Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей

Сводный отчет о результатах проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2015 году

 

         Антикоррупционный мониторинг на территории Нижегородской области проводится в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.03.2008    № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» и постановлением Правительства Нижегородской области от 23.09.2009 № 685 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области» (далее – Порядок, Порядок проведения антикоррупционного мониторинга).

В проведении антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области принимали участие в рамках своей компетенции органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области, прокуратура Нижегородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ГУ МВД России по Нижегородской области, ГУ Минюста России по Нижегородской области).

При составлении сводного отчета о результатах проведения антикоррупционного мониторинга использовались:

         - информационно-аналитические материалы правоохранительных органов Нижегородской области об объеме и структуре преступности коррупционного характера в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и создаваемых ими государственных учреждений;

- материалы социологических опросов населения, представителей малого и среднего предпринимательства, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области[1], а также материалы независимых опросов общественного мнения, опубликованные в средствах массовой информации Нижегородской области;

- результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов[2];

- информация о результатах проверок соблюдения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой;

- мониторинг деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области;

- результаты мониторинга публикаций в средствах массовой информации Нижегородской области по антикоррупционной тематике, а также результаты опросов общественного мнения, опубликованные в средствах массовой информации;

- материалы работы приемной Губернатора и Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области в части приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях.

Целями антикоррупционного мониторинга, в числе прочих, явились своевременное приведение правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствие с федеральным антикоррупционным законодательством, разработка и реализация планов противодействия коррупции.

В 2015 году, как и в предыдущих периодах, продолжена работа по совершенствованию региональной правовой базы по противодействию коррупции.

С учетом требований антикоррупционного законодательства были приняты новые и внесены необходимые изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты Нижегородской области, в том числе:

- Законом Нижегородской области от 07.05.2015 № 57-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О государственной гражданской службе Нижегородской области» Губернатор Нижегородской области наделен полномочиями по утверждению перечня должностей гражданской службы области, предусмотренных подпунктом «и» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

- Законом Нижегородской области от 02.12.2015 № 183-З «О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам противодействия коррупции в Нижегородской области» внесены изменения и дополнения в Закон Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З «О противодействии коррупции» в части:

- порядка представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка осуществления проверки таких сведений и размещения их на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений средствам массовой информации;

- установления запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

- обязанности лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, сообщать в установленном порядке о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Данная норма внесена в законы Нижегородской области:

- от 22.03.2000 № 101-З «Об избирательной комиссии Нижегородской области»;

- от 09.01.2004 № 3-З «Об уполномоченном по правам человека в Нижегородской области»;

- от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области»;

- от 28.12.2012 № 167-З «Об уполномоченном по правам ребенка в Нижегородской области»;

- от 08.11.2013 № 146-З «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Нижегородской области».

- Указом Губернатора Нижегородской области от 06.03.2015 № 30 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009 № 51» внесены изменения, касающиеся уточнения представления сведений о своих расходах, расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лицом, замещающим государственную должность Нижегородской области.

В целях приведения в соответствие с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Указом Губернатора Нижегородской области от 13.08.2015 № 90 внесены изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 03.07.2013 № 83 «О мерах по осуществлению контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей».

- Указом Губернатора Нижегородской области от 14.12.2015 № 143 утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими, замещающими должности руководителей в органах исполнительной власти Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Данный Указ разработан в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» в Нижегородской области:

- Указом Губернатора Нижегородской области от 07.10.2015 № 112 создана комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области;

- разработано и Указом Губернатора Нижегородской области от 02.11.2015 № 115 утверждено Положение о порядке рассмотрения комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской  области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, занимающих государственные должности Нижегородской области, и урегулированию конфликта интересов.

Указами Губернатора Нижегородской области от 07.09.2015 № 95 и от 08.09.2015 № 97 внесены необходимые изменения, уточняющие круг лиц, обязанных представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в Указ Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009 № 52 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и представлении государственными гражданскими служащими Нижегородской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Нижегородской области требований к служебному поведению, утвержденное Указом Губернатора Нижегородской области от 22.04.2010 № 14.

         Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 16.06.2015 № 1049-р утвержден порядок уведомления представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу государственными гражданскими служащими, замещающими должности руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области.

         Во исполнение федерального и регионального законодательства в органах исполнительной власти Нижегородской области изданы необходимые ведомственные документы по вопросам противодействия коррупции.

         Во всех органах исполнительной власти Нижегородской области (37[3]) приняты планы мероприятий по противодействию коррупции.

В муниципальных районах (39) и городских округах (13) Нижегородской области разработаны и реализуются планы (программы) в области противодействия коррупции.

Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами (программами), и подведением итогов выполнения запланированных мероприятий осуществлялся  на уровне руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Реализация государственной политики в области противодействия коррупции организована в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2014 № 981. Данным постановлением также утвержден план реализации Программы на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Основными целями Программы, в том числе, являются противодействие коррупции и создание условий безопасности личности и общества от коррупционных проявлений.

В Программу включены мероприятия, направленные на выработку методов профилактики коррупционных правонарушений, информирование населения области по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, проведение социологических опросов населения, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер, внедрение социальной рекламы антикоррупционной направленности и другие мероприятия.

Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области рекомендовано принять участие в реализации  мероприятий Плана Программы.

В 2015 году завершена реализация положений Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226.[4]

В рамках реализации данного Указа в планы работы по противодействию коррупции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области внесены необходимые изменения, направленные на достижение конкретных результатов, и обеспечен контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами.

В соответствии с рекомендациями, определенными Национальным планом, проведена работа и приняты необходимые меры по нормативному закреплению установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции запретов, ограничений и обязанностей в отношении лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области и муниципальные должности.

Запреты, ограничения и обязанности, установленные федеральным законодательством в целях противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, закреплены в Уставе Нижегородской области, в Законе Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», в Законе Нижегородской области от 12.10.2011 № 150-З «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области», а также в законах Нижегородской области, регламентирующих деятельность иных государственных органов Нижегородской области.

Запреты, ограничения и обязанности, установленные федеральным законодательством в целях противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, закреплены в уставах муниципальных образований Нижегородской области.

 

Криминогенная обстановка в сфере борьбы с коррупцией

 

Согласно перечню № 23 «О порядке учета преступлений коррупционной направленности», введенному совместным указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 30 апреля 2010 года №187/86-2, сотрудниками органов внутренних дел Нижегородской области за 2015 год выявлено 388 преступлений (2014 год – 374; +3,7%). Окончено расследованием 376 преступлений (2014 год – 469; -19,8%).

За 12 месяцев 2015 года зарегистрировано 126 преступлений в сфере государственного управления и социального обеспечения (2014 год – 106), образования – 34 (2014 год – 35), здравоохранения – 44 (2014 год – 60), связанных с освоением бюджетных средств – 48 (2014 год – 113), с госзакупками – 3 (2014 год – 1).

В течение 2015 года выявлено 69 фактов получения взятки (2014 год – 48) и 77 – дачи взятки (2014 год – 61). Средняя сумма взятки по выявленным преступлениям составила 637 681 рублей.[5]

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных выгод для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности отнесены противоправные действия, направленные не только против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Субъектами преступлений коррупционной направленности наряду с лицами, занимающими государственные и муниципальные должности, должностными лицами государственных и муниципальных учреждений, также являются работники различных коммерческих структур (ЗАО, ООО, индивидуальные предприниматели и т.д.).

В 2015 году продолжен ежеквартальный анализ преступлений коррупционной направленности, совершенных на территории Нижегородской области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений, и расследованных следственными органами Нижегородской области. Данная информация направлялась Губернатору Нижегородской области и заинтересованным лицам.

В 2015 году окончено расследованием 376 преступлений (АППГ – 469; -19,8%), в том числе 126 (АППГ – 129; -2,4%), совершенные должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Привлечено к уголовной ответственности 78 должностных лиц (АППГ – 77; +1,3%).

Из 126 оконченных расследованием преступлений по 115 (91,3%) преступлениям уголовные дела направлены в суд, по 11 (8,7%) – расследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Из общего числа расследованных преступлений коррупционной направленности (126), совершенных должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:

-  на федеральном уровне совершено 97 (77,0%) преступлений, привлечено к уголовной ответственности 59 должностных лиц;

-  на региональном уровне 6 (4,8%) преступлений, привлечено к уголовной ответственности 2 должностных лица[6];

-  на муниципальном уровне 23 (18,2%) преступления, привлечено к уголовной ответственности 17 должностных лиц.

За 12 месяцев 2015 года районными (городскими) судами Нижегородской области за преступления, предусмотренные статьями 159, 160, 201, 285, 286, 290, 291, 292 Уголовного Кодекса Российской Федерации, осуждено 143 лица[7].

Из них 3 лица по приговору освобождены от наказания, число лиц, которым приговором по основной квалификации (без учета сложения) назначено наказание в виде:

- реального лишения свободы – 16;

- условного осуждения к лишению свободы – 83;

- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 4;

- штрафа – 37.

 

Социологические исследования[8]

 

В 2015 году в рамках антикоррупционного мониторинга были проведены социологические исследования с целью выявления особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению.

В задачи исследования входили:

- оценка распространенности коррупционных нарушений;

- выявление факторов, благоприятствующих коррупции;

- выявление факторов, противодействующих коррупции (в том числе, латентных);

-  оценка эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции (федеральное и региональное законодательство);

-  определение уровня гражданской активности по противодействию коррупции;

-  оценка эффективности и достаточности мер, предпринимаемых региональной и местной властью по борьбе с коррупцией.

Опрос проводился среди четырех целевых подвыборок:

- население Нижегородской области в возрасте старше 18 лет (1025 человек);

- руководители организаций/предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе, индивидуальные предприниматели (200 человек);

- государственные гражданские служащие (655 человека);

- муниципальные служащие (1016 человек).

Всего было опрошено 2896 человек.

 

Основные результаты исследования

 

Население Нижегородской области умеренно в оценках распространенности коррупционных нарушений в регионе: лишь около  четверти говорят о ее высоком распространении.

 

Этот показатель аналогичен и у служащих за тем исключением, что последние все же реже соглашаются с тезисом о высоком уровне коррупции

За прошедший год несколько увеличилось число тех, кто считает, что уровень коррупции в регионе высокий (с 11,7% в 2014 году до 27,8% в 2015 году). При этом незначительно, но все-таки выросло число тех, кто говорит о средней распространенности коррупционных нарушений.

 

Мнение населения об уровне коррупции в регионе (%)

 

Уровень коррупции

2014 год

2015 год

высокий

11,7

27,8

средний

46,5

50,2

низкий

41,7

22,0

 

Почти каждый третий опрошенный житель области когда-либо попадал в коррупционную ситуацию. Доля случаев, когда житель региона давал взятку, оказавшись в коррупционной ситуации (спрос на коррупцию), составила 21,5% от числа опрошенных. Для большинства тех, кто дал взятку чиновнику (должностному лицу), заранее была ясна величина такой взятки (стоимость «подарка»).

Как следует из результатов опроса бизнес-сообщества области, в своем большинстве предприниматели отмечают снижение успешности своей деятельности за последние 2 года. В первую очередь, по словам опрашиваемых, препятствуют ведению бизнеса инфляция, дорогие кредиты, высокий уровень налоговых ставок, высокие цены на энергоносители, то есть все то, что в основном характеризует сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию в стране. Меньше всего, по мнению регионального бизнес-сообщества, при осуществлении предпринимательской деятельности беспокоят уровень выплат криминальным структурам, большие расходы на взятки, непредсказуемость расходов на взятки.

Только в 9,2% случаев предприниматели региона, в отношении которых осуществлялись проверки контролирующими органами, посчитали, что такие органы предъявляли их предприятию незаконные требования. В своей массе региональный бизнес все же действует в правовых рамках, выполняя требования контролирующих (надзорных) органов власти.

Подавляющее большинство руководителей организаций малого и среднего бизнеса (90,5%) не смогли вспомнить, когда последний раз были вынуждены прибегать к «стимулированию» в той или иной форме должностного лица для решения проблем своего бизнеса.

Только около трети граждан попадало за последнее время (полгода, год и более) в ситуации, когда решение проблемы предполагало дачу взятки, подарка.

Что касается анализа случаев вымогательства взяток со стороны должностных лиц, то, судя по данным опроса, только 4% опрошенных предпринимателей пришлось столкнуться с этим за последний год.

 

Распределение ответов респондентов (предприниматели) на вопрос «Какие органы власти, регулирования, по Вашему опыту, досаждали Вам в течение последнего года, вынуждая прибегать к взяткам, услугам и т.п.?», % от числа опрошенных

 

Таким образом, наибольшее число взяток передается деловым сообществом на низовом (местном) уровне и чаще сопряжено с личной инициативой предпринимателей, чем с требованием контролирующих (надзорных) органов. Это говорит и о достаточно частом нарушении бизнесом установленных государством рамок (правил) ведения предпринимательской деятельности.

Наиболее коррумпированные социальные институты. В ходе опроса респондентам из числа жителей региона было предложено озвучить органы власти, организации, в которых, по их мнению, наиболее часто встречаются проявления коррупции. Как следует из ответов граждан, на первом месте стоят поликлиники, больницы и ГИБДД (38-39%). На втором месте по частоте встречаемости взяточничества расположились администрации районов (городских округов), органы исполнительной власти региона и санитарно-эпидемиологический надзор (28-33%). Тройку организаций, в которых наиболее часты, по словам граждан, проявления коррупции, замыкают полиция, высшие учебные заведения и коммунальные службы.

 

Распределение ответов респондентов (жители региона) на вопрос «В каких органах

власти, организациях, по Вашему мнению, наиболее часты проявления коррупции?», % от числа опрошенных

Практически не встречается коррупция, по мнению опрошенных, в Пенсионном фонде, Службе занятости, профсоюзах, Фонде социального страхования, ЗАГСе, в системе социальной защиты населения.

Если говорить об отдельных ситуациях, в которых существует наибольшая вероятность столкновения со взяточничеством, то к ним респонденты относят урегулирование проблем с автоинспекцией, попадание в больницу, получение там бесплатной полноценной помощи и обслуживания, нахождение места в больнице для бесплатной операции или лечения серьезного заболевания, получение бесплатной медицинской помощи в поликлинике, получение помощи и защиты в полиции, получение услуг по ремонту и эксплуатации жилья, требование справедливого разбирательства в суде

Среди наиболее коррумпированных организаций государственными гражданскими и муниципальными служащими, прежде всего, назывались учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения образования, судебной системы и сфера ЖКХ. Население к этому добавляет органы власти и администрацию района или городского округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В вопросах определения факторов, способствующих распространению коррупции, наблюдается сходство во мнениях представителей бизнеса и обычных граждан.

  

Речь идет и о бюрократических препонах (необходимость получения массы согласований, длительность оформления документов и т.д.), также влияет и несовершенство законодательства (нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником, плохо регламентированная работа чиновников, что особенно часто отмечают предприниматели). Не малую роль играет и неразвитость правовой культуры как простого населения, привыкшего давать взятки, так и плохой пример политиков. При этом сказываются исторические традиции мздоимства.

Однако представители бизнеса более резко критикуют власть, политических лидеров и население за распространение коррупционных нарушений. Тогда же, как граждане наделяют большей степенью ответственности предпринимателей.

Для служащих факторами, повышающими риск коррупции, являются, прежде всего: несовершенство законодательной базы и излишний бюрократизм.

В бизнес-среде хорошо информированы о мерах, предпринимаемых Правительством Нижегородской области в борьбе с коррупцией. Наиболее эффективными из них признаны: «горячая телефона линия» по приему сообщений о коррупционных нарушениях (70,2%), работа системы информирования населения по вопросам противодействия коррупции с использованием СМИ, сети Интернет (48%). Также отмечается проведение мониторинга печатных и электронных СМИ области по публикациям антикоррупционной тематики (36%).

Несмотря на то, что «горячая телефонная линия» большинством признается одной из эффективных мер в борьбе с коррупцией, именно она вызывает наибольшее число спорных вопросов. Высказываются опасения по поводу сохранения анонимности таких обращений и возможности дискредитации честных граждан. Поэтому одним из возможных направлений деятельности в борьбе с распространением коррупционных правонарушений может стать не только совершенствование регионального законодательства, но и дальнейшее развитие системы сообщений граждан, прежде всего, через Интернет.

Государственные и муниципальные служащие более критичны в оценках эффективности предпринимаемых мер, и более действенным признают не столько совершенствование законодательства, сколько морально-нравственный фактор – личную ответственность служащих в соблюдении антикоррупционного законодательства (59% и 63% соответственно), уверенность в неотвратимости наказания. Повышение заработной платы чиновникам также, по их мнению, будет способствовать снижению уровня коррупции (50% и 40% соответственно).

Анализируя результаты проведенного исследования, необходимо продолжить:

- использование «горячих линий» (телефонов доверия, электронных почтовых ящиков) для сообщений о фактах коррупции, в том числе анонимных;

- проведение мониторинга СМИ по публикациям антикоррупционной тематики;

- размещение социальной рекламы антикоррупционной направленности;

- проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими и муниципальными служащими;

- проведение регулярной антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых на территории региона;

- активизация и совершенствование  работы многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

- предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

- проведение обучающих семинаров для муниципальных служащих;

- проведение антикоррупционных мониторингов на основе опросов общественного мнения.

 

Антикоррупционная экспертиза

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов представляет собой вид юридической деятельности, осуществляемой в целях выявления в правовых документах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 179-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится:

- прокуратурой Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации» в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в  соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в порядке, установленным нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится в соответствии с  Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, и постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 № 913 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области».

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – ГУ Минюста России по Нижегородской области) осуществляет полномочия по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения.

В пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, органами государственной власти Нижегородской области в 2015 году в данной сфере принято 96 нормативных правовых актов, всего в области действует 445 актов.

Принятые в отчетном периоде нормативные правовые акты органов исполнительной власти Нижегородской области направлены на утверждение (установление):

- порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;

- порядка представления сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- порядка работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

- порядка предоставления информации, содержащей основания для проведения заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих;

-  перечня должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

-  положения о проверке соблюдения гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, и соблюдение работодателем условий заключения трудового (гражданско-правового) договора с таким гражданином.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере антикоррупционного законодательства реализованы в Нижегородской области. ГУ Минюста России по Нижегородской области пробелы в правовом регулировании не выявлены.

В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 ГУ Минюста России по Нижегородской области проведена 2431 антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Кроме того, на коррупциогенность рассмотрено 286 проектов нормативных правовых актов.

В отчетном периоде противоречия федеральному законодательству выявлены в 164 нормативных правовых актах, в 160 из них незаконные нормы устранены, в 4 актах – находятся в стадии устранения.

В Нижегородской области аккредитованы в качестве независимых экспертов на проведение независимой антикоррупционной экспертизы 22 эксперта (20 физических и 2 юридических лица). Заключения независимых экспертов  на проекты нормативных правовых актов в 2015 году в ГУ Минюста России по Нижегородской области не поступали.

В рамках проведения правовой экспертизы Законодательным Собранием Нижегородской области в 2015 году проведена антикоррупционная экспертиза 302-х проектов законов и 83-х проектов постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области. Выявлен 1 коррупциогенный фактор в проекте закона Нижегородской области «О патриотическом воспитании в Нижегородской области, выразившийся в наличии дублирующих полномочий органов государственной власти области (широта дискреционных полномочий). Проект данного закона находится на рассмотрении Законодательного Собрания Нижегородской области.

В рамках проведения правовой экспертизы при мониторинге правоприменения проведена антикоррупционная экспертиза 8 принятых законов Нижегородской области. Коррупциогенных факторов не выявлено.

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 № 913, государственно-правовым департаментом Нижегородской области в 2015 году была проведена антикоррупционная экспертиза 1065 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

В государственно-правовой департамент Нижегородской области поступило одно заключение от 29 апреля 2015 года о проведении независимой антикоррупционной экспертизы. ООО «Юридическая компания «Маслов и партнеры» была проведена независимая антикоррупционная экспертиза постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления серветутов на территории Нижегородской области». Замечания, представленные в заключении, не были учтены, так как указанное принятое постановление соответствует действующему законодательству, в том числе антикоррупционному.

По сведениям, представленным органами местного самоуправления, независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов в 2015 году не проводилась.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами, выявляемыми органами и организациями, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, являются: 

- определение компетенции по формуле «вправе»;

-  нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств; 

- юридико-лингвистическая неопределенность.

В целях повышения результативности проведения антикоррупционной экспертизы сотрудниками государственно-правового департамента Нижегородской области в постоянном режиме проводятся устные консультации с разработчиками проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области о необходимости соблюдения законодательства.

ГУ Минюста России по Нижегородской области проводятся рабочие встречи и совещания, «круглые столы» для активизации деятельности независимых экспертов. На данных мероприятиях обсуждаются проблемные вопросы, возникающие при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов независимыми экспертами.

Прокуратурой Нижегородской области на постоянной основе осуществлялось проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Торгово-промышленной палатой Нижегородской области в рамках деятельности постоянно действующей рабочей группы по выявлению в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов при прокуратуре Нижегородской области проведен мониторинг регионального законодательства, регулирующего отношения по лесопользованию. Было проанализировано 20 нормативных правовых актов в данной области, выявлено 7 коррупциогенных факторов. Все результаты были направлены в прокуратуру области.

 

Осуществление комплекса мер по соблюдению государственными гражданскими и муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

 

Во всех государственных органах, в органах местного самоуправления Нижегородской области проводится соответствующая работа по выявлению случаев несоблюдения установленных запретов и ограничений, а также по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными гражданскими и муниципальными служащими Нижегородской области.

Соблюдение запретов и ограничений, прежде всего, контролируется в процессе ежегодного представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (например, контроль за соблюдением запрета на владение ценными бумагами, акциями, а также на осуществление предпринимательской деятельности и участие в деятельности органа управления коммерческой организацией).

При наличии фактов владения ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) незамедлительно принимаются меры по передаче их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствующие договоры приобщаются к материалам личных дел.

В результате анализа сведений о средствах, находящихся на счетах в банках, осуществлен контроль за исполнением запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Случаев нарушения данного запрета не выявлено.

Проверки соблюдения запретов и ограничений при прохождении гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, проводятся путем направления запросов в правоохранительные органы, а также через базы Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 14.08.2014         № 1379-р «О некоторых мерах по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой и замещением государственной должности Нижегородской области» утвержден график проведения мероприятий по проверке соблюдения ограничений и запретов, установленных статьями 16, 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на предмет участия гражданских служащих в управлении хозяйствующим субъектом и занятия ими предпринимательской деятельностью. В случае выявления нарушений в органах исполнительной власти проводятся проверки, материалы которых рассматриваются на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Данные проверки проводятся в отношении граждан, поступающих на гражданскую службу.

Ограничения по совместной службе родственников (при наличии близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским или муниципальным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому) контролируются в рамках проведения анализа материалов личных дел гражданских (муниципальных) служащих, в том числе при проведении управлением государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области (далее – управление госслужбы) ознакомления с состоянием кадрового делопроизводства в государственных и муниципальных органах в соответствии с утвержденным планом. В 2015 году случаи нарушения данного ограничения отсутствуют.

Контролируется соблюдение ограничения по дальнейшему трудоустройству гражданских и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения. Соответствующими правовыми актами осуществляется нормативное регулирование данного вопроса. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассматривают возможность дачи согласия на трудоустройство с учетом исполняемых ранее служебных функций.

В 2015 году в госорганах рассмотрено 48 вопросов о даче согласия на дальнейшее трудоустройство (по всем даны согласия), в органах местного самоуправления рассмотрено 70 вопросов (согласия даны в 69 случаях).

В целях контроля соблюдения запрета на получение подарков на уровне Нижегородской области, а также в государственных органах и органах местного самоуправления приняты правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, которыми регламентируется обеспечение учета, хранения, оценки и реализации подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Разработана и активно используется система тестирования граждан и гражданских служащих на знание антикоррупционного законодательства в процессе проведения конкурсов, квалификационных экзаменов и аттестации. В 2015 году тестирование прошло 1470 человек.

В 2014 году выявлен один случай несоблюдения запрета на осуществление предпринимательской деятельности в связи с прохождением гражданской службы, 14 случаев нарушения требований о предоставлении достоверных и полных сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 2 случая несоблюдения гражданскими служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

В 2015 году выявлено 2 случая несоблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению и 6 случаев нарушения требований о предоставлении достоверных и полных сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По информации, полученной из органов местного самоуправления Нижегородской области, в 2014 году выявлено:

- 6 случаев несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению;

- 108 случаев нарушения требований о предоставлении достоверных и полных сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- 8 случаев несоблюдения муниципальными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

В 2015 году выявлено:

- 45 случаев несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению, в основном факты осуществления иной оплачиваемой деятельности без уведомления представителя нанимателя;

- 55 случаев нарушения требований о предоставлении достоверных и полных сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- 3 случая несоблюдения муниципальными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

О проводимых мероприятиях в рамках выявления нарушений установленных запретов, ограничений и порядка урегулирования конфликта интересов, а также об их результатах (с примерами нарушений) информируются сотрудники кадровых служб органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в процессе проведения семинаров антикоррупционной направленности.

 

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе Нижегородской области

 

В целях профилактики возможных случаев возникновения конфликта интересов проводится большая работа по соответствующему информированию членов Правительства, сотрудников государственных и муниципальных органов Нижегородской области.

Сотрудники, ответственные за работу по противодействию коррупции, регулярно проводят следующие профилактические мероприятия:

- первичное консультирование граждан при приеме на государственную гражданскую и муниципальную службу, ознакомление претендента под роспись с нормативно-правовыми актами, локальными актами и иными документами по вопросу соблюдения установленных для служащих ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, соблюдения общих принципов служебного поведения и т.д., разработаны и направлены в государственные органы Нижегородской области соответствующие памятки для лиц, поступающих на государственную гражданскую службу;

-  проведение анализа документов, представленных гражданами, поступающими на государственную и муниципальную службу, с целью выявления случаев несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

- консультационная работа со служащими, направленная на разъяснение сущности конфликта интересов, порядка его урегулирования, а также мер ответственности, предусмотренных за нарушение законодательства о противодействии коррупции;

-  разработка методических рекомендаций, памяток и ознакомление с ними служащих, проведение практических занятий по вопросу соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

-  актуализация анкетных данных гражданских и муниципальных служащих с целью выявления обстоятельств, которые могут привести к нарушению требований к служебному поведению и возникновению конфликта интересов;

- проведение разъяснительных бесед с сотрудниками, увольняющимися с государственной или муниципальной службы (должности которых включены в соответствующие перечни должностей с коррупционными рисками), об ограничениях по дальнейшему трудоустройству в течение 2-х лет, а также предоставление соответствующих памяток и образцов документов для заполнения.

Ситуации конфликта интересов изучаются в рамках проведения курсов повышения квалификации гражданских служащих и на зональных семинарах для муниципальных служащих, на которых рассматривается положительный опыт работы по обеспечению соблюдения требований к служебному поведению гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области.

Кроме того, в 2015 году управлением госслужбы разработана новая форма анкетирования гражданских и муниципальных служащих с целью выявления фактов возможного возникновения конфликта интересов. Форма направлена в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области для организации работы, а также размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области.

Проводится анализ информации, содержащейся в справках о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности гражданской и муниципальной службы. В случаях, когда в связи с наличием у данных лиц ценных бумаг, местом работы супруга (супруги) и иными обстоятельствами можно предположить возможность возникновения в дальнейшем конфликта интересов, с ними проводится работа по его предотвращению и урегулированию.

По итогам 2015 года Губернатору Нижегородской области представлено 12 уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов от членов Правительства и государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области и их заместителей. В 2014 году представлено 14 таких уведомлений. По каждому уведомлению организована работа по урегулированию ситуации и изданы поручения Губернатора Нижегородской области о принятии соответствующих мер.

В целях повышения эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов управлением госслужбы ежеквартально проводится мониторинг деятельности комиссий государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области, анализируются материалы, рассмотренные на заседаниях комиссий, и меры дисциплинарного воздействия к нарушителям.

В 2014 году проведено 179 заседаний комиссий госорганов и органов местного самоуправления Нижегородской области, на которых было рассмотрено 322 вопроса.

В 2015 году в государственных органах проведено 37 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, включая 3 заседания высшей комиссии. В ходе заседаний комиссий рассмотрено 68 вопросов:

- о представлении служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 6;

- о несоблюдении служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов – 5;

- о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей – 9;

- о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора – 48.

При этом комиссиями установлено 8 нарушений:

- требований о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 6 случаях;

- требований к служебному поведению в 2 случаях.

К дисциплинарной ответственности привлечены 3 гражданских служащих, в том числе 1 служащий категории «Руководители».

По данным мониторинга в органах местного самоуправления области в 2015 году проведено 100 заседаний комиссий, на которых рассмотрено 205 вопросов:

- о представлении муниципальными служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 59;

- о несоблюдении служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов – 64;

- о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей – 11;

- о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора – 71.

При этом комиссиями установлено 103 нарушения:

- требований о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 55 случаях;

- требований к служебному поведению муниципальных служащих Нижегородской области в 45 случаях;

- требований об урегулировании конфликта интересов в 3 случаях.

К дисциплинарной ответственности привлечены 62 муниципальных служащих, в том числе 1 служащий уволен с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Информация о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов размещается на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области, а также ежеквартально направляется в адрес аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

 

Развитие антикоррупционного просвещения, обучения и воспитания на государственной гражданской и муниципальной службе Нижегородской области в 2014-2015 годах

 

В целях реализации задач по повышению эффективности антикоррупционной работы одним из ключевых направлений дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих является обучение по вопросам противодействия коррупции.

Ежегодно проводится антикоррупционное обучение государственных гражданских и муниципальных служащих по программам курсов повышения квалификации для различных категорий слушателей:

- государственные гражданские и муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит участие в работе по противодействию коррупции;

- государственные гражданские и муниципальные служащие, на которых правовым актом возложена ответственность за состояние антикоррупционной работы;

- государственные гражданские и муниципальные служащие, которые являются членами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

- иные государственные гражданские и муниципальные служащие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области.

Программы обучения основываются на действующем законодательстве в области противодействия коррупции, в качестве лекторов в них привлекаются профессионалы-практики (представители органов исполнительной власти). В рамках программ повышения квалификации рассматриваются актуальные аспекты в данной области.

В антикоррупционном обучении на курсах повышения квалификации в 2014 году приняли участие 195 государственных гражданских и 55 муниципальных служащих. По программам, в учебные планы которых включены вопросы противодействия коррупции, в 2014 году обучено 392 госслужащих.

 В 2015 году 488 госслужащих приняли участие в антикоррупционном обучении по программам курсов повышения квалификации:

- «Противодействие коррупции и профилактика коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Конфликт интересов на государственной службе и способы его разрешения» в объеме 40 учебных часов в Нижегородском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (33 чел.);

- «Правовые основы и механизм противодействия коррупции в деятельности государственной гражданской службы» в объеме 18 учебных часов с применением дистанционных образовательных технологий (далее -ДОТ) в Волго-Вятском филиале «Института информационных технологий «АйТи» (240 чел.);

- «Развитие управленческих компетенций руководителя в системе государственного управления. Практические навыки антикоррупционного поведения» в Нижегородском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (35 чел.);

- «Правовые и организационные меры по противодействию коррупции в деятельности государственных гражданских служащих» в объеме 24 учебных часов с применением ДОТ в Приволжском институте повышения квалификации Федеральной налоговой службы (180 чел.).

Кроме этого, для совершенствования кадрового аспекта работы по вопросам противодействия коррупции в большинство программ повышения квалификации, реализуемых в Нижегородской области в рамках госзаказа, включаются специальные разделы, состоящие из лекционных и практических занятий в данной области. По программам, в учебные планы которых включены вопросы противодействия коррупции, в отчетный период обучено 253 госслужащих.

В течение 2015 года более 70 муниципальных служащих приняли участие в антикоррупционном обучении по программам курсов повышения квалификации:

- «Пути и средства противодействия коррупционным проявлениям в сфере государственного и муниципального управления»;

- «Организационно-правовая основа деятельности муниципальных служащих в условиях реализации антикоррупционной политики»;

- «Функции подразделений кадровых служб органов государственной власти и муниципальной службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений».

Кроме того, в Нижегородской области налажена методическая и консультативная работа, в результате которой госорганы и муниципалитеты обеспечиваются необходимыми рекомендациями по всем аспектам антикоррупционного законодательства.

За 2015 год для госорганов и органов местного самоуправления, для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности Нижегородской области, должности гражданской и муниципальной службы Нижегородской области, разработаны, направлены для использования в работе и размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области более 60 методических материалов антикоррупционной направленности (рекомендации, памятки, схемы, образцы, дорожные карты).

Так, в начале года в связи с изменением формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера оформлены образцы заполнения справок для лиц, претендующих на государственные должности и должности гражданской службы Нижегородской области, и лиц, замещающих эти должности, а также составлена памятка по основным ошибкам, допускаемым при заполнении справки.

После внесения изменений в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, управлением госслужбы подготовлены методические рекомендации по вопросам организации деятельности комиссий и типовая форма протокола заседания комиссии.

В течение года актуализировались памятки по вопросам прохождения государственной гражданской службы, выдаваемые гражданам при поступлении на государственные должности Нижегородской области, должности руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области.

В целях повышения качества правовых актов органов местного самоуправления разработано 15 образцов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции.

В связи с изданием федеральных законов от 05.10.2015 № 285-ФЗ             «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» и от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» управлением госслужбы подготовлено 12 памяток для лиц, замещающих муниципальные должности и должности глав местных администраций, по ограничениям, запретам и обязанностям, установленным в целях противодействия коррупции.

Кроме того, разработано 12 памяток о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, претендующими на государственные (муниципальные) должности и должности гражданской (муниципальной) службы Нижегородской области, а также лицами, замещающими данные должности.

Представительным органам муниципальных образований Нижегородской области предложена Дорожная карта по вопросам представления, проверки и опубликования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главами местного самоуправления и депутатами представительных органов муниципальных образований.

Разработаны и рекомендованы к применению примерные планы мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления на 2016-2017 годы.

В целях информирования кадрового состава государственных органов и органов местного самоуправления о нормах действующего законодательства по противодействию коррупции, в том числе в части  профилактики нарушения запретов и ограничений, соблюдения требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, проводится большое количество разъяснительно-консультативных мероприятий.

В апреле 2015 года организован практический семинар для руководителей и специалистов кадровых служб по актуальным темам в сфере противодействия коррупции (60 чел.). В рамках семинара рассмотрены вопросы:

 - о новом в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции;

- об организации работы по повышению эффективности деятельности сотрудников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений;

- о порядке размещения на официальных сайтах Правительства Нижегородской области и органов исполнительной власти области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих.

В I полугодии 2015 года целенаправленно проводилась работа по разъяснению государственным гражданским и муниципальным служащим порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В феврале 2015 года в аппарате Правительства Нижегородской области был организован обучающий практический семинар по данной теме, в котором приняли участие более 200 человек (госслужащие, муниципальные служащие, представители государственных бюджетных учреждений). Кроме этого, в I квартале 2015 года были организованы выездные практические семинары для муниципальных служащих органов местного самоуправления (в том числе сельских и городских поселений), ответственных за прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (г. Городец, г. Арзамас, г. Урень, г. Лукоянов, г. Нижний Новгород), в которых приняли участие 474 человека.

В III квартале 2015 года проведен семинар для сотрудников кадровых служб, на котором рассматривался вопрос о повышении эффективности деятельности кадровых служб в сфере противодействия коррупции, а также о своевременной наполняемости и актуализации подразделов официальных сайтов органов исполнительной власти Нижегородской области, посвященных вопросам противодействия коррупции, в котором приняли участия 40 человек.

В IV квартале 2015 года для гражданских служащих всех органов исполнительной власти Нижегородской области проведено 29 семинаров по теме: «Соблюдение ограничений, запретов, обязанностей и требований, установленных для государственных гражданских служащих в целях противодействия коррупции», которыми было охвачено более 1000 человек.

В декабре 2015 года представители управления госслужбы приняли участие в семинаре-тренинге для глав муниципальных образований и глав администраций городских округов и муниципальных районов с докладом по вопросу «Коррупционные риски в деятельности органов местного самоуправления: ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, замещающих муниципальные должности. Изменения в действующем законодательстве».

Сотрудники управления госслужбы регулярно участвуют в проведении семинарских занятий по вопросам реализации норм законодательства о противодействии коррупции в рамках организации курсов повышения квалификации в ВУЗах.

Кроме того, в 2015 году управлением госслужбы была продолжать практика проведения персональных консультаций (в том числе по телефону) для сотрудников госорганов и органов местного самоуправления по вопросам практической реализации антикоррупционного законодательства (оформление справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; соблюдение ограничений, запретов, обязанностей и требований, установленных в целях противодействия коррупции; урегулирование конфликта интересов; организация и проведение проверок и т.д.).

Торгово-промышленной палатой Нижегородской области (далее – ТПП Нижегородской области) в рамках проведения образовательных мероприятий для государственных служащих продолжено сотрудничество с Нижегородским институтом управления – филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

В период с 25 по 29 мая 2015 года сотрудниками ТПП Нижегородской области были проведены курсы повышения квалификации по теме: «Противодействие коррупции и профилактика коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Конфликт интересов на государственной службе и способы его разрешения». В обучении приняли 34 представителя государственных региональных и окружных органов.

В 2015 году ТПП Нижегородской области проведено обучение сотрудников 9-ти крупных предприятий Нижегородской области по теме: «Основы внедрения на предприятии антикоррупционной политики и мер по противодействию коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В период с сентября по декабрь 2015 года осуществлялось антикоррупционное обучение субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего состоялось три семинара в районах области, в которых приняло участие более 100 человек.

В целях информационного просвещения 8 декабря 2015 года в ТПП Нижегородской области состоялся круглый стол-семинар для представителей бизнеса по теме: «Принятие антикоррупционных мер предпринимательским сообществом», приуроченный к международному дню борьбы с коррупцией. В данном мероприятии приняли участие представители прокуратуры Нижегородской области, администрации г.Нижнего Новгорода, руководители районных бизнес-ассоциаций города и участники хозяйственной деятельности.

 

 

Стимулирование антикоррупционной активности общественности, мониторинг средств массовой информации

 

С целью эффективного вовлечения общественных объединений в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения и выработки предложений по решению вопросов профилактики коррупции осуществляется взаимодействие с институтами гражданского общества.

В настоящее время в Нижегородской области зарегистрировано 3 некоммерческих организации, в перечень уставных целей и задач которых входит противодействие коррупции: Нижегородское региональное общественное движение «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью», некоммерческое партнерство «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму», автономная некоммерческая организация «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции».

В 2015 году управлением общественной политики министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области проведена актуализация перечня некоммерческих организаций, имеющих в качестве уставных целей противодействие коррупции.

Одной из форм участия институтов гражданского общества в контроле за выполнением мероприятий по противодействию коррупции является участие представителей некоммерческих организаций в работе межведомственных координационных Советов по противодействию коррупции при администрациях муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

С целью более эффективного вовлечения общественных объединений и организаций в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения вопросов профилактики коррупции организовано взаимодействие межведомственных советов по противодействию коррупции, действующих на территории муниципальных образований, с общественно-консультативными советами, созданными при главах администраций городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

 Представители общественных организаций и объединений на постоянной основе участвуют в заседаниях межведомственных советов по противодействию коррупции и заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в муниципальных образованиях Нижегородской области, проводят работу с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер, принимают участие в процессе разработки нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, в проведении антикоррупционных мониторингов и социологических опросов  населения.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 12.02.2015        № 215-р органам исполнительной власти области, осуществляющим отдельные публичные полномочия, поручено создать общественные советы.

По итогам проведенного министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области конкурса по предоставлению в 2015 году субсидий на реализацию общественно полезных проектов (программ) за счет средств бюджета Нижегородской области по направлению «Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» (в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 27.05.2015 № 864-р) профинансирован проект  «Информационно-просветительская кампания «Коррупция – преступление и наказание» Автономной некоммерческой просветительской организации «Территория завтра»  в сумме 70 000 рублей. В рамках данного проекта 02.12.2015 был проведен семинар и «круглый стол» на тему «Практика реализации Указа Президента РФ от 15.07.2015 № 364 и региональные особенности противодействия коррупции». В работе семинара и «круглого стола» приняли участие председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека К.В.Кабанов, представители федеральных структур, органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений, а также представители органов местного самоуправления области, отвечающие за организацию работы по противодействию коррупции. 

В целях взаимодействия с институтами гражданского общества, обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций Нижегородской области, обеспечения учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области разработан и принят Закон Нижегородской области от 22.09.2015 № 127-З «Об общественном контроле в Нижегородской области».

На постоянной основе осуществляется работа по информационному сопровождению мероприятий антикоррупционной направленности, которая строится по следующим основным направлениям:

-  обеспечение эффективного функционирования системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», творческих организаций;

- проведение ежегодного мониторинга публикаций в средствах массовой информации.

В целях реализации данных задач ГКУ НО «Пресс-служба Правительства Нижегородской области» готовит и размещает в средствах массовой информации материалы антикоррупционной направленности, в том числе о деятельности межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области.

В 2015 году в средствах массовой информации (областных СМИ, региональных вкладках центральных газет, районных газетах и региональных телеканалах) теме борьбы с коррупцией было посвящено в общей сложности 1987 материалов.

В том числе размещено: 138 публикаций в областных и городских газетах, 9 в региональных вкладках федеральных газет, 270 в районных газетах, 109 видеосюжетов на региональных телеканалах и 1461 сообщение на лентах информационных агентств.

Министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области в отчетном периоде организован и проведен конкурс среди печатных и электронных СМИ области на лучший журналистский материал по антикоррупционной тематике. В ноябре 2015 года  на заседании комиссии по проведению данного конкурса, были рассмотрены конкурсные материалы, подведены итоги и определен победитель. По итогам конкурса в категории «печатные издания» диплом и денежная премия вручены редактору социально-экономического отдела редакции газеты «Выксунский рабочий».

Количество материалов антикоррупционной тематики за 2015 год (без учета сообщений на лентах информационных агентств – 526 материалов) на 19,6% меньше по сравнению с 2014 годом (624 материала).

В течение 2015 года в программах регионального телевидения «ОбъективНО», «ОбъективНО. Интервью» на телеканале ННТВ и «Послесловие», «Послесловие. События недели» на телеканале «Волга» проводились опросы общественного мнения на антикоррупционную тематику:

- ННТВ (ОбъективНО, 17 марта). По данным исследования межрегионального маркетингового центра «Иваново», в прошлом году уровень коррупции в Нижегородской области был значительно ниже среднероссийских показателей. Если по России это 39 %, то в регионе всего 30.

- ННТВ (ОбъективНО. Интервью, 30 марта). Интервью с заместителем Губернатора, заместителем Председателя Правительства Нижегородской области С.А.Потаповым, в ходе которого обсудили вопросы, связанные с профилактикой коррупции. Были приведены данные социологических опросов, касающиеся отношения нижегородцев к коррупции.

- Волга (Послесловие, 23 июня). Интерактивный опрос программы: Как не допустить растраты бюджетных денег? Ответы населения (звонков: 992):

- ужесточить уголовное наказание – 63.1%;

- повысить требования к чиновникам – 16.8%;

- усилить общественный контроль – 9.8%;

- никак: коррупцию не победить – 10.3%.

- Волга (Послесловие. События недели, 12 декабря). Интерактивный опрос программы: Можно ли победить коррупцию? Ответы населения (звонков: 1977):

- да, всем миром – 25.2 %;

- да, но не скоро – 5.7 %;

- нет, но снизить уровень – 31.5 %;

- нет, это бесполезно – 37.6 %.

- Волга (Послесловие. События недели, 12 декабря). Интерактивный опрос программы: Что важнее в борьбе против коррупции? Ответы населения (звонков: 4247):

- политическая воля по вертикали – 9.7 %;

- публичность, общественный контроль – 6.4 %;

- ужесточить наказание (казнить) – 59.1 %;

- сменить чиновников и силовиков         - 24.8 %.

         Тема борьбы с коррупцией регулярно поднимается в рамках  прямых телевизионных эфиров с участием Губернатора Нижегородской области и членов Правительства Нижегородской области на нижегородских телеканалах «Волга», «ННТВ», «Сети-НН», а также при подготовке и распространении в СМИ комментариев экспертов по данной теме.

            

Работа с обращениями граждан

 

Анализ обращений граждан по вопросам противодействия коррупции в 2015 году показывает, что так же, как и в предыдущие периоды, значительная часть обращений, поступающих по различным каналам, не относится к коррупционной тематике. В основном обращения касаются вопросов социального обеспечения граждан и жилищно-коммунального хозяйства, часть обращений не несет конкретной смысловой нагрузки.

Прием сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая телефонная линия» приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области проходит в рабочем режиме на постоянной основе. Организована работа по приему обращений граждан в режиме «горячей телефонной линии» в органах исполнительной власти Нижегородской области.

По вопросам обеспечения экономической безопасности управлением региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области всего рассмотрено 95 обращений, из которых 16 направлены в правоохранительные органы, 48 в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области, по остальным обращениям направлены ответы заявителям.

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области функционирует сервис, предназначенный для приема сообщений о достоверно известных фактах совершения коррупционных правонарушений. В течение 2015 года через Интернет-портал поступило всего 26 сообщений. Из общего количества поступивших сообщений 7 оставлены без рассмотрения, так как имели анонимный характер и не содержали конкретных сведений о совершенных правонарушениях коррупционной направленности. Остальные сообщения направлены на рассмотрение по компетенции:

- 7 в правоохранительные органы;

- 12 в органы исполнительной власти Нижегородской области.

В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области организован прием и рассмотрение сообщений граждан о фактах коррупции в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, а также в подведомственных им государственных и муниципальных учреждениях.

 

Реализуя государственную политику в области противодействия коррупции, в 2015 году в Нижегородской области были приняты все необходимые меры для повышения эффективности работы по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе:

-  нормативные правовые акты региона в области противодействия коррупции приведены в соответствие с федеральным законодательством, обеспечен контроль за реализацией данных актов;

- приняты меры по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» - Указом Губернатора Нижегородской области от 7 октября 2015 года № 112 «О создании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области» (далее – Комиссия) образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области. Данным Указом утвержден состав Комиссии и ее Положение. Проведено заседание Комиссии, разработан и утвержден план работы Комиссии на 2016 год.

Значительный объем мероприятий, направленных на профилактику коррупции, реализован по линии кадровой работы:

- организована и проведена работа по своевременному представлению лицами, замещающими государственные и муниципальные должности Нижегородской области, должности государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области, полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

-   обеспечена консультационная помощь при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

-   проведена работа по предварительной проверке и анализу информации, содержащейся в справках, для своевременного устранения ошибок в рабочем порядке;

-   внедрена обновленная версия специального программного обеспечения «Справки НО» (далее - СПО) в целях организации работы по заполнению форм справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в электронном виде. Данная версия СПО размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области для использования в органах исполнительной власти Нижегородской области, в иных государственных органах, в органах местного самоуправления Нижегородской области, в государственных и муниципальных учреждениях Нижегородской области в процессе представления в кадровые службы соответствующих сведений;

-   организовано функционирование автоматизированной информационной системы для удаленного приема сведений (файлов справок) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Данная система позволяет передавать сведения в электронном виде в управление государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области непосредственно с рабочих компьютеров служащих, входящих в корпоративную сеть органов исполнительной власти Нижегородской области, для организации предварительной проверки получаемых сведений и последующего создания электронной базы данных справок;

-   осуществлен контроль исполнения запрета на владение лицами, замещающими государственные должности, иностранными активами: ценными бумагами и иностранными счетами;

-   принимаются меры по выявлению и предотвращению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе, в том числе после увольнения со службы;

-   продолжена практика ежемесячной проверки соблюдения запрета на занятие предпринимательской деятельностью и участие в деятельности органов управления коммерческих организаций через базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП в министерстве экономики Нижегородской области;

-   организованы практические занятия, семинары, совещания по правовому просвещению государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, а также проведены мероприятия по проверке знаний нормативно-правовых актов по противодействию коррупции среди государственных гражданских и муниципальных служащих.

В целях дальнейшего развития системы противодействия коррупции и повышения ее эффективности в 2016 году реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области будет продолжена по направлениям, определенным Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на текущий период и направлена на решение следующих основных задач:

- реализация требований федерального законодательства, направленного на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в Нижегородской области;

- повышение эффективности противодействия коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления и обеспечения контроля за организацией работы в данном направлении;

- обеспечение эффективной деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области;

- совершенствование правовых основ и организационных механизмов выявления и предотвращения конфликта интересов у лиц, замещающих должности, замещение которых предусматривает принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления Нижегородской области и средств массовой информации в области противодействия коррупции и ее совершенствование.

 

 

Управление региональной безопасности

и мобилизационной подготовки

Нижегородской области



[1]  Социологические исследования проводились аналитическим агентством «ИМИДЖ-ФАКТОР» г.Иваново (по заказу министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области).

[2] Результаты по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов представлены ГУ Минюста России по Нижегородской области, Законодательным Собранием Нижегородской области, государственно-правовым департаментом Нижегородской области.

[3] Из 37 органов исполнительной власти Нижегородской области 7 органов исполнительной власти Нижегородской области находятся на кадровом обслуживании в управлении государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области. Приказом аппарата Правительства Нижегородской области утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в аппарате Правительства Нижегородской области и органах, находящихся на кадровом обслуживании в управлении государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области.

[4] Результаты исполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, размещены на сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции».

[5] Сумма взяток указана по выявленным преступлениям (согласно информации ГУ МВД России по Нижегородской области).

[6] Расследовано и направлено в суд уголовное дело в отношении регионального министра, обвиняемого по ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий) – 1 преступление, судебное решение не принято и 5 уголовных дел, возбужденных по ст.ст. 290 УК РФ  (получение взятки) – 2 преступления и 292 УК РФ (служебный подлог) – 3 преступления, в отношении главного специалиста территориального подразделения Государственной                инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области (Балахнинский район), Балахнинским городским судом вынесен обвинительный приговор.  

[7] Официальные данные Управления Судебного департамента в Нижегородской области, с учетом рассмотренных судами уголовных дел прошлых лет.

[8] Полная информация о проведенных социологических исследованиях размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции».

Дата создания страницы: 31.03.2016
Дата модификации страницы: 31.03.2016