного планирования позволит органам исполнительной власти Нижегородской области более четко определять и поддерживать среднесрочные приоритеты развития отраслей;

повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, в первую очередь, через внедрение в механизм бюджетного планирования системы докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

качественное и эффективное управление государственным долгом Нижегородской области;

повышение прозрачности бюджетной  политики и бюджетного процесса в Нижегородской области;

стимулирование органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, повышающих качество управления общественными финансами и обеспечивающих реформирование муниципальных финансов.

4. Оптимизация структуры расходов областного бюджета, включающая в себя недопущение необоснованного роста текущих расходов, направление прироста доходов областного бюджета преимущественно на цели развития, при обеспечении установленных Правительством Нижегородской области приоритетов бюджетных расходов в области здравоохранения (в том числе по родовспоможению), образования, строительства социального жилья, предоставления социального жилья (безвозмездно) гражданам, проживающим в жилье, признанном непригодным для проживания, поддержки агропромышленного комплекса и развития массового спорта за счет:

значительного увеличения объема капитальных расходов с  концентрацией в областном бюджете расходов на капитальное строительство и  реконструкцию, областные целевые программы;

эффективной реализации приоритетных национальных проектов, обеспечения их софинансирования из областного бюджета;

использования современных технологий финансового менеджмента, ориентированных на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, включая автоматизацию процесса планирования областного бюджета.

 

2. Политика в области доходов

 

Важнейшим результатом проводимой в Российской Федерации налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов поддержания экономического роста. Достигнута значительная степень прозрачности налоговой системы, снизилась налоговая нагрузка на налогоплательщиков, что позволило направить финансовые ресурсы организаций на развитие производственной базы. Как результат - увеличилась налогооблагаемая база по налоговым платежам, определяющим доходную часть бюджета.   

Бюджетная и налоговая политика в области доходов в 2007 году и на период до 2009 года будет выстраиваться с учетом изменений федерального законодательства и сглаживания возможных отрицательных последствий для доходной базы Нижегородской области от их принятия.

Планируемые на федеральном уровне изменения налогового законодательства в 2007-2009 годах коснутся порядка исчисления ряда налогов, формирующих доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, в частности:

по налогу на прибыль организаций планируется принять решение об уменьшении налогоплательщиками в полном размере налоговой базы на сумму убытков, полученных ими в предыдущем году, сократить с двух лет до одного года срок отнесения на расходы, уменьшающие налог на прибыль организаций, затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе не давшие положительного результата;

по акцизам на нефтепродукты планируется отказаться от «зачетной» системы уплаты акцизов налогоплательщиками, имеющими свидетельства на осуществление операций с нефтепродуктами, и вернуться к действовавшему ранее порядку уплаты таких акцизов предприятиями-производителями нефтепродуктов, а также ввести дифференциацию ставок на бензин в зависимости от его качества;

по акцизам на алкогольную продукцию планируется ежегодная индексация ставок с учетом прогнозируемых уровней инфляции;

по налогу на доходы физических лиц планируется увеличение существующих социальных налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях, а также на взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования;

по налогу на имущество организаций  планируется включение в состав налоговой базы объектов движимого и недвижимого имущества, строительство которого завершено, но права собственности на которые  своевременно не зарегистрированы в установленном порядке.

Правительством Нижегородской области в 2007-2009 годах будут осуществлены мероприятия, направленные на развитие налогооблагаемой базы региона, использование административного ресурса в части увеличения собираемости платежей в бюджет и взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса:

взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области;

разработка системы мер, направленных на  предотвращение фактов выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума и вывода «из тени» доходов граждан, в первую очередь занятых в сфере малого и среднего бизнеса;

организация работ по проведению инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам;

проведение работ по формированию наиболее полной и достоверной информации о налоговой базе по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц  путем обмена соответствующими данными между заинтересованными органами; 

взаимодействие с Управлением федеральной налоговой службы по Нижегородской области, другими администраторами доходов  в части обмена оперативной информацией по платежам в областной бюджет,  изменениям налогооблагаемой базы налогоплательщиков, обеспечению налогоплательщиками безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней и с органами местного самоуправления Нижегородской области в части развития собственной доходной базы местных бюджетов.

Будет рассмотрена возможность увеличения ставок по налогам, полномочия по установлению которых переданы на уровень субъектов Российской Федерации, и установления на территории Нижегородской области новых доходных источников, в том числе в виде платы за возмещение затрат государства.

Одним из приоритетных направлений  бюджетной политики на 2007-2009 годы остается дальнейшее увеличение доходов от использования и продажи государственного имущества в результате повышения эффективности его использования.

Политика управления государственной собственностью будет ориентирована на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий субъекта Российской Федерации.

Повышение эффективности использования государственного имущества Нижегородской области будет осуществляться по следующим направлениям:

оптимизация структуры государственной собственности, продажа неэффективных государственных предприятий;

определение стратегии государственного управления по каждому объекту собственности;

повышение конкурентноспособности коммерческих организаций с участием государства, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия их реформированию и прекращению выполнения несвойственных им функций;

развитие рынка недвижимости и увеличение доходов от ее использования путем вовлечение земли и объектов недвижимости в эффективный хозяйственный оборот;

использование доходов областного бюджета от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, в качестве источника дополнительного финансирования областных бюджетных учреждений.

3. Бюджетная политика в области расходов

 

Основными новациями бюджетной политики на 2007-2009 годы станут переход к среднесрочному бюджетному планированию, бюджетированию, ориентированному на результат, когда цели и приоритеты бюджетной политики увязаны с конкретно измеримыми результатами деятельности органов государственной власти Нижегородской области и подведомственных им бюджетных учреждений.

Начиная с формирования проекта областного бюджета на 2007 год, в бюджетный процесс будет введена и начнет действовать система докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности, ориентированная на оценку эффективности использования бюджетных средств и достижение запланированных результатов.

Областной бюджет на 2007 год впервые станет составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года (2007-2009 годы).

Формирование перспективного финансового плана на 2007-2009 годы будет осуществляться с выделением бюджетов действующих и принимаемых обязательств (в том числе, в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, увеличения расходов капитального характера и планируемых к принятию областных целевых программ), с учетом гарантированного обеспечения в полном объеме действующих обязательств. Объем действующих обязательств областного бюджета будет определен на основании данных реестра расходных обязательств.

Финансирование непроцентных расходов в 2007-2009 годах будет осуществляться с соблюдением режима строгой экономии, применением субъектами бюджетного планирования систем нормирования и лимитирования потребления материальных ресурсов (включая материальные запасы, расходы на тепло и электроэнергию, услуги связи, транспорт) и проведением мероприятий по инвентаризации расходов и установлению ежегодных плановых заданий на сокращение.

Начиная с 2007 года планируется значительно увеличить долю расходов капитального характера в общих расходах областного бюджета.

Важным элементом реформирования бюджетного процесса станет усиление внутриведомственного контроля и система бухгалтерского учета и отчетности, информационно обеспечивающая проведение оценки эффективности бюджетных расходов, достоверность и доступность бюджетной отчетности для населения Нижегородской области.

 

4. Политика в области управления государственным долгом

Нижегородской области

 

Долговая политика Правительства Нижегородской области в 2007-2009 годах будет направлена на поддержание рейтинга Нижегородской области как надежного заемщика, основанного на своевременном и полном выполнении всех долговых обязательств.

Качественное, эффективное управление государственным долгом Нижегородской области основывается на обеспечении отсутствия просроченных долговых обязательств, на использовании формализованных процедур и четких механизмов управления государственным долгом, публичном раскрытии информации о государственном долге области.

В рамках реализации Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 11 июля 2005 года №161, долговая политика области в 2007 году и на период до 2009 года будет направлена на решение следующих задач:

поддержание объема государственного долга области на экономически безопасном уровне путем оптимизации структуры заимствований и равномерного распределения во времени связанных с государственным долгом платежей;

минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в том числе за счет увеличения доли рыночных инструментов;

повышение эффективности использования ценных бумаг, эмитируемых Нижегородской областью;

активизация мер по взысканию имеющейся задолженности в областной бюджет, уменьшение объема просроченных долгов и минимизация потерь при их возврате;

использование механизма предоставления государственных гарантий с целью привлечения инвестиций в экономику области, стимулирования инновационной деятельности.

 

5. Политика в области формирования межбюджетных отношений

 

Политика в области формирования межбюджетных отношений в 2007-2009 годах будет направлена на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и стимулирование органов местного самоуправления Нижегородской области, осуществляющих реформирование муниципальных финансов.

Формирование межбюджетных отношений на 2007 год будет проводиться в соответствии с законами Нижегородской области от 25 октября 2005 года № 172-З «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области» и от 14 июля 2005 года № 89-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области».

Органы государственной власти Нижегородской области будут формировать межбюджетные отношения с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Органы местного самоуправления муниципальных районов будут формировать межбюджетные отношения с органами местного самоуправления поселений Нижегородской области.

Полномочиями органов государственной власти Нижегородской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям области за счет средств областного бюджета с целью выравнивания будут наделены органы местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области.

Основной новацией в формировании межбюджетных отношений в Нижегородской области станет стимулирование органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области к реформированию системы управления муниципальными финансами, проведению бюджетной реформы. 

В расходной части областного бюджета будет сформирован областной фонд реформирования муниципальных финансов.

С органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области будут заключены долгосрочные соглашения о мерах по оздоровлению муниципальных финансов и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета. В целях повышения бюджетной дисциплины органов местного самоуправления Нижегородской области планируется ужесточить условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций из областного фонда компенсаций) для высокодотационных муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

 

6. Основные параметры формирования бюджета и перспективного финансового плана Нижегородской области на 2007–2009 годы

 

Прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен:

на 2007 год 109,2%;

на 2008 год 108,0%;

на 2009 год 107,0 процента.

Прогнозируемый рост тарифов в 2007 году в среднем составит:

на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ~ 15-20%;

на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии ~ 20-25%;

на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям, в среднем ~ 13-18%;

на природный газ ~ 15-20 процентов.

В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета и поддержания объема государственного долга Нижегородской области на экономически безопасном уровне объем государственных заимствований на 2007 год будет ограничен уровнем дефицита областного бюджета - 15% от доходов без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней, при этом уровень государственного долга Нижегородской области не будет превышать 40% от доходов без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней.

                        _____________________________________

Дата создания страницы: 10.08.2006
Дата модификации страницы: 13.01.2011