Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

17.07.2006 12:36Интервью министра жилищно-коммунального хозяйства Андрея Мошонкина в программе «Действующие лица» на канале ННТВ.

- Андрей Николаевич, Вы в нашей программе впервые и пока не очень хорошо знакомы нашим зрителям, поэтому я задам вопрос биографический. Кем Вы были до того как стали министром в Нижегородской области?

- Я работал в центральном административном округе Москвы, занимался вопросами жилищно-коммунального хозяйства, возглавлял управляющую компанию, которая занималась эксплуатацией жилого фонда, тепло - и водоснабжением.

-Очень большая разница между жилищным хозяйством столицы и тем, которое Вы получили здесь?

- Центр города Москвы – это, как правило, очень старые здания конца постройки XIX-начала XX века и по существу проблемы центра города Москвы очень схожи с проблемами Нижнего Новгорода и области. Единственное в чем есть существенная разница – это, конечно, финансовые ресурсы.

- То есть на самом деле то, что Вы увидели здесь, Вас не очень удивило и не сильно напугало?

- Нет, не сильно удивило и уж тем более не очень напугало.

- Давайте поговорим теперь о проблемах, которые теперь у нас с Вами общие. Может быть, для такой погоды и для того времени года, в которое мы сейчас разговариваем, кому-то может показаться странным обсуждение проблемы подготовки к зиме. И, тем не менее, я хочу наш сегодняшний разговор именно с этого начать. Идет подготовка к зиме в Нижегородской области?

- Подготовка к зиме идет, и я считаю, что идет она достаточно активно. Начало этой работе было положено два месяца назад и сейчас она в самом разгаре. Вышло постановление Правительства Нижегородской области от 09.06.2006 г. № 188 «О подготовке жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной сферы и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области к осенне-зимнему периоду 2006/07 года», в котором прописаны основные моменты, связанные с подготовкой к работе ЖКХ в зимних условиях.

- Очень коротко: в чем эти основные моменты заключаются?

- Прежде всего, в этом году основное внимание будет обращено на подготовку сетей. По информации Ростехнадзора и Жилищной инспекции по Нижегородской области, основная масса аварий связана с недостаточной подготовкой сетей. Особенно это касается сетей, которые переданы или передаются различными ведомствами, где процент износа достигает 80-85 %. И основной удар в рамках подготовки к зиме направлен как раз на капитальный ремонт и перекладку этих сетей.

- Заменить все-таки там, где рвется?

- Безусловно, ведь зачастую затраты на подготовку сетей оказываются меньше затрат на устранение аварийных ситуаций. Тут даже экономика говорит о том, что надо заниматься этим крайне активно. И еще один момент, связанный с сетями - как мы знаем, средства, которые направляются на капитальный ремонт и перекладку сетей берутся из тарифа. Если мы говорим о тепловых сетях, то из тарифа на тепловую энергию. В Нижегородской области сложилась, на мой взгляд, очень интересная ситуация – ситуация диспропорции, поскольку основная масса котельных является экономически слабым звеном. Я имею ввиду топливо: топочный мазут, печное топливо и уголь. Затраты по котельным достаточно велики, а процессы перевода котельных на новый вид более экономичного топлива, прежде всего на газ, а там где это возможно в северных районах - на отходы древесины - требует достаточно больших финансовых затрат.

-Надо уходить от мазута и от угля?

- Да, как правило, тариф на передачу тепловой энергии от источника, т.е. от котельной,  составляет в Нижегородской области порядка 15 % от общего тарифа, который включает в себя генерацию тепловой энергии и передачу. А скажем в Москве, где до сих пор существует порядка 700 котельных, пропорции эти примерно 30 % на передачу и 70 % на генерацию. Это позволяет закладывать в тариф на передачу тепловой энергии средства, необходимые для нормативного ремонта. Здесь ситуация иная. Эти средства в принципе не закладываются в тариф, потому что считается, что самое главное – подготовить источник генерации, саму котельную.

-Означает ли то, о чем Вы сказали, что тарифы для населения будут увеличены?

- Это не связано с увеличением тарифа, речь идет о пропорциях общего тарифа.

-То есть перераспределение внутри той суммы, которая установлена сейчас?

- Вот именно!

- Еще один из аспектов подготовки к зиме – это подготовка техники. Сейчас мы, может быть, спокойно воспринимаем эту проблему, а когда начнется зима со снегом, с метелями.… Как будут убирать в этом году территорию зимой?

- Говоря о подготовке коммунальной техники, начать нужно с основ - с ее нормативного количества.… На сегодняшний день, по информации, которую мы получаем из районов, наличие этой техники соответствует примерно 26 % от норматива. Это почти четвертая часть. Плюс к этому, примерно 5 %  привлекается по договору от сторонних организаций. Кроме того, надо отметить, что часть имеющейся в районах техники просто не пригодна к работе, а часть требует финансовых вливаний на ее подготовку. Поэтому ситуация с количеством техники, необходимой для уборки в зимний период не очень веселая.

- А с качеством?

- Качество – отдельная тема. По правилам зимней уборки снег должен свозиться в определенные места для временного складирования. В Нижегородской области в прошедшем сезоне только 25 из 52 районов определили эти места и свозили туда снег. У остальных этих мест либо вообще не существовало, либо они использовали их только в период обильных снегопадов. В основном снег убирался в отвал. Одновременно надо понимать, что отсутствие необходимого количества техники ставит районы в ситуацию, когда они вообще не чистят  дороги, не магистральные конечно, а боковые трассы и подъезды к домам. И это тоже не правильно. Задача области – создать для районов выгодные условия для приобретения техники в лизинг, в кредит. Необходимо разработать программу.

-Я так понимаю, что в бюджете текущего года нет денег на три четверти недостающей техники, для того чтоб зимой следить за чистотой в городах нашей области. Вы сказали про лизинг. Что Правительство может сделать в этой ситуации и должно ли оно заниматься этим – это проблема местного самоуправления по большому счету?

- Я считаю, что задача областного Правительства - помогать муниципальным районам решать вопросы, связанные с подготовкой к зиме. Вопрос в том, как помогать. Если мы говорим о прямых инвестициях со стороны областного бюджета, то, на мой взгляд, это не правильно. Потому что, когда нет ответственности у муниципальных руководителей за возврат кредитных ресурсов, за возврат ресурсов по лизинговой схеме то, как правило, нет самого главного -  экономического стимула по содержанию этой техники.  Мне кажется, Правительство тут либо должно дать гарантии по получению кредита и возможному субсидированию процентной ставки по этому кредиту, либо создать лизинговую схему на приемлемых для района условиях.

- То есть основную ответственность должны нести районы. А они готовы?

- Не все. Но все же мои поездки по Нижегородской области говорят о том, что часть районов готова участвовать в закупке техники на этих условиях. И здесь еще один вопрос, который необходимо проработать со стороны областного Правительства – это создание залогового фонда имущества под гарантии по кредитам, которые берут  муниципальные районы.  Не секрет, что банки крайне неохотно дают кредиты муниципалитетам. Я не беру сейчас Нижний Новгород, как очень развитое муниципальное образование. Как правило, большинство районов убыточны и не могут представить гарантии под кредит на условиях банка, т.е. кредитной организации. Даже если район не убыточен, то имущество, которое может быть взыскано в качестве залога по кредиту, зачастую не оформлено должным образом. А у областного Правительства есть все возможности. Есть соответствующий фонд, прежде всего нежилой, который Правительство могло бы использовать в качестве залогового фонда как гарантию под кредит.  Эта схема более приемлема, чем выделение финансовых ресурсов из областного бюджета под гарантии, потому что эти ресурсы фактически мертвые на время гарантии, их нельзя использовать по закону о бюджете. Если же мы говорим о залоговом фонде, то здание как стояло, так и будет стоять. И уж наверняка областное Правительство будет давать гарантии только под проекты, где технико-экономическое обоснование позволяет своевременно вернуть эти кредиты.

- Получается, что технику будут покупать для Лукоянова или для Шахуньи, а залоговые здания, будут все-таки находиться в Нижнем Новгороде?

- Безусловно. Ведь стоимость здания в Нижнем Новгороде не сопоставима со стоимостью здания в Лукояново или в Шахунье. И чем выше стоимость здания, тем эффективнее будет работать этот залоговый фонд.

- А конкурс на самый благоустроенный населенный пункт, который собирается осуществлять Правительство Нижегородской области, будет стимулировать руководителей районов более активно интересоваться лизинговыми схемами либо другими способами оснащения техникой?

- Конечно. В  этом и задача конкурса – стимулирование районов  к работе по благоустройству. Суть этого конкурса в том, что все районы распределяются по уровню социально-экономического развития на три группы для того, что бы соревнование проходило корректно. Победителями основного этапа конкурса будут признаны муниципальные образования, занявшие 1-е, 2-е или 3-е места в каждой группе. Предусмотрено премирование победителей из средств призового фонда в следующих размерах: 15 миллионов рублей – первые места, 10 миллионов рублей – вторые и 5 миллионов рублей – третьи места в каждой группе. Я считаю, что эти суммы должны очень сильно стимулировать районы, потому что для них это достаточно большие средства в части благоустройства. Кстати говоря, призовые средства в 2007 году должны целевым образом пойти на цели и задачи благоустройства, а до 5 % от этих сумм должно пойти на стимулирование работников ЖКХ, принимавших участие в работах по благоустройству.

-По каким критериям будут определяться победители?

- Разработан соответствующий пакет документов для участия в конкурсе, который каждый район должен заполнить. А основные критерии – это состояние полотна дорожных покрытий, тротуаров, состояние фасадов, благоустройство в части цветочного оформления, в части наличия газонов и, конечно, в части санитарного состояния – это первоочередная задача. Причем под санитарным состоянием населенного пункта я понимаю не только чистоту на улицах, во дворах и на дорогах, но и состояние полигонов для захоронения твердых бытовых отходов.  Это очень серьезная проблема в Нижегородской области. Как правило, мусор даже не доезжает до полигонов, а сваливается в кювет или, что еще более печально, в лесном массиве. Стимулировать районы контролировать эту ситуацию  на муниципальном уровне и улучшать ее – основная задача конкурса.

-Средств на ЖКХ никогда не бывает много и один из аспектов экономии -энергосберегающие технологии. О чем вообще речь, на что следует обратить внимание?

- Прежде всего, энергосберегающие технологии – это перевод источников тепла на более экономичный вид топлива. Если мы говорим о котельной, которая топится мазутом, то это перевод на газ. Эти мероприятия позволяют снизить себестоимость производства тепловой энергии на 30-40 %, что должно отразиться на тарифе для населения по отоплению и горячему водоснабжению. Правда есть одно «но» – существует областная программа энергоэффективности, суть которой в том, что область дает гарантию под кредитный ресурс, посредством которого осуществляются мероприятия перехода на более экономичные виды топлива и субсидирует процентную ставку по этому кредиту. Технико-экономическое обоснование принимается ведомственными министерствами -  министерством жилищно-коммунального хозяйства и министерством экономики. После этого определяется срок окупаемости инвестиционного проекта, который не должен превышать три года. На срок окупаемости муниципальному образованию, или предприятию ему подведомственному, оставляется старый тариф с тем, что бы за счет этого вернуть сумму кредита и проценты. А после того, как срок окупаемости закончится, тариф уменьшается на сумму экономически обоснованных затрат.

-А кто это будет контролировать?

Это контролирует и министерство экономики при утверждении новых тарифов, и региональная служба по тарифам, и министерство ЖКХ.

-А кроме таких глобальных энергосберегающих проектов есть то, что мы называем мелочами, но из этих мелочей тоже складывается экономия, я полагаю?

Безусловно, мероприятия по сбережению энергоресурсов, на мой взгляд, можно разделить на два типа: ресурсо-затратные и не ресурсо-затратные  - мероприятия организационного порядка – установка насосов соответствующих проектной мощности, закрытие тепловых контуров жилых зданий, экономия электроэнергии. Опыт нашей страны, да и мировой показывает, что мероприятия не затратные дают до 30% экономии по всем ресурсосберегающим мероприятиям. Это очень эффективно.

-Как вы можете стимулировать эти процессы, кроме того, что мы с экранов телевизоров будем говорить: «Уходя, гасите свет!». Что еще?

- Мне кажется, что эти процессы должны стимулироваться не нами, а руководителями жилищно-коммунальных предприятий. А стимулироваться они могут путем материальной заинтересованности.

- Чем вызвана необходимость создания межрайонной аварийной службы?

- Количеством аварийных ситуаций в области. К сожалению, тенденция не очень веселая в этом плане. Мы проанализировали ситуацию за последние три года по информации, которую получили из районов. В итоге мы имеем рост аварийных ситуаций примерно на 30 % ежегодно. Естественно, эту ситуацию надо переломить. Мне кажется, что создание такой службы должно решить эту проблему, особенно в тех районах, где не существует аварийно - восстановительных предприятий. Эта служба нужна не всем – есть центральная часть Нижегородской области, где эти службы присутствуют и справляются со своими задачами. Однако есть районы, где этих служб нет, а оперативно район создать их не может. И задача межрайонной аварийной службы - помочь таким районам в ликвидации аварийных ситуаций.

-А на какие деньги она будет создаваться?

- На областные. Мы планируем создать четыре аварийных участка, формально разбив область на четыре зоны. Два будут созданы до конца этого года и еще два  в начале следующего.  Это связано с поправками в бюджет, которые должны пройти через Законодательное собрание.

- Вопрос о реформе ЖКХ. Введение управляющих компаний на конкурсной основе - это то будущее, которое для нас неизбежно, или уже настоящее?

Я считаю, что в настоящем мы имеем лишь элементы управления жилищно-коммунальными комплексами. Причем эти элементы иногда присутствуют в Нижегородской области  и присутствуют, что называется «по-взрослому», но в локальных объемах. Если говорить в принципе о возможности применения услуг управляющих компаний, то я считаю, что это всего лишь одна из форм управления ЖКХ.

- Я попрошу Вас объяснить,  о чем идет речь, возможно, не все это понимают

- Допустим Водоканал или теплоэнергетическая компания могут быть частными компаниями или муниципальными предприятиями. На мой взгляд, форма собственности не влияет существенно на работу компании. Как правило, все определяет высший менеджмент. Если он профессионален, если перед ним поставлены правильные задачи, если присутствует финансовый ресурс для решения этих задач – компания развивается динамично. Если просто поменять вывеску с МУП на ОАО, то ничего не измениться. За рубежом эти процессы происходят для того, что бы в будущем выходить на рынок акций, на фондовый рынок. Т.е. надо увеличивать капитализацию этих компаний. А у нас в Нижегородской области зачастую имущество просто не оформлено. Это раз. Во-вторых, оно находится в казне муниципалитета, т.е. вообще не присутствует как имущество муниципального предприятия. На него не начисляется амортизация. Каким образом можно говорить об увеличении капитализации путем перехода от муниципального предприятия в ОАО? Она отсутствует. Значит, говоря об управляющей компании, речь идет о двух моментах: привлечение в качестве управляющей компании оператора, который может задействовать значительный финансовый ресурс и имеет соответствующие технологии управления, отработанные годами. Я считаю, что здесь оптимальный вариант – это симбиоз зарубежных и российских компаний. Потому что приход на рынок в чистом виде зарубежных компаний связан для них с большой долей риска.

-Как житель, не могу не сказать: «Хорошо что бы  цена за коммунальные ресурсы была не очень высокая».

- Цена этих услуг должна быть адекватная качеству предоставляемых услуг. Соотношение «цена-качество» и должно определять выбор поставщика. Согласно новому Жилищному кодексу житель должен сам определять своего поставщика. Либо через управляющую компанию, если выбран такой способ управления, либо сам на общем собрании собственников многоквартирного дома. При этом житель должен всегда понимать, что если он выбирает компанию, которая гарантирует качество ресурса, то ему придется платить за это несколько дороже.

- Думаю объяснять тему, которую мы сейчас затронули, Вам придется в нашем эфире еще не один раз, потому что именно об этом вопросов очень много и жители Нижегородской области действительно хотят понимать, за что они будут платить деньги, будет ли это справедливая цена, справедливое соотношение цены и качества. Я приглашаю Вас еще раз в наш эфир. Благодарю за то, что нашли время ответить на наши вопросы.

- Спасибо.

Дата создания страницы: 17.07.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet