Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Органы исполнительной власти Нижегородской области

Подпрограмма "Поддержка профессионального искусства, образования"

Паспорт подпрограммы 2

Государственный заказчик-координатор подпрограммы 2

 

Министерство культуры Нижегородской области

Соисполнители подпрограммы 2

 

Соисполнители подпрограммы 2 отсутствуют

Цели подпрограммы  2                                                         

Сохранение и развитие лучших образцов отечественного музыкального, драматического, изобразительного искусства; поддержка и развитие профессионального художественного творчества, творческой молодежи и юных дарований; повышение творческого потенциала региона; создание единого культурного пространства

 

Задачи подпрограммы 2                                                        

Развитие гастрольной деятельности театрально-концертных учреждений Нижегородской области различного уровня; активизация фестивальной деятельности, поддержка крупномасштабных творческих проектов; грантовая поддержка творческих проектов в области культуры и искусства; активизация выставочной деятельности; увеличение количества мероприятий, способствующих выявлению и поддержке одаренных детей; стипендиальная поддержка одаренных детей; поддержка деятельности творческих союзов и адресная поддержка выдающихся деятелей искусства

 

Этапы и сроки реализации подпрограммы 2 

                                   

Подпрограмма 2 реализуется в течение 2015-2020 годов.

Подпрограмма 2 реализуется в один этап.

 

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 2 за счет средств областного бюджета

Подпрограмма 2 предполагает финансирование за счет средств областного бюджета в сумме " - 8939481,5 тыс. рублей,   в том числе по годам:

2015 год -      966271,2 тыс. рублей;

2016 год  -   1190618,2 тыс. рублей;

2017 год –    1481391,2 тыс. рублей;

2018 год –    1759623,6 тыс. рублей;

2019 год –    1767017,7 тыс. рублей;

2020 год –    1774559,6 тыс. рублей.

 

Индикаторы достижения цели и  показатели непосредственных результатов

По окончании реализации подпрограммы 2 будут достигнуты следующие значения индикаторов:

Индикаторы достижения цели:

1.      Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий на 25,8 % к уровню 2014 года.

2.      Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей до 8,2%.

3.      Увеличение доли театров, имеющих официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве театров Нижегородской области до 100%.

4.      Увеличение суммы одного гранта для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства на 600,0 тыс. рублей к уровню 2014 года.

5.      Увеличение количества стипендиатов среди творческой молодежи  на 15 человек к уровню 2014 года.

6.      Увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в Нижегородской области,  до 39%.

Показатели  непосредственных результатов по окончании реализации подпрограммы 2:

1.      Количество посещений театрально-концертных мероприятий составит 2136800  человек.

2.      Сохранение 100% функционирования  официальных сайтов театрально-концертных учреждений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3.      Количество детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, составит 17591 человек.

4.      Сумма одного гранта для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства составит 1800 рублей.

5.      Количество стипендиатов  творческой молодежи составит 43 человека.

6.      Количество выставочных проектов, осуществляемых в Нижегородской области, составит 348.

 

3.2.2. Текстовая часть подпрограммы 2

3.2.2.1. Характеристика текущего состояния.

Деятельность Минкультуры в сфере профессионального искусства направлена на поддержку классического и современного искусства, проектов, ориентированных на академическое творчество, организацию мероприятий авангардной тематики.

Сеть государственных и муниципальных учреждений  профессионального искусства представлена: 14 театрами, Филармонией, 3 оркестрами, 1 хоровым коллективом, художественным музеем, 7 выставочными залами (5 в составе учреждений),  Методкабинетом, Консерваторией, 7 профессиональными образовательными организациями, 122 детскими музыкальными, художественными школами и школами искусств.

В регионе развиваются разные направления театрального искусства: оперное, балетное, драматическое, комедия, искусство театра кукол. Государственные и муниципальные театры работают в городах Н.Новгороде, Арзамасе, Сарове, Дзержинске, Кстово.

В настоящее время только на сцене театров проходит более 60 премьер новых и капитально-возобновленных спектаклей, театры показывают около 3000 спектаклей на своих стационарных площадках (в том числе более 250 спектаклей на выездах и гастролях по Нижегородской области), которые ежегодно посещают 700 тыс. зрителей.

Театральное искусство является одним из самых популярных у нижегородцев - об этом говорит активная постановочная деятельность театров и, как следствие, рост интереса к их творчеству и посещаемости спектаклей.

С целью дальнейшего развития театрального искусства в Нижегородской области разработана Концепция развития театрального дела в Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденная приказом министерства культуры Нижегородской области от 6 июня 2012 года № 89.

Одним из стимулов развития театрального искусства является фестивальная деятельность. В Нижегородской области при поддержке  Правительства Нижегородской области  проводятся: Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства "Болдинская осень", Российский театральный фестиваль имени М.Горького, открытый российский фестиваль театральных капустников "Веселая коза", Международный фестиваль "Поют актеры драматических театров", ежегодный областной театральный фестиваль "Премьеры сезона".

Нижегородское исполнительское искусство достойно представляют такие коллективы, как Филармония, Русский народный оркестр и Губернский оркестр. 

Филармония  - одна из крупнейших концертных организаций России. Основанная в 1937 году, Филармония и сегодня остается главным организатором симфонических, хоровых, камерных, органных и литературных концертов в Нижнем Новгороде и области. Ежегодно Филармония проводит более полутора тысяч концертов (для более 250 тысяч зрителей) в центральных залах города, а также в Домах культуры, организациях дополнительного образования, на предприятиях города и области.

В Филармонии работают более двухсот сотрудников. В ее творческом составе симфонический оркестр, солисты-инструменталисты, певцы, мастера художественного слова, лекторы-искусствоведы. Активно работают музыкально-лекторийный, гастрольный и литературный отделы. Многие артисты и сотрудники Филармонии приобрели широкую известность, стали лауреатами всероссийских, всесоюзных, международных конкурсов, удостоены почетных званий.

Русский народный оркестр – один из наиболее известных профессиональных коллективов области. В его репертуаре более 400 произведений народного музыкального искусства, русской и зарубежной классики.

Губернский оркестр – постоянный участник крупных всероссийских и международных мероприятий. В 2014 году оркестр достойно представил регион  в культурной программе XXII Олимпийских игр в г. Сочи.

В настоящее время Филармонией и оркестровыми коллективами проводится более 4500 концертов на своих площадках и на выездах в пределах области, на гастролях по России, за рубежом, которые ежегодно посещают около 1 миллиона зрителей.

Профессиональное изобразительное искусство  пропагандируют НГХМ и выставочные залы, работающие в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Чкаловске, Городце, Большом Болдино и Павлово, Сарове. Муниципальные выставочные залы и картинные галереи проводят активную деятельность по популяризации изобразительного искусства. Ежегодно в них проходит более 200 персональных и групповых художественных выставок различной направленности российских и зарубежных авторов.

НГХМ является одним из старейших и лучших региональных музеев России. Собрание НГХМ насчитывает более 12 тысяч музейных предметов. Среди его экспонатов находятся произведения, имеющие мировое  значение. 

Гордостью собрания являются уникальные памятники древнерусской иконописи, картины Ф.С.Рокотова, К.П.Брюллова, В.А.Тропинина, И.К.Айвазовского, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина,  И.Е.Репина, В.М.Васнецова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, М.В.Нестерова и других художников. Музей располагает замечательными монографическими коллекциями произведений Б.М.Кустодиева и Н.К.Рериха.

В последнее время, благодаря многочисленным международным выставкам, мировую известность приобрели произведения мастеров русского авангарда: К.С.Малевича, В.В.Кандинского, М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой, А.М.Родченко, Л.С.Поповой и других авторов.

Большую художественную ценность имеет коллекция западноевропейского искусства, включающая произведения представителей крупнейших школ Европы XV-XIX  веков: Лукаса Кранаха Старшего, Джузеппе Мария Креспи, Бернардо Белотто (Каналетто), Давида Тенирса Младшего, Якоба Йорданса и других мастеров.

Выявление и поддержка  юных дарований и талантливой молодежи  является одним из важнейших направлений развития культуры. Ежегодно более 7% от общего количества детей школьного возраста принимают участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах всех уровней. Это более 15 тысяч одаренных детей и молодежи.

Поддержка талантливых детей и молодежи также осуществляется в виде  поощрения стипендиями разного уровня. 

Важной составляющей поиска и поддержки одаренных детей и молодежи является ежегодное проведение многочисленных конкурсов, фестивалей по разным направлениям художественного образования.  Наиболее крупные и значимые – это конкурсные проекты всероссийского уровня Музыкального колледжа им. М.А.Балакирева, включающие все направления музыкального исполнительства; Международные конкурсы
им. А.Фраучи, им. Н.Рожкова, им. В.Ю.Виллуана, им. Э.Липович;  всероссийская олимпиада по специальностям, проводимая Консерваторией; Российский фестиваль "Новые имена";  ежегодная летняя "Творческая школа" для одаренных детей и другие.

 

3.2.2.2. Цели, задачи подпрограммы 2

Целями подпрограммы 2 являются: сохранение и развитие лучших образцов отечественного музыкального, драматического, изобразительного искусства; поддержка и развитие профессионального художественного творчества, творческой молодежи и юных дарований; повышение творческого потенциала региона; создание единого культурного пространства.

Достижение этих целей потребует решения следующих задач:

- развитие гастрольной деятельности театрально-концертных учреждений Нижегородской области различного уровня;

- активизация фестивальной деятельности, поддержка крупномасштабных творческих проектов;

- грантовая поддержка творческих проектов в области культуры и искусства;

- активизация выставочной деятельности;

- увеличение количества мероприятий, способствующих выявлению и поддержке одаренных детей;

- стипендиальная поддержка одаренных детей;

- поддержка деятельности творческих союзов и адресная поддержка выдающихся деятелей искусства.

 

3.2.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2

Действие подпрограммы 2 предусмотрено на 2015-2020 годы. Подпрограмма 2 реализуется в один этап.

 

3.2.2.4. Перечень основных мероприятий подпрограммы 2

В рамках реализации подпрограммы будут проведены следующие мероприятия:

В сфере театрального искусства необходимо реализовать комплекс мероприятий, предусмотренных Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р.

Театры и театральные организации вносят большой вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественного театрального искусства, обеспечивают творческую преемственность поколений в театральном деле, несут большую просветительскую и воспитательную миссию.

Одним из важнейших направлений в отрасли является дальнейшее развитие гастрольной деятельности для укрепления развития театров, сохранения и формирования зрительского интереса к театральному искусству. К 2020 году предполагается существенно расширить гастрольную деятельность театров,  прежде всего в отдаленные районы Нижегородской области.

Увеличение суммы одного гранта Правительства Нижегородской области на поддержку гастрольной деятельности государственных театрально-концертных учреждений культуры Нижегородской области  решит задачу сохранения единого культурно-информационного пространства страны, конкурентоспособности творческого продукта.

Традиционно важным и актуальным направлением деятельности останется поддержка и стимулирование проектов высокого художественного качества. Важнейшими событиями культурной жизни региона стали уже традиционные: Международный фестиваль искусств им. А.Д.Сахарова "Русское искусство и мир"; Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства "Болдинская осень"; Российский театральный фестиваль имени М.Горького. Дальнейшая поддержка крупномасштабных творческих проектов и фестивальной деятельности будет способствовать развитию и популяризации лучших образцов отечественного и мирового музыкального и драматического искусства, интеграцию в мировой художественный процесс.

В соответствии с Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1244-р, важным направлением является выявление и поддержка художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Для достижения данных целей будет продолжено стимулирование творческой активности детей и юношества через стипендиальную поддержку, привлечение их к участию в творческих мероприятиях.

Непрерывность воспроизводства творческого потенциала требует внимания и поддержки всемирно известной трехуровневой системы отечественного художественного образования (организации дополнительного образования – профессиональные образовательные организации – образовательные организации высшего образования). Его формирование зависит от условий, в которых развивается и воспитывается молодое поколение. Выявление художественно-одаренных детей должно происходить благодаря организации и проведению фестивалей, конкурсов, олимпиад, мастер-классов, летней творческой школы для одаренных детей Нижегородской области.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" задачей в области изобразительного искусства является увеличение выставочных проектов, осуществляемых на территории региона.

Оказание организационной и финансовой поддержки в осуществлении творческих мероприятий профессиональных творческих союзов, расширение популяризации новых достижений нижегородских композиторов, художников, деятелей театрального искусства - является также важной задачей.

Информация об основных мероприятиях подпрограммы приведена в таблице 1 "Перечень основных мероприятий госпрограммы" госпрограммы.

 

3.2.2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации подпрограммы 2

Для оценки достижения цели и решения задач подпрограммы 2 предусмотрены следующие индикаторы и непосредственные результаты реализации подпрограммы 2.

1. Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий на 25,8 % к уровню 2014 года.

2. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей до 8,2%.

3. Увеличение доли театров, имеющих  официальный сайт в  информационно-коммуникационной сети "Интернет", в общем количестве театров Нижегородской области до 100%.

4. Увеличение суммы одного гранта для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства на 600,0 тыс. рублей к уровню 2014 года.

5. Увеличение количества стипендиатов среди творческой молодежи на 15 человек к уровню 2014 года.

6. Увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в Нижегородской области, до 39%.

Непосредственные результаты:

1. Количество посещений театрально-концертных мероприятий составит  2136800 человек.

2. Количество детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, составит 17591 человек.

3. Сохранение 100% функционирования официальных сайтов театрально-концертных учреждений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4.  Сумма одного гранта для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства составит 1800 рублей.

5.  Количество стипендиатов творческой молодежи составит 43 человека.

6.  Количество выставочных проектов, осуществляемых в Нижегородской области, составит 348.

Значения индикаторов достижения цели и непосредственных результатов реализации подпрограммы, запланированные по годам, приведены в таблице 2 "Сведения об индикаторах и непосредственных результатах" государственной программы.

 

3.2.2.6. Меры правового регулирования

Для реализации подпрограммы 2 разработка нормативных правовых актов Нижегородской области не требуется.

 

3.2.2.7. Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области

Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в рамках подпрограммы 2 не предусмотрено.

 

3.2.2.8. Участие в реализации подпрограммы государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием Нижегородской области, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов

Участие государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием Нижегородской области, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в реализации мероприятий подпрограммы 2 не предусмотрено.

 

3.2.2.9. Обоснование объема финансовых ресурсов

Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 2 осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем приведен в таблице 3 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета" государственной программы.

 

3.3.2.10. Прогнозная оценка расходов на реализацию подпрограммы 2 за счет всех источников

Прогнозная оценка расходов на реализацию подпрограммы 2 за счет всех источников приведена в таблице 4 "Прогнозная оценка расходов на реализацию государственной программы за счет всех источников" государственной программы.

 

3.2.2.11. Анализ рисков реализации подпрограммы 2

Важное значение для успешной реализации подпрограммы 2 имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач подпрограммы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.

В рамках реализации подпрограммы 2 могут быть выделены следующие риски ее реализации.

Правовые риски

Правовые риски связаны с изменением законодательства Нижегородской области, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации подпрограммы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий подпрограммы.

Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации Подпрограммы планируется:

- на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;

- проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве Нижегородской области в сфере культуры.

Финансовые риски

Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферу культуры, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.

Способами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:

- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в зависимости от достигнутых результатов;

- определение приоритетов для первоочередного финансирования;

- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.

Макроэкономические риски

Макроэкономические риски связанны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности сферы культуры, необоснованный рост стоимости услуг в сферах культуры.

Изменение стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения. Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее затратных мероприятий подпрограммы 2, в том числе, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры.

Снижение данных рисков предусматривается в рамках мероприятий Подпрограммы, направленных на совершенствование государственного регулирования, в том числе по повышению инвестиционной привлекательности и экономическому стимулированию.

Административные риски

Риски данной группы связаны с неэффективным управлением подпрограммой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отрасли культуры, нарушение планируемых сроков реализации подпрограммы, невыполнение ее целей и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий подпрограммы.

Основными условиями минимизации административных рисков являются:

- формирование эффективной системы управления реализацией подпрограммы;

- проведение систематического аудита результативности реализации подпрограммы;

- регулярная публикация отчетов о ходе реализации подпрограммы;

- повышение эффективности взаимодействия участников реализации подпрограммы;

- заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;

- создание системы мониторингов реализации подпрограммы;

- своевременная корректировка мероприятий подпрограммы.

Реализация перечисленных мер предусмотрена в рамках реализации подпрограммы.

Кадровые риски

Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере культуры, что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры.

Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.

Дата создания страницы: 30.03.2015
Дата модификации страницы: 30.03.2015