Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

15.05.2006 16:28С 1994 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН 15 мая отмечается Международный день семьи.

С 1994 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН 15 мая отмечается Международный день семьи. Все мероприятия по проведению в области Международного Дня семьи направлены на повышение общественного статуса материнства. В рамках данных мероприятий проводятся торжественные приемы и чествования лучших семей городов и районов области, в том числе награждение Почетными дипломами Губернатора Нижегородской области, Благодарственными письмами Законодательного Собрания Нижегородской области.

В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин обозначил три основные темы. Одна, из которых  -  решение демографической проблемы. Причем, шаги, озвученные главой государства, были предельно конкретны. Здесь все сказанное Президентом абсолютно справедливо и материальная поддержка матерям и создание жилищных условий для молодых семей, и развитие системы родовспоможения. Необходимость пропаганды многодетности. Создание «моды на детей». Помимо этого Президент обратил внимание на необходимость разработки программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

В связи с чем, особо следует отметить, что в Нижегородской области вся эта работа уже ведется.

Реализуемая в области семейная политика призвана постоянно и системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей. Результатом такой политики должно стать упрочнение семьи, семейного образа жизни, создание как я уже говорил «моды на детей» среди широких масс населения. В связи, с чем в Нижегородской области была разработана и   принята Концепция семейной политики. Стратегическая цель Концепции укрепление и развитие социального института семьи; создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты, социализации и психологической поддержки. Достижение данной цели требует специальной поддержки со стороны общества и государства не только семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, но и успешной семьи, поощрение семей с детьми

Обеспечение граждан пособиями на детей сегодня рассматривается как одна из эффективных мер реализации Концепции семейной политики Нижегородской области, в частности, обеспечивающей наряду с другими мерами повышение рождаемости, поддержку семьи в воспитании детей, что крайне актуально в условиях происходящего в Нижегородской области, как и в России в целом, демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего, семей с детьми. При этом повышение уровня жизни населения является одним из приоритетов работы Правительства области.

В настоящее время в Нижегородской области действуют следующие законы, принятые во исполнение Федеральных законов от 22 августа 2004   года № 122-ФЗ, от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ в ходе совершенствования законодательства, регулирующего социальные вопросы в части учета интересов семьи и детей:

* Закон Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей»;

* Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-З «О мерах  социальной поддержки многодетных семей»;

* Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области».

В законе «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» были объединены все выплаты (меры социальной поддержки) гражданам, имеющим детей, в том числе областные, утвержденные нормативными правовыми актами Правительства области. Данный закон устанавливает единую систему пособий в Нижегородской области гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Для определения права граждан на получение пособий в данном законе предусмотрен такой критерий, как среднедушевой доход семьи, который не должен превышать величину прожиточного минимума, устанавливаемую Правительством области. Кроме того, законом гарантирована поддержка наименее социально защищенным категориям семей с детьми – многодетным семьям с четырьмя и более детьми, в составе которых есть дети-инвалиды, и семьям многодетных одиноких матерей с четырьмя и более детьми. Это позволяет осуществить закрепление строгой адресности предоставления пособий и в условиях ограниченных финансовых ресурсов высвободить средства для выплаты пособий наиболее нуждающимся семьям.

Таким образом, настоящим законом определена государственная стратегия в отношении социально-экономической поддержки нижегородцев, имеющих детей.

Закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей» устанавливает единую систему льгот и иных мер социальной поддержки многодетных семей в Нижегородской области, которая обеспечивает материальную поддержку данной категории.

Все меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям независимо от величины среднедушевого дохода семьи.

Лишь одна мера поддержки, установленная законом – освобождение от платы за содержание детей в детских оздоровительных лагерях системы социальной защиты, предоставляется с учетом величины среднедушевого дохода:

1) многодетным семьям, имеющим троих детей, – при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения,  установленной Правительством Нижегородской области;

2) многодетным семьям, имеющим четверых и более детей, – без учета величины среднедушевого дохода семьи.

Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» установил меры поддержки в отношении данных категорий, предусмотрев, в том числе, увеличение размеров опекунских пособий и введение ряда дополнительных гарантий и мер социальной поддержки.

Таким образом, вышеперечисленные законы не только сохранили действующие до января 2005 года меры социальной поддержки, действующие в отношении семей и детей, но и предусмотрели увеличение выплат или введение дополнительных выплат и мер социальной поддержки.

Не оставлены в области без внимания и молодые семьи. Мы согласны с Президентом, что одной из причин низкого уровня рождаемости является отсутствие нормальных жилищных условий.

В настоящее время специалистами департамента образования области разработан и завтра будет рассмотрен на заседании Правительства Закон Нижегородской области "О внесении изменений в областную целевую программу "Молодой семье – доступное жилье" на 2004-2010 годы". Сама Программа была утверждена 20 сентября 2004 года.

Участники Программы - молодые семьи в возрасте до 30 лет, которые постоянно проживают на территории Нижегородской области, официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на учете в органах местного самоуправления.

На основании анализа были подобраны две оптимальные формы поддержки молодых семей в рамках Программы: это льготный целевой жилищный кредит и безвозмездная жилищная субсидия отдельным категориям молодых семей.

В 2005 году 37  муниципальных образований Нижегородской области участвовали в реализации областной целевой программы на условиях софинансирования из средств областного и местного бюджетов. В 2006 году муниципальные программы действуют уже в 46 районах области.

Около трех тысяч молодых семей, стоявших на 1 января 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий по месту жительства, стали основными участниками областной Программы.

Принятие областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" позволило Нижегородской области в 2005 году участвовать в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой Программы "Жилище".

67 молодых семей из 24 районов области получили дополнительную субсидию из средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья при рождении ребенка. Сумма привлеченных средств федерального бюджета составила 13 млн. руб.

Сегодня мы с уверенностью говорим о востребованности данной программы среди молодых семей области,  о правильном выборе форм оказания поддержки. Каждая третья молодая нижегородская семья, стоявшая на учете в органах местного самоуправления, получила государственную поддержку в рамках областной программы.

Яркая социальная направленность программы выражена в оказании ряда льгот молодым семьям:

 1.   Выплата семьей процентной ставки по кредиту в размере 6% от 18% в первые пять лет выплаты кредитных обязательств. Остаток выплачивается за счет средств областного и местного бюджетов.

2.   При расчете объема льготного целевого кредита  (в отличие от ипотечного) учитывается совокупный доход не только молодых супругов, но и их родителей.

3.  Отсутствуют стартовые выплаты молодой семьи по страхованию жизни, по потере трудоспособности, приобретаемого имущества, которые являются стандартными при оформлении ипотечного кредита.

4.  В случае рождения у участников программы ребенка предусмотрена отсрочка на 3 года по выплате основного долга по кредиту.

5.   Дополнительной формой оказания поддержки молодых семей  является выплата безвозмездной жилищной субсидии из средств областного и местного бюджетов в объеме 70% от фактической стоимости приобретаемого жилья.

Эта форма поддержки распространяется на молодые семьи, в которых один или оба супруга – инвалиды, на семьи, в которых родился ребенок-инвалид, а также на молодые семьи, которые усыновили ребенка. Последний момент очень важен, поскольку позволяет упростить процедуру усыновления Российским усыновителям.

Аналогов подобной формы поддержки молодых семей в рамках региональных программ в субъектах РФ нет.

Вместе с тем динамичное изменение законодательства, учет потребностей и, главное, возможностей молодых семей, диктует необходимость внесения корректив в действующую программу.

Исключение льгот по выплате кредитных обязательств молодым семьям в случае рождения ребенка полностью нивелирует социальный эффект реализации программы и противоречит основным целям и задачам программы. Снижает уровень оказания государственной поддержки в улучшении жилищных и  социально-бытовых  условий молодых семей, не способствует улучшению демографической ситуации в Нижегородской области.

В данном проекте планируется компенсация только первичного взноса при получении ипотечного кредита в размере 5 % (2,5 % за счет местного бюджета и 2,5 % за счет областного бюджета). Все остальные расходы оплачиваются за счет собственных средств молодой семьи. Однако уровень платежеспособности большинства молодых семей Нижегородской области не гарантирует выплаты по кредиту в течение всего срока. Кроме того, средства на реализацию данного проекта в 2006 году не предусмотрены.

В 2006 году Нижегородская область подала заявку на участие в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" в части выполнения обязательств перед молодыми семьями, у которых родился ребенок в период с 1 октября 2005 года по 31 декабря 2006 года.

126 молодых семей области включены в список претендентов на получение федеральной субсидии. Общая сумма средств, необходимая области для выплаты субсидий, составляет  30 млн. 155 тыс. рублей.

Что касается слов Президента о создании системы родовспоможения, то в настоящее время по поручению Губернатора специалистами департамента здравоохранения разрабатывается и скоро будет вынесена на Правительство областная целевая программа «Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области» на 2007 – 2010 годы.

Основная цель Программы, озвученная Губернатором  – привести систему родовспоможения на уровень европейских стандартов.

Социально-экономический эффект Программы ожидается в виде:

  • повышения качества и доступности медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, во время и после родов и неонатологической помощи в государственных и муниципальных учреждениях охраны материнства и детства Нижегородской области;
  • сохранение и приумножение трудового потенциала области за счет восстановления репродуктивного здоровья населения, снижения перинатальной смертности и инвалидности с детства.
  • оптимизации использования финансовых средств, материально-технической базы и кадрового потенциала службы родовспоможения в диагностике и лечении больных.
Дата создания страницы: 15.05.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet