Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей

Об итогах реализации антикоррупционной политики на территории Нижегородской области в 2015 году

docСкачать  (214 Kb)

 

Работа по обеспечению противодействия коррупции на территории Нижегородской области осуществлялась в 2015 году в рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460, положений Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226 (далее – Национальный план), а также во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Проводилась работа по совершенствованию регионального законодательства, нормативного правового обеспечения противодействия коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области. При активном участии Главного управления Министерства юстиции по Нижегородской области, государственно-правового департамента Нижегородской области, органов прокуратуры организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В рамках деятельности по совершенствованию государственного и муниципального управления, а также в целях минимизации коррупционных проявлений продолжена работа по дальнейшей разработке (внесению изменений) административных регламентов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

В реализации антикоррупционной политики на территории региона принимали участие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и средства массовой информации.

Взаимодействие и координация работы по противодействию коррупции на территории Нижегородской области осуществлялись межведомственным координационным советом по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области, созданным Указом Губернатора Нижегородской области от 20 января 2009 года № 3 (далее – Совет). В 2015 году проведено
3 заседания Совета, на которых рассмотрено 10 вопросов, в том числе:

-   вопросы организации совместной работы следственного управления Следственного комитета России по Нижегородской области и Главного управления МВД России по Нижегородской области при рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности за 2014 год;

-   результаты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области в 2014 году. Коррупционные риски и антикоррупционное законодательство;

-   внедрение антикоррупционных механизмов при предоставлении органами исполнительной власти Нижегородской области государственных услуг физическим и юридическим лицам, исполнении ими контрольных (надзорных) функций и полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности;

-   о мерах, принимаемых кадровыми службами органов государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, по предупреждению и выявлению фактов нарушения установленных законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе запретов и ограничений, а также конфликта интересов.

Обсуждены итоги реализации антикоррупционной политики и результаты проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2014 году.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» Указом Губернатора Нижегородской области от 7 октября 2015 года № 112 «О создании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области» (далее – Комиссия) образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области. Данным Указом утвержден состав Комиссии и ее Положение.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и обеспечивает исполнение решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума.

Разработка и принятие Указа о создании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области обусловлены необходимостью интеграции усилий органов государственной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в целях поддержания постоянного взаимодействия между ними по вопросам разработки и реализации эффективных мер противодействия коррупции.

Учитывая, что основные задачи и полномочия Комиссии включают основные задачи и полномочия действовавшего Совета, его работа была прекращена с одновременной передачей функций вновь созданной Комиссии.

С учетом требований Указа Президента и сложившейся в Нижегородской области практики работы по противодействию коррупции определены задачи и полномочия Комиссии, направленные, в том числе, на обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, а также их взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и институтами гражданского общества.

В соответствии с Указом Президента на Комиссию возложены полномочия по рассмотрению вопросов соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области.

В этой связи разработано и Указом Губернатора Нижегородской области от 2 ноября 2015 года № 115 утверждено Положение о порядке рассмотрения Комиссией таких вопросов.

Организационное обеспечение деятельности комиссии возложено на управление региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области. 24 декабря 2015 года проведено первое заседание Комиссии, на котором утвержден план работы Комиссии на 2016 год.

В рамках подготовки к заседаниям Совета и Комиссии осуществлены выезды в муниципальные районы с целью ознакомления с организацией работы межведомственных советов по противодействию коррупции при главах администраций муниципальных образований. Органам местного самоуправления оказана методическая и консультативная помощь по вопросам реализации антикоррупционной политики и профилактики коррупционных правонарушений на муниципальной службе.

Реализация государственной политики в области противодействия коррупции в 2015 году организована в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 года № 981. Данным постановлением утвержден план реализации Программы на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Основными целями Программы, в том числе, являются противодействие коррупции, создание условий безопасности личности и общества от коррупционных проявлений.

В Программу включены мероприятия, направленные на выработку методов профилактики коррупционных правонарушений, информирование населения области по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, проведение социологических опросов населения, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер, внедрение социальной рекламы антикоррупционной направленности и другие мероприятия.

В течение 2015 года на постоянной основе отслеживалась динамика преступлений коррупционной направленности. На основании сведений, представленных ГУ МВД России по Нижегородской области, проводился ежеквартальный анализ расследованных преступлений коррупционной направленности, совершенных на территории Нижегородской области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений Нижегородской области, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

 

 

Совершенствование законодательства Нижегородской области, приведение его в соответствие с антикоррупционными

федеральными правовыми актами

 

Одной из главных задач по противодействию коррупции является выработка системной антикоррупционной политики, отраженной в действующем законодательстве.

В 2015 году продолжена работа по совершенствованию регионального законодательства о противодействии коррупции и приведению его в соответствие с нормативными актами федерального уровня.

Законом Нижегородской области от 7 мая 2015 года № 57-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О государственной гражданской службе Нижегородской области» Губернатор Нижегородской области наделен полномочиями по утверждению перечня должностей гражданской службы области, предусмотренных подпунктом «и» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Законом Нижегородской области от 2 декабря 2015 года № 183-З
«О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам противодействия коррупции в Нижегородской области» внесены изменения и дополнения в Закон Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З «О противодействии коррупции» в части:

- порядка представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка осуществления проверки таких сведений и размещения их на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений средствам массовой информации;

-   установления запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

-   обязанности лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, сообщать в установленном порядке о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Данная норма внесена в законы Нижегородской области:

- от 22 марта 2000 года № 101-З «Об избирательной комиссии Нижегородской области»;

- от 9 января 2004 года № 3-З «Об уполномоченном по правам человека в Нижегородской области»;

- от 8 октября 2010 года № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области»;

- от 28 декабря 2012 года № 167-З «Об уполномоченном по правам ребенка в Нижегородской области»;

- от 8 ноября 2013 № 146-З «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Нижегородской области».

 Кроме того, внесены изменения в 11 законов Нижегородской области, регулирующих правоотношения в сфере противодействия коррупции.

Указом Губернатора Нижегородской области от 4 марта 2015 года № 28 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от
28 августа 2009 года № 52» внесены изменения в части установления обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для всех граждан, претендующих на замещение должности гражданской службы, при поступлении на службу, а также уточнения информации, размещаемой на официальных сайтах государственных органов и предоставляемой средствам массовой информации.

Указом Губернатора Нижегородской области от 6 марта 2015 года № 30
«О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области
от 28 августа 2009 года № 51 внесены изменения в части уточнения предоставления сведений о своих расходах, расходах своих супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей         лицом, замещающим государственную должность Нижегородской области.

Указом Губернатора Нижегородской области от 2 июня 2015 года
№ 72 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, предусмотренных подпунктом «и» пункта
1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ
«О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть
и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Указом Губернатора Нижегородской области от 30 июля 2015 года № 87 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области
от 5 марта 2014 года № 11» внесены изменения в части уточнения порядка уведомления о получении подарка и процедуры выкупа подарка для Губернатора Нижегородской области.

Указом Губернатора Нижегородской области от 13 августа 2015 года
№ 90 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области
от 3 июля 2013 года № 83» внесены изменения в целях приведения в соответствие с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Указом Губернатора Нижегородской области от 7 сентября 2015 года
№ 95 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 28 августа 2009 года № 52» внесены  изменения, уточняющие круг лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указом Губернатора Нижегородской области от 8 сентября 2015 года
№ 97 «О внесении изменения в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими Нижегородской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Нижегородской области требований к служебному поведению, утвержденное Указом Губернатора Нижегородской области от 22 апреля 2010 года № 14» внесены изменения, уточняющие круг лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 14 января 2015 года № 7 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области внесены изменения в постановления Правительства Нижегородской области № 102 и 103 о представлении и проверке сведений о доходах руководителей ГУ и лиц, претендующих на замещение данных должностей.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 12 февраля 2015 года № 215-р «О создании общественных советов при органах исполнительной власти Нижегородской области» органам исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим отдельные публичные полномочия, поручено создать общественные советы.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 16 июня 2015 года № 1049-р утвержден порядок уведомления представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу государственными гражданскими служащими, замещающими должности руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области.

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» в Нижегородской области:

- Указом Губернатора Нижегородской области от 7 октября 2015 года
№ 112 создана комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области;

- Указом Губернатора Нижегородской области от 2 ноября 2015 года
№ 115 утверждено Положение о порядке рассмотрения комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской  области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, занимающих государственные должности Нижегородской области, и урегулирования конфликта интересов.

 

Во исполнение федерального и регионального законодательства в органах исполнительной власти Нижегородской области изданы необходимые ведомственные акты по вопросам противодействия коррупции.

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных

правовых актов Нижегородской области  и их проектов

 

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 года №179-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится:

- прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации» в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – в  соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в порядке, установленным нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится в соответствии с  Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, и постановлением Правительства Нижегородской области от 10декабря 2009 года № 913 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области».

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – ГУ Минюста России по Нижегородской области) осуществляет полномочия по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области при мониторинге их применения.

В пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, органами государственной власти Нижегородской области в 2015 году в сфере противодействия коррупции принято 96 нормативных правовых актов, всего в области действует 445 актов.

Принятые в отчетном периоде нормативные правовые акты органов исполнительной власти Нижегородской области направлены на утверждение (установление):

-  порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;

- порядка представления сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- порядка работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

-  порядка предоставления информации, содержащей основания для проведения заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих;

-  перечня должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

-  положения о проверке соблюдения гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, и соблюдение работодателем условий заключения трудового (гражданско-правового) договора с таким гражданином.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере антикоррупционного законодательства реализованы в Нижегородской области. Главным управлением Минюста России по Нижегородской области пробелы в правовом регулировании не выявлены.

В 2015 году Главным управлением Минюста России по Нижегородской области дана экспертная оценка 2431 нормативному правовому акту. На наличие коррупциогенных факторов проверено 286 проектов нормативных правовых актов.

В отчетном периоде противоречия федеральному законодательству выявлены в 164 нормативных правовых актах, в 160 из них незаконные нормы устранены, в 4 актах – находятся в стадии устранения.

В Нижегородской области аккредитованы в качестве независимых экспертов на проведение независимой антикоррупционной экспертизы 22 эксперта (20 физических и 2 юридических лица). Заключения независимых экспертов  на проекты нормативных правовых актов в 2015 году в ГУ Минюста России по Нижегородской области не поступали.

ГУ Минюста России по Нижегородской области проводятся рабочие встречи и совещания, «круглые столы» для активизации деятельности независимых экспертов. На данных мероприятиях обсуждаются проблемные вопросы, возникающие при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов независимыми экспертами.

В рамках проведения правовой экспертизы Законодательным Собранием Нижегородской области в 2015 году проведена антикоррупционная экспертиза 302 проектов законов и 83 проектов постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области. Выявлен один коррупциогенный фактор в проекте закона Нижегородской области «О патриотическом воспитании в Нижегородской области», выразившийся в наличии дублирующих полномочий органов государственной власти области (широта дискреционных полномочий). Проект данного закона находится на рассмотрении Законодательного Собрания Нижегородской области. При мониторинге правоприменения проведена антикоррупционная экспертиза 8 принятых законов Нижегородской области. Коррупциогенных факторов не выявлено.

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2009 года № 913, государственно-правовым департаментом Нижегородской области в 2015 году была проведена антикоррупционная экспертиза 1065 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

В государственно-правовой департамент Нижегородской области поступило одно заключение от 29 апреля 2015 года о проведении независимой антикоррупционной экспертизы. ООО «Юридическая компания «Маслов и партнеры» была проведена независимая антикоррупционная экспертиза постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года  № 213 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления серветутов на территории Нижегородской области». Замечания, представленные в заключении, не были учтены, так как указанное постановление соответствует действующему законодательству, в том числе антикоррупционному.

В целях повышения результативности проведения антикоррупционной экспертизы сотрудниками государственно-правового департамента Нижегородской области в постоянном режиме проводятся устные консультации с разработчиками проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области о необходимости соблюдения законодательства.

По сведениям, представленным органами местного самоуправления, независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов в 2015 году не проводилась.

Прокуратурой Нижегородской области на постоянной основе осуществлялось проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами, выявляемыми органами и организациями, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, являются: 

- определение компетенции по формуле «вправе»;

-  нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств; 

- юридико-лингвистическая неопределенность.

 

Совершенствование работы кадровых подразделений

органов исполнительной власти и органов

местного самоуправления Нижегородской области

по профилактике коррупционных правонарушений.

 

Соблюдение государственными гражданскими и муниципальными служащими установленных законодательством запретов и ограничений.

 

В государственных органах и органах местного самоуправления Нижегородской области проводится соответствующая работа по выявлению случаев несоблюдения установленных запретов и ограничений, а также по неисполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными гражданскими и муниципальными служащими Нижегородской области.

Соблюдение запретов и ограничений контролируется в процессе ежегодного представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (например, контроль за соблюдением запрета на владение ценными бумагами, на осуществление предпринимательской деятельности и участие в управлении хозяйствующим субъектом).

При наличии фактов владения ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) незамедлительно принимаются меры по передаче их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (соответствующие договоры приобщаются к материалам личных дел).

Контроль за исполнением запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами осуществляется при анализе сведений о средствах, находящихся на счетах в банках. Случаев нарушения данного запрета не выявлено.

Проверки соблюдения запретов и ограничений при прохождении гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, проводятся путем направления запросов в правоохранительные органы, а также через базы Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 14 августа 2014 года № 1379-р «О некоторых мерах по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой и замещением государственной должности Нижегородской области» утвержден график проведения мероприятий по проверке соблюдения ограничений и запретов, установленных статьями 16, 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на предмет участия гражданских служащих в управлении хозяйствующим субъектом и занятия ими предпринимательской деятельностью. В случае выявления нарушений в органах исполнительной власти проводятся проверки, материалы которых рассматриваются на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Данные проверки постоянно проводятся в отношении граждан, поступающих на гражданскую службу.

Ограничения по совместной службе родственников (при наличии близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским или муниципальным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому) контролируются в рамках проведения анализа материалов личных дел гражданских (муниципальных) служащих, в том числе при проведении управлением государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области (далее - управление госслужбы) ознакомления с состоянием кадрового делопроизводства в государственных и муниципальных органах в соответствии с утвержденным планом. В 2015 году случаи нарушения данного ограничения отсутствуют.

Контролируется соблюдение ограничения по дальнейшему трудоустройству гражданских и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения. Соответствующими правовыми актами осуществляется нормативное регулирование данного вопроса. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассматривают возможность дачи согласия на трудоустройство с учетом исполняемых ранее служебных функций.

В 2015 году в государственных органах рассмотрено 48 вопросов о даче согласия на дальнейшее трудоустройство (по всем даны согласия), в органах местного самоуправления – 70 вопросов (согласия даны в 69 случаях).

В целях контроля соблюдения запрета на получение подарков в государственных органах и органах местного самоуправления Нижегородской области приняты правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, которыми регламентируется обеспечение учета, хранения, оценки и реализации подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Разработана и активно используется система тестирования граждан и гражданских служащих на знание антикоррупционного законодательства в процессе проведения конкурсов, квалификационных экзаменов и аттестации. В 2015 году тестирование прошло 1470 человек.

По информации, поступающей из органов местного самоуправления Нижегородской области, вопросы о состоянии работы по профилактике коррупционных правонарушений, предупреждению возникновения конфликта интересов, соблюдению запретов и ограничений, в том числе, касающихся получения подарков, регулярно рассматриваются на совещаниях глав администраций муниципальных районов, городских и сельских поселений, на заседаниях советов по противодействию коррупции. Проводятся семинары для муниципальных служащих с целью разъяснения положений антикоррупционного законодательства. Приняты правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями и служебными командировками. Оформляются дополнительные соглашения к трудовым договорам в части соблюдения запретов и ограничений, соблюдения Кодекса служебной этики и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Ведется работа по размещению на официальных сайтах местных администраций и в СМИ информации о принимаемых мерах по профилактике коррупционных правонарушений, гражданам предоставлена возможность сообщать о фактах коррупции в электронной форме через «Интернет-приемную» и т.п.

В 2015 году выявлено 2 случая несоблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению и 6 случаев нарушения требований о предоставлении достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По информации, полученной из органов местного самоуправления Нижегородской области, в 2015 году выявлено:

- 45 случаев несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению, в основном факты осуществления иной оплачиваемой деятельности без уведомления представителя нанимателя;

- 55 случаев нарушения требований о предоставлении достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- 3 случая несоблюдения муниципальными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

О проводимых мероприятиях в рамках выявления нарушений установленных запретов, ограничений и порядка урегулирования конфликта интересов, а также об их результатах (с примерами нарушений) информируются сотрудники кадровых служб органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в процессе проведения семинаров антикоррупционной направленности.

 

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе
Нижегородской области

 

В целях профилактики возможных случаев возникновения конфликта интересов проводится работа по информированию членов Правительства, сотрудников государственных и муниципальных органов Нижегородской области.

Сотрудники, ответственные за работу по противодействию коррупции, регулярно осуществляют следующие профилактические мероприятия:

-   первичное консультирование граждан при приеме на гражданскую и муниципальную службу, ознакомление претендента под роспись с нормативно-правовыми, локальными актами и иными документами по вопросу соблюдения установленных для служащих ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, соблюдения общих принципов служебного поведения и т.д.;

-   анализ документов, представленных гражданами, поступающими на государственную и муниципальную службу, с целью выявления случаев несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

-   консультационную работу со служащими, направленную на разъяснение сущности конфликта интересов, порядка его урегулирования, а также мер ответственности, предусмотренных за нарушение законодательства о противодействии коррупции;

-   разработку методических рекомендаций, памяток и ознакомление с ними служащих, проведение практических занятий по вопросу соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

-   актуализацию анкетных данных гражданских и муниципальных служащих с целью выявления обстоятельств, которые могут привести к нарушению требований к служебному поведению и возникновению конфликта интересов;

-   проведение разъяснительных бесед с сотрудниками, увольняющимися с государственной или муниципальной службы (должности которых включены в соответствующие перечни должностей с коррупционными рисками), об ограничениях по дальнейшему трудоустройству в течение 2-х лет, а также предоставление соответствующих памяток и образцов документов для заполнения.

Ситуации конфликта интересов изучаются в рамках проведения курсов повышения квалификации гражданских служащих и зональных семинаров для муниципальных служащих, на которых рассматривается положительный опыт работы по обеспечению соблюдения требований к служебному поведению гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области.

В 2015 году управлением госслужбы разработана новая форма анкетирования гражданских и муниципальных служащих с целью выявления фактов возможного возникновения конфликта интересов. Форма направлена в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области для организации работы, а также размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области.

Проводится анализ информации, содержащейся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности гражданской и муниципальной службы.

По итогам 2015 года Губернатору Нижегородской области представлено 12 уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов от членов Правительства и государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области и их заместителей. Приняты соответствующие меры.

В целях повышения эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов управлением госслужбы ежеквартально проводится мониторинг деятельности комиссий государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области, анализируются материалы, рассмотренные на заседаниях комиссий, и меры дисциплинарного воздействия к нарушителям.

В 2015 году в государственных органах проведено 37 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, включая 3 заседания высшей комиссии. В ходе заседаний комиссий рассмотрено 68 вопросов:

-   о представлении служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 6;

-   о несоблюдении служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов – 5;

-   о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей – 9;

-   о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора – 48.

При этом комиссиями установлено 8 нарушений:

-   требований о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 6 случаях;

-   требований к служебному поведению в 2 случаях.

К дисциплинарной ответственности привлечены 3 гражданских служащих, в том числе 1 служащий категории «Руководители».

По данным мониторинга в органах местного самоуправления области в 2015 году проведено 100 заседаний комиссий, на которых рассмотрено 205 вопросов:

-   о представлении муниципальными служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 59;

-   о несоблюдении служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов – 64;

-   о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей – 11;

-   о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора – 71.

При этом комиссиями установлено 103 нарушения:

-   требований о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 55 случаях;

-   требований к служебному поведению муниципальных служащих Нижегородской области в 45 случаях;

-   требований об урегулировании конфликта интересов в 3 случаях.

К дисциплинарной ответственности привлечены 62 муниципальных служащих, в том числе 1 служащий уволен с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Информация о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов размещается на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области, а также ежеквартально направляется в адрес аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

 

Развитие антикоррупционного просвещения, обучения и воспитания на государственной гражданской и муниципальной службе
Нижегородской области

 

В целях реализации задач по повышению эффективности антикоррупционной работы одним из ключевых направлений дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области является обучение по вопросам противодействия коррупции.

Ежегодно проводится антикоррупционное обучение государственных гражданских и муниципальных служащих по программам курсов повышения квалификации для различных категорий слушателей:

-   государственные гражданские и муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит участие в работе по противодействию коррупции;

-   государственные гражданские и муниципальные служащие, на которых правовым актом возложена ответственность за состояние антикоррупционной работы;

-   государственные гражданские и муниципальные служащие, которые являются членами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

-   иные государственные гражданские и муниципальные служащие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области.

Программы обучения основываются на действующем законодательстве в области противодействия коррупции, в качестве лекторов привлекаются профессионалы-практики (представители органов исполнительной власти).

В антикоррупционном обучении на курсах повышения квалификации в 2015 году приняли участие 488 госслужащих по программам курсов повышения квалификации:

-   «Противодействие коррупции и профилактика коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Конфликт интересов на государственной службе и способы его разрешения» в объеме 40 учебных часов в Нижегородском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (33 чел.);

-   «Правовые основы и механизм противодействия коррупции в деятельности государственной гражданской службы» в объеме 18 учебных часов с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в Волго-Вятском филиале «Института информационных технологий «АйТи»
(240 чел.);

-   «Развитие управленческих компетенций руководителя в системе государственного управления. Практические навыки антикоррупционного поведения» в Нижегородском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (35 чел.);

-   «Правовые и организационные меры по противодействию коррупции в деятельности государственных гражданских служащих» в объеме 24 учебных часов с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в Приволжском институте повышения квалификации Федеральной налоговой службы (180 чел.).

С целью совершенствования кадрового аспекта работы по вопросам противодействия коррупции в большинство программ повышения квалификации, реализуемых в Нижегородской области в рамках госзаказа, включаются специальные разделы, состоящие из лекционных и практических занятий.

По программам, в учебные планы которых включены вопросы противодействия коррупции, в отчетный период обучено 253 государственных служащих.

В течение 2015 года более 70 муниципальных служащих приняли участие в антикоррупционном обучении по программам курсов повышения квалификации:

- «Пути и средства противодействия коррупционным проявлениям в сфере государственного и муниципального управления»;

-   «Организационно-правовая основа деятельности муниципальных служащих в условиях реализации антикоррупционной политики»;

-   «Функции подразделений кадровых служб органов государственной власти и муниципальной службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений».

Также налажена методическая и консультативная работа, в результате которой государственные органы и муниципалитеты обеспечиваются необходимыми рекомендациями по всем аспектам антикоррупционного законодательства.

В 2015 году с целью использования в работе для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности Нижегородской области, должности гражданской и муниципальной службы Нижегородской области, разработано более 60 методических материалов антикоррупционной направленности (рекомендации, памятки, схемы, образцы, дорожные карты). Данные материалы также размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области.

После внесения изменений в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821, управлением госслужбы подготовлены методические рекомендации по вопросам организации деятельности комиссий и типовая форма протокола заседания комиссии.

Представительным органам муниципальных образований Нижегородской области предложена Дорожная карта по вопросам представления, проверки и опубликования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главами местного самоуправления и депутатами представительных органов муниципальных образований.

Разработаны и рекомендованы к применению примерные планы мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления на 2016-2017 годы.

В апреле 2015 года организован практический семинар для руководителей и специалистов кадровых служб по актуальным темам в сфере противодействия коррупции (60 чел.). В рамках семинара рассмотрены вопросы:

 -  о новом в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции;

-   об организации работы по повышению эффективности деятельности сотрудников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений;

-   о порядке размещения на официальных сайтах Правительства Нижегородской области и органов исполнительной власти области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

В I квартале 2015 года были организованы выездные практические семинары для муниципальных служащих органов местного самоуправления (в том числе сельских и городских поселений), ответственных за прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (г. Городец, г. Арзамас, г. Урень, г. Лукоянов, г. Нижний Новгород), в которых приняли участие 474 специалиста.

В III квартале 2015 года проведен семинар для сотрудников кадровых служб, на котором рассматривался вопрос о повышении эффективности деятельности кадровых служб в сфере противодействия коррупции, а также о своевременной наполняемости и актуализации подразделов официальных сайтов органов исполнительной власти Нижегородской области, посвященных вопросам противодействия коррупции, в котором приняли участие 40 сотрудников.

В IV квартале 2015 года для гражданских служащих всех органов исполнительной власти Нижегородской области проведено 29 семинаров по теме: «Соблюдение ограничений, запретов, обязанностей и требований, установленных для государственных гражданских служащих в целях противодействия коррупции», которыми было охвачено более 1000 человек.

В прошедшем году управлением госслужбы продолжена практика проведения персональных консультаций (в том числе по телефону) для сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам практической реализации антикоррупционного законодательства (оформление справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; соблюдение ограничений, запретов, обязанностей и требований, установленных в целях противодействия коррупции; урегулирование конфликта интересов; организация и проведение проверок и т.д.).

 

Социологические исследования состояния коррупции

 

По заказу министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области осенью 2015 года ООО «ИМИДЖ-ФАКТОР» (г. Иваново) проведено социологическое исследование, целью которого было выявление особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению.

Опрос проводился среди четырех целевых аудиторий:

- население Нижегородской области в возрасте старше 18 лет (1025 человек);

- руководители организаций (предприятий) малого и среднего бизнеса, в том числе, индивидуальные предприниматели (200 человек);

- государственные гражданские служащие (655 человек);

- муниципальные служащие (1016 человек).

Основные результаты исследования.

Население Нижегородской области умеренно в оценках распространенности коррупционных нарушений в регионе: лишь четверть говорит о ее высоком распространении. Этот показатель аналогичен и у служащих за тем исключением, что последние все же реже соглашаются с тезисом о высоком уровне коррупции.

Подавляющее большинство руководителей организаций малого и среднего бизнеса (90,5%) не смогли вспомнить, когда последний раз были вынуждены прибегать к «стимулированию» в той или иной форме должностного лица для решения проблем своего бизнеса.

В вопросах определения факторов, способствующих распространению коррупции, наблюдается сходство во мнениях представителей бизнеса и обычных граждан. Речь идет и о бюрократических препонах (необходимость получения массы согласований, длительность оформления документов и т.д.), также влияет и несовершенство законодательства (нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником, плохо регламентированная работа чиновников, что особенно часто отмечают предприниматели). Для служащих факторами, повышающими риск коррупции, являются, прежде всего, несовершенство законодательной базы и излишний бюрократизм.

В бизнес-среде хорошо информированы о мерах, предпринимаемых Правительством Нижегородской области в борьбе с коррупцией. Наиболее эффективными из них признаны: работа по совершенствованию регионального законодательства, «горячая телефонная линия» по приему сообщений о коррупционных нарушениях (70,2%). Государственные и муниципальные служащие более критичны в оценках эффективности предпринимаемых мер и более действенным признают не столько совершенствование законодательства, сколько морально-нравственный фактор – личную ответственность служащих в соблюдении антикоррупционного законодательства, уверенность в неотвратимости наказания.

 

Совершенствование деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в сфере закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения государственных нужд

 

Функции по осуществлению контроля в сфере закупок выполняет министерство финансов Нижегородской области путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В целях совершенствования деятельности государственных и муниципальных заказчиков Нижегородской области министерство финансов Нижегородской области обобщило результаты государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году. Информация о результатах контрольных мероприятий и предписания об устранении нарушений законодательства размещены на официальном сайте министерства финансов Нижегородской области и официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru.

Министерством финансов Нижегородской области в 2015 году проведено 45 контрольных мероприятий по вопросу соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Проверены 4 182 закупочные процедуры, выявлено 2 046 фактов нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Заказчикам выдано 38 предписаний об устранении нарушений указанного законодательства. Вынесено 241 решение о привлечении должностных лиц заказчиков к административной ответственности в виде наложения штрафа. Все акты по данным контрольным мероприятиям направлены в прокуратуру Нижегородской области.

Главным управлением МВД России по Нижегородской области организовано взаимодействие по вопросам государственных закупок с Правительством Нижегородской области, Контрольно-счетной палатой Нижегородской области, администрацией г. Нижнего Новгорода. Заключено соглашение о порядке взаимодействия с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в сфере контроля размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

В результате принимаемых мер в сфере государственных закупок при заключении и реализации государственных и муниципальных контрактов выявлено 6 преступлений.

Сотрудники УБЭПиПК ГУ МВД России по Нижегородской области включены в качестве наблюдателей в состав комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках подготовки к проведению в 2018 году игр чемпионата мира по футболу.

 

Обеспечение прозрачности и открытости работы государственных и
муниципальных органов

 

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ
«Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг» в Нижегородской области реализован комплекс мер нормативного правового и организационного характера, в том числе направленных на снижение административных барьеров и повышение доступности государственных и муниципальных услуг, на  переход органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области на межведомственное и межуровневое взаимодействие, организацию оказания государственных и муниципальных услуг  в режиме «одного окна» через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению (далее – МФЦ).

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013 года № 410-р утверждена схема размещения МФЦ. В целях обеспечения наибольшего охвата населения и возможности получения гражданами государственных и муниципальных услуг в отдаленных населенных пунктах в данное распоряжение внесены изменения (распоряжения Правительства Нижегородской области от 26.07.2014 № 1149-р и от 04.09.2015 № 1630-р), в соответствии с которыми запланировано создание на территории Нижегородской области 63 многофункциональных центров с количеством окон – 664 и 90 окон территориально обособленных структурных подразделений (офисов) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

На территории Нижегородской области в настоящее время открыты 63 МФЦ. 

Созданными многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется охват 91,27 процентов населения Нижегородской области.

В целях обеспечения скоординированной и эффективной работы созданных на территории Нижегородской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг образовано государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Уполномоченный МФЦ на территории Нижегородской области» (далее – УМФЦ) (распоряжение Правительства Нижегородской области от 21 февраля 2013 года № 380-р). Уполномоченным МФЦ в соответствии со своим уставом были подписаны договоры о взаимодействии со всеми открытыми на территории Нижегородской области многофункциональными центрами.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 797 о перечне государственных услуг, предоставление которых должно быть организовано в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, УМФЦ проводит работу по заключению соглашений о порядке и условиях взаимодействия при организации оказания государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, создаваемых на территории муниципальных образований Нижегородской области.

Заключено: 10 соглашений с федеральными органами исполнительной власти, 11 соглашений с региональными органами государственной власти, 2 соглашения с органами государственных внебюджетных фондов, 52 соглашения с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

В соответствии с данными соглашениями через МФЦ предусмотрено оказание 91 государственной услуги и порядка 30 муниципальных услуг. Продолжается работа, направленная на расширение перечня услуг, оказание которых возможно через сеть МФЦ.

В Нижегородской области регулярно проводятся мониторинговые мероприятия в виде анкетирования и опроса граждан, в МФЦ также применяются дополнительные способы оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием пультов, интегрированных с системой управления очередью. Сведения о результатах проводимых мониторинговых исследований размещаются в сети Интернет по адресу http://gpd.government-nnov.ru.

Специалисты многофункциональных центров проводят сбор телефонных номеров граждан, выразивших согласие на участие в СМС-опросах о качестве предоставления государственных услуг и размещают их в федеральной системе мониторинга качества государственных услуг.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов власти Нижегородской области ведется информационная система «Региональный Реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». Сведения о государственных и муниципальных услугах, оказываемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области, включаются в данную систему. Введенные сведения становятся доступными для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Работа ГКУ НО «Пресс-служба Правительства Нижегородской области» (далее – Пресс-служба) по информационному сопровождению мероприятий антикоррупционной направленности в 2015 году проводилась путем информирования населения по вопросам противодействия коррупции через региональные средства массовой информации.

Внедрение механизмов обратной связи с получателями государственных услуг, институтами гражданского общества, обеспечение информационной открытости власти, антикоррупционной пропаганды и правового воспитания осуществляется Пресс-службой в части своей компетенции. В целях реализации данных задач были подготовлены и размещены в средствах массовой информации материалы по вопросам антикоррупционной направленности, в том числе о деятельности межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области.

Проводился ежедневный мониторинг региональных печатных и электронных СМИ по публикациям антикоррупционной тематики.

За 2015 год в региональных СМИ (областных СМИ, региональных вкладках центральных газет, районных газетах и региональных телеканалах) теме борьбы с коррупцией посвящено в общей сложности 1 987 материалов, в том числе: 109 видеосюжетов – на региональных телеканалах, 138 публикаций – в областных и городских газетах, 9 – в региональных вкладках федеральных газет, 270 – в районных газетах, 1 461 сообщение – в сети «Интернет».

В ноябре 2015 года  прошло заседание комиссии по проведению конкурса среди печатных и электронных средств массовой информации Нижегородской области на лучший журналистский материал по антикоррупционной тематике. По итогам конкурса принято решение вручить диплом и денежную премию в категории «печатные издания» редактору социально-экономического отдела редакции газеты «Выксунский рабочий».

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 29 августа 2008 года № 365 «О корпоративной информационно-телекоммуникационной сети органов исполнительной власти Нижегородской области» министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (далее - министерство) создана и поддерживается в работоспособном состоянии защищенная корпоративная информационно-телекоммуникационная сеть передачи данных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области (далее – КСПД). КСПД используется для централизации каналов связи, объединяет все органы исполнительной власти, администрации муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от
26 апреля 2013 года № Пр-936 «О проведении общероссийского дня приема граждан» и в рамках проведения работ по организации функционирования каналов связи на территории Нижегородской области 18 сентября 2015 года заключено Соглашение о взаимодействии между Управлением специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (далее - Управление) и министерством при подключении к единой сети по работе с обращениями граждан государственных органов и органов местного самоуправления.

Предметом Соглашения является:

- предоставление Управлением министерству услуг подключения к единой сети по работе с обращениями граждан государственных органов и органов местного самоуправления (далее – ЕС ОГ) с использованием защищенных средствами криптографической защиты информации каналов связи в целях взаимодействия с центральным узлом управления ЕС ОГ и центральной коммутационной платформой сетевого справочного телефонного узла (ССТУ) для проведения личного приема граждан;

- передача для размещения в центре обработки данных Правительства Нижегородской области средства криптографической защиты информации в целях реализации Соглашения.

Министерством оказана методическая помощь сотрудникам органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по установке и настройке рабочих мест пользователей для подключения к региональной коммутационной платформе ССТУ.

Реализованные меры позволяют:

-   гарантировать проведение единого дня обращения граждан и организаций в текущем году;

-   гарантировать стабильное взаимодействие с гражданским обществом по вопросам деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области.

Министерством обеспечено функционирование подраздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области. Всем органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Нижегородской области предоставлен доступ к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей межведомственный обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области в рамках оказания государственных и муниципальных услуг.

22 сентября 2015 года принят Закон Нижегородской области № 127-З
«Об общественном контроле в Нижегородской области», устанавливающий порядок организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

 

Укрепление связей с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности

 

С целью эффективного вовлечения общественных объединений в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения и выработки предложений по решению вопросов профилактики коррупции осуществляется взаимодействие с институтами гражданского общества.

В настоящее время в Нижегородской области зарегистрировано
3 некоммерческих организации, в перечень уставных целей и задач которых входит противодействие коррупции: Нижегородское региональное общественное движение «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью», некоммерческое партнерство «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму», автономная некоммерческая организация «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции».

В 2015 году министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области проведена актуализация перечня некоммерческих организаций, имеющих в качестве уставных целей противодействие коррупции.

Одной из форм участия институтов гражданского общества в контроле за выполнением мероприятий по противодействию коррупции является участие в составах межведомственных координационных советов по противодействию коррупции представителей некоммерческих организаций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

С целью более эффективного вовлечения общественных объединений и организаций в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения вопросов профилактики коррупции организовано взаимодействие межведомственных советов по противодействию коррупции, действующих на территориях муниципальных образований, с общественно-консультативными советами, созданными при главах администраций городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

Представители общественных организаций и объединений на постоянной основе участвуют в заседаниях межведомственных советов по противодействию коррупции  и заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в муниципальных образованиях Нижегородской области, а также проводят работу с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер, принимают участие в процессе разработки нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, в проведении антикоррупционных мониторингов и социологических опросов  населения.

По итогам конкурса, проведенного министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, по предоставлению субсидий в 2015 году на реализацию общественно полезных проектов (программ) за счет средств бюджета Нижегородской области по направлению «Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению»  в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области № 864-р от 27 мая 2015 года профинансирован проект  «Информационно-просветительская кампания «Коррупция – преступление и наказание» Автономной некоммерческой просветительской организации «Территория завтра»  в сумме 70 тыс. рублей.

В прошедшем году состоялся цикл семинаров (вебинаров) для социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО), организованных министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области. В ходе проведенных мероприятий были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией общественно полезных (социальных) проектов (программ), в том числе направленных на развитие услуг в социальной сфере, правовыми аспектами деятельности НКО, а также особенностями ведения бухгалтерского учета в социально ориентированных НКО и др.

Так, 19-20 января 2015 года в г. Нижнем Новгороде состоялись семинары для СО НКО. В ходе мероприятий были рассмотрены следующие вопросы: «Порядок участия в конкурсном отборе социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из областного бюджета в целях частичного возмещения затрат, связанных с реализацией общественно полезных (социальных) проектов (программ), в том числе направленных на развитие услуг в социальной сфере», «Основные принципы и правила проектирования», «От проекта к услуге», «Социальные услуги в деятельности СО НКО».

12 февраля 2015 года состоялся вебинар «Правовые аспекты деятельности НКО. Последние изменения законодательства». В рамках вебинара рассмотрены вопросы: «Последние изменения Гражданского кодекса, касающиеся организационно-правовых форм», «Возможности НКО вести предпринимательскую деятельность», «Полномочия Минюста по контролю и надзору в сфере соблюдения законодательства о некоммерческих организациях».

19 февраля 2015 года состоялся вебинар «СО НКО как поставщик социальных услуг». В рамках вебинара прозвучали темы: «Социальные услуги СО НКО», «Планирование расходов и доходов при производстве социальных услуг в СО НКО», «Управление качеством социальных услуг».

В рамках вебинара «Событийный фандрайзинг», состоявшегося
26 февраля 2015 года, были рассмотрены вопросы: «Объединяющие действия и сплачивающие эмоции в основе событийного фандрайзинга», «Сводим дебет с кредитом. Понятие эффективности фандрайзинговых событий», «А что конкретно? Благотворительные аукционы, марафоны, музыкальные вечера, балы и спектакли».

В рамках обучающего семинара «Оценка эффективности проектов и программ социально ориентированных организаций», состоявшегося 29-30 июня 2015 года представители НКО ознакомились с практическими основами оценки социальных проектов.

С 27 по 29 октября 2015 года в Нижегородской области прошел трехдневный фестиваль некоммерческих организаций Нижегородской области «Большое дело в малых городах и поселениях», посвященный вопросам формирования условий для плодотворного взаимодействия третьего сектора с бизнесом и государством, освещения лучших практик работы НКО с добровольцами и благотворителями, обучения основам социального предпринимательства.

24 декабря 2015 года состоялся первый Съезд НКО, на котором были обсуждены вопросы перспектив развития СО НКО как поставщиков государственных и муниципальных услуг, развития благотворительности и добровольчества в условиях  экономического кризиса, активности населения как ресурса социального развития.

За 2015 год в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области также проведены мероприятия с участием некоммерческих организаций, в том числе заседания межведомственных координационных советов по противодействию коррупции при главах администраций муниципальных образований, заседания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В Чкаловском муниципальном районе состоялся круглый стол «Противодействие коррупции. Профилактика и выявление коррупционных факторов в органах власти». Круглые столы, направленные на противодействие коррупции прошли также в городских округах город Выкса, город Дзержинск, Семеновский. В Павловском муниципальном районе прошел круглый стол по вопросам противодействия коррупции и семинар по ознакомлению с законодательством в сфере противодействия коррупции. В городском округе Сокольский состоялись семинар и совещание по вопросам противодействия коррупции, в Шатковском муниципальном районе прошел семинар с главами администраций поселений и руководителями муниципальных учреждений Шатковского муниципального района по вопросам противодействия коррупции.

В Навашинском, Воротынском муниципальных районах прошли публичные слушания по исполнению районного бюджета. В Городецком муниципальном районе состоялись публичные слушания по Уставу района, Генеральному плану.

В городском округе город Нижний Новгород прошли обучающие семинары и совещания с руководителями предприятий потребительского рынка и предпринимателями по оказанию консультативной помощи в деятельности по выполнению требований нормативных правовых актов, снижения коррупционных проявлений и устранения административных барьеров при организации проверок объектов потребительского рынка.

 

Работа с обращениями граждан

 

Анализ обращений граждан по вопросам противодействия коррупции в 2015 году показывает, что значительная часть обращений, поступающих по различным каналам, не относится к коррупционной тематике. В основном обращения касались вопросов социального обеспечения граждан и жилищно-коммунального хозяйства, часть обращений не несет конкретной смысловой нагрузки.

За 2015 год на «горячую телефонную линию» приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области сообщений о коррупционных правонарушениях не поступало.

В тоже время зарегистрировано 5 обращений от граждан (3 человека) о коррупционных правонарушениях, поступивших в ходе прямых телевизионных эфиров с участием Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева:

- 25 марта 2015 года в прямом эфире программы «Валерий Шанцев:            о главном» на ТК «Волга»  обратился житель д. Кожевенная Богородского района Судоплатов Д.В. с сообщением о коррупционных нарушениях в ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и просьбой проверить региональные нормативные правовые акты на наличие коррупционной составляющей. Обращение было направлено для рассмотрения по компетенции в ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области. По данному вопросу заявителю рекомендовано обратиться в прокуратуру;

-   25 марта, 2 и 9 декабря 2015 года в прямых эфирах программы «Валерий Шанцев: о главном» на ТК «Волга» обратился житель г. Ворсма Павловского района Чумаев В.П. с заявлениями о недопущении распространения коррупционных проявлений в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Обращения были направлены для рассмотрения по компетенции в министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области. Коррупционной составляющей в изложенной в заявлении информации не усмотрено;

-   17 декабря 2015 года в прямом эфире программы «Объективно. Прямая линия с Губернатором» на ТК «ННТВ» обратился житель г. Нижнего Новгорода Хазин И.Я. с заявлением о хищениях и коррупционных нарушениях в ТСЖ «Ошара». Обращение было направлено для рассмотрения по компетенции в Управление МВД России по г. Нижнему Новгороду. В настоящее время  проводится проверка.

По вопросам обеспечения экономической безопасности управлением региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области всего рассмотрено 95 обращений, из которых 16 направлены в правоохранительные органы, 48 – в органы исполнительной власти  и органы местного самоуправления Нижегородской области, по остальным обращениям даны разъяснения и направлены ответы заявителям.

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области функционирует сервис, предназначенный для сообщений о достоверно известных фактах совершения коррупционных правонарушений должностными лицами государственных и муниципальных учреждений. В течение 2015 года через Интернет-портал поступило 26 сообщений. Из общего количества поступивших сообщений 7 оставлены без рассмотрения, так как имели анонимный характер и не содержали конкретных сведений о совершенных правонарушениях коррупционной направленности. Остальные сообщения направлены на рассмотрение по подведомственности:

- 7 –   в правоохранительные органы и прокуратуру Нижегородской области;

- 12 – в органы исполнительной власти Нижегородской области;

В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области организован прием и рассмотрение сообщений граждан о фактах коррупции в деятельности органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления Нижегородской области, а также в подведомственных им государственных и муниципальных учреждениях.

В 2016 году реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области будет продолжена по направлениям, определенным Национальной стратегией противодействия коррупции, а также в соответствии с государственной программой «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области».

 

 

 

Управление региональной безопасности

и мобилизационной подготовки

Нижегородской области

 

 

 

 

Дата создания страницы: 31.03.2016
Дата модификации страницы: 25.11.2016