Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

06.11.2015 11:40ЭКО-ЭХО: ОПЫТ ПРОШЛОГО ДЛЯ БУДУЩЕГО

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области продолжает успешную реализацию целого ряда программ по сохранению окружающей среды. Наша область на сегодняшний день остается одной из лучших в России в сфере сохранения биоразнообразия видов.

— Юрий Геннадьевич, какие задачи решает министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области?

— Наиважнейшей задачей является выполнение поручения Президента Российской Федерации о ликвидации накопленного экологического ущерба. В настоящее время ведется работа по определению нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации единственного поставщика на выполнение работ по ликвидации полигона ТКО «Игумново», неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра», шламонакопителя «Белое море». В том числе Правительством Российской Федерации сформирована  межведомственная комиссия для координации действий заинтересованных органов власти и выработки Правительством Нижегородской области необходимых решений по ликвидации накопленного экологического ущерба.

Важно не только решать проблему накопленного экологического ущерба, но и не допускать появления нового. С этой целью в рамках стратегии развития Нижегородской области на период до 2020 года была разработана концепция областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016 года». С 2015 года программные мероприятия реализуются в рамках подпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области».

Необходимость разработки и реализации целевых региональных программ с привлечением инвестиционных средств отвечает современным тенденциям в сфере обращения с отходами, основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, а также отмечена в поручениях Президента Российской Федерации № Пр-2138 от 10 августа 2012 года и № Пр-781 от 29 марта 2011 года.

— Что область получит в результате?

— В первую очередь, это цивилизованное решение проблемы обращения с отходами. Дело в том, что старые свалки не отвечают экологическим требованиям и тем самым наносят огромный урон природе. Кроме того, они экономически невыгодны, поскольку фактически мы теряем ценное вторичное сырье.

Благодаря реализации программы происходит развитие современной инфраструктуры на этапах сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов, а также снижение объемов полигонного захоронения.

Одним из основных мероприятий программы является строительство и модернизация межмуниципальных комплексов утилизации отходов.

Проведенный на этапе разработки концепции анализ показал, что экономически эффективным и окупаемым может быть только крупный межмуниципальный объект утилизации отходов при соблюдении его оптимальной удаленности от мусорообразующих населенных пунктов. Всего в соответствии с программой запланирован ввод в эксплуатацию девяти современных комплексов утилизации ТКО с определением зоны обслуживания для каждого.

В настоящее время на территории Нижегородской области введены в эксплуатацию три современных межмуниципальных комплекса утилизации ТКО: на территории городского округа г. Дзержинск, на территории Городецкого и Балахнинского районов.

Также на разных стадиях реализации находятся инвестиционные проекты строительства трех комплексов утилизации ТКО (Богородский район, г.о.г. Выкса, Кстово). Из них в 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию межмуниципального комплекса в Богородском районе.

При этом количество населения области, обслуживаемого современными комплексами утилизации ТКО, составило около 60% от общего числа жителей.

— С какими проблемами сталкивается министерство при строительстве полигонов?

— Необходимо отметить, что существуют сложности с подбором необходимых земельных участков для строительства комплексов. Главными причинами являются жесткие требования законодательства для размещения таких объектов, что влечет значительное сокращение площади поиска участка, а также противостояние населения и органов местного самоуправления ввиду сложившихся стереотипов в отношении объектов размещения отходов (полигон — та же свалка). При этом Правительство Нижегородской области ответственно подходит к процедуре выбора земельного участка.

Кроме того, хочу подчеркнуть, что реализация проектов по строительству комплексов утилизации ТКО осуществляется исключительно после получения всех необходимых экспертиз и заключений согласующих органов государственной власти.

— «Горячая тема» — обращение с промышленными и бытовыми отходами. Какая работа проводится министерством в данном направлении?

— Разработан комплекс мер по совершенствованию системы обращения с отходами в регионе. Сформирована межведомственная рабочая группа под председательством Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева. Данная рабочая группа создана в целях реализации положений федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для создания экологически безопасного и устойчивого развития Нижегородской области.

В конце 2014 года полномочия от органов местного самоуправления по определению порядка сбора, условий и способов вывоза, обработки и размещения отходов перешли к Минэкологии*.

*Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного  самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области».

В рамках данного закона разработан и утвержден пакет нормативных правовых актов, регламентирующих сферу обращения с отходами в регионе. Это позволяет централизованно направлять потоки отходов на межмуниципальные комплексы их утилизации, а также исключить несанкционированное размещение отходов и сделать прозрачной систему учета и контроля потоков ТКО и средств для оплаты услуг по их утилизации. Обязательным также является заключение трехсторонних договоров, где одной из сторон напрямую выступает предприятие, оказывающее услуги по утилизации.

Благодаря установленной в регионе средней плотности бытовых (коммунальных) отходов можно будет рассчитывать стоимость услуги по утилизации, переводя вес в объем, поскольку тариф установлен за единицу объема. Сегодня в результате искусственного уплотнения отходов значительная часть денег, собранная за утилизацию с жителей, остается у перевозчика и не доходит до объекта утилизации.

Вышеперечисленные изменения в законодательстве обсуждались на межрегиональной конференции «Перспективы обращения с отходами производства и потребления». В настоящее время наши коллеги из министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области собирают мнения регионов и представителей бизнеса для подготовки необходимых документов.Кроме того, закон предполагает создание регионального оператора, который будет контролировать данную сферу деятельности. Это позволит унифицировать подходы к утилизации твердых коммунальных отходов в разных муниципалитетах. Очень важно навести порядок в сфере обращения с отходами.

— Юрий Геннадьевич, расскажите о мероприятиях, осуществляемых в сфере охраны и использования водных ресурсов.

— Министерством проделана большая работа по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ГТС). Серьезные силы направлены на устранение бесхозяйных ГТС. За последнее полугодие из общего перечня ГТС исключены 30 единиц: по причине утраты функционального назначения — 17 объектов, по причине определения собственника — 13 объектов. Кроме того, при содействии Минэкологии органами местного самоуправления запущена процедура определения собственников еще по 130 ГТС. Программа по ликвидации бесхозяйности гидротехнических сооружений будет продолжена.

Для организации безаварийного пропуска весеннего половодья на территории региона проведены обследования зон, наиболее подверженных затоплению. Осуществлялась проверка состояния потенциально опасных ГТС. Благодаря данным мероприятиям удалось избежать возможного ущерба, как экологического, так и экономического.

Последствия наводнений для населенных пунктов могут быть катастрофическими. Реки Волга и Ока тоже могут представлять достаточно серьезную угрозу, и берега необходимо защищать. С этой целью за десять лет на территории Нижегородской области было построено более 5,6 км берегоукрепительных сооружений. Благодаря этому только за 2014 год нам удалось предотвратить вероятный ущерб от негативного воздействия вод на сумму около 6,2 млрд руб.

Стоит отдельно отметить, что в  этом году Федеральным агентством водных ресурсов выделено более 12 млн рублей на мероприятия, предусматривающие маркировку водоохранных зон и прибрежных полос. Это позволит усилить контроль над соблюдением режима охраны водных объектов.

Важным событием в 2015 году является расчистка уникального памятника культуры и природы Нижегородской области озера Спасское. Проведение расчистки озера позволит сохранить природный объект, имеющий важное народно-хозяйственное, научное, общекультурное, историческое, учебно-просветительное, оздоровительное и рекреационное значение для жителей города Городца.

— Что можно сказать о качестве атмосферного воздуха в Нижегородской области?

— Ни один из населенных пунктов Нижегородской области не попал в список городов России с наибольшим загрязнением атмосферы. Надо сказать, что Дзержинск был исключен из списка городов с наибольшим загрязнением воздуха. В Дзержинске по сравнению с 2013 годом наблюдается общее снижение концентраций загрязняющих веществ в атмосфере, в первую очередь бензапирена, вещества, которое вносит наибольший вклад в уровень загрязнения воздуха.

Министерством регулярно проводится мониторинг загрязнения атмосферного воздуха нашего региона. В рамках исполнения государственных заданий ГБУ НО «Экология региона» проведено экспедиционное обследование состояния загрязнения атмосферного воздуха в девяти промышленных городах области и на Городецком полигоне ТКО. Наблюдения велись с периодичностью один раз в месяц в двух точках отбора проб на территории каждого города по шести основным и восьми специфическим загрязняющим веществам. Случаев высокого и экстремально высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха в 2015 году не отмечено.

— Что нового происходит в сфере недропользования?

— В этом году произошли кардинальные перемены в этой области. В закон Российской Федерации «О недрах» внесен ряд поправок, предусматривающих следующее: с 2015 года к участкам недр местного значения также относятся участки недр, содержащие подземные воды.

В связи с этим в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области переданы широкие полномочия, связанные с предоставлением права пользования подземными водами.

Исходя из данного положения заявки на получение права пользования участками недр местного значения с целью добычи подземных вод теперь рассматриваются в Минэкологии*.

* Порядок предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения в целях поиска и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поиска и оценки подземных вод и их добычи установлен постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 года № 307.

— Как обеспечивается экологическая безопасность при строительстве новых объектов и сооружений?

— Для этого существует государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), которая определяет допустимость реализации того или иного проекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и связанных с ними экономических, социальных и других последствий реализации запланированного объекта.

В отчетном периоде Инвестсоветом Нижегородской области рассмотрено 366 заявок на реализацию инвест проектов, 135 ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую, рассмотрено 70 проектов схем территориального планирования муниципальных образований, также был рассмотрен 51 регламент по обращению с отходами строительства и сноса. В результате даны рекомендации по лимитированию негативного воздействия при осуществлении планирования хозяйственной деятельности.

— Поговорим о биологическом разнообразии. Какие меры принимаются для сохранения редких видов животных?

— Благодаря усилиям органов государственной власти, научных и общественных организаций в результате реализации природоохранных мероприятий удалось увеличить популяцию ряда редких видов птиц и животных. Так, в частности, установка искусственных гнездовий для редких видов птиц привела к росту их численности. Ярким примером является увеличение популяции скопы: в 2000-х годах в нашем регионе обитало всего 10–15 пар, в настоящее время их насчитывают 39–47. То же самое касается редкого орлана-белохвоста: в 2001–2002 г. 7–9 пар, в настоящее время 31–43 пары.

В этом году с целью экологического просвещения был реализован уникальный для Нижегородской области экспериментальный проект. Нижегородские орнитологи установили веб-камеру в гнездо краснокнижной серой неясыти для изучения особенностей гнездового поведения данного вида. Камера имела открытый доступ в Интернет, и любой желающий мог наблюдать за развитием птенцов, не выходя из дома.

В результате проведенного в 2015 году мониторинга местообитаний и целенаправленных научных исследований появились новые данные о состоянии многих видов, уточнена информация об их численности и распространении.

Если говорить о популяции редких видов, то в этом году 38 видов живых организмов были исключены из Красной книги, поскольку за десятилетний период, прошедший после первого издания, получены данные о росте и стабилизации их численности и отсутствии антропогенных угроз для данных видов.

Можно отметить, что в 2015 году продолжилась работа по восстановлению популяции лесного северного оленя на территории Керженского заповедника. Данный проект реализуется за счет средств федерального бюджета. В начале этого года пять особей лесного подвида северного оленя были выпущены сотрудниками Керженского заповедника на полувольное содержание.

— Что предпринимается для сохранения среды обитания животных?

— Вы затронули важную тему, потому что перед нами стоит задача сохранить не только видовое разнообразие, но и саму экосистему, необходимую для выживания редких животных.

Региональное министерство экологии увеличило число особо охраняемых природных территорий (ООПТ): по состоянию на 1 июля 2015 года в области имеется 409 ООПТ (из них 2 федерального, 403 регионального, 4 местного значения). В настоящее время особо охраняемые природные территории в Нижегородской области занимают около 6,5% от общей площади, что превышает средний показатель для ПФО (4,5%).

Под особой защитой находятся и водные биологические ресурсы. Ежегодно в весенний нерестовый период действует запрет на вылов рыбы (с 15 апреля по 15 июня), также действует запрет движения маломерных судов с мотором (с 15 апреля по 31 мая).Благодаря проведению рыбоохранных мероприятий из браконьерских сетей удалось спасти 5,5 тысячи экземпляров рыбы массой около 2 тонн. Из водоемов изъято более двух тысяч запрещенных орудий лова, в том числе 125 км сетей.

«Министерство экологии и природных ресурсов уделяет особое внимание экопросвещению населения. Воспитание экологической ответственности граждан зачастую намного эффективней проведения рейдовых контрольно-надзорных мероприятий. Конечно, одно другого не исключает». Ю. Г. Грошев

— Большое внимание министерство экологии уделяет формированию экологической культуры. Каким образом происходит экопросвещение населения?

— Существует одна особенность развития экокультуры: это необходимость создания системы непрерывного экологического образования, охватывающей весь процесс становления и формирования человека как личности на этапах дошкольного, школьного, вузовского образования и даже после окончания вузов. В нашем регионе такая система есть, в ней задействованы и органы правительства, и учебные учреждения, и общественные экологические организации, и библиотеки. В этом году из областного бюджета выделено более 4,5 млн рублей на проведение экологических мероприятий, летних эколагерей, издание экологических материалов, а также на экологическое просвещение населения с помощью СМИ.

Очень важно научить бережному и ответственному отношению к природе с самого детства. Именно поэтому более чем в 250 детских садах используют в своей работе различные экологические программы, проводят экологические занятия и мероприятия («Юный эколог», «Наш дом — природа», «Аллея цветов», «Птичья столовая» и т. д.). В школах проводятся факультативы, спецкурсы и кружки. Для педагогов организуются мероприятия по повышению квалификации (конференции, конкурсы, олимпиады, семинары и т. д.).Также проводились конкурсы детских экологических проектов «Экологическая Ассамблея» и «Экогород. Экодом».

— В Нижегородской области действует круглосуточная экологическая диспетчерская служба «Зеленый телефон». Как часто граждане обращаются и по каким вопросам?

— На сегодняшний день экологическая диспетчерская служба в таком формате (телефонная линия и интернет-сайт) действует только в двух субъектах Российской Федерации: в Нижегородской  области и в Республике Татарстан. Любой гражданин может обратиться по телефонам (831) 433-22-11 и 8800-200-99-25 (звонок бесплатный) или оставить заявку на сайте www.4332211.ru. Заявки принимаются по вопросам охраны атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, водопользования, недропользования, обращения с отходами, охоты, сохранения водных биоресурсов, защиты особо охраняемых природных территорий, нарушений в сфере охраны зеленых насаждений. На сайте имеется возможность отследить статус своего обращения, отметить на карте место, где было замечено нарушение, и дать оценку по результатам выполненных мероприятий.

Благодаря работе «Зеленого телефона» только за первое полугодие 2015 года в Минэкологии Нижегородской области поступило более 250 обращений (в том числе по охране атмосферного воздуха, незаконному недропользованию обращению с отходами, по вопросам охраны зеленых насаждений, загрязнению водных объектов и почв, нарушениям в сфере благоустройства). Большинство заявок поступило от жителей Нижнего Новгорода (146 обращений). По всем обращениям проведена соответствующая работа, осуществлено 130 надзорных мероприятий (проверки, обследования территорий), по итогам которых виновные лица привлечены к административной ответственности в виде уплаты штрафов (вынесено 22 постановления на сумму около 430 тысяч рублей).

Одним из основных направлений работы остается вопрос выявления и пресечения образования несанкционированных свалок. По итогам рассмотрения обращений, поступивших через диспетчерскую службу, информация по 120 фактам нарушений направлена по подведомственности в управление Роспотребнадзора по Нижегородской  области, департамент Росприроднадзора по ПФО, в администрации соответствующих муниципальных образований и в органы прокуратуры. А на том же сайте нашей диспетчерской службы размещены ответы на поставленные заявителями вопросы.

Источник: журнал Экология региона, №1 - 2015

Дата создания страницы: 06.11.2015
Дата модификации страницы: 26.10.2015
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet