Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей

О результатах проведения антикоррупционного мониторинга за 2014 год

Сводный отчет

  о результатах проведения антикоррупционного мониторинга

на территории Нижегородской области

в 2014 году

 

         Антикоррупционный мониторинг на территории Нижегородской области проводится в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.03.2008    №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» и постановлением Правительства Нижегородской области от 23.09.2009 №685 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области» (далее – Порядок, Порядок проведения антикоррупционного мониторинга).

В проведении антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области принимали участие в рамках своей компетенции органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области, прокуратура Нижегородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ГУ МВД России по Нижегородской области, ГУ Минюста России по Нижегородской области).

При составлении сводного отчета о результатах проведения антикоррупционного мониторинга использовались:

         - информационно-аналитические материалы правоохранительных органов Нижегородской области об объеме и структуре преступности коррупционного характера в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и создаваемых ими государственных учреждений;

- материалы социологических опросов населения, представителей малого и среднего предпринимательства, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области[1], а также материалы независимых опросов общественного мнения, опубликованные в средствах массовой информации Нижегородской области;

- информационно-аналитические материалы прокуратуры Нижегородской области о надзоре за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции;

- результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов[2];

- информация о результатах проверок соблюдения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой;

- мониторинг деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области;

- результаты мониторинга публикаций в средствах массовой информации Нижегородской области по антикоррупционной тематике, а также результаты опросов общественного мнения, опубликованные в средствах массовой информации;

- материалы работы приемной Губернатора и Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области в части приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях.

Целями антикоррупционного мониторинга, в числе прочих, явились своевременное приведение правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствие с федеральным антикоррупционным законодательством, разработка и реализация планов противодействия коррупции.

С учетом требований антикоррупционного законодательства были приняты новые и внесены необходимые изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты Нижегородской области, в том числе:

Законом Нижегородской области от 02.06.2014 №65-З «О внесении изменений в статью 4 Закона Нижегородской области «О государственной гражданской службе Нижегородской области» дополнены полномочия Губернатора области в части утверждения  порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного  характера  гражданских служащих и членов их семей,  а  также  сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена  сделка  по  приобретению  земельного  участка,  другого  объекта недвижимости,  транспортного  средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев  в  уставных  (складочных)  капиталах  организаций), если сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три последних  года,  предшествующих  совершению  сделки, на официальных сайтах государственных  органов  области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования.

Указом Губернатора Нижегородской области от 05.03.2014 №11  определен порядок сообщения лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, должности государственной гражданской службы Нижегородской области, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации. Руководителям органов местного самоуправления Нижегородской области рекомендовано разработать и утвердить соответствующие правовые акты.

Указом Губернатора Нижегородской области от 16.07.2014 №75           внесены изменения в Порядок размещения сведений, предусмотренных Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», на официальных сайтах государственных органов Нижегородской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утвержденный Указом Губернатора Нижегородской области от 11.05.2010 №19.

В целях реализации Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части внедрения ротации механизмов на государственной гражданской службе Указом Губернатора Нижегородской области от 06.06.2014 №47 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Нижегородской области категории «руководители» с контрольными (надзорными) функциями, по которым предусматривается ротация гражданских служащих в отдельных органах исполнительной власти Нижегородской области.

Указом Губернатора Нижегородской области от 01.12.2014 №149 утвержден план проведения ротации государственных гражданских служащих Нижегородской области.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 30.10.2013 №Пр-2689 издано распоряжение Губернатора Нижегородской области от 28.01.2014 №95-р о возложении персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы на должностных лиц в Правительстве Нижегородской области и в органах исполнительной власти Нижегородской области.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 14.08.2014
№1379-р «О некоторых мерах по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой и замещением государственной должности Нижегородской области» органам исполнительной власти Нижегородской области для обеспечения соблюдения запретов на осуществление предпринимательской деятельности и участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией определен порядок направления запросов для получения информационно-справочных материалов в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, до назначения их на должность гражданской службы, и государственных гражданских служащих.

В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений на государственной гражданской службе Нижегородской области и в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821
«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» распоряжением Губернатора Нижегородской области от 15.08.2014 №1386-р сформирована высшая комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов, утверждены Положение и состав данной комиссии.

Во исполнение федерального и регионального законодательства в органах исполнительной власти Нижегородской области изданы необходимые ведомственные документы по вопросам противодействия коррупции.

         Во всех органах исполнительной власти Нижегородской области (40[3]) приняты планы мероприятий по противодействию коррупции.

В муниципальных районах (42) и городских округах (10) Нижегородской области разработаны и реализуются планы и муниципальные программы в области противодействия коррупции.

Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами (программами), и подведением итогов выполнения запланированных мероприятий осуществлялся  на уровне руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области осуществлялась в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2013 №978 (далее – государственная программа, программные мероприятия). Основными целями государственной программы, в том числе, являются противодействие коррупции, создание условий безопасности личности и общества от коррупционных проявлений.

Позитивная динамика количественных и качественных показателей исполнения программных мероприятий может свидетельствовать о положительном эффекте реализации государственной программы в 2014 году. Выполнены мероприятия планов по противодействию коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области в рамках реализации положений Национального плана противодействия коррупции 2014-2015 годов, антикоррупционное обучение по различным направлениям деятельности, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и т.д.

Индикаторами достижения целей программы были определены:

1. Прирост числа выявляемых должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (с 13 % на момент разработки Программы до 10 % к 31 декабря 2014 года).

Фактически достигнутый показатель лучше планированного и составил    -64,1%[4]. Тенденцию снижения зарегистрированных преступлений данной категории определило изменение приоритетов в документировании экономических преступлений, в том числе и преступлений коррупционной направленности. Количество эпизодов на одно установленное лицо снизилось.

2. Положительная оценка со стороны населения и предпринимательского сообщества деятельности органов власти Нижегородской области по противодействию коррупции (с 29 % на момент разработки Программы до 32 % к 31 декабря 2014 года).

Проведенное осенью 2014 года социологическое исследование, целью которого являлось выявление особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению, показало, что ни одна из целевых подгрупп, участвующих в опросе, не говорит о высоком распространении коррупционных нарушений. Только около трети граждан попадало за последнее время (полгода, год и более) в ситуации, когда решение проблемы предполагало дачу взятки, подарка.

В бизнес-среде хорошо информированы о мерах, предпринимаемых Правительством Нижегородской области по противодействию коррупции. Наиболее эффективными из них признаны работа по совершенствованию регионального законодательства и «горячая телефонная линия» по приему сообщений о коррупционных нарушениях. Государственные и муниципальные служащие также признают, что наиболее действенными мерами являются совершенствование законодательства и развитие системы сообщений граждан.

На основании полученных результатов социологического опроса можно определить положительную оценку со стороны населения и предпринимательского сообщества деятельности органов власти Нижегородской области по противодействию коррупции на уровне 37,3%, т.е. фактический результат лучше запланированного, процент выполнения составил 116,6.

 

Криминогенная обстановка в сфере борьбы с коррупцией

По результатам комплексного анализа преступности в 2014 году оперативная обстановка в области характеризовалась снижением общего массива зарегистрированных преступлений. Подобная динамика отмечается практически по всем категориям и видам криминальных проявлений, в том числе противоправных деяний экономической направленности (с 4971 до 1928, -61,2%).

В значительной степени отмеченные тенденции обусловлены изменениями приоритетов в их документировании, подходах к регистрации фактов преступной деятельности. Количество эпизодов на одно установленное лицо снизилось с 5,8 до 2,1.

На фоне общего снижения преступлений экономической направленности в 2014 году на территории области наблюдается также и уменьшение числа регистрируемых преступлений коррупционной направленности. Согласно данным статистической отчетности ГУ МВД России по Нижегородской области в 2014 году зарегистрировано 426 преступлений коррупционной направленности, выявленных сотрудниками правоохранительных органов, против 1077 в 2013 году (-60,4%).

За 12 месяцев 2014 года задокументировано 157 преступных деяний против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (2013 год – 270, -41,9%) и 11 преступлений против интересов службы в коммерческих организациях.

В течение 2014 года правоохранительными органами выявлено 48 фактов получения взяток, из них 8 случаев были квалифицированы как совершенные в крупном и особо крупном размере, 61 – связанное с дачей взятки и 6 – посредничество во взяточничестве. Наибольший размер полученной взятки составил 12 млн рублей, средний размер – 503 тыс. рублей.[5]

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных выгод для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности отнесены противоправные действия, направленные не только против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Субъектами преступлений коррупционной направленности наряду с лицами, занимающими государственные и муниципальные должности, должностными лицами государственных и муниципальных учреждений, также являются работники различных коммерческих структур (ЗАО, ООО, индивидуальные предприниматели и т.д.).

В 2014 году продолжен ежеквартальный анализ преступлений коррупционной направленности, совершенных на территории Нижегородской области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений, и расследованных следственными органами Нижегородской области. Данная информация направлялась Губернатору Нижегородской области и заинтересованным лицам.

В 2014 году окончено расследованием 471 преступление (2013 – 1235;      -61,9%) в том числе 129, совершенных должностными лицами органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (2013 – 232). Привлечено к ответственности 77 должностных лиц (2013 – 92).

Оконченных расследованием преступлений в отношении должностных лиц органов исполнительной власти Нижегородской области не значится.

В органах местного самоуправления выявлено 33 преступления, в том числе 13 преступлений совершены главами администраций районного и поселкового  (сельского) уровня (6 должностных лиц) и 11 преступлений – должностными лицами районных и поселковых (сельских) администраций (8 должностных лиц).

В социальной сфере совершено 13 преступлений (8 должностных лиц).

Расследовано 10 преступлений, совершенных должностными лицами государственных, муниципальных предприятий и учреждений.

В системе правоохранительных органов совершено в общей сложности 75 преступлений, привлечено к уголовной ответственности 45 человек.

Проведенный анализ количества расследованных преступлений коррупционной направленности (129), совершенных должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений Нижегородской области, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений показал, что:

-  на федеральном уровне совершено 85 преступлений (65,9%), привлечено к уголовной ответственности 50 должностных лиц;

- на областном уровне – 11 преступлений (8,5%), 6 должностных лиц;

- на муниципальном уровне – 33 преступления (25,6%), 21 должностное лицо.

Основная масса совершенных преступлений квалифицируется как получение взятки  (38 или 29,5%), превышение должностных полномочий (28 или 21,7%), присвоение или растрата (22 или 17,1%), служебный подлог (17 или 13,2%).

За 12 месяцев 2014 года районными (городскими) судами Нижегородской области за преступления, предусмотренные статьями 159, 160, 201, 285, 286, 290, 291, 292 Уголовного Кодекса Российской Федерации, осуждено 116 лиц[6].

Из них 2 лица освобождены от наказания или наказание не назначалось, число лиц, которым приговором по основной квалификации (без учета сложения) назначено наказание в виде:

-   реального лишения свободы – 9;

-   условного осуждения к лишению свободы – 51;

-    лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 3;

-    обязательных работ – 1;

-    штрафа – 50.

 

Социологические исследования[7]

В 2014 году в рамках антикоррупционного мониторинга были проведены социологические исследования с целью выявления особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению.

В задачи исследования входили:

- оценка распространенности коррупционных нарушений;

- выявление факторов, благоприятствующих коррупции;

- выявление факторов, противодействующих коррупции (в том числе, латентных);

-  оценка эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции (федеральное и региональное законодательство);

-  определение уровня гражданской активности по противодействию коррупции;

-  оценка эффективности и достаточности мер, предпринимаемых региональной и местной властью по борьбе с коррупцией.

Социологические исследования проводились среди:

- населения Нижегородской области в возрасте старше 18 лет (1000 человек);

- руководителей организаций, предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей (215 человек);

- государственных гражданских служащих (733 человека);

- муниципальных служащих (1015 человек).

В ходе проведения мониторинга общественного мнения населения региона был определен уровень распространения коррупции в Нижегородской области. Результаты опроса показали, что более половины жителей региона склоняются к тому, что данная ситуация в той или иной мере распространена (58,2%), четверть респондентов (24,5%) считают, что коррупционные нарушения мало распространены и 17,2% их практически не встречали.

В результате исследования определены сферы, где жителям Нижегородской области приходилось сталкиваться с фактами коррупции наиболее часто. Оказалось, что в наибольшей степени коррупционные нарушения появляются, когда нужно урегулировать ситуацию с автоинспекцией (получение прав, нарушение правил дорожного движения и т.п.) (20,4%) или получить помощь и защиту в полиции (18,6%). Время от времени люди сталкиваются с фактами коррупции, когда требуется получить бесплатную медицинскую помощь в поликлинике (47,3%). Наименее коррупциогенные сферы (когда-либо коррупционные нарушения встречаются редко, либо совсем отсутствуют) – это получение жилплощади и (или) оформление юридического права на нее (14,3%) и получение нужной работы или обеспечение продвижения по службе (17,2%).

В ходе проведения мониторинга были выявлены и проанализированы причины необходимости дачи взятки чиновникам:

- 20,2% респондентов ответили, что чиновник заставляет, намекает или создает ситуацию для дачи взятки;

- 10,4% опрошенных считают, что граждане сами проявляют инициативу;

- 16,6% уверены, что обе стороны заранее знают, что взятка общепринята в подобной ситуации;

- 14,4% говорили, что другого способа решения проблемы просто не существует;

- большинство респондентов (38,3%) затруднилось при ответе на данный вопрос.

Результаты исследования показали, что преобладающему большинству населения Нижегородской области (69,9%) не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда они были вынуждены давать взятку или подарок служащему, чтобы решить свои проблемы. Среди тех респондентов, которые попадали в ситуацию необходимости дачи взятки, выяснялось, как давно это было. Преобладающее большинство (71,2%) затруднились с ответом на данный вопрос, 21,3% указали, что это было более года назад. Более короткие сроки называли меньше 4% населения.

При проведении социологического опроса среди предпринимателей была проведена оценка успешности бизнеса нижегородских предпринимателей за последние 2 года. Большинство респондентов (46,5%) считают, что все осталось на прежнем уровне, 30,2% склоняются к тому, что успешность выросла, 15,8% высказались за то, что снизилась.

Результатами социологического исследования отмечено, что подавляющее большинство предпринимателей, участвующих в конкурсных мероприятиях (66,6%), независимо от результата, считают, что проведение торгов (закупки) было честным и справедливым. Среди тех предпринимателей, которые отказались от участия в конкурсных мероприятиях: 57,2% считают, что участие в торгах (закупках) слишком усложнено, необходимо заполнить слишком много документов, 57,1% - проведение торгов не подходят фирме, 42,9% указывают на слишком большую величину залога.

При возникновении спорных вопросов или недопонимания с органами власти большинство предпринимателей (57,7%) ищут возможности воспользоваться законами. 40,9% респондентов затруднились с ответом на данный вопрос.

В ходе проведения антикоррупционного мониторинга среди предпринимателей было произведено выяснение их мнения по поводу эффективности действующего законодательства в вопросах противодействия коррупции. Преобладающее большинство респондентов ответили отрицательно (68,3% - федеральному законодательству и 67,4% - региональному). Около четверти голосов было отдано нейтральному варианту «в чем-то да, в чем-то нет».

Для большинства респондентов наиболее известными мерами по противодействию коррупции, предпринимаемыми Правительством Нижегородской области, являются совершенствование регионального законодательства с учетом интересов борьбы с коррупцией (93,0%), осуществление приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая телефонная линия» приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области (52,6%), регулярное проведение в органах исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области проверок соблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими порядка прохождения государственной гражданской и муниципальной службы, в том числе запретов и ограничений, предусмотренных законодательством (34,4%). Рейтинг мер в разрезе их эффективности практически совпадает с их рейтингом по известности.

Проведение антикоррупционного мониторинга среди государственных гражданских служащих позволило выявить ряд следующих аспектов. Больше половины государственных гражданских служащих считают, что коррупция в регионе в той или иной степени распространена (54,3% респондентов). Мало или вообще не встречаются с коррупционными нарушениями отметили 45,7% опрошенных.

Среди государственных гражданских служащих 46,1% респондентов склоняются к мнению, что по сравнению с прошлым годом происходит сокращение числа коррупционных нарушений, 13,2% видят увеличение фактов коррупции и 40,6% считают, что ситуация не изменилась.

По мнению государственных гражданских служащих, участвовавших в антикоррупционном мониторинге, в тройку главных факторов, способствующих распространению коррупции входят: длительные сроки оформления документов (57,2%), несовершеноство законодательной базы (52,1%) и чрезмерная бюрократизированность всех сфер госуправления (47,4%).

Среди ответов государственных гражданских служащих по оценке факторов, препятствующих совершению коррупционных действий, отмечено:

-  высокая личная ответственность служащего в соблюдении антикоррупционного законодательства (70,4%);

- высокая заработная плата служащих (43,9%);

- высокая гражданская ответственность населения (отказ от дачи взяток, обращения в правоохранительные органы и в суд) (43,2%);

- уверенность служащего в неотвратимости наказания (42,0%).

Среди государственных гражданских служащих большинство склонялись к тому, что как федеральное (42,0%), так и региональное (38,4%) законодательство в чем-то эффективно, в чем-то неэффективно работают в вопросах противодействия коррупции. Доля голосов в пользу эффективности регионального законодательства незначительно превышает долю голосов, отданных за федеральное законодательство (37,0% против 32,6%). Количество мнений, высказанных по поводу неэффективности того и другого законодательства, практически не различается.

Проведение антикоррупционного мониторинга среди муниципальных служащих позволило выявить ряд следующих аспектов. Большинство муниципальных служащих высказало мнение о достаточной распространенности коррупции в регионе (51,9% респондентов), не сталкиваются с коррупционными нарушениями 48,1% опрошенных.

Так же как и государственные гражданские служащие среди муниципальных служащих 46,4% респондентов склоняются к мнению, что по сравнению с прошлым годом происходит сокращение числа коррупционных нарушений, 12,5% видят увеличение фактов коррупции, и 41,0% считают, что ситуация не изменилась.

В ходе проведения исследования было выяснено, что среди муниципальных служащих в тройку лидирующих вариантов ответов, оценивающих факторы, способствующие распространению коррупции, входят: длительные сроки оформления документов (57,7%), излишнее число согласующих инстанций (52,2%) и несовершенство законодательной базы (50,2%).

Опрос муниципальных служащих показал, что основными факторами, препятствующими совершению коррупционных действий, являются:

-  высокая личная ответственность служащего в соблюдении антикоррупционного законодательства (68,4%);

- уверенность служащего в неотвратимости наказания (42,7%);

- высокая заработная плата служащих (40,3%);

- эффективное законодательство (40,0%).

Оценивая эффективность мер регионального правительства по борьбе с коррупцией, большинство муниципальных служащих выбирали варианты:

- совершенствование регионального законодательства с учетом интересов борьбы с коррупцией (55,1%);

-  осуществление приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая линия» приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области (46,9%);

- регулярное проведение в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области проверок соблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими порядка прохождения государственной гражданской и муниципальной службы, в том числе запретов и ограничений, предусмотренных законодательством (38,7%).

Распределение ответов граждан и государственных служащих на вопрос о степени распространенности коррупции в регионе позволяет сделать вывод о том, что как одни, так и другие, оценивают данный уровень как «средний». Вторым по популярности ответом на вопрос является «малый» уровень распространения. Только около 10% респондентов от каждой стороны считают его «высоким».

Представители бизнеса сходятся во мнении с гражданами при ответе на вопрос об инициаторах взяток. Обе стороны считают, что провоцируют взятки, в первую очередь, чиновники. Вторым по популярности мнением является то, что обе стороны заранее знают о необходимости взятки. Лишь 10,4% опрошенных жителей области считают, что инициируют взятки все-таки граждане. К негативным факторам, способствующим взяткам, можно отнести тот факт, что для порядка 70% населения величина взятки предварительно была известна. Т.е. население использует источники негативной информации, которые необходимо нейтрализовать.

Позитивные тенденции деятельности по борьбе с коррупцией в Нижегородской области продемонстрировали значения показателя риска коррупции (т.е. доля респондентов, попадавших в коррупционную ситуацию за последние 12 месяцев). Так, среди граждан за последний год в коррупционной ситуации успели побывать только 7,5%. Среди опрошенных представителей бизнес-сообщества с коррупционной ситуацией не сталкивался никто (учитывая ошибку выборки исследования, можно говорить о том, что данный показатель может быть на уровне 3-5%).

В ходе социологического опроса служащими Нижегородской области и гражданами оценена коррупциогенность различных органов власти и организаций.

ТОП-5 рейтинга коррумпированности, по мнению государственных служащих, составляют:

- учреждения здравоохранения (так считают 72,4% опрошенных);

- полиция (62,3%);

- учреждения образования (дошкольного, среднего и высшего – 52,9%);

- учреждения судебной системы (43,9%);

- коммунальные службы и организации ЖКХ (40,2%).

В ТОП-5 рейтинга коррумпированности, по мнению граждан, входят:

- учреждения образования (дошкольного, среднего и высшего – 43,6%);

- учреждения здравоохранения (19,9%);

- учреждения судебной системы (18,4%);

- полиция (11,4%);

- органы УФМС и соцзащиты (по 9%).

Таким образом, можно увидеть почти идентичный перечень учреждений и организаций, которые наиболее подвержены проявлениям коррупции и требуют определенных усилий и мероприятий со стороны органов власти по изменению ситуации.

Наименее коррумпированными органами власти участники опроса единогласно назвали ЗАГСы, Законодательное собрание Нижегородской области, органы исполнительной власти области, администрации районов (городских округов).

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд важных выводов относительно особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению.

Значения  показателя охвата коррупции в регионе примерно сопоставимы как среди граждан, так и в бизнес-среде. Вероятность попасть в коррупционную ситуацию может быть оценена на уровне 30%.

Для сравнения, в 2011 году Минэкономразвития РФ оценивал уровень бытового коррупционного охвата в России на уровне 39%. Поэтому текущее значение показателя говорит об уровне распространенности коррупционных проявлений в Нижегородской области ниже среднего. К тому же, согласно отчету ведомства в 2011 году охват коррупции для Нижегородской области составлял 35%. Таким образом, наблюдается еще и позитивная динамика снижения значения показателя.

Среди факторов, которые благоприятствуют коррупции, граждане чаще всего упоминают следующие:

- слишком обширное вмешательство государства в экономику и другие сферы жизни;

- неупорядоченность контрольной деятельности государства;

- плохую работу правоохранительных органов;

- необходимость получения массы согласований и разрешений;

- нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником;

- наличие плохих примеров, подаваемых политическими лидерами («рыба гниет с головы»);

- отсутствие стимулов честной работы чиновников, включая отсутствие зависимости служебного роста от добросовестного выполнения обязанностей.

По мнению малого и среднего бизнеса, к списку факторов процветания коррупции также нужно добавить:

-  широкие свободы усмотрения чиновника, предоставляемые законом или инструкцией (например, «вилки» наказаний за административные правонарушения, обилие таможенных тарифов, нечеткость налогового законодательства и т.п.);

- слабую судебную систему, включая исполнение судебных решений;

- обилие ведомственных инструкций (постановлений, циркулярных писем и проч.);

- работа чиновников плохо регламентирована правилами;

-  неупорядоченность контрольной деятельности государства (масса контролирующих инстанций, неограниченное число проверок одного и того же юридического лица, отсутствие четких оснований для проведения проверок, ревизий и т.п.);

- ослабленный контроль государства за бизнесом;

- чрезмерные налоги и сборы.

К факторам, противодействующим коррупции, которые очень значимы для населения, можно отнести дороговизну взятки (28,7%),  чувство неприятия к коррумпированной власти (25,8%), унижение и стыд (19,2%). Эти мотивы могут быть использованы в социальной рекламе для достижения антикоррупционных эффектов.

Данные опроса служащих Нижегородской области свидетельствуют, что действенными антикоррупционными факторами могут стать: высокая личная ответственность служащих в соблюдении антикоррупционного законодательства, уверенность в неотвратимости наказания, высокая заработная плата, эффективное законодательство, высокая гражданская ответственность населения (отказ от дачи взяток, обращения в правоохранительные органы и суд).

Представители бизнеса и служащие сходятся во мнении, что наиболее эффективными мерами по борьбе с коррупцией, предпринимаемыми региональной и местной властью, являются:

- совершенствование регионального законодательства с учетом интересов борьбы с коррупцией;

-  осуществление приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая телефонная линия»;

- регулярное проведение в органах исполнительной власти проверок;

- анализ жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в средствах массовой информации по вопросам коррупции;

- работа подраздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области.

Таким образом, по мнению респондентов, очевидно несовершенство как федерального, так и регионального законодательства по борьбе с коррупцией в Нижегородской области. Поэтому работа по его совершенствованию вместе с перечисленными выше направлениями противодействия коррупции должны выйти на первый план в органах власти всех уровней региона.

 

Антикоррупционная экспертиза

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов представляет собой вид юридической деятельности, осуществляемой в целях выявления в правовых документах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлены Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.2009
№179-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится:

- прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации» в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – в  соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в порядке, установленным нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится в соответствии с  Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, и постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 №913 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области».

В 2014 году (далее – отчетный период), как и в предыдущих периодах, продолжена работа по совершенствованию федеральной и региональной правовой базы по противодействию коррупции.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – ГУ Минюста России по Нижегородской области) осуществляет полномочия по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения.

По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз коррупциогенные факторы выявлены в 4 нормативных правовых актах (2013 год –19). Данные показатели могут свидетельствовать о повышении качества работы органов государственной власти Нижегородской области при разработке и принятии нормативных правовых актов.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодательством, органами государственной власти Нижегородской области в отчетном периоде принято 108 нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции (31 основной и 77 изменяющих).

Принятые нормативные правовые акты органов исполнительной власти направлены на утверждение (установление):

- порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;

- порядка представления сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- порядка работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

-  перечня должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

-  положения о проверке соблюдения гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, и соблюдение работодателем условий заключения трудового (гражданско-правового) договора с таким гражданином.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере антикоррупционного законодательства реализованы в Нижегородской области. ГУ Минюста России по Нижегородской области пробелы в правовом регулировании не выявлены.

В Нижегородской области аккредитованы в качестве независимых экспертов на проведение независимой антикоррупционной экспертизы 22 эксперта (20 физических и 2 юридических лица). В адрес ГУ Минюста России по Нижегородской области поступило одно заключение, подготовленное двумя независимыми экспертами по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект закона Нижегородской области №1115-5
«Об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Нижегородской области». Выявленные коррупциогенные факторы были учтены при подготовке заключения на указанный проект ГУ Минюста России по Нижегородской области.

На муниципальные правовые акты заключения независимых экспертов  в ГУ Минюста России по Нижегородской области не поступали.

Законодательным Собранием Нижегородской области в 2014 году проведена антикоррупционная экспертиза 429 проектов законов и постановлений. Выявлено 2 коррупциогенных фактора, которые были устранены при доработке.

В рамках проведения правовой экспертизы при мониторинге правоприменения проведена антикоррупционная экспертиза 14 принятых законов Нижегородской области и 2 постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области. Коррупциогенных факторов не выявлено.

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 №913, государственно-правовым департаментом Нижегородской области в 2014 году была проведена антикоррупционная экспертиза 1006 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами, выявляемыми органами и организациями, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, являются: 

- определение компетенции по формуле «вправе»;

-  нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств; 

- юридико-лингвистическая неопределенность.

В целях повышения результативности проведения антикоррупционной экспертизы сотрудниками государственно-правового департамента Нижегородской области в постоянном режиме проводятся устные консультации с разработчиками проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области о необходимости соблюдения законодательства.

ГУ Минюста России по Нижегородской области проводятся рабочие встречи и совещания, «круглые столы» для активизации деятельности независимых экспертов. На данных мероприятиях обсуждаются проблемные вопросы, возникающие при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов независимыми экспертами.

 

Осуществление комплекса мер по соблюдению государственными гражданскими и муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Во всех государственных органах, в органах местного самоуправления Нижегородской области проводится соответствующая работа по выявлению случаев несоблюдения установленных запретов и ограничений, а также по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными гражданскими и муниципальными служащими Нижегородской области.

Соблюдение запретов и ограничений, прежде всего, контролируется в процессе ежегодного представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (например, контроль за соблюдением запрета на владение ценными бумагами, акциями, а также на осуществление предпринимательской деятельности и участие в деятельности органа управления коммерческой организацией).

При наличии фактов владения ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) незамедлительно принимаются меры по передаче их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (соответствующие договоры приобщаются к материалам личных дел).

С 2013 года осуществляется контроль за соблюдением нового запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Проведена соответствующая организационно-разъяснительная работа, в результате которой имеющиеся в собственности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, иностранные ценные бумаги были отчуждены, а иностранные счета – закрыты.

В рамках ежегодной диспансеризации осуществляется контроль соблюдения ограничения в связи с наличием заболевания, препятствующего прохождению гражданской и муниципальной службы. По результатам диспансеризации  в 2014 году нарушения данного ограничения в органах исполнительной власти Нижегородской области не выявлены.

Контроль соблюдения ограничения для замещения должностей гражданской службы в связи с наличием судимости осуществляется путем направления запросов в Информационный центр ГУ МВД России по Нижегородской области.

В рамках реализации стратегии дальнейшего повышения эффективности работы по профилактике коррупционных правонарушений внедрена практика ежемесячной проверки соблюдения запрета на занятие предпринимательской деятельностью и участие в деятельности органов управления коммерческими организациями (хозяйствующими субъектами) через базы Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 14.08.2014         №1379-р «О некоторых мерах по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой и замещением государственной должности Нижегородской области» утвержден график проведения мероприятий по проверке соблюдения ограничений и запретов, установленных статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008         №273-ФЗ, статьями 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации», на предмет участия лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области и гражданских служащих в управлении коммерческими организациями и занятия ими предпринимательской деятельностью. Данные проверки постоянно проводятся в отношении граждан, поступающих на гражданскую службу.

За 2014 год проведены проверки в отношении 617 лиц. Нарушения указанных запретов не выявлены.

Ограничения по совместной службе родственников (при наличии близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским или муниципальным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому) контролируются в рамках проведения анализа материалов личных дел гражданских (муниципальных) служащих, в том числе при проведении управлением государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области (далее – управление госслужбы) ознакомления с состоянием кадрового делопроизводства в государственных и муниципальных органах в соответствии с утвержденным планом.

Контролируется соблюдение ограничения по дальнейшему трудоустройству гражданских и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения. Соответствующими правовыми актами осуществляется нормативное регулирование данного вопроса. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассматривают возможность дачи согласия на их трудоустройство с учетом исполняемых ранее служебных функций.

В целях контроля запрета на получение подарков на уровне Нижегородской области, а также в государственных органах и органах местного самоуправления, приняты правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, которыми регламентируется обеспечение учета, хранения, оценки и реализации подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Разработаны и размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области памятки о соблюдении запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, для лиц, поступающих на госслужбу, и для гражданских служащих, увольняющихся с госслужбы. Кроме того, указанные памятки направлены в органы исполнительной власти Нижегородской области для применения в работе.

Основным показателем уровня соблюдения гражданскими и муниципальными служащими Нижегородской области установленных запретов и ограничений служит единичное количество случаев нарушений.

В 2014 году была продолжена работа по выявлению случаев несоблюдения установленных запретов и ограничений в государственных органах Нижегородской области.

В рамках этой работы нарушения подтвердились в 1 случае. Меры дисциплинарной ответственности к гражданскому служащему не применялись в связи с его увольнением по собственной инициативе.

По информации, полученной из органов местного самоуправления Нижегородской области, в 2014 году нарушения муниципальными служащими установленных запретов и ограничений подтвердились в 6 случаях. К дисциплинарной ответственности привлечены 3 муниципальных служащих (выговоры). К 3 муниципальным служащим меры дисциплинарной ответственности не применялись в связи с их увольнением с муниципальной службы по собственной инициативе.

Таким образом, по всем выявленным нарушениям запретов и ограничений принимаются адекватные меры по их пресечению и наказанию нарушителей.

По информации, поступающей из органов местного самоуправления Нижегородской области, вопросы о состоянии работы по профилактике коррупционных правонарушений, предупреждению возникновения конфликта интересов, соблюдению запретов и ограничений, в том числе, касающихся получения подарков, регулярно рассматриваются на совещаниях глав администраций муниципальных районов, городских и сельских поселений, на заседаниях Советов по противодействию коррупции. Проводятся семинары для муниципальных служащих с целью разъяснения положений антикоррупционного законодательства. Во всех муниципальных образованиях утверждены программы либо планы противодействия коррупции. Приняты правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями и служебными командировками. Оформляются дополнительные соглашения к трудовым договорам в части соблюдения запретов и ограничений, соблюдения Кодекса служебной этики и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В связи с принятием Федерального закона от 22.12.2014 №431-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» в 2015 году запланировано принятие в Нижегородской области нормативно-правового акта, регулирующего вопросы соблюдения запретов, ограничений и обязанностей лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области.

 

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе Нижегородской области

В целях профилактики возможных случаев возникновения конфликта интересов проводится большая работа по соответствующему информированию членов Правительства, сотрудников государственных и муниципальных органов Нижегородской области.

Сотрудники, ответственные за работу по противодействию коррупции, регулярно проводят следующие профилактические мероприятия:

- первичное консультирование граждан при приеме на государственную гражданскую и муниципальную службу, ознакомление претендента под роспись с нормативно-правовыми актами, локальными актами и иными документами по вопросу соблюдения установленных для служащих ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, соблюдения общих принципов служебного поведения и т.д., разработаны и направлены в государственные органы Нижегородской области соответствующие памятки для лиц, поступающих на государственную гражданскую службу;

-  проведение анализа документов, представленных гражданами, поступающими на государственную и муниципальную службу, с целью выявления несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

- консультационная работа со служащими, направленная на разъяснение сущности конфликта интересов, порядка его урегулирования, а также мер ответственности, предусмотренных за нарушение законодательства о противодействии коррупции;

-  разработка методических рекомендаций, памяток и ознакомление с ними служащих, проведение практических занятий по вопросу соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

-  актуализация анкетных данных гражданских и муниципальных служащих с целью выявления обстоятельств, которые могут привести к нарушению требований к служебному поведению и возникновению конфликта интересов;

- проведение разъяснительных бесед с сотрудниками, увольняющимися с государственной или муниципальной службы (должности которых включены в соответствующие перечни должностей с коррупционными рисками), об ограничениях по дальнейшему трудоустройству в течение 2-х лет, а также предоставление соответствующих памяток и образцов документов для заполнения.

Ситуации конфликта интересов изучаются в рамках проведения курсов повышения квалификации гражданских служащих и на зональных семинарах для муниципальных служащих, на которых рассматривается положительный опыт работы по обеспечению соблюдения требований к служебному поведению гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области.

По результатам анализа информации, содержащейся в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы, в случаях, когда в связи с наличием у данных лиц ценных бумаг или местом работы супруга (супруги) можно предположить возможность возникновения в дальнейшем конфликта интересов, с ними проводятся персональные консультации о способах предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Так, в 2014 году на основании проведенного анализа справок о доходах за 2013 год выявлена возможность возникновения конфликта интересов у отдельных членов Правительства и руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области. В этой связи с ними проведены персональные консультации, в результате которых на имя Губернатора Нижегородской области представлены шесть уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов.

Всего по итогам 2014 года Губернатору Нижегородской области представлено 14 уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов от руководителей органов исполнительной власти и членов Правительства Нижегородской области. По каждому уведомлению организовано принятие соответствующих мер по урегулированию ситуации.

В целях урегулирования конфликта интересов к данным уведомлениям управлением госслужбы подготовлены проекты поручений Губернатора Нижегородской области.

С 2014 года аппаратом Правительства Нижегородской области разработана форма анкетирования гражданских и муниципальных служащих с целью выявления фактов возможного возникновения конфликта интересов. Форма направлена в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области для организации работы.

В 2013 году на заседаниях комиссий государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области рассмотрено 23 вопроса по обеспечению соблюдения служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

Выявлено:

- 3 нарушения требований к служебному поведению и 1 нарушение требований об урегулировании конфликта интересов государственных гражданских служащих Нижегородской области;

- 4 нарушения требований к служебному поведению и 10 нарушений требований об урегулировании конфликта интересов муниципальных служащих Нижегородской области.

В 2014 году на заседаниях комиссий госорганов и органов местного самоуправления Нижегородской области было рассмотрено 22 вопроса по обеспечению соблюдения служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

Выявлено:

- 1 нарушение требований к служебному поведению и 2 нарушения требований об урегулировании конфликта интересов государственных гражданских служащих Нижегородской области;

- 6 нарушений требований к служебному поведению и 8 нарушений требований об урегулировании конфликта интересов муниципальных служащих Нижегородской области.

К дисциплинарной ответственности привлечено 6 государственных гражданских и муниципальных служащих (замечания и выговоры).

К 11 государственным гражданским и муниципальным служащим меры дисциплинарной ответственности не применялись в связи с:

- увольнением с государственной гражданской и муниципальной службы по собственной инициативе;

-  урегулированием ситуации возможного возникновения конфликта интересов;

- представлением уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов по результатам заседания комиссии.

При этом комиссиями проведены соответствующие разъяснительно-консультативные мероприятия с гражданскими и муниципальными служащими, в отношении которых рассматривались данные вопросы.

Прокуратурой области на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной гражданской и муниципальной службе в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В 2014 году в сфере законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции выявлено 7367 нарушений, принесено 1833 протеста на незаконные правовые акты, в суд направлено 501 заявление, внесено 1529 представлений, по результатам рассмотрения которых 1905 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 171 лицо, в следственные органы направлено 86 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по материалам прокурорских проверок возбуждено 69 уголовных дел.

 

Развитие антикоррупционного просвещения, обучения и воспитания на государственной гражданской и муниципальной службе Нижегородской области в 2013-2014 годах

В целях реализации задач по повышению эффективности антикоррупционной работы одним из ключевых направлений дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих является обучение по вопросам противодействия коррупции.

Ежегодно проводится антикоррупционное обучение служащих по программам курсов повышения квалификации для различных категорий слушателей: представителей кадровых и юридических служб, председателей и членов комиссий по организации работы по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, государственных гражданских служащих, в должностные обязанности которых входит участие в работе по противодействию коррупции, государственных гражданских служащих, на которых правовым актом возложена ответственность за состояние антикоррупционной работы.

Программы обучения основываются на действующем законодательстве в области противодействия коррупции, в качестве лекторов привлекаются профессионалы-практики (представители органов исполнительной власти). В рамках программ повышения квалификации рассматриваются актуальные аспекты в данной области: практические навыки антикоррупционного поведения в системе государственного управления, новые изменения в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции, вопросы этики делового общения, служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в практике государственной гражданской службы и др.

В антикоррупционном обучении на курсах повышения квалификации в 2013 году приняли участие 104 государственных гражданских служащих (в том числе 34 ответственных за реализацию в области противодействия коррупции в ОИВ), в 2014 году - 195 служащих (в том числе 57 ответственных за реализацию политики в области противодействия коррупции в ОИВ).

Кроме этого, для совершенствования кадрового аспекта работы по вопросам противодействия коррупции в большинство программ повышения квалификации, реализуемых в Нижегородской области в рамках госзаказа, включаются специальные разделы, состоящие из лекционных и практических занятий в данной области. По программам, в учебные планы которых включены вопросы противодействия коррупции, в 2013 году обучено 255 государственных гражданских служащих, в 2014 году – 392 служащих.

В связи с тем, что за антикоррупционную работу отвечают кадровые службы, особое внимание уделяется проведению обучающих мероприятий для их представителей. С целью рассмотрения практических подходов в деятельности государственной гражданской и муниципальной службы в области противодействия коррупции управлением госслужбы ежегодно проводятся практические семинары без финансовых вложений.

В 2013 году организован ряд практических семинаров для руководителей и специалистов кадровых служб:

-  «Практические аспекты деятельности кадровых служб органов исполнительной власти Нижегородской области» (39 госслужащих);

-  «Реализация комплекса мер по исполнению Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 гг.» (82 госслужащих);

-  «Порядок предоставления сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (78 госслужащих и 180 муниципальных служащих).

В рамках вышеуказанных семинаров рассмотрены вопросы:

-  об организации работы в органах исполнительной власти Нижегородской области по вопросам профилактики коррупционных правонарушений;

-  об осуществлении комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или как просьба о даче взятки;

- об организации работы по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих в процессе реализации государственных функций, а также по корректировке перечней должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, об осуществлении комплекса мер, направленных на привлечение служащих к участию в мероприятиях по противодействию коррупции;

-  о разъяснении служащим ограничений и запретов при исполнении должностных обязанностей, ответственности за коррупционные правонарушения, порядка предоставления государственными гражданскими служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В 2014 году организованы практические семинары для руководителей и специалистов кадровых служб органов исполнительной власти и Законодательного Собрания Нижегородской области по темам: «О порядке представления сведений о расходах и применении программного обеспечения, разработанного в целях заполнения справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (81 служащий), «Реализация кадровой политики в органах исполнительной власти Нижегородской области» (52 служащих).

В рамках вышеуказанных семинаров рассмотрены вопросы:

-  об организации работы в госорганах Нижегородской области по вопросам профилактики коррупционных правонарушений;

-  о специальном программном обеспечении для заполнения и формировании справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- о порядке предоставления сведений о расходах,

- о типичных ошибках, допускаемых при заполнении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

-  о новом в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции.

Для муниципальных служащих Нижегородской области (управляющие делами, сотрудники, ответственные за кадровую работу, делопроизводство и работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов) организуются выездные зональные семинары-практикумы. В 2013 году проведен цикл выездных зональных семинаров в муниципальные районы области (г. Лукоянов, г. Дзержинск,          г. Чкаловск) по теме «Реализация комплексных мер по исполнению Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 гг.»             (153 служащих), в 2014 году – цикл выездных зональных семинаров в муниципальные районы области (г. Лукоянов, г. Урень, г. Чкаловск,
г. Кстово) по теме «Практические аспекты реализации законодательства о муниципальной службе и регулирование деятельности муниципальных служащих в области противодействия коррупции» (197 служащих).

Кроме этого, в 2013 году организованы выездные зональные семинары для муниципальных служащих (р.п. Бутурлино, р.п. Красные Баки,                       г. Лукоянов, г. Лысково, г. Городец) по разъяснению порядка предоставления сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (488 служащих).

Управление госслужбы контролирует организацию обучения муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Обучение проводится в Нижегородских образовательных организациях за счет средств местных бюджетов. В 2013 году в антикоррупционном обучении по программам повышения квалификации приняли участие 62 муниципальных служащих, в 2014 году – 123 муниципальных служащих.

 

Стимулирование антикоррупционной активности общественности, мониторинг средств массовой информации

С целью эффективного вовлечения общественных объединений в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения и выработки предложений по решению вопросов профилактики коррупции осуществляется взаимодействие с институтами гражданского общества.

По данным ГУ Минюста России по Нижегородской области на территории региона зарегистрировано 6 некоммерческих организаций, в перечень уставных целей и задач которых входит противодействие коррупции.

В 2014 году в министерстве внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области состоялось рабочее совещание с руководителями некоммерческих организаций: автономной некоммерческой организации «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», некоммерческого партнерства «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму», Нижегородского регионального общественного движения «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью».

В ходе проведенных консультаций достигнута договоренность о совместном партнерстве в реализации мероприятий антикоррупционной направленности.

В 2014 году состоялся конкурс для социально ориентированных некоммерческих организаций Нижегородской области по предоставлению субсидий в 2014 году на реализацию общественно полезных проектов (программ) за счет средств бюджета Нижегородской области (далее – конкурс СО НКО по предоставлению субсидий).

Победителем конкурса СО НКО по предоставлению субсидий по направлению «Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» признан проект «Проведение просветительской кампании «Скажи «Нет!» коррупции» Автономной некоммерческой просветительской организации «Территория завтра».  Распоряжением Правительства Нижегородской области вышеуказанной организации выделено 200 000 рублей на реализацию данного проекта.

В рамках реализации проекта состоялся цикл антикоррупционных обучающих семинаров и брифингов для студентов нижегородских высших учебных заведений, а также для муниципальных служащих. Целью этого обучения является формирование мотивации на актикоррупционное поведение, освещение проблем коррупции, причин ее возникновения, социальных и экономических последствий. По итогам первого этапа студенты (участники проекта) были не только слушателями занятий по теме «Понятие коррупции как социального явления. Тенденции развития законодательства о противодействии коррупции в Российской Федерации», но и выступали с докладами на темы «Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов», «Коррупция в образовательном процессе», «Коррупция в органах государственной власти», «Ставки незаконного вознаграждения».

Общественными организациями Нижегородской области проводятся открытые уроки в школах на темы: «Что такое коррупция и как с ней бороться?», «Коррупция убивает незаметно». Проводятся конкурсы рисунков среди учащихся школ районов на темы «Я против коррупции!», «Как я представляю коррупцию».

В период с 1 по 30 ноября 2014 года Торгово-промышленной палатой Нижегородской области было проведено обучение субъектов малого и среднего бизнеса, а также работников организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (районные центры развития бизнеса, Бизнес-инкубаторы и т.д.) по теме: «Основы внедрения на предприятии антикоррупционной политики и мер по противодействию коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Обучение проходило в г.Н.Новгороде и 13 районах области. Всего в обучении приняло участие более 900 предпринимателей малого и среднего бизнеса Нижегородской области.

В апреле 2014 года в Законодательном Собрании приступила к работе комиссия по антикоррупционной деятельности, сформированная из представителей некоммерческих организаций, входящих в состав постоянно действующей рабочей группы по совершенствованию законодательства (распоряжение Председателя Законодательного Собрания от 10.09.2013 №153р «Об утверждении состава постоянно действующей рабочей группы по совершенствованию действующего законодательства о некоммерческих организациях»).

Комиссия сформирована в целях привлечения общественных объединений и иных некоммерческих организаций к разработке и реализации совместных согласованных действий с Законодательным Собранием, способствующих формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения.

На постоянной основе осуществлялась работа по информационному сопровождению мероприятий антикоррупционной направленности, которая строится по следующим основным направлениям:

-  обеспечение эффективного функционирования системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», творческих организаций;

- проведение ежегодного мониторинга публикаций в средствах массовой информации.

В целях реализации данных задач ГКУ НО «Пресс-служба Правительства Нижегородской области» готовит и размещает в средствах массовой информации материалы антикоррупционной направленности, в т.ч. о деятельности межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области.

В 2014 году в средствах массовой информации (областных СМИ, региональных вкладках центральных газет, районных газетах и региональных телеканалах) теме борьбы с коррупцией было посвящено в общей сложности 1887 материалов.

В том числе: 408 публикации – в областных и городских газетах, 6 – в региональных вкладках федеральных газет, 142 – в районных газетах, 98 – видеосюжетов на региональных телеканалах и 2233 сообщения на лентах информационных агентств.

Количество материалов антикоррупционной тематики за 2014 год (без учета сообщений на лентах информационных агентств) на 37,1% больше по сравнению с 2013 годом (477 материалов).

В течение 2014 года в программах регионального телевидения «Послесловие. События дня»» на телеканале «Волга» проводились опросы общественного мнения на антикоррупционную тематику:

- 19.02.2014 – «Что ради борьбы с коррупцией запретить чиновникам?» (звонков – 2680): владеть бизнесом – 57,5%; брать на работу «своих» – 24,2%; работать без аттестации – 8,7%; большие премии и дорогие подарки – 9,6%.

- 09.09.2014 – «Что надо считать взяткой?» (звонков – 921): все, начиная с цветов и конфет – 23,9%; любые деньги ради корысти – 31,5%; только крупные суммы и подарки – 30,6%; еще и нематериальную выгоду – 14%.     

- 05.12.2014 –  «Как надо наказывать коррупционеров?» (звонков – 2118): исправительные работы – 2,6%; конфискация для всей семьи – 68,6%; рецидивистов – пожизненно – 20,8%; главное – жесткий контроль – 8%.

Тема борьбы с коррупцией регулярно поднимается в рамках телевизионных передач с участием Губернатора Нижегородской области и членов Правительства Нижегородской области.

            

Работа с обращениями граждан

Анализ обращений граждан по вопросам противодействия коррупции в 2014 году показывает, что так же, как и 2013 году, значительная часть обращений, поступающих по различным каналам, не относится к коррупционной тематике. В основном обращения касаются вопросов социального обеспечения граждан и жилищно-коммунального хозяйства, часть обращений не несет конкретной смысловой нагрузки.

Прием сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая телефонная линия» приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области проходит в рабочем режиме на постоянной основе. Организована работа по приему обращений граждан в режиме «горячей телефонной линии» в органах исполнительной власти Нижегородской области.

По вопросам обеспечения экономической безопасности управлением региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области всего рассмотрено 62 обращения, из которых 13 направлены в правоохранительные органы, 10 – в органы исполнительной власти  и органы местного самоуправления Нижегородской области, по остальным обращениям даны разъяснения и направлены ответы заявителям.

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области функционирует сервис, предназначенный для сообщений о достоверно известных фактах совершения коррупционных правонарушений должностными лицами государственных и муниципальных учреждений. В течение 2014 года через Интернет-портал поступило всего 31 сообщение. Из общего количества поступивших сообщений 6 оставлены без рассмотрения, так как имели анонимный характер и не содержали конкретных сведений о совершенных правонарушениях коррупционной направленности. Остальные сообщения направлены на рассмотрение по подведомственности:

- 4 – в правоохранительные органы;

- 5 – в прокуратуру Нижегородской области;

- 12 – в органы исполнительной власти Нижегородской области;

- 4 – в органы местного самоуправления Нижегородской области.

В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области организован прием и рассмотрение сообщений граждан о фактах коррупции в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, а также в подведомственных им государственных и муниципальных учреждениях.

 

Реализуя государственную политику в области противодействия коррупции, в 2014 году в Нижегородской области были приняты все необходимые меры для повышения эффективности работы по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе:

-  нормативные правовые акты региона в области противодействия коррупции приведены в соответствие с федеральным законодательством, обеспечен контроль за реализацией данных актов;

-  внесены необходимые изменения в планы по противодействию коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»;

-  возложена персональная ответственность на руководителей всех уровней, курирующих работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Значительный объем мероприятий, направленных на профилактику коррупции, реализован по линии кадровой работы:

-  организована и проведена работа по своевременному представлению лицами, замещающими государственные и муниципальные должности Нижегородской области, должности государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области, полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

-  внедрено специальное программное обеспечение для автоматизированного заполнения форм справок о доходах гражданских служащих органов исполнительной власти и лиц, замещающих государственные должности;

-  осуществлен контроль исполнения запрета на владение лицами, замещающими государственные должности, иностранными активами: ценными бумагами и иностранными счетами;

- приняты меры по выявлению и предотвращению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе, в том числе после увольнения со службы;

- осуществлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими ограничений, касающихся получения подарков, в том числе направленных на формирование негативного отношения к дарению подарков в связи с исполнением служебных обязанностей;

-  проведен ряд научно-практических конференций (обучающие семинары, круглые столы) по антикоррупционной тематике.

В целях дальнейшего развития системы противодействия коррупции и повышения ее эффективности в 2015 году реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области будет продолжена по направлениям, определенным Национальной стратегией противодействия коррупции.

 

 

 

Управление региональной безопасности

и мобилизационной подготовки

Нижегородской области

 

 



[1]  Социологические исследования проводились ООО Межрегиональный Маркетинговый Центр «Иваново» (по заказу министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области).

[2] Результаты по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов представлены ГУ Минюста России по Нижегородской области, Законодательным Собранием Нижегородской области, государственно-правовым департаментом Нижегородской области.

[3] Из 40 органов исполнительной власти Нижегородской области 7 органов исполнительной власти Нижегородской области находятся на кадровом обслуживании в управлении государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области. Приказом аппарата Правительства Нижегородской области утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в аппарате Правительства Нижегородской области и органах, находящихся на кадровом обслуживании в управлении государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области.

[4] Индикатор обратной направленности.

[5] Сумма взяток указана по выявленным преступлениям (согласно информации ГУ МВД России по Нижегородской области).

[6] Официальные данные Управления Судебного департамента в Нижегородской области, с учетом рассмотренных судами уголовных дел прошлых лет.

[7] Полная информация о проведенных социологических исследованиях размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции».

Дата создания страницы: 01.04.2015
Дата модификации страницы: 01.04.2015