Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

20.10.2015 09:00Диалог стабильности

Для динамики нужна активность

— Действительно, у нас в области нет угроз лишения банков лицензий, хотя в целом по России подобное происходит чуть ли не каждый месяц, — говорит вице-губернатор. — Уровень просроченной задолженности по возврату кредитов ниже среднероссийского. Да и объем выданных кредитных ресурсов превышает российский, хотя и снизился. Ну и что это, как не стабильность?
А теперь давайте обратим взор на экономические показатели. В целом по России за первые шесть месяцев года идет спад производства на 2,5–2,7 процента. А у нас — рост более 2 процентов. Вроде бы всё под контролем. Но я считаю, что этого сегодня недостаточно для динамичного развития. Для дальнейшего обеспечения роста банковская система должна более активно сотрудничать с реальным сектором экономики. Поэтому суть диалога заключается в том, чтобы выяснить, какие дополнительные условия власть может предоставить банкам, чтобы объемы кредитования были выше, а условия лучше. Ведь сегодня, чтобы получить займ, недостаточно просто оставить в залог имущество, оно должно быть ликвидным. При этом объемы залога в разы превышают суммы кредита. Нужно вернуться к тому, чтобы коэффициент был если не единица, то хотя бы 1,2.
Не стоит забывать, что у региона есть и собственный механизм компенсации процентных ставок. Может быть, нам стоит поработать над его совершенствованием. Есть желание создать наблюдательный совет с участием регионального правительства и банков. Будем вместе отслеживать, как идут дела, и нести ответственность. Вот именно об этом диалоге я и говорил.

Ждите, деньги придут

— Немало говорится в последнее время о докапитализации региональных банков. В профанацию эти декларации полностью не превратились, но обещанной в полном объеме помощи кредитно-финансовые организации, особенно небольшие, так и не получили. Не считаете, что тут есть недоработки федеральных властей?
— Вы знаете, в полном объеме не только региональные, но и крупные федеральные банки не получили обещанной помощи. Но я думаю, эти деньги до адресата всё-таки дойдут. Правительство РФ следит за тем, как меняется ситуация. Когда принималось решение о докапитализации, риски были очень велики, ожидалось, что ситуация будет ухудшаться и дальше. Поэтому ресурсы просто-напросто придерживались на всякий случай. Сейчас видно, что положение дел не такое страшное. Поэтому средства, которые изначально планировалось потратить на докапитализацию, перенаправляют на реализацию инвестиционных проектов. В частности, на строительство той же высокоскоростной железнодорожной магистрали. Так что я тут не вижу ничего страшного. Хотя определенную долю средств банкам необходимо было бы выделить. Это позволило бы, в свою очередь, поддержать предприятия, работающие в регионе.

Заёмная доля будет побольше

— Принято считать, что банковские кредиты — это продукт, который обязан давать новые импульсы для развития экономики. Тем не менее, согласно данным статистики, по итогам прошлого года в общем объеме инвестиций заемная доля составила менее 20 процентов. В чем здесь дело: предприятия стараются не залезать лишний раз в долговое ярмо или банкиры не жаждут кредитовать экономику?
— Дело в том, что статистика отражает прямые кредиты, взятые тем или иным хозяйствующим субъектом на реализацию конкретного инвестиционного проекта. В основном это средние или мелкие предприятия. А когда реализуются крупные проекты, механизм привлечения денег несколько иной. Когда инвесторы отчитываются о реализации проекта, то, если верить статистике, они вкладывают примерно 50 процентов собственных средств. Но что это такое? Вот конкретный пример: завод по производству ПВХ «РусВинил» был создан с участием как иностранного капитала, так и отечественного. Но и та, и другая сторона привлекали заемные средства, и уже только потом они открыли совместное предприятие, вложив эти деньги в его уставной капитал. А отчитывается для статистики уже новая компания, это она инвестирует «собственные средства». Но мы-то знаем, что учредителями были привлечены заемные.
Есть и другие примеры, когда «материнские» компании берут кредиты для создания «дочек», потому что никто не даст кредит новому предприятию, у которого нет ничего — ни основных фондов, ни залога. Так что, по моим оценкам, при реализации инвестиционных проектов реально используется 45–50 процентов заемных средств.

Дело инвестора

— Одним из направлений сотрудничества банковского сектора и правительства области является стимулирование бизнеса с помощью частичной компенсации процентной ставки по кредитам предприятиям, реализующим приоритетные для области проекты. Кто здесь является партнерами власти, на реализацию каких проектов будут направлены данные средства и каков бюджетный эффект?
— Что касается банков-партнеров, то мы их не отбираем: это дело инвестора. Наша задача — помочь ему, компенсировав процентную ставку. Поэтому банки могут быть любые, в том числе и иностранные. Конечно, вклад Сбербанка крупнее, чем всех остальных. Крупные приоритетные проекты требуют больших заемных средств, и возможности этого учреждения гораздо шире.
Отмечу, что затраты бюджета на погашение части процентной ставки невелики. Снова в качестве примера приведу ООО «РусВинил»: на наши 30 миллионов рублей в конечном итоге, после реализации инвестпроекта, бюджетный эффект составит 750 миллионов рублей. Причем ежегодно. Другой пример — ОАО «Дробмаш». Там затраты бюджета составили около 3,5 миллиона рублей, а бюджетный эффект — 50 миллионов, также ежегодно.
О приоритетных инвестпроектах 2015 года. В их числе — организация электрометаллургического производства стали на ОАО «Русполимет», создание производства модульных распределительных подстанций ОАО «НИПОМ», открытие производства формалина и карбамидоформальдегидного концентрата дзержинским ФКП «Завод имени Свердлова» и ряд других. Объем финансирования из бюджета области в нынешнем году — 13,6 миллиона рублей, планируемый бюджетный эффект после завершения этих проектов — более 300 миллионов.

Прямая речь

Анатолий АКСАКОВ,
председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы Федерального собрания РФ:

— Региональные банки — это один из основных источников поддержки местной промышленности. В то же время крупнейшие кредитно-финансовые организации, на которые приходится львиная доля средств по программе докапитализации, по сути, устраняются от решения проблем в субъектах. Напомню: первоначально предполагалось, что объем докапитализации банков составит 170 млрд рублей. Но в итоге эта сумма уменьшилась до 8,5 млрд. Конечно, этих средств будет недостаточно. Поскольку нам известно, что в федеральной казне есть еще около 8 млрд рублей в резерве, мы будем добиваться того, чтобы размер докапитализации был увеличен. Хочу подчеркнуть, что эта мера направлена не на поддержку банков, а на поддержку всей экономики, которой нужны кредиты.

Александр МУРЫЧЕВ,
председатель Совета ассоциации «Россия», исполнительный вице-президент РСПП:

— По новому закону, все исполнители гособоронзаказа и агенты с 1 сентября 2015 года должны заводить счета в трех уполномоченных госбанках и там же их обслуживать. Таким образом, речь идет о десятках тысяч предприятий по всей стране. Конечно, с точки зрения идеологии этот закон правильный. Он направлен на увеличение прозрачности расходования средств на гособоронзаказ, расширение возможностей проследить эффективность их использования. Но мы разделяем и тревогу нижегородских промышленников: закон принят, однако механизм его исполнения на уровне подзаконных актов не проработан. В частности, нет понимания принципов работы и взаимных обязательств сторон.

Гарегин ТОСУНЯН,
президент Ассоциации российских банков:

— С одной стороны, мы поддерживаем политику Центробанка в отношении недобросовестных игроков рынка, ведь она позволяет избавляться от фиктивных кредитных организаций, которые только вредят. Но, по моему мнению, чистки слишком сильные: за последние полтора-два года было отозвано около 150 лицензий! В то же время санаций было проведено не более десятка. Хотя этот механизм мне кажется наиболее рациональным. В отношении банка, обслуживающего сотни или даже тысячи клиентов, нужно вести крайне осторожную политику, ведь она напрямую влияет на ни в чем не повинных людей, доверившихся организации с государственной лицензией. Так что по этому вопросу мы с представителями Центробанка ведем ожесточенную полемику.

Источник: Инвестиционный каталог Нижегородской области, №33

Дата создания страницы: 20.10.2015
Дата модификации страницы: 20.10.2015
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet