Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

10.08.2006 15:34«О вопросах социально-экономического развития Нижегородской области»

«О вопросах социально-экономического развития Нижегородской области»

Доклад Губернатора Нижегородской области Шанцева В.П. на заседании Правительства РФ 27 июля 2006 года

Как отметил в своем выступлении В.П.Шанцев, «введение практики заслушивания руководителей регионов на Правительстве России является значимым и действенным механизмом, работающим на повышение эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов власти, а значит на  развитие территорий и всей России».

Губернатор рассказал  о месте Нижегородской области в составе России.

Численность населения области составляет 3,4 млн. чел.

Географическое расположение Нижегородской области в центральной части России обусловило создание здесь мощного научно-промышленного комплекса.

Основа экономики региона – обрабатывающая промышленность. Наиболее известны: Горьковский автомобильный завод – российский лидер по производству грузовых автомобилей, Выксунский металлургический завод – лидер по производству стальных труб.

Важнейшей составной частью промышленности является оборонно-промышленный комплекс. Конструкторская база, интеллектуальный потенциал нижегородских оборонных предприятий, 40% из которых являются головными в отраслях, позволяют осуществлять разработку и  производство сложнейшего вооружения и военной техники.

Валерий Шанцев отметил, что в Нижегородской области создан мощный научно-образовательный потенциал, сосредоточено более 20 научных школ мирового уровня. У нас 1-е место в Приволжском федеральном округе по числу занятых научными исследованиями и разработками. Здесь расположены стратегически важные для страны Федеральный ядерный центр, Научно-исследовательский институт измерительных систем, академический Институт прикладной физики. Для России, избравшей инновационный путь развития, трудно переоценить значение такого ресурса, работающего на перспективу.

Созданные в области благоприятные условия для ведения бизнеса способствуют развитию здесь малого предпринимательства (Нижегородская область занимает 4 место в России по численности занятых на малых предприятиях).

«Нижегородская область имеет достаточно высокий экономический потенциал, который, по нашему мнению, используется пока недостаточно эффективно», - отметил в своем докладе Валерий Шанцев.

Далее в своем выступлении нижегородский губернатор подробно остановился на первых шагах нового состава регионального правительства. В частности он сказал: «Свою деятельность мы начали с анализа текущего состояния экономики. К сожалению, основные показатели социально-экономического развития на середину 2005 года не соответствовали потенциальным возможностям региона. Наблюдалось их существенное отставание от среднероссийских:

- недобор доходов по исполнению областного бюджета за 6 месяцев составлял около 2 млрд. руб., а расходы находились на уровне 65% от запланированных на полугодие;

- по итогам 7-ми месяцев 2005 года более чем на 11% снизилась инвестиционная активность в экономике;

- на 10% снизились темпы ввода жилья;

- по уровню среднедушевых доходов населения область находилась на 42 месте среди субъектов РФ;

- производство сельскохозяйственной продукции сократилось почти на 5%;

- рост промышленного производства составлял лишь 1,8%;

- по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения мы занимали 63 место в России и 9 место по ПФО, ее величина составляла около 10 тыс. руб. на душу населения (в среднем по Российской Федерации этот показатель - 16,7 тыс. руб.).

 По мощности и техническому состоянию объектов социальной и инженерной инфраструктуры на душу населения Нижегородская область не входила даже в тридцатку наиболее обеспеченных сетью регионов Российской Федерации. При этом в здравоохранении области практически каждое третье здание медицинского учреждения полностью изношено, только половина учреждений обеспечена водопроводом, канализацией, центральным отоплением.

В образовательном комплексе невозможно использовать полную мощность учреждений, так как 30% школ требуют капитального ремонта, 12% учреждений полностью изношены, всего 65% - имеют все виды благоустройства.

Каждое четвертое учреждение культуры расположено в приспособленном (нетиповом) помещении, еще более 40% - арендуют здания, 15% - нуждаются в капитальном ремонте, а 12 строений находятся в аварийном состоянии».

Далее на заседании Правительства Российской Федерации Валерий Шанцев рассказал об итогах работы регионального правительства за год:

- Перед каждым структурным подразделением была поставлена задача по стабилизации положения в своей отрасли, по безусловному исполнению доходов бюджета и обеспечению расходных обязательств. В тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, нижегородским Управлением Федеральной налоговой службы, с нижегородской Ассоциацией промышленников и предпринимателей,  с привлечением представителей научных кругов была проведена оценка ситуации и приняты меры поддержки на десятках предприятий.

Значительно усилена работа по соблюдению налоговой дисциплины, активизированы рыночные механизмы по использованию областной собственности, в том числе земельных ресурсов.

В результате по итогам 2005 года был впервые за 4 года выполнен областной бюджет: дополнительные доходы составили более 800 млн. руб., дефицит снижен до 1,2 млрд. руб. против 2,4 по плану. К началу 2006 года мы сравнялись с Россией по темпам роста промышленного производства, обеспечили рост реальных располагаемых доходов населения  на 9% против 8,8% в РФ.

Одновременно с работой по исправлению ситуации Правительством области нарабатывалась программа стабилизации экономики области и развития отдельных ее направлений на 2006 год.

На основе обеспечения роста производства, снижения затрат в различных отраслях экономики, активизации инвестиционных процессов мы должны были добиться значительного увеличения прибыльности наших предприятий.

Чтобы поднять в 2 раза поступление неналоговых доходов решили ввести в хозяйственный оборот неэффективно используемую областную собственность и земельные ресурсы.

Была поставлена задача – сформировать на 2006 год бездефицитный бюджет не только за счет наращивания доходной его части, но и оптимизации расходов, где эффект зачастую достигается значительно быстрее (по сравнению с ростом доходов), и при этом обеспечить в полном объеме все свои расходные обязательства и имеющиеся целевые программы.

В этих целях разработаны областные целевые программы по развитию промышленности, агропромышленного комплекса, заключены Соглашения о сотрудничестве с Рособоронэкспортом и Федеральным агентством по промышленности, с крупнейшими предприятиями, включая предприятия естественных монополий.

Осуществляется активная поддержка развития малого предпринимательства. Только в I полугодии 2006 года в этом секторе экономики одобрено 113 проектов на получение льготных кредитов на сумму более 340 млн. рублей.

Уже сегодня можно говорить о некоторых положительных результатах. По итогам 5 месяцев этого года темпы роста по основным показателям в области выше среднероссийских:

- по объему промышленного производства (107,1% к 104,8%),

- по объему инвестиций в основной капитал (121,2% к 109,2%),

-  реальных располагаемых доходов населения (120% к 110,5%).

Стоит выделить такой показатель как объем отгрузки по виду деятельности «обрабатывающие производства» на душу населения. Он составил 46 тысяч рублей против 26 тысяч рублей в среднем по России.

Безусловно, все эти результаты положительно сказались на исполнении бюджета области. Так, по итогам 6 месяцев текущего года темпы роста доходов консолидированного бюджета составили 144% (областного – 156%), дополнительные доходы к полугодовым назначениям превысили 3 млрд. руб., что позволяет надеяться на повышение уровня бюджетной обеспеченности в 2006 году на 20-25% по сравнению с прошлогодним.

Это дало возможность стабилизировать бюджетный процесс на территории области с учетом состояния дел в каждой конкретной территории и в отрасли, то есть приступить к реализации одного из направлений, заложенных в Послании Президента РФ.

К сожалению, по некоторым направлениям ситуацию пока не удалось переломить. Продолжается снижение объемов производства продукции сельского хозяйства и сокращение ввода жилья. Однако сейчас мы над этим работаем и надеемся, что к концу года ситуацию удастся изменить.

Достигнув некоторой стабилизации экономики во второй половине 2005 года и закрепив достигнутые показатели с начала текущего года, на 2007 год мы поставили более амбициозные цели.

Два дня назад Правительство области рассмотрело и в целом одобрило Программу развития социальной и инженерной инфраструктуры, как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год.

На реализацию Программы планируются выделить средства в объеме около 7 млрд. руб., из них около 5 миллиардов – из областного бюджета. Это в 13 раз больше, чем в 2005 году.

Программа предусматривает в следующем году строительство более 300 объектов социальной и коммунальной сферы, из них 216-пусковые. Еще 224 объекта будет реконструировано.

По сравнению с предыдущими годами мы увеличим ввод больниц в 9 раз, поликлиник и школ – в 3 раза, объектов газификации – в 5 раз.

Для обеспечения задела на 2008 год планируются проектно-изыскательские работы по 70 новым объектам.

Для того чтобы развиваться, нам необходимо было изменить отношение к инвестиционной политике. Была разработана открытая и прозрачная система, обеспечившая быстрое принятие решений по инвестиционным проектам. С 2006 года начал действовать Инвестиционный совет при Губернаторе области. Получением всей разрешительной документации занимаемся сами, дело инвестора подать обоснованную заявку и получить разрешение. Весь цикл работ от получения заявки инвестора до выдачи разрешительной документации, позволяющей приступить к проектированию и строительству, составляет не более 104 дней. На сегодняшний день уже поступило заявок на общую сумму порядка 110 млрд. рублей. Это, в первую очередь, заявки, связанные с развитием новых производств, социальной и инженерной инфраструктуры.

Например, Правительством области предусматривается реализация 9 инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины, преимущественно мягколиственных пород. Планируется строительство заводов по производству древесноволокнистых и древесностружечных плит, фанеры, древесных топливных гранул и брикетов.

Общая стоимость одних только этих проектов составляет более 7,5 млрд. рублей. Их реализация позволит к 2010 году увеличить  количество рабочих мест в отрасли на 3800 человек, а сумма дополнительных налогов составит около 2,6 млрд. рублей. Таким образом, уровень использования лесных ресурсов и их глубокой переработки в 2010 году составит 80-90%, против 45-50% в настоящее время. Много серьёзных проектов и в других отраслях.

Все это в комплексе должно обеспечить рост налогооблагаемой базы в 2008-2009 годах на 30-35% и это только начало работы.

Губернатор отметил, что, решая задачи стабилизационного характера и развития на ближайшую перспективу, необходимо иметь перспективный план развития. Поэтому уже через месяц после формирования нового состава Правительства была начата работа над Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, которая была завершена в апреле текущего года, утверждена Правительством области и получила положительную оценку во время ее презентации в Министерстве регионального развития.

 

Далее губернатор Валерий Шанцев подробно рассказал об основных принципах и положениях стратегии развития области до 2020 года. В частности он отметил, что Стратегия разработана в русле базовых программных документов России: посланий Президента России, программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и Основных направлений деятельности Правительства России до 2008 года.

Разработка Стратегии велась в тесном сотрудничестве с бизнесом и наукой. Были проведены встречи с руководителями  ключевыми предприятий и научных организаций,  выделены приоритетные отрасли, разработаны Планы действий, в том числе в территориальном разрезе. 

В соответствии с Программой социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года определены три блока целей:

1) эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика;

2) благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области;

3) эффективная исполнительная власть.

Все они подчинены главной цели деятельности Правительства области - достичь высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни.

В Стратегии определены три стратегических направления действий по формированию целевой структуры экономики, обеспечивающей качественные и высокооплачиваемые рабочие места. Это:

- автомобилестроение и производство автокомпонентов;

- производство и дистрибуция товаров массового спроса;

- научно-образовательный комплекс и инновации.

«Серьезный задел и необходимые предпосылки для развития в области этих приоритетов существуют», - подчеркнул Валерий Шанцев.

В частности, идет активная работа, в том числе с иностранными инвесторами, по становлению на территории области общероссийского центра производства автокомпонентов. У нас есть лидер – Руспромавто, который сегодня ведет переговоры с возможными партнерами и стратегическими инвесторами. 

Уникальное географическое положение области вкупе с предложением рабочей силы и наличием сопутствующих производств дает возможность для формирования общероссийского центра производства и дистрибуции товаров массового спроса.

Губернатор доложил, что уже сейчас:

- разрабатывается концепция терминальной системы области;

- ведется работа по обеспечению крупных земельных участков, находящихся в государственной собственности, необходимой инженерной инфраструктурой для реализации крупных проектов;

- идет активное взаимодействие с крупными торговыми сетями в целях расширения производства товаров массового спроса.

Для развития научно-образовательного комплекса и инноваций Правительством области подготовлена соответствующая правовая база, разработан ряд ключевых проектов (таких как открытый технопарк в городе Сарове, технико-внедренческий парк в Н.Новгороде - его основной резидент - компания «Интел»).        

Реализация Стратегии условно разбита на 3 этапа:

до  2010 года, 2011-2015 гг., 2016-2020 гг.

Стратегия предусматривает, что к 2020 году:

- валовой продукт на душу населения увеличится в 7 раз;

- инвестиции в основной капитал на душу населения возрастут более чем в 30 раз;

- среднемесячная заработная плата увеличится почти в 10 раз;

- среднедушевые доходы вырастут в 8 раз. 

Наиболее детально сегодня проработан первый этап – до 2010 года. Уже имеются конкретные программы в разрезе отраслей, территорий, ключевых предприятий. Например, в рамках программы развития промышленности предполагается достичь следующих показателей:

- объем отгрузки товаров собственного производства обрабатывающих производств вырастет на 270% (в действующих ценах 2006 года) и превысит 1 триллион 100 млрд. рублей (при среднегодовом темпе роста в 130% и  среднегодовом индексе физического объема – 107.7 %),

- выработка на 1 работающего составит около 4,4 млн. рублей  (310% к 2006 году),

- финансовый результат деятельности предприятий обработки будет около 80 млрд. рублей (270%  к 2006 году),

- поступления в бюджеты всех уровней от промышленных предприятий превысят 52 млрд. рублей (203% к 2006 году),

- рост среднемесячной заработной платы – более 200% к 2006 году или 19 тыс. рублей в действующих ценах.

 

В следующей части своего доклада Валерий Шанцев рассказал об участии Нижегородской области в реализации федеральных программ:

- Конечно, наши планы и программы развития сформированы в русле выполнения тех задач, которые поставило Правительство РФ, реализуя:

- национальные проекты;

- федеральные целевые программы и адресную инвестиционную программу;

- административную и бюджетную реформу;

- реформу местного самоуправления.

Отдельно в своем выступлении губернатор остановился на вопросах реализации в регионе национальных проектов. В частности он сказал, что в текущем году проведены все необходимые организационные мероприятия по запуску национальных проектов, определены и согласованы с федеральными ведомствами объемы финансирования в 2006 году, направлены заявки на 2007 год. К настоящему моменту по всем проектам начата их практическая реализация.

В сфере агропромышленного комплекса открыто финансирование и начаты строительные работы по всем 19, согласованным с Министерством сельского хозяйства России объектам, общей сметной стоимостью около 1 млрд. рублей. Это позволит до конца года в полном объёме освоить федеральные средства и создаст предпосылки для стабилизации поголовья скота  и реального увеличения производства мяса на 7,2% и молока на 4,6% к уровню 2005 года.

В области 530 тысяч личных подсобных хозяйств и около 3 тысяч крестьянско-фермерских. Многие из них уже активно включилась в проект, получив в его рамках льготных кредитов на сумму более 210 млн. руб.

                Кроме того, созданы 13 кредитных и 6 снабженческо-сбытовых кооперативов, которые дадут возможность малым предпринимателям продавать свою продукцию без посредников и увеличить объём производства в этом секторе экономики.

                Для реализации такого важнейшего направления проекта как привлечение на село молодых специалистов в области начато строительство жилья для 200 молодых семей. 

                Существенное повышение эффективности национального проекта обеспечивается федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года», в рамках которой ведётся строительство газопроводов в сельской местности  с участием средств федерального и областного бюджетов. В текущем году будет построено более 200 км газовых сетей и газифицировано около 5 тысяч домов селян.

По реализации национального проекта в области здравоохранения сделано следующее. Осуществляются выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам. За I полугодие 2006 года 3400 медицинских работников участковой службы (из них 1664 врача и 1737 медицинских сестер) получили выплаты дополнительного денежного вознаграждения в объеме 137 млн. руб., что позволило увеличить среднюю заработную плату врачам и медицинским сестрам на 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. соответственно.

В этом году в Нижегородскую область осуществлены поставки современного медицинского диагностического оборудования: 37 ультразвуковых сканеров, цифрового флюорографа, 8 лабораторных комплектов, автоматической лаборатории и 64 комплекта тест-систем для неонатальной диагностики врожденных заболеваний.

Одними из первых в России в Нижегородской области полностью заменили парк санитарного автотранспорта, имевший износ более 50 процентов, получив сразу 196 автомобилей «Скорой» помощи.

Увеличены объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациентам Нижегородской области учреждениями Росздрава и Российской Академии медицинских наук. В течение 6 месяцев 833 пациента были направлены на оказание дорогостоящей (высокотехнологичной) помощи.

Учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, за 6 месяцев 2006 года дополнительно получили по  родовым сертификатам 82 517 тыс. рублей. В результате введения родовых сертификатов удалось увеличить средний уровень надбавки к заработной плате государственных и муниципальных врачей до 3700 рублей, среднего медперсонала – до 1600 рублей,  младшего медперсонала - до 700 рублей.

В сфере образования повышена зарплата учителей за счет доплат за классное руководство. Определены 200 лучших учителей области (129 городских и 71 сельских), которые получат премии Президента России (100 тысяч рублей). 1359 нижегородских школ будут подключены к сети Интернет. Определены 60 лучших школ, представивших инновационные проекты. Каждая получит по миллиону рублей на реализацию этих проектов.

В рамках этого проекта Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского вошел в число 17 ведущих вузов России. Размер поддержки ему составит 544 млн. рублей.

В дополнение к национальным проектам по здравоохранению и образованию в регионе принята областная программа по поддержке кадров, работающих в этих отраслях. В соответствии с ней, уже в этом году 200 молодых специалистов – врачи и учителя получат и уже получают жилье, а работающие в сельской местности - еще и личный автомобиль.

Основным инструментом реализации проекта по строительству жилья является соответствующая областная целевая программа до 2010 года. Поданы заявки на финансирование на сумму 900 млн. рублей. Запущен механизм комплексного освоения земельных участков под жилищную застройку, что предусматривает масштабную ликвидацию ветхого жилого фонда и волновое переселение граждан. Только в Нижнем Новгороде под эти задачи выделено 20 площадок, освоение которых начнется уже в сентябре 2006 года, а в городе Кстове 25 мая уже состоялась закладка нового микрорайона. Комплексная застройка жилья в регионе позволит в течение 5 лет улучшить жилищные условия  20% граждан. 

Планируется достичь увеличения объемов жилищного строительства в 2 раза в 2010 году к уровню 2004 года.

 

Валерий Шанцев констатировал, что дело с реализацией федеральных программ в регионе обстоит хуже.

В доказательство своих слов он отметил, что в последние годы объем выделяемых области средств в общей сумме федерального бюджета на реализацию целевых программ составляет всего лишь около 1%, адресной инвестиционной программы - 0,2-0,5%.  

На протяжении трех последних лет область финансируется из федерального бюджета в несколько раз меньше, чем в среднем по России и этот разрыв увеличивается. Из ежегодно заявляемых областью 4-5 миллиардов на финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы поступление за счет федеральных средств фактическое составляет не более 400-500 млн. рублей.

Показательным примером в этой связи является финансирование мероприятий федеральной программы «Жилище» по выполнению государственных обязательств обеспечения жильем категорий граждан, определенных федеральным законодательством. На нее для Нижегородской области выделено только 115,4 млн.рублей (2.8% от общих расходов), хотя финансовое обеспечение в среднем по России составило в 2006 году 6,6%. Для выхода на среднероссийский уровень области необходима дополнительная финансовая помощь в размере 159,4 млн.руб.

«Если говорить о решении проблемы в целом по России, то мы считаем, что средства по инвестициям из федерального бюджета должны целиком выделяться регионам, а мы будем их сами направлять в соответствии со своими приоритетами, - подчеркнул губернатор Валерий Шанцев. - Общий объем средств субъекту Федерации должен определяться согласно единой для всех методики».

 

Далее в своем докладе глава региона рассказал о ходе реализации на территории Нижегородской области административной и бюджетной реформы. Валерий Шанцев отметил, что область активно проводит бюджетную и административную реформы, поскольку эффективная исполнительная власть является одной из трех главных целей Стратегии развития региона. «Мы в Нижегородской области одними из первых приняли закон о межбюджетных отношениях, что позволило нам с 2006 года  начать реализацию федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в России», - подчеркнул Валерий Шанцев.

Для перехода области к бюджетированию, ориентированному на результат, Правительство области приняло соответствующее Постановление. В результате Нижегородская область вошла в состав 5 регионов России, представивших реестр расходных обязательств в Министерство финансов РФ в соответствии с установленными требованиями.

Говоря о реформе местного самоуправления, Валерий Шанцев в своем докладе отметил, что сейчас на территории области активно реализуется федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- вновь образовано 38 муниципальных образований,

- законами области установлены и утверждены границы 658 муниципальных образований,

- проведены выборы 45 органов местного самоуправления,

- проведена передача объектов имущества в собственность по региональным и муниципальным уровням власти,

 - на муниципальный уровень делегированы полномочия в области образования, сельскохозяйственного производства и другим вопросам местного значения. Работа эта продолжается.

 

В заключительной части своего выступления на заседании Правительства РФ Валерий Шанцев акцентировал внимание на факторах, сдерживающих развитие области, и на вопросах, требующих более эффективного взаимодействия с федеральным уровнем власти. Губернатор отметил, что существует ряд ограничений, препятствующих развитию области и увеличению ее вклада в экономику страны.

Сдерживающим фактором развития промышленности является существующая дефицитная энергосистема области (электроэнергия, газ). «В результате мы не можем развивать достаточными темпами металлургию, нефтехимию и химический комплекс в Дзержинске, имеющие стратегическое федеральное значение» - сказал глава региона.

Для решения проблемы дефицита энергомощностей и увеличения общего объема подачи газа необходима реализация ряда крупных энергетических проектов. В первую очередь - строительство магистральных газопроводов Починки-Грязовец с выделением первой очереди и отвода Ворсма – Горбатовка (600,0 млн. руб.) и Красные Баки – Урень (600,0 млн. руб.) и газораспределительных станций.

Губернатор доложил, что уже подготовлен проект договора между Правительством области и ОАО «Газпром» по газификации Нижегородской области. Действует график синхронизации строительства распределительных сетей на 2005-2007 гг. Но здесь необходима и помощь федерального Правительства по решению вопроса  строительства магистральных газопроводов в 2007–2008 годах.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Минпромэнерго совместно с РАО «ЕЭС России» необходимо предусмотреть в 2007-2008 гг. проектирование и строительство воздушных линий электропередачи от Костромской ГРЭС до подстанции «Нижегородская» и далее от  подстанции «Нижегородская» к «Нагорной» и  «Борской» (всего на сумму около 4 млрд. руб.).   

«Мы пытаемся решить проблему дефицита электроэнергии и самостоятельно, - сказал глава нижегородского региона. - Так, Правительство области обратилось в федеральное агентство по атомной энергии с предложением по строительству двухблочной атомной электростанции по проекту «АЭС-2006» суммарной электрической мощностью 2400-2600 МВт. Сейчас прорабатываем вопрос строительства парогазовой теплоэлектроцентрали мощностью 900 Мгвт». 

Другой проблемой из этого ряда губернатор назвал несоответствие пропускной способности автомобильных дорог в Нижегородской области ежегодно увеличивающемуся потоку транспортных средств. В настоящее время автомобильный парк в области насчитывает более 600 тыс. машин. Перевозка 75% грузов осуществляется автомобильным транспортом. С учетом все увеличивающегося потока транзитного транспорта Нижний Новгород уверенно превращается во «всероссийскую пробку». В этих условиях обостряется проблема безопасности дорожного движения: ежегодно в ДТП гибнет более 800 человек, и свыше 5 тыс. человек получают ранения.

Кроме того, рост числа транспортных средств ухудшает экологическую обстановку, которая влияет на рост заболеваемости населения. Особенно важны эти проблемы для областного центра.

Строительство 2 и 3 очереди автодороги М-7 «Волга» на участке обхода города Нижнего Новгорода (19 млрд. руб.) до 2010 года позволит решить эти проблемы и обеспечить транзит по международному – второму панъевропейскому коридору по маршруту: Берлин-Варшава-Минск-Москва-Н.Новгород-Екатеринбург.  

Приоритетным направлением  является также строительство низконапорного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостовым переходом на реке Волге. Это позволит на долговременную перспективу обеспечить сквозное судоходство по реке Волге, тем самым выполнить обязательства России по обеспечению надежного функционирования международного транспортного коридора «Север-Юг» в водной его части, разгрузить Нижний Новгород от транзитного транспорта в направлении Кирова и создать необходимую инфраструктуру в точке пересечения международных транспортных коридоров Берлин-Москва-Н.Новгород и «Север-Юг».

Валерий Шанцев обратился с просьбой к Минэкономразвития, другим министерствам и ведомствам ускорить принятие решения о строительстве плотины, подчеркнув, что на это есть соответствующее поручение Президента страны.

Далее губернатор отметил, что для успешной реализации межрегионального транспортно-логистического комплекса в Нижнем Новгороде нужна, в частности, помощь Федеральной таможенной службы по финансированию и кадровому обеспечению создания таможенного поста.

Важнейшее значение для региона имеет завершение строительства Нижегородского метрополитена. Оно позволило бы увеличить объем перевозок пассажиров на 35% и дало бы серьезный импульс для развития столицы Поволжья. В целях ускорения решения этой проблемы губернатор В.П.Шанцев выступил на заседании Правительства РФ с просьбой «поддержать наше обращение по снижению нормативов софинансирования на строительство метрополитена хотя бы в пропорции 50 на 50 (вместо 20 на 80). А также решить вопрос финансирования из средств федерального бюджета в объемах, достаточных для завершения к 2010 году строительства Автозаводско-Горьковской линии Нижегородского метро с мостовым переходом через реку Оку».

 Завершение к 2010 году строительства мостового перехода через Оку, кроме всего прочего, значительно  повысит эффективность работы метрополитена. Глава региона подчеркнул, что      обращение нижегородского Правительства уже поддержано Минтрансом и Минрегионом России.

 Валерий Шанцев остановился также на социальных проблемах региона -  демографической ситуации и сохранении культурного наследия.

Губернатор отметил, что серьезные демографические проблемы требуют эффективных совместных действий. Основные меры Правительства области по улучшению ситуации направлены на повышение рождаемости и снижение уровня заболеваемости. Первоочередные действия, которые разработало Правительство области, предусматривают совершенствование службы родовспоможения и внедрение высоких технологий в кардио- и нейрохирургию, онкологию.

До 2010 года в регионе запланировано построить областной перинатальный центр, 3 аналогичных межрайонных центра, центр высоких медицинских технологий нейрохирургического профиля, онкологический центр в Нижнем Новгороде. Губернатор обратился к Правительству России с просьбой об оказании финансовой поддержки в строительстве этих объектов.

Переходя к теме сохранения культурного наследия, Валерий Шанцев подчеркнул, что Нижегородская область издавна является ведущим центром культуры и духовности российского общества. Значение этих факторов многократно возрастает в периоды формирования нового сообщества и новой экономики. Поэтому чрезвычайно важно сохранить богатое культурное наследие нижегородского края. Отметив, что по объектам, находящимся в областной собственности, все необходимые вопросы решаются, глава региона выразил серьезную озабоченность состоянием объектов культуры федеральной собственности.

Так, более 20 лет не работает Нижегородский  государственный цирк. Новое здание строится с 1984 года. На его завершение в 2007 году необходимо 462,6 млн. руб. из федерального бюджета.

13 лет закрыто главное здание исторического музея, расположенное в Усадьбе Рукавишникова, в котором находятся уникальные художественные коллекции, да и само по себе здание – уникальный памятник архитектуры 19 века. Стоимость ремонтно-реставрационных работ главного здания музея 380 млн. рублей. Из областного бюджета планируется выделить в 2007 году 100 млн. рублей. Необходима поддержка (софинансирование) федерального бюджета в 2007-2009 годах по реставрации данного объекта не менее 50 млн. рублей в год.

 

Подводя итог своему выступлению, Валерий Шанцев подчеркнул, что Нижегородская область – крупнейший, принципиально важный для России регион.

Губернатор выразил уверенность, что «при продуманной, целенаправленной работе, при консолидации усилий всех органов власти от федерального до местного уровня мы сможем вывести область на новый, более качественный уровень развития, когда в России сформируется еще один мощный центр развития страны –  Нижегородская область. Сегодня наша область, безусловно, может стать опорным регионом, важным экономическим и культурным центром России. Предпосылки и возможности для этого есть».

  

Дата создания страницы: 10.08.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet