Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

22.05.2006 16:09Андрей Мошонкин: «Главная задача – это выстроить понятные экономические отношения между продавцом жилищно-коммунальных услуг и покупателем. Это будет основной залог успеха»

Интервью министра жилищно-коммунального хозяйства корреспонденту «Общественного Российского радио» на тему «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства».

- Андрей Николаевич, трудно было оставить прежнее месть работы, уехать из Москвы и согласиться возглавить жилищно-коммунальное хозяйство Нижегородской области?

- Признаюсь, решение непростое, но я его принял, и теперь надо работать

- Андрей Николаевич, я понимаю, что на посту министра Нижегородской области вы всего лишь несколько недель, поэтому давать серьезные оценки состоянию дел в ЖКХ, наверное, рано. И все же ваши первые впечатления?

- Давать серьезные оценки действительно рано, однако некоторые моменты, находящиеся на поверхности, удалось увидеть и о них можно говорить.

Прежде всего, обратил внимание на неблагоустроенность, замусоренность территорий, в частности Нижнего Новгорода. Однако недавно я был на объезде с заместителями глав администраций районов города, мы проехали практически по всем районам и посмотрели, как ведутся работы по наведению порядка в Нижнем Новгороде. Я остался доволен. Разница между тем, что пришлось увидеть несколько недель назад и во время объезда, просто огромная, проведена большая работа. Особенно мне понравилась заречная часть города – Сормовский, Московский районы, в верхней части дела обстоят пока еще несколько хуже.

Но я хочу отметить, что речь идет не только о работе жилищно-коммунальных  служб, но и о культуре каждого жителя. Одним коммунальщикам не справиться, им нужна поддержка и материальная, и моральная. Последняя должна выражаться хотя бы в том, что мы, жители, должны уважать труд тех, кто наводит порядок.

- А как быть с такой проблемой, как качество жилищно-коммунальных услуг? Она, стара как мир, и не только в Нижнем Новгороде, и по-прежнему актуальна.

- Прежде всего, должны существовать экономические механизмы, которые могут помочь влиять на качество, предоставляемых населению услуг. Например, штрафные санкции, методики учета и перерасчета при не предоставлении услуги или предоставлении ее с ненадлежащим качеством. Более того, управляющая компания, если мы берем сегодняшнюю ситуацию, должна иметь возможность реально повлиять на поставщика услуг, сделать так, чтобы предоставление услуги ненадлежащего качества стало для поставщика экономически нецелесообразным. Возможно это только с применением соответствующих экономических санкций, выставления претензий и, где это возможно, сменой поставщика.

- Андрей Николаевич, раз уж мы затронули управляющие компании, давайте немного поговорим о способах управления.

- Жилищный кодекс говорит о том, что существует три варианта управления многоквартирным домом. Если точнее: непосредственное управление собственниками помещений, управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) и управление с помощью управляющей организации. Эти три варианта в том или ином виде реализуются на территории каждого субъекта РФ, причем законодатель поставил срок определиться с выбором способа управления до 1 января 2007 года.

Насколько я знаю, эта работа сейчас проводится и в Нижнем Новгороде, и в Нижегородской области достаточно активно.

Подходить к выбору способа управления, на мой взгляд, нужно, прежде всего, с пониманием того, что многоквартирным домом должны управлять профессионалы. Поскольку многоквартирный дом - это серьезный объект недвижимости, в котором есть инженерные системы, требующие постоянного внимания.

- А если поконкретнее, о каждой форме управления. Что вы думаете о ТСЖ?

- ТСЖ, на мой взгляд, наиболее высокоорганизованная форма управления. Если говорить о Москве, то ТСЖ создается чаще в элитных домах или домах, в которых проживают достаточно обеспеченные люди. 

Что касается непосредственного управления, то статья 161 ЖК РФ говорит о том, что данное управление должно осуществляться методом заключения договора с поставщиками услуг, в том числе и жилищных, каждым собственником. Либо собственники выбирают одно лицо (например, одного из собственников помещений), дают ему доверенности на право заключения договоров от их имени, и уже это лицо самостоятельно заключает договоры.

Думаю, что при непосредственном управлении интересы каждого из собственников будут различны. Собственно говоря, они различны в любом случае, но при непосредственном управлении может возникнуть конфликт интересов. Объясню. Кто-то считает, что вначале необходимо отремонтировать фасад, проживающий на последнем этаже думает, что без этого можно и обойтись, в первую очередь надо отремонтировать крышу, потому что его квартиру заливает. Жители же первого считают, что надо привести в порядок придомовую территорию.

Как они между собой договорятся о приоритетах по проведению работ – большой вопрос.

Кроме того, возникает еще вопрос: а как будет формироваться фонд капитального ремонта? Где будут аккумулироваться эти деньги, кто даст гарантии их сохранности? Правда, подобный вопрос возникает и при способе управления с помощью управляющей компании. Исключение, пожалуй, лишь ТСЖ.

Говоря о плюсах и минусах способов управления, отмечу, что, по моему мнению, в управляющих компаниях должны работать специалисты, т.е. люди знающие и понимающие как обслуживать такой сложный инженерно-технический комплекс как многоквартирный дом.

Жители же, а именно они берутся обслуживать дом при непосредственном способе управления, далеко не всегда в этом разбираются, и научиться этому в один момент невозможно.

- Если жители решили выбрать управляющую компанию, то как остановить свой выбор на достойной, действительно команде профессионалов?

- Условия договора на управление многоквартирным домом, если выбран способ управления с помощью управляющей компании, обсуждается и утверждается общим собранием собственников. Какие пункты туда попадут, как будет составлен договор, определяется только взаимоотношениями собственников многоквартирного дома и той организацией, которую они хотят нанять. В этом плане Жилищный кодекс дает только общие рекомендации: в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления и др. На мой взгляд, этого недостаточно.

Людей нужно информировать о возможных последствиях неправильного выбора способа управления или заключения договора на управление, который составлен некорректно, без наличия гарантийных обязательств и системы перерасчета за некачественно поставленные услуги. Собственники должны об этом знать. 

В Москве этот вопрос пытаются решить следующим образом. Органами исполнительной власти создаются структуры поддержки объединений жителей. Их основная задача – информировать жителей о том, какой способ управления для данного дома предпочтительнее. Выбирать способ управления нужно именно по каждому дому.

- От чего зависит выбор? 

- От многих факторов. От технического состояния дома, от износа его внутренних инженерных систем, состояния придомовой территории, от количества квартир в доме и т.д.

Так вот, работники структур поддержки объединений жителей ведут серьезную разъяснительную работу, более того, при образовании ТСЖ  они помогают собственникам заниматься межеванием, подготовкой описания имущества дома, делают запросы в регистрационную палату, департамент имущества, департамент жилья и жилищной политики, то есть оказывают существенную помощь при сборе документов, организации собраний и разъяснении прав собственникам.

В Нижегородской области было бы неплохо иметь хотя бы несколько таких центров, которые бы целенаправленно занимались этой работой.

- Но пока их нет, кто-то может разъяснить жителям, как осуществить выбор?

- В первую очередь это задача органов местного самоуправления. Объясню почему. Жители, если вдруг возникнет аварийная ситуация, будут обращаться не в управляющую компанию, а в муниципалитет, требуя разрешить сложившуюся ситуацию. В органе местного самоуправления, в свою очередь, будут ссылаться на то, что отношения с управляющей компанией жители должны выяснять самостоятельно, поскольку по договору - это взаимоотношения двух сторон. Тем не менее если ситуация затянется и муниципалитет не сможет оказать должного воздействия, то возможен просто социальный взрыв.

Более того, задача органов исполнительной власти в лице администраций муниципалитетов думать о том, чтобы все-таки состояние жилого фонда не ухудшалось, а в перспективе и улучшалось.

- Существует ли перечень управляющих компаний с характеристикой каждой из них?

- На мой взгляд, ведение реестра недобросовестных управляющих компаний, которые занимаются управлением многоквартирного дома, -  это тоже может быть одной из функций органов исполнительной власти. Кто же еще может сказать людям, что та или иная компания не выполняет своих договорных обязательств? Тем более что деятельность по управлению многоквартирными домами не лицензируется.

- Если жители ряда многоквартирных домов не определятся с выбором способа управления до 1 января 2007 года, что будет с этими многоквартирными домами?

-  Если собственники не определятся с выбором, то орган местного самоуправления должен будет объявить открытый конкурс на выбор управляющей организации, с которой все собственники будут обязаны заключить договор на управление. Если после этого в течение года собственники определяются со способом управления, то вопрос исчерпан, если нет, то происходит очередной конкурс, инициированный органом местного самоуправления.

Считаю, что в данной ситуации у муниципалитетов есть все возможности при проведении конкурса определить условия квалифицированного отбора управляющей организации. Соответственно как в этой ситуации подойдет муниципалитет к этому вопросу, такие управляющие организации и получат собственники.

- Цены за жилищно-коммунальные услуги будут одинаковыми?

- Цены за ЖКУ будут определяться условиями конкретного договора, соответственно они могут быть различными в рядом стоящих домах.

- В чем залог успеха реформы ЖКХ, на ваш взгляд?

- Я думаю, что главная задача – это выстроить понятные экономические отношения  между продавцом услуг и покупателем. Если они будут четкими и понятными, то это будет основной залог успеха. Как только в этот процесс начинают вмешиваться ненужные посредники, либо не существует прямого договора между продавцом и покупателем, либо параметры этого договора расплывчаты, возникает масса ситуаций, при которых, как правило, никто и ни за что не отвечает. 

Создадим эти взаимоотношения ясными и понятными, экономически обоснованными, и ситуация станет улучшаться.

- Сколько лет потребуется, чтобы так и было?

- Вообще-то прогнозы – дело неблагодарное. И все же для создания настоящего рынка услуг по управлению многоквартирными домами, когда собственники смогут осознанно выбирать способ управления, управляющую компанию и поставщиков услуг, необходимо 3-5 лет. Для отлаживания процессов на этом рынке необходимо как минимум такое же время.

Но это все равно будет. Это уже есть в Европе, в остальном цивилизованном мире, будет и у нас.

 

Дата создания страницы: 22.05.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet