Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства

Отчет Губернатора о результатах деятельности Правительства Нижегородской области в 2014 году

docxСкачать  (12974 Kb)

1.  Оценка итогов развития региона

2. Основные направления региональной политики по повышению конкурентоспособности экономики

2.1. Стимулирование инвестиционной деятельности

2.2. Поддержка технологической модернизации и инноваций

2.3. Создание условий для ведения бизнеса и благоприятного инвестиционного климата

2.4. Малый и средний бизнес как фактор конкурентной среды

2.5. Развитие агропромышленного комплекса

2.6. Развитие системы профессионального образования и рынка квалифицированного труда

2.7. Повышение доступности энергетической инфраструктуры, газификация

2.8. Повышение качества транспортной инфраструктуры

3.  Политика повышения качества жизни населения

3.1. Рост уровня жизни населения

3.2. Обеспечение занятости населения

3.3. Повышение качества и доступности услуг социальной сферы

3.3.1. Социальная поддержка, в том числе граждан с ограниченными возможностями

3.3.2. Модернизация здравоохранения, улучшение демографической ситуации и формирование здорового образа жизни

3.3.3. Развитие образования, включая дошкольное, и культуры

3.4. Обеспечение граждан доступным жильем и коммунальными услугами, в том числе поддержка многодетных семей

3.5. Безопасность проживания

4.  Эффективность региональной власти

4.1. Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

4.2. Внедрение системы стратегического планирования

4.3. Итоги реализации госпрограмм области. Привлечение в область федеральных средств в рамках госпрограмм РФ, ФЦП и ФАИП

4.4. Оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, создание МФЦ

4.5. Меры по противодействию коррупции

4.6. Взаимодействие с ОМСУ

4.7. Взаимодействие с общественными организациями и населением, обеспечение межнационального согласия

4.8. Взаимодействие с ОЗС

1. Оценка итогов развития региона

Развитие российской экономики в прошедшем году проходило под воздействием неблагоприятных внешних факторов. В том числе, при геополитической напряженности вокруг страны, которая имела и экономические последствия – это западные санкции и последовавшие вслед за этим ответные меры нашего государства.

В этих сложных условиях, которые в полной мере вряд ли кто мог предвидеть заранее, итоги развития области, согласно оперативным статданным, по некоторым показателям сложились несколько ниже прогнозных параметров.

Вместе с тем по большинству из них значения остались в положительной зоне, превысив при этом среднероссийский уровень. Цифры представлены на слайде.

 

Если говорить о динамике рейтинга области, то по всем макроэкономическим показателям по итогам 2014 года она удержала свои позиции среди других субъектов страны, которые занимала год назад. И продолжила входить в десятку лидеров по таким, как: объем отгрузки в обработке, строительных работ, платных услуг, оборот розничной торговли, уровень официально зарегистрированной безработицы, оборот и объем инвестиций в малом бизнесе.

Политика Правительства области в прошлом году сохраняла свой основной вектор, направленный на повышение конкурентоспособности региональной экономики и обеспечение на этой основе занятости населения и возможностей для развития социальной сферы.

Как итог, по данным Росстата, прирост высокопроизводительных рабочих мест в регионе за 2014 год составил 37,8 тысячи – это 5-ый результат среди субъектов Федерации. Однако по темпу прироста, который составил 9,4% к 2013 году, область только на 15 месте. И хотя данный показатель существенно выше среднероссийского – а это всего 3,9%, это, конечно, не может успокаивать.

Неплохой результат достигнут в динамике производительности труда. Причем Росстат предоставляет информацию по этому показателю с большим запозданием, поскольку рассчитывается он на основе валового регионального продукта.

Так, согласно официальной статистике, в 2013 году темп роста производительности труда в области составил 108,1% к уровню 2011 года. Для сравнения – в целом по стране этот показатель достиг 105%. При этом регион улучшил свой рейтинг на 8 позиций (по сравнению с предыдущим 2012 годом) и занял 24 место.

Одновременно по общему уровню безработицы (рассчитываемой по методологии МОТ) область заняла 13 место среди субъектов России. Следует понимать, что  производительность труда обратно пропорциональна числу занятых.

Поэтому обеспечение положительной динамики производительности труда при удержании достаточно высокого уровня занятости – это, действительно, хороший результат.

Вместе с тем достичь в 2018 году целевого значения, определенного Указом Президента России, – а именно 1,5 раза к уровню 2011 года – будет нелегко. Сделать предстоит гораздо больше, чем уже сделано.

И еще по двум показателям из числа целевых, установленных президентскими указами в сфере экономической политики, областные значения также выше среднероссийских. Так, доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте выросла на 9,4% (2013 год к уровню 2011 года), тогда как по России – на 3,7%. А отношение инвестиций в основной капитал к ВРП составило 30,3% (2013 год), в среднем по субъектам государства – 24,9%.

По величине высокотехнологичного и наукоемкого сектора экономики регион вышел на 4 место по России (поднявшись с 10 места в 2011 году), поэтому поддерживать высокие темпы его роста будет все сложнее.

Что касается инвестиционных процессов, то с 2010 года удается удерживать уровень инвестирования в области в диапазоне 28-30% от валового регионального продукта. По оценке, и в 2014 году область останется в этих же пределах.

В конце 2014 года падение рубля привело к жестким действиям Центробанка России, который резко поднял ключевую ставку рефинансирования. Это, в свою очередь, существенно ограничило доступность кредитных ресурсов. Данный фактор на итогах прошлого года не успел сказаться, но в текущем уже видно, по банковской статистике, замедление темпов кредитования предприятий реального сектора.

В начале нынешнего года Правительство региона обращалось в Правительство и Центробанк России по вопросу ключевой ставки. Центробанк будет ее снижать по мере уменьшения колебаний курса рубля и интенсивности потребительской инфляции. Есть надежда, что уже в текущем году она будет снижена до приемлемого уровня.

2. Основные направления региональной политики по повышению конкурентоспособности экономики

2.1. Стимулирование инвестиционной деятельности

Безусловно, в таких условиях возрастает значимость той поддержки Правительства области, которая направлена на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности – основных факторов экономического роста.

В 2014 году помощь получали 24 предприятия, реализующие приоритетные инвестиционные проекты. В результате объем предоставленных льгот по налогам составил около 1,5 миллиардов рублей. Более 70 миллионов рублей направлено на компенсацию процентной ставки по кредитам. В основном это проекты промышленных предприятий по увеличению глубины переработки, производству новых видов продукции в различных отраслях, в том числе в рамках локализации на территории области производства автокомпонентов и так далее.

Многие из этих проектов имеют значительный потенциал импортозамещения, что сейчас приобретает особую актуальность. В частности, в отчетном году введены в эксплуатацию два крупных предприятия.

Во-первых, это комплекс по выпуску поливинилхлорида компании «РусВинил», который не только покроет до 30% потребности российского рынка в этом продукте, но и позволит организовать производства новых товаров, для которых он является сырьем. И этот процесс уже начался: в 2014 году открыты новые заводы – по выпуску пластиковых автокомпонентов для сборочных мощностей концерна «Фольксваген» (ООО «Борышев Пластик Рус»), а также – по производству пищевых пленок ПВХ (ООО «Кларити»).

Еще один пример реализации приоритетных инвестпроектов – запуск в 2014 году завода по выпуску металлургического оборудования (ООО «Даниели Волга»), которое раньше было доступно только по импорту. Потребителями данной продукции будут крупные металлургические предприятия России, кроме того, планируется ее экспортировать и в другие страны.

Помимо этого, в конце 2014 года еще 4 проектам с общим объемом инвестиций 3,4 миллиарда рублей был присвоен статус приоритетных. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем, поскольку большинство таких проектов способствует развитию высокотехнологичных секторов экономики региона. При этом основным результатом их реализации является создание высокопроизводительных рабочих мест и увеличение производительности труда.

2.2. Поддержка технологической модернизации и инноваций

Эти же цели преследует и другое направление поддержки промышленности – стимулирование инновационной активности предприятий. Так, в 2014 году из областного бюджета получили поддержку 7 приоритетных инновационных проектов – общая сумма составила около 52 миллионов рублей, в том числе 17 миллионов рублей – компенсация процентной ставки, 34,6 миллиона рублей – налоговые льготы. Это позволило привлечь более 6 миллиардов рублей кредитных средств на их реализацию. Бюджетный эффект в прошедшем году составил более 96 миллионов рублей.

Есть среди них и импортозамещающие проекты. Например, внедрение новых технологий на предприятии «Русполимет» позволяет производить высококачественные изделия из жаропрочных сталей и сплавов для авиадвигателестроения, ракетостроения, энергетического и атомного машиностроения. Сегодня такие изделия поставляются из Германии и США.

В результате реализации этих мер поддержки на предприятиях увеличивается доля высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов.

Вместе с тем сохраняются все, уже ставшие традиционными, виды поддержки научных исследований и инноваций.

Это и премия имени Кулибина, и гранты Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники – в прошлом году профинансирован 61 проект.

Также совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере ежегодно проводится конкурс «У.М.Н.И.К.-НН». В 2014 году его победителями стали 25 проектов молодых ученых.

А в рамках совместного конкурса с Российским фондом фундаментальных исследований в прошлом году было поддержано 85 проектов научных коллективов и отдельных ученых на общую сумму 50 миллионов рублей.

Кроме того, продолжается развитие двух территориальных инновационных кластеров.

В 2014 году на Саровский кластер из областного бюджета было выделено 25 миллионов рублей и привлечена федеральная субсидия в размере 127,7 миллиона рублей. Эти средства были направлены на оснащение новейшим оборудованием инжинирингового центра кластера. В целом конечной целью является практическое применение результатов уникальных фундаментальных и прикладных научных исследований. А именно – создание систем моделирования сложных изделий на базе суперкомпьютеров, разработка средств промышленной автоматизации, создание новых материалов, в том числе наноматериалов. При этом количество компаний-участников кластера увеличилось с 29 в 2013 году до 43 – в 2014 году.

Что касается инновационного кластера в сфере автомобилестроения и нефтехимии, то он получил мощный импульс для дальнейшего развития с запуском «РусВинила». Уже готова инфраструктура для размещения новых участников кластера – это «зеленые» и «коричневые» площадки промышленных парков «Дзержинск-Восточный» и «Бор-Центральный», а также индустриального парка «Ока-полимер».

На их территориях могут размещать и уже размещают свои производства и другие предприятия, не входящие в кластер. Так, в парке «Бор-Центральный» появился новый резидент – немецкая компания «Джерман-пеллетс», которая будет строить завод по выпуску древесных гранул. Также с заявкой о реализации инвестпроекта обратилась компания «Домостроительный комбинат Норд Хаус». В промпарке «Дзержинск-Восточный» - уже 23 резидента, из них 6 привлечено в 2014 году, в индустриальном парке «Ока-полимер» - 21 участник.

Кроме того, продолжается реализация проекта по созданию биомедицинского кластера на территории Нижегородского государственного университета. В настоящее время идет строительство отдельного здания для Центра инновационного развития медицинского приборостроения. С этим проектом область участвует в федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности России». В 2014 году освоено 305 миллионов рублей федеральных средств.

2.3. Создание условий для ведения бизнеса и благоприятного инвестиционного климата

Еще одно важное направление – создание благоприятного делового и инвестиционного климата.

В рамках национальной предпринимательской инициативы уже не первый год происходит стандартизация деятельности органов исполнительной власти в данной сфере.

С одной стороны, это хорошо с точки зрения распространения лучшей практики. Опыт региона по организации работы с инвесторами в режиме «одного окна» тоже был использован и вошел одним из требований в Стандарт по инвестклимату. С другой стороны, это приводит к усилению конкуренции среди регионов в их деятельности по привлечению инвестиций. В такой ситуации, чтобы получить выигрыш, регион стремится быть лидером. Например, в 2013 году – в Нижегородской области одной из первых был внедрен Стандарт по инвестклимату.

Утверждена Инвестиционная стратегия Нижегородской области до 2025 года. Ежегодно Губернатор обращается к региональному сообществу с Инвестиционным посланием. Также разработан и ежегодно актуализируется «План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры».

Оценка регулирующего воздействия принимаемых нормативно-правовых актов – еще один элемент инвестстандарта – предусматривает обязательное их публичное обсуждение и корректировку. В результате достигается прозрачность намерений власти, а также компромисс интересов власти и бизнеса.

А в текущем году продолжено внедрение оценки регулирующего воздействия – уже на муниципальном уровне. С 1 января 2015 года эта работа ведется в Нижнем Новгороде, а с 2016 года – начнется в других муниципальных районах и городских округах.

В 2014 году по собственной инициативе область вошла в число пилотных регионов (всего их 6) по внедрению Стандарта развития конкуренции.

В прошлом году была разработана региональная «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции до 2020 года, подготовлен доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Нижегородской области».

2.4. Малый и средний бизнес как фактор конкурентной среды

Вместе с тем значимым фактором, формирующим конкурентную среду в экономике, являются и те условия, которые создаются для развития малого и среднего предпринимательства. Этот аспект работы регионального Правительства был целенаправленно усилен, начиная с 2006 года. В том числе за счет средств федерального бюджета, которые привлекаются в результате участия в конкурсах Минэкономразвития России.

Кардинально увеличен объем финансовой поддержки субъектов малого бизнеса – по итогам 2014 года он составил свыше 330 миллионов рублей. Для сравнения – это более чем в 40 раз больше объема поддержки в 2005 году. Причем две трети этих средств было направлено на возмещение части затрат предпринимателей на приобретение оборудования – поддержку получили 86 субъектов малого и среднего предпринимательства. На остальную сумму было выдано 369 грантов начинающим предприятиям на создание собственного дела.

В целях обеспечения большего охвата помощью субъектов предпринимательства с 2009 года на конкурсной основе софинансируются муниципальные программы поддержки малого бизнеса. Так, в 2014 году объем софинансирования программ 12 муниципалитетов – победителей конкурса составил 50 миллионов рублей. А всего за 6 лет таким образом было распределено 175 миллионов рублей. Субсидии получили 33 муниципалитета, и в рамках местных программ было поддержано более 1000 субъектов.

Кроме того, при поддержке Федерального агентства по делам молодежи в регионе реализуется программа, направленная на поддержку молодежного предпринимательства. В прошлом году был проведен бизнес-форум «Поволжье» с количеством участников – 500 человек в возрасте от 18 до 30 лет. В Школе молодого предпринимателя прошли обучение 1000 молодых людей, открывших или планирующих открыть свое дело. Также проведен конкурс молодежных инновационных команд «РОСТ», в котором приняли участие около 3000 человек.

Работу с молодежью Правительство области считает очень важной составляющей своей политики, поскольку это задел на будущее в развитии бизнеса, и не только малого.

Безусловно, отдельным направлением деятельности Правительства является обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства. В настоящее время в области действуют 8 бизнес-инкубаторов, резидентами которых становится все большее количество предприятий: в 2014 году их число достигло 126, тогда как в 2013 году их было всего 89.

А с 2009 года действует Агентство по развитию системы гарантий с целью обеспечения доступности для субъектов малого предпринимательства финансовых ресурсов. За 2009-2014 годы выдано поручительств на общую сумму около 2 миллиардов рублей, что позволило привлечь кредитные средства в размере 3,3 миллиарда рублей. Кроме того, выдано около 500 микрозаймов на сумму более 250 миллионов рублей.

В результате всех принимаемых мер вклад малого и среднего бизнеса в экономику региона увеличивается. За 2014 год его доля в валовом региональном продукте составляет уже почти четверть. Область занимает 2-е место в России по объему инвестиций в основной капитал и 6-е – по обороту малых предприятий.

2.5. Развитие агропромышленного комплекса

Еще одна важная тема – поддержка сельского хозяйства, поскольку эта отрасль экономики обеспечивает продовольственную безопасность.

Всего на развитие АПК, включая капвложения на село, в 2014 году выделено 5,4 миллиарда рублей, в том числе из областного бюджета – 3,6 миллиарда рублей, из федерального – 1,8 миллиарда рублей.

В 2014 году была увеличена до 30% доля средств, направляемых на компенсацию процентной ставки по кредитам (в 2013 году она составляла 24%). В результате объем привлеченных средств вырос, причем наиболее существенно по инвестиционным кредитам – в 1,4 раза в сравнении с 2013 годом.

В текущем году, учитывая ухудшение ситуации с доступностью финансовых ресурсов, проведена корректировка механизма субсидирования льготного кредитования в части увеличения ставки. Это федеральные требования, и Правительство их полностью выполняет.

В 2015 году открыты дополнительные лимиты из областного бюджета на поддержку АПК в объеме около 90 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на развитие молочного животноводства с применением современных технологических решений, а также на стабилизацию поголовья стада.

Кроме того, совместно с администрациями муниципальных районов проведена работа по увеличению количества ярмарочных мероприятий «Покупайте нижегородское». Всего в нынешнем году планируется провести 90 таких ярмарок, в Нижнем Новгороде торговля будет организована на 20 площадках.

Вместе с тем и другие виды поддержки сельского хозяйства являются исключительно востребованными в новых условиях. Так, начиная с 2010 года, целенаправленно осуществляется модернизация животноводства: предоставляются субсидии сельхозорганизациям на реализованное молоко, на строительство и реконструкцию животноводческих помещений. Причем около половины ежегодного объема поддержки сосредоточено именно на этом направлении.

В результате за последние 5 лет более 500 объектов реконструировано или построено с нуля, в том числе 63 – в 2014 году.

Кроме того, поддерживается развитие племенного дела, что обеспечивает высокий удельный вес племенных животных в общем поголовье – более 23% в прошлом году (для сравнения средний уровень по России – 12%).

Главным итогом проделанной работы стал тот факт, что в 2014 году в сельхозорганизациях получен рост производства молока – 102,7% к уровню 2013 года. При этом удельный вес молока первого и высшего сорта составил 98%. В общем в течение нескольких лет наблюдается ежегодный прирост среднего надоя молока на одну корову, в том числе в 2014 году – на 5%.

Вместе с тем развиваются и малые формы хозяйствования в животноводстве. Так, в 2012-2014 годах реализована программа по поддержке начинающих фермеров и семейных ферм. В результате 58 человек и 37 ферм получили гранты на общую сумму 117 миллионов рублей. Самое главное, что уже видны положительные итоги. Например, надой молока в фермерских хозяйствах в прошлом году вырос на 6,9%, производство яиц – на 52% к уровню 2013 года. Безусловно, эта работа будет продолжена, уже сформирована аналогичная программа до 2020 года.

Что касается растениеводства, то здесь помощь оказывается в виде субсидий на несвязанную поддержку, приобретение элитных семян, зерно- и кормоуборочных комбайнов.

В целом в 2014 году объем несвязанной поддержки составил около 530 миллионов рублей, в том числе 242 миллиона рублей – из областного бюджета. Субсидии предоставлены на площадь более 1 миллиона гектаров.

Кроме того, ежегодно затраты организаций на внесение удобрений субсидируются в рамках оказываемой несвязанной поддержки. В 2014 году было внесено 26,8 тысячи тонн минеральных удобрений, что на уровне 2013 года, и 1,5 миллиона тонн органических удобрений, что на 45 тысяч тонн больше уровня позапрошлого года.

Помимо этого, для повышения продуктивности земель в Нижегородской области с 2013 года возобновлены работы по известкованию и фосфоритованию почв. Для этого было создано государственное бюджетное учреждение «Агротеххимцентр», что позволило в разы увеличить площадь обрабатываемых земель. Всего за год проводится известкование 15 тысяч гектаров и фосфоритование 10 тысяч гектаров.

Целенаправленная поддержка оказывается укреплению материально-технической базы сельского хозяйства. За 2014 год было приобретено порядка 350 тракторов и комбайнов, около 500 единиц другой техники и оборудования на общую сумму 1,2 миллиарда рублей.

В итоге намолочено более 1 миллиона тонн зерна, что составляет 122% к 2013 году. На уровне прошлого года собрано картофеля – 837 тысяч тонн и овощей – 354 тысячи тонн.

Несмотря на то, что регион относится к зоне рискованного земледелия, он занимает 8-е место в России по сбору картофеля и 11-е – по сбору овощей.

2.6. Развитие системы профессионального образования и рынка квалифицированного труда

Процессы модернизации, которые разворачиваются в реальном секторе экономики, были бы невозможны без соответствующего кадрового обеспечения.

Деятельность Правительства области по адаптации системы профессионального образования направлена на приближение структуры и объема подготовки специалистов к потребностям работодателей и инвесторов.

В регионе на основе государственно-частного партнерства создана сеть ресурсных центров, в которых готовят квалифицированные кадры для высокотехнологичных отраслей экономики. В настоящее время работает 18 таких учреждений, оснащенных уникальным оборудованием, 2 из которых открыты в 2014 году, а 1 – уже в 2015 году. Всего в 2007-2014 годах на их базе обучено более 35 тысяч человек, в том числе в 2014 году – свыше 9 тысяч человек.

Кроме того, с целью реализации майских Указов Президента созданы 3 многофункциональных центра прикладных квалификаций. За период деятельности в них прошли обучение около 14 тысяч человек по приоритетным для экономики региона профессиям и направлениям подготовки.

На конкурсной основе в регион привлекаются федеральные средства на разработку и внедрение программ модернизации профессионального образования. В 2011-2014 годах сумма составила 75 миллионов рублей. В результате создано 12 центров профкомпетенций по отрасли «Машиностроение» и 3 инновационные учебно-производственные лаборатории по направлению «Выпуск высокотехнологичных систем противоракетной и противовоздушной обороны».

Также из областного бюджета поддерживается внедрение учреждениями профобразования инновационных образовательных программ. В 2014 году трем организациям-победителям выделено по 8,8 миллиона рублей.

За последние три года в регионе наблюдается положительная динамика трудоустройства выпускников на предприятиях с высокотехнологичным оборудованием. Это подтверждает эффективность реализуемых образовательных проектов.

2.7. Повышение доступности энергетической инфраструктуры, газификация

Не менее значим вопрос повышения доступности энергетических ресурсов и развития транспортной инфраструктуры.

В 2014 году продолжалось строительство высоковольтной линии от Костромской ГРЭС к Нижегородскому энергоузлу. Готовность объекта составляет около 50%, окончание работ запланировано на конец 2015 года.

Кроме того, велось строительство новых и реконструкция действующих электросетевых объектов в Нижнем Новгороде и в районах региона для создания возможности подключения дополнительных потребителей электроэнергии в рамках реализации программ развития производительных сил и социальной сферы.

Из завершенных проектов наиболее крупные – это полная реконструкция подстанции «Сухобезводное» и ввод в эксплуатацию новой подстанции «Стрелка», которая позволит обеспечить надежное электроснабжение и покрытие требуемых электрических нагрузок в Канавинском районе областного центра.

Также среди проектов по развитию собственной генерации следует отметить успешное завершение реконструкции Новогорьковской ТЭЦ.

Помимо этого, в прошлом году были продолжены проектные работы по стратегически важным объектам, определяющим перспективу развития газоснабжения Нижегородской области. Это газопровод-отвод и газораспределительная станция «Горбатовка» и реконструкция газопровода-отвода и ГРС «Митино».

На разных стадиях (от проектирования до строительства) осуществлялись проекты по строительству межпоселковых, распределительных газопроводов с доведением природного газа до потребителей в конкретных населенных пунктах в Уренском, Кулебакском, Балахнинском, Краснобаковском районах, городе Дзержинске.

Всего в 2014 году построено 460 километров газовых сетей, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2013 году, причем большая часть (73,6%) – в сельской местности.

2.8. Повышение качества транспортной инфраструктуры

В рамках развития транспортной системы реализуются несколько крупных проектов.

Полным ходом идет строительство моста-дублера через Волгу. За 2013-2014 годы на этом объекте выполнены работы в объеме 2,6 миллиарда рублей. В текущем году на эти цели запланировано выделение 1,9 миллиарда рублей, из них 1,4 миллиарда рублей – из федерального бюджета.

Также продолжается строительство Южного обхода города Нижнего Новгорода. Правительство области ставит задачу завершения работ в 2016 году. В 2014 году финансирование объекта составило 1,5 миллиарда рублей – равными долями из федерального бюджета и регионального дорожного фонда. В 2015 году будет направлено более 2,8 миллиарда рублей, из них 1,8 миллиарда рублей – федеральные.

В рамках реализации проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург» в 2014 году заключено соглашение между Правительством области, компанией «РЖД» и «Международным аэропортом Нижний Новгород» о сотрудничестве по организации интермодального транспортного узла на базе аэропорта с развитием прилегающей территории. Размещение железнодорожного вокзала в районе международного аэропорта позволит к 2020 году увеличить пассажиропоток на 6 миллионов человек за счет транзитных пассажиров.

Кроме того, в отчетном году завершены проектные работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы международного аэропорта, которую планируется закончить в 2017 году. Объем выделяемых на этот проект средств составляет 7,3 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета – 5,4 миллиарда рублей. Покрытие полосы будет усилено, а сама она – удлинена до 3 километров. Это позволит принимать самолеты Боинг-747-400, АН-124 «Руслан», ИЛ-96-300. Начиная с июля, по результатам конкурса начнется реализация проекта.

Также в 2015 году планируется завершение 1 очереди строительства пассажирского терминала на территории аэропорта – финансирование осуществляется за счет средств самого аэропорта в размере 4,4 миллиарда рублей.

В рамках подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу предусмотрено продление линии метрополитена от станции «Московская» до станции «Стрелка». Уже сейчас выполнены проектные работы, получены положительные заключения государственной экспертизы. В настоящее время ведется подготовка территории: осуществляется вынос сетей водопровода и канализации из зоны строительства, устройство электроснабжения стройплощадки.

В 2015 году на финансовое обеспечение мероприятий по развитию нижегородского метрополитена будет использован межбюджетный трансферт из федерального бюджета в размере 884,5 миллиона рублей.

Кроме того, в прошлом году осуществлялось строительство 13 автомобильных дорог, 7 из которых (протяженностью 13,2 километра) были введены в эксплуатацию.

А также – 3-х мостовых переходов, 2 из которых также начали функционировать. Помимо этого, отремонтировано 88,3 километра автомобильных дорог регионального значения.

Бюджетам муниципалитетов на ремонт автодорог местного значения из регионального дорожного фонда были предоставлены субсидии – более 440 миллионов рублей, финансирование из местных бюджетов составило 160 миллионов рублей.

Правительство региона и впредь будет уделять большое внимание наращиванию возможностей энергетической и транспортной инфраструктуры, поскольку считает это необходимым условием дальнейшего стабильного экономического и социального развития области.

3. Политика повышения качества жизни населения

3.1. Рост уровня жизни населения

Безусловно, все усилия по развитию экономики области направлены, в первую очередь, на обеспечение роста качества жизни нижегородцев.

В 2014 году продолжилась положительная динамика основных показателей уровня жизни населения.

Так, среднедушевые доходы выросли относительно 2013 года на 14,1% и составили около 28 тысяч рублей за месяц, впервые превысив аналогичный показатель по Российской Федерации. В реальном выражении денежные доходы увеличились на 5%, тогда как в среднем по стране отмечалось уменьшение показателя (на 0,5%).

Продолжает снижаться доля бедного населения (с доходами ниже прожиточного минимума). Если в 2005 году она составляла 17,5%, то по итогам прошлого года – уже 8,5% (в РФ – 10,8%).

Средняя заработная плата выросла к уровню 2013 года на 8,5% и составила почти 26 тысяч рублей. На темпы роста показателя существенное влияние оказало увеличение зарплаты бюджетников, что связано с ее доведением до целевых соотношений, установленных в «майских» указах Президента.

Например, по итогам года зарплата работников культуры увеличилась по сравнению с 2013 годом на 34,6%, преподавателей и мастеров начального и среднего профессионального образования – на 27,6%, социальных работников – на 27,2%, педагогов дополнительного образования – на 24,2%.

С учетом проведенного в минувшем году повышения, область занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО по уровню зарплаты в бюджетной сфере.

3.2. Обеспечение занятости населения

Лучше, чем в целом по России, складывается ситуация и на региональном рынке труда. По итогам 2014 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,49%, тогда как в целом по России – 1,2%. Это самый низкий показатель среди субъектов ПФО (в РФ – 5 место). Уровень общей безработицы в регионе (по методологии МОТ) также ниже среднероссийского – 4,2% против 5,2%.

По состоянию на 1 мая текущего года в качестве безработных зарегистрированы 10,5 тысячи человек. Показатель составил 0,58% (по России – 1,3%, по ПФО – 1,1%).

По данным на конец апреля текущего года, работодателями заявлены к высвобождению около 5 тысяч человек. Вместе с тем, существующие потребности в рабочей силе значительно выше показателей высвобождения и позволяют обеспечивать занятость увольняемых. На 1 мая 2015 года работодателями заявлено в службу занятости около 25 тысяч вакансий.

Кроме того, принята программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения по снижению напряженности на рынке труда. В ее рамках на 39 предприятиях области планируется организовать временную занятость для 8,6 тысячи работников и провести профессиональное обучение 2 тысяч сотрудников, находящихся под риском увольнения. На мероприятия данной программы будет направлено 153,5 миллиона рублей, в том числе субсидии федерального бюджета – 146 миллионов рублей.

В целом ситуация на рынке труда управляемая и находится под контролем. Значительного роста безработицы не ожидается.

3.3. Повышение качества и доступности услуг социальной сферы

3.3.1. Социальная поддержка, в том числе граждан с ограниченными возможностями

Еще одним существенным направлением деятельности Правительства является социальная поддержка населения.

Это 86 видов выплат, в том числе 67 областных. При этом 27 из них введены во исполнение федерального законодательства, 40 выплат – инициативные, установленные исходя из возможностей регионального бюджета.

В целом в 2014 году объем выделенных на эти цели средств составил 18,8 миллиарда рублей, в том числе из областного бюджета – 13,8 миллиарда рублей. Получателями денежных выплат и иных мер социальной поддержки на территории региона являются более 1 миллиона человек.

Безусловно, особое внимание уделяется многодетным и малоимущим семьям как наиболее социально уязвимым категориям населения. На областном уровне таким семьям в 2014 году предоставлялись 23 выплаты.

С января 2013 года осуществляется ежемесячная выплата на третьего ребенка.

В 2014 году ее размер составил 6 тысяч 362 рубля, количество получателей – 5 тысяч 874 человека. В результате такой целенаправленной поддержки за 2014 год количество многодетных семей увеличилось на 11,5% (на 1787 семей).

Отдельным категориям граждан (в том числе многодетным семьям, ветеранам труда, инвалидам и др.) предоставляются ежемесячные денежные компенсации и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Эту помощь получили более 900 тысяч человек на общую сумму 9,4 миллиарда рублей.

В области объем мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ для многодетных семей (50%) превышает рекомендованный на федеральном уровне (30%).

Важным направлением остается реализация комплекса мер по поддержке граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Общая численность людей пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание, ежегодно составляет более 1 миллиона человек.

В 2014 году на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности было выделено 136,3 миллиона рублей, адаптировано 40 учреждений соцсферы.

В рамках реализации указов Президента России для содействия в трудоустройстве данным категориям граждан создаются специально оборудованные рабочие места. В 2014 году на них принято 334 инвалида. Кроме того, на рабочие места, квотируемые для граждан с ограниченными возможностями в соответствии с областным законом, трудоустроено более 300 человек.

По данным Минтруда России, по уровню трудоустройства инвалидов область уже 5 лет входит в первую десятку субъектов страны.

3.3.2. Модернизация здравоохранения, улучшение демографической ситуации и формирование здорового образа жизни

Безусловно, ключевая задача – укрепление здоровья жителей области, повышение продолжительности их жизни. Поэтому особое внимание Правительство уделяет совершенствованию системы здравоохранения.

В результате в регионе стабильно сохраняются позитивные демографические тенденции. За девять лет (2014 год к 2005 году) смертность населения сократилась на 20,5%, рождаемость увеличилась на 33,7%.

Значимым результатом работы Правительства по развитию системы здравоохранения и созданию условий для здорового образа жизни стало увеличение продолжительности жизни населения по сравнению с 2005 годом на 6,1 года (с 63,4 до 69,5 лет).

В области расширяется сеть профильных учреждений (сосудистых, онкологических, травматологических, перинатальных, родовспомогательных), принимаются меры по устранению дефицита медицинских кадров.

За год значительно – в 1,4 раза – увеличились объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи: в 2014 году ее получили около 14 тысяч человек, в том числе почти 2 тысячи детей.

Бесспорным приоритетом является профилактика и раннее выявление заболеваний. Поэтому охват взрослого населения диспансеризацией увеличен в 1,7 раза к уровню 2013 года, детей и подростков – в 1,2 раза (всего осмотрено 850 тысяч человек).

В области действуют 14 центров здоровья для взрослых и 7 – для детей и подростков. Ежегодно они обслуживают порядка 110 тысяч человек.

Важно, что эффективность проводимой работы находит отражение в положительной динамике большинства целевых показателей, установленных «майскими» Указами Президента России.

Например, по итогам 2014 года смертность от основной причины – болезней системы кровообращения – снизилась на 6,7% к уровню 2013 года.

Важным направлением деятельности является и снижение смертности от новообразований. По сравнению с 2013 годом показатель уменьшился на 2,1%.

В настоящее время практически завершены строительно-монтажные работы по поликлинико-диагностическому центру Нижегородского онкологического диспансера. Закупку высокотехнологичного медицинского оборудования, его монтаж и пуско-наладку планируется завершить в августе текущего года.

А в сентябре 2014 года был продлен путь следования маршрута 98 по улице Деловой, обустроены остановочные пункты, расположенные в пешеходной доступности от здания центра.

Особое внимание Правительство уделяет совершенствованию службы родовспоможения. С этой целью в регионе осуществляется централизация акушерской помощи на базе межрайонных перинатальных центров с обеспечением круглосуточного дежурства анестезиологов-реаниматологов и неонатологов. На сегодняшний день действуют 13 таких учреждений, 2 из которых введены в 2014 году (на базе Починковской и Семеновской ЦРБ).

В текущем году планируется завершение строительства перинатального центра в Дзержинске на 150 мест, общая сумма финансирования составляет более 1 миллиарда рублей.

Также улучшению демографических показателей способствует и работа Правительства области по созданию условий для здорового образа жизни.

В настоящее время 29% нижегородцев регулярно занимаются физической культурой и спортом. Это в 3,5 раза больше, чем в 2005 году.

В регионе открыто 27 физкультурно-оздоровительных комплексов (24 из них - в районах). Средняя ежедневная загрузка каждого из них составляет около тысячи человек. В 2014 году в секциях ФОКов занимались более 21 тысячи ребят. По сравнению с 2013 годом на 18% увеличилось число пенсионеров и на 36% – число инвалидов, посещающих данные центры.

В прошедшем году в рамках государственно-частного партнерства начато строительство ФОКов в Арзамасском, Починковском и Городецком районах, ледовых дворцов в Сеченовском и Навашинском районах. Ввод этих объектов в эксплуатацию планируется в текущем году.

Всего в 2014 году на чемпионатах, первенствах, кубках мира и Европы, Сурдолимпийских играх нижегородские спортсмены завоевали 170 медалей, в том числе 73 золотых, 52 серебряные и 45 бронзовых.

3.3.3. Развитие образования, включая дошкольное, и культуры

Безусловно, не менее важным направлением деятельности Правительства является совершенствование системы образования.

 

Здесь один из наиболее актуальных вопросов – ликвидация очередности в дошкольных учреждениях. На решение проблемы в прошлом году направлено более 1,8 миллиарда, в том числе около 640 миллионов рублей – из консолидированного бюджета области. В итоге введено около 3,4 тысяч новых мест, охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием увеличился до 98%. Ближайшая задача – обеспечить к 2016 году 100% доступность дошкольного образования для ребят.

Всего в результате строительства, реконструкции и ремонта введен 21 объект в сфере образования, в том числе 17 детсадов.

Кроме того, в 2014 году продолжена реализация приоритетного национального проекта «Образование». В его рамках из средств областного бюджета выделено более 36 миллионов рублей на поддержку 27 учреждений всех видов, внедряющих инновационные программы. И около 11 миллионов рублей – на поощрение 112 лучших педагогических работников дошкольного, дополнительного, общего и профессионального образования.

Также успешно действует система поддержки талантливой молодежи – школьников, студентов, аспирантов. Ежегодно из регионального бюджета на выплату более 30 именных стипендий выделяется порядка 7 миллионов рублей. В работе Нижегородской сессии молодых ученых ежегодно принимают участие свыше 700 человек, которые представляют все ведущие вузы области, институты Российской академии наук, институты Росатома, промышленные предприятия.

Что касается единого государственного экзамена, то его итоги в регионе по всем показателям были лучше, чем в целом по России.

Радуют и результаты Всероссийской олимпиады школьников – 19 ребят стали обладателями премии Президента. А нижегородский школьник Калинин Николай второй раз вошел в состав национальной сборной страны и завоевал золотую медаль на международной олимпиаде по информатике.

Еще одна сфера внимания – развитие культуры.

И, прежде всего, укрепление материально-технической базы государственных учреждений культуры.

В 2014 году на строительство, реконструкцию и ремонт 21 объекта этой сферы из областного бюджета было направлено около 145 миллионов рублей.

В том числе был реализован пилотный проект по строительству модульных домов культуры в селе Новоселки Вачского района и рабочем поселке Фролищи Володарского района.

Вместе с тем в лучшие помещения переведены 17 библиотек 13 районов, в 49-ти – сделан капитальный ремонт.

2014 год был годом культуры. В его рамках было организовано как никогда много всевозможных выставок, театральных премьер и фестивалей.

В числе крупных, традиционно проводимых мероприятий, можно выделить масштабный XIII Международный фестиваль искусств имени Сахарова «Русское искусство и мир», в котором приняли участие более 300 представителей из России, Франции, Венгрии, США, Италии. А в рамках XIII Московского Пасхального фестиваля состоялся концерт «Страдивари-ансамбля» Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Кроме того, прошло несколько значительных событий нового формата.

Это первый фестиваль электронной музыки и технологий европейского масштаба «Alfa Future People», который за 3 дня посетили более 30 тысяч человек. И первый областной фестиваль молодежных инициатив в сфере культуры «ArtLook», по итогам которого создан электронный банк творческих идей.

3.4. Обеспечение граждан доступным жильем и коммунальными услугами, в том числе поддержка многодетных семей

Не теряет актуальности задача обеспечения граждан жильем.

Для ее решения реализуется несколько программ. В их рамках в 2014 году предоставлена господдержка 183 семьям учителей, врачей, работников соцзащиты (75,7 миллионов рублей из областного бюджета). 4 тысячи 270 молодых специалистов получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий (объем поддержки - 741 миллион рублей). 35 молодых учителей приобрели жилье на условиях льготного ипотечного кредитования.

Также важно, что в 2014 году улучшили жилищные условия 165 ветеранов Великой Отечественной войны, были обеспечены жильём 250 детей-сирот.

Кроме того, особое внимание уделяется поддержке многодетных семей при строительстве жилья. Так, в прошлом году данной категории граждан предоставлено 1055 участков.

На их обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой было направлено около 106 миллионов рублей (необходимой инфраструктурой обеспечено 478 участков).

Вместе с тем с 2014 года в области действует программа «Жилье для российской семьи». Ее участники (работники государственных и муниципальных бюджетных учреждений, проживающие на территории области не менее пяти лет) имеют возможность приобрести жилье экономкласса по цене, не превышающей 35 тысяч рублей за 1 квадратный метр. При необходимости им предоставляются ипотечные кредиты на льготных условиях. На настоящий момент времени в программе участвуют около 500 семей.

Помимо этого, продолжается работа по переселению граждан из аварийного фонда. В 2014 году расселено около 300 домов, более 4 тысяч человек улучшили жилищные условия.

3.5. Безопасность проживания

Обязательная составляющая деятельности Правительства – мероприятия по обеспечению безопасности населения.

Так, на профилактику преступлений в 2014 году было выделено около 405 миллионов рублей. В целом за год общее количество зарегистрированных преступлений (в расчете на 100 тысяч человек населения) снизилось на 18%.

В Нижнем Новгороде реализуется проект «Безопасный город» (общей стоимостью более 1 миллиарда рублей). В его рамках создана система видеонаблюдения (более 600 камер), установлено более 200 пультов экстренной связи – консолей «Гражданин – полиция» и свыше 70 комплексов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения.

Что касается экологической безопасности, то здесь одним из важнейших направлений является совершенствование системы обращения с отходами.

В 2014 году рекультивированы свалки в городах Заволжье, Бор и Городец, а также в Ковернинском и Сокольском районах.

Кроме того, в прошлом году было выявлено 235 несанкционированных свалок, 108 из которых были ликвидированы. По остальным – проводятся необходимые мероприятия совместно с органами местного самоуправления.

Также введен в эксплуатацию третий (с 2012 года) межмуниципальный комплекс утилизации ТБО в Балахнинском районе (ранее введены комплекс в Городецком районе и «Новоигумново» в городе Дзержинск).

Безусловно, особое внимание уделяется мониторингу пожарной безопасности в лесах.

Благодаря действующей системе обнаружения пожаров в 2014 году удалось не допустить крупных возгораний.

Вместе с тем в прошлом году значительно (на 65%) перевыполнен план по воспроизводству лесов: работы по посадке молодняка и уходу за ним проводились на площади более 11 тысяч гектаров.

За год расчищено более 3 тысяч гектаров горельников, образовавшихся в результате пожаров 2010 года. По объемам лесовосстановительных работ Нижегородская область на первом месте в ПФО.

4. Эффективность региональной власти

4.1. Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

Динамика социально-экономического развития области во многом зависит от эффективности управленческого корпуса, от слаженности работы законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления.

В 2014 году, несмотря на сложную ситуацию в стране, по основным бюджетным показателям достигнуты положительные результаты.

Так, доходы консолидированного бюджета составили 149,3 миллиарда рублей, что на 7,2% выше уровня 2013 года. Рост в основном сложился за счет налогов на доходы физических лиц и на имущество. Расходы возросли на 7,3% до 161 миллиарда рублей. Сохранилась их социальная направленность: объем финансирования соцсферы составил 107 миллиардов рублей, или 66,5% общих расходов.  Дефицит консолидированного бюджета – 11,7 миллиарда рублей.

Что касается государственного долга области, то он составил 66 миллиардов рублей. При этом долговая нагрузка по сравнению с 2013 годом снизилась с 65% до 63,4%. В течение года структура госдолга постоянно оптимизировалась, что позволило минимизировать риски наступления «пиков платежей».  Так, например, привлекались бюджетные кредиты сроком до 30 дней под льготную ставку 2,06%, а с августа 2014 года – по ставке 0,1%. Это позволило рефинансировать кредиты коммерческих банков и сократить расходы на обслуживание долга более чем на 300 миллионов рублей.

В 2015 году по решению трехсторонней комиссии при федеральном Министерстве финансов предусмотрено предоставление Нижегородской области бюджетного кредита на замещение рыночных долговых обязательств на сумму около 8 миллиардов рублей.  В настоящее время готовится обращение Правительства региона в адрес Минфина России о его выделении.

В целом при исполнении бюджета 2014 года были соблюдены все требования Бюджетного кодекса Российской Федерации по предельному объему дефицита, государственного долга и расходам на его обслуживание.

Также в соответствии с изменением федерального законодательства в 2014 году внедрена контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.  Была осуществлена централизация закупок социально-значимой продукции.  Экономия, образовавшаяся за счет формирования единых лотов с оптовым уровнем объемов поставок и снижения цены, составила порядка 900 миллионов рублей.

Проводилась экспертиза сметной документации объектов строительства, формировались рекомендуемые предельные цены на продукцию для государственных нужд. Это позволило снизить стоимость госзаказа на 780 миллионов рублей.

4.2. Внедрение системы стратегического планирования

Сейчас область в соответствии с федеральным законодательством переходит на единый формат стратегического планирования. Работа рассчитана до 2017 года. В прошлом году принят соответствующий региональный закон, определены сроки подготовки необходимых документов.

4.3. Итоги реализации госпрограмм области. Привлечение в область федеральных средств в рамках госпрограмм РФ, ФЦП и ФАИП.

Также в 2014 году был осуществлен переход к формированию программного бюджета.

Впервые областной бюджет на 2015 год и на период до 2017 года на 95% сформирован на основе госпрограмм. При этом в них в качестве индикаторов их выполнения включены целевые показатели из «майских» указов Президента России.

В целом в 2014 году на реализацию госпрограмм было направлено 29% расходов областного бюджета (39,2 миллиард рублей), в том числе наибольший объем средств – на социальную поддержку граждан, развитие здравоохранения, транспортной системы, сельского хозяйства. Объем финансирования объектов капитального строительства по госпрограммам составил около 10 миллиардов рублей.

В рамках реализации федеральных целевых и государственных программ, а также 81 объекта федеральных адресных инвестиционных программ в 2014 году было привлечено 42 миллиарда рублей, что в 1,3 раза превышает уровень 2013 года.

Их большая часть была направлена на развитие промышленности, социальную поддержку граждан, улучшение качества медицинской помощи. В 2015 году ожидается поступление федеральных средств на уровне 2014 года.

4.4. Оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, создание МФЦ

Еще одним направлением повышения эффективности и стандартизации работы органов власти является предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.  К концу прошлого года на соответствующем Портале области была доступна информация о порядке получения почти 2,5 тысячи услуг, размещено около 150 электронных форм заявлений, имелась возможность отслеживать ход их исполнения. Всего за год электронной формой получения услуг воспользовалось около 35% граждан.

Кроме того, за 2013-2014 годы создано 63 многофункциональных центра, действующих  по принципу «одного окна», в том числе 38 – в прошлом году. Сеть МФЦ действует на территории всех районов и городских округов и охватывает более 90% населения. В целом за 2014 год центрами было оказано свыше 600 тысяч услуг (в 2013 году – свыше 28 тысяч).

В соответствии с Указом Президента России уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг должен составить к 2018 году 90%.  В Нижегородской области уже в 2014 году он составил 85%.

Создание таких многофункциональных центров и оказание услуг в электронном виде значительно снижает вероятность возникновения коррупционных проявлений в деятельности органов власти.

4.5. Меры по противодействию коррупции

Тем не менее, работа по противодействию коррупции продолжается. Так, в прошлом году проведена антикоррупционная экспертиза свыше тысячи проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, действовал региональный межведомственный антикоррупционный совет и аналогичные советы при главах администраций городских округов и районов.  В 2014 году, по данным Ассоциации адвокатов России по правам человека, область вошла в число 10 регионов с наименьшим уровнем коррупции.

4.6. Взаимодействие с ОМСУ

Безусловно, работа Правительства, как и в предыдущие годы, строилась в тесной связи с органами местного самоуправления. В том числе в рамках реализации программ развития производительных сил, планов модернизации моногородов, создания благоприятного инвестиционного климата.

Продолжалась реализация проекта поддержки местных инициатив. Стартовав в 2013 году в 5 пилотных районах, он быстро стал популярным, и уже в 2014 году в нем участвовали 26 районов и городских округов.  В результате было реализовано 192 проекта общей стоимостью 180 миллионов рублей, из них 100 миллионов рублей – средства областного бюджета.

Деньги были вложены в наиболее важные для населения объекты: благоустройство территорий, улично-дорожную сеть, ремонт и оборудование муниципальных учреждений спорта, культуры и досуга, водоснабжение.  Итоги реализации проекта позволили принять решение о расширении его географии до 50 территорий и увеличении финансирования из областного бюджета в 2015 году до 150 миллионов рублей.

4.7. Взаимодействие с общественными организациями и населением, обеспечение межнационального согласия

Отдельная тема – поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. В 2014 году ее получили более 40 НКО в виде субсидий и грантов областного бюджета на реализацию проектов. Еще 43 проекта было поддержано на привлеченные из федерального бюджета средства.

Большое значение придается диалогу с жителями.

Всего в 2014 году в Правительство области поступило 37,6 тысячи обращений граждан.

В регионе продолжается практика телеконсультаций в режиме «on-line», горячих телефонных и интернет-линий, прямых теле- и радиоэфиров, личных встреч.

4.8. Взаимодействие с ОЗС

Как и прежде, Правительство активно сотрудничало с Законодательным Собранием.

Так, в 2014 году из 200 принятых Законов Нижегородской области 128 внесено на рассмотрение Губернатором. Особенно насыщенным был конец  года, когда на федеральном уровне были приняты важные изменения в налоговом законодательстве.

Благодаря оперативной работе депутатов соответствующие изменения в региональную нормативную базу были внесены буквально за неделю. В результате таких слаженных действий Правительства и Законодательного Собрания в консолидированный бюджет области в 2015 году может поступить свыше 300 миллионов рублей дополнительных налоговых платежей.

И это только один из примеров успешной совместной работы.

Правительство области и в дальнейшем будет уделять значительное внимание вопросам взаимодействия с Законодательным Собранием.

2015 год ставит перед Правительством области новые задачи.

Высокие процентные ставки по кредитам негативно отражаются не только на деятельности хозяйствующих субъектов. Они, естественно, привели к уменьшению объемов потребительского кредитования и, соответственно, к снижению спроса. Всплеск инфляции в 1 квартале текущего года отрицательно сказался, прежде всего, на реальных доходах населения и, конечно, на физических объемах основных показателей.

Вместе с тем, пик инфляции пройден, Центробанк уже начал снижать ключевую ставку.

В начале года Правительством России был принят План первоочередных мер по обеспечению устойчивого экономического развития и социальной стабильности, в соответствии с которым в 2015 году выделяются дополнительные средства на поддержку экономики и социальной сферы. Все субъекты страны в рамках своих полномочий разработали соответствующие региональные планы.

В области сформирован перечень системообразующих предприятий, проводится регулярный мониторинг их финансово-экономического состояния, проблемные вопросы развития конкретных предприятий и территорий рассматриваются на Координационном совете.

Кроме того, разработана областная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Ведется ежедневный мониторинг занятости населения и своевременной выплаты заработной платы.

Также в настоящее время проводится работа по включению производственных мощностей нижегородских предприятий в федеральные отраслевые планы импортозамещения. Ряд компаний подали заявки на использование средств федерального Фонда развития промышленности.

Основная задача – привлечь в область максимально возможный объем дополнительных ресурсов, федеральных средств и частных инвестиций, которые можно направить и на поддержание спроса, и на дальнейшие модернизацию и развитие.

А также – в максимальной степени смягчить негативную реакцию региональной экономики на неблагоприятные внешние условия. Сложная задача стоит и перед финансистами – в этих непростых условиях обеспечить сбалансированность бюджета.

Значение совместной работы Правительства и Законодательного Собрания будет только возрастать в свете последних геополитических событий. Общие усилия помогут справиться с любыми вызовами.

Дата создания страницы: 02.06.2015
Дата модификации страницы: 02.06.2015